Сайт о холестерине. Болезни. Атеросклероз. Ожирение. Препараты. Питание

Как распознать ведьму — признаки, предупреждающие зло Сумеречная ведьма какая она магия

Из чего производят инсулин

Эстрада ссср Советские эстрадные певцы 60х 70х годов

Государственный комитет по чрезвычайному положению Мнение бывших участников гкчп

Жареная треска на сковороде

Салат из кольраби: рецепт с яйцом и с майонезом (фото)

Готовим заливное из говядины: рецепт с фото

Сыр осетинский - описание пищевой ценности этого продукта с фото, его калорийность Сыр осетинский рецепт приготовления в домашних условиях

Пикантный салат украсьте

Рецепт с курагой Овсяные хлопья с изюмом рецепт

Как приготовить шницель из курицы на сковороде

Вертута из дрожжевого теста с брынзой

Cонник косить, к чему снится косить во сне видеть

Прокуратура Башкортостана: «Преподавание башкирского языка вопреки согласию родителей не допускается Из истории вопроса

Что мы знаем о Дагестанской кухне?

Неврологический осмотр детей. Неврологическое обследование

Особенности обследования детей обусловлены затруднениями или даже невозможностью применения некоторых методик, используемых у взрослых; рядом не характерных для взрослых этиологических и патогенетических факторов, симптомов и синдромов; различными критериями нормы и патологии в каждом возрастном периоде и др. Поэтому детская невропатология выделяется как самостоятельная дисциплина.

При обследовании ребенка особенно важно свести к минимуму факторы, искажающие диагностическую информацию: соблюдение комфортной температуры помещения, возможно более краткий период обнажения тела ребенка, установление контакта соответственно возрасту и развитию ребенка, проведение неприятных приемов исследования (болевая чувствительность, болевые зоны, защитные рефлексы и др.) на заключительном этапе осмотра и т. д.
Врач должен проявить максимум наблюдательности при возникновении любых (как положительных, так и отрицательных) реакций.

Непосредственное изучение жалоб и анамнеза возможно только у детей старшего возраста, но и в этих случаях следует прибегать к контролирующему расспросу родителей, воспитателей, соседей (в отсутствие ребенка). У детей младшего возраста используют только объективный анамнез. Большее значение, чем у взрослых, у детей имеют наследственный, пре- и перинатальный анамнез, соматическое и психоневрологическое развитие, перенесенные инфекции и травмы, условия жизни и учебы.

При изучении соматического статуса помимо исследования органов и систем (консультация педиатра) важно обратить внимание на соответствие роста, умственного, физического и полового развития возрасту, развитие черепа (размеры, форма, состояние родничков и др.). У маленьких детей более частыми, чем у взрослых, общемозговыми симптомами являются генерализованные судороги. Головная боль выявляется иногда лишь по соответствующим изменениям поведения и мимики.

Признаком внутричерепной гипертензии , а иногда единственным симптомом менингита у грудного ребенка может быть напряжение или выбухание родничка. Тонические менингеальные симптомы могут отсутствовать или маскироваться физиологическим мышечным гипертонусом. Поэтому обращают внимание на менингеальные контрактуры (поза лягавой собаки и др.), поведение (необычное беспокойство или, наоборот, акинезия), симптом подвешивания Лесажа.

Функции черепных нервов и двигательных систем выясняются при наблюдении за реакциями ребенка на запахи, появление предмета в поле зрения, освещение глаз, звуки, при наблюдении за движениями глаз, мимикой, сосанием, глотанием, дыханием в спокойном состоянии, при плаче или крике, поведением при ходьбе, обращении с игрушками, протягиваемыми предметами и др. Важна констатация недоразвития (у новорожденного) или поздней задержки физиологических рефлексов - сосательного (сохраняется до 1 года), хоботкового (до 3 мес), поискового - подготовительных движений к еде при прикосновении к губам (до 3-4 мес).

Следует напомнить, что являются физиологическими мышечный гипертонус (до 4-5 мес), оральные автоматизмы (до 1 года), симптомы Бабинского, Россолимо и их аналоги (до 1, реже до 2 лет). Брюшные рефлексы появляются в 5-6 мес и позже. Функции мышцы, сжимающей мочеиспускательный канал, и мышцы - наружного сжимателя заднего прохода становятся произвольными (при правильном воспитании) к 2 годам.

Высшие корковые функции выясняют при опросе контактирующих с ребенком лиц (особенности характера, поведения, приобретение навыков, учеба и т. п.), при наблюдении за поведением и эмоциями ребенка, его реакциями на родителей, незнакомых лиц, новые предметы, обследование и т. д.

Необходимо при сопоставлении клинических данных и результатов дополнительных исследований учитывать возрастные особенности состава спинномозговой жидкости, кранио- и спондилограмм, электроэнцефалограммы, реоэнцефалограммы и др.

Даже у детей первого года жизни может обнаруживаться патология нервной системы, причинами которой являются нарушения в периоде внутриутробного развития плода (инфекции, гипоксия плода) или тяжелое течение родов. Последствиями поражения нервной системы может стать задержка умственного и физического развития ребенка, нарушение речи и др. Наблюдение врача-невролога, таким образом, показано каждому ребенку с определенной периодичностью. В данной статье ответим на возможные вопросы родителей и устраним их беспокойство по поводу того, что же смотрит врач-невролог у детей.

Поражение нервной системы у грудничков встречается достаточно часто. Но заболевания эти могут иметь скрытую форму, поэтому на первом году жизни малыши неоднократно осматриваются невропатологом: при рождении, в 1 мес., в 3, 6, 9 мес. и по достижении года. Иногда врачи назначают и более частое наблюдение за младенцем по индивидуальному графику. Особое внимание уделяется .

В некоторых случаях, помимо осмотра невролога, назначается дополнительное аппаратное обследование. Раннее выявление и своевременное лечение могут значительно снизить или даже исключить последствия неврологической патологии у детей старшего возраста.

Осмотры невролога грудничкам следует обязательно проводить даже при отсутствии жалоб у родителей. Именно на первом году жизни малыш интенсивно развивается, и врачу легче выявить отклонения.

При осмотре малыша невролог проводит осмотр головы, определяет размеры ее, состояние и величину родничка. Обращает внимание на симметричность лица и глазных щелей, размер зрачков, движения глазных яблок (выявление ). При каждом осмотре проверяются рефлексы, мышечный тонус, объем движений в суставах, чувствительность, наличие навыков и коммуникабельность ребенка.

Еще в родильном доме младенцу проводят УЗИ головного мозга для исключения кист, которые часто появляются при гипоксии плода. Если обнаружены кисты, то такое обследование проводится в динамике. Кисты размером до 3-4 мм должны исчезать бесследно.

Осмотр в 1 месяц

Врач обращает внимание на позу ребенка (она еще напоминает внутриутробную), проверяет наличие и симметричность безусловных рефлексов у малыша, мышечный тонус (преобладание тонуса сгибателей – согнуты ручки и ножки, кулачки сжаты) – он обязательно должен быть симметричным.

Движения малыша еще хаотичны, координация их отсутствует. Дитя в месячном возрасте может на какое-то время задерживать взгляд на предмете и следить за его движением. Кроха уже улыбается, услышав ласковую речь.

Невролог измеряет окружность головы малыша и проверяет размеры и состояние большого родничка. На первом полугодии ежемесячно размер головы увеличивается на 1,5 см (средняя окружность при рождении 34-35 см), а на втором полугодии – на 1 см.

Осмотр в 3 месяца

Поза малыша более расслаблена, так как тонус сгибателей уже снизился. Ребенок может брать в рот кулачки, захватывать ручками предметы. Он хорошо удерживает головку. Если младенец головку не держит – это может указывать на отставание в развитии. Кроха уже может смеяться, проявляет оживление при контакте и показе игрушки.

Осмотр в 6 месяцев

Малыш должен самостоятельно переворачиваться на живот и на спинку, поднимать головку, опираясь на ручки. В положении на спине дитя может поднимать стопы и играть с ними. К 6 месяцам ребенок сидит, может не только держать игрушку, но и перекладывать из ручки в ручку. Полугодовалый ребенок узнает близких, особенно маму. На чужих людей может реагировать плачем. Иногда малыш в 6 месяцев произносит слоги.

Осмотр в 9 месяцев

Некоторые детки уже ползают, с поддержкой встают на ножки. Ребенок может переступать ножками, удерживаясь за опору. Врач оценивает и мелкую моторику: способность взять предмет двумя пальчиками и удержать его. Малыш подражает движениям взрослого: умеет при прощании помахать ручкой, хлопает в ладошки и т.д.

Кроха хорошо знает родителей, понимает значение многих слов и слово «нельзя», находит (по просьбе) знакомый ему предмет из числа других. Если родничок у ребенка остается открытым, то назначается дополнительное обследование (УЗИ головного мозга, МРТ).

Осмотр в год

Врач оценивает развитие малыша, его навыки и умения. Ребенок должен уметь подняться на ножки, стоять, ходить за ручку. Окружность головы за год увеличивается на 12 см. Грудничок хорошо пьет из чашки, должен правильно держать ложку и кушать из нее. Малыш узнает всех членов семьи, знает названия и показывает части тела (ушко, носик, глазки и т.д.), произносит некоторые слова.


Внеплановое посещение невролога

Родители должны насторожиться и посетить врача внепланово при таких симптомах:

  • частые или обильные срыгивания;
  • повышенная возбудимость, частые вздрагивания;
  • или конечностей (в покое или при плаче);
  • при повышенной температуре;
  • выбухание и пульсация родничка;
  • нарушения в походке: малыш не встает на стопу полностью, ходит на пальчиках или поджимает их;
  • задержка развития.

Осмотры после года


Осмотр и помощь невролога может понадобиться ребенку в любом возрасте.

График осмотров таков: невролог в плановом порядке должен осмотреть детей в 3, 6, 7, 10, 14, 15, 16, 17 лет.

При осмотрах оценивается физическое развитие, мышечный тонус, наличие и симметричность рефлексов, координация движений, цвет и тургор кожных покровов, чувствительность, речь, умственное развитие, наличие или отсутствие очаговых неврологических симптомов.

При необходимости врач может назначить дообследование: осмотр окулиста с осмотром глазного дна, УЗИ головного мозга, ультразвуковую допплерографию, рентгенографию черепа, МРТ мозга, электроэнцефалографию.

Родители должны обратиться внепланово к неврологу при таких симптомах:

  • нарушение речи ( , задержка речевого развития);
  • недержание мочи ();
  • нарушения сна;
  • тики (повторяющиеся, часто непроизвольные, движения или высказывания, подергивания мимической мускулатуры, гримасничанье, моргание, сопение, ощупывание вещей, отбрасывание волос, повторение слов или фраз и др.);
  • обмороки;
  • укачивание в транспорте;
  • повышенная активность, неусидчивость, рассеянное внимание;
  • черепно-мозговые травмы.


Резюме для родителей

В зависимости от течения беременности и родов, наследственных факторов ребенок может иметь неврологическую патологию даже в самом раннем возрасте. Осмотры врача-невролога дают возможность выявить изменения со стороны нервной системы на ранних сроках, что позволит провести своевременное лечение.

  • 3. Основные этиопатогенетические факторы арушений психического и соматического здоровья детей-сирот
  • 3.1. Генетические болезни как этиологический фактор нарушений развития
  • 3.2. Влияние экзогенно-органических факторов
  • 3.3. Влияние неблагоприятных социально-психологических факторов
  • 4. Контроль за здоровьем детей и подростков
  • 5. Дети 1-го года жизни
  • 5.1. Особенности психомоторного развития
  • 5.2. Контроль за развитием
  • 5.3. Логопедическое обследование ребенка 1-го года жизни
  • 5.4. Педагогическое обследование слуха
  • 5.5. Контроль за поведением детей
  • 6. Дети раннего возраста (1 - 3 года)
  • 6.1. Особенности развития
  • 6.2. Психопатологическое обследование
  • 6.3. Параметры оценки умственного развития
  • 6.4. Методика проведения психолого-педагогического обследования
  • 6.5. Логопедическое обследование
  • 6.6. Педагогическое обследование слуха
  • 7. Дети дошкольного возраста
  • 7.1. Особенности развития
  • 7.2. Психолого-педагогические аспекты обследования
  • 7.3. Методика проведения психолого-педагогического обследования
  • 7.4. Логопедическое обследование
  • 8. Дети младшего школьного возраста
  • 8.1. Особенности развития
  • 8.2. Методика проведения психолого-педагогического обследования
  • 9. Особенности пубертатного возраста
  • 9.1. Анатомо-физиологическая перестройка организма
  • 9.2. Половое созревание и психосексуальная идентичность
  • 9.3. Особенности познавательных процессов и умственных способностей
  • 9.4. Характеристика становления личности
  • 9.5. Подходы к психологической диагностике подростков-сирот
  • 10. Диагностика и меры социального вмешательства по предупреждению социального сиротства
  • 11. Проект положения о психолого-медико-педагогической консультации с диагностическим стационаром для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • 11.1. Общие положения
  • 11.2. Основные задачи региональной пмпк(с)
  • 11.3. Категории и группы населения, обслуживаемые пмпк(с)
  • 11.4. Структура, основные направления и содержание деятельности региональной пмпк(с)
  • 11.5. Основные цели, задачи и содержание деятельности федеральной пмпк
  • 11.6. Управление работой региональной пмпк(с), организация и оплата труда
  • 11.7. Средства и имущество, хозяйственная деятельность пмпк(с)
  • 11.8. Реорганизация и ликвидация пмпк(с)
  • 11.9. Штатное расписание, порядок отпусков и зарплата сотрудников пмпк(с)
  • Приложения Приложение 1 Схема записи педиатром этапного эпикриза в у. Ф. 112
  • Приложение 2 Схема неврологического обследования детей 1-го года жизни
  • Приложение 3. Диагностика нервно-психического развития детей 1-го года жизни
  • Приложение 4 Методика выявления значимых раздражителей для стимулирования гуканья, гуления и лепета
  • Приложение 5 Варианты заключения логопеда (1-й год жизни)
  • Приложение 6 Контроль за поведением детей 1-го года жизни
  • Приложение 7 Схема неврологического обследования детей раннего, дошкольного и школьного возраста
  • Приложение 8 Методика психолого-педагогического обследования детей 2-го года жизни
  • Приложение 9 Методика психолого-педагогического обследования детей 3-го года жизни
  • Приложение 10 Схема логопедического обследования ребенка 2 - 3 лет
  • Приложение 11 Варианты заключения логопеда (2 - 3-й годы жизни)
  • Приложение 12 Методика психолого-педагогического обследования детей 4 - 5-го годов жизни
  • Приложение 13 Методика психолого-педагогического обследования детей 6-го года жизни
  • Приложение 14 Методика психолого-педагогического обследования детей 7-го года жизни
  • Приложение 15 Результаты психолого-педагогического обследования
  • Приложение 16 Речевая карта № 1. Состояние речевой деятельности ребенка 4-го года жизни
  • Приложение 17 Речевая карта № 2. Состояние речевой деятельности ребенка 5-го года жизни
  • Приложение 18 Речевая карта № 3. Состояние речевой деятельности ребенка 6-7-го годов жизни
  • Приложение 19 Методики психолого-педагогического обследования детей младшего школьного возраста
  • Приложение 20 Материально-техническое оснащение пмпк(с) для детей-сирот с диагностическим стационаром
  • Приложение 7 Схема неврологического обследования детей раннего, дошкольного и школьного возраста

    Социальный анамнез___________________________________

    Наследственный анамнез________________________________

    Биологический анамнез_________________________________

    Неврологический статус:

    1. Жалобы больного (+, -).

    2. Головная боль (+, -).

    3. Тошнота, рвота, головокружение (+, -).

    4. Стереотипные состояния: приступы судорог, стереотипные боли и др. (+, -).

    5. Двигательные расстройства.

    6. Тазовые расстройства.

    7. Расстройства чувствительности.

    8. Расстройства вегетативных функций.

    Объективное исследование:

    1. Положение больного (активное, пассивное, вынужденное).

    2. Диспластические черты развития (0 - 5, 5 - 7,7 стигм и более).

    3. Менингиальные симптомы и синдром натяжения:

    Ригидность мышц затылка;

    Скуловой синдром Бехтерева;

    Рефлекс прямых мышц живота (двусторонний);

    Синдром Брудзинского (верхний, средний, нижний);

    Синдром Кернига;

    Синдром треножника;

    Синдром Лассега;

    Синдром Вассермана;

    Синдром Нери;

    Синдром Дежерипа.

    2. Аномалии перкуторного звука.

    3. Венозный рисунок.

    4. Окружность головы

    Черепно-мозговая иннервация:

    1. 1-я пара - обонятельный нерв: обоняние (сохранено, снижено, повышено, нет, да).

    Гиперосмия после гипервентиляции.

    2. 2-я пара - зрительный нерв: острота зрения (+, -), выпадение полей зрения (+, -), цветоощущение (+, -).

    3. 3, 4, 6-я пары глазодвигателей (птоз, анизонория, реакция зрачков на свет - прямая, содружественная, реакция зрачков на конвергенцию, на аккомодацию, диплопия).

    Косоглазие.

    4. 5-я пара - тройничный нерв.

    Лицевые боли (точки выхода ветвей болезненны, неболезненны, 1-я ветвь, 2-я ветвь, 3-я ветвь, сочетание).

    Корковая зона (+, -).

    Расстройство чувствительности на лице: по зонам Зельдера, по зонам ветвей тройничного нерва.

    Конъюнктивальный рефлекс, корнеальный рефлекс, нижнечелюстной рефлекс, функция жевательных мышц.

    5. 7-я пара - лицевой нерв (отсутствует, одностороннее, двустороннее):

    Поражение лицевого нерва по периферическому типу;

    Поражение лицевого нерва по центральному типу;

    Расстройства вкусовой чувствительности на передней трети языка.

    6. Тест вибрации век (сохранен, снижен, исчезает после 10-кратного зажмуривания глаз, снижен или утрачен на одной стороне).

    7. 8-я пара - слуховой нерв:

    Острота слуха (сохранена, снижена с обеих сторон или с одной стороны);

    Системное головокружение (+, -); нистагм (установочный, ротаторный).

    8. 9-я, 10-я пары - языкоглоточный и блуждающий: небный рефлекс;

    Глоточный рефлекс;

    Расстройства вкусовой чувствительности на задней трети языка.

    9. 11-я пара - добавочный:

    Гипертрофия грудинно-ключично-сосцевидной мышцы; гипотрофия грудинно-ключично-сосцевидной мышцы; опущение надплечья;

    Ограничение поднимания рук выше горизонтального уровня;

    Отставание лопаток от туловища.

    10. 12-я пара - подъязычный нерв: девиация языка; фибрилляция; неподвижность.

    Двигательно-рефлекторная сфера:

    Нарушение трофики мышц (+, -); деформация костной системы; активные движения ограничены в руках; активные движения ограничены в ногах;

    Тонус мышц (гипотонический, атонический, гипертонический);

    Гиперкинезы;

    Олигобрадикинезия.

    Исследование координации движений:

    Устойчив в позе Ромбера;

    Пальценосовая проба;

    Адиадохокинез;

    Проба остановки руки.

    Асинергия Бабинского.

    Статическая;

    Динамическая;

    Мозжечковая;

    Вестибулярная.

    спастическая;

    атактическая;

    спастико-атактическая;

    астазия - абазия;

    гемипаретическая;

    паретическая.

    Гиперкинезы:

    Тремор при паркинсонизме;

    Хореические гиперкинезы;

    Хореоатетоз;

    Гемибаллизм;

    Миоклония;

    Фибриллярные или фасцикулярные подергивания.

    Торсионная дистония.

    Судороги (тонические, клонические, тетанические).

    Локализованный спазм.

    Анизорефлексия.

    Сухожильные рефлексы с рук (нижний и верхний).

    Сухожильные рефлексы с ног (нижний и верхний).

    Расширение зоны сухожильных рефлексов.

    Брюшные рефлексы.

    Пирамидные знаки (+, -).

    Клонусы стоп.

    Тазовые расстройства (отсутствуют, выражены по центральному типу, по периферическому типу).

    Кремастерные рефлексы.

    Анальный рефлекс.

    Расстройства поверхностной чувствительности (+, -):

    Болевой;

    Тактильной;

    Температурной.

    Расстройства глубокой чувствительности:

    Отсутствуют;

    Расстройства суставно-мышечной чувствительности;

    Расстройство сложных видов чувствительности.

    Расстройство функции вегетативной нервной системы.

    Высшие корковые функции:

    Сознание (ясное, отпущенность, аменция, сопор, кома).

    Восприятие (сохранено, аллюзии, галлюцинации, расстройства восприятия схемы тела).

    Мышление (критичность оценки своего состояния, навязчивые идеи, бредовые состояния).

    Память (не изменена, нарушение кратковременной памяти, нарушение долговременной памяти, амнезия).

    Внимание (устойчивое, неустойчивое, рассеяное).

    Интеллект (соответствует возрасту, снижен).

    Нарушения речи.

    Аграфия (+, -).

    Акалькулия (+, -).

    Апраксия (+, -).

    Заключение:_______________________________________

    Диагноз:___________________________________________

    Назначения:________________________________________

    Неврологическое обследование новорожденных детей имеет ряд особенностей, свойственных только этому возрастному периоду. Для правильной оценки состояния центральной и периферической нервной системы и назначения соответствующего лечения с первых часов жизни ребенка необходимо своевременное неврологическое обследование его наряду с телесным. Повторное неврологическое обследование более рационально проводить через 1 час 30 минут-2 часа после кормления, когда новорожденный спокоен. Исследования проводят в комнате с достаточной освещенностью, при температуре воздуха 25-27°С, положив ребенка на пеленальный стол.
    Обследование осуществляют в последовательности, целью которой является наименьшее беспокойство ребенка. Вначале проверяют все рефлексы в положении на спине, затем в состоянии вертикального подвешивания ногами вниз и в последнюю очередь на животе.
    Прежде всего обращают внимание на положение головы, туловища, конечностей, на выраженность спонтанных движений рук, ног. Определяют позу ребенка, форму черепа, его размеры, состояние черепных швов, размеры и состояние родничков, наличие кефалогематомы, родовой опухоли, костных пластин, асимметрий, а также кровоизлияния в кожу головы, лица, склеру глаз.
    Здоровый ребенок рождается с окружностью головки 35-36 сантиметра. В первые 3 месяца головка увеличивается на 1,5-2 сантиметра в месяц, с 4 до 6 месяцев - на 1 см в месяц, а с 6- 12 месяца - на 0,5 сантиметра в месяц.

    ОБСЛЕДОВАНИЕ ЧЕРЕПНО — МОЗГОВЫХ НЕРВОВ :

    I пара - обонятельный нерв .

    Ароматические вещества (мята, валериана, духи и пррочее) вызывают гримасу на лице ребенка, двигательное беспокойство, крик.

    II пара - зрительный нерв .

    На яркий свет новорожденный щурится п поворачивает голову и глаза к источнику света. Внезапное освещение вызывает смыкание век и слабое разгибание головы. Проверяют наличие кратковременного (5-7 секунд) зрительного сосредоточения, которое отмечается к З-5-му дню жизни. К 2 месяцу проявляется мигательный рефлекс при приближении предмета к глазам.

    III, IV, VI пары - глазодвигательный, боковидный, отводящий нервы .

    Определяют форму и величину зрачков и зрачковые реакции па свет, спонтанные движения глазных яблок. Выявляют анизокорию, косоглазие (сходящееся или расходящееся), симптом Грефе, симптом «заходящего солнца». Симптом «заходящего солнца» может наблюдаться у здоровых новорожденных в первые дни жизни: при быстром переводе ребенка из горизонтального положения в вертикальное глазные яблоки поворачиваются вниз и внутрь, а над глазным яблоком появляется полоска склеры; через несколько секунд глаза возвращаются в исходное положение. Постоянное наличие этого симптома после 2 недель, а также симптома Грефе свидетельствует о внутричерепной гипертензии.
    В 9-10 дней новорожденные начинают следить за движущимся ярким предметом, не поворачивая головы, а к 1 месяцу наблюдается сочетанный поворот головы и глаз за предметом.

    V, VII пары - тройничный и лицевой нервы .

    Обращают внимание на положение нижней челюсти (нет ли ее смещения, отвисания), величину глазных щелей, выраженность носогубных складок. Проверяют следующие рефлексы: конъюнктивальный, корнеальный, орбикулопальпебральный, поисковый, хоботковый, сосательный.
    Конъюнктивальный и корнеальный рефлексы. Дотрагивание ваткой до конъюнктивы или роговицы вызывает смыкание век.
    Орбикулопальпебральный рефлекс. Короткий перкуторный удар пальцем или молоточком по верхней дуге орбиты вызывает смыкание века соответствующей стороны.
    Поисковый рефлекс (рефлекс Куссмауля). При поглаживании в области угла рта происходит опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Надавливание на середину верхней губы вызывает открытие рта и разгибание головы. При надавливании на середину нижней губы опускается нижняя челюсть и сгибается голова. Этот рефлекс особенно хорошо выражен за 30 минут до кормления. Обращают внимание на симметричность рефлекса с двух сторон. Поисковый рефлекс наблюдается до 3-4 месяцев, а затем угасает.
    Хоботковый рефлекс. Быстрый удар пальцем по губам вызывает вытягивание губ вперед. Этот рефлекс сохраняется до 2-3 мес.
    Сосательный рефлекс. При введении указательного пальца в рот па 3-4 см ребенок делает ритмичные сосательные движения. Рефлекс отмечается в течение 1-го гада жизни.

    VIII пара - слуховой и вестибулярный нервы .

    Проверяют слуховой и вестибулярный рефлекс - смыкание век, появление двигательного
    беспокойства, испуга при применении звукового раздражителя. В первые дни жизни у здоровых новороноденных, особенно при повороте головы, может наблюдаться установочный мелкоразмашистый горизонтальный нистагм. Необходимо обратить внимание на наличие крупноразмашистого пли постоянного мелкоразмашистого нистагма (горизонтальный, вертикальный, круговой), что свидетельствует о поражении центральной нервной системы.

    IX и X пары - языкоглоточный и блуждающий нервы .

    Обращают внимание на глотание ребенка, звучность голоса, а также па синхронность сосания, глотания и дыхания,
    на наличие поперхивания и захлебывания во время еды. Определяют подвижность и рефлекс мягкого неба, глоточный рефлекс.

    XI пара - добавочный нерв .

    Проводят осмотр и ощупывание (пальпацию) грудино-ключично-сосцевидной мышцы, проверяют возможность поворота головы в обе стороны, наличие кривошеи.

    XII пара - подъязычный нерв .

    Определяют положение языка во рту (по средней линии или имеется отклонениев сторону), его движение, участие в акте сосания, наличие тремора, фибриллярных подергивапий, атрофии.

    ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕФЛЕКТОРНО — ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ В МЕТОДИКЕ НЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ НОВОРОЖДЕННЫХ И ГРУДНЫХ ДЕТЕЙ :

    Обследование двигательной сферы начинают с наблюдения за положением новорожденного, наличия у него спонтанных движений конечностей. Для новорожденных характерна физиологическая, нерезкая флексорная гипертония конечностей, поэтому руки и нога находятся в согнутом состоянии, ноги слегка разведены в бедрах, кисти рук сжаты в кулачки. В разгибателях головы и шеи мышечный тонус несколько повышен, поэтому у новорожденных в норме имеется легкая тенденция к запрокидыванию головы назад. Лежа на спине, новорожденный самостоятельно поворачивает голову в сторону. В положении на животе он временами поднимает голову на 1-2 секунды. Определяют скорость спонтанного движения, объем, симметричность, наличие атетоидных движений, дрожи конечностей, головы, подбородка. Тремор конечностей, подбородка может наблюдаться и у здоровых новорожденных в первые 2-3 дня при беспокойстве. Такие патологические проявления, как гиперкинезы, становятся более выраженными к концу 1-го года жизни.
    Затем исследуют пассивные движения во всех суставах, определяют мышечный тонус, сухожильные рефлексы. Проверяют симметричность, величину мышечного тонуса и сухожильных рефлексов. Мышечный тонус определяют путем исследования пассивных движений в суставах конечностей. Особое внимание обращают на тонус в мышцах, приводящих бедро, путем разведения нижних конечностей в положении ребенка на спине. При этом ноги должны быть разогнуты в коленных и тазобедренных суставах. Повышение тонуса в аддукторах может наблюдаться при поражении центральной нервной системы, а также при врожденных вывихах и дисплазиях тазобедренных суставов. Мышечный тонус в руках определяют также путем пробы на тракцию: в положении ребенка на спине берут его руки за запястья и осторожно, медленно тянут на себя, придавая ребенку сидячее положение. В норме при этом ощущается умеренное сопротивление разгибанию рук в локтевых суставах. Из сухожильных рефлексов наиболее постоянными у новорожденных являются коленные. Проверяют безусловные рефлексы, имеющие отношение к туловищу и конечностям (безусловные рефлексы, имеющие отношение к лицу и голове, проверяют при исследовании черепно-мозговой иннервации), обращая внимание на выраженность и симметричность рефлексов с обеих сторон.
    В последнее время основные безусловные рефлексы грудного ребенка с позиций их большей семиологической значимости разделяют на две группы (Л. О. Бадалян): 1) сегментарные двигательные автоматизмы, обеспечивающиеся сегментами ствола (оральные автоматизмы) и спинного мозга (спинальные автоматизмы); 2) надсегментарные позотонические автоматизмы, обеспечивающие регуляцию мышечного тонуса в зависимости от положения тела и головы (они регулируются центрами продолговатого и среднего мозга). К оральным сегментарным автоматизмам относятся: сосательный, поисковый, хоботковый (которые описаны выше) и ладонно-ротовой рефлексы.

    Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина) . При надавливании большим пальцем на область ладони новорожденного, ближе к тенару происходят открывание рта и сгибание головки. Рефлекс ярко выражен у новорожденных в норме. Вялость рефлекса, быстрая истощаемость или отсутствие свидетельствуют о поражении центральной нервной системы. Рефлекс может отсутствовать на стороне поражения при периферическом парезе руки. После 2 месяцев он угасает и к 3 месяцам исчезает.
    К спинальным двигательным автоматизмам относятся: хватательный рефлекс, рефлексы Моро, опоры, автоматической походки, ползания, Таланта, Переса, защитный рефлекс новорожденного.

    Хватательный рефлекс , Если поместить на ладони новорожденного указательные пальцы врача, происходят сгибание всех пальцев ребенка и охватывание пальцев врача. В некоторых случаях новорожденный очень сильно обхватывает пальцы врача, и ребенка при этом можно приподнять (рефлекс Робинзона). При нарезах кистей рук рефлекс может быть ослаблен или отсутствовать. Такой же хватательный тонический рефлекс можно вызвать и с нижних конечностей. При надавливании большим пальцем, на подушечку стопы происходит подошвенное сгибание пальцев. Хватательный рефлекс отмечается до 3-4 месяцев.

    Рефлекс Моро . Этот рефлекс вызывается различными приемами: внезапным пассивным разгибанием нижних конечностей, приподниманием разогнутых ног и таза над постелью или ударом по поверхности, на которой лежит ребенок, на расстоянии 15 сантиметров от головки. При вызывании этого рефлекса происходит отведение рук в стороны и разгибание пальцев (первая фаза), затем руки возвращаются в исходное положение (вторая фаза). Этот рефлекс вызывается сразу после рождения при манипуляции акушера. В единичных случаях он может отсутствовать в первые несколько дней. Более длительное отсутствие указывает па поражение ЦНС. При периферическом парезе руки он может отсутствовать на стороне поражения. Асимметрия рефлекса бывает при гемипарезе. Этот рефлекс выражен до 4-5 месяцев.

    Рефлекс отдергивания . Покалывание иглой кожи подошвы вызывает одновременное сгибание бедер, голеней и стоп.
    Обращают внимание на выраженность и симметричность рефлекса.
    Перекрестный рефлекс экстензоров. Если пассивно разогнуть одну ногу, подавливая на колено, и булавкой уколоть подошву этой ноги, происходит разгибание и легкое приведение другой ноги. При спинальных поражениях рефлексы отдергивания и перекрестный экстензоров могут быть ослаблены или совершенно отсутствовать.

    Защитный рефлекс . В положении на животе ребенок поворачивает голову в сторону. При поражении нервной системы и высоком тонусе он запрокидывает голову назад, что иногда неправильно оценивается как умение держать головку.

    Рефлекс опоры . Если поднять ребенка, взяв его подмышки обеими руками и удерживая указательными пальцами голову со стороны спины, он сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах, а стопы - в тыльную сторону. Поставленный на опору, ребенок выпрямляет туловище. Рефлекс выражен до 1-1 и 1/2 месяцев.

    Рефлекс автоматической походки . Ребенка ставят на опору в положении, при котором вызывается рефлекс опоры. Если его слегка наклонить вперед, то ребенок делает шаговые движения. Это особенно хорошо выражено, когда новорождепного ставят на наклонную плоскость. Рефлекс физиологичен до 1- 1 и 1/2месяцев.

    Рефлекс ползания (рефлекс Бауэра). Ребенка укладывают на живот; голова и туловище должны быть расположены по средней линии. В таком положении ребенок приподнимает голову на несколько секунд и поворачивает ее вправо и влево, производя при этом ползающее движения (спонтанное ползание). При надавливании ладонью на подошву отталкивание усиливается и в движение включаются руки. В первые 3 дня этот рефлекс в норме у новорожденных вызывается с трудом. Рефлекс наблюдается до 4 месяцев и затем угасает.

    Рефлекс Таланта . Проведение указательным пальцем вдоль паравертебральной линии от плеча к ягодицам вызывает сгибание туловища новорожденного вогнутостью в сторону раздражителя. В первые несколько дней в норме у новорожденных этот рефлекс может быть ослаблен или отсутствовать. Рефлекс выражен до 3-4 месяцев.

    Рефлекс Переса . Проведение указательным пальцем по позвоночнику от копчика к шее вызывает у ребенка крик, лордозирование туловища, сгибание верхних и нижних конечностей, приподнимание головы. Рефлекс наблюдается до 3-4 месяцев.
    Надсегментарные позотонические автоматизмы в зависимости от уровня регуляции делятся на миелоэнцефальные (регулируются центрами продолговатого мозга) и мезэнцефальные (регулируются центрами среднего мозга).
    К миелоэнцефальным позотоническим автоматизмам относятся лабиринтные тонические рефлексы, асимметричный шейный тонический рефлекс, симметричный шейный тонический рефлекс.

    Лабиринтный тонический рефлекс . В положении ребенка на спине повышается мышечный тонус в разгибателях шеи, спины, нижних конечностей, в положении на животе - в сгибателях шеи, спины, конечностей.

    Асимметричный шейный тонический рефлекс (рефлекс Магнуса - Клейна) . При повороте головы в сторону (челюсть находилась на уровне плеча) происходят разгибание конечностей, к которым обращено лицо, и сгибание противоположных. В период новорожденности этот рефлекс встречается непостоянно. Чаще наблюдается реакция верхних конечностей.

    Симметричный тонический шейный рефлекс . При сгибании головы новорожденного повышается тонус в сгибателях конечностей, особенно в верхних, при разгибании головы повышается тонус в разгибателях конечностей.

    Миелэнцефальные позотонические рефлексы наблюдаются у здоровых новорожденных до 2 месяцев.
    Со 2-го месяца жизни начинают развиваться мезэнцефальные установочные рефлексы, определяющие возможность ребенка держать голову, а в дальнейшем сидеть, ходить и осуществлять произвольные движения. К мезэнцефальным установочным автоматизмам относятся: установочные лабиринтные рефлексы, простые шейные и туловищные установочные рефлексы, цепные шейные и туловищные установочные рефлексы.
    Установочные лабиринтные рефлексы. Установочный лабиринтный рефлекс с головы на шею развивается со 2-го месяца жизни, когда ребенок начинает удерживать голову по средней линии в положении на животе и к 2-3 месяцу хорошо держит ее в вертикальном положении. С этого периода развивается установочный шейный цепной симметричный рефлекс. Под влиянием этого рефлекса возникает напряжение разгибателей шеи, туловища, а к 5-му месяцу - разгибателей ног, сначала при положении ребенка на животе, а затем в вертикальном положении. Формирование разгибательного тонуса в мышцах шеи, туловища и нижних конечностей позволяет ребенку удерживать туловище при сидении, стоянии и ходьбе.
    Верхний рефлекс Ландау. Ребенок в положении на животе поднимает голову, верхнюю часть туловища и руки, опираясь руками на плоскость удерживается в этой позе. Рефлекс формируется к концу 3-го и к началу 4-го месяца.
    Нижний рефлекс Ландау. В положении на животе ребенок разгибает и поднимает ноги. Рефлекс формируется к 5-6-му месяцу.
    Туловищная выпрямляющая реакция (выпрямляющий рефлекс с туловища на голову). При соприкосновении стоп ребенка с опорой происходит выпрямление головы. Рефлекс отмечается с конца 1-го месяца жизни.
    Простые шейные и туловищные установочные рефлексы. При повороте головы в сторону туловище ребенка поворачивается в ту же сторону. При этом голова и туловище поворачиваются одновременно, как единое целое. Рефлекс появляется с рождения и видоизменяется к 5-6 месяцу.
    Цепные шейные и туловищные установочные рефлексы. Поворот головы в сторону вызывает поворот туловища в ту же сторону, по не одновременно, а раздельно: сначала поворачивается грудной отдел, а затем тазовый.
    Цепной установочный рефлекс с туловища на туловище. Поворот плеч ребенка в сторону приводит к повороту туловища и нижних конечностей в ту же сторону. Поворот тазового отдела также вызывает поворот туловища и плеч в ту же сторону. Цепные шейные и туловищные установочные рефлексы формируются к 6-7 месяцам жизни.
    В конце неврологического обследования рекомендуется еще раз оценить спонтанную двигательную активность новорожденного, положив его на спину. Дети, которые вначале исследования были вялы, адинамичны, могут стать более активными. Отсутствие такого перехода свидетельствует о выраженной заторможенности центральной нервной системы. Наоборот, дети, которые вначале были очень активными, в конце исследования иногда становятся вялыми, что указывает на быструю истощаемость центральной нервной системы.

    - Неврологическое обследование

    Цель неврологического обследования

    Болезни нервной системы очень разнообразны по клинической картине. Неврологическое обследование базируется на выявлении очаговой неврологической симптоматики (опухоли, кисты, гематомы, последствий инсультов и др.). Так же диагностируются диффузные мозговые процессы (мозговые атрофии, энцефалопатии и др.).

    Большинство больных с симптомами заболевания нервной системы сначала обращаются не к неврологу, а к врачу общей практики (педиатру и терапевту). Существующие алгоритмы диагностики и лечения различных заболеваний нервной системы позволяют правильно оценить клиническую картину заболевания и своевременно направить к специалисту неврологу. При осмотре неврологического больного необходимо прежде всего понять уровень поражения нервной системы. Топический диагноз позволяет сузить диагностический поиск и избежать серьезных ошибок.

    Неврологическое обследование должно охватывать все отделы нервной системы от коры больших полушарий до нервов и мышц и оценивать все функции нервной системы, включая исследование простейших рефлексов. Искусство неврологического обследования приходит лишь с опытом. Ошибок удается избежать только при соблюдении четкой схемы обследования: сначала оценивается функция черепных нервов, движения, рефлексы и чувствительность в руках, туловище и ногах и, наконец, координация движений и походка. Полное неврологическое обследование необходимо, если есть признаки заболевания нервной системы. В противном случае ограничиваются кратким обследованием, включающим исследование зрачков, движений глаз, глазного дна, подвижности мимических мышц, речи, силы в конечностях, сухожильных и подошвенных рефлексов, болевой и вибрационной чувствительности в кистях и стопах, а также походки. Такое обследование занимает 3-5 мин. Иногда неврологическое обследование не выявляет никаких нарушений даже при тяжелых неврологических заболеваниях, например при детской эпилепсии или обмороках. В то же время неврологическое обследование больного в коме, особенно повторное, иногда может компенсировать отсутствие анамнеза и позволяет поставить диагноз.

    Исследование нервной системы у детей

    Исследование нервной системы у детей раннего возраста имеет специфические особенности, связанные с возрастной физиологией этого периода развития. Интенсивное развитие нервной системы в первые годы жизни и значительное усложнение поведения ребенка предполагает, что неврологическое обследование детей этой группы должно быть динамичным и строится с учетом эволюции основных двигательных и мнестических (познавательных) функций.

    Неврологический осмотр ребенка первого года жизни состоит из четырех составных частей: оценки позы ребенка и его мышечного тонуса; оценки безусловных (врожденных) рефлексов; проверки двигательных, голосовых, познавательных и эмоциональных реакций, соответствующих определенному возрасту; оценки черепных нервов и глубоких рефлексов. Оценка позы проводится в положении ребенка на спине в спокойном, бодрствующем состоянии. Первые 2-3 месяца жизни у детей наблюдается физиологический гипертонус мышц-сгибателей рук и ног: ребенок лежит с умеренно согнутыми в локтевых, коленных и тазобедренных суставах конечностями. На третьем месяце жизни мышечный тонус постепенно снижается сначала в руках и несколько позже - в ногах. Принято оценивать пассивный и активный мышечный тонус. Пассивный мышечный тонус врач оценивает по степени сопротивления, которое он ощущает при совершении движений в различных суставах ребенка. Подтягивание ребенка за руки из положения на спине - простой и надежный способ оценки активного мышечного тонуса. Здоровый ребенок до трехмесячного возраста в ответ на подтягивание слегка сгибает руки в локтевых суставах и кратковременно удерживает голову по одной оси с туловищем, что указывает на нормальный баланс тонуса мыщц-сгибателей и разгибателей шеи. Если при выполнении этого теста голова ребенка пассивно падает вперед на грудь или остается запрокинутой назад, то это свидетельствует о нарушении мышечного тонуса. В первом случае наблюдается гипотония (снижение тонуса) мышц шеи и туловища, во втором - гипертонус (повышение тонуса) мышц-разгибателей шеи.

    Следующий этап оценки неврологического осмотра грудного ребенка - оценка врождённых рефлексов. По мере созревания нервной системы ребенка ряд этих рефлексов к определенному возрасту угасает. Время появления и угасания этих рефлексов имеет определенное диагностическое значение.

    Следующий этап - оценка сроков формирования двигательных и эмоциональных реакций. Всем детям с задержкой развития, выявленной на первом году жизни, проводят тщательное клинико-лабораторное обследование с подключением врачей самых разнообразных специальностей, так как причиной задержки развития довольно часто служат не неврологические нарушения, а эндокринологическая патология, хирургические, генетические, инфекционные и другие заболевания.

    После того, как собран подробный анамнез, проведен полный неврологический осмотр, оценены результаты дополнительных методов исследования - врач устанавливает диагноз.

    Родителей и педиатров тревожит поведение так называемых «возбудимых» детей. Обычно родители возбудимых детей жалуются на их беспокойный сон, трудности при кормлении, беспричинный плач, эпизоды повышенной хаотичной двигательной активности, трудность успокоить ребенка. По данным многочисленных исследований только у 5% возбудимых детей диагностируют какую-либо патологию (заболевания желудочно-кишечного тракта, инфекционные болезни, неврологические и другие нарушения), а у остальных 95% очевидных причин для беспокойного поведения установить не удается. Профилактические неврологические осмотры грудных детей проводятся в 1, 3, 6 и 12 месяцев, что позволяет вовремя отмечать возможные нарушения развития, устанавливать причину этих нарушений и проводить адекватную коррекцию.

    Вам также будет интересно:

    Монгольское завоевание и его влияние на историю России
    Рождение Монгольской империи . В начале XIII в. на Русь стали доходить смутные слухи о...
    Знаменитые русские судебные ораторы Ораторы 19 века
    Ораторское искусство помогает человеку донести до других свои мысли и убеждения ярко,...
    Понятие «премия» и основания для ее выплаты Премия есть одной из самых
    Накануне Дня российской науки в Москве наградили лучших популяризаторов и научных...
    Волшебные ритуалы и обряды в полнолуние
    Эта фаза Луны является самой сильной. В Полнолуние ритуалы на привлечение денег работают...