Сайт о холестерине. Болезни. Атеросклероз. Ожирение. Препараты. Питание

Как распознать ведьму — признаки, предупреждающие зло Сумеречная ведьма какая она магия

Из чего производят инсулин

Эстрада ссср Советские эстрадные певцы 60х 70х годов

Государственный комитет по чрезвычайному положению Мнение бывших участников гкчп

Жареная треска на сковороде

Салат из кольраби: рецепт с яйцом и с майонезом (фото)

Готовим заливное из говядины: рецепт с фото

Сыр осетинский - описание пищевой ценности этого продукта с фото, его калорийность Сыр осетинский рецепт приготовления в домашних условиях

Пикантный салат украсьте

Рецепт с курагой Овсяные хлопья с изюмом рецепт

Как приготовить шницель из курицы на сковороде

Вертута из дрожжевого теста с брынзой

Cонник косить, к чему снится косить во сне видеть

Прокуратура Башкортостана: «Преподавание башкирского языка вопреки согласию родителей не допускается Из истории вопроса

Что мы знаем о Дагестанской кухне?

Почему министр образования Васильева не услышала президента России Путина? Кремль не пошел на уступки татарстану по вопросу изучения языка в школах Сделать исключение для татарстана: сначала татарский, а потом изменения во фгосах.

Сегодня, 8 ноября, президент Татарстана Рустам Минниханов на заседании Госсовета республики объявил, что ему удалось договориться с Москвой по «языковому вопросу» - принудительное обучение школьников татарскому, пусть и в крайне урезанном виде, будет продолжено.

«Мы подготовили вариант, который учитывает все нормы федерального законодательства и законов республики. Он согласован предварительно со специалистами Министерства образования РФ. Этот документ внесен», - заявил Минниханов, добавив, что провел переговоры с администрацией президента РФ. По словам Минниханова, власти Татарстана предлагают внести изменения в Федеральный государственный образовательный стандарт, добавив специальным пунктом обязательность изучения государственных языков республик.

Выступавший в Госсовете РТ министр образования и науки Татарстана Энгель Фаттахов (которого безуспешно требует уволить прокуратура республики) также заверил, что министр образования и науки России Ольга Васильева согласилась, по его словам, пойти на компромисс. «Вчера, 7 ноября, она подтвердила готовность согласовать данное компромиссное решение. Письменное подтверждение ожидаем на следующей неделе», - сказал министр. Насколько это действительно так, понять сложно, тем более, что ранее Фаттахов тоже рассказывал, что встречался с Васильевой, хотя никакой встречи не было.

На заседании Минниханов обратился к прокурору Татарстана со следующими словами: «В то же время я хочу обратиться в адрес Илдуса Саидовича (Нафикова), прокурора республики. Много эмоций как с той, так и с этой стороны - татары и русские. Вот эти национальные чувства не надо трогать. Данный вопрос найдет решение. Любые подобные высказывания имеют тяжелые последствия. Кто бы ни был, если это не соответствует той ситуации, которая у нас, то вы должны оперативно реагировать». Большинству при этом так и осталось непонятным, на что намекал Минниханов и как должна реагировать прокуратура, если у нее уже есть прямое поручение президента России?

Судя по бравурным комментариям на форумах татарских националистов, а также по подаче информации в близких к Казанскому кремлю изданиях, власти Татарстана стремятся создать впечатление, что сумели «договориться» - им разрешили сохранить «принудиловку» по татарскому вопреки федеральному законодательству, ФГОС и поручениям Владимира Путина.

А вот какие впечатления от сегодняшнего заседания в татарстанском парламенте у специалистов, представителей родительского сообщества Татарстана и общественников.

Руководитель Центра этнокультурной стратегии образовании Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ Ольга Артеменко удивлена позицией властей Татарстана: «Для меня поручения Путина не обсуждаются, а исполняются. Никаких компромиссных решений, никаких экивоков не должно быть». «Меня поражает, как это кто-то из руководителей регионов, государственных служащих что-то там обещает населению, вопреки поручениям президента страны», - резюмирует Артеменко, добавляя, что «единственное, что можно обсуждать, как быстро будут выполнены поручения, а не сами поручения».

Координатор интернет-сообщества «Русский язык в школах национальных республик», сама мать двух детей Екатерина Беляева , оценивая общий настрой выступлений в Госсовете Татарстана, считает, что власти Татарстана выдают желаемое за действительное. «Судя по тому, что Энгель Фаттахов постоянно подчеркивает, что ведутся консультации с Министерство образования и науки РФ, его глава Ольга Васильева не особенно-то идет на контакт», - полагает Беляева. Она также напомнила, что существующий ФГОС позволяет всем желающим изучать татарский язык, никому это не запрещает. «Такое чувство, что власти Татарстана специально нагнетают истерию в среде татароязычного населения, вводя в заблуждения, пугая запретами на изучения татарского языка, хотя ничего подобного нет», - рассуждает общественница, подозревая, что «это используется для давления на Москву». На вопрос о том, не кажется ли ей, что в словах Минниханова о необходимости прокуратуре «оперативно отреагировать» есть намек на репрессии в адрес родителей, которые высказывают свое негодование, Беляева ответила, что сама модерирует родительскую группу в социальных сетях. Но давать такие поручения со стороны татарстанского президента, по меньшей мере, недальновидно: «Если начнутся репрессии, то это поднимет еще большую волну возмущений». По словам Беляевой, сама она старается вычищать все резкие комментарии, понимая, что это может привести к нежелательным последствиям. «Понятно, что исключать вероятность репрессий нельзя, но все же республиканская прокуратура подчиняется Генпрокуратуре, а возмущение у родителей вызывает то, что языковая образовательная политика в регионе осуществлялась с многочисленными нарушениями федерального законодательства и ФГОС, что и признала сама прокуратура Татарстана», - надеется общественница.

Председатель Общества русской культуры Республики Татарстан Михаил Щеглов не понимает позиции властей Татарстана: «Путин же дал четкие поручения, что еще непонятно? Разве всех, кто хочет изучать татарский язык, лишают этой возможности?! Нет. Ну тогда зачем столько истерики?!». По словам Щеглова, Минниханов - отчасти заложник националистической фронды, засевшей в Казанском кремле: «Мужества что ли у Минниханова не хватает порвать с татарскими националистами?». Сам лидер ОРКТ все же старается думать оптимистично: «Игры в суверенное государство пора заканчивать, сколько веревочке не виться, а конец все равно будет». Однако, как полагает общественник, если Москва отступит от своей позиции и пойдет на поводу у татарских националистов, то это будет имиджевым поражением Путина в глазах русскоязычного населения Татарстана, которое именно в нем видит сейчас защитника своих интересов.

При этом обращение Минниханова к прокуратуре Щеглов однозначно трактует как призыв к репрессиям: «Я это однозначно понял, как призыв записывать кого-нибудь из русскоязычных родителей в экстремисты, устроить публичную порку, чтобы остальных запугать».

У наблюдателей в Татарстане складывается ощущение, что власти Татарстана рассчитывают именно на то, что Москва снова «прогнется» в языковом вопросе. Тем более, что прецеденты «прогибов» были. Казанский кремль проигнорировал федеральное законодательство от 2010 года в требовании переименовать должность руководителя республики, несмотря на то, что был обозначен четкий временной период - до 1 января 2015 года. Когда все руководители республик изменили названия своих должностей, убрав слово «президент», Татарстан вначале получил отсрочку на год, а затем объявил выборы президента Татарстана в 2015 году «референдумом за сохранение названия должности первого лица региона». Даже провал с перезаключением договора о разграничении полномочий с Москвой, хоть и стал своего рода поражением для этнократии в Татарстане, воспринимается как политический торг: ведь название должности президента республики удалось сохранить, пусть лишь до 2020 года (что, впрочем, не означает, что подковерная игра за его сохранение не продолжится ближе к окончанию этого срока). Для татарских националистов и этнократии важно то, что «Москва уступила», позволив сохранить один из атрибутов эпохи «парада суверенитетов» начала 1990-х.

Что касается родителей школьников, находящихся под языковым гнетом уже не первый десяток лет, то они очень надеются, что Москва «не кинет», будет твердо стоять на своем. Потому что «компромиссное решение», за которое так ратуют в Татарстане власти, - это не только сохранение «принудиловки» по татарскому для школьников. Это сохранение прежней системы власти «по национальному и родственному признакам», от которого так устало население республики. А если Путин «даст слабину» в этом вопросе, то можно не сомневаться, что этнократия в Татарстане попытается взять реванш. Так, как это произошло на заре 1990-х.

Сергей Николаев , политолог

Подпишитесь на нас

В свою очередь, власти Татарстана заявили о намерении ввести два часа в неделю обязательного изучения татарского языка в местных школах. Об этом 8 ноября на заседании Госсовета республики президент Татарстана Рустам Минниханов. Власти республики подготовили вариант образовательного стандарта, который учитывает как федеральное, так и местное законодательство, добавил Минниханов. Образовательный стандарт, по его словам, «предварительно согласован со специалистами Минобразования».

Президент Татарстана также сообщил , что у него были переговоры с администрацией президента по вопросу преподавания татарского. «Понимание тоже есть. Я очень надеюсь, что в ближайшее время мы эту тему сможем разрулить», — сказал он.

Министр образования и науки Татарстана Энгель Фаттахов тогда же уточнил, что обязательные уроки татарского вводятся в начальной и средней школах, а в старших классах его изучение станет добровольным. 7 ноября, добавил Фаттахов, он встречался с главой Минобразования Ольгой Васильевой, которая «подтвердила готовность согласовать данное компромиссное решение».

Минобрнауки за Кремль

Минобрнауки не давало Татарстану гарантий сохранения обязательного татарского языка в школьном расписании, рассказал РБК еще один федеральный чиновник. В том числе поэтому ведомство воздержалось от комментариев по поводу заявлений Минниханова и Фаттахова, добавил он. Минобрнауки поддержит позицию Кремля, подчеркнул собеседник РБК.

РБК ожидает ответа от пресс-службы Минобрнауки.

Глава Минобразования Ольга Васильева высказывала свое мнение по поводу изучения языков республик на всероссийском родительском собрании. «Когда мы говорим о насильственном, недобровольном [изучении языка], я думаю, что каждый случай надо рассматривать отдельно. Эта сфера очень тонкая и чувствительная. У нас многонациональная страна, которая имеет синтез культур... Мне кажется, неправильно, если ты родился и живешь в Башкирии или Татарстане и не знаешь языка», — подчеркивала Васильева.

Рост протестных настроений

Заявление Кремля о том, что национальные языки в школах должны изучаться исключительно на добровольной основе, — это шок для национальных республик, считает политолог Аббас Галлямов. «Русскоязычные родители, конечно, не были в восторге от того, что их детям приходится изучать языки национальных республик, но относились они к этому как к неизбежному злу, это не было сколько-нибудь серьезной политической проблемой», — продолжает эксперт.

А вот теперь проблема действительно появилась, говорит Галлямов, — национальная интеллигенция воспримет это как демонстративное принижение их родного языка. Для этнических меньшинств языковой вопрос — вещь очень важная, и решение федерального центра будет способствовать их отчуждению, росту протестных настроений, прогнозирует эксперт. «На нынешних выборах президента это, наверное, не скажется, но к следующим создаст серьезный негативный задел», — уверен эксперт.

Тема языка в Татарстане чувствительна скорее для сельского населения, чем для более космополитичного городского, говорит глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. Действия Кремля объясняются борьбой за 2018 год, за попытки показать, что федеральный центр и дальше может активно вовлекаться в вопросы, которые республики считали своими, уверен Виноградов. «Тезис одинаковости правил игры для всех привлекателен, но без симметричных шагов в отношении Чечни он вряд ли будет выглядеть как абсолютный», — констатирует Виноградов.

При этом о возможном негативном влиянии позиции Кремля на итоги президентских выборов в национальных республиках говорить пока рано. «Готовности элит вести контригру нет, хотя элемент моральной демотивации у части лоялистов возможен», — прогнозирует Виноградов.

Тот, кто хочет знать тот или иной язык национальных республик, может его изучать, никто этого не запрещает, но обязательное изучение неправильно, считает политтехнолог Дмитрий Гусев. «В Бурятии живут 30% бурят, остальные — русские и представители других национальностей, в Марий Эл только 15% марийцев, и такая ситуация в большинстве национальных республик. А какой язык изучать в Дагестане, где живут представители более ста национальностей?» — рассуждает эксперт.

На итогах президентских выборов в республиках позиция федерального центра не скажется, уверен Гусев, поскольку об ограничении или запрете изучения национальных языков речь не идет.

«Изначально пресс-конференция была посвящена приоритетным проектам. Поэтому, мне кажется, ваши коллеги оказываются в неравном с вами положении, они бы тоже все хотели меня спросить про татарский язык. Я не буду отвечать. Но не потому, что не хочу. Я считаю, что все должны быть в равных условиях. Мы сейчас дискутируем по проектам», - цитирует издание Васильеву.

Министр заявила, что ответы на вопросы о формате преподавания татарского у нее есть, и она озвучит их на другом мероприятии, но на каком именно, неизвестно.

«Ровно на те вопросы, которые вы мне задали, я вам ответы дам, только не в этой аудитории. На вопросы я дам ответы, они есть, они готовы. Но мы собрались по проектам. Вы все хотели спросить про татарский язык, правда? Я думаю, что в ближайшее время будет пресс-конференция, посвященная этому вопросу в том числе», - сказала Васильева.

Сегодня РБК со ссылкой на собственные источники сообщил, что Кремль в вопросе изучения нацязыков делать исключения ни для одного из регионов.«Все будет в соответствии с законодательством - национальные языки изучаются на добровольной основе. Это правило для всех национальных республик, исключений не будет ни для кого», - процитировал РБК своего анонимного собеседника из числа федеральных чиновников.

Кроме того, издание сообщило, что пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков в ответ на вопрос, действительно ли федеральный центр не намерен менять позицию по добровольному принципу изучения национальных языков в школах, ответил: «Да. Действительно».

Напомним, что на заседании 8 ноября глава минобра РТЭнгель Фаттахов представил

В раннем детстве меня очень интересовал татарский язык. Настолько, что я просил его показать. Вероятно, мое любопытство осталось неудовлетворенным, потому что в третьем классе я сделал попытку попасть на факультативные занятия по татарскому языку (в 70-е в ТаАССР татарский язык в школах был обязателен для татар и занимались они им на отдельных уроках).

Учительница татарского языка тогда мне сказала: «Зачем тебе, русскому мальчику, татарский язык? Иди лучше собак гоняй!»

Эту учительницу я запомнил. Потому что при маме татарке я как-бы не совсем русским мальчиком должен был получиться. А еще я эту «училку» через двадцать лет встретил на митинге национал-радикалов, посвященному взятию Казани Иваном Грозным . Она истекала слюной, глядя на лидера национал-ястребов Фаузию Байрамову . И с невидящими, стеклянными глазами скандировала: «Азатлык!» Азатлык"! Азатлык!" (Свобода!)

Меня она не признала. Я так и остался журналистом из Москвы, то есть «оккупантом».

Сейчас, спустя более четверти века, я вновь вижу на сцене Байрамову. Она все также пылает и ненавидит, как и в начале 90-х, когда РТ боролась с федеральным центром за свои привилегии. Как и тогда, её некоторые лозунги невозможно цитировать в печати, без опасения быть немедленно привлеченным к уголовной ответственности за разжигание межнациональной розни. Фаузия-ханум — это такой козырной туз в колоде тех сил, что пытаются напугать Москву народным татарским гневом. Байрамову всегда показывают, когда надо поднять градус. А потом снова прячут подальше.

В начале 90-х в Москве велись на этот спектакль. Закрывали либеральное лицо перчаточкой, чтобы не видеть флагов с полумесяцем и не слышать топот ордынской конницы. Ой, страшно! Ой, что делать?!

Мне, казанцу, забавно было видеть, как разбирали потом декорации, складывали в нафталиновый сундук марионеток и выключали патефон с заезженной пластинкой, на которой ревела толпа, улюлюкали всадники, свистели арканы, плакали русские полоняне.

И вот вновь. На этот раз защищаем татарский язык. А что с ним не так? Москва настаивает, что нельзя заставлять изучать его насильно, а в Казани говорят о его обязательности.

Ну, так собственно и было последнее десятилетие. Татарский язык русские школьники учили как «Отче наш». Я бы лично не возражал из-за своей тяги к татарскому языку. Но вот некоторые родители русских детей были недовольны. По факту получалось, что на русский язык выходило меньше времени, чем на татарский, почти в два раза.

Татарским языком владеть полезно, важно и нужно. Особенно, если ты живешь в Татарстане. Но вот с плохим русским в остальной России никуда. Поэтому и митинговали родители русских детей в Казани несколько лет. Но их не слышали, да и не особенно хотели.

Но гром все-таки грянул. Теперь Татарстан в опасности, покусились на язык! В республиканских мечетях служатся молебны. А СМИ накачивают подспудно, а где то и откровенно эмоциями: «Не дадим! Не позволим! О горе… Кто же защитит татарский язык… Есть ли батыры…».

Нет, конечно, владыки республиканские вроде бы в сторонке держатся. Это и понятно. После крушения системообразующего ТФБ особо не забалуешь. Неосторожное заявление, и вкладчики просто вынесут владык из Казанского кремля и аккуратно поставят на землю где-нибудь на границе с Башкортостаном. Но каждый татарстанец знает, что в республике ни один волос не упадет без… В общем, читатель понимает о чем речь.

Поэтому вновь городят декорации, а на сцене, кроме уже известной «бабушки татарского национализма» Байрамовой, новые персонажи. Возьмем, к примеру, министра образования РТ Энгеля Фаттахова . Достойный человек, закончил сельскохозяйственный институт. Инженер-механик, однако. Обычно, очень доволен собой, как будто только что наелся блинов до отвала. Говоря о школах, почти всегда переходит на проблемы урожайности картофеля и кормовых культур. Приемами дзюдо владеет более уверенно, чем русским языком. Наверное, это как-то помогает ему в общении с министром образования РФ госпожой Васильевой . Но на всех их совместных фото госпожа Васильева выглядит весьма удивленной…

Только не подумайте, что я против татарского языка. Просто мне понятно, что заострение на нем проблемы это лишь повод. На самом деле, это повод для торга за полномочия. Просто повод!

Наверное, особый статус действительно нужен Татарстану. Я бы не возражал. Хотя как объяснить это башкирам, мордве и чувашам. И еще, если беса национализма периодически выпускать на публику, то уверены ли манипуляторы, что процесс под контролем?

Но если вернуться к языку, то у меня есть недоумение. Как же так получилось, что за годы суверенитета татарский язык не стал привлекательным и желанным для русских, да и татар тоже во многом? Почему он так провинциален? Почему его преподавание так кондово. Почему союз писателей республики больше чем за четверть века, кроме «Зулейхи» Яхиной, не родил ни одного более-менее значимого произведения? Почему люди, категорически настаивающие на татарскости в республиканском ТВ и кино, выглядят как мешки с картошкой? И рождают впечатление, что только недавно осознали значение шампуня. Что, владея татарским языком, можно узнать такого, от чего дух захватит?

Вот здесь я скажу фразу, которую не очень поймут в Москве, но отлично оценят в Казани: «Девушку можно вывезти из деревни, но деревню из девушки никогда!»

Однако, хочется закончить на позитиве. Не все так грустно с татарским языком и культурой. Сейчас в республике подросла генерация молодой татарской интеллигенции. Эти новые татары смогут сделать татарский язык модным. И тогда не понадобится никого заставлять его учить. Русские сами побегут им овладевать, чтобы быть в мейстриме. Надо только бездарных и бесполезных бабаев немного подвинуть. Закостенели уж в клановости…(не путать с «Бабаем», в республике все знают, о ком идет речь).

Один из таких новых татар казанский режиссер Рустам Рашитов . Ему нет еще тридцати, но за ним уже есть работа, которая взволновала Татарстан. Его фильм «Айсылу» стал явлением для информационного пространства республики. А сейчас Рашитов закончил фильм «Кире» («Упрямец»), это комедия. Жанр выбран не случайно. Так, по мнению Рашитова, легче донести те проблемы с языком и ментальностью, которые были озвучены выше.

В центре сюжета бабай, который отказывается общаться с миром иначе, чем на татарском. И попадает в итоге в комичные ситуации. Но у фильма Рашитова happy end. И никакого майдана или майданчика, чем пугают некоторые в Татарстане.

Конечно же, фильм снимался на частные деньги, и Республика Татарстан не принимала в нем участия.

Ольгу Васильеву просят сделать для Татарстана исключение

Госсовет Татарстана сегодня вернулся к рассмотрению проблем русского и татарского языков в школах. Заседание началось со слов «продолжается», забегая вперед, скажем, что заседание вновь не закрыли, а объявили перерыв на неопределенный срок. Когда депутаты вернутся на места - зависит теперь от Ольги Васильевой. Накануне Энгель Фаттахов был на аудиенции у федерального министра - просил сделать исключение для Татарстана и включить во ФГОСы понятие «государственный язык», которое позволило бы сделать его изучение обязательным. Подробности - в материале «Реального времени».

Прерванный отпуск Илдуса Нафикова и успешный визит Энгеля Фаттахова к начальнице

Большой зал татарстанского парламента редко бывает заполненным на 100 процентов, но сегодня как раз такой случай. Основной вопрос сессии, которую не закрыли 26 октября, - преподавание русского и татарского языков в школах. Напомним, что главных действующих лиц языкового конфликта - прокурора Татарстана Илдуса Нафикова и министра образования Энгеля Фаттахова - депутаты и Рустам Минниханов подвергли жесткой критике . Первого за то, что его подчиненные «кошмарили» проверками директоров школ, второго - за то, что не вступился за последних. Обоих пытались призывать к ответу, но спикер Госсовета Фарид Мухаметшин пощадил и дал время подготовиться.

8 ноября - день «икс», когда министр и прокурор должны были объясниться перед народными избранниками. Предполагалось, что к этому дню решение - сколько часов изучать татарский и русский язык в школах - должно быть найдено. К этому все шло - в ночь с 3 на 4 ноября Энгель Фаттахов утвердил новую учебную программу - компромиссную, и даже разослал ее по школам. Но победоносный отчет перед парламентариями сорвал Илдус Нафиков - прокуратура в праздники не отдыхала и 5 ноября учебный план признала незаконным.

Состоится ли долгожданный отчет или нет - депутаты даже делали ставки до начала заседания, ведь Илдус Нафиков накануне неожиданно ушел в отпуск, а Энгель Фаттахов уехал в Москву, на встречу с Ольгой Васильевой. Но и тот, и другой в итоге появились в Госсовете. Правда, выступил только Энгель Фаттахов, Нафиков, видимо, решил воспользоваться иммунитетом отпускника и просто наблюдал за происходящим с трибуны.

Фактически сегодняшний доклад Фаттахова стал первым публичным выступлением по этой проблеме с конца августа, когда Владимир Путин поручил прокуратуре и Рособрнадзору проверить регионы. Фактически более двух месяцев, пока школы трясли проверки, министр образования хранил молчание.

Фактически сегодняшний доклад Фаттахова стал первым публичным выступлением по этой проблеме с конца августа. Фото gossov.tatarstan.ru

Русский доведут до федеральных норм, а «ЕГЭ по татарскому» могут отменить

«С детского сада все наши дети изучают русский язык и приходят подготовленными к школе. Наши учащиеся прекрасно усваивают государственный язык Российской Федерации, результаты ЕГЭ наших выпускников выше, чем в большинстве регионов России, разница с Москвой составляет всего 0,7 балла, - начал Фаттахов с того, что с русским языком в республике все хорошо, и резюмировал: - В Татарстане нет особых, свойственных только для нашего региона, вопросов с изучением русского языка».

Правда, следом привел противоречащую информацию: «В рамках исполнения поручений президента страны объемы изучения русского языка были доведены до рекомендуемых примерных программ». И уточнил, что «объемы русского языка в параллели 5-7-х классов были на 2 часа меньше рекомендованных». А в целях выполнения республиканского законодательства о паритетном изучении государственных языков РТ в школах пользовались не федеральными учебными планами, а планами, разработанными «нашими министерствами».

Раскритиковал Фаттахов преподавание татарского языка в школах: «Методика далека от совершенства. В 90-е годы началось всеобщее изучение татарского языка. Это требовало привлечения кадров, в том числе и за счет переподготовки непрофильных специалистов». Есть две проблемы, считает Фаттахов: «Мы не полностью осознаем, что заходим в класс к детям, для которых татарский почти иностранный, хоть и государственный», и «программа основана на изучении структуры языка и теряется основополагающая цель - коммуникация».

Исходя из этого, учителей татарского языка будут готовить по-новому. Но главное для родителей и учеников - «будут изменения в едином республиканском тестировании в 9-м классе» - так называемом «ЕГЭ по татарскому». Какие именно изменения будут или, возможно, его вообще отменят, Фаттахов не уточнил.

Фаттахов уезжал в Москву встречаться с министром образования России и должен был привезти оттуда новость - останется ли второй государственный в Татарстане обязательным для изучения. Фото минобрнауки.рф

Как Энгель Фаттахов уговаривал Васильеву оставить 2 часа обязательного татарского

Главное, за чем пришли сегодня в Госсовет - узнать судьбу татарского. Накануне Фаттахов уезжал в Москву встречаться с министром образования России и должен был привезти оттуда новость - останется второй государственный в Татарстане обязательным для изучения или будут действовать учебные планы, принятые наспех перед осенними каникулами в школах и не предусматривающие обязательного изучения татарского языка? Четкого ответа на этот вопрос не прозвучало.

На сегодняшний день продолжаются консультации. Для переходного этапа мы предложили следующее: разработать вариант учебных планов для начального и основного общего образования, в которых в обязательной части в рамках предметной области «Родной язык и родная литература» будет возможность выбирать и изучать родной язык - русский, татарский чувашский, удмуртский и другие в объеме 2-3 часов, в тоже время будет включаться государственный татарский язык в объеме 2 часов для всех обучающихся. В старших классах предлагается изучение на добровольной основе. Мы считаем, что данный подход мог бы стать компромиссным решением, которое позволит довести объемы русского языка до объемов, рекомендуемых Министерством образования России, изучать родной язык и сохранить татарский как государственный обязательным, но с меньшими объемами, - рассказал суть учебного плана, разработанного Министерством образования Татарстана, Энгель Фаттахов.

Речь идет как раз о том учебном плане, который министерство пыталось спустить в школы в праздники и который впоследствии забраковала прокуратура. Но Энгель Фаттахов все-таки надеется воплотить его в жизнь, и именно его он презентовал Ольге Васильевой на встрече в Москве.

В последние дни руководство нашей республики находилось в диалоге с администрацией страны по поводу принятия этого варианта. В ходе очередной встречи с министром образования Ольгой Васильевой вчера, 7 ноября, она подтвердила готовность согласовать данные компромиссные решения. Соответствующее письмо со стороны министерства мы ожидаем на следующей неделе, - сказал Фаттахов.

Рустам Минниханогв не скрывал, что очень надеется на положительное решение федерального министра. Фото gossov.tatarstan.ru

Сделать исключение для Татарстана: сначала татарский, а потом изменения во ФГОСах

Рустам Минниханов был более сдержан в прогнозах - каким будет решение Ольги Васильевой по поводу того, чтобы сделать для Татарстана исключение и ввести во ФГОСы такое понятие как государственный язык субъекта (и тем самым сделать его обязательным для изучения), хотя не скрывал, что очень надеется на положительное решение федерального министра.

Мы ждем новый ФГОС, где государственный язык республики будет преподаваться 2 часа в неделю, и я уверен, что эту работу мы доведем до конца. Я с администрацией вел переговоры по этому вопросу. Понимание есть, я надеюсь, что в ближайшее время мы эту тему должны разрулить, - сказал Рустам Минниханов.

Конфликт, который сейчас разыгрался в Татарстане, по словам Минниханова, породило то, что во ФГОСах не закреплено понятие «государственный язык». «Официальная позиция заключалась в том, что изучение государственного языка может быть организовано в рамках предмета «Родной язык и родная литература». Учитывая, что государственный язык республики - это и есть родной язык, получивший особый правовой статус на определенной территории, то данный подход согласован с федеральными министерствами и никогда не вызывал вопросов», - пояснил Энгель Фаттахов позицию Минобразования по этому вопросу.

Я бы сегодня не хотел еще раз обсуждать важность и серьезность этой задачи, пусть наши коллеги всю эту процедуру с Министерством образования России завершают, и после этого мы доложим парламенту в окончательной форме по этой работе. А далее считаю возможным организовать работу по внесению изменений во ФГОСы, с обязательным участием в этой работе представителей регионов, - сказал Рустам Минниханов.

220 учителей татарского сократят, а 219 учителей русского возьмут

А пока республиканское и федеральное министерства договариваются, школы работают по выбранному из пяти предусмотренных ФГОСами вариантов учебного плана.

Начиная со второй четверти, родителям предоставлена возможность выбора родного русского языка. Школьники, чьи родители выбрали родной русский язык, будут изучать два самостоятельных предмета - русский как государственный и русский как родной. При этом на сегодняшний день по русскому как родному нет рабочих программ и учебников. Подборку учебных материалов мы ведем сами - это будет комбинация курсов риторики, мировой художественной литературы, культуры и углубленное изучение русского языка и литературы, - сказал Энгель Фаттахов.

По словам Фаттахова, русский язык в качестве родного выбрали 30% родителей. Выбирали, напомним, на школьных собраниях перед осенними каникулами.

Пока республиканское и федеральное министерства договариваются, школы работают по выбранному из пяти предусмотренных ФГОСами вариантов учебного плана. Фото минобрнауки.рф

Уменьшение часов татарского может спровоцировать безработицу среди педагогов татарского языка. По словам Фаттахова, сократят 220 человек. Еще у части педагогов уменьшится нагрузка, но в течение двух месяцев они будут получать зарплату, установленную в начале года.

Мы заверяем, что нами принято решение, что ни один преподаватель татарского языка не будет уволен в период учебного года. У нас есть «дорожная карта» по каждой школе - или переподготовка будет или другие вопросы, но люди должны быть спокойны - никаких противозаконных шагов не будет, - заверил Минниханов.

Доведение до федеральных объемов часов русского языка потребует новых педагогических кадров. По оценкам Энгеля Фаттахова, есть дополнительная потребность в 219 учителях. «Мы предпримем все необходимые меры для достаточного количества преподавателей русского языка, для этого у нас резервы есть», - прокомментировал Минниханов.

33-ю сессию Госсовета сегодня снова не закрыли, так как вопрос о языках остался висеть в воздухе. Точку может поставить решение министра образования России Ольги Васильевой на следующей неделе.

Дарья Турцева

Вам также будет интересно:

Монгольское завоевание и его влияние на историю России
Рождение Монгольской империи . В начале XIII в. на Русь стали доходить смутные слухи о...
Знаменитые русские судебные ораторы Ораторы 19 века
Ораторское искусство помогает человеку донести до других свои мысли и убеждения ярко,...
Понятие «премия» и основания для ее выплаты Премия есть одной из самых
Накануне Дня российской науки в Москве наградили лучших популяризаторов и научных...
Волшебные ритуалы и обряды в полнолуние
Эта фаза Луны является самой сильной. В Полнолуние ритуалы на привлечение денег работают...