Сайт о холестерине. Болезни. Атеросклероз. Ожирение. Препараты. Питание

Планеты на асценденте и мс Марс на асценденте

Формы внутривидовой изоляции

Презентация «Такие разные птицы

Территория фрг.  Германия. Территория Германии: площадь и географическое положение

Презентация к уроку физики Электрические явления в природе презентация к уроку физики (9 класс) на тему Просмотр содержимого презентации «Природные электрические явления»

Салат из говядины отварной

Как приготовить бисквитный торт с фруктами Бисквит с кусочками фруктов

Как испечь немецкий штрудель?

Запеканка в мультиварке творожная с манкой

Замы Министра обороны РФ: имена, звания, достижения Кто руководит и управляет вс рф

Классический рецепт селедки под шубой В форме рыбы

Морской салат — лучшие рецепты

Формы оплаты труда в строительстве Систему оплаты труда в строительно монтажной организации

Cонник косить, к чему снится косить во сне видеть

Сонник: к чему снится коса

Неврология у ребенка симптомы. Детская неврология и клинические рекомендации Причины неврологических заболеваний у детей

Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, - невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада. И эти опасения не так уж беспочвенны - по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз. Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.

Особенности детской нервной системы

Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.

В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание , которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.

Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.

Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.

Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.

Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.

Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.

Неврологические проблемы

Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы. Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро. Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок - неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж , плавание в надувном круге на шею, витамины).

Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.

Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.

Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.

Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны - не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.

Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.

Когда проблема действительно существует?

- диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.

Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, - ор ребенка.

С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.

Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин - голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.

К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность », нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.

К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич , неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.

Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок - личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.

Лучшая профилактика, а заодно и лечение неврологических якобы «проблем», которые существуют только на бумаге врача и в головах у беспокойных мамы и бабушки, - правильный образ жизни ребенка.

Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.

Не допускайте передозировки кальция и витамина D , поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.

Подробнее о мнении доктора Комаровского о неврологических проблемах у детей вы узнаете из следующего видео.

Проблемы со сном, сниженный мышечный тонус и частый плач иногда указывают на нарушения в работе нервной системы. Чем быстрее будет выявлена неврология и ее причина, тем больше шансов на быстрое восстановление и правильное развитие.

Неврология детей до года — причины

Неврологические расстройства у детей связаны с повреждением головного и спинного мозга, мозжечка и периферических нервов. Неправильная работа нервной системы может быть врожденной, когда беременность сопровождалась осложнениями или ребенок родился с генетическими дефектами, заложенными в начале эмбрионального развития. Приобретенные после рождения нарушения наблюдаются при недостаточном питании, после травм и серьезном проявлении аллергии.

Наиболее частые причины церебрального паралича связаны с пренатальным периодом, это преждевременные и тяжелые роды, фетальные инфекции, генетические проблемы. Эпилепсия, не редко результат травм, инфекций, образования опухолей, повреждения головного мозга. Другая причина эпилепсии — системные расстройства, такие как гимпогликимия или гипергликемия, уремический синдром, химическое отравление и результат повышения температуры тела выше 39 градусов.

Специалисты до сих пор ищут ответ на вопрос, почему одни и те же факторы на разных детей действуют иначе — одни малыши рождаются здоровыми, а другие имеют патологии разной степени тяжести. Вероятно, это связано с особенностями маленького организма и его чувствительностью.

Симптомы неврологии у детей до года, не всегда повод для беспокойства. Если такие признаки как плач и бессонница временного характера, то это, вариант нормы — современные крохи, часто реагируют капризностью на перемену погоды или чрезмерное количество впечатлений. Тремор (дрожание ручек) проходит после третьего месяца жизни, у недоношенных малышей после 4-5 месяца. Размер родничка и его закрытие может немного отклоняться от нормы при условии, что рост головки идет правильно и нет других осложнений в развитии.

Вздрагивания во сне не всегда патология, это нормально для любого возраста, если они не наблюдаются в течение всего периода сна. Вздрагивания во время мочеиспускания не причина для посещения врача в первый год крохи. Повышенный мышечный тонус (гипертонус) у новорожденных приходит к норме на 5 — том месяце жизни (максимально допустимый срок).

Когда идти к врачу

Плановое посещение невролога обязательно в первый, третий, шестой и двенадцатый месяц. Во время обследования специалисту можно озвучить жалобы и задать вопросы. Невролог осмотрит ребенка на наличие расстройств и даст рекомендации касательно лечения и постарается найти причины, которые стали виновниками заболевания (если оно есть). Консультация необходима как можно скорее, когда наблюдаются следующие симптомы:

  • Во время плача ребенок закидывает голову назад.
  • Врожденные не угасают через полгода после рождения.
  • Ребенок не реагирует на яркий свет или шум погремушки.
  • Не держит головку после первых тридцати дней жизни.
  • Обильно выделяется слюна после кормления.
  • Есть трудности в кормлении, малыш не может проглотить пищу.
  • Повышенная тревожность, отсутствует потребность сна.
  • Ребенок не удерживает погремушку через 30 дней после родов.
  • Теряет сознание, наблюдаются судороги или временные «отключения» сознания (абсансы).
  • Западает внутрь головки родничок.
  • Часто плачет, есть трудности в засыпании.
  • Не подражает речи взрослых после третьего месяца жизни.
  • Не любит лежать на животе (типичный признак детей с неврологическими нарушениями).
  • Не плачет, поведение пассивно, сон занимает больше 20 часов в сутки.
  • Сложно переодеть по причине сильного мышечного напряжения.
  • Малыш постоянно выгибает тело или наклоняет голову в сторону.

Если неврология у детей до года не лечится вопреки рекомендациям врача или была не замечена, в более старшем возрасте это приведет к задержке речи, неспособности концентрировать внимание, обучаться и контролировать поведение. Самый «безобидный» итог — головные боли и эмоциональная нестабильность.

Реабилитация

При выявлении нарушений развития, невролог направляет на дополнительные обследования и консультацию к другим специалистам, например к отоларингологу и офтальмологу, чтобы выяснить причины и подобрать правильное лечение. Терапевтические методы различаются в зависимости от поставленного диагноза, обычно, назначается курс массажа и приема медикаментов, восстанавливающих функционирование нервной системы.

Курс восстановления слуха и зрения важно начать как можно раньше, предпочтительнее до первого полугодия жизни. После первого года лечение уже не дает таких положительных результатов, а неврология прогрессирует быстрее, что приводит к инвалидности. В тяжелых случаях нарушений нервных и психических функций, лечение направлено на улучшение нынешнего состояния.

Чрезвычайно важно во время лечения соблюдать правильное питание ребенка, если мать кормит грудью, необходимо выбирать только натуральные продукты, избегая готовых блюд с добавлением искусственных ароматизаторов и усилителей вкуса. Также во время грудного вскармливания можно использовать дополнительные источники минералов и витаминов (БАДы). Положительное влияние на развитие мозга и нервную систему оказывают добавки с омегой-3.

Помимо здоровой диеты, неврология у детей до года требует стимуляции развития различными способами — например, чтением сказок и прогулками на свежем воздухе, поощрением физической активности. Эти простые шаги оказывают положительное влияние на умственные способности и помогают организму справиться со всеми расстройствами и причинами их появлений.

Нарушения со стороны нервной системы могут быть разнообразными.
Чаще всего это:
аффективно-респираторные приступы;
нарушения речи;
нарушения сна;
неловкость;
приступы злобы;
проблемы воспитания;
повышенная возбудимость.

Аффективно-респираторные приступы:

Аффективно-респираторные приступы - это острая задержка дыхания. Может возникать при крике или плаче ребенка. От злости, обиды или боли (например, при падении) ребенок начинает плакать так горько, что задерживается дыхание, в легких уже нет воздуха, ребенок сначала краснеет, затем синеет и тут же начинает дышать. В момент нехватки воздуха возможно кратковременное кислородное голодание мозга и ребенок теряет сознание. В это время могут быть судороги.

Все это длится несколько десятков секунд, после чего дети становятся вялыми, иногда сонливыми. Подобные приступы могут отмечаться у 2 % детей до 2 лет, редко до 4 лет.
Обычно это бывает у очень упрямых, своенравных детей, которые любой ценой стараются добиться своего. Такие состояния, как правило, проходят бесследно и служат одним из проявлений ранней детской нервности. Во время приступа следует вынести ребенка на свежий воздух, повернуть лицом вниз, чтобы запавший язык не перекрывал дыхательные пути. Можно побрызгать лицо холодной водой, но не давать пить, так как ребенок в этот момент не глотает.

Для того чтобы избежать приступа, надо «переключить» внимание ребенка на какой-то другой предмет, отвлечь его и стараться избегать конфликтных ситуаций. Необходимо единство взглядов всей семьи на отношение к этой проблеме, поскольку ребенок очень быстро учится извлекать выгоду для себя из сложившейся ситуации. Во многих случаях нужна консультация психолога. Особой опасности такие приступы не представляют, однако во всех случаях необходима консультация врача для исключения эпилепсии и нарушений сердечного ритма. Следует также помнить, что часто повторяющиеся приступы из-за кислородного голодания мозга могут привести к неврологическим заболеваниям.

Нарушения речи:

Если вам кажется, что ребенок мало говорит, выясните у логопеда, как он должен говорить в этом возрасте. Развитие речи ребенка зависит от того, как много с ним разговаривают с первых дней жизни. В первое время новорожденный как будто никак не реагирует на обращения к нему. Но проходит несколько недель, и ребенок прислушивается к звукам речи, как бы замирает. Еще через некоторое время в ответ на вашу речь начинает произносить звуки: «гу», «у». К 1,5-2 месяцам гулит хорошо, а к 3 месяцам гулит долго, протяжно, певуче, затихает, когда начинаете говорить вы, потом снова гулит, улыбается. К 6-8 месяцам появляются цепочки звуков: «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», к 9-12 месяцам - слова. К году обычно ребенок знает 6-10 слов.

К 15 месяцам начинает осознанно обращаться к родителям и другим членам семьи: «мама», «папа», «баба». К 18 месяцам хорошо копирует интонации, выполняет инструкции («возьми и принеси, положи» и т. д.). К 2 годам может говорить короткие двухсловные предложения («мама, ам»). После 2 лет формируются предложения, и 3-летний ребенок уже говорит фразами, поет песенки, читает короткие стишки. Правда, речь еще нечеткая, не всегда понятная окружающим. Однако так бывает не всегда. Если ребенок мало говорит, необходимо выяснить, нет ли у него нарушений слуха или поражений со стороны нервной системы. Если ребенок хорошо слышит, необходимо постоянно с ним говорить, приучать пользоваться не жестами, а словами.

Окруженному «стеной молчания» малышу не хватает стимулов для развития речи. Если речь ребенка нечеткая, следует обратиться к логопеду, чтобы проверить, не короткая ли у него уздечка языка. Патология твердого неба (расщелина) тоже приводит к нарушению звукопроизношения, даже после хирургической коррекции. Если со стороны органа слуха, полости рта нет отклонений, необходимо проконсультироваться у невропатолога, чтобы исключить задержку психоречевого развития как следствия поражения нервной системы.

Следует помнить также о наследственных особенностях развития речи. Существует естественная разница в развитии речи детей: кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Чем больше разговаривать с ребенком, тем раньше он сам научится говорить. Большинство речевых нарушений является следствием патологии слуха.

Нарушения сна у ребенка:

Подобно взрослым, у детей различная потребность во сне. Новорожденные спят от 12 до 20 часов в сутки, старшие дети - всю ночь. Однако некоторые могут спать лишь 4-5 часов и не спят днем. В большинстве случаев это наследственные особенности, но и режим жизни ребенка вносит свои изменения. Дети, которые мало активны днем, плохо спят ночью, как, впрочем, и чрезмерно активные, не успевающие успокоиться вечером.

Дети с астмой, экземой, аллергией, пищевой непереносимостью тоже плохо спят ночью. Многое зависит от того, как укладывать ребенка. В одних семьях принято укачивать малыша на руках, в других - укладывать в кроватку. Преимущество последнего метода в том, что родители некоторое время могут побыть вдвоем.

Около половины детей до 5 лет просыпаются ночью, что является нормой. Другое дело, что при этом недосыпают родители. Поэтому они могут вставать к ребенку поочередно или подольше поспать утром.

К нарушениям сна относятся:
ночные кошмары;
ночные страхи;
снохождение (лунатизм).

Ночные кошмары очень неприятны для ребенка. Они возникают из-за нарушения дыхания: при астме, аллергии, увеличении миндалин, заложенности носа, из-за психических причин (страшные фильмы и т. д.), перенесенных болезненных ощущений или травм, а также в жарких и душных помещениях. Обычно бывает между 8 и 9 годами. Ребенку снится, что его кто-то давит, преследует и т. д. Утром он помнит, что ему снилось. Эти нарушения бывают в фазу быстрого сна.

Ночные страхи. Ребенок просыпается ночью и несколько минут кричит, не узнавая окружающих. Его нелегко успокоить, он испуган, у него частое сердцебиение, широкие зрачки, учащенное дыхание, искажены черты лица. Чаще всего ночные страхи отмечаются между 4 и 7 годами. Через несколько минут ребенок успокаивается и засыпает, утром ничего не помнит. Ночные страхи возникают в фазе менее глубокого сна.

Снохождение (лунатизм, сомнамбулизм) появляется в фазе неглубокого сна или фазе выхода из неглубокого сна: Дети встают с кровати, ходят по комнате, могут разговаривать, сходить в туалет или помочиться в комнате, затем возвращаются в свою пастель или в другую и укладываются спать. Утром они об этом не помнят. Иногда снохождение сочетается с ночными страхами. Следует помнить, что уставшие дети спят крепко. Поэтому физическая и умственная активность ребенка днем: подвижные игры, пение, чтение стихов, считалочки - способствует крепкому сну.

К 3 годам дети значительно меньше спят днем или вообще отказываются от дневного сна. Укладывание ребенка вечером после ванны, сказка на ночь способствуют закреплению режима, и ребенок спокойно отправляется в постель. Можно оставить неяркий свет ночника или свет в коридоре, если малыш боится темноты. В кроватку ребенок может взять любимую игрушку или книжку. Иногда помогает тихая музыка или «белый шум» (работа каких-либо бытовых приборов, тихие разговоры взрослых между собой). Не стоит укачивать ребенка на руках, так как он просыпается, как только его укладывают в кроватку. Лучше посидеть рядом и спеть колыбельную. Спальня должна быть уютной, теплой.

Если ребенок плачет, боясь оставаться один, приучайте его к этому постепенно. Уложив ребенка, выйдите на несколько минут и снова вернитесь. Постепенно увеличивайте время отсутствия. Ребенок будет знать, что вы где-то рядом и вернетесь к нему.

При кошмарах и ночных страхах надо успокоить ребенка, уложить его. При необходимости по рекомендации врача можно давать легкие успокаивающие средства. Важно, чтобы ребенок не смотрел вечером фильмы, сказки, которые могут напугать его. При снохождении надо спокойно уложить ребенка, не будить его. Нужно обследовать его у врача и при необходимости провести лечение. Помните о безопасности ребенка: закройте окна и двери, чтобы он не попал на лестницу и не свалился через окно.

Нарушения сна - частое явление у грудных и младших детей. Однако регулярное укладывание в одно и то же время позволяет выработать определенный режим. При нарушениях сна необходима консультация врача и применение соответствующих лекарств.

Неловкость:

Все маленькие дети немного неловки, так как их нервная система не успевает за развитием мышц и костей. Начиная самостоятельно есть, ребенок пачкает одежду, разбрасывает еду, учась одеваться - воюет с пуговицами, застежками, замочками. Часто падает, ушибается, появляются синяки и шишки на голове, руках и ногах. В 3 года ребенку еще трудно построить башню из кубиков, дошкольники плохо рисуют, пишут, часто разбивают посуду, не умеют оценивать расстояния, поэтому неловко бросают и ловят мяч.

Многие дети не отличают правую сторону от левой. Чаще они чрезмерно возбудимы, импульсивны, не могут долго сосредоточить внимание. Некоторые начинают поздно ходить (после полутора лет). Должно пройти какое-то время, чтобы они наверстали этот пробел. У некоторых детей координация движений страдает «по наследству». Другие дети имеют эмоциональные нарушения.

Дети с какими-либо отклонениями: координаторными, эмоциональными, манипулятивными - чувствуют себя не такими, как все. Иногда неловкость возникает в результате травм, особенно головы. Недоношенные дети также несколько отличаются от сверстников. Во многих случаях по мере роста ребенка проявляются, вначале незаметные, нарушения по типу минимальной мозговой недостаточности. Неловкость ребенка осложняет проблемы воспитания. Неудача в выполнении какого-либо задания может вызвать у ребенка гнев, обиду, склонность к уединению, стеснительность, неуверенность в себе, особенно если сверстники начинают смеяться над ним.

Негрубые неврологические нарушения часто не замечают, а ребенка оценивают как «нормального, но несносного», что ведет к наказаниям, выговорам, еще большим нарушениям поведения и патологическому формированию характера. Ребенок начинает избегать школы, находит любые причины, чтобы не пойти на уроки, где его ругают, высмеивают. Родители в первую очередь должны понять, что у ребенка не все в норме. Если вы замечаете, что ваш ребенок особенно неловок, обратитесь к невропатологу, психологу, чтобы выявить и уточнить характер нарушений как можно раньше.

Небольшие нарушения есть у каждого десятого ребенка, поэтому важно проявить максимум терпения и внимания, чтобы провести соответствующую коррекцию. Для успеха нужны взаимопонимание, терпение, а не наказание, высмеивание и выговор. Если выявлено минимальное поражение мозга - не расстраивайтесь, есть много способов лечения и коррекции подобных нарушений.

Приступы гнева:

Приступы гнева часто бывают у детей в возрасте от полутора до 4 лет. Самое трудное время - от 2 до 3 лет. Это критический возраст самоутверждения. К 4 годам приступы становятся значительно более редкими. В возрасте 2-3 лет около 20 % детей ежедневно злятся по тем или иным причинам.

Главная из причин гнева - недовольство тем, что ребенок не может выразить свои желания так, как хочет. Дети в этом возрасте очень хорошо понимают все, что происходит вокруг них, и страстно желают, чтобы все было, как им хочется. Если этого не происходит, гнев выливается в приступы злобы, которые доставляют много беспокойства родителям, особенно в общественных местах. Иногда приходится даже шлепнуть малыша.

Чтобы избежать этой неприятной ситуации, всегда проанализируйте свои действия, прежде чем вы куда-то отправляетесь с ребенком. Дети обычно начинают капризничать, если хотят есть. Имейте с собой всегда какие-нибудь фрукты или печенье. Если ребенок хочет спать, постарайтесь возвратиться домой ко времени сна или идите после того, как ребенок проснется и у него будет хорошее настроение. Иногда удается «переключить» внимание ребенка на что-то необычное и интересное в окружающей обстановке.

Приступы зависти к сестре или брату можно предотвратить, если уделять ребенку максимум внимания и нежности, а не бранить его. Старайтесь сохранять спокойствие и не реагировать на выходки ребенка. Не думайте о том, что скажут окружающие. Многие из них тоже имеют детей и знают, как с ними бывает нелегко. Иногда в гневе ребенок плачет и может вызвать аффективно-респираторный приступ, но, к счастью, это бывает редко. Всегда оставайтесь спокойны и будьте последовательны.

Возьмите плачущего ребенка на руки и крепко обнимите, чтобы он не мог вырваться. Все находящиеся поблизости предметы, которые он, может схватить и бросить, отодвиньте. Если ребенок не хочет двигаться с места, оставьте его и идите, но не выпускайте из поля зрения. Обычно дети всегда бегут за уходящими родителями. Несмотря на трудности, не позволяйте ребенку одержать победу, иначе с каждым разом будет еще труднее. В случае приступов гнева у ребенка после 5 лет необходимо проконсультировать его у психолога.

Проблемы воспитания у детей:

Проблемы воспитания весьма разнообразны. Причинами возникающих проблем могут служить приступы злобы, отказ от еды, нарушение сна, чрезмерная возбудимость, а иногда и приступы агрессии, когда ребенок может нанести повреждение себе и другим, кусаясь и дерясь. Поведение родителей в таких ситуациях зависит от их культуры, воспитания, общественного положения. Особенно большое влияние на поведение родителей оказывают их собственные впечатления детства.

Некоторые родители очень строго подходят к ребенку и не допускают никаких поблажек, другие относятся более мягко и лояльно. С медицинской точки зрения нет единых подходов к воспитанию. Главное, чтобы родители не унижали и не оскорбляли ребенка. Дети, которые приучены к режиму дня и постоянно знают, что будут делать дальше, как правило, не доставляют хлопот в воспитании, даже если они чрезмерно возбудимы.

Родители ищут помощи, когда не справляются с ребенком и их методы воспитания не дают результатов. Идеальных детей нет, но поведение родителей в вопросах воспитания во многом предопределяет судьбу ребенка. Иногда воспитание (или, лучше сказать, его отсутствие) противоречит всем нормам поведения в обществе. В воспитании необходимо учитывать и особенности ребенка. Некоторые дети с рождения спокойные, несмелые, другие же, наоборот, подвижные и напористые.

Беспокойные дети плохо спят, склонны к ночным кошмарам, быстро устают. Если они находятся постоянно под страхом наказания, видят натянутые отношения между родителями, то пытаются любым способом обратить на себя внимание, в том числе и плохим поведением. Во многом воспитание является результатом поведения родителей. Ребенок, которому не дали сладостей, начинает капризничать, но, если не добьется своего, сделает для себя выводы.

Иногда плохое поведение ребенка проявляется в определенных ситуациях: если он голоден, хочет пить или устал. Тогда очень легко установить причину и нормализовать ситуацию. Если ребенок плохо себя ведет, надо терпеливо и доступно объяснять его ошибки и повторять это в соответствующих ситуациях. Дети реагируют на чуткое, внимательное отношение, особенно на похвалу, даже если они ее не всегда заслуживают. Возбужденному ребенку можно позволить «выплеснуть энергию» в игре, в спортивных занятиях, чтобы он успокоился.

Нельзя позволять ребенку все. Если сказано «Нет!» - это должно быть уверенным «нет», законом для всех членов семьи. Очень плохо, когда один из родителей запрещает, а другой, наоборот, - разрешает. Всегда разумно реагируйте на выходки ребенка. Лучше хвалить за хорошее поведение, чем наказывать за непослушание. Можно даже обещать награду за что-нибудь хорошее при этом следует обязательно выполнить свое обещание. Однако награда не должна быть повседневным стимулом для поведения ребенка.

Режим дня и последовательное отношение к ребенку могут предотвратить много трудностей. Если вы не справляетесь с проблемами воспитания своего ребенка, обратитесь к невропатологу или психиатру для выявления возможных (скрытых) отклонений со стороны нервной системы.

Повышенная возбудимость:

Этот термин не всегда используют правильно. Часто энергичного, подвижного ребенка называют возбудимым. Однако дети, страдающие повышенной возбудимостью, не только подвижны, но и беспокойны, они не могут концентрировать внимание, совершают много ненужных движений при выполнении какой-либо работы, плохо учатся, не могут довести начатое дело до конца, у них быстро меняется настроение.

У таких детей часто бывают приступы гнева, когда они бросают предметы на пол, нередко они страдают нарушением координации, неловкостью. Такие явления встречаются у 1-2 % детей, в 5 раз чаще у мальчиков, чем у девочек. Коррекцию подобного поведения не¬обходимо провести как можно раньше: повзрослев, чрезмерно возбудимые дети могут совершать антисоциальные поступки. Причины повышенной возбудимости до конца не выяснены. Важное значение придается наследственным факторам и воздействию социальной среды. Не исключается влияние аллергии (экзема, астма) и других заболеваний, а также отклонений в течении беременности и родов.

Если ребенок очень возбудимый, необходимо тщательно продумать режим его дня. Выясните, что интересует ребенка, и используйте эти интересы, чтобы научить его концентрации внимания, усидчивости, улучшить координацию и двигательную активность рук. Это могут быть рисование, раскрашивание, конструирование, те или иные игры, спортивные занятия и т. д. Не предоставляйте ребенка самому себе, но давайте свободу в определенные часы.

Основная роль в коррекции поведения возбудимого ребенка принадлежит родителям. Вам доверяет ребенок, и с вами он чувствует себя защищенным. При необходимости можно обратиться за помощью к невропатологу, психологу, аллергологу.

Нервная система ребенка – это одна из наиболее важных составляющих целостного организма. При помощи нервной системы осуществляется не только контроль за деятельностью всего организма в целом, но и взаимосвязь этого организма с внешней средой. Эта взаимосвязь осуществляется при помощи органов чувств, рецепторов на поверхности кожи ребенка.

Нервная система является очень сложным образованием в организме ребенка. Любое нарушение в ее слаженной деятельности может привести к развитию довольно серьезных заболеваний.

Развитие нервной системы происходит неравномерно. Закладка головного мозга происходит на ранних стадиях беременности (1-я неделя внутриутробного развития ребенка). Но даже после родов процесс деления и образования новых нервных клеток не завершается. Наиболее интенсивный период формирования нервной системы ребенка приходится на первые 4 года жизни. Именно в этот период ребенок получает более 50% информации, которая помогает ему в дальнейшей жизни. Неблагоприятные влияния окружающей среды, инфекционные заболевания, травмы в этот период приводят к формированию наибольшего числа неврологических заболеваний.

Немаловажной является и двигательная активность ребенка, которая так же контролируется нервной системой. Находясь внутри матки, ребенок принимает определенную позу, которая позволяет ему занимать меньший объем. После рождения у ребенка можно выявить различные рефлексы. Наличие этих рефлексов с одной стороны связаны с незрелостью нервной системы, а с другой – помогают ребенку выжить в условиях окружающей среды. Постепенно в процессе созревания нервной системы многие из рефлексов исчезают, но некоторые, такой как глотательный, сохраняется у нас на всю жизнь.

Очень важное значение в жизнедеятельности ребенка имеют органы чувств (зрение, обоняние, осязание, слух). Эти органы помогают ребенку ориентироваться в окружающей среде, формировать представление о предметах и явлениях, общаться и познавать мир. Любые нарушения этих органов чувств приводят к тому, что ребенку становиться очень трудно воспринимать мир, общаться со своими сверстниками. Немаловажное значение для формирования общения играет речь, которая так же будет контролироваться нервной системой. Нарушение речи может быть как следствие поражения головного мозга, так и органических заболеваний органов, участвующих в формировании речи. Необходимо вовремя выявлять различные нарушения речи и лечить данные состояния, так как речь необходима не только для общения, но и правильного усвоения получаемых знаний.

В некоторых случаях достаточно тяжело распознать неврологические заболевания у детей на ранних стадиях, так как они могут скрываться за функциональной незрелостью нервной системы. В этом случае только родители способны оказать посильную помощь медицинским работникам, так как они находятся рядом с ребенком практически 24 часа в сутки, и могут сразу определить, изменилось ли поведение ребенка. Особенностью неврологических расстройств у детей является еще и то, что многие из них при ранем, своевременном, правильном, хотя и длительном лечении исчезают практически полностью.

Изучив статьи, собранные в данном разделе, Вы сможете научиться определять различные состояния у детей, которые могут свидетельствовать о наличии у ребенка патологии нервной системы и вовремя обратить на это внимание врача.

Детская неврология – раздел медицины, который занимается заболеваниями детской нервной системы. Она возникла на стыке 2 дисциплин – неврологии и педиатрии. Также она тесно связана с нейрохирургией и психиатрией. Неврология у детей - одна из самых сложных дисциплин медицины.

Большой вклад в развитие детской неврологии внесли Якунин Ю.А., Бадалян Л.О., Шабалов Н.П. и, конечно, Ратнер А.Ю. Они очень много сделали для развития именно перинатальной патологии, т.е. по неврологии новорожденных.

Также с целью улучшения процессов диагностики и лечения детскими неврологами в 2015 г. выпущено третье издание книги - “Детская неврология у новорожденных и клинические рекомендации” под ред. проф. Гузеевой В.И. и соавторов.

Здесь приводятся все последние материалы по этиологии, определению и терапии патологий нервной системы в детском возрасте; указан весь алгоритм действий врача.

Особенно подробная информация дана по вопросам патологии новорожденных. Большое внимание оказано доказательной медицине и ее достижениям.

Невролог (более современное название специальности невропатолога) – специализируется на изучении, предупреждении, выявлении и лечении заболеваний с поражениями всех отделов нервной системы.

Особенно это важно у детей, потому что неврологические патологии оставляют в будущем след на всю жизнь. Работа детского невролога очень ответственна, потому что своими решениями он решает дальнейшую судьбу ребенка: его социальную адаптацию, психическое и физическое здоровье; и даже его заболевания во взрослом периоде.

Сегодня в детской неврологии открыт новый раздел заболеваний: наследственные болезни обмена. Это сделано потому, что из 2,5 тыс. нозологий в неврологии, 70% из них имеют наследственный характер.

Посещения детского невролога должны быть плановыми в первый месяц жизни, каждые 3 месяца в течение 1 года жизни. Затем они совершаются по необходимости ежегодно.

Важность своевременного обращения к детскому неврологу

Детская неврология заметно отличается от таковой у взрослых; нервная система детей меняется по возрастам и не является копией взрослой в миниатюре. У детей многие болезни имеют атипичное течение и достаточно редки.

Главная проблема детской неврологии – перинатальные поражения нервной системы. Период перинатальности начинается с 22 недели гестации и заканчивается через 7 дней после родов. В этот очень ответственный период для мамы и плода на него могут влиять самые разные факторы.

Последний месяц перед родами и здоровье очень зависимы от внешних факторов: поздние токсикозы; никотин; прием ЛС; стрессы; инфекции – всего этого очень много для организма будущего малыша, это вредные факторы. Например, даже незначительный стресс у матери во время беременности приводит к перенасыщению костей ребёнка кальцием.

При приближении родов кости плода твердеют; результатом становятся болезненные роды для матери и затруднения для малыша при прохождении его через родовые пути. Бесспорно также то, что сегодня число стрессов в жизни человека растет по геометрической прогрессии.

Работа нервной системы может нарушаться еще во внутриутробном периоде. Поэтому невролог и осматривает ребенка в первые недели жизни и сразу после родов.

Если роды у матери были патологическими и ребенок родился в асфиксии, было наложение щипцов и пр. акушерские манипуляции, на нервной системе это отразится обязательно. Многие исследователи на Западе считают нынешние роды нефизиологичными.

Об этом же говорил единственный невролог, который исследовал новорожденных в период перинатальности в книге – А.Ю.Ратнер Неврология новорожденных. В этой монографии описаны повреждения, что становятся неизбежными для младенца при проведении акушерских манипуляций.

Также А. Ю. Ратнер, все неврологи, остеопаты и массажисты твердят о том, что во время родов самое уязвимое место у плода – это шея и плечевой пояс. Они испытывают максимальную нагрузку. Здесь граница спинного и головного мозга.

Здесь же находятся те структуры, которые ориентируют человека в пространстве; отвечают за биоритмы, дыхание, обеспечение организма энергией. Закладываются они позднее всех и продолжают созревать еще в перинатале до 3 лет. Называют их I блоком мозга.

Вот почему так важно лечить патологию нервной системы в первый год жизни. При травмировании шеи у малыша это будет проявляться мышечными спазмами в области шеи; шея будет утоплена в плечи.

Такие малыши не любят лежать на животе – им больно; им тяжело держать голову, она падает и утыкается носом вниз. Это происходит потому, что при подъеме головы шея и плечи рефлекторно напрягаются.

У таких малышей часты нарушения сна; чаще возникает рахит. В более старшем возрасте они будут страдать от головных болей, потому что спастичность мышц в данной области будет держаться.

Через 1 блок проходят питающие мозг сосуды и это также будет отражаться на нем. Это наглядно убеждает, насколько огромное значение придается неврологическим нарушениям в первые 3 года жизни, с упором на первый год. Также отрицательно воздействуют отслойка детского места, скорость родов в любую сторону, наркоз при родах. И не надо надеяться на авось, если ребенок при родах закричал сразу, приложен к груди и сразу взял грудь и пр. Если вы проигнорировали невролога, в минимуме у малыша могут отмечаться ЗПР, ребенок останется инвалидом. Вполне возможны органические поражения.

Дети с отставанием могут отставать и в социуме, базовых навыках, быть неадекватными, эмоционально нестабильными и пр. По данным статистики, инвалидность ребенку в 50% случаев дается по неврологическим заболеваниям.

При этом 70% диагнозов связаны с состоянием беременной женщины на сроке 34-36 недель и здоровьем малыша в период новорожденности.

При раннем обращении к детскому неврологу половина таких проблем успешно решаема.

Это возможно потому, что именно в первые месяцы жизни новорождённых мозг активно развивается и созревает, у него больше возможностей к адаптации, поэтому и лечение будет наиболее ощутимым по эффективности. Если же время упущено, говорить можно будет только о скудных возможностях реабилитации. Иначе говоря, все хорошо вовремя.

Когда обращаться к неврологу необходимо срочно?

Первые симптомы нарушений возможны в первый месяц жизни. Основные симптомы, которые должны насторожить родителей и на которые следует обратить внимание, следующие:

  1. Во время плача у младенца дрожит подбородок и трясутся ручки; иногда это может отмечаться и в покое.
  2. Ребенок легко возбудим.
  3. Ребенок плохо засыпает, сон у него поверхностный и он легко просыпается от воздействия внешних факторов, например, от звука голоса; постоянно капризничает. Родителям таких детей не стоит стараться создавать в домашних условиях идеальные способы для улучшения сна, типа зашторенных окон, затемнения, полной тишины, разговоров шепотом – это не выход. Все это усугубит ситуацию и упозднит диагностику.
  4. Обильное и частое срыгивание у грудничка, даже при малом объеме пищи.
  5. Появление судорог у ребенка даже при небольшой температуре.
  6. Поставленный на стопки поддерживаемый малыш подгибает пальчики или встает на цыпочки, как балерина.
  7. У детей более старшеговозраста могут отмечаться: частые головные боли, они могут быть затяжными.
  8. Обморочные состояния.
  9. Боли и прострелы в спине.
  10. Нарушения в выполнении обычных движений на разных уровнях позвоночного столба.
  11. Рассеянность, невозможность привлечения внимания, ухудшение памяти.
  12. Апатичность, вялость, быстрая утомляемость, нет интереса к окружающему.
  13. Не контактирует со сверстниками.
  14. Плохой сон.
  15. Панические атаки на фоне полного благополучия.
  16. Невралгии и признаки поражения периферических нервов.
  17. Подергивания самопроизвольно разных мышц.
  18. Энурез у детей 5-6 лет.
  19. Гиперактивность.
  20. Задержка речи, освоения письма, снижение интеллекта.

Во всех указанных случаях не надо ждать планового осмотра, нужно сразу идти к врачу.

Профилактические осмотры:

  1. У детей до года осмотр каждые 3 месяца; при наличии нарушений ежемесячно.
  2. Затем осмотр в преддошкольный период - 4 – 5 лет.
  3. В младший школьный период - 7 лет;
  4. 13-14 лет – пубертатный возраст.

Все профосмотры необходимы для раннего выявления патологий с тем, чтобы не доводить их до тяжелого состояния. Также при этом возможно раннее выявление недостаточности психомоторики и умственное недоразвитие.

Как проходит осмотр у детского невролога?

После традиционного осмотра (визуальное исследование, пальпация, манипуляции по определению двигательной и чувствительной сферы), невролог всегда уточняет весь перечень заболеваний с рождения ребенка; анализирует все отрицательные моменты беременности у матери; протекание родов. Уточняются перенесенные заболевания в 3 триместре беременности.

Диагностические мероприятия

Из методов диагностики при подозрительных симптомах применяются:

  • УЗИ с допплерографией сосудов головного мозга;
  • осмотр глазного дна;
  • МРТ (в крайних случаях).

Во время приема обязательно проверяются:

  • зрительные рефлексы;
  • тонус и сила мышц;
  • условные и безусловные рефлексы;
  • определяется чувствительность и ее выпадения;
  • координация в пространстве;
  • познавательные когнитивные функции.

К дополнительным методам исследования относят оценку слуха, ствола головного мозга, речевого аппарата. Поскольку многие проблемы часто носят полиэтиологический характер, то и лечение проводится вместе с другими специалистами.

Методики лечения

Как лечить врожденные патологии? При врожденных патологиях главной целью становится остановка усугубления патологии и помощь в адаптации ребенка. ЛС применяют не сразу.

Для начала применяются:

  • мануальная терапия;
  • краниосакральная техника;
  • мышечная релаксация;
  • эмоциональная техника;
  • физио-, рефлексо- и бинауральная терапия;
  • массажи;
  • ЛФК и др.

Мануальная терапия – восстанавливает подвижность и работу позвоночника. У детей она проводится мягко, в замедленном темпе, снимая все спазмы с напряженных зон.

Краниосакральная техника – ее целью является ручное постепенное выравнивание костей черепа. Это восстанавливает кровоснабжение головного мозга; снижает ВЧД. Методика применяется у младенцев.

Эмоциональные техники – применяют при поведенческих отклонениях и неврозах.

Мышечная релаксация – она состоит из расслабления мышечных волокон. Это положительно отражается на костной системе, особенно на позвоночнике. Также расслабляются внутренние органы.

Из новых методов можно отметить компьютерные речевые программы, методики совершенствования координации движений (мозжечковая стимуляция).

Как можно заметить, при неврологическом лечении мало что приемлемо в домашних условиях.

Невропатолог не просто назначает лечение и отправляет ребенка домой, не вспоминая о нем до следующего профосмотра. Он всегда контролирует лечение.

С целью стимулирования моторики, психического развития родители с успехом могут в домашних условиях после консультации с врачом проводить простые упражнения для развития и улучшения мелкой моторики:

  1. Насыпать немного крупы гречки в тазик и перебирая ее, пересыпать из ладошки в ладошку. Можно спрятать в эту крупу мелкие предметы и пусть ребенок пытается их нащупать.
  2. Стаканчиком из таза в ведерко переливать теплую воду;
  3. При первых шагах ребенка почаще давайте бегать ему босиком. Пусть он стопками чувствует поверхность; это обогатит его тактильные ощущения. При этом поверхность фактурно чередуется – пол, ковер, резиновый коврик, ткань и пр.
  4. Занимайтесь с ребенком лепкой из пластилина, рисуйте пальчиковыми красками.

Распространенные патологии

В этой статье будут обозначены самые распространенные неврологические патологии у детей.

  1. Мозговая дисфункция или иначе синдром дефицита внимания с гиперактивностью - сначала проявляется сниженной концентрацией внимания, затем ребенок становится раздражительным, легко возбудимым. Мышцы гипотоничны, из-за чего появляется неловкость движений, нарушается работа опорно-двигательного аппарата в целом. Нарушена осанка, развивается плоскостопие, появляется недержание мочи. Дети не могут усваивать школьную программу, у них отмечаются вегетативные симптомы: усиленное сердцебиение, головокружение, головные боли.
  2. Также к перинатальной патологии относятся родовые травмы, гипоксия плода, внутричерепные кровоизлияния. При первом осмотре может быть полное здоровье, а проявление патологий проявится через несколько месяцев.
  3. Гипоксически-ишемическая энцефалопатия – следствие гипоксии плода. Мозг страдает полностью: кора и подкорка. При отсутствии лечения это обернется снижением интеллекта, параличами, судорожным синдромом, ДЦП. Нарушения на ранней стадии хорошо проявляются на ЭЭГ.
  4. Родовая травма – обширное понятие, включающее нарушение целостности тканей у плода во время родов. Среди них можно назвать спинномозговые травмы, параличи фациального нерва. Паралич лицевого нерва дает симптомы: припухлость, опущение и неподвижность рта; веки плотно не закрываются; носогубная складка отсутствует. Лечение может полностью привести к выздоровлению. Травма спинного мозга при родах может возникать при ягодичном предлежании плода, из –за применения акушерских манипуляций. При таких условиях легко возникают подвывихи позвонков, ущемление и спазм позвоночной артерии, кровоизлияния в оболочки спинного мозга. При травмах спинного мозга особенно часто происходит ушиб и сдавление. Неврологические нарушения при этом проявляются в виде параличей, тазовых расстройств, нарушении мочеиспускания. Признаки поражения определены уровнем сегмента. При этих заболеваниях для лечения подобных нарушений иммобилизуют шею и голову ребенка. Медикаментозно снимают отек тканей и боли, восстанавливают функционирование поврежденных мозговых структур.
  5. Внутричерепные кровоизлияния – к ним располагают гипоксия, нарушенная свертываемость крови, инфекции во время беременности матери; недоношенность. При всех них состояние стенки сосудов мозга нарушается, а пусковым крючком становится патология родов. Лечение заключается в соблюдении щадящего и охранительного режима (исключение любых раздражителей – свет, звук; пеленание только щадящее); медикаментозное лечение. Если кровоизлияние прогрессирует, возможно и хирургическое вмешательство в виде удаления крови отсасыванием с контролем ультразвука.
  6. Черепно-мозговые травмы: В понятие ЧМТ входят ушиб и сотрясение мозга. У ребенка это проявляется астеническим синдромом; часто ему сопутствует вегетодистония: повышение АД, изменения ритма сердца; нарушенная работа центра терморегуляции.
  7. Микроцефалия. Характерно выраженное уменьшение размеров черепа и, соответственно, мозга. Будет наблюдаться обязательно умственная неполноценность. Нарушается речь, моторика.
  8. Гидроцефалия. Другое название - водянка головного мозга. При ней резко увеличены полости желудочков головного мозга из-за повышенного секретирования СМЖ, которая скапливается в мозговых полостях. Признаки гидроцефалии формируются еще внутри утробно. Череп в результате деформируется, становится излишне выпуклым лоб, сетка вен на черепе и висках выражена. Заметно расширены роднички, глаза закатываются под надбровные дуги вверх. Часто патологии у детей старшего возраста – это поздний результат за нераспознание их в первые месяцы жизни.

Вам также будет интересно:

Хлеб ржаной половина покупать во сне
Хлеб во сне является символом пищи для тела и ума. Видеть свежеиспеченный каравай – к...
Суп-харчо - классический рецепт с тклапи, рисом и тертыми орехами
Ароматный, сытный и наваристый суп харчо хорош для зимних обедов, когда за окном мороз и...
Очень вкусные рецепты: с томатным соусом, с рисом, в сливочном соусе и как в детском саду
Существует огромное количество вариантов приготовления тефтелей — и в этом нет ничего...
Сонник: к чему снятся овощи
Сны бывают разные: тревожные и счастливые, страшные и вещие, красивые и такие, что не...
Сонник толкование снов дверь
Двери во сне - В общественном месте открытые двери - сновидение означает, что вам следует...