Сайт о холестерине. Болезни. Атеросклероз. Ожирение. Препараты. Питание

Понятие профессиональной гигиены полости рта. Контроль за гигиеной полости рта при парадонтите

Учебные элементы

Цель занятия: Изучить и освоить методики ухода за полостью рта.

Основные термины: гигиена полости рта, методы чистки зубов, языка, стандартный метод чистки зубов.

Контрольные вопросы:

5) Контроль исходного уровня знаний

6) Собеседование по теме

а) алгоритм гигиены полости рта.

б) методы чистки зубов

в) использование флосса, флоссеты, флосстика, тейпа

г) использование зубочистки

д) использование ирригатора

е) ошибки, совершаемые при уходе за полостью рта

3) Контроль усвоения знаний

Изложение учебного материала

Гигиена полости рта – это комплекс мероприятий, важнейшим компонентов которого является чистка зубов. По данным ВОЗ 92 % населения не умеют чистить зубы. Гигиена полости рта у большинства российских детей ограничена набором эмпирических манипуляций с применением стандартной зубной щетки и пасты.

Алгоритм чистки зубов

1) Вымыть руки с мылом.

2) Прополоскать рот теплой водой.

3) Промыть тщательно зубную щетку водой.

4) Осуществить чистку зубов с помощью зубной щетки и пасты

5) Прополоскать рот.

6) Намылить рабочую часть зубной щетки мылом или обработать специальным раствором.

7) Поставить зубную щетку в бокс головкой вверх

Возможны варианты в зависимости от возраста ребенка, вида зубной пасты, состояния полости рта, предпочтений индивидуума и пр.

Использование зубной щетки

Движения зубной щетки при чистке зубов:

· Вертикальные (подметающие) выполняются вдоль оси зуба от десны и предназначены для удаления налета с вестибулярной и язычной поверхности, частично пришеечной области и межзубных промежутков, десны.

· Горизонтальные (возвратно-поступательные) предназначены для удаления налета с окклюзионных поверхностей.

· Вращательные (круговые) предназначены для удаления налета из фиссур и ямок, пришеечной области и массажа десны.

Выполняя последовательно этапы стандартного метода чистки зубов, руководствуются правильным расположением щетки по отношению к различным поверхностям зубов, правильным выбором вида движений и проведением необходимого количества движений на поверхностях различных групп зубов.

Известно множество методик чистки зубов (Леонарда, Басса, Фонеса, Рейте, Чартера, Смита-Белла, Стилмана, Пахомова, Бокой).

Стандартный метод чистки зубов (Пахомов Г.Н). Зубной ряд условно делят на 6 сегментов (моляры, премоляры, резцы с клыками). Чистку осуществляют при несомкнутых зубных рядах. Щетку располагают под углом 45 градусов к оси зуба и при помощи 10 вертикальных подметающих движений удаляют налет с вестибулярной поверхности верхних левых моляров. Поочередно очищают все сегменты верхней челюсти. Небная поверхность очищается аналогично. На нижней челюсти последовательность и виды движений повторяются. Жевательная поверхность зубов очищается при помощи возвратно-поступательных движений.

Метод Леонарда предусматривает два вида движений: вертикальные и горизонтальные. Головка устанавливается перпендикулярно оси зуба, и вертикальными движениями от десны удаляется налет с вестибулярной и оральной поверхности. Окклюзионная поверхность очищается возвратно-поступательными горизонтальными движениями.

Метод Фонеса осуществляется при сомкнутых зубных рядах. Зубную щетку ставят перпендикулярно оси зуба и выполняют круговые движения, одновременно очищая вестибулярные поверхности зубов верхней и нижней челюсти. Язычные и жевательные поверхности очищают также круговыми движениями.

Метод Чартера предназначен как для очищения зубов, так и для массажа десен. Является дополнительным терапевтическим мероприятием при воспалительных заболеваниях пародонта. Зубную щетку устанавливают под углом 45° к оси зуба щетинками в сторону режущего края зуба. При выполнении легких круговых движений щетинки проникают в межзубные пространства. После трех-четырех движений зубную щетку перемещают на новую группу зубов и повторяют весь процесс. Этот метод рекомендован детям школьного возраста, обладающим определенными мануальными навыками. Чистку проводят под контролем стоматолога.

Метод самоконтролируемой чистки зубов (Бокая В.Г.). Перед чисткой окрашивают зубной лет. Вестибулярные и оральные поверхности очищают вертикальными движениями с максимальным захватом десны. Вестибулярные поверхности очищаются при сомкнутых челюстях в прямом прикусе с захватом десны до переходных складок. Пациент осуществляет контроль качества чистки по наличию красителя через каждые пять движений. Максимальный захват десны обеспечивает тщательное удаление зубного налета и ее массаж, а слизистая выступает в качестве дозатора силы чистящих движений.

Большое количество методов чистки зубов свидетельствует об актуальности проблемы. Трудно представить существование простого и эффективного метода чистки зубов, универсального для всех. Невозможно пользоваться единым методом взрослым и детям, при здоровой полости рта и ее патологии, при отсутствии или наличии «ортодонтических» проблем. Вместе с тем, соблюдение определенных общепризнанных базовых принципов позволит оптимизировать процесс удаления зубного налета.

Следует отметить, что клиническая эффективность зубных щеток в меньшей степени обусловлена их конструктивными особенностями. Более важными факторами являются тщательный инструктаж по гигиене полости рта и правильная техника чистки зубов.

Для оценки эффективности индивидуальной гигиены полости рта и

мотивации пациента к повышению качества чистки зубов проводится контролируемая чистка зубов (КЧЗ), осуществляемая индивидом под контролем гигиенического индекса в присутствии специалиста.

Контролируемая чистка зубов является составной частью комплекса мероприятий по гигиеническому обучению и воспитанию (ГОиВ) ребенка. Формированием знаний и навыков по гигиене полости рта у населения в настоящее время занимаются гигиенисты стоматологические. Однако при необходимости в процессе может участвовать врач-стоматолог. КЧЗ осуществляется в несколько посещений.

Методика КЧЗ

В первое посещение проводится полное стоматологическое обследование пациента, данные фиксируются в медицинской карте. При наличии интраоральной камеры, пациенту демонстрируются выявленные стоматологические «проблемы», в том числе имеющийся микробный налет. Для усиления эффекта можно зубной налет окрасить. Видеопрезентация сопровождается подробными объяснениями. Гигиенический индекс определяется, если с момента чистки зубов прошло не более 5 часов.

Во второе посещение ребенок приносит используемые предметы и средства гигиены полости рта. Специалист оценивает состояние зубной щетки, флоссов, характеристики зубной пасты и их соответствие состоянию полости рта пациента. Ребенок в присутствии родителей (по возможности без их участия в беседе) рассказывает об индивидуальной гигиене полости рта. После этого осуществляется чистка зубов с определением ГИ до, и после манипуляции. Гигиенист располагается рядом в качестве наблюдателя и фиксирует все недостатки, но в процесс не вмешивается. Эффективность чистки зубов оценивается по разнице баллов ГИ. При показаниях осуществляется подбор адекватных предметов и средств гигиены полости рта, обучение правилам ухода за ротовой полостью.

В третье посещение ребенок приходит с новой зубной щеткой (флоссом, флосстиком, скребком) и пастой (ополаскивателем, спреем). Осуществляется КЧЗ, вносятся коррекции. В дальнейшем периодичность посещений определяется гигиенистом индивидуально.

Индивидуальный контроль качества чистки зубов осуществляется пациентом или родителями. С этой целью применяются специальные красители: раствор основного фуксина, эритрозина, Шиллера-Писарева, Люголя, эритрозин содержащие таблетки. Таблетированные препараты в домашних условиях предпочтительнее, так как более гигиеничны и окрашивают весь налет. КЧЗ лучше проводить вечером при наличии свободного времени у родителей.

Использование флосса

Флоссинг – процедура очистки межзубных промежутков и контактных поверхностей зубов с помощью флосса. Нить используют после каждого приема пищи, обычно 2-3 раз в сутки.

Методика флоссинга:

Вымыть руки;

Отрезать флосс длиной 20–30 см;

Зафиксировать концы флосса на средних пальцах рук, намотав на один значительно больший фрагмент;

С помощью указательных и больших пальцев флосс аккуратно вводится в межзубной промежуток;

Охватив шейку зуба в виде полупетли, пилящими и вертикальными движениями осторожно продвигать нить от десны;

Обновить рабочую часть нити перемещением петель на пальцах;

По окончании процедуры утилизировать флосс;

Вымыть руки.

Применение флоссеты или флосстика значительно удобнее, проще, и способствует выработке привычки флоссинга.

Использование зубочистки

К помощи зубочистки прибегают при отсутствии других предметов гигиены полости рта. Методика применения: зубочистку разместить под углом 45 градусов к зубу, при этом конец должен находится в зубодесневой борозде, а сторона должна прижиматься к поверхности зуба. Затем кончик зубочистки продвигают вдоль зуба, следуя от основания бороздки к контактной точке зуба.

Использование ирригатора

Ирригаторы применяют в качестве дополнительного предмета гигиены для очищения труднодоступных участков полости рта и массажа десен. После традиционной чистки зубов щеткой и пастой направляют мощную струю воды в межзубные промежутки, под фиксированные элементы ортодонтической аппаратуры. Последовательность очищения сегментов аналогична стандартному методу. Применение ИПР у детей способствует выработке привычки ухода за полостью рта, так как является для них элементом игры.

Чистка языка

Гигиена языка предусматривает удаление налета, слизи, остатков пищи с помощью обычной зубной щетки, специальной зубной щетки, насадки для чистки языка электрической зубной щетки, скребка. Особое внимание гигиене языка следует уделять при наличии заболеваний ЖКТ, складчатого или «географического» языка. В этих случаях на языке скапливается большое количество слизи и налета, что создает благоприятные условия для размножения и жизнедеятельности патогенных микроорганизмов.

Гигиена языка осуществляется после чистки зубов. Щетка средней степени жесткости перемещается подметающими движениями от корня языка к кончику. Количество движений вариабельно, в среднем 10–12. После нескольких движений щетку необходимо промыть под струей воды для удаления слизи. Щетка увлажняется водой или зубной пастой. Однако применение пенящейся пасты не целесообразно, так как возможно возникновение рвотного рефлекса.

Применение скребка аналогично вышеуказанной методике. Пользоваться скребком надо осторожно во избежание травмирования языка.

Для очищения всей полости рта специально разработаны ЗЩ Colgate 360° с подушечкой для чистки языка, которые удаляют до 36% больше бактерий, вызывающих появление неприятного запаха изо рта.

Средства и методы гигиенического ухода за полостью рта - это любые вещества, средства или приспособления, которые предназначены для контакта с поверхностью зубов и слизистой полости рта с целью их дезодорирования, очищения и профилактики стоматологических заболеваний.

Гигиенические и лечебно-профилактические средства :

  • зубная паста,
  • зубной гель,
  • зубной эликсир,
  • аэрозоль,
  • жевательная резинка,
  • гигиенические таблетки,
  • растворы.

Механические средства :

  • зубные щетки,
  • зубные нити,
  • зубочистки,
  • ершики,
  • стимуляторы,
  • массажеры,
  • ирригатор.


Механические средства и методы использования

Зубные щетки . Зубная щетка является основным инструментом для удаления микробного налета с поверхности зубов и десен.

В настоящее время существует множество моделей зубных щеток. Каждая зубная щетка состоит из ручки и рабочей части - головки с посаженными в нее кустами щетины. Имеющиеся типы зубных щеток отличаются формой и размерами головок, расположением, густотой, длиной и качеством щетинок, размером и формой ручек.

Размер зубной щетки подбирается индивидуально. Рабочая часть щетки должна захватывать 2,5 зуба по длине, а по ширине примерно равняться высоте коронки, (для взрослых - 22–28 мм длина, 10–13 мм ширина, для детей - 20 мм длина, 10 мм ширина).

Эффективность использования зубных щеток и их правильный индивидуальный подбор зависит от так называемой жесткости щеточного поля.

Существует 5 степеней жесткости зубных щеток :

  • очень мягкие щетки предназначены для детей на этапе обучения гигиене полости рта;
  • мягкие - для пациентов с наличием острых воспалительных процессов слизистой оболочки полости рта и тканей периодонта;
  • средней степени жесткости - для пациентов с патологией твердых тканей зуба кариозного и некариозного происхождения и с хроническим течением заболеваний периодонта;
  • жесткие щетки предназначены для лиц со здоровыми зубами и периодонтом;
  • очень жесткие - для пациентов, пользующихся металлическими протезами.

Другой вариант классификации :

  • мягкие - Soft - для лиц с заболеваниями твердых тканей зуба и слизистой оболочки;
  • средней жесткости - Medium - для всех;
  • жесткие - Hard - для лиц, пользующихся протезами и/или имеющих повышенную склонность к образованию зубного налета и камня.

Следует помнить о том, что очень жесткие и жесткие щетки при неправильном использовании могут травмировать десну и истирать твердые ткани зуба . Ручка щетки обычно изготавливается из пропилена, соответствует размеру и анатомической форме ладони для удобного удержания.
Зубная щетка легко загрязняется, поэтому ее нужно содержать в абсолютной чистоте. После чистки зубов щетку следует промыть под струей воды и тщательно очистить от остатков пищи, зубного налета и зубной пасты. Хранить ее следует так, чтобы она могла хорошо высохнуть, например, в стакане головкой кверху. Регулярно используемую зубную щетку из искусственной щетины необходимо менять каждые 1–2 мес.

Существует несколько способов чистки зубов . Наиболее распространен стандартный метод . При его использовании верхний и нижний зубной ряд делят на сегменты по 2–3 зуба, и каждый участок обрабатывают отдельно. Начинают чистку с верхних правых моляров, перемещаются на премоляры, далее на центральные участки, затем очищают от налета премоляры и моляры слева вверху. Переходят на нижнюю челюсть слева и так же последовательно обрабатывают каждый фрагмент. Вначале чистят щечную и губную поверхности, потом - язычные на верхней и на нижней челюсти.

Круговыми движениями вдоль шейки зуба устраняют налет из десневой борозды и с пришеечной области. «Подметающими» движениями от десен к жевательной поверхности (режущему краю) удаляют налет с десен и со всей поверхности эмали. Щетку при этом держат так, чтобы щетинки были направлены под острым углом к эмали. Давление к щетке прикладывают, когда она движется по зубу от десны в сторону жевательной поверхности (режущего края). Закончив чистку одного сегмента, переходят к следующему участку, где повторяют описанную процедуру. Таким образом обеспечивается удаление налета практически с каждого участка зуба.

Жевательные поверхности очищают щеткой, обращенной щетинками перпендикулярно к окклюзионной плоскости. Такое положение обеспечивает возможность проникновения щетинок в бороздки, фиссуры, межзубные промежутки. Вращательные движения головки щетки чередуют с возвратно-поступательными при перемещении щетки вдоль окклюзионной поверхности моляров и премоляров.

Язычные поверхности моляров и премоляров очищают таким же образом, как щечные. При чистке язычных поверхностей фронтальной группы зубов ручка щетки располагается параллельно окклюзионной плоскости, движения горизонтальные возвратно-поступательные. Затем положение меняют так, чтобы щетинки находились под острым углом к поверхности зубов и захватывали края десны, очищая десну и зубы при движении щетки вверх-вниз. Общее время чистки - 2,5–3 мин.

Зубные нити - флоссы - применимы для всех, используются для очищения проксимальных поверхностей зубов. Изготавливаются из искусственного волокна, могут быть круглыми, плоскими, различного сечения и формы. В ряде случаев их обогащают фтором или другими добавками. Нить длиной 35–40 см накручивают вокруг первых фаланг третьих пальцев обеих рук, фиксируют при помощи первого и второго пальцев в межзубном промежутке и вертикальными движениями удаляют зубные отложения (6–7 движений для каждого зуба). Нить постоянно должна быть прижата к зубу, чтобы не травмировать межзубный сосочек.

Зубочистки предназначены для удаления остатков пищи, налета из промежутков между зубами. Следует пользоваться деревянными или пластмассовыми зубочистками однократного применения. Дети не должны самостоятельно применять флоссы и зубочистки.

Стимуляторы - деревянные или резиновые приспособления с длинной конической рабочей частью вводятся между сосочком и поверхностью зуба, в результате чего усиливается ороговение эпителия сосочка, он становится более грубым и менее чувствительным.

Массажеры имеют форму зубной щетки, только вместо щетинок вмонтированы резиновые образования в форме грибочков для массажа десны. В результате применения улучшается кровоснабжение, обменные процессы, усиливается ороговение эпителия десны.

Ирригаторы - маленькие сифончики для орошения слизистой оболочки полости рта.

На качественный уход за полостью рта необходимо затрачивать 15–20 мин в течение дня : чистить зубы утром и вечером, а после дневного приема пищи, если самоочищение зубов хорошее, можно ограничиться тщательным полосканием рта. Быстрое образование налета требует дополнительной дневной чистки зубов.

Контроль качества гигиены полости рта осуществляют при помощи безвредных для организма красителей в виде полосканий растворами или разжевывания таблеток. При наличии зубного налета он окрашивается, что означает некачественную чистку зубов.

Ведущим компонентом еще профилактики стоматологических еще заболеваний является он гигиена полости еще рта. Систематическая чистка еще зубов, удаление еще мягких зубных еще отложений способствуют он физиологическому процессу еще созревания эмали еще зубов. Биологически активные он компоненты средств еще гигиены (зубных еще паст, эликсиров) он обогащают ткани еще зуба и пародонта он солями фосфатов, он кальция, микроэлементами, еще витаминами, повышая еще их устойчивость к он вредным воздействиям. Регулярный массаж еще десен при еще чистке зубов еще щеткой способствует еще активации обменных он процессов, улучшению еще кровообращения в тканях он пародонта.

Гигиене полости рта принадлежит большая роль в профилактике оболочки рта. По данным литературы, регулярная контролируемая двухразовая ежедневная чистка зубов в течение двух лет снижает поражаемость зубов кариесом в 2 раза.

Именно в детском возрасте вероятность возникновения кариеса близка к 100%. Это связано с неспособностью детского организма противостоять бактериям, со строением и уязвимой структурой самого зуба и с другими факторами.

Наиболее оптимальный вариант для родителей – проконсультироваться с гигиенистом, который покажет вашему малышу, как правильно чистить зубы, и расскажет, с какой регулярностью нужно это делать.

Профилактическая гигиена еще полости рта – еще это комплексное еще мероприятие, включающее в он себя и ежедневную он чистку зубов, и еще посещение гигиениста стоматологического один раз в полгода. Средства гигиены он полости рта еще являются своего еще рода многокомпонентной еще системой, в состав еще которой входят он разнообразные натуральные и еще синтетические вещества, еще предназначенные как еще для профилактического, он так и для еще терапевтического воздействия он на полость еще рта в целом. Для того еще чтобы иметь еще здоровую и красивую он улыбку, важно он правильно подбирать еще средства для еще гигиены полости он рта. Качественный уход он является залогом еще крепких зубов и он десен. Предметы гигиены он полости рта еще делятся на еще основные и вспомогательные:

Основные: зубные щетки, зубные нити (флоссы).

Вспомогательные: зубочистки, ершики, ирригаторы, скребок для языка .

Рассмотрим основной предмет ухода за полостью рта. Классификация зубных щеток

1. По виду зубные щетки бывают: детские, подростковые, взрослые.

2. По группе зубной щетки: гигиенические, профилактические (пародонтологические), дополнительные (специального назначения). Щетки специального назначения в равной степени могут быть использованы как взрослыми пациентами, так и детьми и подростками.


3. По классу зубной щетки: мануальные (ручные), механические (мануальные), электрические.

4. По подклассу: прямые, угловые (ангулярные).

5. По подподклассу: без индикации и индикаторные.

6. По виду щетины: натуральная, искусственная.

7. По классу щетины (по материалу щетины): нейлон, сетрон, перлон, деролон, смешанная, комбинированная, микротекстурная.

8. По подклассу щетины (по степени жесткости): искусственная щетина - очень мягкая типа «Сенситив», мягкая типа «Софт», средняя степень жесткости типа «Медиум», жесткая тип «Хард», очень жесткая тип «Экстра Хард», «ХН»; смешанная (сочетание щетины разных степеней жесткости), комбинированная (комбинация нескольких видов материалов, меняющих жесткость щетины).

9. По группе щетины (по характеру размещения пучков и степени обработки щетины):

а) искусственная щетина зубной щетки: одноуровневая, двухуровневая, трехуровневая, многоуровневая;

б) искусственная щетина: нарезная, полированная, закругленная, шлифованная, комбинированная.

Во всём мире большинство взрослых неправильно чистят зубы, соответственно они неправильно учат чистить зубы и своих детей.

Опыт показывает, что необходимый уровень гигиенических навыков и систематический уход за полостью рта у детей может быть обеспечен только при содружестве стоматологов, воспитателей яслей и детских садов, учителей и родителей. Особого внимания требуют дети с зубочелюстными аномалиями, так как неправильное положение зубов и их скученность предрасполагают к возникновению кариеса зубов и болезней пародонта.

Гигиена полости рта складывается из обучения, выполнения гигиенических мероприятий, контроля за правильностью их осуществления и включает в себя чистку зубов и полоскание полости рта. Для этого используют специальные средства и предметы гигиены, позволяющие эффективно очищать полость рта от зубных отложений и остатков пищи.

К средствам и предметам гигиены полости рта предъявляют определенные требования:

Абсолютная безвредность для тканей зубов и слизистой полости рта;

Хорошие очищающие свойства;

Противовоспалительное действие на десны и слизистую полости рта;

Противокариозное действие;

Не нарушать физиологического равновесия микрофлоры полости рта;

Не влиять на активность слюнных ферментов;

Не изменять кислотно-щелочной баланс во рту и др .

еще Рассмотрим стандартный он метод чистки еще зубов Пахомова Г.Н. Зубной ряд он условно делят он на несколько он сегментов. Чистка зубов еще начинают с участка в еще области верхних он правых жевательных еще зубов, последовательно еще переходя от он сегмента к сегменту. В таком же он порядке проводят еще чистку зубов он на нижней еще челюсти. При очистке еще вестибулярных и оральных еще поверхностей моляров и еще премоляров рабочую еще часть зубной он щетки располагают он под углом 45 ° к еще зубу и производят он очищающие движения он от десны к он зубу, одновременно еще удаляя налет с еще зубов и десен. Жевательные поверхности он зубов очищают он горизонтальными (возвратно - он поступательными) движениями он так, что еще волокна щетки еще проникают глубоко в он фиссуры и межзубные он промежутки.

Вестибулярную поверхность еще фронтальной группы он зубов верхней и еще нижней челюстей он очищают такими еще же движениями, он как моляры и он премоляры. При чистке он оральной поверхности он ручку щетки еще располагают перпендикулярно к еще окклюзионной плоскости еще зубов, при он этом волокна еще находятся под он острым углом к еще ним и захватывают еще не только он зубы, но и еще десны. Заканчивают чистку еще всех сегментов еще круговыми движениями. Наиболее широко еще используется у лиц он без патологии еще пародонта.

2934 0

Стратегия гигиены полости рта. — Самоочищение. — Протирание. — Полоскание и средства для него. — Чистка зубов при помощи зубной щетки (устройство ручной и моторной щеток, основные и вспомогательные методы чистки зубов щеткой, порошки, гели и пасты для чистки зубов). — Чистка проксимальных поверхностей зубов. — Возрастные особенности гигиенического ухода за полостью рта. — Обучение индивидуальной чистке зубов детей и взрослых.

Стратегия гигиены полости рта

Гигиена (от греч. hygienas — здоровый) — наука, которая изучает и объясняет факты, связанные с обеспечением здоровья. Гигиена полости рта — наука и практика, обеспечивающая сокращение количества зубных отложений до уровня, безопасного для тканей зубов и тканей периодонта.

Анатомическая форма коронок зубов и их взаимное расположение в зубной дуге наилучшим образом соответствуют задачам механической переработки пищи. Однако пищевые волокна (растительные и мясные) могут застревать между зубами, а измельченная пища — формировать мягкие зубные отложения, что создает дискомфорт и порождает болезни.

Некоторые меры по извлечению частиц пищи предпринимают животные: во рту больших рыб кормятся рыбки-чистильщики, зубы крокодилов являются запасниками пищи для птицы тари - так формируются естественные симбиотические взаимоотношения, способствующие очищению зубов. Человекообразные обезьяны помогают себе сами, орудуя палочками-зубочистками. Полагают, что древний человек также обходился зубочистками, но по мере развития цивилизации жесткая волокнистая пища заменялась измельченной, размягченной химическими и термическими кулинарными технологиями, что изменило гигиенический статус полости рта и потребовало более значительных усилий для ухода за зубами.

Стратегия гигиены полости рта заключается в физическом и/или химическом воздействии на зубные отложения для того, чтобы:
а) разрушить их внутреннюю структуру;
б) разрушить их связи с субстратом (эмалью, цементом или дентином обнаженного корня, протезами, мягкими тканями полости рта);
в) удалить фрагментированные зубные отложения из полости рта.

Выбор вида воздействия и его интенсивности должен быть таким, чтобы соблюдался компромисс между эффективностью и безопасностью. Так, если при чистке зубов прилагается большая сила, то зубы хорошо очищаются, но при этом могут быть повреждены эмаль, цемент, периодонт и т.д., а если прилагаемая сила трения щадяще мала — она не избавит зубы от отложений.

Гигиенический уход за зубами является технически сложной задачей: зубные отложения мало доступны прямому воздействию потому, что:
. лежат на криволинейных, вогнутых и выпуклых поверхностях зубов с различными радиусами кривизны (зубная дуга, каждая поверхность зуба);
. находятся в узких ретенционных пунктах (в углублениях на эмали, межпроксимальных пространствах);
. покрывают участки зубов, тесно прилежащих к другим органам и тканям (языку, ветви нижней челюсти и т.д.);
. поверхности зубов занимают большую совокупную площадь.

Поэтому для обеспечения хорошего уровня гигиены полости рта необходим целый арсенал различных методов, использующих различные предметы и средства гигиены.

Предметом гигиены называют простые и сложные (ручные, механические, электрические и т.д.) устройства, оказывающие механическое воздействие на зубные отложения — щетки, нити, зубочистки, ирригаторы и т.д.

Средством гигиены называют, как правило, пастообразные (пасты, гели) или жидкие (эликсиры, полоскатели) препараты, которые воздействуют на зубные отложения механически и часто имеют профилактические добавки химической природы.

В зависимости от степени сложности гигиенические процедуры могут быть выполнены пациентом самостоятельно в домашних условиях (домашняя, индивидуальная гигиена полости рта) или же только в условиях стоматологического кабинета силами гигиениста, ассистента, стоматолога (профессиональная гигиена полостирта).

Самоочищение

Во время откусывания и пережевывания жесткой (твердой, плотной, волокнистой и т.д.) пищи силы трения очищают те участки зубных дуг и зубов, которые вступают в прямой контакт с пищей. При активном жевании такой пищи могут быть очищены режущий край резцов и клыков, бугры жевательных зубов, а также их выпуклые поверхности. Вогнутые (оральные у резцов) поверхности, а также участки между экватором и десной не испытывают очищающего трения, и поэтому служат площадками для осаждения измельченных фрагментов пищи, т.е. для формирования зубных отложений.

В какой-то степени помешать этому процессу могут такие естественные очищающие силы, как ток ротовой жидкости, движения мышц языка, щек и губ. Однако эффект самоочищения ретенционных пунктов очень невелик и зависит от скорости слюноотделения и вязкости ротовой жидкости, и он тем меньше, чем ниже скорость слюноотделения и чем выше вязкость ротовой жидкости. Поэтому, как ни полезно употребление в пищу свежих овощей и фруктов, слюногонных продуктов (сухарей, кислой пищи), как ни притягательно жевание резинок — все это не может решить проблему механического очищения ретенционных пунктов зубов от зубных отложений.

Протирание

Протирание — механическое очищение зубов с использованием мягких предметов, оказывающих минимальное абразивное (истирающее) действие. Гиппократ рекомендовал протирать зубы мягкой морской губкой или шариками шерсти, пропитанными медом. В наши дни эффектором чаще всего служит марлевая полоска, обернутая вокруг указательного пальца.

Протирание зубов — относительно безопасная манипуляция, поэтому она является первой оральной гигиенической процедурой в жизни ребенка. Протирание позволяет более или менее успешно очистить поверхности резцов, помогает адаптировать шестимесячного ребенка к манипуляциям в его полости рта и облегчает переход к использованию зубной щетки.

Следует помнить о том, что при ручном (пальцевом) протирании могут быть очищены не все, но только выпуклые поверхности зубов: вестибулярные поверхности резцов и клыков, бугры, придесневые зоны временных моляров, экваториальные зоны постоянных моляров и премоляров. Качество очищения этих поверхностей зависит от силы движений руки и от качества марли (жесткости, плотности, рельефности). Протирание зубов ребенка следует проводить под постоянным зрительным контролем во избежание травмы тканей десны.

Полоскание и средства для него

Полоскание — простая гигиеническая процедура, применяемая в гигиенических и косметических целях с древних времен; первые письменные рекомендации полосканий полости рта датируются XVI веком и принадлежат Амбруазу Паре.

Во время полоскания жидкость перемещают усилиями мышц щек и языка по полости рта, процеживают жидкость между зубами и таким образом смещают рыхло лежащие пищевые остатки и внешние слои зубного налета. Невысокий очищающий механический эффект полосканий дополняется химической активностью жидких оральных средству применяемых как с гигиеническими (ополаскиватели, дезодоранты), так и со специальными (бальзамы, тонизаторы, отвары и настои трав) целями.

Компонентами официнальных жидких средств являются вода, ароматизаторы, вкусовые добавки, красители, алкоголь, детергенты и лечебно-профилактические добавки.

Ароматизаторы (масла мяты, аниса, корицы, мирры, лаванды, шалфея, мускатного ореха, эвкалипта, цитруса, тимола, гвоздики, тмина, хвойные экстракты и др.), подсластители (цикломат, сахарин) и красители (желтый С 1.19140; голубые С 1.42051, С 1.69800; зеленый С 1.74260) составляют букет, который является основным критерием выбора ополакивателя потребителем.

Этиловый спирт составляет 6—21% объема ополаскивателей и более 30% объема эликсиров. Алкоголь стабилизирует «формулу» препарата, раскрывает его вкус и аромат, обеспечивает долгое «послевкусие». То, что в препаратах содержится алкоголь, ограничивает их применение для гигиены полости рта детей, водителей и т.п. В последнее время в связи с отрицательным действием алкоголя на слизистую оболочку полости рта (жжение, дискомфорт, дегенеративные изменения, плазморрея) рекомендуют производство и потребление средств с минимальным (до 8%) содержанием спирта или вовсе без него.

Детергенты (сурфактанты, поверхностно-активные вещества, ПАВ) — особый класс химических веществ, обладающих поверхностно-активными свойствами. Они снижают натяжение ротовой жидкости и гигиенического средства, что помогает равномерному распределению средства в полости рта, на поверхности зуба. ПАВ создают пену, разрыхляют структуру мягких зубных отложений, эмульгируют их, что помогает дальнейшему механическому очищению зуба щеткой. Кроме того, ПАВ проявляют противомикробные свойства, блокируют ряд ферментов налета и тем самым уменьшают его прирост.

Первыми детергентами в средствах гигиены были мыла, но присущие им щелочная реакция и резкий, плохо маскируемый вкус постепенно вытеснили мыла из оральной гигиены. Натуральным детергентом является лаурилсульфат натрия, получаемый из масла кокосового ореха: вещество с легко маскируемым вкусом, работающее при нейтральных значениях рН. Синтетическими ПАВ, входящими в состав оральных гигиенических средств, являются диоктилсульфосукцинат натрия, лаурилсульфоацетат натрия, саркозинат-лаурол натрия, искусственно созданный лаурилсульфат натрия, бетаин, натриевая соль таурида жирных кислот.

Они терпимы к изменениям рН (работают как в щелочной, так и в нейтральной, и даже кислой среде), не образуют осадка в жесткой воде и слюне. Реже используются додецилсульфат натрия, цетавлон, олеат натрия, цетилпиридин. Концентрация ПАВ в средствах гигиены полости рта строго контролируется, так как они имеют высокую токсичность (их нельзя глотать!), могут увеличивать проницаемость сосудов и провоцировать дегенеративные изменения слизистой оболочки полости рта.

Для стабилизации жидких гигиенических средств в них добавляют буферные компоненты (фосфаты), консерванты-антисептики (метилпарабен, пропилпарабен, бензоаты), вязкие вещества (глицерин).

Многие жидкие гигиенические средства обладают профилактическим действием; среди профилактических противокариозных добавок к жидким гигиеническим средствам наиболее популярны антисептики (триклозан, хлоргексидин, фенол) и фториды.

Установлены гигиенические требования к средствам для полоскания полости рта:
. отсутствие в прописи углеводов, ферментируемых микробным налетом;
. кислотность в пределах рН=3,0—9,0;
. биологическая безопасность, доказанная в экспериментах на живых организмах;
. содержание фторида в одной упаковке — не более 300 мг.

В связи с наличием компонентов, не предназначенных для проглатывания, жидкие гигиенические средства могут быть рекомендованы для полоскания полости рта пациентам, умеющим контролировать глотание — взрослым и детям старше 6 лет. Полоскание полости рта с использованием тех или иных жидких средств гигиены рекомендуют:
. в качестве единственного метода гигиенического ухода за полостью рта в ситуациях, когда более эффективные меры воздействия опасны для тканей периодонта (послеоперационные состояния десны, тромбоцитопения и т.д.) или технически невозможны (полевые условия);
. для предварительной гигиенической обработки полости рта с целью разрыхления зубных отложений;
. в завершение туалета полости рта — для химического воздействия на ткани полости рта (для модификации адгезивных свойств поверхности эмали, повышения минерализации, для профилактики заболеваний тканей периодонта и т.д.).

Т.В.Попруженко, Т.Н.Терехова

Вам также будет интересно:

Оперативные сводки донбасса
Share Tweet Share Share Email Comments 18.04.19. Сообщение от военкора Оксаны Шкоды. Пока...
Пышный бисквит красный бархат
Шикарный праздничный торт «Красный бархат» — настоящее украшение застолья! Божественный...
Пикша запеченная в духовке
Рыба является одним из самых низкокалорийных и очень полезных блюд. Особенно - пикша,...
Драники кабачковые: рецепт приготовления с фото Деруны из картошки и кабачков
И я с удовольствием готовлю с ними всевозможные блюда. Этот рецепт из разряда просто,...
Цыпленок в фольге в мультиварке Как приготовить цыпленка табака в мультиварке скороварке
Как ни странно, мультиварка отлично себя проявила и в этом рецепте. В оригинальном варианте...