Сайт о холестерине. Болезни. Атеросклероз. Ожирение. Препараты. Питание

Что такое кредиторская задолженность: оборачиваемость, погашение и управление

Экономическая сущность кредиторской задолженности

Отравление бензолом, симптомы

Что нельзя есть при переломе челюсти и как правильно питаться?

Черепные нервы Вертербальная и каротидная ангиография

Диоксид углерода: формула, свойства и области применения Углекислый газ бесцветный

Государственное высшее учебное заведение «Криворожский национальный университет Криворожский национальный университет

Минский химико технологический университет проходной балл

К чему снится курица с цыплятами девушке К чему снится курица с цыплятами мужчине

Почему человек во сне видит золото: что это значит?

Любовная совместимость гороскопов мужчины-козерога и девушки-льва Козерог муж и жен лев

Наталья: судьба нареченной прекрасным именем

О чем говорит сон с котятами?

Почему ипотека в чехии для иностранцев выгоднее, чем аренда Можно ли взять ипотеку в чехии россиянину

Православная молитва святому мученику уару Молитва святому уару о мертвых

Когда у ребенка формируются зубы. Порядок и сроки прорезывания зубов

  • Оглавление
  • 1) Что такое цитология? Предмет и задачи цитологии. Какова роль цитологии в системе биологических знаний и для современной медицины? Роль отечественных ученых в развитии современной цитологии.
  • 2) Методы исследования в цитологии. Методы изготовления препаратов для световой микроскопии. Значение и методы окраски микропрепаратов. Техника микроскопирования.
  • 4) Органеллы. Определение, классификация, строение и функции. Органоиды общего значения. Органоиды специального значения. Строение и функции по данным световой и электронной микроскопии
  • 5) Включения. Определение, классификация, роль в жизнедеятельности.Клетки.
  • 6. Особенности строения и функций клеточной оболочки по данным световой и электронной микроскопии. Производные клеточной оболочки. Межклеточные соединения и их структурно-функциональнаяхарактеристика.
  • 7) Митотический цикл. Характеристика всех фаз митоза. Мейоз, его особенности, отличия от митоза. Регенерация и реактивность клеток и их проявления в органах ротовой полости.
  • 8). Клетка как основная единица живого. Клеточный цикл (дать характеристику этапам клеточного цикла). Основные положения клеточной теории и ее значении для медицины
  • 9. Цитоплазма. Общая морфофункциональная характеристика. Гиалоплазма, ее физико-химическаяхарактеристика и значение в жизнедеятельности клетки.
  • 10. Эмбриологиякак наука о развитии зародыша. Этапы эмбрионального развития, критические периоды в развитии зародыша.
  • 11. Особенности ранних стадий развития человека. Что такое зигота и как она образуется? Типы дробления у позвоночных животных и человека.
  • 13. Гисто- и органогенез на 2-3неделе развития. Мезенхима, образование, строение и роль в развитии тканей.
  • 14. Особенности оплодотворения, зиготы, дробления и гаструляции у человека. Характеристика имплантации.
  • 15. Особенности процессов развития основных органных систем человека на 4-8-йнеделе. Образование полости рта и лицевого скелета.
  • 16. Жаберный аппарат и его производные, этапы формирования лица. Врожденные пороки
  • 17. Внезародышевые органы, состав, функции.
  • 18. Типы плацент. Их строение и функции. Особенности строения плаценты и пуповины у человека
  • 19. Гемоплацентарный барьер. Система мать-плацента-плод.Пуповина и ее тканевая основа.
  • 20. Влияние экзогенных факторов (радиации, курения, наркотиков, пестицидов, лекарственных веществ, инфекций) на ход развития человека, в том числе органов ротовой полости.
  • 21. Кровь и лимфа. Основные компоненты крови как ткани плазма и форменные элементы. Геммограмма. Функции крови. Возрастные и половые особенности.
  • 22. Эритроциты: размеры, строение, форма, функции. Продолжительность жизни. Ретикулоциты. Виды гемоглобина.
  • 23. Лейкоциты: классификация и общая характеристика. Функции понятие о лейкоформуле и ее значение в медицинской практике.
  • 24. Гранулоциты: особенности строения и функции, продолжительность жизни.
  • 25. Агранулоциты: особенности строения и функции, продолжительность жизни.
  • 26. Тромбоциты: особенности строения и функции, продолжительность жизни.
  • 27. Волокнистые соединительные ткани. Общая характеристика. Классификация. Особенности строения и функций по данным световой и электронной микроскопии.
  • 28. Гемоцитопоэз и лимфоцитопоэз. Современные теории кроветворения.
  • 29. Что такое ткань? Принципы классификации тканей, их функции. Особенности строения по данным световой и электронной микроскопии, регенерация, реактивность тканей в ротовой полости.
  • 33. Нервная ткань. Морфофункциональная характеристика. Эмбриональный гистогенез. Классификация нервных клеток по морфологическим и функциональным признакам.
  • 34. Рыхлая соединительная ткань. Клеточный состав. Особенности строения данным световой и электронной микроскопии.
  • 35. Плотная волокнистая соединительная ткань и ее разновидности. Функции и особенности строения по данным световой и электронной микроскопии.
  • 36. Мышечные ткани. Общая характеристика, классификация. Функции и особенности строения по данным световой и электронной микроскопии.
  • 37. Костные ткани. Общая характеристика, классификация, функции. Особенности строения по данным световой и электронной микроскопии.
  • 39. Мезенхима, ретикулярная ткань, жировая ткань, пигментная ткань. Морфофункциональные особенности строения и функции.
  • 1)Костная:Обладает особыми механическими свойствами. Состоит из клеток остеоцитов, которые бывают двух видов:
  • 2)Хрящевая: Состоит из клеток хондроцитов. Различают три вида хрящевой ткани:
  • 42. Спинной мозг. Морфофункциональная характеристика. Строение белого и серого вещества. Ядра белого вещества. Центральный канал спинного мозга. Рефлекторная дуга.
  • 43. Вегетативная нервная система. Морфофункциональные особенности строения интрамуральных и экстрамуральных ганглиев (по данным световой и электронной микроскопии).
  • 44. Органы чувств. Классификация. Нейросенсорные и сенсоэпителиальные и рецепторные клетки. Особенности строения и функций по данным световой и электронной микроскопии.
  • 46. Артерии. Аорта. Классификация, особенности строения стенки и регенерации. Особенности строения и функций по данным световой и электронной микроскопии.
  • 47. Вены. Классификация, особенности строения стенок вен по данным световой и электронной микроскопии.
  • II. Вены со слабым развитием мышечных элементов: миоциты - только в t. Media
  • III. Вены со средним развитием мышечных элементов:
  • IV. Вены с сильным развитием мышечных элементов: миоциты - во всех трёх оболочках
  • 50. Центральные органы кроветворения и иммунной защиты. Общая характеристика, гистогенез. Особенности строения и функций по данным световой и электронной микроскопии.
  • 51. Периферические органы кроветворения. Общая характеристика, гистогенез. Особенности строения и функций по данным световой и электронной микроскопии.
  • 52. Характеристика основных клеток иммунной реакции (нейтрофильные лейкоциты, макрофаги, т- и в-лимфоциты,плазмоциты). Функции и особенности строения по данным световой и электронной микроскопии.
  • 62. Развитие, строение и функции больших слюнных желез(околоушная, подчелюстная и подъязычная).
  • 63. Развитие, строение и функции языка.
  • I стадия - образование эмалевого органа и зубного сосочка
  • II стадия - образование тканей зуба
  • I стадия - образование эмалевого органа и зубного сосочка
  • II стадия - образование тканей зуба
  • 68. Общая характеристика строения зубов и их поддерживающего аппарата.
  • 69. Развитие молочных зубов.
  • 70. Дифференцировка зубных зачатков
  • 71. Образование цемента(цементогенез).
  • 72. Развитие и строение периодонта
  • 73. Развитие и прорезывание постоянных зубов.
  • 74. Регенерация зубочелюстного аппарата.
  • Зубы закладываются из 2 источников:

    1. Эпителий ротовой полости – эмаль зуба.

    2. Мезенхима – все остальные ткани зуба (дентин, цемент, пульпа, периодонт и параодонт). На 6-йнедели эмбриогенеза многослойный плоский неороговевающий эпителий на верхней и нижней челюстях утолщается в виде подковообразного тяжа – зубная пластинка. Эта зубная пластинка в дальнейшем погружается в подлежащую мезенхиму. На передней (губной) поверхности зубной пластинки появляются эпителиальные выпячивания – так называемые зубные почки. С стороны нижней поверхности в зубную почку начинает вдавливаться уплотненная мезенхима в виде зубного сосочка. В результате этого эпителиальная зубная почка превращается в перевернутый2-хстенный бокал или чащу, который называется эпителиальным эмалевым органом. Эмалевый орган и зубной сосочек вместе окружаются уплотненной мезенхимой – зубным мешочком.

    Эпителиальный эмалевый орган вначале соединен тонким стебельком с зубной пластинкой. Клетки эпителиального эмалевого органа дифференцируются в 3-хнаправлениях:

    1. Внутренние клетки (на границе с зубным сосочком) – превращаются в эмальобразующие клетки – амелобласты.

    2. Промежуточные клетки – становятся отросчатыми, образуют петлистую сеть – пульпу эмалевого органа. Эти клетки участвуют в питании амелобластов, играют определенную роль при прорезывании зубов, в последующем уплощаются и образуют кутикулу.

    3. Наружные клетки – уплощаются, после прорезывания дегенерируют.

    Вфункциональном отношении самые важные клетки эмалевого органа – внутренние клетки. Эти клетки становятся высокопризматическими, дифференцируются в амелобласты. При дифференцировке в амелобластах становятся хорошо выраженными гранулярный ЭПС,

    пластинчатый комплекс и митохондрии. Причем в амелобластах происходит инверсия ядра и органоидов (замена местами); соответственно происходит инверсия апикальных и базальных полюсов клетки. На апикальном конце амелобластов имеется дистальный отросток Томса, там содержится подготовленный для выделения секрет – органическая основа эмали (матрикс эмали). На срезах матрикс эмали состоит из мельчайших тубулярных субьединиц с овальным сечением диаметром около 25 нм. Химически матрикс эмали состоит из белков и углеводов. Процесс обизествления эмали связан с тубулярными субьединицами – в каждой трубочке

    образуется по 1 кристаллу фосфата кальция, так формируются эмалевые призмы. Эмалевые

    призмы склеиваются органической склеивающей массой и оплетаются тончайшими фибриллами. После формирования эмали амелобласты дегенерируют.

    Параллельно с образованием эмали верхний слой клеток зубного сосочка дифференцируются в одонтобласты и начинают формировать дентин. Под электронным микроскопом одонтобласты сильно удлиненные клетки с хорошо выраженным гранулярным ЭПС, пластинчатым комплексом и митохондриями. На апикальном конце имеют дистальный отросток. Одонтобласты вырабатывают органическую часть межклеточного вещества дентина (коллагеновые волокна и органические вещества основного вещества). Далее на органическую основу дентина осаждаются соли кальция, т.е. дентин обизвествляется. В отличии от амелобластов дентинобласты после формирования дентина не дегенерируют.

    Параллельно развитию дентина из мезенхимы зубного сосочка начинается дифференцировка и формирование пульпы: мезенхимные клетки превращаются в фибробласты и начинают выработку коллагеновых волокон и основного вещества пульпы.

    Разрастание дентина и пульпы в области корня зуба обуславливает прорезывание зуба, так как зачаток зуба в области корня окружен формирующейся костной альвеолой, поэтому дентин и пульпа не могут разрастаться в этом направлении, в области корня поднимается тканевое давление и зуб вынужден выталкиваться, подниматься к поверхности эпителия ротовой полости, т.е. прорезываться.

    Из внутренних слоев зубного мешочка в области корня образуется цемент зуба, а из наружных слоев зубного мешочка образуется зубная связка – периодонт.

    На 5-оммесяце эмбрионального развития из оставшейся части зубной пластинки закладываются зачатки постоянных зубов. Развитие постоянных зубов происходит также как и

    молочных зубов. Вначале молочные и постоянные зубы располагаются в одной костной альвеоле, позже между ними формируется костная перегородка. В возраст 6-12лет зачаток постоянного зуба начинает расти и давит на костную перегородку, отделяющую его от молочного зуба; одновременно активируются остеокласты и разрушают костную перегородку и корень молочного зуба. В результате растущий постоянный зуб выталкивает оставшуюся коронку молочного зуба и прорезывается.

    Теории прорезывания зубов.

    1.Корневая теория Хантера – растущие корни зуба упираются в твердое костное дно костной альвеолы и зуб выталкивается из костной альвеолы.

    2.Теория Ясвоина – зуб сравнивает с ракетой.

    3.Теория Катца – растущий зуб давит на боковые стенки альвеол, что приводит к поверхностной резорбции кости; одновременно с этим на наружной поверхности альвеолярных отростков и на его верхнем крае происходит отложение новой кости. Костная ткань откладывается в области дна альвеолы, что приводит к повышению там тканевого давления, выталкивающее зуб к поверхности.

Формирование важнейших систем организма ребенка происходит на ранних стадиях беременности, когда женщина даже не подозревает о своей беременности. Неблагоприятные факторы этого периода, так или иначе, накладывают свой отпечаток на развитие крохи, в том числе и зубов. В связи с участившимися случаями стоматологических заболеваний, которые формируются еще до момента прорезывания зубов , огромный интерес представляет внутриутробное формирование и развитие зубов малыша.

Закладка и образование зубных зачатков

В развитии зубов ребенка можно выделить три стадии, периода, которые могут быть отличны друг от друга.

Первый период это непосредственно закладка и формирование зубных зачатков.

Вторая стадия – дифференцировка зубных зачатков, на этом этапе происходит «распределение ролей» между тканями зубов ребенка.

Третий , самый длительный период – образование тканей зуба и их полное «созревание», т.е. минерализация. Этот период самый ответственный, так как при неблагополучном состоянии матери, или осложнениях беременности, у ребенка формируются различные стоматологические заболевания зубов, и не только.

Ни для кого не секрет, что перед тем как прорезаться, зубы развиваются в толще челюсти из соответствующих зачатков. Уже на 6 – 7 неделе беременности, когда женщина только узнала о своей беременности, и начинает привыкать к своему новому статусу, у эмбриона уже появляется утолщение эпителиальных клеток в ротовой щели, которое постепенно разрастается, именно в этом утолщении появляются разрастания колбовидной формы – эмалевый орган. Как понятно из названия – это как раз и есть будущие молочные зубки, на каждой челюсти ребенка их по 5, итого 20.

Не стоит удивляться, на самом деле, когда ребенок рождается, в полости рта расположены 4 челюсти – 2 верхних, и 2 нижних. Только по истечению времени, два отростка челюсти срастаются между собой, и формируется единая кость челюсти. Примерно на 10 неделе внутриутробного развития плода, эмалевый орган начинает видоизменяться, в клетки эмалевого органа начинают врастать клетки другой ткани, благодаря чему появляются очертания будущей коронки молочного зуба.

При агрессивном воздействии, может нарушиться процесс закладки и образования зачатков молочных зубов, что может закончиться отсутствием одного из зуба, или даже группы зубов.

Дифференцировка зубных зачатков

Это очень важный период, так как происходит изменения и в самих зачатках и в окружающих тканях. Организм плода – это не постоянная субстанция в плане роста, на протяжении всего внутриутробного развития происходит активный рост, дифференцировка новых клеток, тканей и органов. В тоже время период довольно короткий.

Пожалуй, самым важным этапом в этом периоде, является отделение зубных зачатков от связи с эпителиальной пластиной. Тем самым, зубные зачатки обосабливаются, и начинают минерализоваться – развиваться. При нарушении этого разрыва, сохранении связи или присоединения тканей друг к другу, в последующем могут формироваться опухолевые процессы.

В этот период, которых заканчивается к 16 неделе беременности, у плода могут формироваться пороки и аномалии развития челюстно-лицевой области, как правило, диагностировать которые можно уже в первые три месяца беременности. Наиболее часто, внутриутробные аномалии представлены расщелиной верхней губы и неба. Которые формируются как раз в результате не сращения костей челюстей.

К концу второго месяца беременности эмбрион практически сформирован, и возникающие пороки и аномалии менее значительные и являются главным образом следствием недостаточных темпов роста и развития.

Созревание тканей зуба

Этот период начинается к 4 месяцу внутриутробного развития эмбриона, именно в это период возникают ткани зуба – эмаль, нижележащий дентин и пульпа зуба. Первоначально образуется дентин – это ткань, которая лежит под эмалью. Дентин – это бесклеточная ткань, которая имеет форму микроскопических трубочек, заполненных жидкостью. По мере формирования дентина, на верхушке, начинает образовываться эмаль – самая твердая, и в тоже время самая хрупкая ткань человеческого организма. Развитие начинается с небольшого участка на месте будущего режущего края или бугорка зуба, так как именно в этом месте эмаль будет на много толще, и постепенно эмаль покрывает всю коронку будущего молочного зуба. Главной особенностью молочных зубов является тонкий слой эмали, по сравнению с постоянными зубами. Эта особенность обусловлена внутриутробным развитием.

Уже на 5 месяце беременности, коронки передней группы зубов полностью сформированы, а на 7 месяце беременности сформированы коронки жевательной группы зубов. До момента рождения и прорезывания зубов, эмаль и дентин продолжают развиваться, накапливая в своем составе необходимые микроэлементы, которые получают из организма матери.

Закладка постоянных зубов происходит на 5 месяце беременности, именно этот период беременности считается показательным для здоровья зубов будущего малыша. Негативные влияния на малыша, могут повлиять на состояние уже не только молочных, но и постоянных. Влияние это может выражаться в отсутствии одного из зачатков зуба, недоразвитием эмали зуба, или же ее внутриутробном поражении. Именно по этим причинам каждой беременной женщине необходимо бережно относиться к своему состоянию и регулярно посещать доктора и соблюдать все рекомендации, особенно в критических случаях.

Сроки минерализации зубов

Зная сроки минерализации зубов, и сопоставив их с негативными воздействиями во время беременности, можно заранее предположить те или иные стоматологические заболевания ребенка, и вовремя принять меры по их лечению и устранению. В последнее время, практически каждый 4 ребенок, в полости рта имеет зубы с недоразвитой эмалью (гипоплазия эмали), родителям сложно диагностировать заболевание, так как заболевание быстро осложняется кариесом, что ведет к ранней потере зубов. Но, если принять необходимые меры вовремя, то зубки малыша можно спасти.

Начало минерализации молочных зубов, а именно передней группы, происходит на 17 – 20 неделе беременности, и при наличии провоцирующих факторов, можно даже предположить группу зубов, которая будет подвержена изменениям. Клыки и жевательная группа зубов начинает минерализоваться примерно с 7 – 7,5 месяцев внутриутробного развития и продолжается на продолжении первого года жизни малыша.

Минерализация постоянных зубов начинается позже, передняя группа зубов начинает свою минерализацию в первые полгода жизни ребенка, и влиять на развитие постоянных зубов, будет уже не состояние здоровья матери, а состояние здоровья, и в питание в том числе, самого малыша. Минерализация постоянных жевательных зубов начинается с 1,5 лет ребенка и продолжается практически до самого момента прорезывания зубов.

Агрессивные факторы

На закладку и минерализацию молочных зубов могут повлиять различные факторы, но самое главное, в различные периоды развития. Негативное воздействие во внутриутробном периоде, на ранних сроках беременности, провоцирует образование врожденных пороков и аномалий развития. К числу негативных факторов во внутриутробном периоде можно отнести гинекологическую патологию матери в виде ранних токсикозов, хронических воспалительных заболеваний придатков, анемии беременных, из-за чего кроха не получает достаточное количество питательных веществ, витаминов и минералов и т.д. Свое влияние оказывают и инфекционные заболевания, особенно на ранних стадиях беременности – до 12 недель. В последнее время, становится модным вегетарианство, что весьма ущербно для организма беременной женщины и для развития ребенка. Питание беременной женщины должно быть полноценным и сбалансированным! Не стоит забывать и про вредные привычки матери во время беременности – алкоголь и курение.

Влияние на постоянные зубы, чаще всего оказывают факторы, которое воздействовали уже после рождения малыша. В эту группу можно отнести неполноценное питание ребенка – недостаток определенных минералов, витаминов и прочее. Минерализация зубов начинается с режущего края или бугорка зуба, и по расположению пораженной эмали можно диагностировать на каком именно сроке происходило патологическое воздействие на ткани зуба, и наоборот.

На состояние постоянных зубов могут оказывать свое влияние заболевания эндокринной системы, нарушения фосфорно-кальциевого обмена, например рахит . Также влияние оказывает и недостаток или наоборот избыток некоторых минералов.

Развитие зубов это весьма сложный процесс, который начинается на ранних стадиях развития зародыша и продолжается у человека до 18-20 лет. Этот процесс можно разделить на несколько периодов. Период - от момента рождения до 6-7 месяцев, когда у ребенка зубов еще нет, но зачатки молочных зубов уже заложены в челюстях, начиная с 40-45-го дня внутриутробной жизни. Первый молочный зуб появляется у новорожденного на 6-7 месяце жизни. Период - от 6-7 месяцев до 6-7 лет. В этот период идет развитие молочного прикуса. За то время прорезываются и вырастают все 20 молочных зубов. В формировании молочного прикуса в свою очередь различают две стадии: первая начинается с момента прорезывания в 6-7-месячном возрасте и заканчивается полным формированием зубных рядов в 2-3 года; вторая стадия длится от 2,5-3 до 6 лет. В это время молочные зубы подготавливаются к смене на постоянные. Период начинается с конца 6-го года жизни и продолжается до 12-13 лет. Он характеризуется постепенной сменой молочных зубов на постоянные 32 зуба.

Формирование молочных зубов завершается в период к 3-м и 5-м годам жизни. Дальше происходит интенсивное увеличение высоты альвеолярного отростка и рост челюстей. Поэтому у большинства детей в молочном прикусе наблюдаются выраженные пространства между передними зубами. Первый постоянный большой коренной зуб прорезывается в возрасте 6-7 лет. Примерно в это же время прорезываются резцы нижней челюсти. Это вначале приводит к небольшой скученности зубов, что не следует рассматривать как нарушение развития прикуса, так как к 12 годам, благодаря интенсивному росту челюстей, прикус нормализуется.

Отличие молочных зубов от постоянных.

Вопреки расхожему мнению в молочных зубах, также как и в постоянных, есть корни и нерв (пульпа). Корни удерживают зуб в кости. Под молочным зубом располагается зачаток постоянного. По мере прорезывания, постоянный зуб стимулирует рассасывание корней молочного зуба и к моменту выпадения у молочного зуба остаётся только коронка.

Так как у молочных зубов (как и у постоянных) есть нерв (пульпа), они могут болеть, если инфекция кариозной полости попадает в полость зуба, вызывая развитие пульпита.

Молочные зубы существенно отличаются от постоянных зубов своими размерами и строением.

Молочные зубы меньше постоянных зубов и имеют менее массивные корни;

Молочные зубы имеют более сложную анатомическую структуру корневых каналов, что приводит к более трудоёмкому процессу лечения, нежели в постоянных зубах;

Твёрдые ткани молочных зубов менее минерализованы и обладают меньшей устойчивостью к истиранию и развитию кариозного процесса.

Твёрдые ткани молочных зубов значительно тоньше чем у постоянных: воспалительный процесс быстро достигает нерва зуба;

Зачем нужны молочные зубы?

Молочные зубы участвуют в развитии таких функций у ребёнка как жевание и произношение звуков. Без них было бы невозможно пережёвывание жёсткой пищи. Не последнюю роль играет эстетический компонент.

Также молочные зубы удерживают пространство в зубном ряду для постоянных зубов. Прорезывание молочных зубов стимулирует первичный рост челюстей. Вторая волна роста челюстей начинается в период замены молочных зубов на постоянные. Раннее удаление молочных жевательных зубов приводит к смещению соседних зубов в область отсутствующего и формированию скученности зубов в будущем!

Одонтогенез.

Одонтогенез - развитие зуба - начинается на 6 неделе эмбриогенеза, когда закладываются фолликулы молочных зубов, а полностью завершается иногда после 20 лет, когда прорезываются третьи постоянные моляры и заканчивается формирование их корней.

Зубы человека развиваются из компонентов слизистой оболочки полости рта эмбриона. Её эпителий даёт начало структурным элементам, участвующим в образовании эмали, а мезенхима является источником дентина, пульпы и цемента.

В развитии каждого зуба различают 3 периода: закладку зубных зачатков, их дифференцировку и гистогенез - т.е. развитие основных тканей зуба (эмали, дентина, пульпы, цемента).

Закладка зубных зачатков.

Вначале в области будущих передних зубов от вестибулярной пластинки под прямым углом берёт начало зубная пластинка, врастающая в подлежащую мезенхиму. В процессе своего роста эпителиальные зубные пластинки принимают форму двух дуг, расположенных в мезенхиме верхней и нижней челюстей.

Затем вдоль свободного края пластинки на передней (щёчно-губной) стороне образуются колбовидные выпячивания эпителия (по 10 в каждой челюсти) - зубные почки (gemmae dentis). На 9-10 неделе эмбрионального развития в них начинает врастать мезенхима, дающая начало зубным сосочкам (papillae dentis). Вследствие этого зубная почка приобретает форму колокола или чаши, преобразуясь в эпителиальный зубной орган (organum dentale epitheliale). Его внутренняя поверхность, граничащая с мезенхимой, своеобразно изгибается и очертания зубного сосочка постепенно приобретают форму будущей коронки зуба. К концу 3-го месяца эмбриогенеза эпителиальный зубной орган с зубной пластинкой соединяет лишь узкий эпителиальный тяж - шейка зубного органа.

Вокруг эпителиального зубного органа и под основанием зубного сосочка образуется сгущение мезенхимы - зубной мешочек (sacculus dentis)

Таким образом, в сформировавшемся зубном зачатке можно различить 3 части: эпителиальный зубной орган, мезенхимные зубной сосочек и зубной мешочек. На этом заканчивается 1 стадия развития зуба - стадия закладки зубных зачатков, и начинается период их дифференцировки.

Дифференцировка зубных зачатков.

Сначала происходит разделение зубного органа на несколько клеточных слоев. В его центральной части между клетками накапливается белковая жидкость, раздвигающая их. Эти клетки приобретают звёздчатую форму, а их совокупность образует пульпу зубного органа (pulpa organi dentis). Клетки зубного органа, прилегающие к поверхности зубного сосочка, становятся цилиндрическими и получают название внутреннего зубного эпителия (epithelium dentale internum). Эти клетки дают начало энамелобластам, участвующим в образовании эмали зуба.

Между энамелобластами и пульпой зубного органа располагаются несколько рядов плоских или кубических клеток, образующих промежуточный слой зубного органа (stratum intermedium). Внешняя поверхность зубного органа образуется уплощенными клетками наружного зубного эпителия (epithelium dentis externum)

В дальнейшем клетки наружного зубного эпителия постепенно атрофируются, а клетки промежуточного слоя эмалевого органа и его пульпы принимают участие в образовании кутикулы эмали.

Итак, в результате произошедшей дифференцировки зубного органа в нем уже можно различить его пульпу, внутренний и наружный зубной эпителий и промежуточный слой. Затем дифференцируется зубной сосочек. К этому времени он увеличивается в размерах и глубже впячивается в зубной орган.

В основание зубного сосочка проникают кровеносные сосуды и нервные волокна, растущие по направлению к его верхушке. На поверхности мезенхимного зубного сосочка образуется несколько рядов густо расположенных клеток - преодонтобластов, дающих позднее начало клеткам с базофильной цитоплазмой - одонтобластам (дентинообразующим клеткам). Сначала они формируются на вершине зубного сосочка, позднее - на его боковых поверхностях. Слой одонтобластов прилегает к внутреннему зубному эпителию (энамелобластам), отделяясь от него тонкой базальной мембраной.

К концу 3-го месяца внутриутробного развития, вследствие разрастания мезенхимы, зубные зачатки обособляются от зубной пластинки, она теряет связь с эпителием полости рта и частично рассасывается. Сохраняются и разрастаются лишь глубокие отделы зубных пластинок, которые дают начало зачаткам постоянных зубов.

Гистогенез зуба.

К концу 4-го месяца эмбриогенеза период дифференцировки зубных зачатков сменяется интенсивно протекающим периодом гистогенеза, во время которого образуются дентин, эмаль, пульпа и цемент зуба, причем в течение эмбриогенеза происходят закладка и формирование коронок молочных зубов, а их корни формируются после рождения ребенка.

Дентиногенез.

Первой из зубных тканей образуется дентин. В этом процессе активную роль играют одонтобласты. Ядра одонтобластов имеют овальную форму и находятся в тех отделах клеток, которые направлены к центру зубного сосочка.

В процессе дентиногенеза в цитоплазме одонтобластов синтезируются белки и кислые мукополисахариды, которые позже выводятся за пределы одонтобластов в межклеточное пространство (с помощью пластинчатого комплекса или иным путём). В межклеточном пространстве в результате ферментативных процессов формируются тонкие длинные аргирофильные фибриллярные структуры - преколлагеновые волокна. Так образуется необызвествлённый дентин-предентин. В предентине оказываются замурованными периферические отделы одонтобластов, которые постепенно удлиняются, превращаясь в дентинные отростки (волокна Томса).

Преколлагеновые волокна предентина имеют в основном радиальное направление. Позднее они превращаются в коллагеновые волокна. Когда слой предентина достигает толщины 40-80 мкм, он оттесняется на периферию новыми массами дентина, в которых коллагеновые волокна утрачивают первоначальную ориентацию, располагаясь менее упорядоченно. Это тангенциальные волокна, которые не проходят преколлагеновой стадии, а сразу возникают, как коллагеновые.

Тонкий периферический слой дентина, содержащий в своём составе радиальные волокна, называют плащевым дентином, а мощный внутренний отдел дентина с преимущественно тангенциальным расположением волокон именуется юкстапульпарным (околопульпарным) дентином. По мере отложения новых масс дентина отростки одонтобластов удлиняются, так что тела этих клеток не включаются в дентин, а находятся всегда на периферии зубного сосочка или зубной пульпы.

Одонтобласты не только образуют предентин, но и активно участвуют в процессе его минерализации. Обызвествление дентина начинается на 5-м месяце эмбрионального развития.

Характерной особенностью дентина является глобулярный характер его обызвествления. Минеральные соли в основном веществе дентина откладываются в виде кристаллов гидроксиапатита, которые, сливаясь друг с другом, располагаются так, что обызвествлённые участки дентина принимают шаровидную форму. Между этим дентинными шарами могут оставаться участки необызвествлённого дентина - так называемые интерглобулярные пространства или интерглобулярный дентин. В течение жизни участки необызвествлённого интерглобулярного дентина обычно сохраняются в области коронки зуба возле эмали и в корне у границы цементом. Образование дентина всегда предшествует энамелогенезу и является необходимым условием для образования эмали.

Энамелогенез.

После того, как на вершине сосочка образуется узкий слой предентина, начинается развитие эмали. Эмаль образуется за секреторной деятельности внутренних клеток эпителиального зубного органа - энамелобластов. Этому процессу предшествует некоторая перестройка эпителиального зубного органа. Его наружная поверхность образует многочисленные углубления, в которые врастает мезенхима зубного мешочка с кровеносными сосудами. Видимо, эти сосуды отделил их от прежнего источника - сосудов зубного сосочка. Это приводит к изменению физиологической полярности энамелобластов: ядро клетки и пластинчатый комплекс меняются местами. Теперь базальная (ядросодержащая) часть клетки обращена к пульпе зубного органа, а вершина с пластинчатым комплексом прилежит к предентину. Такие энамелобласты готовы к образованию эмали. Признаком начала функционирования энамелобластов является исчезновение гликогена из цитоплазмы этих клеток.

Развитие пульпы.

Источником развития пульпы зуба является мезенхима зубного сосочка. Кровеносные сосуды врастают в основание зубного сосочка уже на ранних этапах развития зубного зачатка. Почти одновременно (начиная с 9-10 недели эмбрионального развития) начинают врастать в основание зубного сосочка и нервные волокна. Позже там образуется гемокапиллярное сплетение и нервные концевые разветвления.

Процесс гистогенеза тканевых элементов зубного сосочка начинается на его вершине и постепенно распространяется к основанию. Под слоем одонтобластов, приобретающих вытянутую, грушевидную форму, образуется слой мелких звездчатых клеток, формирующих субодонтобластический слой пульпы. Мезенхимальные клетки центральных отделов зубного сосочка становятся крупнее и дифференцируются в фибробласты, макрофаги и адвентициальные клетки. Между ними накапливаются преколлагеновые и коллагеновые волокна, а также межфибриллярное вещество. Так мезенхима центральных отделов сосочка преобразуется в рыхлую соединительную ткань пульпы зуба.

Развитие корней и цемента зуба.

Развитие корня зуба происходит в постэмбриональном периоде и начинается незадолго до его прорезывания. После того, как коронка зуба сформирована, эпителиальный зубной орган в большей своей части редуцируется, превращаясь в несколько слоев плоских клеток, плотно прилегающих к эмали и отделяющих ее от окружающей мезенхимы. Вскоре из них образуется своеобразная эпителиальная диафрагма. Эта диафрагма впоследствии врастает в подлежащую мезенхиму в виде рукавов, причём число рукавов равно количеству корней формирующегося зуба. У однокорневых зубов таких рукавов - один, у многокорневых - два или три.

(Эти рукава ещё называют гертвиговскими эпителиальными корневыми влагалищами.)

Мезенхимные клетки, прилежащие изнутри к рукаву, превращаются в одонтобласты, образующие дентин корня. Из центрального отдела этого участка мезенхимы формируется пульпа корня.

Когда эпителиальный рукав распадается, клетки мезенхимы зубного мешочка приходят в соприкосновение с дентином корня и превращаются в цементобласты, откладывающие на поверхности корневого дентина бесклеточный цемент, состоящий из коллагеновых волокон и межфибриллярного вещества. Позднее образуется клеточный цемент, при этом цементобласты замуровываются в образованном ими веществе, превращаясь в цементоциты. Из наружного отдела мезенхимы зубного мешочка развивается периодонт, соединяющий пучками коллагеновых волокон цемент корня с костной стенкой зубной альвеолы. Становятся источниками питания для энамелобластов, так как предентин отделил их от прежнего источника - сосудов зубного сосочка. Это приводит к изменению физиологической полярности энамелобластов: ядро клетки и пластинчатый комплекс меняются местами. Теперь базальная (ядросодержащая) часть клетки обращена к пульпе зубного органа, а вершина с пластинчатым комплексом прилежит к предентину. Такие энамелобласты готовы к образованию эмали. Признаком начала функционирования энамелобластов является исчезновение гликогена из цитоплазмы этих клеток.

Процесс образования эмалевых призм происходит следующим образом. Вначале апикальный, т.е. обращённый к дентину, участок энамелобластов несколько суживается, приобретая вид отростка. Затем энамелобласты секретируют компоненты органической матрицы эмали - тонкие, переплетающиеся фибриллярные структуры.

При этом периоды активности энамелобластов сменяются периодами покоя. В результате в эмали возникают линии Ретциуса, пересекающие под углом эмалевые призмы. Эти линии соответствуют периодам снижения активности энамелобластов, впоследствии здесь откладывается меньшее количество минеральных веществ. По окончании энамелогенеза энамелобласты редуцируются. Их остатки образуют на поверхности коронки кутикулу эмали.

После образования органической основы эмали происходит ее обызвествление. Оно начинается от дентинно-эмалевого соединения и распространяется к поверхности эмали, носит ритмичный характер, в результате чего в эмалевых призмах появляется поперечная иiерченность, причем вначале это происходит в области вершины будущего режущего края коронки, а затем процесс распространяется на ее боковые отделы. Особенно интенсивно обызвествление эмали протекает после того, как эмаль достигает своей окончательной толщины. Завершается оно уже после прорезывания зубов.

Прорезывание молочных зубов у детей.

Прорезывание зубов обычно начинается ближе к полугоду; в среднем к году малыш имеет 8 резцов, а прорезывание всех 20 молочных зубов должно завершиться к 2,5 - 3 годам. Однако сроки прорезывания зубов могут сильно варьировать - они зависят от наследственности, питания ребенка. Поэтому приведенные ниже возможные сроки и порядок прорезывания зубов весьма приблизительны:

Первые нижние резцы - 6-9 месяцев.

Первые нижние резцы - 7-10 месяцев.

Вторые (боковые) верхние резцы - 9-12 месяцев.

Вторые (боковые) нижние резцы - 9-12 месяцев.

Первые верхние коренные зубы - 12-18 месяцев.

Первые нижние коренные зубы - 13-19 месяцев.

Верхние клыки - 16-20 месяцев.

Нижние клыки - 17-22 месяца.

Вторые нижние коренные зубы - 20-23 месяца.

Вторые верхние коренные зубы - 24-26 месяцев.

Было время, когда считалось, что позднее прорезывания зубов обусловлено рахитом, однако это не так! Многочисленные исследования в данной области показывают, что задержка прорезывания зубов свойственна многим нормально развивающимся малышам. Нередко молочные зубы располагаются асимметрично. Неправильное расположение молочных зубов не считается заболеванием! Такой зубной беспорядок имеет полное право на существование до полного закрытия зубного ряда, то есть до появления первых 16 зубов. Далее в результате пережевывания пищи молочные зубы притираются и становятся на место.

Смена молочных зубов.

Смена молочных зубов на постоянные начинается у малышей приблизительно в пять с половиной лет. Иногда это происходит немного раньше или позже. Челюстно-лицевой аппарат ребенка готовится к смене молочных зубов. Вы можете заметить, что промежутки между молочными зубами стали больше - это означает, что челюсть ребенка растет, ведь для постоянных зубов места нужно больше. Если промежутки не увеличиваются, постоянные зубы могут начать расти криво, поэтому обязательно сходите с малышом к врачу.

Процесс смены молочных зубов на постоянные интересен и довольно не сложен. За некоторое время до выпадения молочного зуба, его корень постепенно рассасывается, зуб начинает шататься. По мере рассасывания корня молочного зуба, он шатается все сильнее, пока не выпадает. Одновременно с рассасыванием постоянный зуб потихоньку растет. Иногда молочный зуб выпадает сам, часто дети расшатывают их и вытаскивают самостоятельно. У нового зуба еще не до конца сформирован корень. На это уйдет не меньше двух - трех лет.

Для того чтобы корни постоянных зубов сформировались крепкими, да и для здоровья самих зубов следует ввести в рацион ребенка достаточное количество кальция.

Сроки смены зубов очень индивидуальны, а вот последовательность этого процесса всегда одинакова. Первые постоянные зубы, которые Вы обнаружите во рту своего малыша - это моляры - шестые по счету зубы, если считать от середины челюсти. Место для этих зубов появится тогда, когда челюсть подрастет, при этом появление шестых моляров не связано с выпадением молочных зубов.

Далее смена молочных зубов на постоянные происходит по тому же сценарию, по которому появлялись молочные зубы. Начинают шататься и меняются резцы - сначала по два на верхней и нижней челюсти, а потом еще по два. После этого меняются премоляры - зубы, которые находятся за клыками. Смена первых премоляров выпадает на возраст девять - одиннадцать лет, затем до двенадцати лет должны поменяться вторые премоляры. До тринадцати лет сменяются клыки, за ними в возрасте до четырнадцати лет появляются вторые моляры (они тоже вырастают на пустых местах, образующихся в результате роста челюсти). Последними появляются третьи моляры, так называемые зубы мудрости. Это происходит после пятнадцати лет. Кстати, все большее количество молодых людей так и не обретают эти зубы. Фактически они уже не нужны современным людям, и природа решает этот вопрос.

Обычно смена молочных зубов на постоянные не требует никакого вмешательства стоматологов. Происходит она довольно безболезненно. Но бывают такие случаи, когда постоянный зуб уже виден, а молочный даже не шатается. Такая ситуация грозит ребенку тем, что постоянный зуб вырастет криво и в последствии придется ставить брекеты для его выравнивания. Поэтому, если Вы заметили что-либо подобное у своего малыша, сразу же идите к стоматологу. Молочный зуб удалят, и далее процесс пойдет, как положено.

Большинство людей, слыша о развитии зубов, представляют малыша до года с парой прорезавшихся зубов. Но формирование зубов начинается далеко не во время прорезывания. Развитие зубов начинается внутриутробно, и называется этот процесс одонтогенезом.

Зубы начинают развиваться у совсем маленького плода в утробе матери. Решающее значение в формировании зубов играет рацион беременной женщины и максимальное воздержание от употребления медикаментов. Будущая мать должна получать достаточно кальция, фосфора, витамина С и витамина D, утверждают детские стоматологи http://healthydent.ua/detskaya-stomatologiya.html .

Во время беременности категорически запрещено принимать многие лекарства (например, группы тетрациклинов), так как они могут вызвать изменение цвета формирующихся зубов эмбриона.

Строение (анатомия) зуба человека

Прежде чем обсуждать, как развиваются зубы, очень важно знать немного о строении зуба и четырех основных тканях, которые его образуют. Эти четыре ткани - эмаль, зубной цемент, дентин и пульпа.

Эмаль

Наружный, видимый слой зуба и самый твердый материал в организме за счет максимальной концентрации минерализованных веществ.

Цемент

Тонкий слой костного вещества, которое покрывает и поддерживает корень зуба.

Дентин

Внутренний слой и основная часть зуба, и большая часть зубной ткани. Дентин является соединительной тканью, расположенной между эмалью или цементом и пульпой

Пульпа

Мягкая соединительная ткань в центре зуба, наполненная кровеносными сосудами и нервами. Способна производить дентин.

Невидимая часть зуба, фиксирующая его в кости челюсти, называется корнем.

Существуют четыре основных этапа развития зубов:

  1. Первая стадия начинается у плода примерно в возрасте шести недель. Формируются почки зубов.
  2. Далее образуется твердая ткань зубов, где-то с трех-четырех месяцев беременности.
  3. Стадия после рождения ребенка, когда зуб фактически выступает через десну.
  4. И, наконец, потеря временных, молочных, зубов, и замещение их постоянными.

Формирование и развитие зубов

Одонтогенез - это процесс, при котором зубы образуются из эмбриональных клеток, растут и в определенный момент вырастают из десен. Здоровые зубы требуют надлежащего развития дентина, эмали, периодонта и цемента в соответствующих эмбриональных стадиях развития.

Временные, которые также называют «молочными», зубы начинают формироваться в челюстную кость от шести до восьми недель после зачатия. Постоянные зубы начинают развиваться с 20-й недели.

Зубы должны начать развиваться на указанных сроках беременности. В противном случае, они не сформируются вовсе.

Зубы формируются посредством минерализации матричного белка. Хотя этот процесс начинается в утробе матери, он не завершается до конца подросткового возраста, когда окончательно завершается рост корневой структуры.

Интересно отметить, что большинство детей рождаются без видимых зубов, но примерно один из 2000 младенцев рождается с выросшим зубом.

Внутриутробное формирование зубов

К концу третьей недели после зачатия уже сформирована основа рта. В течение следующих нескольких недель развиваются язык, челюсти и нёбо. В течение шестой недели беременности создаются зубные почки из эмбриональных клеток, которые в конечном итоге примут форму зубов. К восьми неделям беременности отчетливо видны почки всех молочных зубов ребенка, а на двадцатой неделе начинают развиваться зубные почки постоянных.

Развитие зубов после рождения

Развитие и прорезывание зубов в челюсти продолжается после рождения. Как правило, первые молочные зубы начинают появляться во рту около шести месяцев после рождения. Основные центральные, боковые резцы, моляры, клыки и вторые моляры появляются в таком порядке в промежутке от 6 до 24 месяцев. Зубы растут попеременно - сначала нижняя, потом верхняя, и так для всех типов зубов.

В возрасте двух с половиной лет у ребенка обычно присутствует полный комплект 20 выросших молочных зубов - 10 в верхней и 10 в нижней челюсти. По мере того как ребенок растет, растут и челюсти, увеличиваются расстояния между всеми молочными зубами. Это необходимо для того, чтобы хватило места для роста больших постоянных зубов.

Схема молочных зубов у ребенка

Резцы - передние зубы, расположенные в верхней и нижней челюстях. Каждый резец имеет тонкую режущую кромку. Верхние и нижние резцы соприкасаются, как ножницы, чтобы разрезать пищу.

Клыки - остроконечные зубы, располагающиеся по обе стороны от резцов в верхней и нижней челюстях. Они используются, чтобы вырывать куски пищи.

Моляры - зубы с широкими плоскими поверхностями, для перемалывания еды.

Когда режутся зубы у детей?

Конечно, каждый ребенок индивидуален, но временные зубы начинают прорезаться в возрасте от шести до 12 месяцев. Большая часть молочных зубов вырастает к 33 месяцам. У девочек это происходит раньше, чем у мальчиков.

Схема прорезывания молочных зубов:

  1. Первым прорезается средний передний зуб на нижней челюсти, центральный резец. Сразу за ним - второй центральный резец на нижней челюсти. Эти два передних зуба (центральные резцы) в нижней челюсти вырастают к 10 месяцам.
  2. Следующими прорезаются верхние резца. Два передних зуба (центральные резцы) в верхней челюсти прорезаются в возрасте от восьми до 13 месяцев.
  3. После центральных прорезаются боковые резцы по той же схеме: сначала два нижних, потом два верхних.
  4. К 16-23 месяцам прорезаются клыки (острые зубы), рядом с боковыми резцами.
  5. Как правило, по достижении ребенка двухлетнего возраста, у него появляются четыре вторых моляра (последние в ряду молочных зубов).
  6. Второй комплект верхних и нижних моляров становится виден к 25-33 месяцев.

За эталон часто берут такие сроки прорезывания:

Как правило, в среднем трехлетний ребенок имеет полный набор из 20 молочных зубов.

Зубы на верхней челюсти обычно режутся в период от одного до двух месяцев после того, как вырос симметричный зуб на нижней челюсти. После того, как вырос первый резец, у ребенка прорезается по одному зубу каждый месяц.

Последовательность и длительность прорезывания отличается у каждого отдельного ребенка, поэтому не нужно беспокоиться раньше времени. Детский стоматолог healthydent.ua может понадобиться в том случае, если к году у ребенка нет ни одного зубика.

Требования к беременной для развития здоровых зубов у плода

Образ жизни матери играет значительную роль в развитии зубов своего ребенка. Здоровый рацион и регулярное питание почти на 100% гарантирует правильное формирование зубов у малыша. Если женщина страдает от серьезных недостатков питательных веществ во время беременности, увеличивается вероятность развития зубных пороков плода, а также во взрослом возрасте зубы будут больше подвержены кариесу.

Развитие здоровых зубов невозможно без полноценного питания, богатого полезными минералами фтора, кальция и фосфора, а также витаминами А, С и D.

Все новоиспеченные родители с большим нетерпением ожидают прорезывания первых зубов у своих детей. Но если они не прорезываются в установленных нормах врачами, в этом случае взрослые начинают бить тревогу и переживать за малышей. Эти опасения вполне логичны, так как своевременное прорезывание зубов является признаком нормального развития ребенка.

Также эти переживания могут возникнуть и при замене молочных зубов на коренные. На этом фоне появляется множество вопросов: какие же сроки прорезывания первых зубов и замены их на коренные? Какие зубы и в какое время режутся у детей, до какого возраста лезут основные зубы, в каком порядке появляются, сколько их должно быть у ребенка до одного года?

Симптомы и сроки прорезывания зубов у детей

Первыми симптомами прорезывания являются повышенное слюноотделение, которое необходимо для дезинфицирования полости рта, небольшое припухание десен, пальцы и игрушки ребенка все время находятся во рту.

Многие родителей указывают на появление высокой температуры тела, озноб и жидкий стул, однако, именно эти признаки не стоит определять именно прорезыванию зубов , так как этот процесс не может вызывать такие симптомы. Скорей всего это является инфекционной болезнью, которая может легко поразить ребенка из-за слабого иммунитета во время прорезывания.

В какой очередности происходит прорезание?

Довольно часто молодые матери интересуются относительно того, какая же самая правильная очередность прорезывания зубов у малышей до одного года. Сказать точное время прорезывания не сможет никакой врач, так как у любого младенца все происходит в индивидуальном порядке. Но все же есть два основных правила, которые определяют очередность прорезывания:

  • «Нижняя революция» . Естественная система прорезывания у малышей до года подразумевает, что первыми в любом случае прорезаются нижние зубы, и лишь затем прорастают одноименные сверху. Естественно, это правило имеет исключение относительно прорезывания боковых резцов (вначале вырастают верхние, затем нижние);
  • Парность . Одноименные зубы, как правило, прорезаются почти одновременно. Если прорастает левый верхний резец, то очень скоро нужно ожидать прорастания его правого собрата. В некоторых случаях у малышей может происходить прорезывание одновременно нескольких пар.

Даже, невзирая на установленное врачами время прорезывания, взрослые чаще всего основываются на практическое время их прорастания:

  • Боковые резцы;
  • Верхние и средние нижние резцы;
  • Клыки;
  • Первые моляры;
  • Вторые моляры.

У некоторых младенцев может начаться верхнее прорезывание. Иногда это является признаком рахита, но, как правило, это индивидуальная особенность роста и развития ребенка.

Также могут быть случаи, когда сверху уже находится несколько зубов, а внизу еще не проявляются даже никакие симптомы скорейшего прорастания. Не стоит сильно переживать в этом случае, если при осмотре педиатр не определил каких-то нарушений, то ребенок в ближайшее время непременно обзаведется недостающими зубами . Просто данный процесс потребует чуть больше времени и, скорей всего, нужно будет увеличить объем потребляемых продуктов с кальцием (молоко, сметана и т.д.). Нужно помнить про то, что составленная схема и таблица роста является лишь приблизительной, а не точной нормой прорезывания.

Время роста

Чаще всего только родившийся ребенок не имеет зубов, но иногда могут быть случаи, когда прорезывание у малышей походит еще в утробе матери и появляется он на свет уже с несколькими зубами. Как правило, первые зубы у малышей до одного года вырастают парно с интервалом в несколько месяцев. Первыми обычно вырастают средние нижние резцы, это случается в возрасте 7–8 месяцев, затем проявляются средние верхние.

Приблизительно к году показываются верхние боковые резцы, а спустя небольшое время и внизу. Примерно в полтора года появляются первые моляры , затем – клыки и по достижению малыша возраста около двух лет, появляются вторые моляры.

На данном этапе формирование молочного прикуса завершается, молочных зубов у детей всего 20. Замена молочных зубов на коренные начинается чаще всего в возрасте приблизительно 5–8 лет.

Рост не по правилам

Объяснить задержку роста можно с генетической точки зрения либо временем рождения ребенка. К примеру, малыши, родившиеся зимой, обзаводятся молочными зубками в довольно раннем возрасте. Но если в возрасте одного года они так и не проросли, то нужно все же перестраховаться и посоветоваться со стоматологом , так как такая задержка может говорить о проблеме с обменными процессами или являться симптомом развития рахита. Но, когда молочные зубки являются единственным недостатком счастливого и здорового ребенка, то, наверное, взрослые просто наводят ненужную панику и скорей хотят видеть появление первых зубов у своего малыша.

Также очень важно тут же после их появления начать своевременный уход за ними и приучать вашего малыша к постоянной чистке. Эти мероприятия значительно повысят шансы сохранения их здоровыми и красивыми.

Относительно порядка либо же схемы очередности роста, то в этом случае тоже все проходит в исключительно индивидуальном порядке и очередность прорезывания может существенно отличаться от общепринятой врачами. Множество стоматологов уверенны, что на все моменты развития влияет непосредственно образ жизни матери , ее заболевания, прохождение беременности и непосредственно родов.

Но все-таки, когда у ребенка проходит прорезывание совсем невпопад, то не нужно сильно переживать и нагнетать эту ситуацию. Никто еще не сделал препарат, который бы заставил прорезаться зубы в четком порядке, а когда они полностью вырастут, то будет абсолютно неважно, в какой очереди они появились.

Что влияет на рост коренных зубов?

На сроки изменения молочных зубов на коренные могут влиять ряд факторов:

  • Сбои в эндокринной системе;
  • Пол ребенка;
  • Форма вскармливания и ее длительность;
  • Негативные моменты прохождения беременности (например, токсикоз);
  • Генотип ребенка;
  • Перенесенные инфекционные болезни;
  • Нарушение обменных процессов.

Необходимо проследить, чтобы время изменения коренных зубов, которые указаны в таблице или календаре, совпадали с графиком выпадения всех молочных. Нередко случается так, что молочные выпадают намного раньше необходимого времени. Это может проходить в результате механической деформации костной ткани, по причине неправильного прикуса или чрезмерного давления коренными.

Быстрое время выпадения молочных зубов опасно тем, что рядом находящиеся начинают смещаться, заполняя, таким образом, появившуюся пустоту. В результате, к тому сроку, когда наступит время прорезывания коренного , ему просто не хватит места и, скорей всего, он будет кривым.

При несвоевременном выпадении нужно пройти с ребенком осмотр у стоматолога-ортодонта, при необходимости он установит пластинки, чтобы не допустить сдвигания зубного ряда.

В случае когда молочные зубы не хотят самостоятельно выпадать в нужное время, когда коренные уже обязаны их заменить, это чревато развитием неправильного прикуса. Нужно непременно посетить врача для принятия требуемых мер. Очень важно, чтобы взрослые уделили внимание тому, в каком возрасте появились зубы у ребенка и как они находятся в зубном ряду. Так как неправильный прикус может влиять не только на эстетику, но и, в общем, оказывает значительное влияние на здоровье малыша.

Очередь прорастания коренных зубов

Прорезывание коренных зубов у детей имеет особенный порядок, что дает возможность правильно сформировать прикус. Когда же они должны прорезываться, и какая их очередность? Для лучшего понимания коренные зубы имеют нумерацию, которая начинается от медиального резца.

По схеме прорезывания, первыми начинают появляться первые моляры или нижние шестерки. Приблизительный возраст малыша при их прорезывании составляет 5–8 лет . Нужно отметить, что эти зубы не меняют молочные, а являются сразу же коренными. Место для их прорастания обеспечивается предварительно благодаря росту непосредственно челюсти. Затем вырастают боковые средние резцы, после первые премоляры, верхние шестерки, вторые премоляры и клыки. Полное формирование коренных зубов завершается к совершеннолетию.

Особенности прорезывания:

  • Коричнево-желтый цвет эмали чаще всего связывают с употреблением антибиотиков мамой во 2–3 триместре беременности, или же употреблением их малышом во время прорезывания;
  • Неверное формирование ряда происходит по ряду причин: генетическая предрасположенность (очень маленькая челюсть), врожденная аномалия процессов обмена в соединительной ткани, травмирование;
  • Увеличение промежутков между зубами . Эта особенность говорит про активное развитие челюстей и во время сменного перехода временных зубов к постоянным расценивается как нормальное состояние. Увеличенная щель (как правило, между средними верхними передними зубами) появляется в связи с глубоким расположением уздечки на верхней челюсти. Исправлением этого дефекта занимается ортодонт;
  • Формирование неверного прикуса случается из-за продолжительного времени сосания пустышек или из-за ненормированного развития челюстей;
  • Серая окантовка в районе шейки чаще всего появляется во время приема растворимых препаратов с содержанием железа или при сильном воспалении;
  • Очень редко не появившиеся зубы к одному году являются симптомами адентии – отсутствие зачатков. Определить данный диагноз возможно лишь с помощью радиовизиографии.

Как ухаживать за зубами?

Начинать гигиену полости рта необходимо еще во время введения прикорма. До одного года это можно выполнить с помощью мягкой зубной щетки или салфетки, смоченной в теплой воде.

Ближе к году нужно чистить зубы ребенку на ночь без пасты специальной щеткой. Менять ее необходимо не менее чем два раза в месяц.

Начинать использование специальных детских паст без фтора можно с возраста двух лет.

Прививайте вашему малышу чувство необходимости периодического обследования у стоматолога в целях профилактики не менее чем раз в 6 месяцев. Первый поход к врачу обязан проводиться при прорезывании первых зубов, в возрасте приблизительно полгода.

Приучайте ребенка к чистке зубов дважды в день, тем более это необходимо делать на ночь. Чтобы не допустить появление кариеса, которому так подвержены молочные зубы, не нужно злоупотреблять чрезмерным употреблением сладостей и продуктами с большим количеством сахара.

Вам также будет интересно:

Кто расстрелял царскую семью?
Расстрел царской семьи (бывшего российского императора Николая II и его семьи) был...
Уведомление о переходе на УСН — образец заполнения
Выбор системы налогообложения осуществляется по заявлению индивидуального предпринимателя....
Образец заявления на енвд для ип (2018)
ИП, пожелавшие вести деятельность при уплате единого специального налога на вмененный...
Регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Предприниматель Александр Харченко поделился с сайт опытом открытия ИП через интернет. Если...
Проблема возникновения древнерусских городов
Города Древней Руси Зарождение городов в Древней Руси относится к IX-X вв. Их возникновение...