Сайт о холестерине. Болезни. Атеросклероз. Ожирение. Препараты. Питание

Евгений головихин - программа дополнительного образования детей "самбо"

Акафист «Взыскание погибших» и происхождение иконы Божьей Матери Псалтырь и акафист божией матери взыскание погибших

Поможем храму, где началось «Милосердие Храм цесаревича димитрия при первой градской больнице

Церковь троицы живоначальной, что в листах Храм троицы в листах сухаревская

Селедка под шубой с огурцом — кулинарный рецепт

Пошаговый рецепт приготовления ленивых хачапури из лаваша Самые ленивые хачапури в духовке

Как приготовить пюре: суп-пюре, картофельное, гороховое, овощное

Домашнее мороженое со сгущенкой (без яиц)

Кукурузные палочки с ирисками

Приготовление печеночной колбасы у себя дома

Путассу — рецепты приготовления оригинальных и простых рыбных блюд

Описание калорийности разных сортов сыра

Рецепт: Грудинка по-домашнему - вареная при низкой температуре

Любовный гороскоп для Овна

Вещи во сне не совсем настоящие

Методы исследования - наблюдение. Современное состояние природной среды

Мы – дети природы, и мы во многом зависим от окружающего мира. Возможность нашего существования на планете, равно как и уровень нашего здоровья, зависит исключительно от окружающей среды. Но, к сожалению, своей деятельностью человечество активно вредит миру, что приводит к серьезным экологическим проблемам. А загрязнение окружающей среды в свою очередь приносит огромный вред человеческому организму. По всей территории нашей планеты наблюдается неуклонное ухудшение здоровья населения, а также снижение продолжительности жизни людей. Но как именно экологическое состояние природы влияет на здоровье нашего тела.

Специалисты утверждают, что примерно восемьдесят пять процентов всех недугов тесно связаны с неблагоприятным влиянием окружающего мира, которое является следствием деятельности человека. При этом ученые говорят, что основная опасность таких тенденций заключается не только в снижении здоровья, но и в появлении ранее неизвестных недугов, причины которых с трудом поддаются выявлению. Многие болезни также излечиваются куда сложнее, чем ранее. Так что влияние природы на состояние человека очевидно.

Воздух

Негативное влияние на здоровье человечества и на состояние окружающей среды оказывают различные промышленные предприятия, располагающиеся на территории населенных пунктов. Самыми опасными при этом являются те объекты, которые занимаются черной и цветной металлургией, а также добычей и переработкой угля и руды. Все подобные предприятия представляют собой серьезнейшие источники выбросов агрессивных веществ в слои атмосферы.

Хозяйственная деятельность человека приводит к тому, что в воздухе наблюдается наличие самых разных твердых и газообразных частиц. Слои атмосферы насыщаются окисями углерода, серы, а также азота и углеводородами. В них попадают соединения свинца и огромное количество пыли. Такое загрязнение не может не вредить человеческому организму.

Все те агрессивные вещества, которые содержатся в воздухе, наносят вред человеческому организму путем контакта с его кожей либо слизистыми оболочками. Они вредят не только органам дыхания, но и состоянию зрительной системы и обонянию. Загрязнение воздуха приводит к раздражению дыхательных путей, что может стать причиной бронхита, астмы и ухудшения общего состояния человека. При постоянном контакте с такими частицами у людей развиваются головные боли, их беспокоит тошнота, сильная слабость, а также снижение и даже полная потеря трудоспособности. Ученые также пришли к выводу, что определенные производственные отходы могут провоцировать разные онкологические недуги.

Вода

Каждый человек ежедневно пьет значительное количество воды, а загрязненные жидкости могут довольно быстро стать причиной ухудшения здоровья и даже гибели многих людей. Так чаще всего максимальную загрязненность фиксируют в открытых источниках питьевой воды, а именно в реках, прудах и озерах. Они могут становиться причиной разных эпидемий, в том числе и смертельных.

К сожалению, та вода, которая поступает в водопроводы, частенько оставляет желать лучшего. При отсутствии должной очистки такое питье может стать причиной недугов сердца и сосудов, а также почек и печени. Кроме того могут страдать и желчевыводящие пути, а также пищеварительный тракт.

Почва

Загрязнение грунта происходит по причине влияния на него сельскохозяйственных, а также промышленных предприятий, кроме того негативное воздействие оказывают и жилые здания. Различные объекты насыщают почву химическими и органическими соединениями, среди которых и достаточно вредные для нашего здоровья, к примеру, частицы свинца, ртути, мышьяка и их соединений. После проникновения в почву такие элементы с легкостью проникают внутрь грунтовых вод, а далее уже поступают в растения, через которые могут попадать и в человеческий организм, в том числе и через животную продукцию – мясо и молоко. Именно почва может стать источником ряда серьезных заболеваний, среди которых сибирская язва, а также столбняк.

Еще один серьезнейший источник угрозы человеческому здоровью – это разные отходы жизнедеятельности человека. Так на близлежащих около города территориях ежедневно накапливаются элементы золы и шлаков, твердых канализационных остатков, древесных отходов, твердых бытовых отходов, строительного мусора, автопокрышек, бумаги и текстиля. Весь этот мусор собирается на свалках и частенько горит, отравляя воздух.

Шумы

Крайне отрицательное воздействие на состояние человеческого организма оказывают и промышленные шумы. Такое влияние со временем может вызвать серьезное снижение слуха и спровоцировать ряд прочих последствий – гипертонию, ишемическую болезнь сердца, шум в ушах, чрезмерную усталость, снижение иммунитета, головные боли и головокружения. При этом сбои в деятельности организма по причине шума становятся заметны лишь спустя некоторое время. Такой раздражитель делает невозможным нормальный отдых, мешает полноценному восстановлению сил и отрицательно сказывается на качестве ночного отдыха. А постоянный недосып и возникновение бессонницы чревато серьезными нервными расстройствами. Именно поэтому крайне важно защищать человека от раздражения шумом.

Заключение

Мы говорили на тему «Состояние экологии. Влияние природы на жизнь человека». Каждый индивидуум должен получать достаточно достоверной информации об экологическом состоянии того региона, где он проживает. Это поможет ему защититься от вредного влияния окружающей среды.

В мире существуют десятки тысяч профессий, разных и непохожих друг на друга. В основе одних профессий лежат физика и математика, химия, в основе других - биология, история, в основе третьих - информатика, литература. География стала основой для многих профессий. Древняя и в то же время вечно юная география - удивительная наука, она обо всем, что окружает нас.

География - это наука о Земном шаре, таком огромном и уязвимом, о его недрах, атмосфере, о природных закономерностях, о населении и его хозяйственной деятельности.

Она, как алмаз, преломляет и отражает через свои грани почти все сферы человеческой деятельности. Эта замечательная наука о прекрасной планете нашла отражение в развитии многих профессий человека, где он применяет географические знания и законы природы: географ, агроном , геолог , эколог , лесник, фенолог, топограф, геоморфолог, синоптик, климатолог, геодезист , картограф , метеоролог, вулканолог, почвовед, гляциолог, спелеолог, океанолог, медицинский географ (эпидемиолог), ландшафтный дизайнер и др.

Метеорологию называют наукой о погоде. Она изучает земную атмосферу, ее строение, свойства и происходящие в ней процессы. С метеорологией тесно связана климатология.

Слово метеорология впервые упоминается у Платона (около 429- 347 гг до н. э.) первой работой о погоде и климате считают «Метеорологику» Аристотеля. Этой книгой пользовались почти 2000 лет.

Метеоролог (в переводе с греческого - парящий в воздухе) - специалист, который наблюдает за погодными явлениями, собирает и распространяет метереологическую информацию.

Метеорологов называют часовыми погоды, они всегда на вахте, которую нельзя оставить ни на минуту. Они следят за всеми изменениями погоды, фиксируют все эти изменения, следят за небом постоянно, вносят данные наблюдения в специальные журналы, ведут сбор, оценку и систематизацию данных атмосферных явлений, поступающих с гидрометеорологических станций, показаний специальных приборов, атмосферных зондов, космических спутников. Анализируют материалы, отражают их на материальных носителях (географических картах, графиках) с выделением областей и зон низкого, высокого давления, движения циклонов, антициклонов. Метеорологи составляют прогнозы динамики температур воздуха, атмосферного давления, осадков, силы и направления ветра, ведут контроль уровня загрязненности атмосферы, осуществляют передачу информации на центральный узел - гидрометеоцентр.

Специальности и специализации в метеорологии

Существует три основные специальности:

  • метеорологическая,
  • климатологическая,
  • агрометеорологическая.

Внутри метеорологической специальности есть несколько специализаций:

  • синоптик,
  • аэролог,
  • морской метеоролог,
  • авиационный метеоролог,
  • радиометеоролог,
  • метеорологическое приборостроение.

Требования к работе

Главное требование, которое предъявляется к работе метеорологов - это строгая объективность при наблюдениях и их обработке, а также постоянное внимание к объекту наблюдений. Метеоролог должен знать всё, что происходит и может происходить в атмосфере: происхождение и распространение ураганов, тайфунов и других сильных ветров, передвижения циклонов и антициклонов, какие осадки выпадают и в каком количестве, уметь объяснять различные природные аномалии и многое другое.

Не существует профессии, в большей степени интернациональной, чем профессия метеоролога. Погоды возникают в любом месте и перемещаются в любую точку планеты, не считаясь ни с какими государственными границами, поэтому метеорологи сотрудничают с метеорологами других стран. Они проводят совместные исследования, наблюдают за природными явлениями, собирают, обрабатывают и распространяют метеорологическую информацию. Для этой цели разработаны специальные метеорологические коды и стандартные символы. Специалисты в этой области получают информацию, сравнивают и сопоставляют. Для этого введена единая для всего мира система мер, единые методики проведения метеорологических наблюдений, применяются унифицированные стандартные приборы, строго соблюдаются точность и время наблюдений за соответствующими метеорологическими элементами.

Особенности работы

Местом работы метеоролога могут быть метеорологические станции и посты, которые разбросаны по всей территории страны, научно-исследовательские океанографические суда, гидрометеорологическая служба России, информационный центр погоды, метеослужбы при аэропортах и морских портах, космодромы, аэрологические станции, градостроительные организации, научно-исследовательские институты.

Метеорологи являются участниками самых различных экспедиций. Они работают на полярных станциях и на высокогорных плато, на аэродромах и на борту океанских лайнеров, в малонаселённых районах, и перевалах, на аэродромах, летаем на самолётах и аэростатах. В зависимости от текущей задачи, метеоролог осуществляет деятельность в помещении, за рабочим местом, вне помещения. Работа на свежем воздухе, в том числе в неблагоприятных погодных условиях. Ведь проводить измерения необходимо в строго определенное время, независимо от состояния погоды (дождь, град, шторм на море, гроза и т.д.). Работа на отдаленных метеостанциях проходит часто в условиях изоляции, одиночества. Для выполнения основной задачи деятельности требуется периодическое взаимодействие с людьми. Обычно профессиональное общение происходит непосредственно, с помощью технических средств связи.

Где используются метеорологические исследования

Данные метеорологических исследований используются в сельском хозяйстве, авиации и судоходстве, градостроительстве. Аэрологи изучают состояние атмосферы на высотах, морские метеорологи обеспечивают метеорологической информацией морской транспорт, а авиационные метеорологи - воздушный транспорт. В последние десятилетия большое развитие и широкое распространение получила спутниковая метеорология.

В метеорологической службе вместе с метеорологами работают люди и других специальностей - радиотехники, связисты, механики, телеметристы, электронщики, программисты и операторы ЭВМ, операторы метеорологических радиолокаторов, техники, инженеры и научные работники. Без их помощи нельзя себе представить работу метеорологов, стоящих сегодня на страже погоды.

В чем разница между метеорологом и синоптиком?

Синоптики специализируются на анализе физических процессов, протекающих в атмосфере, и занимаются предсказанием будущего состояния погоды. Одними из элементов работы синоптиков являются составление и анализ синоптических карт, на которых отражено соответствующими символами и цифрами состояние погоды. Синоптические карты дают возможность наблюдать и сразу оценивать погоду на более или менее крупной территории. Однако синоптические карты нужны не столько для того, чтобы зафиксировать состояние атмосферы, сколько для предсказания того, где и как оно будет меняться. Этого прогноза ждут люди, чтобы спланировать свою деятельность и отдых. От своевременного прогноза погоды может зависеть жизнь и здоровье людей (предупреждение о тайфунах, ураганах, ливнях, резких перепадах давления). Чтобы правильно предсказать погоду, надо собрать метеорологическую информацию, успеть ее вовремя обработать. В настоящее время обработка всей метеорологической информации осуществляется с помощью ЭВМ. Они являются не только хранителями метеорологической информации, но с их помощью анализируются и строятся синоптические карты.

Синоптики составляют прогнозы погоды для различных ведомств. Некоторые из них работают в аэропорту. Чтобы быть хорошим синоптиком надо знать такие дисциплины как физика, химия, математика, география и обязательно нужно владеть современными компьютерными программами.

Основная задача синоптиков - составить точный прогноз погоды. Для этого надо постоянно иметь перед собой результаты всех наблюдений. Синоптики изучают какие изменения погодных условий произошли в атмосфере к определенному времени суток.

Что обозначает слово синоптик?

Слово «синоптик» греческого происхождения и означает «обозревающий на месте». Этим словом названа профессия метеоролога, не только обозревающего синоптическую карту, но и прогнозирующего погоду. Поэтому отрасль знания, предсказывающая погоду, получила название «синоптика».

Личные качества

Человек, который выбрал профессию "Метеоролог" должен обладать многими качествами. Он должен уметь переносить неблагоприятные погодные условия и одиночество. Сохранять работоспособность в некомфортных температурных условиях. Быть физически подготовленным к воздействию неблагоприятных факторов природной среды. Уметь организовывать свою деятельность в условиях большого потока информации и разнообразия поставленных задач. Точно и тщательно проводить измерения, иметь склонность к монотонной работе, иметь хороший глазомер, развитый объем внимания, подмечать незначительные (малозаметные) изменения в исследуемом объекте, в показаниях приборов; обладать хорошей памятью на условные обозначения (знаки, символы, планы, схемы, графики); иметь склонность к исследовательской деятельности; способность анализировать и сопоставлять факты.

Противопоказания для профессии метеоролог

Существует ряд заболеваний, которые противопоказаны для профессии метеоролога. Это - расстройства координации движений, расстройства речи, выраженные физические недостатки, нервно-психические расстройства, некорректируемое снижение остроты зрения, нарушение цветоразличения, расстройства слуха.

Где можно получить профессию метеоролога?

Специальность метеоролога можно получить в учреждениях среднего профессионального образования: гидрометеорологических техникумах в городах: Владивосток, Иркутск, Ростов-на-Дону, Туапсе. Ростовский-на-Дону гидрометеорологический техникум ведет подготовку специалистов на бюджетной основе на базе 9 классов по специальности 020601 - гидрология, 020602 - метеорология. Срок обучения на базе 9 классов 3 года и 8 месяцев.

Где можно получить высшее профессиональное образование?

Если вы хотите иметь высшее профессиональное образование, то для этого необходимо обучение в Российском государственном гидрометеорологическом университете в г. Санкт- Петербурге , в котором ведется обучение студентов по всем специальностям в области метеорологии, начиная от синоптиков и гидрологов и заканчивая океанологами.
Специальности: 012600 - Метеорология; 510900 - Гидрометеорология; 073062 - Метеорология, климатология, агрометеорология; 078919 - Военная гидрография и океанография, военная метеорология, гидрометеорология, геофизик.

Высшее образование можно получить на географических факультетах университетов в городах: Воронеж, Иркутск, Пермь, Томск. Есть отдельные факультеты в Пермском, Казанском, Томском государственных университетах. Там готовят инженеров-метеорологов, которые при этом могут работать и гидрологами, и агрометеорологами.

учитель географии МОУ " Верхнеобливская основная общеобразовательная школа" Ростовской области

Наблюдение - это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем. В деятельности педагога могут применяться различные виды объективного наблюдения.

Виды наблюдений

Непосредственное

Проводит сам исследователь, непосредственно наблюдая за изучаемым явлением и процессом.

И

Опосредованное

Используются готовые результаты наблюдений, подготовленные другими людьми: сообщение воспитателей; аудио-, кино-, и видеозаписи.

Открытое (явное)

Наблюдение, протекающее в условиях осознанного педагогом и детьми факта присутствия посторонних лиц.

Поведение ученика, знающего, что за ним наблюдают, меняется. Важно, чтобы цель наблюдения прямо не сообщалась.

И

Скрытое

Наблюдение через стеклянную стену, которая пропускает свет в одном направлении.

Использование скрытых камер и т.д.

Включенное (причастное)

Наблюдатель включается в определенную социальную ситуацию и анализирует событие «изнутри».

Наблюдатель выступает как член наблюдаемой группы.

И

Не включенное (непричастное)

Исследователь ведет наблюдение извне.

Систематическое (сплошное)

Регулярное наблюдение в течение определенного периода. Фиксируются все проявления психической деятельности ребенка:

Дневники родителей;
дневники педагогов.

И

Несистематическое (выборочное)

Наблюдается какой-либо один психический процесс, какое-либо одно психическое явление:

Навыки общения воспитателя с ребенком;
речь ребенка.

Долговременное

Наблюдение при изучении психического развития детей в течение нескольких лет.

И

Кратковременное

Разные варианты:

1. наблюдение деятельности ребенка в определенное время дня в течение одного часа;

2. наблюдение для замера интервалов времени частности событий и т.д.

Казуальное (причинное)

Наблюдение отдельных случаев, которые имеют какой-либо интерес.

Наблюдение за данным случаем, чтобы получить представление о нем (наблюдение за возбудимым ребенком).

И

Эпизодическое

Фиксируются отдельные факты поведения, типичные для данного ребенка.

Внешнее
(наблюдение со стороны)

Способ сбора данных о другом человеке, его психологии и поведении путем наблюдения за ним со стороны.

И

Внутреннее (самонаблюдение)

Переживая соответствующее явление, исследователь наблюдает за собой, за своими
ощущениями.

Приведенная классификация наблюдений условна и отражает лишь наиболее значимые их особенности. В связи с особенностями каждого вида наблюдения оно должно быть применено там, где может дать наиболее полезные результаты.

Следует отметить и наблюдение значимых ситуаций. Значимые ситуации могут быть в игровой, учебной и других видах деятельности детей. Так, они могут бурно реагировать на приход в группу нового человека, например Деда Мороза; на внесение новой игрушки, на удачно выполненную работу и т.д. Наблюдения за детьми в значимых ситуациях помогут воспитателю понять особенности взаимодействия в группе, ролевое поведение отдельных детей, их статусы и т.д.

Проведение исследования с помощью метода наблюдения требует особой подготовки наблюдения. Необходимо иметь предварительный опыт проведения наблюдения, ЦЕЛЬ наблюдения (для чего, с какой целью), знать теоретические основы.

На основе ЦЕЛИ наблюдения выбрать ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ и ситуацию наблюдения (что наблюдать?). Затем хорошо продумать ПЛАН, СИСТЕМУ КАТЕГОРИЙ, ПРОТОКОЛЫ наблюдений и т.п. Выбрать СПОСОБ наблюдения, наименее влияющий на исследовательский объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать?).

После этого выбрать СПОСОБ РЕГИСТРАЦИИ наблюдаемого (как вести запись?).

Общая характеристика наблюдения

Метод наблюдения

Симптомы наблюдения

1. Движения, действия,
поступки, деятельность.

2. Мимика, жесты, пантомима.

3. Высказывания, речь,
словесные реакции.

4. Вегетативные реакции.

1. Наличие цели и разработанной схемы наблюдения (составленные после предварительного изучения объекта и предмета исследования).

2. Условия, наиболее характерные для изучаемого явления.

3. «Законсперированность» наблюдения и его целей деловыми, с точки зрения испытуемого, взаимоотношениями с ним.

4. Немедленная, систематическая и возможно полная регистрация результатов (факты, а не их толкование): протоколирование с помощью условных значков, стенографирования;
система категорий и оценочных шкал;
магнитофонная запись, фото-, кино- и видеорегистрация.

5 . При наблюдении за сложными процессами (например, занятия в группе) могут работать два и более наблюдателей. Каждый должен иметь точно определенные цели и свои задачи наблюдения (подготовка наблюдений, координация их деятельности).

6. Систематичность проводимых наблюдений.

Достоинства

Недостатки

1. доступность, дешевизна средств.

2. не искажает естественного протекания
психических процессов.

3. богатство собираемых сведений.

1. Большие затраты времени в связи с пассивностью наблюдателя (позиция выжидания). Трудно предвидеть, когда появится нечто важное с точки зрения исследуемой проблемы. Некоторые
явления недоступны наблюдателю.

2. Невозможность повторного наблюдения тождественных факторов.

3. Трудность установления причины явления:
слитность наблюдаемых факторов с попутными явлениями;
много не учитываемых условий;
возможность субъективизма.

4. Трудность статистической обработки.

Результаты зависят от опыта, научных взглядов, интересов исследователя.

Наблюдение - процесс сложный. Он требует особой подготовки наблюдателей.

Перед проведением исследования с помощью метода наблюдения желательно провести ТРЕНИРОВОЧНОЕ наблюдение, чтобы вскрыть предстоящие трудности и приобрести основные умения наблюдения.

Могут возникнуть трудности наблюдения (это, как правило, при исследовании комплексных явлений и когда явление протекает в большом темпе и постоянной смене ситуаций). После проведения основных наблюдений происходят обработка и интерпретация полученных данных (каков результат?).

Система категорий и оценочных шкал содержит полное описание всех видов возможного поведения. Служит важным средством уточнения и облегчения наблюдения. Она выполняет роль:
а) вспомогательных средств для более точного аналитического наблюдения;
б) позволяет научно обрабатывать наблюдаемые факты;
в) сделать соответствующие выводы.

Основные виды категориальных систем

I a. Полная категориальная система

Любое проявление поведения включается в список категории, например изучение отношения ученика к коллективу (Залужный А. С. Детский коллектив и методы его изучения. М., 1931).

Тип поведения

Действие

Речь

Объекты наблюдения

а

б

I. Асоциальное

Отворачивается, убегает, защищается

Хнычет, плачет, кричит о помощи

II. Антисоциальное

Разрушает, отнимает, гонится, бьет

Угрожает, требует, дразнит, ругает

III. Пассивно-социальное

Присоединяется, приветствует, старается

Беседует, приветствует, просит

IV. Активно-социальное

Предлагает, ласкает, показывает, помогает, исправляет, берет инициативу

Беседует, инсценирует, информирует, советует, критикует, призывает к сотрудничеству

II a. Континуальная категориальная система

Качественные показатели располагаются в непрерывном ряду (например, «ребенок ВНИМАТЕЛЬНЫЙ <---> НЕВНИМАТЕЛЬНЫЙ»).

Классификация может быть по следующей непрерывной системе:

II б. Дисконтинуальная категориальная система

Не представляет собой континиум непрерывного ряда, например, при решении математических задач система категорий строится так, чтобы можно было следить за процессом их решения (задач).

Понимание задачи

Востребование информации

Oбсуждение

Варианты решения

Отрицание варианта

Не относящееся к задаче

III a. Категориальная система одного изменения

III б. Категориальная система нескольких параметров изучаемого

IV. Категории по характеру требований к уровню научного наблюдения.

IV a . Регистрируется явление так, как его видит наблюдатель (например, поднимает руку ребенок или нет).

IV 6 . Исследователь должен знать суть исследуемого вопроса, его логику. Он должен быть подготовлен к наблюдению, так как требуется высокий уровень интеллектуального усилия.

Протоколирование наблюдения позволяет возвращаться к наблюдаемым фактам. Протокол является основой и исходным моментом дальнейшего анализа:

  • записи должны быть достаточно подробными, чтобы можно было провести объективный анализ;
  • делать записи на месте наблюдения или сразу после исследования. После наблюдения просмотреть записи, откорректировать их и дополнить.

Форма ведения протокола определяется:

  • предметом, задачей и чистотой исследования;
  • наличием подготовленного континиума, условных знаков для регистрации фактов;
  • наличием технических средств (видео и пр.);
  • повторяемости определенного рода наблюдаемых фактов;
  • записывать только факты, а не их истолкование;
  • каждую реплику, действие воспринимать не изолированно, а в связи с другими действиями, словами, сопутствующими явлениями;
  • все записи необходимо сразу же обработать. Не накапливать большого количества материала наблюдений, так как обработка требует больше времени, чем само наблюдение.

ЗАДАЧА. В связи с целью исследования рекомендуется тщательно продумать план наблюдения.

Почему следует тщательно продумывать план наблюдения?

ОТВЕТ. Обычно мы быстро выделяем в своем восприятии то, о чем знаем. С развитием наблюдательности улучшается способность подмечать существенные, характерные (в том числе и малозаметные) свойства предметов и явлений. С развитием наблюдательности эффективность исследовательской работы возрастает.

ЗАДАЧА. Обычно в психологии выделяют наблюдения житейские и научные. Чем отличается наблюдение научное от житейского (что характерно для научного наблюдения)?

ОТВЕТ. Для научного наблюдения характерны:
1. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ (наличие цели и плана позволяет собирать существенный материал исследования).
2. ПЛАНОМЕРНОСТЬ (позволяет определить программу наиболее эффективного исследования, т.е. когда, где и при каких условиях будет проведено наблюдение).
3. СИСТЕМАТИЧНОСТЬ (позволяет выделить закономерные процессы).
4. АНАЛИТИЧНОСТЬ (позволяет объяснить наблюдаемые факты).
5. РЕГИСТРАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ (исключает ошибки памяти, уменьшает субъективизм выводов).
6. ОПЕРИРОВАНИЕ ОДНОЗНАЧНЫМИ ПОНЯТИЯМИ специальных терминов (позволяет четко обозначить наблюдаемый материал).

ЗАДАНИЕ. Составьте характеристику личности ученика на основе особенностей проявления, выраженности и устойчивости его интересов. Наблюдение по плану:

1. Общие интересы:

  1. спорт;
  2. туризм;
  3. шахматы;
  4. техника;
  5. конструирование;
  6. музыка;
  7. изодеятельность;
  8. литература;
  9. художественная самодеятельность;
  10. экономика.

2. Выраженность:

  1. проба сил;
  2. эпизодичность;
  3. постоянство.

3. Деятельность:

  1. практическая;
  2. теоретическая.

4. Устойчивость:

  1. высокая;
  2. средняя;
  3. невысокая (ситуативность).

5. Умственная активность:

  1. самостоятельная;
  2. несамостоятельная.

6. Сложность:

  1. а) большой объем;
  2. б) средний;
  3. в) малый.

7. Владение навыками:

  1. сложными;
  2. средними;
  3. постоянными.

8. Творческая выраженность:

  1. самостоятельное творчество;
  2. воспроизведение с усовершенствованием;
  3. воспроизведение.

Метеоролог - специалист по погоде, наблюдатель и исследователь атмосферных явлений. Профессия подходит тем, кого интересует физика, математика и география (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Метеорология - наука о земной атмосфере и происходящих в ней явлениях. Во многих странах метеорологию называют физикой атмосферы, что в большей степени соответствует её сегодняшнему значению.

Метеорологи наблюдают за природными явлениями, анализируют их и составляют прогнозы. За разные уровни обработки информации отвечают разные специалисты: метеоролог и метеоролог-синоптик.

Метеоролог (от греч. meteoros , атмосферные и небесные явления) занимается наблюдениями за погодой, собирая данные приборов. Проводит первичный анализ полученных данных.

Наблюдения за погодой проводятся на метеостанциях, которые могут находиться как в черте города, так и на очень большой удалённость от жилья.

Дальнейшим анализом атмосферных явлений и составлением прогнозов занимаются синоптики.

Синоптик (от греч. syoptikos - обозревающий всё вместе) - это метеоролог, специализирующийся на анализе атмосферных процессов и предсказаниях будущего состояния погоды. Если метеорологи занимаются наблюдением и первичным анализом, то основная задача синоптиков - составление прогнозов. Важнейшим элементом работы синоптика является синоптическая карта (в настоящее время, в основном, в электронном виде), то есть географическая карта, на которой отражено состояние погоды на сравнительно большой территории, что позволяет обозревать погоду одновременно на большом пространстве.

Рабочее место

Метеорологи работают на метеорологических станциях и постах, в научно-исследовательских подразделениях Госгидромета, Минобороны и Госкомэкологии. В частности, Гидромет имеет свои подразделения в каждом регионе. Его специалисты занимаются моделированием прогноза погоды, климата, исследованием атмосферы (с помощью радаров, спутников и др.). Также метеорологи работают в частных компаниях, обеспечивающих прогнозами авиацию, мореплавание, сельское хозяйство, строительство.

Оплата труда

Зарплата на 20.02.2019

Россия 50000—55000 ₽

Москва 80000—160000 ₽

Важные качества

Метеорологу необходимы аналитические способности, склонность к точным наукам. При работе на метеостанции необходимо крепкое здоровье, т.к. метеоприборы находятся под открытым небом.

Где учиться

Специальность «Метеорология».

Московский государственный университет им. Ломоносова
Географический факультет
Кафедра метеорологии и климатологии

Российский государственный гидрометеорологический университет (г. Санкт-Петербург)
Метеорологический факультет
Кафедры:
Кафедра метеорологических прогнозов;
Кафедра климатологии и охраны атмосферы;
Кафедра динамики атмосферы и космического землеведения;
Кафедра экспериментальной физики атмосферы.

Казанский (Приволжский) федеральный университет
Факультет географии и экологии
Кафедра метеорологии, климатологии и экологии атмосферы.

Получить эту профессию можно также в любом вузе, в котором есть географический факультет и соответствующие кафедры.

В любой организационной системе деятельность аппарата управления в основном направлена на решение непрерывно возникающих проблем, т.е. на устранение проблемных ситуаций (развитие организации, расшивка узких мест, ликвидация недостатков, просчетов и др.)

Выявление проблем в настоящем обеспечивает возможность прогнозирования проблем в будущем, следствием чего является устранение неожиданности появления проблем и увеличения времени для подготовки соответствующих решений. В результате повышается планомерность процесса подготовки и принятия решений.

Для анализа проблемной ситуации необходимо четко сформулировать сущность проблемы и описать ситуацию. Проблема (в переводе с греческого – задача) в широком смысле – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения и разрешения, в более узком понимании – несоответствие желаемого и фактического уровней достижения цели. Проблему сопровождает ситуация. Ситуация – сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку (внешнюю среду), в которой возникла проблема.

Усиление ориентации на достижение лучших конечных результатов в народном хозяйстве и совершенствование управления требует от каждого руководителя умения сосредоточить внимание на ключевых проблемах, выявить которые помогают специальные методы:

· анализ результатов производственно-хозяйственной деятельности организации,

· выявление проблем путем экспертного опроса руководителей специалистов,

· наблюдение за выполнением управленческих функций и (или) непосредственное участие в управлении специалистов-консультантов,

· метод логико-смыслового моделирования проблем, основанный на экспертных оценках и применении персональных компьютеров (ПК).

При анализе результатов производственно-хозяйственной деятельности организации исходными данными являются сведения о состоянии, функционировании рассматриваемой организации и соответствии этого состояния целям, определявшим направления и результаты развития организации. Для этого изучают и анализируют директивные, отчетные, нормативные и статистические документы и данные. Большая роль в этом принадлежит методам обработки статистической информации.

Недостатком этого подхода являются трудности выделения на основе анализа результатов производственно-хозяйственной деятельности проблем совершенствования управления из общей совокупности проблем данной организации.

Экспертные оценки широко применяются в практике выявления проблем, поскольку они позволяют получить сравнительно надежную, а иногда и единственно возможную информацию о проблемах организации. Как правило, экспертный опрос проводится среди сотрудников обследуемой организации. Однако большое значение может иметь информация, полученная из внешних по отношению к данной организации источников (выше- и нижестоящих организаций, поставщиков и потребителей и т.п.). Экспертам предлагается письменно ответить в произвольной форме на вопрос: сформулируйте проблемы, мешающие более эффективному функционирование системы управления.

В настоящее время для выявления проблем используют экспертные оценки руководителей и специалистов.

Специалисты-консультанты наблюдают за выполнением управленческих функций и (или) непосредственно участвуют в управлении , при этом выявляют проблемы совершенствования управления в организации. Они могут определенное время работать в подразделениях аппарата управления, участвовать в совещаниях, наблюдать за практикой подготовки и принятия управленческих решений, составлять фотографии рабочего времени.

Совместное применение этих подходов дает возможность получить полную информацию о недостатках управления в конкретной организации и разработать мероприятия по их преодолению.

Метод логико-смыслового моделирования проблем, основанный на экспертных оценках и применении персональных компьютеров (ПК) выделяют в рамках второго метода.

Процедура выявления проблем включает формирование каталога проблем и его структуризацию.


Наиболее сложно формирование каталога проблем. В основу этого процесса взят экспертный метод, который включает: выбор формы опроса экспертов, определение структуры и численности экспертной группы, разработку методики опроса, проведение опроса, составление списка проблем, экспертизу проблем. К экспертному опросу привлекаются руководители и специалисты, глубоко знающие управленческие проблемы. Опрос проводит рабочая группа.

Исходный список проблем , полученных в результате проведения экспертного опроса, составляется сотрудниками рабочей группы. Заполненные и закодированные анкеты подвергаются экспертизе и обрабатываются. Из них последовательно выписываются формулировки проблем и коды анкет, в которых они высказаны. Проблемы в списке нумеруются в порядке очередности рассмотрения анкет. Если в очередной анкете встречается формулировка, уже имеющаяся в списке, то в него вносится только код этой анкеты.

Экспертиза исходного списка состоит в том, что одинаковые проблемы, а также проблемы, одинаковые по содержанию, но отличающиеся формулировками, заменяются проблемой с обобщенной формулировкой.

В результате исходный список «сжимается» и превращается в каталог проблем – неупорядоченный их перечень. Каталог проблем вводится в память ПК для последующей структуризации проблем методом логико-смыслового моделирования, для чего составляется специальная программа.

Полученные в результате обработки информации графические материалы в виде распечаток с ПК и тексты позволяют наглядно представить логическую и содержательную взаимосвязь проблем.

Формальным отображением структуры проблем является граф (дерево проблем), вершины которого соответствуют проблемам, а дуги – связям между ними.

Связь проблем чаще всего подчиняется диалектике взаимоотношения «причина – следствие». В организационных системах существенны именно отношения причинно-следственного характера. Эти отношения дают представление о процессах изменения, движения отдельных компонентов системы в целом. Такое отношение характеризует одну проблему как причину, другую – как следствие, или эти проблемы могут быть несравнимы.

Искомое упорядочение проблем трактуется как последовательность иерархических уровней, которая наглядно отображается в виде связного графа. Порядок проблем внутри одного и того же уровня (слоя) безразличен, так как они несравнимы между собой по введенному отношению. Смысл здесь заключается в том, что производится элементарный логический анализ всей совокупности проблем.

При используемом способе фиксации отношения «причинность» на верхнем уровне иерархии будут находиться кардинальные, базовые проблемы, а на нижнем – проблемы – следствия, характеризующиеся наибольшей степенью агрегации. Проблемы верхнего уровня не имеют причин, а проблемы последнего уровня – следствий.

Граф проблем представляет собой связное и логически обоснованное описание последовательности решения всей совокупности проблем с учетом максимального использования результатов решения предшествующих проблем. Для любой пары взаимосвязанных по графу проблем проблема, решаемая ранее, должна быть причиной проблемы, решаемой позже.

Положительные стороны метода логико-смыслового моделирования:

· характеризуется относительной быстротой, простотой реализации;

· выявление базовых (кардинальных) проблем дает возможность сконцентрировать усилия и ресурсы с наибольшей оптимальностью;

· структуризация и упорядочение проблем дает возможность выявить причины возникновения проблем, их актуальность, срочность.

Отрицательные стороны :

· трудно оценить степень полноты и достоверности информации, представленной экспертами;

· нет полной уверенности, что перечислены действительно все основные проблемы;

· у отдельных экспертов может отсутствовать желание представлять все проблемы, особенно если виновниками являются они.

1. Проблема должна формулироваться конкретно, без обобщающих формулировок.

2. Проблемы должны быть одного масштаба, например, для одного уровня управления.

Вам также будет интересно:

Невзоров а г уроки атеизма
Чтобы я мог посоветовать верующим? Я бы мог посоветовать им чувствовать себя как можно...
Столетняя война: причины, ход и последствия Воины времен
столетней войны
Столетняя война между Англией и Францией самый длительный в истории прошлого военно -...
Кто правил после Елизаветы Петровны?
Елизавета Петровна – российская императрица, ставшая последней представительницей монаршей...
Применение эхинацеи пурпурной в спорте: поддержка иммунитета спортсмена «Эхинацея П»
1. Иммунитет Иммунитет – способность организма поддерживать гомеостаз (постоянство...
Филлохинон препараты. Витамин К (филлохинон). Воспаление и иммунология
Филлохинон (Phytomenadione) получил такое название благодаря гематологу Куику из Америки,...