Сайт о холестерине. Болезни. Атеросклероз. Ожирение. Препараты. Питание

Знаменитые русские судебные ораторы Ораторы 19 века

Понятие «премия» и основания для ее выплаты Премия есть одной из самых

Волшебные ритуалы и обряды в полнолуние

Как распознать ведьму — признаки, предупреждающие зло Сумеречная ведьма какая она магия

Из чего производят инсулин

Эстрада ссср Советские эстрадные певцы 60х 70х годов

Государственный комитет по чрезвычайному положению Мнение бывших участников гкчп

Жареная треска на сковороде

Салат из кольраби: рецепт с яйцом и с майонезом (фото)

Готовим заливное из говядины: рецепт с фото

Сыр осетинский - описание пищевой ценности этого продукта с фото, его калорийность Сыр осетинский рецепт приготовления в домашних условиях

Пикантный салат украсьте

Рецепт с курагой Овсяные хлопья с изюмом рецепт

Международная номенклатура алканов

Обеспечение клеток энергией

Как повысить сопротивляемость организма к болезням? Грипп. Как повысить сопротивляемость организма: практические рекомендации

С наступлением холодов наш организм как никогда нуждается в защите, и от этого не только зависит наше здоровье, самочувствие, но и наша красота. Чтобы наша кожа на долгое время оставалась молодой, красивой и подтянутой, необходимо не только делать маски для кожи, но и укреплять организм в целом. Во многом наша красота зависит от состояния всего организма и его органов, зимой мы чаще всего болеем и от этого выглядим уставшими, обессилившими, кожа тускнеет и становиться дряблой. Особенно важно уделить внимание вопросу о том, как повысить иммунитет у ребенка и повысить сопротивляемость его организма к разного рода заболеваниям. Чтобы повысить сопротивляемость организма к внешней среде и болезням, а также повысить иммунитет Вам подойдут следующие рецепты народной медицины.

20 рецептов повышения иммунитета и сопротивляемости организма

1. Наполните литровую банку сухой травы полыни, залейте водкой, настаивайте в темном месте 3 недели. Принимайте утром натощак по 1 капли настойки, растворяя ее в 1 ч.л. воды, в течении 3 недель.

2 . Измельчите и смешайте в равных пропорциях плоды шиповника и земляники лесной. 1 ч.л. смеси залейте 250 мл кипятка, нагревайте на водяной бане 15 минут. Охладите, процедите, отожмите. Доведите кипяченой водой количество настоя до первоначального объема. Принимайте по 100 мл 2 раза в день.

3. 1 ст.л. цикория обыкновенного залейте 250 мл молока. Выпейте в течении дня в 3 приема.

4. 1-2 ст. л. земляники лесной залейте 500 мл кипятка. Принимайте по 1 ст.л. 3-4 раза в день. Этот настой можно применять и детям для повышения иммунитета в период эпидемий.

5. Пейте чай с шиповником. Насыпьте в термос плоды шиповника и залейте их кипятком. Настаивайте несколько часов, и пейте вместо чая. Чай можно давать и детям от 2-х год.

6. 300 г чеснока залейте 1 л спирта, настаивайте 3 недели. Принимайте по 1 ч.л. 3 раза в день, запивая небольшим количеством молока.

7. 1 ч.л. ягод черники залейте 200 мл кипятка. Принимайте по 2 ст.л. 3 раза в день.

8. Ешьте зелень петрушки круглый год.

9 . Смешайте 3 т.л. морковного сока, по 2 ст.л. огуречного и свекольного соков. Принимайте 3 раза в день за 30 минут до еды.

10 . Смешайте сок 4 лимонов, 100 мл сока алоэ, 500 г ядер грецкого ореха, 300 г меда. Принимайте по 1 ч.л. или 1 дес. л. 3 раза в день за 30 минут до еды.

11. Пропустите через соковыжималку по 3 кг свеклы и моркови, по 2 кг граната и лимона. Сок слейте в банку и добавьте 2 кг меда. Принимайте утром и вечером по 50 мл в течении месяца. Сделайте перерыв 2 недели и повторите курс.

12 . Половину лимона вместе с кожурой мелко нарежьте, добавьте 6 измельченных долек чеснока и залейте 500 мл холодной кипяченной воды. Настаивайте 3 дня в прохладном темном месте в стеклянной посуде. Принимайте по 2 ст.л. 1 раз в день перед едой.

13 . Залейте 500 мл кипятка 30 г свежих или сухих листьев эхинацеи, кипятите 10 минут в закрытой посуде, настаивайте в течении 5 часов в теплом месте, процедите. Добавьте мед. Принимайте по 100 мл 3 раза в день.

Важно помнить, что все рецепты для повышения иммунитета, которые приведены в этой статье, не спасут вас от болезни, если вы регулярно переохлаждаете свой организм. Чтобы избежать переохлаждений — нужно тепло одеваться в холодное время года, например в норковую шубу с чернобуркой или турецкую дубленку.

14. 1 часть измельченного лука залейте 4 частями водки. Принимайте по 20-30 капель 3 раза в день в течении 3-4 недель.

15. Смешайте 50 г измельченных ядер грецкого ореха, 30 г меда, 100 мл сока алоэ, сок половины лимона, настаивайте 3-4 часа. Принимайте по 1 ст.л. 3 раза в день.

16. Смешайте 500 г листьев алоэ и 350 мл меда. Настаивайте в темном месте 3 дня, затем добавьте 700 мл кагора и снова настаивайте сутки. Принимайте по 1 ст.л. 3 раза в день за 30 минут до еды.

17. Смешайте по 250 мл лимонного и абрикосового соков. Принимайте по 250 мл 3 раза в день до еды. Очень хорошо поднимает иммунитет и сопротивляемость организма у детей дошкольного (от 2-х лет, если нет аллергии) и школьного возраста.

18 . 2 ст. л. плодов крыжовника настаивайте 2 часа в 500 мл кипятка. Принимайте по 100 мл 3 раза в день до еды.

19. Принимайте 3 раза в день по 100 мл огуречного рассола, добавляя в него 1 ст. л. 10%-г уксуса. Курс лечения — 2 недели.

20. Витаминный коктейль для детей. Возьмите в равных частях по 100 г изюма, кураги, фиников, грецких орехов. Пропустите через мясорубку и добавьте цедру лимона (или апельсина), натертую на терке, 50 г меда, и сок одного лимона. Принимайте по утрам по 1 чайной ложке до еды.

2.3. Адаптация и сопротивляемость организма

Все чаще стали говорить о горьких «плодах» цивилизации: об экологической обстановке в большинстве регионов Земли, о факторах, вызывающих стресс и увеличивающих болезни людей, о том, что приходится искать все новые средства, повышающие сопротивляемость организма экстремальным воздействиям.

К счастью, уже накоплен немалый опыт, позволяющий утверждать о способности человека повышать свою устойчивость, приспосабливаться к обстановке. Пример тому – адаптация при закаливании и тренировке к перепадам температуры, физическим нагрузкам, гипоксии и другим стрессовым раздражителям, вызывающим различные заболевания у людей ослабленных, неподготовленных, незакаленных.

В повышении общей сопротивляемости организма общепризнанна роль гипоксии. Это такое состояние, которое наступает в организме при недостаточном снабжении тканей и внутренних органов кислородом или при нарушенной утилизации в них кислорода в процессе биологического окисления .

Кора головного мозга особенно чувствительна к недостатку кислорода. При гипоксии происходит возбуждение клеток головного мозга, от этого активизируется функция аппарата внешнего дыхания, следовательно, повышается количество эритроцитов в кровяном русле и кислородная емкость крови увеличивается. Это позволило предположить, а затем и доказать, что после предварительной тренировки в условиях умеренной гипоксии улучшается сопротивляемость организма разнообразным патогенным факторам, повышается его устойчивость.

Способность организма переносить гипоксию в определенной мере может зависеть от врожденных индивидуальных особенностей, времени года, хронотипа.

На основе тщательного изучения реагирования на гипоксию и гиперкапнию (повышенное содержание двуокиси углерода в артериальной крови) большого числа здоровых и больных людей ученые И.Б.Заболотских и В.А.Илюхина обнаружили, что различные физиологические системы организма по-разному проявляют гипоксическую устойчивость. Выделились 4 уровня приспосабливаемости к гиперкапнии и гипоксии (использовалась проба Штанге – произвольная задержка дыхания после глубокого вдоха): низкий (до 30 сек.); умеренный (от 31 до 60 сек.), высокий (от 61 до 90 сек.); очень высокий (более 90 сек.) .

Оказалось, что низкий уровень показывает и низкую устойчивость организма к стрессу. При низком уровне приспосабливаемости к гиперкапнии и гипоксии проявилась чрезмерно высокая реактивность физиологических систем организма.

Известно, что высококвалифицированные спортсмены перед ответственными соревнованиями выезжают для тренировок в условия среднегорья, чтобы повысить устойчивость к гипоксии и свою работоспособность. Успешно используется в спорте и барокамерная подготовка. В медицине в настоящее время широко используется дыхание газовой смесью, обедненной кислородом. Прерывистое воздействие газовой смесью (10% кислорода и 90% газообразного азота, 3-5 мин. – дыхание смесью и 3-5 мин. воздухом, по 4-10 сочетаний в серии) дает значительный прирост гипоксической устойчивости.

Повышению гипоксической устойчивости способствуют и активные занятия физическими упражнениями.

Можно ли в условиях школьных занятий помочь школьникам приспособиться к окружающей среде, повысить сопротивляемость организма? Многие ученые рекомендуют в процессе занятий использовать серии задержек дыхания. Рекомендуется следующая методика: у каждого определяется проба Штанге, затем полученная величина делится на 2. Это – доза задержки дыхания в каждой серии. Серия состоит из 4-5 разовых задержек дыхания с отдыхом между задержками в 5-6 циклов (вдох и выдох). Между сериями – обычное дыхание 3-5 мин.

Подобная рекомендация была проверена на группах 9-12-летних девочек, тренирующихся в беге на короткие дистанции. Программа тренировок была одинаковой для двух групп, но в одной группе применялась задержка дыхания: серия – 4 повторения после разминки, затем в середине урока 2 серии и одна в конце урока перед заключительной частью.

Девочки занимались три раза в неделю, эксперимент длился в течение 1,5 месяцев. Контрольные нормативы до и после эксперимента (бег 30 м с хода, бег 200 м, проба Штанге) позволили установить, что в экспериментальной группе показатели пробы Штанге существенно повысились: от 51,3 сек. ± 3, 74 сек. до 64,7 ± 2,62. Значительных изменений результатов в беге на 30 м не выявлено, а в беге на 200 м результаты улучшились с 39,8 сек. до 37,6. Во второй группе в беге на 30 м также не было существенных сдвигов, а в беге на 200 м результаты изменились с 40,2 сек. до 39,3, проба Штанге – от 45,0 сек. до 47,5.

Но не только упражнения по воздействию гипоксии могут способствовать повышению сопротивляемости организма и его работоспособности.

Детям с низкими показателями пробы Штанге следует рекомендовать занятия плаванием, лучше подводным.

Погружаясь в воду, человек испытывает незабываемое ощущение собственной невесомости. Упражнения, выполняемые в водной среде, исключают риск травм и повреждений, способствуют закалке организма. Полезно плавать с ритмическими ныряниями или погружениями головы в воду, при которых происходит задержка дыхания. Осуществляются эти задержки при пустых и полных легких. Они стимулируют внутриклеточное дыхание, усиливают накопление энергии в организме, помогают организму выйти на режим работы по самовыравниванию энергии, самоисцелению, самогармонизации. Глубокое и редкое дыхание повышает дыхательную способность, обогащает кровь кислородом, способствует расслаблению за счет повышения в крови уровня эндорфинов – гормонов, оказывающих болеутоляющее и успокаивающее действие. Разность температур между воздушной и водной средой благотворно воздействует на кожу и сердечно-сосудистую систему. Прохладная вода закаливает организм, увеличивает его тонус и сопротивляемость болезням, стимулирует кровообращение.

Занятия в естественных и искусственных водоемах могут успешно решать важнейшую задачу сегодняшнего дня – борьбу с гиподинамией.

Возможности школьного урока велики и, посте­пенно познавая их, учитель активно влияет на адап­тационные способности организма детей, а значит улучшает состояние их здоровья.

У адаптации есть одно удивительное свойство – перекрестная устойчивость, так называемая перекрестная резистентность. Благодаря этому свойству, организм, приспособившийся, например, к высоте, лучше переносит холод, жару, недостаток кислорода, изменения атмосферного давления, избыток солнечной радиации, перемену диеты; повышена его устойчивость к действию болезнетворных микробов, ионизирующего излучения, других факторов. Прекращение тренировки запускает механизмы обратного процесса – работающие «вхолостую» клетки уменьшаются в объеме.


Планирование уроков физической культуры с использованием природных средств

Каждый обладает практически неограниченными возможностями для закаливания. В отличие от других средств оздоровления многие закаливающие процедуры не требуют времени, специальных условий и оборудования.

В начале учебного года в план урока необходимо включить небольшую беседу о пользе занятий на свежем воздухе, познакомить детей с методами и процедурами закаливания.

Урок 1. Тема: «Гимнастика с закаливанием». Задачи учителя: обучать закаливанию на занятиях гимнастикой; осваивать с детьми поточный способ выполнения общеразвивающих упражнений, разви­вать выносливость; акцентировать внимание детей на сохранении правильной осанки при выполнении упражнений. Игровое название урока: «Наука босых ног». Игровая цель детей: выбрать для себя при­емы закаливания.

Содержание. «Приближаются холода. Стоит по­думать, как уберечься от простудных заболеваний. Всем давно известно, что лучшая защита организ­ма – закаливание. Еще в Спарте дети воспитыва­лись в суровых спартанских условиях: ходили круг­лый год босиком, в легкой одежде и купались в холодной воде. Гимнастические упражнения пре­красно сочетаются с закаливанием. Например, мно­гие любят ходить и выполнять упражнения босиком. А на поверхности стопы имеются особые точки, ко­торые связаны со слизистой оболочкой дыхатель­ных путей. Если постепенно начать выполнять упражнения босиком (сначала можно в носках) на природе или в зале, но обязательно с открытой форточкой, то это будет хорошей подготовкой к лыжному сезону». (Сообще­ние о приемах закаливания, интересных при­мерах с закаливанием.)

Урок 2. Тема: «Оздоровительный бег». Задачи учителя: рассказать ученикам о пользе бега, о его оздоровительном действии. Дать понятия: «Здоровый образ жизни», раскрывая понятия «здоровье», «здоровый режим жизни», «резервы человеческого организ­ма». Это поможет убедить учеников в необходимо­сти регулярных занятий физическими упражнения­ми, в следовании требованиям здорового образа жизни. Игровое название урока: «Дышите - не дышите». Цель: Научиться правильно дышать во время бега, контролировать свое состояние в зависимости от предлагаемой нагрузки, научиться определять частоту сердечных сокращений (ЧСС).

Содержание. «Здоровый режим жизни – это режим, обеспе­чивающий сохранение и расширение резервов че­ловеческого организма. Под резервами человечес­кого организма академик Н.М.Амосов понимает раз­ницу в показателях работоспособности отдельного органа, системы, всего организма при максималь­ном напряжении и состоянием покоя. Например, в состоянии покоя сердце перекачивает 4-5 л крови в минуту. При напряженной работе этот объем у хорошо тренированных людей может достигать 40 л, т.е. резервный коэффициент равен 10 л.

Резервы нужны человеку для успешного сопротивления болезням. При болезнен­ном повышении температуры до +40° обмен ве­ществ увеличивается в два раза. То есть в минуту сердце должно перекачивать 8 л крови. Человек, обладающий такими резервами, легко перенесет болезнь. Детренированное сердце, не обладающее такими резервами, увы, не справляется с возрос­шими требованиями. Человек умирает от «сердеч­ной недостаточности». Такое положение и с други­ми системами организма.

Режим бега надо выбирать самому. Объективной оценкой правильности выбранного режима будет частота сердечных сокращений, которая определяется сразу после окончания бега и через 1 мин.

Начинать бег нужно медленно, таким образом, чтобы все время хватало воздуха при дыхании только носом. Если при этом начинает недоставать воздуха и его приходится прихватывать, открывая рот, - надо немедленно снизить скорость бега до такого предела, чтобы хватало воздуха при дыхании только носом. Субъективные ощущения при этом режиме будут такими: ноги бегут сами, дыхание носовое, ничего не мешает, хочется увеличить скорость. Пульс во второй половине бега – 120-130 уд/мин., а замеренный сразу и через 1 мин. После окончания бега за 10 сек. Составит соответственно 20-22 и 13-15 ударов.

Чтобы бег способствовал закаливанию, важно правильно одеваться, особенно в холодную, ветреную и сырую погоду. Зимой одежда подобна лыжной: свитер, рейтузы, тренировочный костюм, брюки и куртка из непродуваемой ткани, вязаная шапочка, варежки. Весной и осенью хорошо бегать в костюме из ткани «болонья», а летом – в тонком костюме или майке и трусах. В солнечные и жаркие дни необходима светлая шапочка с козырьком.

При резком снижении температуры необходимо в начале тренировки бежать медленнее обычного, дышать неглубоко. Только после хорошего разогрева занимающимся простуда, как правило, не грозит. Наиболее опасная простудная зона сказывается в период, когда организм начинает активно остывать. В это время занимающийся чувствует нарастающую холодность и влажность одежды, замечает любое дуновение ветра, как бы увеличивающее холод воздуха. Поэтому в холодную, ветреную и сырую погоду, окончив бег и подсчитав пульс, следует быстро проделать гимнастику и вернуться в теплое помещение. Летом и теплой осенью сразу после гимнастики, пока разогрев еще не прошел, хорошо искупаться в открытом водоеме. При этом чем "горячее" спортсмен, тем лучше. Если уже началось остывание, нужно ждать его завершения не менее 1 часа и купаться очень недолго. Регулярные купания позволяют постепенно привыкнуть к охлаждающейся среде, хорошо закаливают. Купание можно заменить контрастным душем, несколько раз меняя температуру воды – от теплой к прохладной и со временем совсем холодной. Важно продолжать водные процедуры круглый год, и особенно зимой. При затруднениях утренний душ можно заменить мытьем ног в прохладной воде, постепенно увеличивая время пребывания в ней.


Заключение

Особенностью использования естественных средств природы в физическом воспитании школьников является включение в его содержание спортивных упражнений с элементами спортивных игр (ходьба на лыжах, катание на коньках, на велосипеде, плавание, элементы игр в бадминтон, настольный теннис и др.).

В осенний период основное внимание уделяется упражнениям в ходьбе и беге, в прыжках со скакалкой, в длину, в высоту, с места, в метании предметов.

В зимний период рекомендуется ходьба на лыжах, катание на санках, коньках, бег. В зимний период дыхательные упражнения на воздухе не проводятся. Летом закрепляют и совершенствуют основные движения и упражнения, особенно плавание. Рекомендуются занятия в лесу, парке.

Закаливание может быть поистине неисчерпаемым источником преумножения здоровья детей с самого раннего возраста. Благодаря использованию естественных сил природы достигаются:

Улучшения здоровья и повышения запаса жизненных сил;

Оптимизм;

Стремление к целенаправленной созидательной деятельности;

Живость ума и улучшение памяти;

Творческая настроенность, влечение к занятиям спортом, подвижным играм, туризму, желание приобщиться к красоте природы и искусству;

Морально-волевая устойчивость против соблазнов, ведущих к вредным пристрастиям;

Радость общения с людьми.

Необходимо научить школьников сознательно управлять функциями собственного организма, повышать резервы здоровья, необходимые для самовыражения в созидательной деятельности. Без сознательного, деятельного стремления каждого к укреплению и развитию своего здоровья эффективность усилий педагогов и органов здравоохранения в этом направлении будет невелика.


Исходя из опыта, накопленного физической культурой и проделанной работы, в настоящее время существует несколько утвердившихся правил в проведении закаливающих мероприятий у детей:

2. необходимо постепенное нарастание интенсивности закаливающих мероприятий;

3. занятия должны осуществляться систематически;

4. необходимо учитывать индивидуальные особенности организма ребенка и его возраст;

5. начинать закаливание можно в любое время года, однако предпочтительным является теплое время (в холодное время года степень воздействия средовыми факторами в начале закаливания уменьшается, и необходимо более постепенное их нарастание, чем в теплое время года);


В игровой или соревновательной форме. Целью нашего экспериментального исследования явилось изучение двигательной активности детей с нарушением интеллекта и влияния игр в оздоровительной работе с младшими школьниками. К основным методам исследования отнесли: Констатирующий эксперимент, включающий проведение специальных диагностических процедур во время занятий физической культурой, прогулок...

Подготовку подрастающего поколения на уровень современных общественных требований, привлекать ранее неизвестные резервы повышения эффективности деятельности школы. (31) Глава 2. Анализ работы учителя по использованию средств массовой информации в процессе воспитания школьников 2.1 Содержание работы учителя по использованию средств массовой информации с целью формирования любознательности, ...

Их периодичности, поэтому родители должны хорошо подготовиться к тому, чтобы начать заниматься с ним. Глава 2. Организация и методы исследования 2.1 Организация исследования Целью нашего исследования явилось изучение особенностей влияния родителей на физическое воспитание школьников. В связи с этим, нами были поставлены следующие задачи: 1. изучить освещенность данного вопроса в...

С эстетической точки зрения; формы эстетической деятельности человека в области физической культуры и спорта (Сараф М.М., Столяров В.И., 1986). 1.3. Компоненты эстетического воспитания в процессе обучения на уроках физической культуры Эстетическую культуру школьников будут характеризовать ниже перечисленные компоненты. Прежде всего, это достаточная широта эстетических представлений в связи...

Резистентность организма – (от лат. resistere – сопротивляться ) – это свойство организма противостоять действию патогенных факторов или невосприимчивость к воздействиям повреждающих факторов внешней и внутренней среды . Другими словами, резистентность – это устойчивость организма к действию патогенных факторов.

В ходе эволюции организм приобрел определенные приспособительные механизмы, обеспечивающие его существование в условиях постоянного взаимодействия с окружающей средой. Отсутствие или недостаточность этих механизмов могло бы вызвать не только нарушение жизнедеятельности, но и гибели индивида.

Резистентность организма проявляется в различных формах.

Первичная (естественная, наследственная ) резистентност ь – это устойчивость организма к действию факторов, определяемая особенностью строения и функции органов и тканей, передающихся по наследству . Например, кожа и слизистые оболочки представляют собой структуры, которая препятствуют проникновению микроорганизмов и многих токсических веществ в организм. Они осуществляют барьерную функцию. Подкожно-жировая клетчатка, обладая плохой теплопроводимостью, способствует сохранение эндогенного тепла. Ткани опорно-двигательного аппарата (кости, связки) обеспечивают значительное сопротивление к деформации при механических повреждениях.

Первичная резистентность может быть абсолютной и относительной :

    абсолютная первичная резистентность – классическим примером является наследственная устойчивость к ряду инфекционных агентов («наследственный иммунитет»). Его наличие объясняется молекулярными особенностями организма, которые не могут служить средой обитания для того или иного микроорганизма, или отсутствуют клеточные рецепторы, необходимые для фиксации микроорганизма, т.е. существуют рецепторная некомплементарность между молекулами агрессии и их молекулярными мишенями. Кроме того, в клетках может не быть веществ, необходимых для существования микроорганизмов, либо имеются в них продукты, мешающие развитию вирусов, бактерий. Благодаря абсолютной резистентности человеческий организм не поражается многими инфекционными заболеваниями животных (абсолютная невосприимчивость человека к чуме рогатого скота), и наоборот – животные не восприимчивы к большой группе инфекционной патологии людей (гонорея – болезнь только человек).

    относительная первичная резистентность – при определенных условиях механизмы абсолютной резистентности могут изменяться и тогда организм способен взаимодействовать с раннее «игнорируемым» им агентом. К примеру, домашние птицы (куры) в обычных условиях не болеют сибирской язвой, на фоне гипотермии (охлаждения) удается вызвать данное заболевание. Верблюды, невосприимчивы к чуме, заболевают ее после сильного утомления.

Вторичная (приобретенная, измененная) резистентность – это устойчивость организма, сформировавшаяся после предварительного воздействия на него определенных факторов. Примером может служить развитие иммунитета после перенесенных инфекционных заболеваний. Приобретенная резистентность к неинфекционным агентам формируется с помощью тренировок к гипоксии, физическим нагрузкам, низким температурам (закаливание) и т.д.

Специфическая резистентность это устойчивость организма к воздействию какого-то одного агента . Например, возникновение иммунитета после выздоровления от таких инфекционных заболеваний как оспа, чума, корь. К этому же виду резистентности относятся и повышенная устойчивость организма после вакцинации.

Неспецифическая резистентность это устойчивость организма к воздействию сразу нескольких агентов . Конечно же, невозможно достичь резистентности ко всему разнообразию факторов внешней и внутренней среды – они различны по своей природе. Однако, если патогенетический фактор встречается при очень многих заболеваниях (вызванных различными этологическими факторами) и его действие при этом играет в их патогенезе одну из ведущих ролей, то резистентность к нему проявляется к большему количеству воздействий. Например, искусственная адаптация к гипоксии значительно облегчает течение большой группы патологии, так как она нередко определяет их течение и исход. Причем, в отдельных случаях, достигнутым таким приемом резистентность, может препятствовать развитию того или иного заболевания, патологического процесса.

Активная резистентность это устойчивость организма, обеспечивающаяся включением защитно-приспособительными механизмами в ответ на воздействие агентов . Это может быть активация фагоцитоза, выработка антител, эмиграция лейкоцитов и др. Устойчивость к гипоксии достигается путем увеличения вентиляции легких, ускорения кровотока, повышения количества в крови эритроцитов и др.

Пассивная резистентность это устойчивость организма связаная с анатомо-физиологическими его особенностями, т.е. она не предусматривает активацию реакций защитного плана при воздействие агентов . Данная резистеньность обеспечивается барьерными системами организма (кожа, слизистая, гистогематические и гематолимфатические барьеры), наличием бактерицидных факторов (соляной кислотой в желудке, лизоцима в слюне), наследственным иммунитетом и др.

А.Ш. Зайчик, Л.П. Чурилов (1999) вместо термина «пассивная резистентность » предлагают для обозначения выше описанного состояний организма использовать термин «переносимость ».

Существует и несколько другая трактовка «переносимости ». Во время действия двух и более чрезвычайных (экстремальных) факторов, организм нередко отвечает лишь на один из них, и не реагирует на действие других. Например, животные, подвергшиеся действию радиального ускорения, переносят смертельную дозу стрихнина, у них отмечается больший процент выживаемости в условиях гипоксии и перегревания. При шоке резко снижается ответ организма на механическое воздействие. Такая форма реагирования, по мнению И.А. Аршавского, не может быть названа резистентностью , поскольку в этих условиях организм не в состоянии активно противостоять действию других агентов среды, сохраняя гемостаз, он лишь переносит воздействия в состояние глубокого угнетения жизнедеятельности . Такое состояния И.А. Аршавский и предложил называть «переносимостью» .

Общая резистентность это устойчивость организма как целого, к действию того или иного агента . Например, общая резистентность к кислородному голоданию обеспечивает функционирование его органов и систем за счет различных защитно-приспособительных механизмов, активируемых на различных уровнях организации живых систем. Это и системные реакции – увеличение активности дыхательной и сердечно-сосудистой систем, это и субклеточные изменения – увеличения объема и количества митохондрий и т.д. Все это обеспечивает защиту организма в целом.

Местная резистентность это устойчивость отдельных органов и тканей организма к воздействию различных агентов . Устойчивость слизистых оболочек желудка и 12-ти перстной кишки к язвообразованию определяется состоянием слизисто-бикарбонатного барьера данных органов, состоянием микроциркуляции, регенераторной активностью их эпителия и т.д. Доступность токсинов в ЦНС во многом определяется состоянием гематоэнцефалического барьера, он для многих токсических веществ и микроорганизмов непроходим.

Многообразие форм резистетности демонстрирует значительные возможности организма в защите от воздействия факторов внешней и внутренней среды. У индивидов, как правило, можно отметить наличие нескольких видов реактивности . К примеру, больному ввели антитела к определенному виду микроорганизма (стафилококку) – формы резистенотности при этом следующие: вторичная, общая, специфическая, пассивная.

На состояние иммунитета влияют следующие факторы:

1. Возраст

2. Питание

3. Сопутствующие заболевания

4. Состояние нервной системы

Возраст. Чаще болеют пожилые люди и дети, т.к. существует прямая зависимость между возрастом и состоянием иммунной системы. Но, как и везде есть исключения, и это связано с индивидуальными особенностями.

Питание. Если человека сравнить с чем – либо, то как нельзя лучше подойдет машина. Каждый знает, если машину заливать некачественным бензином, она может сломаться. Так и человек, если будет не правильно питаться, он тоже сломается, т.е. заболеет.

Под правильным питанием или рациональным питанием подразумевают, наличие в пище веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма. К ним относятся белки, жиры, углеводы. В состав пищи также должны входить витамины, минеральные элементы.

Организм человека не синтезирует витамины, поэтому если их будет недостаточно, развивается авитаминоз. Но, как всегда есть «но»…Например, кишечная палочка, которая обитает в кишечнике, вырабатывает витамины группы «В».

Витамин «С» повышает сопротивляемость организма. Нобелевский лауреат А. Поллинг рекомендовал употреблять до 1 грамма этого витамина в сутки. Но надо учитывать, что витамин «С» не накапливается в организме, излишки его выводятся, поэтому употребление больших доз не рекомендуется. Также при этом увеличивается нагрузка на почки.

Витамин «С» - это всем известная аскорбиновая кислота. Возможно, действие витамина «С» на микрофлору связано с тем, что этот витамин обладает кислотными свойствами. Как известно, большинство патогенных микроорганизмов хорошо развиваются в слабощелочной среде, поэтому кислая среда создает неблагоприятные условия для их размножения. Есть и исключения, например, возбудитель туберкулеза, размножается в кислой среде, а возбудитель холеры при рН 8-9, то есть в щелочной среде.

Чистая аскорбиновая кислота менее эффективна, ее действие проявляется сильнее в комплексе с другими витаминами, поэтому лучше употреблять продукты, где больше всего содержится этот и другие витамины.

Много аскорбиновой кислоты в плодах шиповника, черной смородине, красной смородине, облепихе, сладком перце. Высокое содержание витамина «С»: в укропе, петрушке, цветной капусте, апельсинах, клубнике, рябине. Достаточно много (50мг%) в белокочанной капусте, причем в квашенной капусте сохраняются значительные количества витамина «С». Довольно высокое содержание в мандаринах, щавеле, шпинате.

При простуде хорошо помогают лимоны. Кислотность лимона создает неблагоприятные условия для размножения микроорганизмов в ротовой полости, и конечно, лимоны содержат витамин «С».

Сопутствующие заболевания. Например, сахарный диабет, эндемический зоб снижают резистентность организма. Это связано с тем, что организм ослаблен различными заболеваниями, и бороться против инфекции ему сложно.

Состояние нервной системы. Утомления, стрессы понижают сопротивляемость организма. Слово «стресс» было предложено в 1935 году биологом с мировым именем Гансом Селье. Жизнь любого человека это история непрерывной борьбы со стрессом. Ганс Селье говорил: « Полная свобода от стресса означает смерть», далее он отмечает «способность к приспособлениям является, вероятно, наиболее отличительной чертой жизни человека…и возможно, что существует даже определенный параллелизм между жизненностью и способностью к адаптации».

В холодное время года и в межсезонье иммунитет человека значительно ослабевает. Это увеличивает количество инфекционных заболеваний. Кто-то начинает чихать после непродолжительного пребывания на сквозняке, другие на порядок лучше справляются с вирусами и болезнетворными микроорганизмами. Как повысить резистентность организма?

Инфекционные заболевания

Это широкая группа заболеваний, известная человечеству с древности. Миллионы людей гибли от простого гриппа или оспы, пока не были разработаны способы борьбы с ними. Поиск и разработка эффективных противовирусных препаратов и сегодня является важной задачей фармацевтики.

Как проявляются инфекционные заболевания?

Общими симптомами чаще выступают:

Мигрень.

Мышечная слабость.

Половое бессилие.

Повышенная утомляемость.

Определенные признаки выражаются в большей или меньшей степени в зависимости от конкретного заболевания. Банальные боли в затылочной области могут свидетельствовать не только об инфекционных заболеваниях, но и могут указывать на более серьезные патологии: опухоль мозга, тромбоэмболия, невралгия и пр. Общие симптомы и проявления при любом виде инфекционного поражения - мышечная боль, потеря аппетита, снижение сопротивляемости организма, недомогание и повышенная температура тела. Если относиться к лечению легкомысленно или заниматься самолечением, болезнь может перейти в хроническую форму с поражением какого-либо органа-мишени.

Профилактика и восстановление

Очистить кровь от патогенных микроорганизмов, нормализовать микрофлору кишечника и повысить резистентность организма можно только комплексными мерами. Пробиотические биологически активные добавки "Эвиталия" помогут избавиться от вирусной инфекции, очистить организм от шлаков и повысить сопротивляемость к возбудителям инфекции. Наилучший результат достигается при совокупности известных и клинически протестированных методов лечения. Подавление роста и развития болезнетворных бактерий осуществляется патогенетической терапией, которая блокирует цепные процессы деления и роста патогенных клеток. Способствовать этому поможет повышение иммунитета и нормализация естественной микрофлоры кишечника, которая была нарушена влиянием вредных бактерий.

Современная медицина выделяет несколько терапевтических методов профилактики. Инфекционные и вирусные заболевания передаются по воздуху или контактным путем, поэтому первостепенной задачей в борьбе с заболеваниями является изоляция больного. Полноценное питание, прогулки и физические упражнения на открытом воздухе способны повысить резистентность организма. Следует соблюдать нормы личной гигиены. Использование рекомендованных лечащим врачом медикаментов останавливает дальнейшее инфицирование здоровых тканей.

Основные пути повышения резистентности организма:

Активный и здоровый образ жизни.

Полноценное питание: наличие овощей и фруктов.

Оздоровительные процедуры закаливания.

Существует несколько групп, по которым классифицируют заболевания, вызванные патогенными микроорганизмами и вирусами. Это болезни желудочно-кишечного тракта, крови, дерматологические патологии и заболевания дыхательных органов.

Рассмотрим патологии желудочно-кишечного тракта. Основная причина заболеваний кишечника - нарушение микрофлоры под влиянием патогенных бактерий-возбудителей. Источниками этих патогенных микроорганизмов часто являются вода и продукты питания. Инфекции эти представляют большую опасность как для детей, так и для взрослых.

Парентеральную область и ЖКТ могут поражать бактериальные, грибные и вирусные инфекции, а также продукты их жизнедеятельности, например, яды и токсины. Симптомы такой патологии проявляются в виде периодических запоров, диареи, болевых ощущений в центральной области живота и другие признаки. Непереносимость легкоусвояемых сахаров, лактозы часто указывает на проблемы пищеварительного тракта. Натуральная биодобавка Бифидум Эвиталия содержит комплекс пробиотических микроорганизмов, которые в кратчайшие сроки восстановят равновесие микрофлоры кишечника.

Апатия и повышенная утомляемость

Грибковые инфекции снижают работоспособность, мешают сосредоточиться и способствуют быстрой утомляемости. Бессилие и безразличие наблюдаются каждый день и традиционные способы взбодриться уже неэффективны. Недомогание, болевые ощущения в мышцах, ломка в костях могут долго беспокоить, снижая качество жизни.

Кожные поражения

Дерматологические заболевания могут быть вызваны гормональными перестройками в организме в переходный период либо во время беременности. Однако в противном случае явной и практически точной причиной кожных поражений являются патологии желудочно-кишечной системы. При первичном осмотре у дерматолога, явной причины установить не удается и требуется визит именно к гастроэнтерологу, который выявит проблемы с кишечником. Перхоть, дерматит и псориаз - наиболее частые типы кожных поражений при грибковой инфекции ЖКТ.

Психологические нарушения: стрессы, невроз

Современный мир перегружен информационным потоком и выйти из равновесия легче простого. Многие жалуются на нервозность по малейшему поводу, нарушения сна, депрессивные состояния и паранойю. Многие патологии нервной системы поможет разрешить натуральный пищевой биокомплекс Эвиталия. Часто причинами психологических расстройств являются нарушения функций ЖКТ.

Ротавирусная инфекция

Ротавирусы - патогенные вирусы, которые являются возбудителями кишечного гриппа у детей. У взрослых данная патология протекает в облегченной форме и часто не требует врачебного вмешательства. Заболевание передается контактно-бытовым путем. Источниками ротавирусов являются немытые овощи и фрукты, молочные продукты с нарушенным режимом хранения. Кишечный грипп может проявляться в виде легких болевых ощущениях в подвздошной области, диареи и запорах. Явным признаком является жидкий стул желтого цвета. Возможны проявления патологии со стороны верхних дыхательных путей: першение в горле, кашель, насморк. Часто заболевание проходит само по себе при нормализации рациона питания и включения в него кисломолочных продуктов. Инкубационный период составляет 3–5 суток, период клинических проявлений длится около недели, восстановительный период составляет около 5 дней. Симптомы, характерные для взрослых, протекают в аналогичной форме и у детей.

Иммунитет

Снижение сопротивляемости организма - основная причина подавляющего большинства заболеваний. Собственные биологические ресурсы не в состоянии сопротивляться вирусным инфекциям, лечение в таких случаях значительно осложняется.

Иммунитет - природный щит любого живого существа, который препятствует воздействию болезнетворных микроорганизмов и прочих чужеродных агентов, способных вызвать нарушение внутренней среды организма (гомеостаза).

Иммунные клетки имеют белковую природу. Каждая такая клетка вступает в комплекс с любым чужеродным агентом. Если исходный «код» иммуноглобулина не компланарен новой частице, запускается механизм уничтожения чужеродной частицы путем ферментирования. Полезные вещества продуктов питания (углеводы, белки и жиры) являются допустимыми элементами, которые «пропускают» клетки иммунитета Т-хелперы. В процессе порчи органические молекулы модифицируются в новые производные. Эти преобразованные вещества являются чужеродными для иммунной системы. В результате попадания их запускается механизм уничтожения, однако при значительной концентрации этих соединений, резервы иммунной системы не могут справиться и требуется помощь извне. Помочь в такой ситуации может оздоровительный комплекс Эвиталия, который содержит набор важных элементов для восстановления баланса внутренней среды организма.

Признаками снижения резистентности являются следующие проявления: апатия, чувство разбитости по утрам, депрессия, повышенная чувствительность к температурным изменениям, погодные головные боли, кожные высыпания и волдыри на лице, а также на гениталиях. Снижение иммунитета влечет частые простудные заболевания в межсезонье. Типичными признаками также считается потеря аппетита и связанная с этим потеря веса, кожные высыпания и покраснения.

Дерматит

Кожные высыпания, порывы и другие поражения, которые вызываются внутренними и внешними факторами относят в группу дерматологических заболеваний. Нередко дерматиты вызывают наследственные заболевания, а спровоцировать их проявление могут стрессовые ситуации. Дерматит - комплексное заболевание нозологической группы. Различают местный дерматит и системный (токсидермия).

Факторы прямого действия при дерматитах:

Неврозы и психоэмоциональные расстройства. Может быть причиной наследственного типа, а также носить общий характер на фоне ослабления иммунной системы.

Нарушение здорового рациона питания. Влечет за собой изменения равновесия микрофлоры кишечника, вызывая дисбактериоз, что проявляется в виде высыпаний, перхоти и других кожных поражений.

Прямые признаки при общей симптоматике дерматита:

Сухость и зуд. Характер проявления напрямую зависит от расположения очага инфекции и концентрации нервных окончаний в пораженном участке. При контактном дерматите зуд может быть такой силы, что больной может вынужденно повредить покровы поврежденной кожи, что повлечет глубокое инфицирование и возможное нагноение.

Эритема. При таком недуге кровь стремиться к наполнению верхних кожных покровов, что влечет покраснение. При тяжелых формах покраснение четко дифференцируется со светлыми участками кожи, а при пальпации наблюдается резкое побледнение, которое быстро сменяется прежним покраснением. Следует отличать эритему от внутрикожных кровоизлияний (гемморагий).

Высыпания. Локализация, интенсивность и морфология экземы зависят от типа дерматита. Часто высыпания появляются на подвижных мягких частях тела: подмышечной впадине, на лице, в волосистой части, на гениталиях.

Воспаление слизистых оболочек. При тяжелых формах возможна полная дисфункция кожных покровов с обильным влаговыделением. Наблюдается покраснение, кровоизлияния, уплотнение кожи и трещины.

Десквамация (отслоение верхнего эпителия). Возникает при периодическом обезвоживании, нарушении функций сальных желез, влияет также наследственная предрасположенность. Десквамация часто возникает на фоне общего дерматита.

Аллергия

Аллергические проявления наблюдаются при острой чувствительности к определенному веществу. Объектами аллергии часто выступают различные химические аэрозоли, отдушки, парфюмерная продукция, пыль, асбест, микробы.

Исследования микробиологов показали, что возбудителями аллергии могут быть собственные соединения, образующиеся внутри организма. Эти вещества образуются в результате трансформации определенных белков и носят название эндоаллергенов. Трансформацию белков может вызвать термическое воздействие, прямые солнечные лучи, химические агенты, а также вирусы и бактерии. В результате пептиды приобретают чужеродные свойства и, попадая в кровеносное русло, могут вызвать аллергическую реакцию. Повышенная чувствительность наблюдается при ревматизме, полиартрите и гиповитаминозе.

Аллергия дыхательных путей возникает при вдыхании мельчайших частиц пыли, асбеста и носит характер эктоаллергенов. Возбудителями могут быть аэрозоли, цветочная пыльца, химические парфюмерные соединения. Респираторная аллергия проявляется в виде:

Непрерывной слезливости;

Чихания;

Обильного влаговыделения слизистой носовой полости;

Постороннего хрипа в легких при дыхании;

Затрудненности дыхания и удушья.

Острые проявления аллергии наблюдаются при нарушении внутренней среды организма, перевозбуждении и неправильном питании. Рацион, состоящий из большого количества растительных рафинированных жиров, консервантов и генетически модифицированных соединений может способствовать развитию эндоаллергии. Часто инициировать аллергическую реакцию может банальный стресс и психическое перевозбуждение.

Внезапное чихание, кашель, и насморк с обильным влаговыделением - прямые признаки повышенной чувствительности. Вещества-аллергены при попадании в организм, расцениваются барьерными механизмами защиты как чужеродные агенты. В результате запускается механизм противодействия этим патогенным элементам, что проявляется в виде слезливости и чихания. Существуют прямые аллергены, так и соединения, способные спровоцировать ее возникновение. При любом проявлении аллергии следует устранить источник ее возникновения и принять респираторные аэрозоли.

Стрессовые ситуации

Нервозность и стрессовые порывы - общее проявление физической перегруженности и психоэмоционального нарушения. Стрессовые ситуации и нервные срывы возникают, независимо от воли человека. Это защитный механизм, заложенный в нас от природы, который возникает как ответный механизм на внешние раздражители с целью своеобразной «разрядки». Различают отрицательный стресс при неприятных обстоятельствах и положительный, возникающий в результате радостных эмоций.

Факторами возникновения стрессовых ситуаций могут быть любые жизненные обстоятельства, а механизм проявления до сих пор не изучен полностью. Выделяют следующие этапы формирования стрессового состояния: возбуждение периферической нервной системы; импульсация эндокринной системы; возникновение агрессии, нервозности и бесконтрольных эмоций.

Проявления нервного стресса

Психоэмоциональное напряжение, которое способствует возникновению нервного стресса, характеризуется следующими физиологическими состояниями:

Гипертония и гипотония.

Головные боли и мигрень.

Дисбаланс в микрофлоре кишечника.

Мышечные боли и судороги.

Дерматологические поражения.

Избыточный вес.

Гипергидроз.

Половое бессилие, снижение либидо.

Потеря аппетита или наоборот непроходимое чувство голода.

Нарушение циклов сна и бодрствования.

Большинство заболеваний и патологических состояний вызвано снижением сопротивляемости организма. При нарушении постоянства внутренней среды (гомеостаза) собственные биологические ресурсы организма не в силах противостоять возбудителям инфекции и требуется помощь извне. Повысить резистентность организма поможет линейка натуральных пробиотических биодобавок "Эвиталия". Натуральные компоненты препарата содержат набор жизненно важных элементов и витаминов, которые способны восстановить нормальную микрофлору кишечника, улучшить состояние кожи, избавить от стрессовых состояний и вернуть половую активность. Компоненты натуральной добавки содержат антиоксидантные вещества, способные образовывать защитные биопленки на нервных волокнах, активно препятствуя нервно-психологическим нарушениям. Витамины и пищевые волокна способствуют нормализации здоровой микрофлоры кишечника. Фитолиния растительных препаратов "Эвиталия" содержит активные природные компоненты, которые способствуют защите и восстановлению кровяных клеток, регенерации и омоложению кожи, а также выведению вредного холестерина из организма. Растительные биологически активные добавки "Эвиталия" не содержат вредных или опасных компонентов и рекомендованы к применению в качестве профилактического средства в период межсезонья и холодное время года. Продукция создавалась отечественными микробиологами как доступные импортозамещающие биологически активные добавки широкого действия. Продукция компании имеет оздоровительную линию для домашних животных: комплекс пробиотиков и пребиотиков "Эвиталия-Вет". Бикомплексы Эвиталия способствуют очищению и естественному восстановлению функций организма.

Вам также будет интересно:

Маточные трубы, они же фаллопиевы
Женский организм полон тайн. Он подвергается ежемесячным циклическим изменениям. Этого...
Прокуратура Башкортостана: «Преподавание башкирского языка вопреки согласию родителей не допускается Из истории вопроса
Прокуратура Башкирии в результате многочисленных проверок признала вопрос обязательного...
Что мы знаем о Дагестанской кухне?
Любые орехи — один из лучших ингредиентов вкусных десертов. Предлагаем начать с грецких и...
Монгольское завоевание и его влияние на историю России
Рождение Монгольской империи . В начале XIII в. на Русь стали доходить смутные слухи о...