Сайт о холестерине. Болезни. Атеросклероз. Ожирение. Препараты. Питание

Как распознать ведьму — признаки, предупреждающие зло Сумеречная ведьма какая она магия

Из чего производят инсулин

Эстрада ссср Советские эстрадные певцы 60х 70х годов

Государственный комитет по чрезвычайному положению Мнение бывших участников гкчп

Жареная треска на сковороде

Салат из кольраби: рецепт с яйцом и с майонезом (фото)

Готовим заливное из говядины: рецепт с фото

Сыр осетинский - описание пищевой ценности этого продукта с фото, его калорийность Сыр осетинский рецепт приготовления в домашних условиях

Пикантный салат украсьте

Рецепт с курагой Овсяные хлопья с изюмом рецепт

Как приготовить шницель из курицы на сковороде

Вертута из дрожжевого теста с брынзой

Cонник косить, к чему снится косить во сне видеть

Прокуратура Башкортостана: «Преподавание башкирского языка вопреки согласию родителей не допускается Из истории вопроса

Что мы знаем о Дагестанской кухне?

Государственная политика китая в сфере здравоохранения. Блеск и нищета здравоохранения китая

В исторической перспективе китайская медицина в некоторых отношениях опередила западную. Уже более двух тысячелетий назад, в период правления династии «Весеннего и осеннего периодов» (770-476 гг. до н.э.) и «Враждующих империй» (475-221 гг. до н.э.), в Китае существовала запись труда по медицине, книга «Нэй-цзин». Труды греческого врача Гиппократа, жившего в 446-377 гг. до н.э., который считается отцом западной медицины, относятся к более позднему времени. «Ней-цзин» может считаться поэтому самым древним в мире трудом по медицине. Он обобщает практический медицинский опыт, накопленный предшествовавшими поколениями китайских врачей, обосновывает теоретическую систематику традиционного искусства врачевания Китая, передает основы китайской лекарственной терапии, а также иглоукалывания и прижигания, акупунктуры*.

При сравнении медицины Китая и западных стран выявляются и некоторые другие приоритеты китайской медицины. К их числу относится применение наркотических средств для достижения полного наркоза при проведении операций на брюшной полости и при других видах хирургического вмешательства китайским хирургом и специалистом по акупунктуре Хуа Туо более тысячи семисот лет назад. Хуа Туо, живший с 112 до 207 г. н.э., использовал для анестезии при своих смелых операциях ставшую знаменитой чайную смесь «Ма-фэй-сан». Врач Чжан Чжуанчин (150-219 гг. н.э.) написал уже в то время свой труд «Рассмотрение различных болезней от воздействия холода», в котором разрабатываются вопросы особой диалектической диагностики китайской медицины, сохранившие значение до настоящего времени. Это произошло при жизни греко-римского врача Галена (129-199 гг. н.э.), который изложил основополагающее и обширное учение в области медицины, которое оставалось обязательным для западных врачей вплоть до конца средних веков.

Другой значительной вехой в истории китайской медицины является опубликование Ли Шичженем в 1578 году фармацевтического сборника «Бэн-Цзяо Ган-Му». В общей сложности до нас дошло более шести тысяч китайских книг по медицине, в которых рассказывается о различных методах лечения и которые служат китайским врачам до настоящего времени в качестве справочных пособий.

И вообще китайская медицина оказала большое влияние на развитие медицины других стран, используя со своей стороны многие идеи иностранной медицинской науки. Уже в эпоху династии Цин (221-26 гг. до н.э.) и Хань (206 г. до н.э - 220 г. н.э.) существовал обмен медицинскими знаниями между Китаем, Кореей, Вьетнамом и Японией, который был распространен впоследствии на арабский мир, Россию и Турцию. Имевшая нормативное значение китайская книга по лекарственной терапии «Бэн-Цзяо Ган-Му» была переведена на многие языки, в том числе на латинский, корейский, японский, русский, английский и французский, и получила широкое распространение в западном мире.

Под влиянием западных колониальных держав с середины XIX века начался упадок традиционной медицины в Китае. Господствующая верхушка страны начала отдавать предпочтение западной медицине; традиционная китайская медицина подвергалась дискриминации как примитивная и отсталая и начала приходить в упадок. Дело дошло до настоящего подавления китайской медицины при гоминдановском правительстве (1912-1949 гг.). Лишь после прихода к власти Мао Цзэдуна произошло возрождение традиционной медицины, которое принесло ей снова мировое признание. В настоящее время в КНР признают, что будущее китайской медицины заключается в соединении традиционной китайской и современной западной методик.

Первоначально китайская медицина состояла из четырех дисциплин. Так, в эпоху от династии Инь (1324-1066 гг. до н.э.) до династии Чжоу (1066-1221 гг. до н.э.) различия существовали между диетологией (Инь-ян-и), лечебной медициной (Нэй-гэ), внешней медициной или хирургией (Вай-га) и ветеринарией (Шоу-и). В период от династии Тан (618-907 гг.) до династии Сун (960-1279 гг.) китайская медицина получала дальнейшее деление. Возникло 11 различных направлений:

  1. Медицинское обслуживание взрослых (Да-фэн-май).
  2. Общая медицина (Цзэ-и).
  3. Педиатрия (Хао-фэн-май).
  4. Лечение параличей (Фэн-га).
  5. Гинекология (Фу-гэ).
  6. Офтальмология (Ян-гэ).
  7. Стоматология (Гоу-ци).
  8. Лечение болезней глотки и гортани (Ян-хоу).
  9. Ортопедия (Чжен-гу).
  10. Внешние болезни и хирургия (Цзинь-чжуан).
  11. Метод иглоукалывания и прижигания, или акупунктура
    (Чжень-цзю).

В настоящее время китайская медицина делится на девять специализированных областей: терапия, внешняя медицина, гинекология, педиатрия, офтальмология, ларингология, ортопедия, массаж и акупунктура. Каждая из этих областей охватывает большой объем знаний, который должен изучаться особо в качестве врачебной специальности. Единственным из всего этого, что стало известно на Западе, является иглоукалывание и прижигание, «акупунктура». Все эти различные специальные области имеют общую теоретическую основу, которая впервые комплексно излагается для западных врачей в настоящей книге.

Наряду с назначением специальных лекарств и применением акупунктуры китайская медицина знает следующие методы воздействия, которые используются в соответствии с показаниями в различных областях медицины:

  1. Скребковый массаж, например, с помощью монеты (Хуа-ша).
  2. Наклеивание лекарственных средств на кожу (Бо-ди).
  3. Банки (Хуа-гуань).
  4. Введение медикаментов в кожу путем утюжки (Юнь-фа).
  5. Гидротерапия (подобно нашей терапии по методу Кнайпа)
    (Шуй-лао).
  6. Бальнеотерапия (Ю-фа).
  7. Лечение лекарственными парами и дымами (Хунь-чжэн).
  8. Наложение повязок с пчелиным воском (Ла-лао).
  9. Грязи (Ни-лео).
  10. Лечебная гимнастика (Дао-инь).
  11. Массаж (Дуй-на).
  12. Китайская дыхательная терапия (Ци-гун).
  13. Щипковая терапия позвоночника (преимущественно у детей)
    (Ни-жи).
  14. Надрезы кожи (Га-чжи).

Различные методы находят в настоящее время в Китае многообразное применение во врачебной практике и по возможности совершенствуются.

В поисках типичных признаков, отличающих медицину Китая от современной западной медицины, наталкиваешься на два решающих фактора:

    1. Рассмотрение человека в качестве единого целого (Чжен-ди).
    2. Диалектическая диагностика и лечение в зависимости от синдромов (Бинь-чжэн)*.

Китайская медицина рассматривает человека в качестве органического целого, центральное место в котором занимают накопительные и полые органы (Цзян-фу), а внутренние коммуникации обеспечиваются каналами (меридианами) и соседними сосудами (Чин-люо). Все явления окружающего мира, включая человека и природу, интерпретируются китайской медициной как взаимодействие между двумя началами инь и ян, представляющими собой различные аспекты единой действительности. Возникновение и развитие болезни рассматриваются китайской медициной как результат борьбы между защитными силами организма (Чжэн) и вызывающим болезнь нарушением (Ха), как проявление неуравновешенности между инь и ян или как результат внутренних причин, существующих внутри человеческого организма. Так, в части Су-вэнь книги «Нэй-цзин» сказано: «Там, куда проникает вызывающее болезнь нарушение (Ха), определенно имеется недостаток ци (функциональное начало, «энергия»)».

А в дополнении к той же части Су-вэнь читаем: «Туда, где находятся защитные силы (Чжэн), не проникает вызывающее болезнь нарушение (Хэ)».

При лечении заболеваний наибольшее внимание китайская медицина уделяет профилактике. В этом отношении в настоящее время, как и тысячелетия назад, находит применение принцип «лечить пациента, прежде чем возникнет болезнь». Основным правилом лечения является «устранение причины заболевания (Бэнь)». К терапевтическим правилам относится также лечение пациента при строгом учете его индивидуальной предрасположенности, географического положения и времени года.

Целостный подход к анализу явлений

Характерный для китайской медицины целостный подход к анализу явлений основывается преимущественно на двух факторах:

  1. Рассмотрении человеческого организма в качестве органически единого целого.
  2. Признания целостности взаимоотношения между человеком и
    природой.

Человеческое тело как органически единое целое

Китайская медицина исходит из того, что различные части человеческого тела находятся между собой в тесной органической взаимосвязи. Центр этого органического целого находится в пяти плотных органах, отношения которых к другим частям тела устанавливаются через систему каналов (Чин-люо), включающую согласно традиционным китайским представлениям кровеносные сосуды и нервные пути. Действие системы каналов проявляется во взаимодействии между отдельными плотными и по-лыми органами и в обмене между внутренними органами и другими частями тела.

Все знают, что Китай – страна победившего коммунизма. Наверняка в нём должна быть хорошая и бесплатная медицина. Те, кто бывал в Великом и Прекрасном, могли заметить одну странность: в Китае практически нет аптек, а на улице вы вряд ли встретите машину скорой помощи. Почему так? Давайте посмотрим, как лечат людей в Китае и стоит ли вообще там болеть...

Все вы наслышаны о китайской традиционной медицине — массажах, акупунктуре, цигуне и чудодейственных травах. Всем этим китайцы лечились многие века, и средняя продолжительность их жизни составляла 35 лет. В 50-х годах к власти пришли коммунисты, и Мао Цзэдун заявил, что китайская медицина — это, конечно, хорошо, но пора бы уже перенять западную. Он распорядился построить по всему Китаю нормальные больницы и подготовить квалифицированный медицинский персонал.

До 70-х годов в китайской медицине всё было хорошо. Она быстро развивалась, люди получали качественное бесплатное лечение и делали прививки, продолжительность их жизни резко возросла. Но потом стало ясно, что если государство будет лечить всех за свой счет, то у него просто не хватит денег. В стране провели экономические реформы, власти сильно сократили расходы на медицину, и лечение в Китае стало платным. Логика такая: если зарабатываешь, то плати сам, а если ты совсем бедный, то мы немножко поможем.

С тех пор темпы развития китайской медицины почему-то сильно замедлились. В крупных городских больницах и частных клиниках всё более-менее хорошо, там есть современное оборудование и даже хорошие понимающие врачи. А ситуация в глубинке, особенно в плане отношения персонала к пациентам, сильно напоминает российскую.

В статье используются фотографии современной китайской больницы, которую я снял в Нанкине. Мои знакомые китайцы говорят, что это скорее исключение. Но в другую больницу я не попал) Так что фото не очень точно иллюстрируют текст;)

01. Интересный факт: какой бы большой ни была китайская больница, она практически всегда будет забита пациентами.

Я пришел в больницу в спокойный день, но чтобы вы понимали, иногда тут бывает вот так. Это очереди на регистрацию...

02. Внутри китайской больницы можно встретить «Старбакс». Вообще, в Китае пациентов не кормят, поэтому им приходится самим добывать себе еду во время лечения.

03. Крупные больницы хорошо оснащены и выглядят очень прилично. Так что если вы считаете, что Китай в плане медицины — это страна третьего мира, то всё далеко не так. Даже если посетить какую-нибудь больницу в глубинке, то там всё равно с большой вероятностью будет набор всего необходимого оборудования. Но врачи там будут такие, что лечиться у них, скорее всего, не захочется)

04. В любой китайской больнице вы столкнетесь с большими очередями. В последние годы во многих больницах появилась возможность электронной записи на приём, но сами китайцы к этому ещё не привыкли.

Вот как бывает, когда наплыв пациентов особенно большой.

05. В больницах, где нет современного оборудования, людей лечат старыми способами. Например, операции на брюшной полости там до сих пор проводят с помощью огромного разреза, хотя во всем цивилизованном мире уже давно делают лапароскопию (это когда инструменты в брюшную полость вводят через несколько маленьких разрезов). Если вдруг вы попадете в такую больницу, то никто из врачей не порекомендует вам обратиться туда, где лечат более современными методами.

06. С введением электронных очередей в крупных и хорошо оборудованных китайских больницах всё стало более-менее цивилизованно. Но вообще прием у китайского врача выглядит довольно странно. Китайцы боятся, что они могут пропустить свою очередь или что кто-то проскочит впереди них, поэтому они любят всей гурьбой заваливаться в кабинет врача, даже если там уже идёт прием. Они становятся кружком вокруг врачебного стола и с нетерпением ждут, когда нынешний пациент закончит, наконец, жаловаться и освободит заветный стул. Они могут с интересом наблюдать, как врач тебя осматривает, и часто дают при этом дельные и не очень советы.

07. Навигация

08.

09. Хороших специалистов в китайских больницах достаточно мало. Чтобы найти хорошего врача, нужно потрудиться. Судя по отзывам, большинство врачей — это аморфные апатичные люди, которым наплевать на пациентов. Поток пациентов в Китае очень большой, поэтому работники больниц начинают воспринимать свои обязанности как надоедливую рутину.

10. Но зато профессия врача в Китае довольно престижная. У профессионалов есть хороший соцпакет, который зависит от их категории. Также у них есть план работ, за выполнение которого им дают дополнительные премии. Зарплата хороших врачей в крупных городах Китая — 10-12 тысяч юаней (90-110 тысяч рублей) плюс разные доплаты и льготы. Ну и левые заработки тоже наверняка есть.

11. Самое прекрасное в китайской больнице: можно приехать туда с ужасными травмами и в предсмертном состоянии, но никто не станет тебя лечить и даже не окажет первую помощь до тех пор, пока ты не заплатишь за прием у врача.

Шутка из китайского интернета: врачи ждут, когда умирающий пациент заплатит за лечение)

12. Были истории, что после драк в клубах в больницы приходили ребята с ножевыми ранениями и жесткими травмами, и им не оказывали помощь, потому что надо было платить залог в несколько тысяч юаней. Еще в Китае нет понятия скорой помощи. Если дело не касается реанимации, то скорая помощь, которую вы вызываете себе на дом, — это просто такси. Вас посадят в машину и повезут в больницу, и только там уже начнут осматривать и лечить. Намного быстрее и дешевле сразу вызвать обычное такси и на нем самостоятельно добраться до врачей.

13. Размер залога, который нужно внести до начала лечения, зависит от больницы и от срока пребывания в ней. Он может составлять 10 тысяч юаней (около 90 тысяч рублей). В эту сумму, как я уже говорил, не входит питание. Обычно пациентов больниц кормят родственники или платные сиделки.

14. Китайские врачи очень любят выписывать разные лекарства. Дело в том, что в Китае аптеки находятся в основном в больницах, поэтому врачи заинтересованы в том, чтобы продавать пациентам как можно больше лекарств. Часто бывает такое, нужные для лечения препараты выписывают в двойном или даже тройном объеме.

15. А вообще, наличие лекарств в аптеке зависит от уровня больницы. Чем она больше и современнее, тем больше шанс найти в ней импортные препараты, которые используются на западе. А в больницах попроще продают лекарства только китайского производства.

16. Но зато в китайских больницах за короткий срок можно сделать любые анализы и исследования. Людям не приходится ждать несколько месяцев, чтобы сделать какое-нибудь УЗИ или МРТ. Оборудования в больницах много, оно используется по полной, но всё это, естественно, платно. УЗИ стоит в районе 2 тысяч рублей, МРТ — 4-5 тысяч рублей, анализ крови — 150-500 рублей. Если у тебя нет денег всё это оплатить, то никто тебе не поможет.

17. Китайцы жутко завидуют тому, что в России медицина бесплатная. Но при этом, когда они попадают в российские больницу, у них случается шок. Во-первых, от вида больниц, а во-вторых, от того, что результаты анализов тут нужно ждать неделю и что МРТ делают только в областной больнице.

18. У китайцев есть приложение для смартфонов, в котором можно получить бесплатную врачебную консультацию. Это очень удобно, например, в период праздников, когда половина врачей не работает. Там нужно описать свои жалобы и симптомы, можно даже прикрепить фотографии. Любой дежурный врач в стране, подключенный к приложению, может наткнуться на на вашу проблему и рассказать вам, что с ней нужно делать.

19. Приложение объединяет большинство больниц по всему Китаю. В нем можно выбрать свой город, конкретную больницу, отделение или даже врача. Там же можно посмотреть отзывы.

А это аппарат для оплаты услуг врача)

Вот так вот. Как вам китайские больницы?

После образования КНР в медицинском обслуживании населения, как и в условиях его жизни, произошли значительные улучшения. По основному комплексному показателю здоровья населения - ожидаемой продолжительности жизни Китай за это время вышел из категории бедных стран и поднялся на уровень нижней группы стран со средними доходами.

Этим показателям соответствует и обеспеченность населения помощью квалифицированного медицинского персонала, хотя доступ к такой помощи весьма разнится по месту проживания.
Однако медицинская статистика свидетельствует, что глав-ные позитивные сдвиги в состоянии здоровья населения были достигнуты в дореформенный период существования КНР. Так, резкое сокращение детской смертности имело место непосредственно сразу после провозглашения в 1949 г. республики, а в 1980-е и 1990-е годы этот показатель менялся мало. Экономические успехи реформистского курса не столь очевидно способствовали развитию здравоохранения. Темпы роста государственных расходов на здравоохранение в 1979-2004 г.г. были ниже темпов экономического роста, что вело к понижению доли этих расходов в ВВП. Удельный вес государства в расходах на здравоохранение в КНР составил в 2005 г. всего 38,8 %, тогда как по миру в целом он достигает 56 %. На здравоохранение идет в КНР всего 1 % государственного бюджета, а в совокупности в странах мира с низкими доходами на эти цели расходуется 4,6 % государственных средств. С начала реформ в 1978 г. доля государства и нанимателей в структуре общих расходов на здравоохранение неизменно снижалась, а доля физических лиц - повышалась. В результате в 2006 г. на государство приходилось только 18,1 % расходов, на предприятия и социальные учреждения - 32,6 %, а остальные 49,3 % расходов на здравоохранение несли сами граждане.
Среднедушевые затраты граждан на лечение растут значи-тельно быстрее, чем их доходы. С 1998 по 2006 г. в среднем за год в расчете на душу населения расходы на амбу-

латорное лечение увеличивались на 13 %, а на больничное - на 11 %2. По данным социологических опросов, население в Китае ставит дороговизну медицинских услуг на первое место среди всех социальных проблем 3. Расходы на эти услуги составляют в среднем 11,8 % семейного бюджета, уступая лишь расходам на питание и образование. В 2003 г. чистый годовой доход крестьянина составлял в среднем 2622 юаня, а средняя стоимость его пребывания в больнице достигала 2236 юаней. Поэтому для большинства крестьян больничное лечение не по карману.
За последние годы число больниц и оздоровительных цен-тров, а также численность квалифицированного медицинского персонала стали сокращаться, хотя число больничных коек росло. Численность дипломированного медперсонала в расчете на 10 тыс. человек населения за период с 1978 по 2000 г. увеличилась более чем в полтора раза, с 10,8 до 16,8 человек, а затем к
2007 г. сократилась до 15,4 человек. При этом особенно ощутимо убыль медицинских работников сказывается не в городах, где она фактически не наблюдается, а в уездных центрах. Именно на уездном уровне остро ощущается и нехватка технического персонала. Не очень понятно также, где размещаются дополнительные койки: в пристройках к основным зданиям больниц или за счет уплотнения. Вопрос о качестве услуг в этой ситуации при сокращении медперсонала уже представляется излишним.

Возросло социальное неравенство в доступе к медицинским услугам. По данным исследования, проведенного Академией общественных наук Китая, 80 % государственных ассигнований на медицину идет на обслуживание социальной группы, основу которой составляют 8,5 млн правительственных чиновников и партийных функционеров. 2 млн правительственных и партийных деятелей разного ранга пользуются долгосрочными отпусками по болезни. Из них 400 тыс. человек проводят длительное время в специальных стационарах для лечения и отдыха, расходы на которые составляют 50 млрд юаней в год4.
Для городского населения в Китае существует система медицинского страхования. Однако из этой системы исключены учащиеся, лица, не имеющие постоянной занятости, безработные и приезжающие на работу в город жители села. Вплоть до недавнего времени обязательное медицинское страхование не распространялось и на работников негосударственных предприятий. Новый закон о трудовых контрактах обязал предпринимателей обеспечивать своих работников медицинской страховкой. Но многие из них уклоняются от этой обязанности, нанимая на работу преимущественно мигрантов и не заключая с ними трудовой договор. По данным «Отчета об основных результатах 3-го исследования государственных здравоохранительных услуг», в 2003 г. медицинская страховка полностью отсутствовала у 44,8 % городских жителей и у 79 % жителей села. Особенно велика доля лиц, не имеющих медицинской страховки, среди населения с низкими доходами. При этом она постоянно росла. В 1993 г. не имели медицинской страховки примерно 50 % городской бедноты, в 1998 г. - 72, а в 2003 г. - 76 %.
В деревне за последние годы проводится работа по созданию системы медицинского обслуживания на кооперативных началах. К концу 2007 г. она охватила 730 млн человек, или 86 % сельского населения. Однако система страдает от нехватки средств и не в состоянии оказывать поддержку жителям деревни в случаях серьезных заболеваний, требующих больничного лечения. Крестьянин вносит в фонд сельского кооперативного страхования годовой взнос в размере 10 юаней, а центральные и местные власти еще по 20 юаней на человека. Намечено из года в год расширять охват сельских районов этой системой и завершить ее распространение на территорию всей страны в основном до 2010 г.5 Пока что 80 % государственных ассигнований на здра-воохранение направляется в город и только 20 % - в деревню. В расчете на душу населения эти ассигнования составляют в городе в 4 раза больше, чем в деревне (38,3 юаней против 9,9 юаней). Полная или частичная утрата работоспособности из-за отсутствия своевременной и качественной медицинской помощи часто служит причиной бедственного положения крестьянской семьи. Средние расходы на лечение серьезного заболевания составляют 7 тыс. юаней (около 1000 долл.), что более чем втрое превышает чистый среднегодовой доход крестьянина.
В Китае идет острая дискуссия о причинах неудовлетвори-тельного состояния здравоохранения и наиболее оптимальных путях выхода из него. Либеральные «рыночники» противостоят здесь не столько идеологическим «антирыночникам», сколько тем, кто, разделяя в принципе ориентацию экономики на ры-ночные отношения, не готов отдавать наиболее чувствительные для народа области полностью на откуп рынку и возлагает значительную долю ответственности за них на государство.
Либералы винят во всем прежнюю плановую систему хозяйства и ее пережитки. Плановая система, с их точки зрения, ответственна за то, что сфера услуг в деревне, как и аграрная сфера в целом, десятилетиями приносилась в жертву развитию тяжелой индустрии. Соответственно главная беда здравоохранения усматривается в том, что оно недостаточно включено в рыночные отношения. Формально все как будто обстоит благополучно. Рынок распределяет ресурсы. В область медицинских услуг допущен любой капитал. Создание новых структур и направление услуг определяются, главным образом, рыночным спросом. Но фактически за два с лишним десятилетия реформ условия для создания негосударственных больниц так и не появились. Цены на медицинские услуги и лекарственные препараты по-прежнему контролируются государством. Их устанавливают не больницы, а со-ответствующие правительственные ведомства. Больницы же могут действовать лишь в определенном диапазоне цен.
По данным на 2003 г., 96 % больничных коек, оборудования и медицинского персонала сосредоточены в государственных медицинских учреждениях. Опираясь на долговременную поддержку правительства, немногие больницы сосредоточили у себя лучшие ресурсы и заняли монопольное положение, с которым не могут состязаться негосударственные медицинские учреждения. Такое положение признается ненормальным. Утверждается, что в условиях рыночной экономики невозможно сохранять заповедники нерыночных отношений, что у здравоохранения нет иного выбора, чем подвергнуться рыночному реформированию. Весомость этой позиции подкрепляется тем, что за ней стоят интересы национального и иностранного капитала, готового вложить в китайскую медицину миллиарды долларов и юаней, рассматривая ее как потенциально чрезвычайно выгодную для себя сферу приложения капитала.
Оппоненты рыночников, напротив, видят главные беды здравоохранения в утрате государственными лечебными учреждениями социальной значимости, в их чрезмерной погоне за материальной выгодой. Отмечается, что в государственных некоммерческих лечебных учреждениях заработная плата и бонусы сотрудников, как и текущие расходы учреждений, в основном финансируются за счет их собственной коммерческой деятельности, доля же государственного финансирования не превышает 6 %. Отсюда проистекает стремление врачей прописывать больным много дорогих лекарств, назначать дорогостоящие обследования и процедуры. Государство контролирует цены примерно на 20 % обращающихся на фармацевтическом рынке препаратов и за последние годы неоднократно проводило снижение цен. Однако регулируемые рынком цены на лекарства растут, иногда многократно. В подавляющем большинстве лечебных учреждений надбавки к цене отпускаемых лекарств достигают 30-40 %, далеко превосходя установленный государством норматив в 15 %. По данным Мирового банка, в 2003 г. расходы на лекарства в Китае составили 52 % всех расходов на здравоохранение, тогда как в большинстве стран они не превышают 15-40 %. При этом от 12 до 37 % назначений не вызываются необходимостью. Согласно обследованию одной больницы, проведенному в 2000 г., 80,2 % больных прописывали антибиотики, в том числе
58 % - по два и более препаратов. Плата за однократный курс лечения в стационаре порой превышает среднюю годовую зар-плату. С 1990 по 2004 г. расходы на амбулаторное лечение в больницах общего типа увеличились в 12 раз, на лечение в ста-ционаре - в 10 раз. Согласно данным статистических ежегодников по здравоохранению в Китае, за этот период среднегодовые заработки врачей увеличились в больницах центрального подчинения в 11,6 раза, в провинциальных - в 8,2, в окружных - 6,8, в уездных - в 5,5 раза.
Весной 2005 г. из уст заместителя министра здравоохранения Ма Сяохуа прозвучал тезис о необходимости при введении в эту сферу рыночных механизмов отстаивать ведущую роль государства. По существу это положило начало пересмотру прежних основных принципов и акцентов проводившейся в течение двух десятилетий реформы здравоохранения, которая главный упор делала на внедрении рыночных отношений. Развернулась широкая кампании в прессе за то, чтобы главную роль в решении проблем здравоохранения взяло на себя государство. В совместном докладе Центра исследований развития при Госсовете КНР и Всемирной организации здравоохранения за 2005 г. был сделан вывод: рыночная реформа здравоохранения в Китае в основном потерпела неудачу, прежде всего, вследствие излишней ори-ентации на рынок и недостаточной роли государства.
Руководство страны вновь оказалось перед дилеммой: в ка-ком направлении вести дальше реформу здравоохранения - в сторону ли дальнейшего разгосударствления, распродажи ле-чебных учреждений или, напротив, назад, в сторону прежней государственной медицины. Либо же пытаться как-то сочетать эти принципы. По существу такие споры не прекращались в течение всего времени реформ, но сегодня настал час, когда необходимо сделать принципиальный выбор. Особенную остроту этой проблеме придала серьезная эпидемия атипичной пневмонии в 2003 г., когда обнажились все недостатки китайского здравоохранения.
Один из ведущих теоретиков и проектировщиков китайских экономических реформ, заместитель руководителя Центра исследований развития при Госсовете КНР профессор Ли Цзяньгэ, непосредственно участвовавший при прежнем руководстве в реформировании системы здравоохранения, указывает на объективные финансовые и материальные трудности, с которыми сталкиваются преобразования. Так, в США в 2004 г. на нужды здравоохранения было потрачено 1,8 трлн долл. В Китае в том же году весь ВВП составил 1,6 трлн долл. При этом численность населения у США - несколько более 200 млн человек, а у КНР - свыше
1,3 млрд. Если рассчитать затраты на лечение и лекарства в Китае, исходя лишь из одной десятой части американской нормы, то на них не хватит всего китайского ВВП. В Китае медицинское страхование городских рабочих и служащих составляет в среднем на одного человека в год 2000 юаней. Если бы правительство взяло на себя задачу распространить данный норматив на все городское и сельское население (а такие предложения выдвигаются), то на это ушла бы вся расходная часть всех бюджетов центрального и местных правительств всех уровней.
Такие доводы, однако, убеждают далеко не всех. Оппоненты указывают на то, что за последнее столетие более 160 стран мира раньше или позже создали у себя различные системы социального обеспечения и медицинского страхования. При этом ни в Англии почти 100 лет назад, ни в США 70 лет назад, ни в Японии 68 лет назад экономические условия были вряд ли лучше, чем в сегодняшнем Китае. Но все они сумели, используя ограниченные финансовые ресурсы своего времени, обеспечить достойное лечение своих граждан. Отчего же Китай это сделать не в состоянии?
Определяя дальнейшие пути реформы здравоохранения, Пекин внимательно присматривается к опыту других стран с переходной экономикой, особенно Венгрии и Польши. Делегация Министерства здравоохранения КНР и Госкомитета по развитию и реформам, побывавшая в этих странах, нашла там немало полезного, особенно в отношениях лечебных учреждений с государством и рынком. Констатируется, что, при всей своей политической и экономической ориентации на Европу, к распространению рыночных отношений и приватизации на здравоохранение эти страны подходят очень осторожно. Если в экономике уровень приватизации очень высок, то полностью приватизированных больниц очень мало. В Венгрии после длительной дискуссии отказались от приватизации фонда социального страхования. Главным звеном реформы в Польше и Венгрии стало создание независимых общенародных фондов медицинского страхования. В Польше такой фонд получает средства, главным образом, от государства и предприятий и распространяет свои услуги на всех членов семьи лица, имеющего медицинскую страховку. Лечебные учреждения получают средства не непосредственно из государственного бюджета, но по контрактам с фондом медицинского страхования, в соответствии с проделанной работой. Этот метод, по мнению руководителя китайской делегации, является приемлемым и для Китая. Изучается и опыт других стран, в частности Испании и Бразилии. И здесь отмечается тенденция к возрастанию роли государства, прежде всего центрального бюджета, в финансировании здравоохранения и медицины при одновременном использовании различных форм кооперации с частным капиталом. Это способствует сокращению межрегиональных различий в обеспеченности населения, в осо-бенности пожилого, медицинскими услугами.
В августе 2006 г. Госсовет КНР создал координационную группу по реформе здравоохранения, куда вошли представители полутора десятков министерств и государственных комитетов. В конце 2006 г. большинство ведомств одобрили представленный Министерством здравоохранения проект, который предусматривал предоставление практически бесплатных медицинских услуг в коммунальных больницах почти всем городским жителям. Суммарные правительственные расходы при таком варианте оценивались в 269 млрд юаней.
В начале 2007 г. было принято решение привлечь к парал-лельной подготовке проектов реформы шесть независимых отечественных и зарубежных исследовательских центров, в числе которых были Пекинский, Фуданьский, Народный университеты, ВОЗ, Мировой банк, консалтинговая компания «Маккензи». Позже к ним подключились Пекинский педагогический университет и университет Цинхуа в кооперации с Гарвардским университетом.
В марте 2007 г. свою точку зрения на реформу здравоохранения обнародовало Министерство финансов КНР. Она сводилась к тому, что медицинские услуги должны быть платными, солидаризируясь тем самым с рыночной моделью.
В конце мая 2007 г. самостоятельные проекты были впервые совместно рассмотрены на совещании, созванном Госкомитетом по развитию и реформам, с участием министерств здравоохранения, финансов, труда и социального обеспечения и других ведомств. Большая часть представленных разработок ориентировались преимущественно на ведущую роль государства, меньшая - на рынок.
В июле 2007 г. Госсовет КНР опубликовал документ под названием «Руководящие соображения о развертывании экспериментальных пунктов базового медицинского страхования городского населения», который требовал увеличить число экспериментальных городов в текущем году до 79, а в 2010 г. охватить всю страну. Это означало, что правительство намерено использовать увеличение расходов в сфере здравоохранения, главным образом, на дотации населению, охваченному системой страхования, а не на увеличение вложений в государственные лечебные учреждения. Тем самым провозглашался курс на развитие рынка медицинских услуг.
Доклад Ху Цзиньтао на XVII съезде КПК осенью 2007 г. в большей мере делал упор на ответственности правительства за реформы в здравоохранении. Говорилось о необходимости укреплять общеполезный характер здравоохранения, повышать инвестиционную активность государства. На состоявшихся после съезда совещаниях было решено на основе имеющихся самостоятельных разработок подготовить новый сводный проект реформы здравоохранения «с китайской спецификой» и представить его на суд общественности. Проект должен был предусмотреть создание к 2020 г. системы, которая бы гарантировала предоставление базовых медицинских услуг всем жителям города и деревни.
Полемика между сторонниками преимущественно рыночной и преимущественно государственнической ориентации реформы в Китае не прекращалась. Последние выступали за установление низкой стоимости больничных услуг, за сокращение до минимума различий в ценах на отпускаемые лекарства при сохранении, однако, рыночной продажи патентованных и инновационных препаратов. Все больничное оборудование, должны были, с их точки зрения, централизованно закупать правительственные ведомства. Больницам предлагалось разрешить по-прежнему взимать плату за лечение, но весь доход перечислять вышестоящим здравоохранительным органам, которые ответственны за распределение ресурсов. Оппоненты государственнического подхода характеризовали его как возврат к плановой экономике, как путь к дальнейшему усилению коррупции.
На этом фоне в 2007 г. была принята Программа развития здравоохранения в 11-й пятилетке (2006-2010 гг.). В документе отмечались определенные достижения предыдущего пятилетия (2001-2005 гг.). Увеличилась средняя ожидаемая продолжительность жизни до 72 лет (на 0,6 года по сравнению с 2000 г.). Сократилась смертность среди новорожденных, младенческая смертность и смертность детей в возрасте до 5 лет. Усилилась работа по профилактике СПИДа, по выявлению и лечению больных туберкулезом и рядом других серьезных заболеваний. Значительно рас-ширились сети водопровода и канализации в деревне. Увеличи-лись инвестиции в здравоохранение. Укрепились системы кооперативной медицины в деревне и предоставления медицинских услуг на коммунальном уровне в городах.
Вместе с тем отмечалось наличие серьезных нерешенных проблем. СПИД начинает распространяться от групп риска к рядовому населению. Число больных туберкулезом превысило
4,5 млн человек. Не удается эффективно контролировать рас-пространение гепатита. Непрерывно появляются новые инфек-ционные болезни. Сотни тысяч людей страдают от шистосома- тоза, заболеваний, связанных с недостатком йода, флюороза. Численность людей, страдающих от злокачественных опухолей, заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем, диабета, травм и отравлений, составляет около 200 млн. Душевными расстройствами болеют 16 млн человек. Растет опасность профессиональных заболеваний. Невысок уровень охраны материнства и младенчества, особенно среди мигрантов, значительны его различия между городом и деревней. Жители деревни больше страдают от СПИДа, туберкулеза, гепатита, шистосоматоза и местных заболеваний. Лишь 18,5 % персонала волостных и поселковых здравпунктов имеют высшее образование.

Программа давала установки по развитию всех подсистем здравоохранения, определяла конкретные ориентиры на 2010 г. по дальнейшему увеличению ожидаемой продолжительности жизни и снижению смертности в разных возрастных группах.
Весной 2008 г. премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао в докладе о работе правительства на сессии ВСНП подчеркнул необходимость провести реформу здравоохранения с тем, чтобы обеспечить каждому доступ к базовым медицинским услугам. Центральное правительство заявило о выделении в 2008 г. на поддержку реформы и развитие здравоохранения 82,5 млрд юаней (около
11,7 млрд долл.), что на 16,7 млрд юаней превышало сумму, ассигнованную на эти цели в 2007 г., причем основная часть средств
предназначалась для укрепления низовых звеньев системы здравоохранения в городе и деревне.
Ряд депутатов, выступавших на сессиях ВСНП и НПКСК, приветствуя намерения правительства, возражали вместе с тем против государственной монополизации системы общественного здравоохранения, в частности, в таких ее составных частях, как охрана здоровья женщин и детей, профилактика, контроль над инфекционными заболеваниями, санитария окружающей среды, пропаганда здоровья, скорая помощь. Государству не рекомендовали вкладывать большие средства в капитальное строительство и крупное оборудование. В интересах создания недорогой и эффективной системы общественного здравоохранения правительству предлагали, используя методы рыночной конкуренции, покупать услуги медицинских учреждений. Вместо прямого вложения средств в систему медицинских услуг ему вменяли в обязанность инвестировать их в органы медицинского страхования, покупать страхование для своих граждан с тем, чтобы гарантировать больным свободу выбора лечебного учреждения и обеспечить равноправную конкуренцию между организациями, оказывающими медицинские услуги. Не участвуя непосредственно в руководстве лечебными учреждениями, правительство обязывалось способствовать развитию корпоративного управления, стимулировать привлечение как государственного, так и негосударственного капитала в развитие отечественного здравоохранения.
В апреле 2009 г. были официально опубликованы два доку-мента, направленных на ускорение развития здравоохранения в ближайшие годы: «Соображения ЦК КПК и Госсовета КНР об углублении реформы системы здравоохранении» и «Проект реализации в ближайшее время (2009-2011) ключевых программ в области фармацевтики и здравоохранения». Первый докумет был представлен на открытое общественное обсуждение в сентябре
2008 г. и вызвал большое число откликов с замечаниями и предложениями, которые были обобщены соответствующими ведомствами и предложены в качестве поправок.
За период 2009-2011 гг. намечено охватить все городское и сельское населения системой базовых медицинских гарантий: городского населения - базовым медицинским страхованием, деревенского населения - сельской кооперативной медициной. К 2010 г. нормативный размер дотаций по этим двум системам повышается до 120 юаней на человека в год, и соответственно несколько увеличиваются индивидуальные взносы. Предполагается приступить к созданию государственной системы базового обеспечения лекарствами. С 2009 г. начинается создание Всекитайского архива данных о здоровье населения. Предполагается развернуть реформу государственных лечебных учреждений, направленную на совершенствование управления и контроля за их деятельностью и повышение уровня оказываемых ими услуг. На все это за три года намечено ассигновать 850 млрд юаней. Облегчается бремя расходов по медицинскому обслуживанию, которое вынуждено нести население.
Таким образом, в этой важнейшей для всего населения страны социальной сфере устанавливаются рамки взаимодействия между государством и рынком при ведущей роли государства, которое берет на себя ответственность за общедоступное пользование всех слоев и групп общества основными медицинскими услугами, независимо от толщины индивидуальных кошельков. Вместе с тем система здравоохранения остается смешанной, что предполагает приток в эту систему капиталов различных типов собственности.

Медицинская статистика свидетельствует, что главные позитивные сдвиги в состоянии здоровья населения были достигнуты в дореформенный период существования КНР. За годы рыночных экономических реформ темпы перемен к лучшему стали не столь значительными. Так, резкое сокращение детской смертности имело место непосредственно сразу после провозглашения в 1949 году республики, а в 1980-е и 1990-е годы этот показатель менялся мало. Экономические успехи страны менее очевидно способствовали развитию здравоохранения. Темпы роста государственных расходов на здравоохранение в 1979-2004 годах были ниже темпов экономического роста, что вело к понижению доли этих расходов в ВВП.

Как видно из приведенных выше данных, удельный вес государства в расходах на здравоохранение в КНР составил в 2005 году всего 38,8%, тогда как по миру в целом он достигает 56%. На здравоохранение идет в КНР всего 1% государственного бюджета, тогда как в совокупности в странах мира с низкими доходами на эти цели расходуется 4,6% государственных средств. С начала реформ в 1978 году доля государства и нанимателей в структуре общих расходов на здравоохранение неизменно снижалась, а доля физических лиц - повышалась. В результате в 2004 году на государство приходилось только 17,1% расходов, на предприятия и социальные учреждения - 29,3%, а остальные 53,6% расходов на здравоохранение несли сами граждане 1 .

Среднедушевые затраты граждан на лечение растут значительно быстрее, чем их доходы. С 1998 по 2006 год в среднем за год в расчете на душу населения расходы на амбулаторное лечение увеличивались на 13%, а на больничное - на 11% 2 . По данным социологических опросов, население в Китае ставит дороговизну медицинских услуг на первое место среди всех социальных проблем 3 . Расходы на эти услуги составляют в среднем 11,8% семейного бюджета, уступая лишь расходам на питание и образование. В 2003 году чистый годовой доход крестьянина составлял в среднем 2 622 юаня, а средняя стоимость его пребывания в больнице достигала 2 236 юаней. Поэтому для большинства крестьян больничное лечение не по карману.

Возросло социальное неравенство в доступе к медицинским услугам. По данным исследования, проведенного Академией общественных наук Китая, 80% государственных ассигнований на медицину идет на обслуживание социальной группы, основу которой составляют 8,5 млн правительственных чиновников и партийных функционеров; 2 млн правительственных и партийных деятелей разного ранга пользуются долгосрочными отпусками по болезни. Из них 400 тыс. чел. проводят длительное время в специальных стационарах для лечения и отдыха, расходы на которые составляют 50 млрд юаней в год 4 .

Для городского населения в Китае существует система медицинского страхования. Однако из этой системы исключены учащиеся, лица, не имеющие постоянной занятости, безработные и приезжающие на работу в город жители села. Вплоть до недавнего времени обязательное медицинское страхование не распространялось и на работников негосударственных предприятий. Новый закон о трудовых контактах обязал предпринимателей обеспечивать своих работников медицинской страховкой. Ho многие из них уклоняются от этой обязанности, нанимая на работу преимущественно мигрантов и не заключая с ними трудового договора. По данным «Отчета об основных результатах 3-го исследования государственных здравоохранительных услуг», в 2003 году медицинская страховка полностью отсутствовала у 44,8% городских жителей и у 79% жителей села. Особенно велика доля лиц, не имеющих медицинской страховки, среди населения с низкими доходами. При этом она постоянно росла. В 1993 году не имели медицинской страховки примерно 50% городской бедноты, в 1998 году - 72%, а в 2003 году - 76%.

В деревне за последние годы проводится работа по созданию системы медицинского обслуживания на кооперативных началах. К концу 2007 года она охватила 730 млн чел., или 86% сельского населения. Однако система страдает от нехватки средств и не в состоянии оказывать поддержку жителям деревни в случаях серьезных заболеваний, требующих больничного лечения. Крестьянин вносит в фонд сельского кооперативного страхования годовой взнос в размере 10 юаней, а центральные и местные власти еще по 20 юаней на человека. Намечено из года в год расширять охват этой системой сельских районов и завершить ее распространение на территорию всей страны в основном до 2010 года 5 . Пока что 80% государственных ассигнований на здравоохранение направляется в город и только 20% - в деревню. В расчете надушу населения эти ассигнования составляют в городе в четыре раза больше, чем в деревне (38,3 юаней против 9,9 юаней). Полная или частичная утрата работоспособности из-за отсутствия своевременной и качественной медицинской помощи часто служит причиной бедственного положения крестьянской семьи. Средние расходы на лечение серьезного заболевания составляют 7 тыс. юаней (около I 000 долл.), что более чем втрое превышает чистый среднегодовой доход крестьянина.

В Китае идет острая дискуссия о причинах неудовлетворительного состояния здравоохранения и наиболее оптимальных путях выхода из него. Либеральные «рыночники» противостоят здесь не столько идеологическим «антирыночникам», сколько тем, кто, разделяя в принципе ориентацию экономики на рыночные отношения, не готов отдавать наиболее чувствительные для народа области полностью на откуп рынку и возлагает значительную долю ответственности за них на государство.

Либералы винят во всем прежнюю плановую систему хозяйства и ее пережитки. Плановая система, с их точки зрения, ответственна за то, что сфера услуг в деревне, как и аграрная сфера в целом, десятилетиями приносилась в жертву развитию тяжелой индустрии. Соответственно главная беда здравоохранения усматривается в том, что оно недостаточно включено в рыночные отношения. Формально все как будто обстоит благополучно. Рынок распределяет ресурсы. В область медицинских услуг допущен любой капитал. Создание новых структур и направление услуг определяются, главным образом, рыночным спросом. Ho фактически за два с лишним десятилетия реформ условия для создания негосударственных больниц так и не появились. Цены на медицинские услуги и лекарственные препараты по-прежнему контролируются государством. Их устанавливают не больницы, а соответствующие правительственные ведомства. Больницы же могут действовать лишь в определенном диапазоне цен.

По данным на 2003 грд, 96% больничных коек, оборудования и медицинского персонала сосредоточены в государственных медицинских учреждениях. Опираясь на долговременную поддержку правительства, немногие больницы сосредоточили у себя лучшие ресурсы и заняли монопольное положение, с которым не могут состязаться негосударственные медицинские учреждения. Такое положение признается ненормальным. Утверждается, что в условиях рыночной экономики невозможно сохранять заповедники нерыночных отношений, что у здравоохранения нет иного выбора, чем подвергнуться рыночному реформированию. Весомость этой позиции подкрепляется тем, что за ней стоят интересы национального и иностранного капитала, готового вложить в китайскую медицину миллиарды долларов и юаней, рассматривая ее как потенциально чрезвычайно выгодную для себя сферу приложения капитала.

Оппоненты рыночников, напротив, видят главные беды здравоохранения в утрате государственными лечебными учреждениями социальной значимости, в их чрезмерной погоне за материальной выгодой. Отмечается, что в государственных, некоммерческих лечебных учреждениях заработная плата и бонусы сотрудников, как и текущие расходы учреждений, в основном финансируются за счет их собственной коммерческой деятельности, доля же государственного финансирования не превышает 6%. Отсюда проистекает стремление врачей прописывать больным много дорогих лекарств, назначать дорогостоящие обследования и процедуры. Государство контролирует цены примерно на 20% обращающихся на фармацевтическом рынке препаратов и за последние годы неоднократно проводило снижение цен. Однако регулируемые рынком цены на лекарства растут, иногда многократно. В подавляющем большинстве лечебных учреждений надбавки к цене отпускаемых лекарств достигают 30-40%, далеко превосходя установленный государством норматив в 15%. По данным Мирового банка, в 2003 году расходы на лекарства в Китае составили 52% всех расходов на здравоохранение, тогда как в большинстве стран они не превышают 15-40%. При этом от 12 до 37% назначений не вызываются необходимостью. Согласно обследованию одной больницы, проведенному в 2000 году, 80,2% больных прописывали антибиотики, в т. ч. 58% - по два и более препаратов. Плата за однократный курс лечения в стационаре порой превышает среднюю годовую зарплату. С 1990 по 2004 год расходы на амбулаторное лечение в больницах общего типа увеличились в 12 раз, на лечение в стационаре - в 10 раз. Согласно данным статистических ежегодников по здравоохранению в Китае, за этот период среднегодовые заработки врачей увеличились в больницах центрального подчинения в 11,6 раза, в провинциальных - в 8,2 раза, в окружных - 6,8 раз, в уездных - в 5,5 раза.

Весной 2005 года из уст заместителя министра здравоохранения Ma Сяохуа прозвучал тезис о необходимости при введении в эту сферу рыночных механизмов отстаивать ведущую роль государства. По существу это положило начало пересмотру прежних основных принципов и акцентов проводившейся в течение двух десятилетий реформы здравоохранения, которая главный упор делала на внедрении рыночных отношений. Развернулась широкая кампании в прессе за то, чтобы главную роль в решении проблем здравоохранения взяло на себя государство. В совместном докладе Центра исследований развития при Госсовете КНР и Всемирной организации здравоохранения за 2005 год был сделан вывод: рыночная реформа здравоохранения в Китае в основном потерпела неудачу, прежде всего вследствие излишней ориентации на рынок и недостаточной роли государства.

Руководство страны вновь оказалось перед дилеммой: в каком направлении вести дальше реформу здравоохранения - в сторону ли дальнейшего разгосударствления, распродажи лечебных учреждений или, напротив, назад, в сторону прежней государственной медицины. Либо же пытаться как-то сочетать эти принципы. По существу такие споры не прекращались в течение всего времени реформ, но сегодня настал час, когда необходимо сделать принципиальный выбор. Особенную остроту этой проблеме придала серьезная эпидемия атипичной пневмонии в 2003 году, когда обнажились все недостатки китайского здравоохранения.

Один из ведущих теоретиков и проектировщиков китайских экономических реформ, заместитель руководителя Центра исследований развития при Госсовете КНР проф. Ли Цзяньгэ, непосредственно участвовавший при прежнем руководстве в реформировании системы здравоохранения, указывает на объективные финансовые и материальные трудности, с которыми сталкиваются преобразования. Так, в США в 2004 году на нужцы здравоохранения было потрачено 1,8 трлн долл. В Китае в том же году весь ВВП составил 1,6 трлн долл. При этом численность населения в США - несколько более 200 млн чел., а Китае - свыше 1,3 млрд чел. Если рассчитать затраты на лечение и лекарства в Китае, исходя лишь из одной десятой части американской нормы, то на них не хватит всего китайского ВВП. В Китае медицинское страхование городских рабочих и служащих составляет в среднем на одного человека в год 2 ООО юаней. Если бы правительство взяло на себя задачу распространить данный норматив на все городское и сельское население (а такие предложения выдвигаются), то на это ушла бы вся расходная часть всех бюджетов центрального и местных правительств всех уровней.

Такие доводы, однако, убеждают далеко не всех. Оппоненты указывают на то, что за последнее столетие более 160 стран мира раньше или позже создали у себя различные системы социального обеспечения и медицинского страхования. При этом ни в Англии почти 100 лет назад, ни в США 70 лет назад, ни в Японии 68 лет назад экономические условия были не лучше, чем в сегодняшнем Китае. Ho все они сумели, используя ограниченные финансовые ресурсы своего времени, обеспечить достойное лечение своих граждан. Отчего же Китай это сделать не в состоянии?

Определяя дальнейшие пути реформы здравоохранения, Китай внимательно присматривается к опыту других стран с переходной экономикой, особенно Венгрии и Польши. Делегация Министерства здравоохранения КНР и Госкомитета по развитию и реформам, побывавшая в этих странах, нашла там немало полезного, особенно в определении отношений лечебных учреждений с государством и рынком. Констатируется, что, при всей своей политической и экономической ориентации на Европу, к распространению рыночных отношений и приватизации на здравоохранение эти страны подходят очень осторожно. Если в экономике уровень приватизации очень высок, то полностью приватизированных больниц очень мало. В Венгрии после длительной дискуссии отказались от приватизации фонда социального страхования. Главным звеном реформы в Польше и Венгрии стало создание независимых общенародных фондов медицинского страхования. В Польше такой фонд получает средства, главным образом, от государства и предприятий и распространяет свои услуги на всех членов семьи лица, имеющего медицинскую страховку. Лечебные учреждения получают средства не непосредственно из государственного бюджета, но по контрактам с фондом медицинского страхования, в соответствии с проделанной работой. Этот метод, по мнению руководителя китайской делегации, является приемлемым и для Китая. Изучается и опыт других стран, в частности Испании и Бразилии. И здесь отмечается тенденция к возрастанию роли государства, прежде всего центрального бюджета в финансировании здравоохранения и медицины при одновременном использовании различных форм кооперации с частным капиталом. Это способствует сокращению межрегиональных различий в обеспеченности населения, в особенности пожилого, медицинскими услугами.

В августе 2006 года Госсовет КНР создал координационную группу по реформе здравоохранения, куда вошли представители полутора десятков министерств и государственных комитетов. В конце 2006 года большинство ведомств одобрили представленный Министерством здравоохранения проект, который предусматривал предоставление практически бесплатных медицинских услуг в коммунальных больницах почти всем городским жителям. Суммарные правительственные расходы при таком варианте оценивались в 269 млрд юаней.

В начале 2007 года было решено привлечь к параллельной подготовке проектов реформы шесть независимых отечественных и зарубежных исследовательских центров, в числе которых были Пекинский, Фуданьский, Народный университеты, ВОЗ, Мировой банк, консалтинговая компания «Маккензи». Позже к ним подключились Пекинский педагогический университет и университет Цинхуа в кооперации с Гарвардским университетом.

В марте 2007 года свою точку зрения на реформу здравоохранения обнародовало Министерство финансов КНР. Она сводилась к тому, что медицинские услуги должны быть платными, солидаризируясь тем самым с рыночной моделью.

В конце мая 2007 года самостоятельные проекты были впервые совместно рассмотрены на совещании, созванном Госкомитетом по развитию и реформам, с участием министерств здравоохранения, финансов, труда и социального обеспечения и других ведомств. Большая часть представленных разработок ориентировались преимущественно на ведущую роль государства, меньшая - на рынок.

В июле 2007 года Госсовет КНР опубликовал документ под названием «Руководящие мнения о развертывании экспериментальных пунктов базового медицинского страхования городского населения». Он требовал увеличить число экспериментальных городов в текущем году до 79, а в 2010 году охватить базовым медицинским страхованием в городах всю страну. Это означало, что правительство намерено использовать увеличение расходов в сфере здравоохранения, главным образом, на дотации населению, охваченному системой страхования, а не на увеличение вложений в государственные лечебные учреждения. Тем самым провозглашался курс на развитие рынка медицинских услуг.

Доклад Xy Цзиньтао на XVII съезде КПК осенью 2007 года в большей мере делал упор на ответственности правительства за реформы в здравоохранении. Говорилось о необходимости укреплять общеполезный характер здравоохранения, повышать инвестиционную активность государства в этом сегменте.

На состоявшихся после съезда совещаниях было решено на основе имеющихся самостоятельных разработок подготовить новый сводный проект реформы здравоохранения «с китайской спецификой» и представить его на суд общественности. Проект должен был предусмотреть создание к 2020 году системы, которая бы гарантировала предоставление базовых медицинских услуг всем жителям города и деревни.

Полемика между сторонниками преимущественно рыночной и преимущественно государственнической ориентации реформы в Китае не прекращается. Последние выступают за установление низкой стоимости больничных услуг, за сокращение до минимума различий в ценах на отпускаемые лекарства, при сохранении, однако, рыночной продажи патентованных и инновационных препаратов. Все больничное оборудование должны, с их точки зрения, централизованно закупать правительственные ведомства. Больницам следует разрешить по-прежнему взимать плату за лечение, но весь доход надлежит перечислять вышестоящим здравоохранительным органам, которые ответственны за распределение ресурсов. Оппоненты государственниче- ского подхода характеризуют его как возврат к плановой экономике, как путь к дальнейшему усилению коррупции.

Весной 2008 года премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао в докладе о работе правительства на сессии ВСНП заявил о необходимости провести реформу здравоохранения, с тем чтобы обеспечить каждому доступ к базовым медицинским услугам. Центральное правительство намерено выделить в 2008 году на поддержку реформы и развитие здравоохранения 82,5 млрд юаней (около 11,7 млрд долл. США), что на 16,7 млрд юаней превышает сумму, ассигнованную на эти цели в 2007 году, причем основная часть средств предназначается для укрепления низовых звеньев системы здравоохранения в городе и деревне.

Ряд депутатов, выступавших на сессиях ВСНП и НПКС, приветствуя намерения правительства, возражали вместе с тем против государственной монополизации системы общественного здравоохранения, в частности, в таких ее составных частях, как охрана здоровья женщин и детей, профилактика, контроль над инфекционными заболеваниями, санитария окружающей среды, пропаганда здоровья, скорая

помощь. Государству не рекомендовали вкладывать большие средства в капитальное строительство и крупное оборудование. В интересах создания недорогой и эффективной системы общественного здравоохранения оно призвано, используя методы рыночной конкуренции, покупать услуги медицинских учреждений. Избегая прямого вложения средств в систему медицинских услуг, правительство должно инвестировать их в органы медицинского страхования, покупать страхование для своих граждан, с тем чтобы гарантировать больным свободу выбора лечебного учреждения и обеспечить равноправную конкуренцию между организациями, оказывающими медицинские услуги. Избегая непосредственного участия в руководстве лечебными учреждениями, правительство должно способствовать развитию корпоративного управления, стимулировать привлечение как государственного, так и негосударственного капитала в развитие отечественного здравоохранения.

На этом фоне в 2007 году была принята Программа развития здравоохранения в 11-й пятилетке (2006-2010). В документе отмечались определенные достижения предыдущего пятилетия (2001-2004). Говорилось, в частности, об увеличении средней ожидаемой продолжительности жизни в 2005 году до 72 лет (на 0,6 года по сравнению с 2000 годом), о сокращении смертности среди новорожденных, младенческой смертности и смертности детей в возрасте до пяти лет, об усилении работы по профилактике СПИДа, выявлению и лечению больных туберкулезом и рядом других серьезных заболеваний, о значительном расширении сети водопровода и канализации в деревне, об увеличении инвестиций в здравоохранение и укреплении систем кооперативной медицины в деревне и предоставления медицинских х услуг на коммунальном уровне в городах. Вместе с тем отмечалось наличие серьезных нерешенных проблем. СПИД начинает распространяться от групп риска к рядовому населению. Число больных туберкулезом превысило 4,5 млн чел. He удается эффективно контролировать распространение гепатита. Непрерывно появляются новые инфекционные болезни и болезни, от которых страдают и животные, и человек. Сотни тысяч людей страдают от шистосоматоза, заболеваний, связанных с недостатком йода, флюороза. Численность людей, страдающих от злокачественных опухолей, заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем, диабета, травм и отравлений, составляет около 200 млн. Душевными расстройствами болеют 16 млн чел. Растет опасность профессиональных заболеваний. Невысок уровень охраны материнства и младенчества, особенно среди мигрантов, значительны его различия между городом и деревней. Жители деревни больше страдают от СПИДа, туберкулеза, гепатита, шистосоматоза и местных заболеваний. Лишь 18,5% персонала волостных и поселковых здравпунктов имеют высшее образование.

Программа дает установки по развитию всех подсистем здравоохранения, определяет конкретные ориентиры на 2010 год по дальнейшему увеличению ожидаемой продолжительности жизни и снижению смертности в младших возрастных группах и среди рожениц. Число больных СПИДом намечено удержать в пределах 1,5 млн чел., годовые темпы роста венерических заболеваний - в рамках 10%. Выявление новых заболеваний открытой формой туберкулеза легких предполагается довести до 75%, а эффективно пролечить - более 2 млн чел. Планируется также ограничить распространение гепатита В и ряда других болезней.

Программа ставит целью создание общедоступной системы базового здравоохранения. На первый план выдвигаются укрепление ведущей роли правительства, повышение его ответственности, реформа управления государственными медицинскими учреждениями, укрепление их общеполезного характера, предотвращение слепой погони за прибылью, облегчение бремени, которое несет население. Прокламируется параллельное развитие китайской и западной медицины, использование китайских и западных лекарств. Особое значение придается здравоохранению в деревне и на коммунальном уровне в городах. Поощряется также создание негосударственных лечебных учреждений.

Справку подготовил Яков Бергер.

1 Чжунхуа жэньминь гунхэго вэйшэн бу. 2006 нянь Чжунго вэйшн тунцзи тияо [Министерство здравоохранения Китайской Народной Республики. Основные статичтические данные по здравоохранению в Китае за 2006 г.]. Пекин, 2007.
2 Жэньминь ван. 2007. 27 апреля.
3 Чжунго шэхуй синши фэньси юй юйцзэ: 2007 [Анализ и прогноз социального положения в Китае: 2007]. Пекин: Шэкэ вэньсянь чубаньшэ, 2006.
4 Чжунго цзинцзи шибао, 2007. 11 марта.
5 Агентство Синьхуа. 2007. 2 ноября.

Традиционная китайская медицина является одной из древнейших методик лечения на всей планете, а ее история насчитывает более трех тысяч лет. Правда, только в последние шестьдесят-семьдесят лет западный мир заинтересовался научным объяснением эффективности ее методов и приемов. Многие основы лечения, применяемые в китайской медицине, признаны весьма действенными, кроме того, активно внедряются в лечебную практику западных врачей.

В чем же заключается основная суть китайского лечения?

Подход, который применяет медицина в Китае, в корне отличается от привычных западных идей о здоровье человека. В то время как специалисты из Европы лечат болезнь наряду с ее проявлениями, восточные представители уже на протяжении тысячелетий рассматривают человеческий организм в качестве единой системы, в которой абсолютно все взаимосвязано. Согласно мнению китайских врачей, самочувствие людей напрямую зависит от циркуляции энергии жизни Ци, а также от баланса женской составляющей Инь и мужского Ян. И если энергетический обмен вдруг нарушен, это непременно будет проявляться в форме болезней и недомоганий. Следовательно, необходимо лечить не симптомы, а причину, восстанавливая, таким образом, гармонию организма. Китая становится все более популярной у нас.

Столь непривычный подход приносит свои результаты. Так, по данным Всемирной организации здравоохранения, способы китайской медицины, действительно помогают в лечении более сорока различных заболеваний, начиная от астмы, заканчивая язвой и так далее. Но практическое освоение эффективности китайской медицины началось совсем недавно и, вполне вероятно, этот список будет в дальнейшем только пополняться.

С традиционной медициной Китая познакомимся поближе в данной статье.

Любопытным фактом служит то, что в Республике более полумиллиона медицинских учреждений предоставляют услуги народной медицины. В них входят также около девяноста процентов государственных и частных клиник широкого профиля. Траты на проведение лечения традиционными методами покрываются за счет обязательной для граждан Китая медицинской страховки.

Проведение диагностики согласно правилам китайской медицины

Западные специалисты во время диагностики опираются на результаты анализов, а также на аппаратные исследования и физический осмотр своих пациентов. Но традиционная медицина в Китае предусматривает совершенно другие правила и методы диагностики.

  • Осмотр пациента в Китае заключается в проверке его состояния. Врач смотрит не столько на признаки той или иной болезни, сколько на внешний вид, оценивая при этом цвет кожи и ногтей, состояние языка и белков глаз. Так как заболевание считается результатом нарушения равновесия, оно непременно проявляет себя любыми негативными изменениями во внешности, которые могут показаться вовсе не связанными с жалобами больного.
  • Выслушивание больного - еще один этап диагностики. Китайские врачи могут установить заболевание на слух, оценивая при этом звуки дыхания, звучание речи и темп голоса. Восточная медицина Китая интересует многих.

  • Не стоит удивляться в том случае, если врач начнет расспрашивать пациента не только об общем самочувствии, но и о душевном состоянии больного, либо его стремлениях и желаниях, а также об отношениях с близкими людьми. Темперамент, ровно как и характер пациента при определении лечения будет не менее важен, чем его общее физическое состояние. Чем еще интересна восточная медицина Китая и Индии?
  • Ритм пульса больного может также много сказать доктору о состоянии организма больного. Китайская традиционная медицина различает до тридцати сценариев пульса, которые соответствуют различным нарушениям.

Китайские врачи, помимо всего прочего, проверяют состояние суставов и мускулатуры, оценивая при этом кожу и проверяя, имеются ли отеки, какие-то мышечные блоки. На основании собранных сведений врач способен понять, что пошло не так, и назначить необходимое лечение, которое будет целенаправленно воздействовать не на болезнь, а сразу на весь организм. В Китае тибетская медицина очень развита.

Способы китайской медицины

Всегда подбирают индивидуально, потому что двух похожих людей не бывает. Вообще, индивидуальный подход в принципе служит краеугольным камнем в китайской медицине. Доктор выбирает комплекс способов, которые подходят не столько болезни, сколько самому человеку. Поэтому даже травяные сборы, активно использующиеся в китайской медицине, собираются для каждого больного в персональном порядке. В Китае насчитываются десятки различных методик лечения. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

Массаж

Восточные массажные техники славятся на весь мир. Медицина в Китае использует множество способов массажа, которые включают такие экзотические вариации как гуаша, представляющая терапию специальным скребком, который сделан из нефрита, а также туйна - техника, близкая к акупрессуре. В процессе китайского массажа специалист концентрируется на меридианах, то есть путях, по которым энергия Ци проходит по телу. Подобные массажи эффективно снимают боли, отеки и различные воспаления, позволяя, таким образом, глубоко влиять на ткани, улучшая кровообращение и обмен веществ в организме человека. Помимо этого, он может снимать мышечное напряжение, которое способно приводить к патологиям суставов, позвоночника, дыхания и пищеварения.

Что еще применяет народная медицина в Китае?

Вакуум-терапия

На сегодняшний день вакуумные массажи активно применяются в западной медицине, а также в косметологии, но его первоначальные основы прибыли к нам из Древнего Китая. Во время массажа используют банки различного диаметра. Доктор производит активные движения, передвигая банки по телу, оказывая воздействие на необходимые точки. Опираясь на восточную медицину, этот массаж способен улучшать движение энергетических течений. Западные же специалисты считают, что вакуум-терапия способствует укреплению капилляров, улучшая микроциркуляцию, что помогает организму выводить продукты распада. Вакуум-терапия ведет к укреплению защитных сил организма и часто применяется в целях профилактики инфекционных заболеваний.

Иглоукалывание в качестве эффективной терапии

У каждого из нас китайская народная медицина ассоциируется именно с иглоукалыванием, либо акупунктурой, то есть воздействием на активные точки тонкими инструментами. Таких точек у человека насчитывают больше трехсот, и каждая из них связана с тем или иным органом, либо системой организма. Иголки настолько малы и вводятся так неглубоко, что неприятных ощущений в процессе лечения, как правило, не бывает. Наоборот, акупунктура позволяет справляться с болевыми ощущениями. Она также эффективна против множества болезней внутренних органов, кроме того, справляется с нарушениями метаболизма, пониженным иммунитетом, бессонницей и некоторыми нервными заболеваниями.

Другие методики

Суть теплопунктуры (прижигания) состоит в том, что проводится воздействие теплом на определенную точку (акупунктуру) при помощи специальных сигар, которые наполнены лечебными травами. Часто применяются сигары с полынью. Иглоукалывание и прижигание проводятся вместе.

Сейчас китайские врачи используют 361 точку, хотя электропунктура дала толчок в развитии современной акупунктуры. Сегодня известно уже более 1700 точек.

Акупрессурой называется точечный массаж, который я вляется способом терапии и профилактики болезней с помощью давления пальцами на определенные точки на теле. Это разновидность рефлексотерапии. Является простым, безопасным и безболезненным методом лечения, поэтому его может освоить любой человек. Существует даже атлас точек, располагаются они по большому счету на ладонях и стопах.

Аурикулотерапию считают методом, при котором стимулируются точки ушных раковин для диагностики и для лечения организма. Воздействуют на активные точки иглоукалыванием или давлением пальцами. В Китае считают, что у человека связаны с внутренними органами.

Фитотерапия в Китае

Китайцы весьма активно используют терапию травами против самых опасных заболеваний. У нас фитотерапия также не менее популярна, правда, китайские доктора достигли совершенства в сочетании всевозможных сборов для достижения максимальной эффективности. Большинство трав, составляющих основу лечения в Китае, выступают адаптогенами, которые помогают организму справляться с воздействием окружающей среды, таким образом, они направлены на укрепление иммунитета, регулирование давления и уровня сахара в крови, а также приводят в норму процессы метаболизма. Фитотерапия в традиционной китайской медицине в Китае применяет такие растительные ингредиенты, как лимонник, женьшень, имбирь, ягоды годжи, пустырник, и многие другие.

В заключение

В заключение важно отметить, что непосредственно на долю народной медицины приходится около сорока процентов всех лечебных методов и способов. Она является крайне популярной не только на родине, но и во всем мире. Наблюдается тот факт, что в последние десятилетия Запад стал глубоко интересоваться древними способами и методами лечения. Почти все вариации медицины в Китае являются неинвазивными и не опасными с точки зрения травм, кроме того, обладают несущественным списком противопоказаний и побочных эффектов, оказывая крайне эффективное оздоравливающее воздействие на самочувствие и организм человека.

Вам также будет интересно:

Монгольское завоевание и его влияние на историю России
Рождение Монгольской империи . В начале XIII в. на Русь стали доходить смутные слухи о...
Знаменитые русские судебные ораторы Ораторы 19 века
Ораторское искусство помогает человеку донести до других свои мысли и убеждения ярко,...
Понятие «премия» и основания для ее выплаты Премия есть одной из самых
Накануне Дня российской науки в Москве наградили лучших популяризаторов и научных...
Волшебные ритуалы и обряды в полнолуние
Эта фаза Луны является самой сильной. В Полнолуние ритуалы на привлечение денег работают...