Сайт о холестерине. Болезни. Атеросклероз. Ожирение. Препараты. Питание

Как распознать ведьму — признаки, предупреждающие зло Сумеречная ведьма какая она магия

Из чего производят инсулин

Эстрада ссср Советские эстрадные певцы 60х 70х годов

Государственный комитет по чрезвычайному положению Мнение бывших участников гкчп

Жареная треска на сковороде

Салат из кольраби: рецепт с яйцом и с майонезом (фото)

Готовим заливное из говядины: рецепт с фото

Сыр осетинский - описание пищевой ценности этого продукта с фото, его калорийность Сыр осетинский рецепт приготовления в домашних условиях

Пикантный салат украсьте

Рецепт с курагой Овсяные хлопья с изюмом рецепт

Как приготовить шницель из курицы на сковороде

Вертута из дрожжевого теста с брынзой

Cонник косить, к чему снится косить во сне видеть

Прокуратура Башкортостана: «Преподавание башкирского языка вопреки согласию родителей не допускается Из истории вопроса

Что мы знаем о Дагестанской кухне?

Экстремальный фактор. Влияние экстремальных условий на здоровье человека Экстремальные факторы среды

Экстремальные состояния - это состояния, вызванные такими патогенными факторами, которые оказывают на организм предельное. нередко разрушительное воздействие.

Виды экстремальных состояний.

К числу наиболее клинически значимых экстремальных состояний относят:

  • коллапс;
  • кому.

Экстремальные факторы.

Человек может подвергаться воздействию факторов чрезвычайной силы, продолжительности и необычного характера. Эти факторы могут быть экзогенными и эндогенными.

Экзогенные воздействия - резкие и значительные колебания атмосферного давления, содержания кислорода во вдыхаемом воздухе, механические травмы, электрический ток, дефицит продуктов питания и воды, переохлаждение или перегревание, инфекции. интоксикации и многие другие.

Эндогенные факторы - состояния, значительно нарушающие жизнедеятельность организма - тяжелые болезни и осложнения.

Действия экстремальных факторов приводят к развитию одного из двух состояний:

  • экстренной адаптации к экстремальному фактору , которая характеризуется предельным напряжением адаптивных механизмов организма, что позволяет сохранить его функции. После прекращения действия чрезвычайного фактора состояние организма нормализуется;
  • критического или неотложного, состояния которое характеризуется чреватыми смертью расстройствами жизнедеятельности организма и проявляется предельной активацией и последующим истощением адаптивных механизмов, грубыми расстройствами функций органов и физиологических систем и требует неотложной врачебной помощи.

КОЛЛАПС

Коллапс - остро развивающаяся сосудистая недостаточность, возникающая в результате значительного падения тонуса сосудов и уменьшения объема циркулирующей крови.

Коллапс характеризуется недостаточностью кровообращения, первичной циркуляторной гипоксией, расстройством функций тканей, органов и систем.

Непосредственной причиной коллапса является значительно большая емкость сосудистого русла по сравнению с объемом циркулирующей в нем крови. Это может быть результатом:

  • снижения величины выброса крови из левого желудочка сердца в сосудистое русло, что происходит при острой сердечной недостаточности, вызываемой инфарктом миокарда, выраженной аритмией, эмболией сосудов системы легочной артерии, при быстром вставании из положения лежа или сидя;
  • уменьшения массы циркулирующей крови при остром массивном кровотечении, быстром значительном обезвоживании организма (при профузном поносе, массивном потоотделении, неукротимой рвоте), потере большого объема плазмы крови при обширных ожогах, а также при перераспределении крови с депонированием значительного ее количества в венозных сосудах, кровеносных синусах и капиллярах, например при шоке или гравитационных перегрузках;
  • снижения общего периферического сосудистого сопротивления из-за падения тонуса стенок артериол или снижения их ответа на воздействие вазопрессорных веществ (катехоламинов, вазопрессина и др.)Такие изменения наблюдаются при тяжелых инфекциях, интоксикациях, гипертермии, гипотиреозе, надпочечниковой недостаточности и др.

Обморок - внезапная кратковременная потеря сознания, причиной которой является острая гипоксия мозга, возникающая как следствие коллапса.

При восстановлении сознания пациенты быстро ориентируются в окружающих событиях и случившемся с ними.

Виды коллапса.

В соответствии с тремя категориями этиологических факторов выделяют и три основные группы коллапса: кардиогенный, вазодилатационный и гиповолемический. В практической медицине выделяют постгеморрагический, инфекционный, токсический, радиационный, панкреатический, ортостатический, гипокапнический и другие виды коллапса.

Морфология коллапса характеризуется бледностью кожных покровов, сухостью слизистых оболочек, венозным полнокровием печени, почек, селезенки, жидкой темной кровью, малокровием полостей сердца, жировой дистрофией паренхиматозных органов, отсутствием отека легких.

ШОК

Шок - крайне тяжелое состояние организма, возникающее под действием сверхсильных, экстремальных факторов, характеризующееся прогрессирующим расстройством жизнедеятельности организма, в результате нарастающего нарушения функций нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой и других жизненно важных систем. Без проведения экстренных врачебных мероприятий шок приводит к смерти.

Этиология.

Шок вызывается экстремальными факторами большой силы, разрушающими структуры тканей и органов. Наиболее частыми причинами шока являются:

  • различные травмы;
  • массивная кровопотеря;
  • переливание несовместимой крови;
  • попадание в организм аллергенов;
  • острая ишемия или некроз органов - сердца, почек, печени и др.

Виды шока.

В соответствии с причинами выделяют следующие виды шока:

  • травматический (раневой);
  • ожоговый;
  • посттрансфузионный;
  • аллергический (анафилактический);
  • кардиогенный;
  • токсический;
  • психогенный (психический).

В зависимости от тяжести течения шок подразделяют на:

  • шок I степени (легкий);
  • шок II степени (средней тяжести);
  • шок III степени (тяжелый).

Патогенез шока складывается из двух стадий.

Адаптивная или компенсаторная стадия развивается сразу после воздействия чрезвычайного повреждающего фактора, когда активируются неспецифические адаптивные реакции.

Вторая стадия шока - стадия дезадаптации, или декомпенсации, развивается, если адаптивные процессы оказываются недостаточными, и характеризуется:

  • истощением и срывом адаптивных реакций организма;
  • прогрессирующим снижением эффективности нейроэндокринной регуляции;
  • развитием нарастающей недостаточности органов и систем.

ОСОБЕННОСТИ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ ШОКА

Травматический шок.

Причина - массивное повреждение органов, мягких тканей и костей, в основном механического характера. Как правило, травма тканей сочетается с кровопотерей и нередко инфицированием раны.

Патогенез и проявления.

Травматический шок характеризуется значительной болевой афферентацией в связи с повреждением находящихся в тканях нервных стволов, узлов и сплетений. Его патогенез складывается из двух указанных выше стадий - компенсации, которая коррелирует с масштабом и степенью травмы, и декомпенсации.

Исход.

Нарушения в организме при отсутствии врачебной помощи усиливают друг друга и могут привести к смерти.

Ожоговый шок.

Причина - обширный ожог кожи (более 25 % ее поверхности) II или III степени.

Патогенез и проявления.

Основные звенья механизма ожогового и травматического шока сходны. Вместе с тем ожоговый шок имеет ряд особенностей. К числу наиболее важных следует отнести следующие:

  • значительная болевая афферентация от обожженной кожи и мягких тканей;
  • сравнительно короткая стадия компенсации, часто переходящая в стадию декомпенсации еще до оказания первой врачебной помощи;
  • выраженная дегидратация организма в результате массивной потери плазмы крови;
  • сгущение крови, расстройства микроциркуляции, развитие феномена сладжа, тромбообразования;
  • выраженная интоксикация организма продуктами денатурации белка и протеолиза, избытком биологически активных веществ, образующихся при повреждении тканей (кининов, биогенных аминов, полипептидов, ионов и др.). а также экзо- и эндотоксинами микробов;
  • частое поражение почек, обусловленное нарушением их кровоснабжения и массированным гемолизом эритроцитов;
  • прогрессирующее угнетение иммунной системы и аутоагрессия вследствие интоксикации организма.

Анафилактический (аллергический) шок.

Причины - действие различных аллергенов.

Наиболее часто это:

  • лекарственные средства, вводимые парентерально - содержащие белок сыворотки и вакцины, а также цельная кровь; препараты, играющие роль гаптенов, - многие антибиотики, препараты йода, брома и др.;
  • иногруппная кровь или ее компоненты, вводимые парентерально;
  • яды насекомых, птиц и животных, попадающие в организм.

Патогенез.

Для анафилактического шока характерно интенсивное начало, обычно быстро преходящая стадия компенсации и прогрессирующая декомпенсация.

Морфология шока.

Помимо травм, ожогов, отеков, которые вызывают шок, в организме развивается морфологическая картина шока. Она складывается из развития ДВС-синдрома, «шоковых почек», «шоковых легких» и гипоксических изменений.

ДВС-синдром, когда просветы сосудов микроциркуляторного русла, в первую очередь капилляров и венул, почек, легких, сердца, головного мозга и других органов закрываются фибриновыми тромбами. При этом резко нарушается микроциркуляторное кровообращение и развивается острая гипоксия, сопровождающаяся резким повышением сосудистой проницаемости и развитием острого отека органов, в том числе головного мозга и легких.

Развитие «шоковых почек» является компенсаторной реакцией на нарушение кровообращения и падение артериального давления. При этом рефлекторно происходит сброс крови из коры почек в мозговое вещество и возникает острая ишемия юкстагломерулярного аппарата клубочков почек, в кровь поступает ренин и другие гипертензивные вещества. Они вызывают спазм артериол и повышение артериального давления, что необходимо для уменьшения степени гипоксии и обеспечения функции сердца и головного мозга. Почки при этом имеют характерный вид - светло-желтая ишемизированная кора и темно-красное, переполненное кровью мозговое вещество. Однако если ишемия коры почек продолжается достаточно долго, то кора некритизируется, развиваются некротический невроз, уремия, от которой больные и погибают.

Развитие «шоковых легких» отражает динамику ДВС-синдрома в легких, где выявляются фибриновые тромбы большого количества легочных капилляров, периваскулярные кровоизлияния в ткани легких, ателектазы и развитие дистресс-синдрома.

Гипоксические изменения, которые вызывают резкую жировую дистрофию паренхиматозных органов, сохраняются и в период реконвалесценции (выздоровления).

КОМА

Кома - крайне тяжелое состояние организма, возникающее в результате действия различных повреждающих факторов и характеризующееся глубоким угнетением нервной деятельности, потерей сознания, гипо- и арефлексией, недостаточностью функций органов и систем организма.

Причинами комы являются следующие факторы:

Экзогенные факторы чрезвычайной силы или токсичности.

К ним относятся:

  • травмирующие факторы, как правило, головной мозг;
  • термические воздействия - перегревание, солнечный удар, переохлаждение и т. п.;
  • значительные колебания барометрического давления;
  • токсины - алкоголь и его суррогаты, этиленгликоль, токсические дозы наркотиков, седативных средств, барбитуратов и др.;
  • инфекционные агенты - вирусы, микробы, особенно возбудители малярии, сыпного и брюшного тифа;
  • экзогенная гипоксия и аноксия.

Эндогенные факторы, которые возникают при неблагоприятном течении различных болезней и болезненных состояний, - ишемия, инсульт, опухоль мозга, дыхательная недостаточность, патология системы крови, печеночная и почечная недостаточность и др.

Виды комы.

По происхождению комы дифференцируют на:

  • эндогенные, обусловленные патологическими процессами в организме;
  • экзогенные, вызванные патогенными агентами внешней среды;
  • первичные, или церебральные, развивающиеся в результате непосредственного повреждения мозга;
  • вторичные, обусловленные нарушением функции органов и тканей, вторично приводящими к альтерации мозга, например кома при сахарном диабете, уремии, печеночной недостаточности и т. п.

Патогенез комы.

Вне зависимости от специфики вызвавших коматозные состояния причин механизм их развития включает несколько общих ключевых звеньев:

Степень тяжести комы определяется по специальной шкале, оценивающей в баллах степень расстройства сознания. Выделяют три степени тяжести комы:

  • тяжелую, с реальной угрозой смертельного исхода;
  • выраженную, с грубыми расстройствами функций, угрожающими жизни;
  • легкую, обратимую

Общие проявления коматозных состояний приведены в табл. 3 . Они обусловлены главным образом нарушением функций нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, печени, почек, а также системы крови.

Экстремальные факторы зачастую оказывают отрицательное влияние на состояние здоровья лиц, выполняющих оперативные задачи . Наиболее наглядными проявлениями являются нервно-психические дизадаптивные расстройства . Зачастую они приводят к осложениям: от функциональных сдвигов (физического и психоэмоционального переутомления, бессонницы, раздражительности, тревожности) до пред- или патологических нарушений. В основе и тех, и других изменений лежат нарушения адаптационно-приспособительной деятельности организма . Такая реакция организма расценивается как «профессиональный стресс» .

Одним из наиболее часто встречающихся форм психических нарушений являются посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР). При ПТСР характерными признаками являются нарушения вегетативной системы, которые постепенно переходят в психофизиологические изменения на невротическом уровне с переходом в соматическую патологию. Согласно исследованиям, ПТСР развиваются у более 30% участников активных боевых действий, кроме того, участники испытывают значительные сложности социальной адаптации в мирной жизни и требуют пристального внимания и помощи медико-социальных служб. При этом число таких военнослужащих, нуждающихся в медико-психоневрологической помощи, в последние годы увеличивается .

Экстремальные факторы влияют и на другие органы и системы органов. Патология центральной нервной системы, как правило, обусловлена травматическими воздействиями. Частыми нарушениями у сотрудников силовых ведомств являются различные сенсорные расстройства .

Исследования показали, что у участников вооруженных конфликтов расстройства регуляторных функций выявляются, прежде всего, со стороны вегетативной нервной системы (ВНС) и приводят к развитию вегетативно-психических, вегетативно-соматических и вегетативно-висцеральных расстройств. Изменения тонуса центров ВНС приводят к нарушению процессов адаптации на различных уровнях, неустойчивости к физической нагрузке. Эти перестройки формируют психофизиологические особенности военнослужащих .

Также среди военнослужащих значительно чаще выявляется патология сердечнососудистой и дыхательной систем. Воздействие стрессогенных факторов формирует развитие артериальной гипертензии. В условиях локального вооруженного конфликта наблюдается увеличение заболеваемости гипертонической болезнью. У комбатантов частота артериальной гипертензии возрастает в одинаковой степени, как у лиц молодого возраста, так и в старшей возрастной группе. Характерным признаком нарушений работы сердечнососудистой системы является вовлечение сердца в патологический процесс .

У сотрудников силовых ведомств нарушение обмена веществ выявляется значительно чаще в сравнении с людьми менее экстремальных профессий. У них наблюдается высокий процент дисбаланса как показателей липидного обмена, так и отклонения параметров углеводного обмена. Следует отметить, что эти изменения не связаны с поражениями органов и систем. У значительной части военнослужащих выявлены нарушения электролитного обмена в виде гипокалиемии. Также доказано, что в этих условиях происходят значительные изменения вязкости крови, агрегации форменных элементов крови, индекса деформируемости эритроцитов с формированием коронарного синдрома. Со стороны сердечно-легочной системы определяются явления сердечно-дыхательного дисхронизма .

Психоэмоциональное напряжение, обусловленное стрессовыми ситуациями, предполагает наличие прямой связи с нарушениями репродуктивной функции в виде половых дисфункций . Высокий уровень заболеваемости простатитом, гиперплазия предстательной железы, эректильные расстройства, а также низкая мотивация к созданию семьи, отсутствие желания иметь детей, низкий уровень знаний по профилактике инфекций, передаваемых половым путем.

При воздействии на организм стрессорных факторов различной природы возникают изменения иммунной системы. Во время командировки в районы боевых действий существенно увеличивается содержание иммунокомпетентных клеток с их активацией и усиленной секрецией цитокинов, аларминов. Такое состояние напряжения иммунной системы у военнослужащих сохраняются в течение 6 месяцев по возвращении к мирной жизни .

Эндокринной системе отводится одна из ведущих ролей в формировании регуляции механизма компенсации на различные экстремальные факторы, воздействующие на организм. Однократное или кратковременное воздействие нервно-психических факторов, как правило, не приводит к стабильной перестройке механизмов регуляции гомеостаза, тогда как длительный и многократный стресс может являться основой стрессиндуцированного развития патологии .

Интенсивность и продолжительность физической нагрузки в сочетании с другими экстремальными факторами формирует определенную динамику гормонов, ответственных за обеспечение реагирования организма военнослужащего на стрессорные воздействия.

Не менее важным фактором, приводящим к изменениям функционирования регуляторных систем орга­низма, является смена среды обитания. На каждой территории присутствуют определенные климатогеографические особенности, которые формируют биоритмику жизнедеятельности организма. Физиоло­гическая функция каждого органа зависит от обусловленных внешней средой биоритмов .

При смене территории обитания в регуляторных системах организма происходят адаптивные перестройки, направленные на приспособление к изменившимся природным условиям окружающей среды, для обеспечения адекватного жизненного процесса .

Специфика профессиональной деятельности сотрудников связана с многочисленными командировками в «горячие точки» страны. Зачастую район боевых действий находится на значительном расстоянии от места постоянной дислокации личного состава. Предположим, что отправная точка располагается в северных широтах, а время отправки – февраль – период времени, соответствующий разгару зимы с короткой световой и продолжительной ночной фазами дня. В «горячей точке» (как правило, это южные районы РФ) в это время внешние природные процессы соответствуют, как минимум, весеннему периоду на севере, т.е. на 1,5-2 месяца позже .

Таким образом, у комбатантов в дополнение к многочисленным факторам, приводящим к напряжению регуляторных систем (боевой стресс, психоэмоциональная, физическая нагрузка, стесненные социально-бытовые условия) значительный вклад вносит нарушение привычной биоритмики жизненных процессов, связанных с перемещением и длительным пребыванием на отличающуюся территорию. Все эти факторы в совокупности требуют срочного включения механизмов адаптации организма с мобилизацией и перераспределением резервных возможностей организма для обеспечения комфортного пребывания в новых условиях.


Библиографический список

  1. Кубасов Р.В. Медицинские аспекты профессиональной безопасности участников локальных вооруженных конфликтов / Р.В. Кубасов, Ю.Е. Барачевский, В.В. Лупачев // Национальная безопасность и стратегическое планирование. – 2014. – Вып. 2, № 6.– С. 91-94.
  2. Апчел А.В. Влияние профессиональной нагрузки на секрецию адренокортикотропного гормона и кортизола у сотрудников органов внутренних дел // Медицинский вестник МВД. – 2015. – № 4 (77). – С. 56-58.
  3. Лупачев В.В., Юрьева М.Ю., Кубасов Р.В. Изменения общих сывороточных иммуноглобулинов и показателей сердечнососудистой системы у моряков в динамике Арктического рейса//Мир науки, культуры, образования. -2013. -№ 3 (40). -С. 383-385.
  4. Кубасов Р.В. Состояние гипофизарно-тиреоидной системы регуляции у военнослужащих при различных уровнях профессиональной напряженности / Р.В. Кубасов, Ю.Ю. Юрьев, Ю.Е. Барачевский // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – № 5. – С. 445-447.
  5. Gorbachev A.L. The iodine value in hair as a marker of iodine status of organism // A.L. Gorbachev, A.V. Skalny, M.G. Skalnaya, A.R. Grabeklis, R.V. Koubassov, Lomakin Y.V. // 3rd Int. Symposium FESTEM. –Santiago De Compostela,Spain, 2007. P. 58. (Quimica Clinica: 2007; 26 (S1). Spec. Suppl.)
  6. Кубасов Р.В. Содержание кортизола и изменения артериального давления у военнослужащих при различных уровнях профессиональной напряженности / Р.В. Кубасов, Ю.Ю. Юрьев, Ю.Е. Барачевский // Военно-медицинский журнал. – 2012. – № 5. – С. 59-60.
  7. Большаков А.А., Косова И.В., Буюклинская О.В. Оценка результативности системы менеджмента // Ремедиум. 2015. № 7-8. С. 61-65.
  8. Koubassov R. Hypophysis-thyroid regulation features at different professional law-enforcement officer groups / R.Koubassov, Yu. Barachevsky, Yu. Yuriev // International Journal of Collaborative Research on Internal Medicine & Public Health (IJCRIMPH). – 2012. – Vol. 4, No 5. – P. 707-712.
  9. Дёмин Д.Б. Зависимость ЭЭГ-характеристик от тиреоидного статуса у подростков Архангельской области и Ненецкого автономного округа // Экология человека. – 2013. – № 4. – С. 43-48.
  10. Koubassov R. Thyroid hormones status features at different professional law-enforcement officer groups / R. Koubassov, Yu. Barachevsky, Yu. Yuriev // Abstract collection of 5-th International Online Medical Conference (IOMC 2012). –USA, 2012. – P. 68-69.
  11. Кубасов Р.В. Проблемы профессиональной безопасности сотрудников силовых ведомств – участников локальных вооруженных конфликтов / Р.В. Кубасов, Ю.Е. Барачевский, В.В. Лупачев // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. – 2014. – № 1. – С. 39-46.
  12. Дёмин Д.Б., Поскотинова Л.В. Физиологические основы методов функционального биоуправления // Экология человека. – 2014. – № 9. – С. 48-59.
  13. Горелов А.В. Взаимосвязи между содержанием в сыворотке крови витаминов и гормонов системы гипофиз – половые железы у детей Европейского Севера / А.В. Горелов, Р.В. Кубасов, Ф.А. Бичкаева, Л.П. Жилина // Экология человека. – 2009. – № 7. – С. 24-26.
  14. Кубасов Р.В. Изменения содержания гормонов надпочечников у сотрудников правопорядка г. Архангельска, выполняющих служебные обязанности экстремальных условиях командировки в “горячие точки” / Р.В. Кубасов, Ю.Е. Барачевский, С.А. Стукова // Вестник уральской медицинской академической науки. – 2014. – Т. 48, № 2.– С. 65-67.
  15. Поскотинова Л.В., Шевченко О.E., Демин Д.Б., Кривоногова Е.В. Содержание интерлейкина 6 и интерлейкина 10 при различных типах организации биоэлектрической активности головного мозга у подростков 15-17 лет // Экология человека. – 2010. – № 5. – С. 46-50.
  16. Кубасов Р.В. Уровни содержания адреналина и норадреналина в организме сотрудников правоохранительных органов при различной степени напряженности из профессиональной деятельности / Р.В. Кубасов, Ю.Е. Барачевский // Медицина катастроф. – 2014. – №. 3. – С. 32-34 .
  17. Koubassov R.V. Adrenocorticotropic Hormone and Cortisol Secretion Changes among Law Enforcement Personnel During a Mission to the Areas of Local Armed Conflict / R.V. Koubassov, Y.E. Barachevsky, V.V. Lupachev // International Journal of Biomedicine. – Vol. 4, No. 2. – 2014. – P. 76-78.
  18. Хлопина И.А., Шацова Е.Н., Лупачев В.В., Чернозёмова А.В., Кубасов Р.В. Характеристика диастолической функции левого желудочка у больных после аортокоронарного шунтирования // Вестник РАМН. – 2015 – № 2, Т. 70. – С. 196-202.
  19. Бичкаева Ф.А., Годовых Т.В., Третьякова Т.В Соотношение гуморальных факторов естественного иммунитета и показателей липидного обмена у детей-аборигенов Северо-востока России // Экология человека. – 2010. – №. 5 – С 17-19.
  20. Кубасов Р.В. Функциональные изменения гипофизарно-гонадного и тиреоидного эндокринных звеньев ответ на стрессовые факторы / Р.В. Кубасов, Ю.Е. Барачевский, В.В. Лупачев // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 10, ч. 5.– С. 1010-1014.
  21. Кубасов Р.В. Гормональные изменения в ответ на экстремальные воздействия внешней среды / Р.В. Кубасов // Вестник РАМН. – 2014. – № 9-10. – С. 102-109.
  22. Gorbachev A.L. Bioelement effects to thyroid gland at children living in iodine-adequate territory / A.L. Gorbachev, A.V. Skalny, R.V. Koubassov, M. Skalnaya, A. Grabeklis, Y. Lomakin, A. Pliss // Микроэлементы в медицине. – 2007. – Т.8., Вып.3. – с. 37-40.
  23. Кубасов Р.В. Гипофизарно-надпочечниковая и тиреоидная секреция у сотрудников МВД при различных уровнях профессиональной напряженности / Р.В. Кубасов, Ю.Е. Барачевский, А.М. Иванов // Вестник РАМН. – 2015. – № 1-2. – С. 36-40.
  24. Кубасов Р.В. Симпатоадреналовая и гипофизарно-надпочечниковая активность у сотрудников МВД России при различных уровнях профессиональной напряженности / Р.В. Кубасов, Ю.Е. Барачевский, А.М. Иванов, Е.Д. Кубасова // Экология человека. – 2015. – №. 6. – С. 9-14.
  25. Кубасов Р.В. Влияние экстремальных факторов военной службы на адаптационные возможности сотрудников силовых ведомств // Р.В. Кубасов, Ю.Е. Барачевский, Е.Н. Сибилева, А.В. Апчел, А.М. Иванов, В.А. Сидоренко // Вестник Российской Военно-медицинской академии. – 2015 – № 2, Т. 50. – С. 217-223.
  26. Кубасов Р.В. Изменения гормонального статуса у военнослужащих при командировке в зону локального вооруженного конфликта / Р.В. Кубасов, Ю.Е. Барачевский, А.М. Иванов, В.В. Лупачев // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Медико-биологические науки». – 2016. – № 1. – С. 42-50.
  27. Дёмин Д.Б. Оценка полиграфических реакций при биоуправлении параметрами ритма сердца у подростков с разными вариантами вегетативного статуса // Вестник Российской академии медицинских наук. – 2012. – № 2. – С. 11-15.
  28. Koubassov R.V. Steroid Regulatory Function at Different Professional Law-Enforcement Officer Groups in Dependence from Professional Load / R.V. Koubassov, Y.E. Barachevsky, V.V. Lupachev, E.N. Sibileva // American Journal of Clinical and Experimental Medicine. – 2013. – Vol. 1, No. 3. – P. 44-47.
  29. Koubassov R.V. Variations in adrenal hormones in law enforcement servicemen during a mission to local armed conflict / R.V. Koubassov, Y.E. Barachevsky // American Journal of Experimental and Clinical Research. – 2014. – Vol. 1, No. 4. – P. 64-67.
  30. Кубасов Р.В., Лупачев В.В., Кубасова Е.Д. Медико-санитарные условия жизнедеятельности экипажа на борту морского судна (обзор литературы) // Медицина труда и промышленная экология. – 2016. – № 6. – С. 43-46.
  31. Третьякова Т.В. Взаимоотношения между содержанием в сыворотке крови токоферола, ретинола и гормонами репродуктивной системы у детей / Т.В. Третьякова, Р.В. Кубасов, О.С. Власова и др. // Клиническая и лабораторная диагностика. – 2009. – №. 12 – С. 11-14.
Количество просмотров публикации: Please wait

Стрессы входят в первую десятку причин, вызывающих болезни.

Неправильно думать, что стресс вызывается только неприятными событиями. Чрезмерная радость также может привести к состоянию стресса. Например, стресс от успешной сдачи сессии может вызывать в организме такие же изменения, как стресс, вызванный сильным испугом.

Наиболее болезненным и опасным является травматический стресс, который наступает в результате таких опасных для жизни событий, как войны, стихийные бедствия, автокатастрофы, криминальное насилие и т.д.

Существует несколько определений стресса:

  • 1. Как стимул: стресс может рассматриваться как характеристика окружающей среды (нехватка времени, нездоровая обстановка на работе и т.д.).
  • 2. Как реакция: стресс рассматривается как состояние психического напряжения, возникающее в ответ на сложные обстоятельства.
  • 3. Отсутствие равновесия в отношениях между человеком и окружающей обстановкой (модель взаимодействия для стрессовой ситуации). Человек испытывает стресс, когда предполагаемые требования обстановки становятся более высокими, чем предполагаемая способность удовлетворять эти требования.

Наиболее общей концепцией, рассматривающей механизмы реагирования организма на опасность на всех уровнях, является концепция стресса, разработанная Г. Селье. Согласно этой концепции, общий адаптационный синдром есть универсальная реакция на любое предъявленное организму требование, обусловливающая его напряжение (стресс), направленное на преодоление трудностей и приспособление к возросшим требованиям.

Селье выделяет три фазы общего адаптационного синдрома:

  • - Реакция тревоги, отражающую мобилизацию всех ресурсов организма.
  • - Фазу сопротивления, при которой в связи с произошедшей мобилизацией организм противостоит вызвавшим стресс воздействиям, эффективно поддерживая гомеостаз без заметного ущерба для здоровья.
  • - Фазу истощения, в которой слишком длительная или интенсивная борьба с повреждающим фактором приводит к дистрессу - срыву адаптации и развитию патологических процессов и заболеваний.

При стрессе происходит интенсивный расход энергии и функциональных резервов организма.

При единстве механизмов общего адаптационного синдрома его проявления могут быть различными в зависимости от интенсивности, длительности и характера действия повреждающего фактора.

Формой стресса, играющей важнейшее значение в адаптации человека, является эмоциональный (психический) стресс.

Различают два вида стресса:

  • 1. Системный (физиологический) стресс.
  • 2. Психический (эмоциональный) стресс.

Эмоциональный стресс выступает как ответ организма на внутренние и внешние процессы, который напрягает физиологические и психологические способности до степени близких к пределу или их превышающих.

Различия между упомянутыми видами стресса объясняются:

  • - при физиологическом стрессе - непосредственным воздействием неблагоприятных факторов на организм.
  • - при психическом стрессе - включением сложной иерархии психических процессов, опосредующих влияние стрессогенной ситуации, при которой прямого повреждающего воздействия на организм может и не быть.

Необходимым условием возникновения психического стресса является восприятие угрозы (эмоциональный стресс не возникает, как опасная), а восприятие ситуации как угрожающей связано с когнитивными (познавательными) процессами, с особенностями личности (тревожность, эмоциональная устойчивость и др.).

Обязательным атрибутом эмоционального стресса, сигналом, указывающим на недостаточность функциональных резервов человека для преодоления угрозы, является тревога. Связывание чувства, тревоги с конкретной угрозой обозначается как страх.

Тревога и страх являются признаками напряжения механизмов психической адаптации, стимулами, активизирующими адаптационные механизмы, заставляющими искать выход из стрессирующей ситуации.

В зависимости от уровня тревоги и страха поведения человек может быть разным. Нарушения психической адаптации могут проявляться в снижении эффективности деятельности, нарушенных межличностных отношений, сужение круга интересов или их уровня.

В случае выраженности этих явлений можно рассматривать как нарушения психического здоровья.

Стресс и его атрибуты (тревога и страх) являются обязательными составляющими функционального состояния людей, находящихся в очагах ЧС и подверженных воздействию тех или иных опасностей.

Возможные психологические симптомы стресса:

чувство, что должно произойти что-то плохое

постоянное беспричинное беспокойство и нервозность

неспособность расслабиться

Депрессия

чувство бессилия или беспомощности

сонливость

ослабление памяти и внимания

Зачастую люди пытаются преодолеть последствия стресса, прибегая к алкоголю или лекарственным препаратам, но, принося временное облегчение, эти средства лишь ухудшают общее состояние. Если человек постоянно испытываете какие-то из вышеперечисленных симптомов или замечает за собой привычку бороться со стрессом при помощи алкоголя, ему возможно необходимо обратиться за помощью к психиатру или психологу. Также существуют различные заблуждения, связанные со стрессом.

Стресс влияет лишь на психику, не причиняя вреда физическому состоянию. Оказывая влияние на психику, стресс воздействует на организм в целом. Например, гипертоническая болезнь, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки часто являются следствием стрессов. Существует понятие «психосоматические заболевания», под которыми понимаются вполне реальные «физические» болезни.

Истерика.

Нервная дрожь.

Двигательное возбуждение.

Агрессия.

» Ступор,

Насилие и др.

Пла ч

Плач можно отнести к реакциям, которые позволяют дать выход негативным эмоциям. Реакцию плача можно рассматривать как нормальную и даже желательную в ситуациях потери близкого человека, потерн жилья, дома. Проявление реакции плача является симптомом переработки негативных эмоции, поэтому крайне важно дать реакции плача состояться.

Признаки

Человек уже плачет или готов разрыдаться; подрагивают губы; наблюдается ощущение подавленности; в отличие от истерики - нет возбуждения в поведении.

Помощь "

В ситуации, когда у пострадавшего начинается реакция плача, крайне важным является дать человеку поддержку на рациональном, вербальном к телесном уровнях. Нежелательно оставлять пострадавшего одного, если невозможно оказать такому человеку профессиональную помощь, необходимо позаботиться о том, чтобы рядом с ним кто-то находился, желательно, чтобы это был близкий или знакомый человек. Можно и желательно использовать физический контакт с пострадавшим (взять за руку; положить свою руку на плечо или спину, погладить по голове); это поможет человеку почувствовать, что кто-то рядом, что он не один.

Применение приемов ((активного слушания» помогает присоединиться к человеку на вербальном уровне, что обеспечивает возможность состояться реакции плача, выплеснуть свое горе. Периодически произносите «угу», «ага», «да», кивайте головой т.е. подтверждайте, что слушаете и сочувствуете. Повторяйте за человеком отрывки фраз, в которых он выражает свои чувства. Говорите о своих чувствах и чувствах пострадавшего. Не задавайте вопросов не давайте советов.

Если человек сдерживает слезы, то эмоциональной разрядки, облегчения не происходит. Если это продолжается достаточно долго, то может повредить физическому и психологическому здоровью человека.

Истерика

Признаки

Сохраняется сознание, но почти невозможен контакт; чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы; речь эмоционально насыщенная, быстрая; крики, рыдания.

Помощь

Удалите зрителей, создайте спокойную обстановку. Если это не опасно, останьтесь с пострадавшим наедине. Неожиданно совершите действие, которое может остановить истерику (можно дать пощечину, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на пострадавшего). Говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным тоном («выпей воды», «умойся»),

После истерики наступает упадок сил. Уложите пострадавшего спать. До прибытия специалиста наблюдайте за его состоянием. Не потакайте желаниям пострадавшего.

Нервная дрожь

Часто можно наблюдать такую картину - человек, только что переживший аварию, нападение или ставший свидетелем происшествия, сильно дрожит. Это неконтролируемая нервная дрожь - так тело «сбрасывает» напряжение. Если эту реакцию остановить, то напряжение останется в теле и может стать причиной мышечных болей и Других болезней.

Признаки

Дрожь начинается внезапно сразу после инцидента или спустя короткое время; появляется сильное дрожание всего тела или отдельных его частей (человек не может удержать в руках мелкие предметы, зажечь сигарету).

Помощь

Нужно усилить его дрожь; для этого возьмите пострадавшего за плечи, сильно и резко потрясите в течение 10 - 15 секунд. Во время этого приема разговаривайте с ним, иначе человек может воспринять ваши действия как нападение.

Неверно обнимать или прижимать пострадавшего к себе, укрывать его, успокаивать, говорить, чтобы взял себя в руки.

Страх

Ребенок просыпается ночью оттого, что ему приснился кошмар. Человек, переживший землетрясение, не может зайти в свою уцелевшую квартиру. Однажды попал в катастрофу, человек не садится за руль. Все это - страх.

Признаки

Напряжение мышц (особенно лицевых), сильное сердцебиение, учащенное поверхностное дыхание, сниженный контроль собственного поведения; панический страх и ужас могут побудить к бегству, вызывать оцепенение, агрессивное поведение; при этом человек плохо контролирует, что он делает и что происходит вокруг.

Помощь

Помните, что страх может быть полезным, когда помогает избежать опасности (страшно ходить ночью по темньм улицам). Поэтому бороться со страхом нужно тогда, когда он мешает жить нормальной жизнью (ребенок боится чудовищ, которые живут под кроватью; человек, переживший насилие, боится входить в свой подъезд).

Чтобы помочь человеку - положите его руку себе на запястье. чтобы он ощутил ваш спокойный пульс; это сигнал - «Я сейчас рядом, ты не один». Дышите глубоко и ровно. Побуждайте пострадавшего дышать в одном с вами ритме. Сделайте пострадавшему легкий массаж наиболее напряженных мышц тела.

Если пострадавший говорит, слушайте его, выказывайте заинтересованность, понимание, сочувствие. Используйте отвлекающие занятия, не требующие сложных интеллектуальных действий.

Предложите человеку найти образ своего страха, добейтесь детального описания, попросите спроецировать его на воображаемый экран («На что похож твой страх? Какого он цвета, формы, движется или нет?» и т.п.). Попросите увеличить в размерах (или приблизить) этот образ, я затем уменьшить (или удалить) его; это позволит пострадавшему почувствовать контроль над собственным страхом. («Попробуй увеличить свой образ на 1%, теперь уменьши на 2% и т.д.).

Попросите пострадавшего найти место в теле, где в данный момент «находится» страх. Помогите человеку проговорить телесные ощущения, вызываемые страхом. Попросите найти и описать противоположное страху ощущение в теле («Что противоположно напряжению?», «Где это ощущается в теле?»). После детального описания вернитесь в место расположение страха в теле н спросите о том, что изменилось в ощущениях, «Путешествуйте» от телесных ощущений страха к ресурсным, положительным переживаниям до тех пор, пока последние не станут незначительными.

С детьми используйте технику вынесения образа страха вовне (т.е. рисунка, фигуры из пластилина или глины). Спросите, что ребенок хотел бы сделать со своим страхом (порвать, скомкать, сжечь, спрятать); после этого проделайте желаемое вместе с ребенком.

Эти несложные приемы могут помочь справиться с неприятным переживанием страха.

Двигательное возбуждение

Иногда потрясение от критической ситуации настолько сильное, что человек просто перестает понимать, что происходит вокруг него. он не понимает - где враги, а где помощники, где опасность, а где спасение. Единственное, что он может делать, - это двигаться. Движения могут быть совсем простые («Побежал, а когда пришел В себя, оказалось, что я не знаю, где нахожусь») или достаточно сложные («Я то-то делал, с кем-то разговаривал, куда-то бежал, но ничего не могу вспомнить»).

Признаки

Движения резкие, часто бесцельные и бессмысленные действия, ненормально громкая речь; часто отсутствует реакция на окружающих; опасность причинения вреда себе и другим.

Помощь

Необходимо удержать человека с помощью приема «захват» - находясь сзади, просуньте свои руки подмышки пострадавшему, прижмите его к себе и слегка опрокиньте на себя; изолируйте пострадавшего от окружающих; массируйте ему позитивные точки; говори-спокойным голосом, не спорьте, в разговоре избегайте фраз с частицей «не».

Агрессия

Каждый человек переживает критическую ситуацию по-своему - кто - .то цепенеет, кто-то бежит, а кто-то начинает злиться. Проявление злобы или агрессии может сохраняться достаточно длительное время (будет мешать самому пострадавшему и окружающим/

Признаки

Раздражение, недовольство, гнев (по любому, даже незначительному поводу); нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметами; словесное оскорбление, брань; мышечное напряжение; увеличение кровяного давления.

Помощь

Сведите к минимуму количество окружающих. -

Дайте пострадавшему возможность «выпустить пар» (например, выговориться или «избить» подушку).

Поручите работу, связанную с высокой физической нагрузкой Демонстрируйте благожелательность.

Старайтесь разрядить обстановку смешными комментариями или действиями.

Агрессия может быть погашена страхом наказания - если нет цели получить выгоду от агрессивного поведения, если наказание строгое и вероятность его осуществления велика. Если агрессию вызывает какой-либо человек - (начальник, знакомый, сослуживец), то можно применить несколько несложных приемов:

  • - предложите визуализировать его («Представь этого человека сконцентрируйся на его одежде, голосе, манере поведениям),
  • - предложите проделать следующие действия с неприятным образом - уменьшить в размерах, одеть в смешную одежду, пририсовать усы и т.п.

Другой вариант. После того, как представлен в мельчайших деталях облик человека, вызывающего агрессию, попросите вспомнить какое-нибудь место, где было очень хорошо, спокойно, уютно, предложите поместить неприятный образ на яркую картинку такого места, попросите постепенно уменьшить негативный образ до маленького пятнышка.

Попробуйте разные варианты. Попросите опять вспомнить образ «плохого» человека и ситуацию, которая вызвала агрессию. Делайте это до тех пор, пока образ не будет вызывать резко негативных эмоций.

Ступор

Человек неподвижен, сидит в одной позе и ни на что не реагирует, он как бы «оцепенел от горя». Так проявляется ступор - одна из самых сильных защитных реакций организма. Это происходит тогда, когда человек затратил столько энергии на выживание, что сил на любое взаимодействие с окружающим миром уже нет.

Признаки

Резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи, отсутствие реакций на внешние раздражители (шум, свет, прикосновение, боль), «застывание» а определенной позе, оцепенение, состояние полной неподвижности; возможно напряжение отдельных групп мышц.

Помощь

Согните пострадавшему пальцы на обеих руках и прижмите их к основанию ладони, большие пальцы должны быть выставлены наружу. Массируйте пострадавшему кончиками большого и указательного пальцев точки, расположенные на лбу над глазами, ровно посредине между линией роста волос и бровями. Ладонь свободной руки положите на грудь пострадавшего. Подстройте свое дыхание под ритм его дыхания.

Человек в таком состоянии может слышать и видеть, поэтому говорите ему на ухо тихо, медленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше - негативные).

Важно любыми средствами добиться реакции пострадавшего, вывести его из оцепенения.

Апатия

Непреодолимая усталость. Любое движение, слово дается с огромным трудом, В душе равнодушие и безразличие - нет сил даже на эмоции.

Признаки

Безразличное отношение к окружающему, вялость, заторможенность, речь медленная, с большими паузами.

Помощь

Поговорите с пострадавшим. Задайте ему несколько простых вопросов (Как тебя зовут? Как ты себя чувствуешь? Хочешь есть?).

Проводите пострадавшего к месту отдыха, помогите удобно устроиться (обязательно снять обувь), возьмите за руку или положите свою руку ему на лоб. Дайте человеку возможность поспать или полежать.

Если нет возможности отдохнуть (происшествие на улице, в общественном транспорте, ожидание окончания операции в больнице) - поговорите с пострадавшим, вовлеките его в любую совместную деятельность (прогуляться, выпить чая или кофе, помочь окружающим, нуждающимся а помощи).

Насилие, связанное с угрозой для жизни (помощь взрослому)

К подобным ситуациям относятся захват террористами, ограбление, разбойное нападение.

За короткое время происходит столкновение с реальной угрозой Смерти (в обыденной жизни психика создает защиту в виде иллюзий, позволяющих воспринимать смерть как далекое и нереальное событие.

Даже если человек не подвергся физическому насилию, он нее равно получил сильнейшую психическую травму. Меняется образ мира, действительность представляется наполненной роковыми случайностями. Человек начинает делить свою жизнь на две части - до события и после него. У него возникает ощущение, что окружающие не могут понять его чувств и переживаний.

Помощь

Дайте возможность человеку выразить чувства, связанные с пережитыми событиями в беседе; если он отказывается от беседы, предложите описать произошедшее событие и свои ощущения в дневнике или а виде рассказа.

Покажите человеку, что даже в связи с самым ужасным событием можно сделать выводы, полезные для дальнейшей жизни (пусть человек сам поразмышляет над тем опытом, который он приобрел в ходе жизненных испытаний).

Дайте человеку возможность общаться с людьми, которые с ним пережили трагическую ситуацию (обмен номерами телефонов участников события).

Не позволяйте пострадавшему играть роль «жертвы», т.е. использовать пережитое трагическое событие для получения выгоды («Я не могу ничего делать, ведь я пережил такие страшные минуты»),

Насилие., связанное с угрозой для жизни (помощь ребенку)

Ребенок пережил насилие по отношению к себе или членам семьи, стал свидетелем нанесения увечий другим людям.

Ребенок переживает такие же сильные чувства, что и взрослый страх повторения события, разрушение иллюзии справедливости мира, беспомощность). Прямое насилие над ребенком может оказаться слишком трудным, непереносимым для него, что выражается в молчании и оцепенении.

У ребенка может зафиксироваться в памяти картина события. Он может снова и снова рисовать самые страшные моменты произошедего (изуродованные или раненые люди).

Если ребенок связывает действия преступника с яростью, то теряет веру в то, что взрослые могут справиться с собой; начинает бояться собственных неконтролируемых эмоции, особенно ли у него есть фантазии, связанные с местью.

Ребенок может испытывать чувство вины, т.е. считать причиной бытия свое предшествующее поведение

Ребенок, переживший травматическое событие, не видит дальнейшей жизненной перспективы - не знает, что будет с ними через день, месяц, год; теряет интерес к ранее увлекательным занятиям. Для ребенка пережитое событие может стать причиной остановки в

личностном развитии.

Помощь

Дайте понять ребенку, что нам важно то, что он пережил; что вы знали других детей, которые тоже через это прошли («Ты не один. Я знаю одного очень смелого, мужественного мальчика, с которым тоже такое случилось»).

Создайте атмосферу безопасности (обнимайте ребенка как можно чаще, разговаривайте с ним, принимайте участие а его играх).

Посмотрите вместе с ребенком хорошие фотографии - это позволит обратиться к ранним образам и смягчить недавнюю травматическую память.

Сводите разговоры о событие с описания деталей на чувства. Помогите ребенку выстроить жизненную перспективу (конкретные цели на конкретные сроки). Повторяйте, что совершенно нормально чувствовать беспомощность. страх, гнев.

Повышайте самооценку ребенка (чаще хвалите его поступки).

Поощряйте игры ребенка с песком, водой, глиной (помогите вынести вовне свои переживания в виде образов).

Не позволяйте ребенку стать тираном, не исполняйте любые его желания из чувства жалости.

Катастрофы, аварии, стихийные бедствии

При катастрофам, стихийных бедствиях, взрывах, авариях можно столкнуться с ситуацией, когда человек изолирован в завале (при взрывах и землетрясениях); из крышах домов, деревьях (при наводнениях); в автомобиле (при ДТП). Этот человек является непосредственной жертвой катастрофы.

Представьте ситуацию: вы находитесь в темной, заваленной мебелью комнате; вы не представляете - где и что находится, и не знаете, как выбраться. Ситуация, в которой находится человек в завале, намного хуже. Можно представить, что в этом случае любая информация является единственной связью с окружающим миром, становится на вес золота. Важным является - что и как нужно говорить.

Говорить в завале необходимо громко, медленно и четко. Сообщите людям информацию о том, что помощь идет, и о правилах поведения - максимальная экономия сил; дыхание медленное, неглубокое, через нос, это позволит экономить кислород в организме и окружающем пространстве; запрет на физические действия по самоосвобождению.

Освобожденным из завала, в первую очередь, оказывается медицинская помощь; психологическая помощь необходима и возможна в том случае, когда уже-оказана медицинская помощь или ее оказание пока невозможна (человек изолирован)

Смертельная болезнь

Отношение человека к тому, что его ожидает, меняется следующим образом:

отрицание - «Нет, не я!»

гнев - ((Почему именно я?»

«торг» - больной вступает в переговоры за продление своей жизни; обещает, например, быть послушным, стать верующим;

депрессия - не задает вопросов, плачет, замыкается в себе;

принятие реальности.

Важно как можно быстрее перейти от отрицания к признанию того что неизбежно, чтобы перестать бояться смерти. Существует укоренившийся стереотип - «бороться со смертью до конца»; однако в действительности необходимо, чтобы человек принял смерть на духовном уровне.

Помощь

Поощряйте мысли об уходе, а не о смерти Разговаривайте с человеком как можно больше; просите, чтобы рассказал о различных эпизодах своей жизни.

Побуждайте задуматься (вспомнить) об успехах, жизненных достижениях.

Не оставляйте человека одного, если он нуждается в поддержке, хочет поговорить.

Осуществите несбывшиеся желания человека (проигрывание в Сражении до мельчайших подробностей ситуации, которая так и не реализовалась).

Если человек еще достаточно активен, не старайтесь ограждать от повседневных забот. Помогите составить план дел, которые бы хотел сделать человек.

Найдите ресурс (занятие, мысли, воспоминания, незаконченное дело) человека, который поможет ему прожить остаток жизни без душевных терзаний.

Тема. Влияние экстремальных факторов на организм человека.

Цель урока: ознакомить учеников с понятием экстремальных факторов, их воздействием на здоровье человека.

Обучающие задачи: закрепить знания учащихся по теме темперамент; объяснить причины трудностей, с которыми сталкиваются люди, осваивающие нетипичные условия существования, ввести понятие экстремальных факторов и дать их классификацию; раскрыть физиологические механизмы, приводящие к терминальным состояниям, при воздействии экстремальных факторов среды на организм человека.

Развивающие: расширять кругозор учащихся, используя сведения из дополнительных источников, развивать коммуникативные умения (работа в малых группах), развивать логическое мышление, используя задания типа «Причинно-следственные связи», «Дополните схему»

Воспитывающие: воспитывать чувство ответственности за своё здоровье, чувство гордости за своих соотечественников, совершивших открытия на благо общества.

Базовые понятия и термины: адаптация, акклиматизация, стресс, экологические факторы, экстремальные факторы, гравитация, статические поля, радиация.

Межпредметные связи: физика, экология, ОБЖ

Оборудование и материалы : компьютер, экран, презентация урока, распечатки дидактического материала для учащихся.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения : объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, мозгового штурма, работы в группах.

Ход урока

    Организация класса и опрос (7 минут)

    Фронтальное тестирование с взаимопроверкой по теме «Темперамент». Приложение №1

    Параллельно задания на карточках. Приложение №2

    Актуализация опорных знаний (7 минут)

Слайд №2

    (на слайде фото экологических факторов. Учитель предлагает понять, что объединяет изображения)

Что такое экологические факторы, их классификация.

Слайд №3

Ответ. Любые факторы среды: абиотические, биотические, антропогенные.

Слайды №4,5

    (на слайде адаптации. Учитель предлагает понять, что объединяет изображения)

Ответ. Адаптации растений и животных.

Слайд №6

Учитель разводит понятие адаптации и акклиматизации, объясняя, что несмотря на различие в проявлении часто их используют как синонимы.

    Адаптация (следствие мутаций)

    Акклиматизация (в ДНК изменений не происходит)

Слайд №7

Учитель приводит пример с горцами. У горцев существует адаптация к условиям высокогорья (повышенное количество эритроцитов и гемоглобина в крови, которое определяется генетически). Человек проживший пол жизни на равнине переехав в горы постепенно акклиматизируется, но изменений в его ДНК не происходит и он не может передать данное приспособление потомству.

Слайд №8, 9,10,11

    Какие системы организма выполняют регуляторную функцию?

Ответ. Регуляторную функцию выполняют: нервная, эндокринная, покровная, кровеносная, пищеварительная, мочевыделительная, лимфатическая, дыхательная.

Слайд №12

    Что понимают под стрессом?

Ответ. В переводе с английского языка «стресс» означает «напряжение». Стресс – это общая неспецифическая нейрогуморальная реакция организма на влияние различных факторов – стрессоров, предъявляющих организму повышенное требование.

Слайд №13

    Какие стадии стресса вам известны?

Тревоги – реакция на выделившиеся гормоны стресса, направленная на подготовку к защите или бегству. В её формировании участвуют гормоны надпочечников (адреналин и норадреналин), иммунная и пищеварительная системы. В этой фазе сопротивляемость организма болезням резко снижается.

Сопротивления (резистентности). Переход стресса в эту стадию происходит, если адаптационные возможности организма позволяют справиться со стрессором. В этой стадии стресса продолжается функционирование организма, практически неотличимое от нормального.

Истощения. При продолжающемся действии стрессоров наступает декомпенсация и тяжелое заболевание, в худшем случае возможна даже смерть.

Слайд №14

    Проблемная ситуация (3 минуты)

Ситуация. У водолаза, работавшего на большой глубине, повредился баллон с дыхательной смесью. Его резко подняли на поверхность и поместили в специальную декомпрессионную камеру (барокамеру), чтобы предотвратить кессонную болезнь.

Слайд №15

Вопросы:

Что такое кессонная болезнь? Что произошло с организмом водолаза в результате резкого подъёма? Каково действие барокамеры?

Слайды №16,17

Ответ: При повышении барометрического давления (погружение), газы переходят из крови в ткани, ткани насыщаются газами. Понижение барометрического давления (особенно резкое) сопровождается значительным переходом растворенных в тканях газов назад в кровь, но эти газы при резком подъеме с глубины на поверхность образуют большое количество газовых пузырьков в крови, растягиваются излишними газами легкие (возможен их разрыв).

    Лекция с элементами эвристической беседы (13 минут)

Слайд №18

Среди факторов среды обитания особо выделяют экстремальные факторы. Это крайние, весьма жесткие условия среды, не ответствующие врожденным и приобретенным свойствам организма. Кроме природных экстремальных условий (низкие и высокие температуры, условия высокогорья и др.), действующих на организм, существуют антропогенные воздействия. К ним относятся вызывающие перегрузки ускорение и невесомость, сильные электрические и магнитные поля, ионизирующая радиация. Человек не в состоянии полностью приспособиться к влиянию таких условий, и это ведет к нарушению жизнедеятельности организма и болезням.

Слайд №19

Гравитация

Говоря простыми словами, гравитация - притяжение между двумя любыми объектами во вселенной. Гравитацию можно определить, зная массу тел и расстояние от одного до другого. Чем сильнее гравитационное поле, тем больше будет вес тела и выше его ускорение.

Слайд №20

Например, на Луне вес космонавта будет в шесть раз меньше, чем на Земле. Сила гравитационного поля зависит от размеров объекта, который оно окружает. Так, лунная сила притяжения в шесть раз ниже земной.

Слайд №21

Впервые обосновал это научно и доказал с помощью математических вычислений ещё в XVII веке Исаак Ньютон.

Слайд №22

Все живые организмы испытывают воздействие земного притяжения (гравитации). При отсутствии силы тяжести такие процессы, как, например, глотание и мочеиспускание, стали бы затруднительными.

Слайд №23

Мы учитываем действие гравитации, когда при кровопотерях укладываем человека в положение «ноги выше головы».

Слайд №24

Сила тяжести оказывает влияние на формирование размеров тела (более мощное развитие костей и мышц характерны для нижней половины тела). Артериальное и венозное давление человека, находящегося в вертикальном положении, выше в верхней половине тела.

Слайд №25

При перемещении человека в пространстве с большим ускорением его организм испытывает перегрузки. Они возникают и при выполнении различных физических упражнений, а также в скоростных лифтах, на транспорте. Наибольших значений перегрузки достигают при полетах на самолетах и космических кораблях. Под влиянием ускорения изменяется дыхание и кровообращение. Некоторые части тела в зависимости от его положения получают недостаточно крови, что приводит к снижению работоспособности, скорости умственных процессов, ухудшению памяти. У пожилых людей и людей, страдающих некоторыми заболеваниями, даже небольшие ускорения могут вызвать расстройство жизнедеятельности организма.

Слайд №26

При отсутствии гравитации, т. е. в условиях невесомости, происходит перераспределение жидкости в организме. Часть крови перемещается в верхнюю половину тела, в результате чего возникает отечность лица и носоглотки. Отсутствие весовой нагрузки снижает активность обмена веществ, иммунитета, сердечно-сосудистой и нерв ной системы. Несмотря на то что человек осваивает космос уже более 40 лет, проблема невесомости все еще остается нерешенной.

Слайд №27

Статические поля

К действию природных электрических и магнитных полей живые организмы приспособились в процессе эволюции.

Слайд №28

Малиновка способна видеть магнитные поля.

Слайд №29

Многие птицы при перелётах ориентируются по магнитному полю Земли. У них в органе равновесия есть кристаллы магнетита, который играет роль встроенного компаса.

Слайд №30

Планета Земля обладает магнитным полем, структуру которого пчёлы используют для строительства своих домов (соты).

Слайд №31

Рыба гимнарх обитает в мутных водах Нила. Способность гимнархов испускать электрические импульсы давно обратила на себя внимание ученых, и с этой рыбой было проведено много исследований, показавших, что гимнархи способны различать предметы разной электропроводности.

Слайд №32

Электрический скат способен накапливать электричество в своем теле и разряжать накопленное напряжение на рыбах-жертвах и хищниках.

Слайд №33

Что по-вашему мнению изображено на фото?

Ответ. Это синтетическая ткань. В жизни же современного человека большую роль играют синтетические искусственные материалы, являющиеся источником возникновения так называемых стационарных, или статических, электрических полей.

Слайд №34

Исследования ученых показывают: эти поля неблагоприятно влияют на организм человека. Их отрицательное воздействие регистрируется при невысоком уровне напряженности поля в 30 кВ/м, в то время как наэлектризованная одежда может создавать поле напряженностью до 500 кВ/м.

Слайд №35

Радиация

Радиация - исходящий от любого источника поток энергии; ионизирующее излучение (альфа, бетта и гамма частицы).

Слайд №36,37,38

К природным источникам радиации относят космическое излучение, солнечные вспышки, радиоактивные горные породы.

Слайд №39

В настоящее время добавилось много антропогенных источников излучения. Так, на высоте 3000 м уровень космического излучения в три раза выше, чем на уровне моря, значит, во время полетов на самолетах мы подвергаемся дополнительному воздействию радиации. Источниками радиации в быту могут быть электронные и электрические приборы (например, цветные телевизоры), товары, при изготовлении которых используются радиоактивные элементы (часы со светящимся циферблатом), а также рентгенографические медицинские аппараты. Уровни радиации, превышающие естественный фон, опасны для живых организмов. Превышение естественного уровня радиации может про исходить при испытаниях ядерного оружия и при авариях на атомных электростанциях.

Слайд №40

Радиоактивные вещества могут накапливаться в воздухе, воде, почве и оттуда попадать в организмы человека, животных и растений. Люди получают дополнительную дозу облучения, употребляя в пищу продукты, загрязненные радиоактивными веществами.

    Закрепление (12 минут)

Слайд №41

Работа с текстом (найти ошибки)

Гравитация

Чем слабее гравитационное поле, тем больше будет вес тела и выше его ускорение. Все живые организмы испытывают воздействие земного притяжения (левитации). При отсутствии силы тяжести такие процессы, как, например, чихание и кашель, стали бы затруднительными. Мы учитываем действие гравитации, когда при высоком давлении укладываем человека в положение «ноги выше головы». Сила тяжести оказывает влияние на формирование размеров тела (более мощное развитие костей и мышц характерны для верхней половины тела). Артериальное и венозное давление человека, находящегося в вертикальном положении, ниже в верхней половине тела. При перемещении человека в пространстве с большим ускорением его организм испытывает перегрузки. Они возникают и при выполнении различных физических упражнений, а также в скоростных лифтах, на транспорте. Наибольших значений перегрузки достигают при поездке в лифте . Под влиянием ускорения изменяется дыхание и пищеварение. Некоторые части тела в зависимости от его положения получают избыток крови, что приводит к снижению работоспособности, скорости умственных процессов, ухудшению памяти. У детей и людей, страдающих некоторыми заболеваниями, даже небольшие ускорения могут вызвать расстройство жизнедеятельности организма. При отсутствии гравитации, т. е. в условиях невесомости, происходит перераспределение жидкости в организме. Часть крови перемещается в нижнюю половину тела, в результате чего возникает похудение лица и носоглотки. Отсутствие весовой нагрузки увеличивает активность обмена веществ, иммунитета, сердечно-сосудистой и нерв ной системы.

Слайды № 42,43

«Миф или реальность»

    Все абиотические экологические факторы являются экстремальными

    Адаптация и акклиматизация -синонимы.

    Кессонную камеру называют компрессионной.

    При резком всплытии водолазы погибают от недостатка кислорода

    Гравитация есть у любого тела.

    Птицы способны ориентироваться по магнитному полю Земли

    Малиновка видит гравитационное поле

    Электрический угорь может ориентироваться при помощи статического электричества

    Гимнарх бьются током

Слайд №44

    Рефлексия (2 минуты)

1.Узнали ли вы сегодня что-то новое?

2.Что показалось самым интересным?

3.Что из того что узнали на ваш взгляд самое важное?

4.К какому выводу вы пришли?

Слайд №45

    Домашнее задание

Параграф 14 устно ответить на вопросы в конце параграфа.

Сообщения Гипотермия, Гипоксия

Экстремальными условиями считаются опасные условия среды, к которым организм не имеет должных адаптаций. Человек, как и любой другой живой организм, приспособлен к жизни в определенных условиях температуры, освещенности, влажности, гравитации, излучений, высоты над уровнем моря и т.д. Эти свойства выработались у него в процессе эволюционного развития. Попадая в экстремальные условия, человек может адаптироваться к ним до определенных пределов. Например, большинство людей на Земле живет на высоте до 3000 м над уровнем моря. Около 15 млн. человек – на высоте до 4800. Но на высоте выше 5500 м человек не может жить постоянно. У него резко ухудшается здоровье, происходит стремительное развитие болезней, что может привести к неминуемой гибели, если не вернуться к привычным условиям жизни. Это связано с очень низким парциальным давлением вдыхаемых и выдыхаемых газов, большим перепадом дневных и ночных температур, повышенной солнечной радиацией, а также высокой плотностью высокоэнергетических тяжелых частиц. Основную проблему для человеческого организма в таких условиях представляет перенос атмосферного кислорода к клеткам. Примером могут служить альпинисты --- покорители высокогорных вершин. 8- тысячники Гималаев они могут покорять только в кислородных масках и находиться на такой высоте можно не более часов.

Еще одним видом экстремальных условий является влажность. Высокая влажность характерна для тропических лесов. Лесные заросли почти не пропускают света, преграждая путь ультрафиолетовым лучам. Здесь жарко и влажно, как в теплице. Средняя температура +28С (колебания в пределах 3-9С), средняя относительная влажность 95% ночью и 60-70% днем. Ветры в лесах очень слабые. Воздух насыщен углекислым газом и полон запахов, испарений, микроскопических волосков, чешуек и волокон. Уровень испарений здесь в 3 раза выше средних показателей планеты в целом. Примером адаптации к таким экстремальным условиям могут служить размеры людей, живущих в тропических лесах. Они ниже ростом и весят меньше тех, которые живут на открытых местах. Их средний вес 39.8 кг при росте 144 см. Для жителей саванны эти показатели равны 62.5 кг и 169 см. По сравнению с представителями других групп населения потребление кислорода при физической нагрузке, объем легких и частота пульса у них выше среднего.

Температура окружающей среды представляет собой важнейший и зачастую ограничивающий жизненные возможности экологический фактор и вид экстремальных условий, который практически каждый человек в течение жизни может испытать на себе. Мы живем и комфортно себя чувствуем в довольно узком интервале температур. В природе же температура не постоянна и может колебаться в довольно широких пределах (+60…. - 60С).

Резкие колебания температуры – сильные морозы или зной – неблагоприятно действуют на здоровье людей. Однако существует много приспособлений для борьбы с охлаждением или перегревом.

Возьмем, к примеру, экстремальные условия Севера. Акклиматизация эскимосов (а они и сейчас живут в условиях ледникового периода) основывается на вазомоторно-нервных регуляциях. Звери на севере приспосабливают свой организм к пониженной отдаче энергии. У некоторых это вызывает даже необходимость зимней спячки. Люди в тех же обстоятельствах реагируют повышенной отдачей энергии. Это требует развития способности добывать себе достаточное количество пищи, а также влияет на выбор еды. Она должна быть максимально полезной человеку. Эскимосская пища для нас была бы несъедобной, поскольку она должна содержать большое количество чистого жира. Обычный ужин, например, происходит следующим образом: эскимос отрезает длинную полоску сырого подкожного сала, заталкивает к себе в рот столько, сколько войдет, возле самых губ отхватывает порцию ножом, а остальное вежливо передает сидящему рядом. И в других случаях в Арктике, кроме мяса, не подается ничего, а единственной зеленью у эскимосов является заквашенное содержимое оленьих желудков, представляющее собой переваренные лишайники.

Как показывает опыт полярных экспедиций прошлых и нынешних лет, далеко не все из них смогли выдержать суровые условия полярного Севера (или Антарктиды) и приспособиться к ним.

Многие погибли из-за неправильно подобранного питания и снаряжения.

Морозы, разразившиеся в одну из зим в Западной Европе, привели к катастрофическим последствиям и сопровождались человеческими жертвами. В те же дни в Верхоянске (полюс холода) при температуре –57С школьники 8-9 лет ходили на занятия в школу, а табуны чистопородных домашних лошадей, сопровождаемые пастухами, паслись как обычно.

Невесомость - это относительно новый вид экстремальных условий, возникший в результате освоения человеком космических пространств. Перед первым полетом человека в космос некоторые ученые утверждали, что он не сможет работать в состоянии невесомости и, более того, полагали, что психика нормального человека не выдержит встречи с невесомостью. Полет первого космонавта опроверг эти прогнозы. Проявление невесомости начинает проявляться с нарушения деятельности вестибулярного аппарата, внутреннего уха, зрения, кожной и мышечной чувствительности. Человек испытывает ощущение, будто он совершает полет головой вниз. Как выраженность, так и продолжительность этих симптом индивидуальна. По мере увеличения срока пребывания в невесомости они ослабевают но, как правило, вновь возникают в первые часы и дни после возвращения на Землю в условиях земной силы тяжести. В невесомости нет гидростатического давления крови, а поэтому начинается действие реакций, вызванных невесомостью самой крови. Происходит перераспределение крови: из нижней части она устремляется в верхнюю. Это приводит к сдвигам в обмене веществ сердечной мышцы и постепенному ее ослаблению. Кроме того, появляются симптомы, связанные с отсутствием нагрузки на костно-мышечную систему. Развивается атрофия мышц, ответственных за организацию позы в условиях действия силы земного тяготения. В связи с потерей солей кальция и фосфора изменяется прочность скелета, особенно в продолжительных полетах. И тем не менее в условиях невесомости человек может приспособиться к отсутствию гравитации и гидростатическому давлению крови.

Человек – существо социальное. Поэтому, кроме природных экстремальных ситуаций, могут возникать и критические ситуации, связанные с жизнью человека в обществе. В течение сравнительно короткого отрезка своей истории человечество прошло через периоды рабства, крепостного права, мировых войн. Условия жизни – скученность, страх, недоедание, болезни – являются причиной серьезных, порой непереносимых страданий для многих людей. В таких условиях возникают острые физические, психические и социальные стрессы создающие угрозу для жизни. здоровья и благополучия людей.

Воздействие стресса сказывается на основных физиологических реакциях центральной нервной системы, а также на деятельности желез внутренней секреции. Биологически активные вещества, вырабатываемые эндокринными железами (гормоны), совместно с нервными импульсами оказывают влияние практически на каждую клетку организма.

Однако и в стрессовых условиях у человека развиваются адаптивные явления.

Человек всегда обладал способностью адаптироваться к естественной и искусственной среде. Это процесс, в результате которого человек постепенно приобретает отсутствовавшую ранее устойчивость к определенным факторам окружающей среды и таким образом получает возможность жить в условиях, ранее не совместимых с жизнью. Полная адаптация человека в экстремальных ситуациях сохраняет возможность интеллектуальной деятельности, соответствующее ситуации поведение и продолжение рода. Однако нужно помнить, что продолжительные, интенсивные, многократно повторяющиеся нагрузки вызывают реакции, приводящие в конечном счете к подрыву физического здоровья.

Адаптация человека – это процесс, в результате которого организм постепенно приобретает отсутствовавшую ранее устойчивость к определенным факторам окружающей среды и таким образом получает возможность жить в условиях, ранее не совместимых с жизнью, и решать задачи, ранее неразрешимые.

Транспортные происшествия являются катастрофической эпидемией нашего времени. В течении 10 лет во всем мире при дорожных происшествиях погибли 22 млн. человек. Конечно, не всегда дорожно-транспортное происшествие можно отнести к экстремальным условиям. Но бывают случаи, когда во время ДТП люди действительно попадают в экстремальную ситуацию. Например, 22 июля 1970 года в Дели паводковой волной с шоссе в ближайший овраг было смыто 25 автобусов, 5 такси и один военный автомобиль. Лишились жизни большое количество людей, Причиной смерти было не только само ДТП, но и паника, возникшая среди людей.

Как правило, наибольшие по количеству жертв – железнодорожные и морские катастрофы, связанные с крупными пассажирскими перевозками.

2 марта 1944 года в тоннеле неподалеку от Салерно в Италии остановился поезд с солдатами, едущими в отпуск: в дыму задохнулись 526 человек. Когда 22 октября 1949 года вблизи городка Новы Двор в Польше сошел с рельсов скорый поезд Гданьск – Варшава, это стоило жизни двум сотням человек. Самой крупной железнодорожной катастрофой была авария экспресса на мосту восточнее Хайдарабада а Индии 28 сентября 1954 года: поезд рухнул в реку, погибли 1172 человека. На утонувшем пароме «Ускудар» в Стамбуле нашли свою смерть 238 человек. И другие факты.

В отличие от природных катастроф, транспортные происшествия – явление в первую очередь социальное. С развитием новых современных видов транспорта возникают и новые проблемы.

В последнее время мы стали свидетелями разительного паления осторожности и повышенной рискованности людей. Это явление общего порядка в системе человек - машина. Мы привыкли к эффективности техники и мало принимаем во внимание возможность ее отказа. Кое-кто просто забывает, чем грозит подобная беспечность и кому за нее придется расплачиваться.

То же касается опасных производств, на которых работают с высоко токсичными микроорганизмами, с радиоактивными веществами, и т.д.

Вам также будет интересно:

Монгольское завоевание и его влияние на историю России
Рождение Монгольской империи . В начале XIII в. на Русь стали доходить смутные слухи о...
Знаменитые русские судебные ораторы Ораторы 19 века
Ораторское искусство помогает человеку донести до других свои мысли и убеждения ярко,...
Понятие «премия» и основания для ее выплаты Премия есть одной из самых
Накануне Дня российской науки в Москве наградили лучших популяризаторов и научных...
Волшебные ритуалы и обряды в полнолуние
Эта фаза Луны является самой сильной. В Полнолуние ритуалы на привлечение денег работают...