Сайт о холестерине. Болезни. Атеросклероз. Ожирение. Препараты. Питание

Последние публикации из рубрики "биопсия"

Читать бесплатно книгу Крёстный отец Кремля Борис Березовский, или история разграбления России - Хлебников Павел

Изменение глаголов по временам и числам

К чему снятся помидоры: верное толкование по деталям сна

Гадание «Трезубец Гадание на карьеру

Времена в английском языке: подробное объяснение

Топики по английскому языку

«Просветленные не ходят на работу» Олег Гор Олег гор просветленные приходят на работу

Биография финалистки «Битвы экстрасенсов» Елены Голуновой

Елена Исинбаева: биография, личная жизнь, семья, муж, дети — фото Елена исинбаева образование

Женские половые гормоны, или биохимия женственности

Акт установки материальных ценностей (образец) Акт установки запчастей на автомобиль образец

Особенности налогообложения организаций оптовой торговли

Open Library - открытая библиотека учебной информации

Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Созревание нервной системы и мозга. Этапы развития нервной системы человека

В период детства происходит интенсивное созревание организма ребенка, в частности созревание его нервной системы и мозга. На протяжении первых семи лет жизни масса мозга возрастает примерно в 3,5 раза, изменяется его строение, совершенствуются функции. Созревание мозга очень важно для психического развития: благодаря ему увеличиваются возможности усвоения различных действий, повышается работоспособность ребенка, создаются условия, позволяющие осуществлять все более систематическое и целенаправленное обучение и воспитание.

Ход созревания зависит от того, получает ли ребенок достаточное количество внешних впечатлений, создают ли взрослые условия воспитания, необходимые для активной работы мозга. Наукой доказано, что те участки мозга, которые не упражняются, перестают нормально созревать и могут даже атрофироваться (потерять способность к функционированию). Это особенно ярко проявляется на ранних стадиях развития.

Созревающий организм представляет собой наиболее благодатную почву для воспитания. Известно, какое впечатление производят на нас события, совершающиеся в детстве, какое влияние они подчас оказывают на всю дальнейшую жизнь. Обучение, про

водимое в детстве, имеет большее значение для развития психических качеств, чем обучение взрослого.

Природные предпосылки - строение организма, его функции, его созревание - основа для психического развития; без этих предпосылок развитие происходить не может, но генотип не определяет полностью того, какие именно психические качества появляются у человека. Развитие зависит от генотипа, условий жизни и воспитания, а также от внутренней позиции самого человека.

Общественный опыт - источник психического развития, из него ребенок через посредника (взрослого) получает материал для формирования психических качеств и свойств личности. Взрослый человек сам использует общественный опыт с целью самосовершенствования.

Возраст (биологическое и социальное). Возрастные этапы психического развития не тождественны биологическому развитию. Они имеют историческое происхождение. Конечно, детство, понимаемое в смысле физического развития человека, времени, необходимого для его роста, представляет собой естественное, природное явление. Но длительность периода детства, когда ребенок не участвует в общественном труде, а только готовится к такому участию, и формы, которые принимает эта подготовка, зависят от общественно-исторических условий.

Данные о том, как проходит детство у народов, стоящих на разных ступенях общественного развития, показывают, что, чем ниже эта ступень, тем раньше включается подрастающий человек во взрослые виды труда. В условиях примитивной культуры дети буквально с момента, когда начинают ходить, трудятся вместе со взрослыми. Детство в том виде, как мы его знаем, появилось только тогда, когда труд взрослых стал недоступен для ребенка, начал требовать большой предварительной подготовки. Оно и было выделено человечеством как период подготовки к жизни, к взрослой деятельности, в течение которого ребенок должен приобрести необходимые знания, умения, психические качества и свойства личности. И каждый возрастной этап призван сыграть в этой подготовке свою особую роль.

Роль школы состоит в том, чтобы дать ребенку знания и умения, необходимые для разных видов конкретной человеческой деятельности (работы на разных участках общественного производства, науки, культуры), и развить соответствующие психические качества. Значение периода от рождения до поступления в школу заключается в подготовке более общих, исходных человеческих знаний и умений, психических качеств и свойств личности, которые нужны каждому человеку для жизни в обществе. К ним относятся овладение речью, употребление предметов обихода, развитие ориентировки в пространстве и времени, развитие человеческих форм восприятия, мышления, воображения и т.д., фор

мирование основ взаимоотношений с другими людьми, первоначальное приобщение к произведениям литературы и искусства.

В соответствии с этими задачами, с одной стороны, и возможностями каждой возрастной группы - с другой, общество отводит детям определенное место среди людей, вырабатывает систему требований к ним, круг их прав и обязанностей.

Естественно, что по мере роста возможностей детей эти права и обязанности становятся более серьезными, в частности повышаются отводимые ребенку степень самостоятельности и степень ответственности за свои поступки.

Взрослые организуют жизнь детей, строят воспитание в соответствии с тем местом, которое отведено ребенку обществом. Общество определяет представления взрослых о том, что можно требовать и ожидать от ребенка на каждом возрастном этапе.

Отношение ребенка к окружающему миру, круг его обязанностей и интересов, в свою очередь, зависят от занимаемого им места среди других людей, системы требований, ожиданий и воздействий со стороны взрослых. Если для младенца характерна потребность в постоянном эмоциональном общении со взрослым, то это означает, что вся жизнь малыша целиком определяется взрослым, причем определяется не каким-либо косвенным, а самым прямым и непосредственным путем: в этом случае осуществляется почти непрерывный физический контакт, когда взрослый пеленает ребенка, кормит его, дает ему игрушку, поддерживает при первых попытках ходить и т. п.

Возникающие в раннем детстве потребность в сотрудничестве со взрослым, интерес к ближайшему предметному окружению связаны с тем, что, учитывая возрастающие возможности ребенка, взрослые изменяют характер общения с ним, переходят к общению по поводу тех или иных предметов и действий. От ребенка начинают требовать известной самостоятельности в обслуживании себя, что невозможно без усвоения способов употребления предметов.

Возникшие потребности приобщиться к действиям и взаимоотношениям взрослых людей, выход интересов за пределы непосредственного окружения и вместе с тем их направленность на сам процесс деятельности (а не на ее результат) - все это отличает дошкольника и находит выражение в сюжетно-ролевой игре. Данные черты отражают двойственность места, занимаемого детьми дошкольного возраста среди других людей. С одной стороны, от ребенка начинают ожидать понимания человеческих поступков, различения добра и зла, сознательного выполнения правил поведения. С другой стороны, все жизненные потребности ребенка удовлетворяются взрослыми, серьезных обязанностей ребенок не несет, к результатам его действий взрослые не предъявляют сколько-нибудь значительных требований.

Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Меняется сфера приложения психической активности - игру сменяет учение. С первого дня в школе к ученику предъявляют новые требования, соответствующие учебной деятельности. Согласно этим требованиям вчерашний дошкольник должен быть организованным, преуспевающим в усвоении знаний; он должен освоить права и обязанности, соответствующие новому положению в обществе.

Отличительная особенность положения школьника состоит в том, что его учеба является обязательной, общественно значимой деятельностью. За нее ученик должен нести ответственность перед учителем, семьей, самим собой. Жизнь ученика подчинена системе одинаковых для всех школьников правил. Основным правилом становится приобретение знаний, которые он должен усвоить впрок, для будущего.

Современные условия жизни (в обстановке социально-экономического кризиса) создали новые проблемы: 1) экономические, которые на уровне школьников выступают в качестве проблемы «Дети и деньги»; 2) мировоззренческие - выбор позиции по отношению к религии; на уровне детского и подросткового возраста это проблема «Дети и религия»; 3) нравственные - нестабильность правовых и моральных критериев, которые на уровне подросткового и юношеского возраста выступают в качестве проблем «Дети и СПИД», «Ранняя беременность» и т.д.

Социальные условия определяют также и ценностные ориентации, род занятий и эмоциональное самочувствие взрослых.

Конечно же, каждый орган и каждая система нашего тела играют крайне важную роль для осуществления процессов жизнедеятельности. Неправильное развитие и недостаточно верная деятельность любого из них отрицательно сказывается на качестве жизни и может сопровождаться самыми разными проблемами со здоровьем. Среди всех систем особенно выделяется нервная система человека. Ведь только благодаря ней мы являемся разумными созданиями, способными выполнять различные виды деятельности (физической и интеллектуальной). Давайте поговорим, как происходит формирование нервной системы человека.

Особенно активное формирование нервной системы ребенка наблюдается еще до его появления на свет (в материнской утробе), а также в первый год жизни.

Внутриутробное развитие нервной системы малыша

Нервная система крохи закладывается особенно рано. Так нервная трубка и мозговые пузыри формируются буквально в первые недели развития, и поддаются идентификации с помощью эхограммы уже в 8-ь - 9 недель беременности от зачатия.

Ко второму месяцу внутриутробного роста, происходит формирование элементов рефлекторной дуги. Как раз с этого времени у ребенка развиваются самые первые двигательные рефлексы, их можно проследить во время ультразвукового исследования.

По мере роста и развития малыша, его двигательная активность становится закономерной. Во 2-ой триместр беременности и внутриутробной жизни кроха обычно выполняет около трех движений за десять минут. К концу двадцатой-двадцать второй недели оканчивается время локальных проявлений рефлекторной реакции (в ответ на раздражение определенных областей тела), и возникают более сложные рефлексы. К примеру, уже на двадцать первой недели внутриутробной жизни малыша, у него появляются самые первые, совершено спонтанные сосательные движения. Как раз в это время доктора могут зафиксировать возникновение первичных электрических потенциалов головного мозга. А на двадцать четвертой неделе движения плода очень похожи на двигательную активность новорожденного крохи.

Среди рефлекторных реакций находятся и дыхательные движения малыша, они не имеют постоянного характера.

В третий триместр беременности, к окончанию внутриутробного периода, важнейшие отделы его центральной, а также периферической нервной системы, уже оканчивают свое формирование. Но развитие кортикальных функций происходит у ребенка уже после появления на свет.

После рождения

Вес головного мозга малыша является относительно большим. Большие полушария у новорожденных сравнительно гладкие – на них видны неглубокие главные борозды, и почти незаметны извилины. Крохи имеют ровно столько же нервных клеточек в больших полушария, сколько и взрослые, однако они отличаются примитивностью. Нервные клеточки у новорожденных обладают простой веретенообразной формой, у них наблюдается лишь небольшое количество нервных разветвлений, а процесс оформления дендритов только начинается.

На самом деле, развитие нервных клеточек, и усложнение их строения является очень длительным и может продолжаться вплоть до сорока лет человека и даже дольше.

Если говорить о функциональном отношении, то у новорожденных деток менее всего развита кора больших полушарий, из-за чего жизненные процессы малышей регулируются большей частью подкорковыми центрами. А развитие коры больших полушарий позволяет ребенку совершенствовать и восприятия, и движения, становящиеся более дифференцированными и более сложными. Также происходит уточнение и усложнение корковых связей между восприятием и движением, накапливается жизненный опыт (полученные знания, умения, двигательные навыки и пр.).

Максимально интенсивное развитие коры больших полушарий наблюдается у малышей на протяжении ясельного возраста – в течение первых трех лет жизни. У двухлетних детей присутствуют уже все основные черты строения головного мозга, а дальнейшее развитие состоит в совершенствовании некоторых корковых полей, а также разных слоев коры мозга. Еще происходит увеличение общего количества миелиновых и внутрикорковых волокон.

После первого полугодия жизни у малыша активно развиваются условные связи, но не так быстро, как в последующие годы. По мере развития коры больших полушарий увеличивается длительность времени бодрствования. Начинается закладывание основы будущей речи.

В первые пару лет жизни у детей продолжается формирование новых условно-рефлекторных систем и различных форм торможения. Особенно активное развитие коры больших полушарий наблюдается на протяжении третьего года жизни. На этом этапе у крохи существенно развивается речь.

В дошкольном возрасте у деток происходит закрепление дальнейшего развития деятельности коры больших полушарий. Возникает усложнение аналитических и синтетических функций этих участков. Параллельно осуществляется дифференциация эмоций. Характерная для этого возраста склонность к подражанию и повторению помогает активному формированию новейших корковых связей, быстрому развитию речи, ее совершенствованию и усложнению. Ближе к школьному возрасту у детей возникают единичные абстрактные понятия.

Прочие отделы нервной системы

Продолговатый мозг у малышей уже к моменту появления на свет является вполне развитым, он полностью созрел в функциональном смысле. А мозжечок у новорожденных еще не полностью развит, его бороздки выглядят неглубокими, а размеры полушарий – маленькими. Но уже в первый год жизни мозжечок активно растет и к трем годам его размеры схожи с объемом мозжечка у взрослого, поэтому ребенок учится сохранять равновесие и координировать движения.

Спиной мозг у деток растет не очень быстро, но при появлении на свет его проводящие пути уже достаточно развиты. Процесс миелинизации внутричерепных и спинномозговых нервов у малышей завершается к трем месяцам жизни, а периферических – лишь к трем годам.
Формирование функций вегетативной нервной системы осуществляется параллельно с развитием ЦНС, однако уже после достижения годовалого возраста этот участок в основном сформирован.

Народные средства

Для коррекции многих нарушений в деятельности нервной системы у малышей, могут применяться средства народной медицины. Так справиться с гипервозбудимостью и достичь успокаивающего эффекта у детей, можно при помощи разных трав. Для приготовления лекарственного средства соедините по одной части плоды фенхеля и цветки сырья «ромашка аптечная лекарственная», и по две части корешков пырея, корни алтея лекарственного и солодки. Измельчите и перемешайте собранные травы. Пару столовых ложек смеси заварите полулитром воды и выдержите на водяной бане в течение двадцати минут. Давайте готовый отвар ребенку по столовой ложечке перед трапезой.

Целесообразность применения средств народной медицины нужно обязательно обсуждать с лечащим врачом.

Центральная нервная система вместе с периферическими отделами дистантных анализаторов развивается из наружного зародышевого листка – эктодермы. Закладка нервной трубки происходит на 4-й неделе эмбрионального развития, впоследствии из нее формируются мозговые пузыри и спинной мозг. Наиболее интенсивное образование структур центральной нервной системы происходит на 15-25 день беременности (Табл.10-2).

Структурное оформление отделов мозга тесно связано с происходящими в них процессами дифференцировки нервных элементов и установлением между ними морфологических и функциональных связей, а также с развитием периферических нервных аппаратов (рецепторов, афферентных и эфферентных путей и др.). К концу эмбрионального периода развития у плода обнаруживаются первые проявления нервной деятельности, которые выражаются в элементарных формах двигательной активности.

Функциональное созревание ЦНС, происходит в этот период в каудо-краниальном направлении, т.е. от спинного мозга к коре головного мозга. В связи с этим функции организма плода регулируются преимущественно структурами спинного мозга.

К 7-10 неделе внутриутробного периода функциональный контроль над более зрелым спинным мозгом начинает осуществлять продолговатый мозг. С 13-14 недели появляются признаки контроля нижележащих отделов ЦНС со стороны среднего мозга.

Мозговые пузыри образуют полушария головного мозга, до 4-х месячного возраста внутриутробного развития их поверхность гладкая, затем появляются первичные борозды сенсорных полей коры, на 6-м месяце – вторичные, а третичные продолжают формироваться и после рождения. В ответ на стимуляцию коры больших полушарий плода, вплоть до 7-ми месяцев его развития, никаких реакций не возникает. Следовательно, на этом этапе кора больших полушарий не определяет поведение плода.

На протяжении эмбрионального и фетального периодов онтогенеза происходит постепенное усложнение строения и дифференцировки нейронов и глиальных клеток.

Таблица 10-2.

Развитие мозга в антенатальном периоде

возраст, нед

длина, мм

Особенности развития мозга

Намечается нервная бороздка

Хорошо выраженная нервная бороздка быстро закрывается; нервный гребень имеет вид сплошной ленты

Нервная трубка замкнута; образовались 3 первичных мозговых пузыря; формируются нервы и ганглии; закончилось образова­ние эпендимного, мантийного и краевого слоя

Формируются 5 мозговых пузырей; намечаются полушария большого мозга; нервы и ганглии выражены отчетливее (обособляется кора надпочечника)

Образуются 3 первичных изгиба нервной трубки; нервные сплетения сформированы; виден эпифиз (шишковидное тело); симпатические узлы образуют сегментарные скопления; наме­чаются мозговые оболочки

Полушария мозга достигают большого размера; хорошо выра­жены полосатое тело и зрительный бугор; воронка и карман Ратке смыкаются; появляются сосудистые сплетения (мозговое вещество надпочечника начинает проникать в кору)

В коре мозга появляются типичные нервные клетки; заметны обонятельные доли; отчетливо выражены твердая, мягкая и паутинная оболочки мозга; возникают хромаффинные тельца

Формируется дефинитивная внутренняя структура спинного мозга

Появляются общие структурные черты головного мозга; в спинном мозге видны шейное и поясничное утолщение; форми­руются конский хвост и концевая нить спинного мозга, начи­нается дифференцировка клеток нейроглии

Полушария покрывают большую часть мозгового ствола; ста­новятся различимыми доли головного мозга; появляются бу­горки четверохолмия; более выраженным становится мозжечок

Завершается формирование комиссур мозга (20 нед); начинается миелинизация спинного мозга (20 нед); появляются типичные слои коры головного мозга (25 нед); быстро развиваются бо­розды и извилины головного мозга (28-30 нед); происходит миелинизация головного мозга (36-40 нед)

Неокортекс уже у плода 7-8 месячного возраста разделен на слои, но наибольшие темпы роста и дифференцировки клеточных элементов коры отмечаются в последние 2 месяца беременности и в первые месяцы после рождения. Пирамидная система, обеспечивающая произвольные движения, созревает позже, чем экстрапирамидная система, контролирующая непроизвольные движения. Показателем степени зрелости нервных структур является уровень миелинизации ее проводников. Миелинизация в мозге эмбриона начинается на 4-м месяце внутриутробной жизни с передних корешков спинного мозга, подготавливая моторную активность; затем миелинизируются задние корешки, проводящие пути спинного мозга, афференты акустической и лабиринтной систем. В головном мозге процесс миелинизации проводниковых структур продолжается в первые 2 года жизни ребенка, сохраняясь у подростков и даже взрослых людей.

Наиболее рано (7,5 недель) у плода появляется хорошо выраженный локальный рефлекс на раздражение губ. Рефлексогенная зона сосательного рефлекса к 24 неделе внутриутробного развития значительно расширяется и вызывается со всей поверхности лица, кисти, предплечья. В постнатальном онтогенезе она уменьшается до зоны поверхности губ.

Рефлексы на тактильную стимуляцию кожи верхних конечностей появляются у плода к 11 неделе. Наиболее четко кожный рефлекс в этот период вызывается с ладонной поверхности и выглядит в виде изолированных движений пальцев. К 11 неделям эти движения пальцев сопровождаются сгибанием запястья, предплечья, пронацией руки. К 15-й неделе стимуляция ладони приводит к сгибанию и фиксированию в этом положении пальцев, ранее генерализованная реакция исчезает. К 23-й неделе хватательный рефлекс усиливается, становится строго локальным. К 25-й неделе все сухожильные рефлексы руки становятся отчетливыми.

Рефлексы при стимулировании нижних конечностей появляются к 10-11-й неделям развития плода. Первым появляется флексорный рефлекс пальцев ног на раздражение подошвы. К 12-13 неделям флексорный рефлекс на это же раздражение сменяется веерообразным разведением пальцев. После 13-ти недель это же движение на раздражение подошвы сопровождается движениями стопы, голени, бедра. В более старшем возрасте (22-23 недели) раздражение подошвы вызывает преимущественно флексию пальцев стопы.

К 18-й неделе появляется рефлекс сгибания туловища при раздражении нижней части живота. К 20-24-й неделе появляются рефлексы мышц брюшной стенки. К 23-й неделе у плода раздражением различных участков кожной поверхности можно вызвать дыхательные движения. К 25-й неделе плод может самостоятельно дышать, однако дыхательные движения, обеспечивающие выживание плода, устанавливаются только после 27 недель его развития.

Таким образом, рефлексы кожного, двигательного и вестибулярного анализаторов проявляются уже на ранних этапах внутриутробного развития. В поздние сроки внутриутробного развития плод способен реагировать мимическими движениями на вкусовые и запаховые раздражения.

В течение 3-х последних месяцев внутриутробного развития у плода созревают рефлексы, необходимые для выживания новорожденного ребенка: начинает реализовываться корковая регуляция ориентировочных, защитных и др. рефлексов, у новорожденного уже имеются защитные и пищевые рефлексы; рефлексы с мышц и кожи становятся более локализованными и целенаправленными. У плода и новорожденного, в связи с малым количеством тормозных медиаторов, в ЦНС легко возникает генерализованное возбуждение даже при очень небольших силах раздражения. Сила тормозных процессов по мере созревания мозга нарастает.

Стадия генерализации ответных реакций и распространения возбуждения по структурам мозга сохраняется вплоть до рождения и некоторое время после него, но она не препятствует развитию сложных жизненно важных рефлексов. Например, к 21-24 неделе хорошо развит сосательный и хватательный рефлекс.

У плода уже на 4-м месяце его развития хорошо развита проприоцептивная мышечная система, четко вызываются сухожильные и вестибулярные рефлексы, в 3-5 месяцев уже имеются лабиринтные и шейные тонические рефлексы положения. Наклон и поворот головы сопровождается разгибанием конечностей той стороны, в которую повернута голова.

Рефлекторная деятельность плодов обеспечивается преимущественно механизмами спинного мозга и ствола мозга. Однако сенсомоторная кора уже реагирует возбуждением на раздражения рецепторов тройничного нерва на лице, рецепторов кожной поверхности конечностей; у 7-8-ми месячного плода в зрительной коре возникают реакции на световые стимулы, но в этот период кора, воспринимая сигналы, возбуждается локально и не передает значимость сигнала на другие, кроме двигательной коры, структуры мозга.

В последние недели внутриутробного развития у плода происходит чередование “быстрого” и “медленного” сна, причем быстрый сон занимает 30-60% общего времени сна.

Поступление в кровоток плода никотина, алкоголя, наркотиков, медикаментов и вирусов отражается на здоровье будущего ребенка, а в ряде случаев может привести к внутриутробной гибели плода.

Никотин, попадая из крови матери в кровь плода, а затем в нервную систему, влияет на развитие тормозных процессов, а тем самым на рефлекторную деятельность, дифференцировки, что в последующем будет сказываться на процессах памяти, концентрации внимания. Действие алкоголя также вызывает грубые нарушения созревания нервной системы, нарушает последовательность развития ее структур. Наркотики, используемые матерью, угнетают его физиологические центры, образующие естественные эндорфины, что в последующем может привести к дисфункции сенсорной системы, гипоталамическим регуляциям.

10.2 . Особенности развития и функционирования центральной нервной системы в постнатальном онтогенезе.

Общий план строения коры у новорожденного ребенка такой же, как и у взрослого. Масса его головного мозга составляет 10-11% массы тела, а у взрослого – всего 2%.

Общее количество нейронов головного мозга новорожденного равно количеству нейронов взрослого, но число синапсов, дендритов и коллатералей аксонов, их миелинизация у новорожденных значительно отстают от мозга взрослых (Табл.10-1).

Зоны коры новорожденного созревают гетерохронно. Наиболее рано созревает соматосенсорная и моторная кора. Это объясняется тем, что соматосенсорная кора из всех сенсорных систем получает наибольшее количество афферентной импульсации, моторная кора также имеет значительно большую афферентацию, чем другие системы, так как она имеет связи со всеми сенсорными системами и имеет наибольшее число полисенсорных нейронов.

К 3-м годам созревают практически все области сенсорной и моторной коры, за исключением зрительной и слуховой. Наиболее поздно созревает ассоциативная кора мозга. Скачок в развитии ассоциативных областей коры мозга отмечается в 7 лет. Созревание ассоциативных зон идет нарастающим темпом до пубертатного периода, а затем замедляется и завершается к 24-27 годам жизни. Позже всех из ассоциативных зон коры завершают созревание ассоциативные области лобной и теменной коры.

Созревание коры означает не только реализацию установления взаимодействия корковых, но и установление взаимодействия коры с подкорковыми образованиями. Эти взаимоотношения устанавливаются к 10-12 годам, что очень важно для регуляции деятельности систем организма в пубертатный период когда повышается активность гипоталамо-гипофизарной системы, а также систем, имеющих отношение к половому развитию, развитию желез внутренней секреции.

Период новорожденности (неонатальный период). Созревание коры головного мозга ребенка в процессе постэмбрионального развития на клеточном уровне происходит за счет постепенного увеличения размеров первичных, вторичных и третичных зон коры. Чем больше возраст ребенка, тем большие размеры занимают эти корковые зоны и тем сложнее и разнообразнее становится его психическая деятельность. У новорожденного ассоциативные нейронные слои коры головного мозга слабо развиты и совершенствуются только при нормальном его развитии. При врожденном слабоумии верхние слои коры головного мозга остаются недоразвитыми.

Уже в первые часы после рождения у ребенка развитыми являются тактильная и другие системы рецепции, поэтому новорожденный имеет ряд защитных рефлексов на болевые и тактильные раздражения, живо реагирует на температурные раздражители. Из дистантных анализаторов наиболее хорошо у новорожденного ребенка развит слуховой. Наименее развит зрительный анализатор. Лишь к концу периода новорожденности устанавливаются согласованные движения левого и правого глазных яблок. Тем не менее, реакция зрачков на свет имеет место уже в первые часы после рождения (врожденный рефлекс). К концу периода новорожденности появляется способность к конвергенции глаз (Табл.10-3).

Таблица 10-3.

Оценка (баллы) возрастного развития новорожденного (1-я неделя)

Показатель

Оценка ответа

Динамические функции

Соотношения сна и бодрство­вания

Спит спокойно, просыпается только для кор­млении или ког­да мокрый, быс­тро засыпает

Спит спокойно и не просыпает­ся мокрый и для кормления или сытый и сухой не засыпает

Не просыпается голодный и мокрый, а сытый и сухой не засы­пает или часто беспричинно кричит

Очень трудно разбудить или мало спит, но и не кричит или кричит постоянно

Крик громкий, чистый с корот­ким вдохом и удлиненным вы­дохом

Крик тихий, слабый, но с коротким вдо­хом и удлинен­ным выдохом

Крик болезнен­ный, пронзитель-ный или отдель-ные всхлипыва-ния на вдохе

Крик отсутст-вует или от­дельные вскри­кивания, или крик афоничный

Безусловные рефлексы

Все безусловные рефлексы вызываются, симметричны

Требуют более длительной сти­муляции или быстро исто­щаются или не­ постоянно асим­метричны

Вызываются все, но после дли-тельного латент-ного перио­да и повторной стиму-ляции, бы­стро истощают­ся или стойко асимметричны

Большинство рефлексов не вызывается

Мышечный тонус

Симметричный флексорный тонус, преодолеваемый при пассивных движениях

Легкая асим­метрия или тен­денция к гипо- или гипертен-зии, не влияю­щие на позу и движения

Постоянные асимметрии, гипо- или гипер-, ограничивающие спонтанные движения

Позы описто-тонуса или эм­бриона, или лягушки

Асимметричный шейный тониче­ский рефлекс(АШТР)

При повороте головы в сторону непостоянно разгибает “лицевую” руку

Постоянное раз­гибание или отсутствие разги­бания руки при повороте голо­вы в сторону

Поза фехто­вальщика

Цепной симмет­ричный рефлекс

Отсутствует

Сенсорные реакции

Жмурится и бес­покоится при ярком свете; повора-чивает глаза к источнику све-та и вздрагива-ет при гром­ком звуке

Одна из реак­ций сомнитель­на

Одна из реак­ций оценки от­вета 3 отсут­ствует или 2-3 реакции сомни­ тельные

Все реакции оценки ответа 3 отсутствуют

Двигательная активность новорожденного ребенка беспорядочна и некоординированна. Неонатальный период доношенного ребенка характеризуется преимущественной активностью мышц-сгибателей. Хаотичные движения ребенка обусловлены деятельностью подкорковых образований и спинного мозга не координируемой корковыми структурами.

С момента рождения у новорожденного начинают функционировать важнейшие безусловные рефлексы (Табл.10-4). Первый крик новорожденного, первый выдох являются рефлекторными. У доношенного ребенка хорошо выражены три безусловных рефлекса – пищевой, оборонительный и ориентировочный. Поэтому уже на второй неделе жизни у него вырабатываются условные рефлексы (например, рефлекс положения на кормление).

Таблица 10-4.

Рефлексы новорожденного.

Способ определения

Краткая характеристика

Бабинского

Легкое поглаживание стопы от пятки к пальцам

Сгибает I палец стопы и вытягивает остальные

Неожиданный шум (например, хлопок ладошами) или быстрое опускание головки ребенка

Разводит ручки в стороны, а затем скрещивает их на груди

Смыкание

(закрывание век)

Вспышка света

Зажмуривает глаза

Хватательный

В руки ребенка вкладывают палец или карандаш

Захватывает палец (карандаш) пальцами рук

В неонатальном периоде происходит быстрое созревание уже имеющихся перед рождением рефлексов, а также появление новых рефлексов или их комплексов. Усиливается механизм реципрокного торможения спинальных, симметричных и реципрокных рефлексов.

У новорожденного любое раздражение вызывает ориентировочный рефлекс. Вначале он проявляется общим вздрагиванием тела и торможением двигательной активности с задержкой дыхания, в последующем на внешние сигналы возникает двигательная реакция рук, ног, головы, туловища. В конце первой недели жизни ребенок реагирует на сигналы ориентировочной реакцией с наличием некоторых вегетативных и исследовательской компонент.

Существенным переломным этапом развития нервной системы является этап возникновения и закрепления антигравитационных реакций и приобретения способности осуществлять целенаправленные локомоторные акты. Начиная с этого этапа характер и степень интенсивности осуществления двигательных поведенческих реакций определяют особенности роста и развития данного ребенка. В этом периоде выделяется фаза до 2,5-3 месяцев, когда ребенок впервые закрепляет первую антигравитационную реакцию , характеризующуюся способностью удерживать головку в вертикальном положении. Вторая фаза длится с 2,5-3 до 5-6 месяцев, когда ребенок делает первые попытки реализовать вторую антигравитационную реакцию – позу сидения. Непосредственно-эмоциональное общение ребенка с матерью повышает его активность, становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления. Недостаточное общение отрицательно сказывается на его развитии. Дети, оказавшиеся в детском доме отстают в психическом развитии (даже при хорошем гигиеническом уходе), речь у них появляется поздно.

Гормоны материнского молока необходимы ребенку для нормального созревания механизмов его мозга. Так, например, более половины женщин, получавших в раннем детстве искусственное вскармливание, страдают бесплодием вследствие недополучения пролактина. Дефицит пролактина в материнском молоке нарушает развитие дофаминергической системы мозга ребенка, что приводит к недоразвитию тормозных систем его мозга. В постнатальный период высока потребность развивающегося мозга в анаболических и тиреоидных гормонах, так как в это время осуществляется синтез белков нервной ткани и идет процесс ее миелинизации.

Развитию центральной нервной системы ребенка в значительной мере способствуют гормоны щитовидной железы. У новорожденных и в течение первого года жизни уровень тиреоидных гормонов максимален. Снижение выработки тиреоидных гормонов в фетальном или раннем постнатальном периодах приводит к кретинизму в связи с уменьшением числа и размеров нейронов и их отростков, торможением развития синапсов, перехода их из потенциальных в активные. Процесс миелинизации обеспечивают не только тиреоидные гормоны, но и стероидные, что является проявлением резервных возможностей организма в регуляции созревания мозга.

Для нормального развития различных центров мозга необходима их стимуляция сигналами, несущими информацию о внешних воздействиях. Активность нейронов головного мозга является обязательным условием развития и функционирования центральной нервной системы. В процессе онтогенеза не смогут функционировать те нейроны, которые вследствие дефицита афферентного притока не установили достаточного количества эффективных синаптических контактов. Интенсивность сенсорного притока предопределяет онтогенез поведения и психического развития. Так, в результате воспитания детей в сенсорно обогащенной среде наблюдается ускорение психического развития. Адаптация к внешней среде и обучение слепоглухонемых детей возможны только при усиленном притоке в ЦНС афферентных импульсов от сохранившихся рецепторов кожи.

Любые дозированные воздействия на органы чувств, двигательную систему, на речевые центры выполняют многоцелевые функции. Во-первых, они оказывают общесистемное действие, регулируя функциональное состояние мозга, улучшая его работу; во-вторых, способствуют изменению скорости процессов созревания мозга; в-третьих, обеспечивают развертывание сложных программ индивидуального и социального поведения; в-четвертых, облегчают процессы ассоциации при ментальной деятельности.

Таким образом, высокая активность сенсорных систем ускоряет созревание ЦНС и обеспечивает реализацию ее функций в целом.

В возрасте около 1-го года у ребенка закрепляется третья антигравитационная реакция – реализация позы стояния. До ее реализации физиологические отправления организма в основном обеспечивают рост и преимущественное развитие. После реализации позы стояния у ребенка появляются новые возможности в координации движений. Поза стояния способствует развитию моторики, формированию речи. Критическим фактором для развития соответствующих корковых структур в данном возрастном периоде является сохранение общения ребенка с себе подобными. Изоляция ребенка (от людей) или неадекватные условия воспитания, например среди животных, несмотря на генетически обусловленное созревание структур мозга к данному переломному этапу онтогенеза, организм не начинает взаимодействовать со специфическими для человека условиями среды, которые стабилизировали бы и способствовали развитию созревших структур. Поэтому возникновение новых человеческих физиологических функций и поведенческих реакций не реализуется. У детей, выросших в условиях изоляции функция речи не реализуется, даже когда изоляция от людей заканчивается.

Помимо критических возрастных периодов, выделяют сенситивные периоды развития нервной системы. Под этим термином понимаются периоды наибольшей чувствительности к определенным специфическим воздействиям. Сенситивный период развития речи длится от года до 3 лет, и если этот этап упущен (с ребенком не было речевого общения), компенсировать потери в дальнейшем практически невозможно.

В возрастном периоде 1 года до 2,5-3 лет . В этом возрастном периоде происходит освоение локомоторных актов в среде (ходьбы и бега) в связи с совершенствованием реципрокных форм торможения мышц антагонистов. На развитие ЦНС ребенка большое влияние оказывают афферентные импульсы с проприоцепторов, возникающие при сокращении скелетных мышц. Существует прямая связь между уровнем развития опорно-двигательного аппарата, двигательного анализатора ребенка и его общим физическим и психическим развитием. Влияния двигательной активности на развитие функций мозга ребенка проявляются в специфической и неспецифической формах. Первая связана с тем, что двигательные области головного мозга являются необходимым элементом его деятельности как центра организации и совершенствования движений. Вторая форма связана с влиянием движений на активность корковых клеток всех структур мозга, повышение которой способствует формированию новых условно-рефлекторных связей и реализации старых. Ведущее значение в этом имеют тонкие движения пальцев детей. В частности, на формирование моторной речи влияют координированные движения пальцев рук: при тренировке точных движений голосовые реакции у детей 12-13 месяцев развиваются не только интенсивнее, но и оказываются более совершенными, речь становится четче, легче воспроизводятся сложные словосочетания. Дети в результате тренировки тонких движений пальцев очень быстро овладевают речью, значительно опережая группу детей, в которой эти упражнения не проводились. Влияние проприоцептивной импульсации с мышц руки на развитие коры больших полушарий наиболее выражено в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной зоны мозга, однако оно сохраняется и в более старших возрастах.

Таким образом, движения ребенка представляют собой не только важный фактор физического развития, но и являются необходимыми для нормального психического развития. Ограничение подвижности или мышечные перегрузки нарушают гармоничность функционирования организма и могут быть патогенетическим фактором в развитии ряда заболеваний.

3 года - 7 лет. 2,5–3 года - очередной переломный этап в развитии ребенка. Интенсивное физическое и психическое развитие ребенка приводит к напряженной работе физиологических систем его организма, а в случае слишком высоких требований – к их “поломке”. Особенно ранимой оказывается нервная система, ее перенапряжение приводит к появлению синдрома малых мозговых дисфункций, торможению развития ассоциативного мышления и т.д.

Нервная система ребенка дошкольного возраста чрезвычайно пластична и чувствительна к различным внешним воздействиям. Ранний дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Многие связи между нервными клетками неокортекса, даже имеющиеся при рождении и обусловленные наследственными механизмами роста, должны быть подкреплены в период общения организма со средой, т.е. эти связи должны быть востребованы вовремя. В противном случае эти связи уже не смогут функционировать.

Одним из объективных показателей степени функциональной зрелости головного мозга ребенка, может служить функциональная межполушарная асимметрия. Первый этап становления межполушарного взаимодействия продолжается от 2 до 7 лет и соответствует периоду интенсивного структурного созревания мозолистого тела. До 4-х летнего возраста полушария относительно разобщены, однако, к концу первого периода существенно увеличиваются возможности передачи информации из одного полушария в другое.

Предпочтение правой или левой руки четко выявляется уже в 3-х летнем возрасте. Степень асимметрии прогрессивно увеличивается от 3 до 7 лет, дальнейшее нарастание асимметрии незначительно. Скорость прогрессивного нарастания асимметрии в интервале 3-7 лет выше у левшей, чем у правшей. С возрастом, при сравнении дошкольников и младших школьников, увеличивается степень предпочтения использования правой руки и ноги. В возрасте 2-4 года правши составляют 38%, а к 5-6 годам – уже 75%. У аномальных детей развитие левого полушария значительно задерживается и функциональная асимметрия выражена слабо.

Среди экзогенных факторов, обуславливающих возникновение признаков нарушения развития ЦНС, существенное значение имеет окружающая среда. Нейропсихологическое обследование детей в возрасте 6-7 лет в городах с неблагоприятной экологической ситуацией выявляют дефицит двигательной координации, слухомоторной координации, стереогноза, зрительной памяти, речевых функций. Отмечены моторная неловкость, снижение слухового восприятия, замедленность мышления, ослабление внимания, недостаточная сформированность навыков интеллектуальной деятельности. При неврологическом обследовании выявляется микросимптоматика: анизорефлексия, мышечная дистония, нарушение координации. Установлена связь между частотой нарушений нейропсихологического развития детей с патологией их перинатального периода и отклонениями в здоровье в это время родителей, занятых на экологически неблагоприятных производствах.

7 – 12 лет. Следующий этап развития – 7 лет (второй критический период постнатального онтогенеза) - совпадает с началом школьного обучения и вызван необходимостью физиологической и социальной адаптации ребенка к школе. Распространение практики начального обучения по расширенным и углубленным программам в погоне за ростом учебно-педагогических показателей детей, приводят к существенному срыву нервно-психического статуса ребенка, что проявляется снижением работоспособности, ухудшением памяти и внимания, изменениями функционального состояния сердечно-сосудистой и нервной систем, нарушениями зрения у первоклассников.

У большинства детей дошкольного возраста в норме отмечается правополушарное доминирование, даже в реализации речи, что, по-видимому, свидетельствует о преобладании у них образного, конкретного восприятия внешнего мира, осуществляемого в основном правым полушарием. У детей младшего школьного возраста (7-8 лет) наиболее распространенным является смешанный вид асимметрии, т.е. по одним функциям преобладала активность правого полушария, по другим – левого. Однако, усложнение и неуклонное развитие второсигнальных условных связей с возрастом, видимо, обуславливает увеличение степени межполушарной асимметрии, а также увеличение количества случаев левополушарной асимметрии у 7-ми и в особенности у 8-ми летних детей. Таким образом, на данном отрезке онтогенеза четко прослеживается смена фазных отношений между полушариями и становление, развитие доминантности левого полушария. Электроэнцефалографические (ЭЭГ) исследования леворуких детей указывают на меньшую степень зрелости их нейрофизиологических механизмов по сравнению с праворукими.

В 7-10 лет, мозолистое тело увеличивается в объеме за счет продолжающейся миелинизации, усложняются взаимоотношения каллозальных волокон с нейронным аппаратом коры, что расширяет компенсаторные взаимодействия симметричных мозговых структур. К 9-10-летнему возрасту значительно усложняется структура интернейрональных связей коры, обеспечивающих взаимодействие нейронов как в пределах одного ансамбля, так и между нейронными ансамблями. Если в первые годы жизни развитие межполушарных отношений определяется структурным созреванием мозолистого тела, т.е. межполушарным взаимодействием, то после 10 лет доминирующим фактором является формирование внутри- и межполушарной организации мозга.

12 – 16 лет. Период – полового созревания, или подростковый, или старший школьный возраст. Его принято характеризовать как возрастной кризис, при котором имеет место быстрое и бурное морфофизиологическое преобразование организма. Данный период соответствует активному созреванию нейронного аппарата коры больших полушарий, интенсивному формированию ансамблевой функциональной организации нейронов. На этом этапе онтогенеза завершается развитие ассоциативных внутриполушарных связей различных корковых полей. Совершенствование с возрастом морфологических внутриполушарных связей создает условия для становления специализации в осуществлении различных видов деятельности. Возрастающая специализация полушарий приводит к усложнению функциональных межполушарных связей.

В возрасте между 13 и 14 годами имеет место выраженная дивергенция в особенностях развития между мальчиками и девочками.

17 лет – 22 года (ювенильный период). Юношеский возраст у девочек начинается в 16, а у мальчиков в 17 лет и заканчивается у юношей в 22-23 года, а у девушек в 19-20 лет. В этот период стабилизируется наступившая половая зрелость.

22 года – 60 лет. Период половой зрелости, или детородный период, в пределах которого установившиеся до него морфофизиологические характеристики сохраняются более или менее однозначными является относительно стабильным периодом. Поражения нервной системы в этом возрасте могут быть вызваны инфекционными заболеваниями, инсультами, опухолями, травмами и другими факторами риска.

Старше 60 лет. Стационарный детородный период сменяется регрессивным периодом индивидуального развития, который включает следующие стадии: 1-я стадия – период пожилого возраста, с 60 до 70-75 лет; 2-я стадия – период старческого возраста с 75 до 90 лет; 3-я стадия – долгожители – старше 90 лет. Принято считать в общей форме, что изменения морфологических, физиологических и биохимических показателей статистически коррелируют с увеличением хронологического возраста. Термин “старение” означает прогрессирующую утрату восстановительных и адаптивных реакций, которые служат для поддержания нормальных функциональных возможностей. Для ЦНС старение характеризуется асинхронным изменением физиологического состояния различных структур мозга.

При старении происходят количественные и качественные изменения в структурах центральной нервной системы. Нарастающее уменьшение количества нейронов начинается с 50-60 лет. К 70 годам кора мозга теряет 20%, а к 90 годам – 44-49% своего клеточного состава. Наибольшие потери нейронов происходят в лобной, нижневисочной, ассоциативных областях коры.

В связи со специализацией нейронных структур мозга уменьшение его клеточного состава в одной из них сказывается на деятельности центральной нервной системы в целом.

Одновременно с дегенеративно-атрофическими процессами при старении развиваются механизмы, способствующие поддержанию функциональных возможностей ЦНС: увеличиваются поверхность нейрона, органелл, объем ядра, количество ядрышек, число контактов между нейронами.

Наряду с гибелью нейронов происходит нарастание глиоза, это приводит к увеличению соотношения количества глиальных клеток к нервным, что благоприятно сказывается для трофики нейрона.

Следует обратить внимание, что отсутствует прямая связь между числом погибших нейронов и степенью функциональных изменений в деятельности той или иной структуры мозга.

При старении ослабляются нисходящие влияния головного мозга на спинной мозг. В пожилом возрасте повреждения спинного мозга оказывают менее продолжительное угнетающее влияние на рефлексы спинного мозга. Ослабление центрального влияния на рефлексы ствола мозга показаны относительно сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем.

Межцентральные отношения структур головного мозга при старении сказываются на ослаблении реципрокных взаимотормозных влияний. Распространение синхронизированной, судорожной активности вызывается меньшими дозами коразола, кордиамина и т.д., чем у молодых. В то же время судорожные припадки у стариков не сопровождаются бурными вегетативными реакциями, как это имеет место у молодых.

Старение сопровождается увеличением в мозжечке соотношения глиоциты – нейрон с 3,6+0,2 до 5,9+0,4. К 50 годам у человека, сравнительно с 20 летними активность холин-ацетилтрансферазы уменьшается на 50%. Уменьшается с возрастом количество глутаминовой кислоты. Наиболее выражены при старении не функциональные изменения в самом мозжечке. Изменения в основном касаются мозжечково-лобных отношений. Это затрудняет или полностью нивелирует у пожилых возможности взаимокомпенсации нарушений функций одной из этих структур.

В лимбической системе мозга при старении снижается общее число нейронов, в сохранившихся нейронах увеличивается количество липофусцина, ухудшаются межклеточные контакты. Астроглия разрастается, значительно уменьшается на нейронах количество аксосоматических и аксодендритических синапсов, уменьшается шипиковый аппарат.

При деструкции тканей мозга реиннервация клеток в пожилом возрасте идет медленно. Медиаторный обмен в лимбической системе нарушается при старении значительно больше, чем в том же возрасте в других структурах мозга.

Длительность циркуляции возбуждения по структурам лимбической системы с возрастом уменьшается, а это сказывается на кратковременной памяти и формировании долговременной памяти, на поведении, мотивации.

Стриопаллидарная система мозга, при ее дисфункциях, вызывает различные двигательные нарушения, амнезии, вегетативные расстройства. При старении, после 60 лет, возникают дисфункции стриопаллидарной системы, что сопровождается гиперкинезами, тремором, гипомимией. Причиной таких нарушений являются два процесса: морфологический и функциональный. При старении объем стриопаллидарных ядер уменьшается. Количество интернейронов в неостриатуме становится меньше. Вследствие морфологических деструкций нарушаются функциональные связи стриарных систем через таламус с экстрапирамидной корой. Но это не единственная причина функциональных нарушений. К ним следует отнести изменения медиаторного обмена и рецепторных процессов. Стриарные ядра имеют отношение к синтезу дофамина, одного из тормозных медиаторов. При старении накопление дофамина в стриарных образованиях уменьшается. Старение приводит к нарушениям регуляции со стороны стриопаллидума тонких, точных движений конечностей, пальцев рук, нарушениям мышечной силы, возможности длительного сохранения высокого тонуса мышцы.

Ствол мозга является наиболее устойчивым образованием в возрастном аспекте. Это видимо обусловлено значимостью его структур, широким дублированием и резервированием их функций. Количество нейронов к старости в стволе мозга изменяется мало.

Наиболее важное значение в регуляции вегетативных функций имеет гипоталамо-гипофизарный комплекс.

Структурные и ультраструктурные изменения в гипоталамо-гипофизарных образованиях заключаются в следующем. Ядра гипоталамуса стареют не синхронно. Признаки старения выражаются в накоплении липофусцина. Наиболее рано выраженное старение появляется в переднем гипоталамусе. Нейросекреция в гипоталамусе уменьшается. Скорость обмена катехоламинов уменьшается вдвое. Гипофиз усиливает к старости выделение вазопрессина, что соответственно стимулирует повышение артериального давления

Функции спинного мозга существенно изменяются при старении. Основной причиной этого является снижение его кровоснабжения.

При старении в первую очередь изменяются длинноаксонные нейроны спинного мозга. К 70 годам число аксонов в корешках спинного мозга уменьшается на 30%, в нейронах накапливается липофусцин, появляются различного рода включения, падает активность холин-ацетилтрансферазы, нарушается трансмембранный транспорт K + и Na + , включение аминокислот в нейроны затрудняется, содержание РНК в нейронах уменьшается особенно активно после 60 лет. В этом же возрасте замедляется аксоплазматический ток белков, аминокислот. Все эти изменения в нейроне снижают его лабильность, в 3 раза уменьшается частота генерируемых импульсов, увеличивается длительность потенциала действия.

Моносинаптические рефлексы спинного мозга с латентными периодами (ЛП) 1,05 мс составляют 1%. ЛП этих рефлексов удлиняется к старости вдвое. Такое удлинение времени рефлекса обусловлено замедлением образования и выброса медиатора в синапсах данной рефлекторной дуги.

В многонейронной рефлекторной дуге спинного мозга время реакции увеличивается за счет замедления медиаторных процессов в синапсах. Указанные изменения в синаптической передаче приводят к снижению силы сухожильных рефлексов, увеличению их ЛП. У лиц 80 лет резко снижаются или даже исчезают ахилловы рефлексы. Например, ЛП ахиллова рефлекса у молодых составляет 30-32 мс, а у стариков – 40-41 мс. Такие замедления характерны и для других рефлексов, что сказывается замедлением моторных реакций у пожилого человека.

Зарождение и внутриутробное развитие нового человека сложный, но слаженный процесс. Формирование плода по неделям показывает, что внутри женщины проходит пока еще не рожденного малыша.

Для эмбриона каждый день - это новый этап развития. Фото плода по неделям беременности доказывает, что с каждым днем плод все больше становится похож на человека и проходит для этого непростой путь.

Первая - четвертая недели жизни плода

После слияния яйцеклетки со сперматозоидом через семь дней происходит имплантация нового организма в полость матки. Формирование плода с момента зачатия начинается с соединения ворсинок эмбриона с кровеносными сосудами. Это служит началом образования пуповины и оболочек.

Со второй недели у плода начинает закладываться основа нервной трубки - это структура, которая является главным звеном в центральной нервной системе. Эмбрион полностью закрепляется к стенкам матки для дальнейшего развития и питания.

Формирование сердца у плода происходит на третьей неделе и уже на 21 сутки оно начинает биться. Сердечно-сосудистая система эмбриона образовывается первой и служит основой для полноценного зарождения новых органов.

Четвертая неделя знаменуется запуском циркуляции крови в организме плода. Начинают образовываться такие органы, как печень, кишечник, легкие, позвоночник.

Рост эмбриона во втором акушерском месяце

В течение пятой недели формируются:

  • глаза, ухо внутреннее;
  • нервная система;
  • развивается кровеносная система;
  • поджелудочная железа;
  • система пищеварительная;
  • полость носа;
  • губа верхняя;
  • зачатки конечностей

В этот же период происходит формирование пола у плода. Хотя определить, родится мальчик или девочка, можно будет значительно позже.

Во время шестой недели продолжается развитие коры головного мозга, начинают появляться лицевые мышцы. Образовывается основа пальцев, ногтей. Сердце делится на две камеры, следующая очередь желудочков и предсердия. Печень, поджелудочная железа практически сформированы. беременности меняется первое время незначительно, активный рост эмбриона начинается с четвертого месяца.

Седьмая неделя значима тем, что пуповина закончила формирование полностью, теперь питательные вещества поступают плоду с ее помощью. Эмбрион уже может открывать рот, появились глаза и пальцы.

В этом месяце с плодом происходят такие изменения:

  • появляется складка носовая;
  • начинают развитие уши, нос;
  • исчезает перепонка между пальцами

Жизнь плода в период с 9 по 12 недели

Так как эмбрион получает питательные вещества из крови женщины, то развитие плода по неделям беременности во многом зависит от того, что употребляет в пищу будущая мать. Следует позаботиться о достаточном поступлении в организм белка.

В течение девятой недели у плода формируются суставы пальцев и рук. развивается, что в будущем даст основу для появления надпочечников.

10-11 недели жизни эмбриона характеризуются следующими этапами:

  • вырабатывается рефлекс сосательный;
  • плод уже может вертеть головой;
  • формируются ягодицы;
  • появляется возможность шевелить пальцами;
  • продолжают формироваться глаза

Двенадцатая неделя характерна развитием половых органов, плод пытается совершать дыхательные движения. Нервная и пищеварительная системы продолжают свое развитие.

Что происходит с эмбрионом на четвертом месяце беременности

Формирование плода по неделям в течение четвертого месяца заключается в следующем:

  • на лице уже отчетливо видны глаза, уши, нос, рот;
  • в кровеносной системе происходит определение группы крови, резус-фактора;
  • начинается мочевыделение в околоплодные воды;
  • полностью появились пальцы на ногах, руках;
  • сформировались ногтевые пластины;
  • начинает вырабатываться инсулин;
  • у девочек происходит образование яичников, у мальчиков - предстательной железы, но пол ребенка определить на УЗИ еще сложно

У ребенка появляются глотательные и сосательные рефлексы. Он уже может сжимать кулачки, совершать движения руками. Малыш сосет палец и может плавать в Это его первая среда для обитания. Она оберегает ребенка от повреждений, принимает участие в обмене веществ, дает определенную свободу передвижений.

К концу четвертого месяца глаза малыша открываются, продолжает формирование сетчатка.

17 - 20 недели роста плода

В течение семнадцатой недели малыш начинает слышать звуки. Биение сердца усиливается, его уже может слышать будущая мать.

Развитие плода по неделям беременности - энергоемкое занятие, поэтому в течение восемнадцатой недели ребенок почти все время спит и занимает вертикальное положение. Во время его бодрствования женщина начинает ощущать толчки.

На 19-20 неделях плод сосет палец, учится улыбаться, морщиться, зажмуривать глаза. Сформированы надпочечники, гипофиз, поджелудочная железа.

В этот период голова младенца имеет непропорциональные размеры, это происходит за счет доминирующего формирования мозга. Иммунитет ребенка укрепляется за счет синтеза иммуноглобулина и интерферона.

Шестой месяц беременности

Формирование плода по неделям шестого месяца отмечается увеличением времени, когда ребенок бодрствует. Он начинает проявлять интерес к своему телу. Это заключается в прикосновениях к лицу, наклонах головы.

Мозг плода продолжает свое развитие, нейроны работают в полную силу. Сердечная мышца увеличивается в размерах, сосуды совершенствуются. В этот период малыш учится дышать, количество вдохов и выдохов растет. Легкие еще не закончили свое развитие, но на них уже образовываются альвеолы.

Шестой месяц знаменателен тем, что в это время устанавливается эмоциональная связь ребенка и матери. Все переживаемые женщиной чувства передаются малышу. Если беременная испытывает страх, то плод также начнет вести себя тревожно. Поэтому рекомендуется будущей маме избегать негативных эмоций.

На двадцать четвертой неделе полностью формируются глаза ребенка, слух. Он уже может реагировать на различные звуки.

Развитие плода с 25 по 28 недели

Развитие плода по неделям беременности с 25 по 28 характеризуется следующими изменениями:

  • происходит формирование легочной ткани, легкие начинают вырабатывать сурфактант - вещество, которое направлено на снижение излишнего напряжения в данных органах;
  • у ребенка появляется обмен веществ;
  • полушария головного мозга начинают функционировать;
  • половые органы продолжают свое развитие;
  • кости становятся крепче, ребенок уже может чувствовать запахи;
  • веки малыша открываются;
  • образуется жировая прослойка;
  • тело покрывается волосками в виде пушка

На сроке семь с половиной месяцев плод уже может родиться, шанс выживания при этом очень высок. Но при преждевременных родах тело матери еще не выработало для малыша необходимого количества антител, поэтому сопротивляемость к заболеваниям у такого ребенка будет низкой.

Восьмой месяц жизни малыша в утробе матери

Формирование плода по неделям восьмого месяца обсловлено развитием практически всех органов. Сердечно-сосудистая система совершенствует кровообращение, система эндокринная вырабатывает почти все гормоны. В теле ребенка происходит саморегуляция режимов сна и бодрствования.

За счет того, что в организме малыша продуцируется гормон, который благоприятствует повышенной выработке эстрогена в будущей матери, ее молочные железы готовятся к образованию и выработке молока.

Пушок, который образовался на теле ребенка, в этот период постепенно исчезает, вместо этого образуется специальная смазка. Щеки, руки, ноги, бедра, плечи маленького человека обретают округлость за счет накопления необходимой жировой прослойки.

Научно доказано, что малыш уже может видеть сны. Так как увеличивается и он занимает почти все пространство в матке, то его активность снижается.

Плод на 33 - 36 неделях беременности

Формирование плода в этот период подходит к завершающему этапу перед родами. Его мозг активно функционирует, внутренние органы работают практически как у взрослого человека, ногти сформированы.

Во время 34 недели у малыша вырастают волосы, именно сейчас его организм так нуждается в кальцие для правильного развития и укрепления костей. Кроме того, сердце ребенка увеличивается, улучшается тонус сосудов.

На 36 неделе маленький человек занимает положение, при котором его голова, руки, ноги прижаты у телу. К концу этого периода ребенок полностью созревает к существованию вне утробы матери.

Десятый акушерский месяц

У гинекологов и обычных людей мнение о том, сколько времени вынашивается ребенок, отличаются. Принято в обществе говорить о девяти месяцах, но у докторов свой подсчет, малыш рождается через десять акушерских месяцев. Одна медицинская неделя считается 7 дней. Соответственно, в акушерском месяце всего 28 дней. Вот так и набегает «лишний» месяц.

Фото плода по неделям беременности показывает, что ребенок в конце срока уже готов к рождению. Его желудок сокращается, тем самым, доказывает возможность приема пищи не через пуповину. Малыш может чувствовать запахи, слышать звуки, различать вкус.

Головной мозг сформирован, в организме вырабатывается необходимое количество гормонов, обмен веществ устанавливается в нужном для плода цикле.

Приблизительно за четырнадцать дней до родов ребенок опускается. С этого момента рождение может наступить в любую минуту.

Как меняется вес плода по неделям беременности

Проверять вес плода в течение всей беременности очень важно. Любое отклонение от нормы может говорить о нарушениях в развитии ребенка.

На вес влияют не только поступаемые малышу питательные вещества, но и генетическая предрасположенность. Если родители знают, сколько они весили при рождении, то можно предположить размеры ребенка.

В таблице ниже приведена по неделям.

Таблица роста и веса плода

Неделя

Вес,г

Рост,см

Формирование плода по неделям беременности показывает, что на сроках, близких к родам, набор веса замедляется, рост ребенка практически не меняется.

Чтобы малыш получал достаточное количество питательных веществ и нормально развивался, будущей матери следует уделить внимание правильному здоровому питанию. Постараться исключить мучные продукты, так как превышение нормы набора веса может привести к проблемам со здоровьем ребенка.

Понимание того, как развивается плод в утробе матери, поможет избежать ненужных опасений и излишних страхов.

Здоровье ребенка - это главное для родителей, но чтобы заботиться о здоровье своего малыша необходимо понимать, как протекает развитие всего организма в целом и каждой системы по отдельности. В данной статье мы рассмотрим развитие нервной системы ребенка, а также возможные хорошие и плохие источники влияния на неё.
Организм представляет собой единое целое, где органы и системы связаны между собой и зависят друг от друга. Всю деятельность организма регулирует нервная система, особенно ее высший отдел — кора больших полушарий головного мозга.
Развитие и деятельность мозга, и нервной системы в общем, зависит от условий жизни, от воспитания — решающего фактора. Поэтому стоит обратить на это внимание не только вам как воспитателям, а также бабушкам и дедушкам.
Новорожденный не приспособлен к самостоятельному существованию. Его движения еще не оформлены. Лучше движений развиты слух и зрение. Новорожденный обладает лишь простыми местными рефлексами, как, например, сосание, мигание. Это безусловные (врожденные) рефлексы.
Одновременно с кормлением и уходом за малышом много раз повторяются сопутствующие им обстоятельства: голос матери, определенные положения ребенка и т. д. Благодаря этому через безусловные рефлексы возникают новые, ответные, реакции организма ребенка на различные раздражители. Образуются новые нервные связи, которые носят название условных рефлексов.
В дальнейшем постепенно совершенствуется нервная система ребенка. У него возникает словесное мышление и прогрессирует физическое развитие, устанавливаются связи между речевыми раздражителями и мышечно-двигательными реакциями. С этим связаны проявления осознанных, «активно подражательных» действий ребенка. Такие действия, представляющие высшую условно-рефлекторную деятельность, постепенно совершенствуются под влиянием окружающей среды и воспитания.
Одни условные рефлексы укрепляются и сохраняются на долгие годы, другие угасают, затормаживаются. Образуются и новые условные рефлексы.
Огромное значение в жизни малыша имеет Сознательные движения подчиняются регулирующему влиянию коры больших полушарий. Развитие координации движений связано с торможением ненужных сопутствующих движений.
Таким образом, наряду с овладением нужными движениями происходит и развитие тормозных процессов, которые столь важны для формирования высшей нервной деятельности ребенка.
Среди разнообразных постоянно меняющихся воздействий на нервную систему есть и такие, которые повторяются с определенной последовательностью (например, режимные моменты). При многократном повторении одних воздействий за другими в мозгу возникает длинная цепь условных рефлексов. Для ребенка становится привычным определенный распорядок деятельности, отдыха, сна, приема пищи. Так он приучается соблюдать .

Хорошее состояние нервной системы — залог здоровья крохи, его умственного и нравственного развития.

Необходимо тщательно охранять нервную систему детей.

Правильное развитие детской нервной системы

Что же нужно сделать, чтобы развитие нервной системы малыша протекало должным образом?
Для этого надо, во-первых, заботиться о гигиене их быта. Известно, например, благотворное влияние свежего воздуха на работу головного мозга . В семьях, где установлен , организовано соответствующее , обеспечен положенный ребенку данного возраста спокойный сон (без

Вам также будет интересно:

Ведущая Светлана Абрамова: биография, возраст, личная жизнь, фото?
Весной 2015 года в вечернем эфире Первого канала вышла первая серия нового телевизионного...
Алгоритм предоставления каникул студентам выпускникам ниу вшэ
Подошло радостное время для студентов- выпускников окончания обучения. И ни военкоматы, ни...
Польские земли в средние века и раннее новое время Польша в X – начале XII вв
Предисловие Древние славяне(Л.П. Лаптева) Источники по истории славян. Общественный строй...
Лучшие притчи о смысле жизни, жизненных проблемах и жизненных целях
« Притча о Добре и Зле» Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:...
Как сблизить списание стоимости ОС в бухгалтерском и налоговом учете?
Материалы подготовлены аудиторами компании «Правовест Аудит» Движимое имущество, не...