Сайт о холестерине. Болезни. Атеросклероз. Ожирение. Препараты. Питание

Душевнобольная женщина держит в страхе целый дом. Признаки шизофрении у женщин Душевный недуг - Господом возложенный крест


Здравствуйте!

Продолжая тему психических расстройств у женщин, хотел бы остановиться на более тяжелом чем невроз заболевании - шизофрении. Мне, если честно, всегда это заболевание казалось чем-то вроде существующем, но где-то там в другом измерении, в больницах, на подобии той, что показана например в к/ф "Кавказкая пленница" и никогда не мог подумать, что оно может быть так близко. Нашел интетресную статью на эту тему и советую всем с ней ознакомиться

Шизофрения у женщин - хроническое психическое расстройство, которое затрагивает эмоциональную и мыслительную сферу, способствует формированию характерного личностного дефекта.

Некоторые источники пишут, что шизофрения у женщин встречается реже, чем у мужчин. Ю. В. Сейку провел исследование, касающееся распространенности шизофрении у мужчин и женщин. Он обнаружил, что немного более 8 представительниц слабого пола из 1000 страдают шизофренией, и точно также приблизительно 8 мужчин на 1000 больны данным расстройством. Так что вероятность заболеть шизофренией не зависит от пола . О том, как проявляется шизофрения у мужчин, я уже писала в предыдущей статье.

ПРИЧИНЫ ШИЗОФРЕНИИ У ЖЕНЩИН

Шизофрения - заболевание, имеющее наследственную природу. Изучение генетического кода человека позволило обнаружить гены, отвечающие за возникновение шизофрении. Более того, за развитие данного заболевания отвечает не один, а несколько генов. Поэтому некоторые люди, несмотря на наличие у них «дефектных» генов, могут и не страдать психическим расстройством, в то время как их дети могут заболеть шизофренией.

Вероятность возникновения шизофрении у ребенка, если один из родителей страдает данным расстройством - около 14%, если же оба родителя больны, то риск еще выше - 46%.

Вот потому врач, подозревая у женщины шизофрению, обязательно будет расспрашивать о наличии психических расстройств у близких родственников. Это может быть как шизофрения, так и расстройство личности, дистимия, суициды.

Не только наследственность имеет значение в развитии данного недуга. Стрессы, употребление алкоголя, психоактивных веществ могут спровоцировать начало психического расстройства.

ШИЗОФРЕНИЯ У ЖЕНЩИНЫ ПОСЛЕ РОДОВ

У некоторых женщин первые признаки шизофрении возникают после родов и расцениваются как послеродовой психоз. В данном случае роды не являются непосредственной причиной болезни, они лишь запускают ее начало.

У такой женщины имелся отягощенный наследственный фон, а гормональные изменения, психологические и физические нагрузки, возникающие во время родов и в послеродовом периоде, стали пусковым механизмом. Даже если бы данная женщина не рожала, то велика вероятность, что рано или поздно что-то другое бы спровоцировало возникновение психического расстройства, ведь причина кроется не во внешних факторах, а в самой женщине, ее генах.

ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ШИЗОФРЕНИИ У ЖЕНЩИН

Основной возрастной период, когда начинается шизофрения - 20-25 лет. Иногда встречается шизофрения у детей, подростков или после 30 лет, но это бывает гораздо реже.

Как проявляется шизофрения у женщин? Первыми признаками могут быть:

  • навязчивости;
  • психопатоподобное поведение;
  • галлюцинации и бредовые идеи;
  • внезапная агрессия, раздражительность;
  • утрата прежних интересов, эмоциональная холодность.

Первыми признаками шизофрении у женщин могут стать внезапно появившиеся навязчивые страхи, действия, различные абсолютно бессмысленные ритуалы. Например, это может быть счет до десяти перед тем, как зайти в дом, трехкратное протирание стула прежде, чем сесть на него и т. д. Человек настолько погружается в свои болезненные переживания, что даже не обращает внимания на окружающих, их удивленные взгляды, не видит абсурдности своих действий.

Начальными признаками психического расстройства может быть появление беспочвенных опасений о наличии какого-то соматического заболевания (ипохондрические жалобы). Женщина может всячески расписывать проявления своей болезни, как правило, фантастической природы. Например, это могут быть глисты, которые мигрируют по всему организму, прогрызая себе путь, или гниение органов, течение крови по сосудам в обратном направлении и многое другое.

Если при соматоформных расстройствах пациенты «придумывают» себе симптомы, могут начинать «ощущать» новые симптомы после общения с другими больными, прочтения медицинской литературы, то при шизофрении пациенты описывают проявления болезни так, как им кажется, как это воспринимается их больным подсознанием. Чаще всего подобные жалобы наблюдаются при вялотекущей шизофрении.

Может быть также психопатоподобное начало болезни. Некоторые женщины начинают манерничать, громко хохотать, привлекая к себе внимание или, наоборот, плакать, вести себя неестественно. И это становится не единичным случаем, а часто повторяется.

Иногда данное психическое расстройство дебютирует с явлений деперсонализации. При этом женщина начинает говорить, что она сильно изменилась, что с зеркала на нее смотрит совершенно чужой человек, что вообще это не ее руки, ноги, нос, лицо, тело…

ГАЛЛЮЦИНАЦИИ И БРЕД

Иногда шизофрения начинается остро, с появления галлюцинаций, бредовых идей. Наиболее характерны слуховые галлюцинации. Женщине начинает казаться, что кто-то ее окликает, комментирует ее поступки, поведение, обсуждает ее.

Могут быть даже 2 голоса (по типу бога и дьявола), когда один голос осуждает, критикует, а второй, наоборот, вступается за нее. Более опасными являются слуховые галлюцинации императивного характера (отдаются приказы), таким голосам очень тяжело противостоять. Под действием таких галлюцинаторных переживаний больная может совершить самоповреждающие действия, представлять опасность для окружающих.

Еще одним проявлением шизофрении у женщин являются бредовые идеи. Характерен бред преследования, воздействия, отношения, ревности, физического недостатка :

  • бред преследования проявляется тем, что женщина начинает утверждать что за ней кто-то следит (соседи, сотрудники), преследует. Простые прохожие, идущие сзади, воспринимаются как агенты спецслужб, женщина начинает бояться выходить из дому, заходить сама в лифт, подъезд;
  • бред беспричинной ревности - больная начинает ревновать мужа без какой-либо объективной причины. В любовницы к мужу она может записать свою подругу, сотрудницу мужа, соседку, кого угодно. Одна больная у нас в стационаре в периоды обострения считала, что ее лечащий врач (женщина) является любовницей ее мужа и специально держит ее в больнице. Даже кидалась на врача, пыталась ее задушить. Когда обострение шизофрении прошло, больная поняла ложность своих убеждений;
  • бред воздействия является одним из наиболее характерных симптомов шизофрении у женщин. Больной кажется, что ее мыслями кто-то управляет, «вкладывает» их в ее голову с помощью магии, невидимых лучей;
  • бред отношения проявляется тем, что женщина уверена, что все вокруг обсуждают ее, критикуют, смеются над ней;
  • бред физического недостатка - внезапно женщина начинает находить у себя признаки уродства. Маленький, красивой формы нос воспринимается больной как огромный. Худая по всем стандартам и формулам женщина начинает себя считать чрезмерно толстой, садится на диету, ничего не ест. Никакие логические доводы не способны ее разубедить.

На начальных этапах шизофрении может появляться злость, беспричинная агрессия, больная может испытывать негативные чувства исключительно к близким и любящим людям, иногда возникает эмоциональное расщепление, когда к одному и тому же человеку женщина испытывает и ненависть, и любовь.

СТАДИИ БОЛЕЗНИ

Условно можно выделить несколько стадий шизофрении у женщин:

  • стадия начальных проявлений, когда болезнь только зарождается, присутствуют лишь отдельные симптомы;
  • развернутая стадия - расцвет психического расстройства, определяется множество симптомов болезни;
  • стадия дефекта - на смену галлюцинациям, бреду, неврозоподобным проявлениям приходят личностные изменения, апатия, мыслительные нарушения.

Не всегда болезнь протекает по данной схеме, у части больных эмоциональные нарушения присутствуют с начала болезни и только нарастают со временем. При некоторых формах шизофрении может не быть галлюцинаций или бреда.

ПРИЗНАКИ ШИЗОФРЕНИИ В ПОВЕДЕНИИ

В некоторых случаях можно обнаружить следующие признаки шизофрении у женщин в поведении: возникает эмоциональное уплощение, холодность, утрата прежних интересов. Может длительно сидеть на одном месте, ничего не делать.

Как распознать шизофрению у женщины? Если болезнь длится долго, это не составит труда.

Такая женщина становится безэмоциональной, ее ничего не интересует, даже, то, что лично ее касается. Она становится неопрятной, перестает за собой следить, мыться, готовить кушать. Может быть неаккуратно или вульгарно накрашена или вообще отказывается пользоваться косметикой. Может бросить учебу, уволиться с работы или просто перестать на нее ходить. Если есть муж, дети, то она может пренебрегать ними, своими обязанностями по отношению к ним.

ВЕДУЩИЕ СИМПТОМЫ ШИЗОФРЕНИИ У ЖЕНЩИНЫ

Не бред, и не галлюцинации, и даже не агрессия являются наиболее тяжелыми проявлениями психического расстройства. Самое худшее - происходящие личностные изменения. Шизофрения - неустанно прогрессирующая болезнь. Со временем человек теряет самого себя, свою собственную личность. Утрачиваются эмоции: радость, веселье, грусть, ненависть, гнев. Остается лишь апатия.

Женщине, длительно страдающей шизофренией, ничего не интересно: ни муж, ни дети, ни работа. Тяжелее всего приходится детям. Ведь им нужна любовь, поддержка, забота, поощрение, а этого мама дать им не может. Ведь ее переполняет равнодушие. Да, она может что-то делать, если это необходимо, если попросить ее об этом, однако в глубине души все это ей не интересно.

Безразличие часто распространяется и на исконно женские обязанности. И потому многие больные неопрятны, от них может плохо пахнуть, волосы не расчесаны, в доме не убрано и не приготовлено кушать.

Могут также возникать кататонические симптомы, они характерны для кататонической формы шизофрении. Женщина может замирать в одной позе (иногда очень неудобной), молчать, не реагировать на обращения к ней, не есть и не пить. Иногда больные копируют чьи-то движения, высказывания, могут пассивно подчиняться чьим-то инструкциями.

Не сразу, а спустя некоторое время от начала развития болезни (как правило, проходят месяцы, года) появляются изменения в области мышления. Человек может придумывать новые слова, называя ими привычные вещи, в мышлении появляется символизм (высказывания наполняются новым смыслом, могут обозначать совершенно иное). Могут присутствовать витиеватые выражения, длительные бесплодные мудрствования. Может обращать на себя внимание своеобразное соскальзывание: когда говоришь с человеком об одном, а он внезапно перескакивает на совершенно другую тему без какого-либо перехода. В запущенных случаях в речи больных определяются только отдельные фразы, не связанные между собой.

Несмотря на происходящие изменения, затрагивающие мышление и эмоционально-волевую сферу, интеллект остается на прежнем уровне. Все навыки, знания, полученные до начала болезни, женщина помнит и может их применить, если ее к этому побудить.

ЛЕЧЕНИЕ ШИЗОФРЕНИИ У ЖЕНЩИН

Лидирующей группой препаратов, применяемых для лечения шизофрении у женщин, являются нейролептики. Могут также использоваться антидепрессанты, ноотропы, тимостабилизаторы, витамины, однако их роль второстепенна.

Нейролептики действуют в следующих направлениях: они помогают ликвидировать галлюцинаторные переживания, бредовые идеи, кататонические проявления, агрессию. Таким эффектом обладают типичные нейролептики - тизерцин, трифтазин, галоперидол, аминазин.

Однако остаются еще куда более сложные симптомы - изменения в эмоциональной и когнитивной сферах. Приостановить их развитие гораздо сложнее. Чтобы замедлить нарастание личностного дефекта применяют атипичные нейролептики - кветиапин, рисперидон, оланзапин. Однако даже эти препараты не способны полностью остановить прогрессирование болезни.

Лечение шизофрении у женщин должно быть длительным. Этап активной терапии, направленный на ликвидацию острых проявлений болезни, длится, как правило, месяц-два. За ним следует этап стабилизирующего лечения: снижаются дозы применяемых нейролептиков, закрепляется полученный эффект. Длится он около 3 месяцев. Чтобы избежать рецидивов шизофрении, прогрессирования заболевания еще в течение как минимум полугода (а иногда и более) необходимо продолжать поддерживающее лечение.

Помимо медикаментозной терапии после того, как острые проявления психического расстройства будут купированы, больные шизофренией нуждаются в социальной адаптации, психотерапии. Необходимо, чтобы человек смог найти для себя подходящую работу или вернулся к прежней, чтобы близкие люди поддерживали его.

51 81 643 0

Не нужно путать два понятия:

  1. Психическое расстройство;
  2. Психическую болезнь.

Расстраиваться может каждый , в силу гормонального фона, перестройки организма, плохой ситуации, тотального невезения и по многим другим факторам и причинам.

Главный показатель, который есть в «расстраивании» – это временность.

С болезнью все гораздо хуже, тут «временность» заменяется на «безвременность». Вылечить психическую болезнь практически невозможно.

Если человек уверен, что он Наполеон, это навсегда. В лучшем случае его можно напичкать препаратами, провести курс лечения током и превратить в овощ. Но овощи просто молчат и не двигаются. Поэтому мы и не знаем, что у них в голове.

Чтобы заранее определить, болен ли человек, нужно знать основные признаки заболевания. Об этом мы расскажем в статье.

Кардинальное изменение личности

Мы все меняемся понемногу, и меняет нас окружение, время, опыт и интересы. Это нормально: что-то человек теряет, что-то приобретает.

Но если в один миг человек изменился кардинально, то это тревожный сигнал.

К примеру, банковский клерк, который ушел с работы таким, а пришел на работу на следующей день в костюме покемона. Конечно, это может быть прикол, ответ по проигранному спору или костюмированный вечер.

Если видимых причин для кардинального перевоплощения нет, есть скрытые мотивы.

Вы о них не знаете, но если человек не просто в костюме покемона, а считает себя таковым, то дело серьезное. Пусть он вошел в роль и доказывает всем свой артистизм, но скоро его запал должен закончиться.

Если запал не заканчивается – это явно первый признак психического заболевания.

Вначале может показаться, что человек забил на обязанности и на свои каждодневные функции. Он попросту забыл, что он что-то должен делать и совершенно не помнит как это делать.

Банковский клерк, который пришел на работу, но при виде отчетов, которые сделал вчера на половину, приходит в полный ступор. Он не понимает, как он это вчера делал. Он совершенно потерял навык.

Абсурдные идеи

Все признаки нужно брать компанией, а не выдергивать один из них и делать поспешные выводы, основываясь только на нем. Это касается данного признака. Абсурдность в идее может увидеть окружающий социум, если просто не дорос до понимания такой идеи.

Про многих гениев говорят, что они родились раньше своей эпохи. Мир еще был не готов принимать их идеи.

Следовательно, считали таких людей не просто чудаками, а безумцами, колдунами и дьяволами.

  • В свое время Джордано Бруно сделал ряд открытий, опередивших эпоху, в которой он жил. Он рассказал о том, что звезды, это солнца других галактик, а галактик во вселенной бесконечное количество. Только по истечении 300 лет на месте казни был воздвигнут памятник в честь легендарного ученого.
  • Галилео был таким же, но дожил до 77 лет, так как вовремя отрекся от своих открытий. Отрекался он от того, что земля круглая и вертится вокруг солнца, которое в свое время неподвижно.
  • А Никола Тесла ? Только недавно начали «сходить с ума» от электромобилей, а придуман он был почти сто лет назад. Тесла умер в 1943 году в полной нищете, оставив потомкам 300 изобретений.

Примеров можно приводить бесконечное количество, думаем, что суть уже ясна. Гениев, родившихся не в свой век, вычеркиваем из этого признака.

Клерк в костюме покемона бродит по офису, пустым взглядом встречает каждую папку, отчет и коллегу. Потом начнет предлагать безумные идеи. На возражения отмахивается и сообщит, что придумал заклинание.

Но отличить абсурдные идеи от не лишенных смысла реально для здорового человека.

Глубочайшая апатия

Здоровому человеку свойственно . Главное – уходить в себя на время и выходить вовремя и полным сил.

Бывает так, что здоровый человек путает день с ночью. Для этого есть определенные причины. Но когда человек спит днем, бодрствует ночью, кушает через каждые 10 минут или не ест сутками – это может быть невроз, но в сочетании с другими признаками – психическое заболевание.

Враждебность

Ненависть ко всему и ко всем. Когда бесит все сказанное и сделанное, и не сказанное и не сделанное.

Психически больные люди ненавидят всех, потому что все не вписываются в реальность больных.

Галлюцинации

Они могут быть как слуховые, так и зрительные. Человеку что-то видится и что-то слышится. Бывают медиумы, экстрасенсы и колдуны, у которых есть такая способность. Они слышат голоса умерших людей и видят призраков. Другое дело, когда человек разговаривает с вымышленным другом.

Больной человек не осознает что такое смерть. Он играет. К примеру, он может решить, что завтра улетает, поэтому сегодня он должен со всеми попрощаться, завершить все свои дела и раздать вещи.

Иногда кажется, что близкий человек сошел с ума.

Или начинает сходить. Как определить, что «крыша поехала», и вам не показалось?

В этой статье вы узнаете о 10 основных симптомах психических расстройств.

В народе ходит шутка: «Психически здоровых людей нет, есть недообследованные». Это означает, что отдельные признаки расстройств психики можно найти в поведении любого человека, и главное - самому не впасть в маниакальное выискивание соответствующих симптомов у окружающих.

И дело даже не в том, что человек может стать опасным для общества или самого себя. Некоторые нарушения психики возникают как следствие органического поражения мозга, которое требует немедленного лечения. Промедление может стоить человеку не только психического здоровья, но и жизни.

Некоторые симптомы, напротив, иногда расцениваются окружающими как проявления плохого характера, распущенности или лени, тогда как на самом деле они являются проявлениями болезни.

В частности, депрессию многие не считают болезнью, требующей серьезного лечения. «Соберись! Хватит ныть! Ты слабак, тебе должно быть стыдно! Прекрати копаться в себе и все пройдет!» - так увещевают больного близкие и знакомые. А ему нужна помощь специалиста и длительное лечение, иначе не выкарабкаться.

Наступление старческой деменции или ранние симптомы болезни Альцгеймера тоже могут принимать за возрастное снижение интеллекта или дурной характер, а на самом деле пора начинать искать сиделку для присмотра за больным.

Как же определить, стоит ли беспокоиться за родственника, коллегу, друга?

Признаки расстройства психики

Это состояние может сопровождать любые расстройства психики и многие из соматических заболеваний. Астения выражается в слабости, низкой работоспособности, в перепадах настроения, повышенной чувствительности. Человек легко начинает плакать, мгновенно раздражается и теряет самообладание. Нередко астении сопутствуют нарушения сна.

Навязчивые состояния

В широкий спектр навязчивостей входит множество проявлений: от постоянных сомнений, страхов, с которыми человек не способен справиться, до непреодолимого стремления к чистоте или совершению определенных действий.

Под властью навязчивого состояния человек может по несколько раз возвращаться домой, чтобы проверить - выключил ли он утюг, газ, воду, закрыл ли дверь на ключ. Навязчивый страх несчастного случая может заставлять больного выполнять некоторые ритуалы, которые, по убеждению страдальца, могут отвести беду. Если вы замечаете, что ваш знакомый или родственник часами моет руки, стал чрезмерно брезглив и все время боится заразиться чем-либо - это тоже навязчивость. Стремление не наступать на трещины на асфальте, стыки плитки, избегание определенных видов транспорта или людей в одежде определенного цвета или вида - тоже навязчивое состояние.

Изменения настроения

Тоска, подавленность, стремление к самообвинениям, разговоры о собственной никчемности или греховности, о смерти тоже могут оказаться симптомами болезни. Обращать внимание следует и на другие проявления неадекватности:

  • Неестественное легкомыслие, беззаботность.
  • Дурашливость, не свойственная возрасту и характеру.
  • Эйфорическое состояние, оптимизм, не имеющий под собой оснований.
  • Суетливость, говорливость, неспособность концентрироваться, сумбурное мышление.
  • Завышенная самооценка.
  • Прожектерство.
  • Усиление сексуальности, угасание естественной стыдливости, неспособность сдерживать сексуальные желания.

У вас есть повод для беспокойства, если ваш близкий начинает жаловаться на появление необычных ощущений в теле. Они могут быть крайне неприятными или просто раздражающими. Это ощущения сдавливания, жжения, шевеления «чего-то внутри», «шуршания в голове». Иногда такие ощущения могут быть следствием вполне реальных соматических болезней, но нередко сенестопатии свидетельствуют о наличии ипохондрического синдрома.

Ипохондрия

Выражается в маниакальной озабоченности состоянием собственного здоровья. Обследования и результаты анализов могут говорить об отсутствии заболеваний, но больной не верит и требует все новых обследований и серьезного лечения. Человек говорит почти исключительно о своем самочувствии, не вылезает из клиник и требует отношения к себе, как к больному. Ипохондрия нередко идет рука об руку с депрессией.

Иллюзии

Не нужно путать иллюзии и галлюцинации. Иллюзии заставляют человека воспринимать реальные объекты и явления в искаженном виде, тогда как при галлюцинациях человек ощущает то, чего в действительности не существует.

Примеры иллюзий:

  • узор на обоях кажется сплетением змей или червей;
  • размеры предметов воспринимаются в искаженном виде;
  • стук капель дождя по подоконнику кажется осторожными шагами кого-то страшного;
  • тени деревьев превращаются в ужасных существ, подползающих с пугающими намерениями и т. д.

Если о наличии иллюзий посторонние могут и не догадываться, то подверженность галлюцинациям может проявляться более заметно.

Галлюцинации могут затрагивать все органы чувств, то есть быть зрительными и слуховыми, тактильными и вкусовыми, обонятельными и общими, а также комбинироваться в любом сочетании. Больному все, что он видит, слышит и чувствует, кажется совершенно реальным. Он может не верить, что всего этого не чувствуют, не слышат, не видят окружающие. Их недоумение он может воспринимать как заговор, обман, издевательство, раздражаться на то, что его не понимают.

При слуховых галлюцинациях человек слышит разного рода шум, обрывки слов или связные фразы. «Голоса» могут давать команды или комментировать каждое действие больного, смеяться над ним или обсуждать его мысли.

Вкусовые и обонятельные галлюцинации часто вызывают ощущение неприятного свойства: отвратительного вкуса или запаха.

При тактильных галлюцинациях больному кажется, что его кто-то кусает, трогает, душит, что по нему ползают насекомые, что некие существа внедряются в его организм и там передвигаются или поедают тело изнутри.

Внешне подверженность галлюцинациям выражается в разговорах с невидимым собеседником, внезапном смехе или постоянном напряженном прислушивании к чему-то. Больной может все время стряхивать с себя что-то, вскрикивать, осматривать себя с озабоченным видом или спрашивать окружающих, не видят ли они чего-то на его теле или в окружающем пространстве.

Бред

Бредовые состояния нередко сопровождают психозы. Бред основывается на ошибочных суждениях, причем больной упорно сохраняет свою ложную убежденность, даже если налицо явные противоречия с реальностью. Бредовые идеи приобретают сверхценность, значимость, определяющую все поведение.

Бредовые расстройства могут выражаться в эротической форме, или в убежденности в своей великой миссии, в происхождении от знатного рода или инопланетян. Больному может казаться, что кто-то его пытается убить или отравить, обокрасть или похитить. Иногда развитию бредового состояния предшествует ощущение нереальности окружающего мира или собственной личности.

Склонность к собирательству или неумеренная щедрость

Да, любой коллекционер может оказаться под подозрением. Особенно в тех случаях, когда собирательство становится навязчивой идеей, подчиняет себе всю жизнь человека. Это может выражаться в стремлении тащить в дом вещи, найденные на помойках, накапливать продукты, не обращая внимания на сроки годности, или подбирать беспризорных животных в количествах, превосходящих возможность обеспечить им нормальный уход и правильное содержание.

Стремление раздавать все свое имущество, неумеренное транжирство тоже могут расцениваться как подозрительный симптом. Особенно в том случае, когда человек не отличался ранее щедростью или альтруизмом.

Есть люди, нелюдимые и необщительные в силу своего характера. Это нормально и не должно вызывать подозрений в шизофрении и других психических расстройствах. Но если прирожденный весельчак, душа компании, семьянин и хороший друг вдруг начинает разрушать социальные связи, становится нелюдимым, проявляет холодность к тем, кто еще недавно был ему дорог - это повод для беспокойства о его психическом здоровье.

Человек становится неряшливым, перестает следить за собой, в обществе может начать вести себя шокирующе - совершать поступки, считающиеся неприличными и недопустимыми.

Что делать?

Очень трудно принять правильное решение в том случае, когда возникают подозрения в нарушении психики у кого-то из близких. Возможно, у человека просто трудный период в жизни, и его поведение изменилось именно поэтому. Наладятся дела - и все вернется на круги свои.

Но может оказаться, что замеченные вами симптомы - проявление серьезного заболевания, которое нужно лечить. В частности, онкологические заболевания мозга в большинстве случаев приводят к тем или иным психическим нарушениям. Промедление с началом лечения может стать в этом случае фатальным.

Вовремя нужно лечить и другие болезни, но сам больной может не замечать происходящих с ним изменений, и только близкие смогут повлиять на положение дел.

Однако есть и другой вариант: склонность видеть во всех окружающих потенциальных пациентов психиатрической клиники тоже может оказаться расстройством психики. Прежде чем вызывать скорую психиатрическую помощь для соседа или родственника, попробуйте проанализировать собственное состояние. Вдруг начинать придется с себя? Помните шутку про недообследованных?

«В каждой шутке есть доля шутки» ©

Полное название сумасшедшего дома, известного сегодня как« Бедлам» — Бетлемская королевская больница. Эта психиатрическая больница в Лондоне стала частью города еще в XIV веке, хотя в те времена пациентов там было всего ничего. Это была первая больница, куда отправляли только пациентов, страдающих психическими заболеваниями.

В 1632 году Бедлам описали так: «Маленькая гостиная, кухня, две кладовки, длинный коридор и 21 комната, где лежат бедные психически нездоровые люди; на втором этаже — 8 комнат для прислуги и бедняков».

К концу XVIII века состояние заведения можно было назвать таким же плачевным, как и состояние пациентов. Доски пола подгнили, с крыши капало… Едва ли такая обстановка способствовала выздоровлению пациентов.

Популярное

По дороге в ад


Кто мог попасть в Бедлам? Строго говоря, стать пациентом психиатрической клиники в XVIII — XIX веке было очень просто: достаточно было подписи двух врачей, которые подтверждали, что пациентка действительно нуждается в лечении. Это был эффективный способ избавиться от неугодных родственниц или супругов. Женщины, чей социальный статус был ниже, а финансовые возможности меньше, были наиболее уязвимыми жертвами своих мужей и родственников-мужчин.

Диагноз большинства пациенток — «острая мания». Это психическое расстройство, для которого характерно патологически повышенное настроение, ускоренное мышление и чрезмерное стремление к деятельности. Другими диагнозами были депрессия, повышенная тревожность, постродовая депрессия, но бывало, что пациентками Бедлама становились и настоящие убийцы.

Такова, к примеру, история Элизабет Тью(Elizabeth Thew). На фото — женщина с милым лицом, в аккуратной одежде. В руках у нее — кружево. Ее перевели из тюрьмы в Бедлам за убийство своего двухмесячного ребенка. Судя по ее записям, она не верила, что психически нездорова, просто страдала от тяжелых эпилептических припадков. Спустя 10 лет она покинула клинику и получила прощение за свое преступление.

Сохранилось множество фотографий женщин из Бедлама. В XIX веке верили, что по лицу человека можно было определить, безумен он или нет.

Другая пациентка — Элайза Джосолин(Eliza Josolyne), 23 года, была помещена в Бедлам в 1857 году с диагнозом« перенапряжение». На фото она выглядит вымотанной и подавленной, на лице — следы повреждений. Элайза работала домашней прислугой, единственной в огромном доме на 20 комнат. Ей не удавалось поддерживать все комнаты в порядке, особенно в зимние месяцы, когда дом промерзал, и нужно было растапливать камины и зажигать светильники. Что порекомендовал бы психиатр Элайзе сегодня?

Психиатр Наталья Чернобыльская предполагает, что у Элайзы могло быть тревожно-депрессивный статус.
« Скорее всего, ей бы назначили успокоительные и, возможно, лёгкие антидепрессанты. И обязательно — смена обстановки: больничный или отпуск хотя бы на месяц. Если это невозможно, рекомендовали бы госпитализацию, потому что если человек принимает транквилизаторы, но ему по‑прежнему нужно в авральном режиме выполнять тяжёлый труд, эффект будет сомнительный».

В ее личном деле говорилось, что Элайза часто« наносила себе повреждения, стучалась головой о двери и стены, поэтому спать ей приходилось в комнате с мягкими стенами».

Сара Гарднер(Sarah Gardner), 26 лет, тоже прислуга из Лондона, хотела убить себя. Она была раздавлена сплетнями относительно себя и своего нанимателя, так как в то время для одинокой женщины работать на мужчину считалось постыдным, это вызывало много вопросов. Саре потребовалось всего несколько месяцев, чтобы ее признали полностью здоровой.

Эмма Ричес(Emma Riches), 27-летняя мать четверых детей, попала в Бедлам, когда ее младшему ребенку было всего четыре недели отроду. Диагноз — «родильное безумие», в наше время мы бы сказали« постродовая депрессия». Она страдала от этого заболевания после каждых родов и уже попадала в клинику ранее. На фото на ней« укрепленное платье», сшитое таким образом, чтобы его не могли порвать другие пациенты. «Она никогда не говорит и не проявляет интереса к чему-либо… Она даже не будет есть, пока ее не заставят, не одевается и не раздевается самостоятельно».

Неизвестно, как именно лечили Эмму, мы знаем только, что« лекарства были признаны неэффективными». Через год после пребывания в клинике ее депрессия прошла.

Но попасть туда можно было и гораздо проще. Причиной многих психических заболеваний считалось расстройство репродуктивной системы. В Викторианскую эру деторождение было смыслом жизни женщины. Случаи« меланхолии» наблюдались у женщин в менопаузе. А уж «истерию» доктора-мужчины видели повсюду. Они связывали ее с неправильным положением матки, и почти любое поведение могло считаться признаком этого« заболевания»: например, если женщина слишком оживленно болтала с подругами.

Было и заболевание, которое называлось« моральным безумием», которое тоже могло привести женщину в сумасшедший дом. Проще говоря, измена.

Лечение или пытки

Один из способов лечения назывался« ротационная терапия». Он был изобретен Эрасмусом Дарвином — дедушкой того самого Чарльза Дарвина. Смысл лечения сводился к тому, что пациента пристегивали к стулу, подвешенному в воздухе, и крутили. Часами. Это был мучительный и жуткий процесс, не приводящий ни к каким результатам, кроме помутнения сознания.


За этим процессом, кстати, могли наблюдать зрители. Достаточно было заплатить несколько шиллингов, и зрелище было обеспечено.

В XVIII и XIX веках пациентов окунали в ледяную воду, морили голодом и часто — били. Филантроп Эдвард Уэйкфилд, посетивший Бедлам в 1814 году, описывал, как он наблюдал голых, страдающих от голода людей, прикованных к стенам короткими цепями.

Другим способом лечения считалась холодная ванная, придуманная Джоном Монро, его придерживались на протяжении 40 лет, начиная с 1751 года. В XIX веке эту процедуру сделали« сезонной» и лечили пациентов таким образом только до наступления холодов.


Для некоторых« тяжелых» пациентов применяли рвотные препараты и слабительное в больших количествах, что могло даже привести к смерти пациентов.

Известно, что« меланхолию», которую связывали с менопаузой, лечили пиявками, которых помещали на лобок женщины. Женская сексуальность(говоря тогдашним языком, «эротомания» или« гиперсексуальность») лечилась холодными ваннами, душем и охлаждающими компрессами на область гениталий.

Французский врач Жан-Этьен Эскироль так описывал лечение женщины 15-минутным ледяным душем: «После него она тряслась, ее челюсти яростно дрожали, а конечности не могли удержать вес ее собственного тела, пульс был редким и прерывистым».

Еще одним« действенным» препаратом считалась ртуть. Ею лечили истерию, а еще она успокаивала пациентов, делая их вялыми и сонными.

К счастью, за 200 лет образ психиатрии радикально изменился, и от прежней беспомощности не осталось и следа.

). Христос в Евангелии неоднократно призывает своих последователей оказывать помощь как нищим, заключенным, так и больным (см. и др.).

Во-вторых, Церковное душепопечение основывается на христианском взгляде на личность человека. Личность в христианской антропологии рассматривается в единстве духовных, душевных и телесных проявлений. И это единство достигается только при условии преобладающего влияния сферы духа.
По словам преп. , «Дух твой, ищущий Бога Небесного, да властвует над душою и телом, назначение которых устроить временную жизнь». В этом единстве – здоровье и норма человеческого бытия.
По утверждению свт. , духовную сферу в человеке составляют: «благоговение и жизнь в страхе Божием, совесть, искание Бога», а архиепископ , известный врач-хирург, писал, что «духовность есть высшее достижение человеческой души».
Единство и гармония всех сторон человеческой личности, состояние, которое было дано человеку в его первозданной чистоте, затем было утеряно в результате пренебрежения законами духовной жизни, теперь является заданным человеку, искомым состоянием: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (I Фес.5:23).Это завещание ап. Павла проходит через все века,
Соответственно указанным сферам личности и всякая болезнь имеет, в первую очередь, духовную, а уже затем психофизиологическую природу.
Таким образом, главной пастырской заботой в деле душепопечения о больном человеке всегда было нахождение корней болезни человека в его духовной сфере и врачевание этой сферы духовными средствами.

И, в-третьих, церковное душепопечение основывается на историческом опыте социального служения душевнобольным самой Церкви.
В период после гонения на , начиная с IV века, стали появляться благотворительные учреждения и монастыри. Они стали первыми обителями врачевания. Например, всем известна широкая благотворительная деятельность св. (379г.+»), в то время, когда он был епископом Кесарии. Им была открыта и врачебница для душевнобольных, которая называлась Василиадою. Также и другие епископы организовывали в своих епархиях в разное время подобные врачебницы.

Пришедшие из Греции в России первые иноки принесли с собой не только врачебные знания, но и представление о врачевании как о подвижническом долге монахов. С момента крещения Руси врачевание находилось под непосредственным покровительством Православной Церкви. Великий князь Владимир в своем Уставе(996г.) объявлял больницы учреждениями, а «лечцов» (врачей) – людьми церковными, подвластными епископу. На Стоглавом соборе 1551 года Иван Грозный потребовал оказания содействия в призрении нищих и больных, к которым относились и «лишенные разума». По постановлению этого собора монастыри взяли на себя попечение о психически больных, в частности, совершивших преступления. Эти функции монастыри выполняли и раньше, но постановления Стоглавого собора уточнили и расширили их обязанности.

В этот период пастырского душепопечения господствовало религиозно-мистическое понимание всех психопатологических нарушений, психические болезни рассматривались как результат воздействия дьявола на душу человека или последствия первородного греха. Надо сказать, что даже в этот период у опытных духовников наблюдался дифференцированный подход к психическим больным. Их пастырский опыт позволял разграничивать патологические состояния людей, возникшие под воздействием демонских искушений, и переживания, явившиеся результатом болезненных природных процессов в психофизическом организме. Так, преподобный (VII в.) описывает признаки, по которым советует отличать «духовное прельщение» (духовное заблуждение) от душевных расстройств, развившихся «от естества».

С конца XVIII века в России стал происходить процесс секуляризации культуры и науки. В это же время от церкви начала отделяться и психиатрия, которая прошла период становления на основе рационалистических теорий. Человек и его душевные болезни стали областью исследования психиатрии как науки. Пастырское попечение о таких больных оказалось как бы и не нужным. Известные профессора, особенно за рубежом, высказывали свое отрицательное отношение к религии. Всякий немедицинский путь в постановке диагноза и лечение душевнобольных отвергался и порицался.

В начале XX века в психологии и психиатрии возникла необходимость целостного рассмотрения психических проявлений человека в норме и патологии, во всей полноте его духовного и психофизического бытия. В это время всем здравомыслящим психологам и психиатрам становится ясно, что все психиатрические рационалистические концепции и психологические обобщения не адекватны для объяснения религиозных переживаний. Ученые медики стали приходить к убеждению, что религиозный человек, его поведение, состояние и даже заблуждения должны восприниматься во всем целостном строе личности, который включает не только психофизиологическое, но и духовное бытие. Классик психиатрии С.С.Корсаков в 1901 году писал, что «каждому психически здоровому человеку присуще религиозное чувство». Религиозная потребность – это искание и неутолимая жажда Абсолютного, Вечного и Безусловного, искание Высшего Смысла. На западе «Сократом современности» Шелером издается в 1921 году «Существенная феноменология религии”, где делается попытка по возможности точно определить специфические черты религиозного переживания и дать анализ этих особенностей.

Такое развитие психиатрии, учитывавшей религиозные чувства и духовное бытие человека, было остановлено в России после октябрьского переворота 1917 года. Краеугольным камнем всякой науки, включая и психиатрию, стал воинствующий атеизм. Личность стала рассматриваться с психофизиологических точек зрения. Духовное понимание всякой болезни стало ненаучным и поэтому недопустимым. В Европе в XX веке психиатрия продолжала развиваться в основном на рационалистических идеях.

В последние годы по милости Божией в нашей стране стали вновь наводиться мосты между Церковью и психиатрией, которые освободились от тяжелого гнета тоталитарного атеистического государства. Стали проводиться научно-богословские конференции с участием духовенства и врачей-психиатров. В декабре 1995 года в Москве состоялся первый семинар по пастырской медицине с приглашением психиатров. В 1997 году в Свято-Даниловом монастыре проходил пастырский семинар, посвященный этой теме. В психиатрических клиниках и интернатах стали открываться домовые храмы. Больные и врачи получили возможность духовно окормляться у православных пастырей.
В связи с появившейся уникальной возможностью совместного попечения о больных людях, как со стороны священства, так и со стороны врачей-психиатров перед нами встает ряд серьезных задач. Одна из основных задач, стоящих перед пастырем и врачом-психиатром, это анализ всех сфер личности, всех слоев бытия человека в целом. И надо сказать, что в зарубежной практике стала аксиомой необходимость такой совместной работы пастыря и психиатра. Сегодня – это веление времени, диктуемое интересами больных и широкого всестороннего понимания человеческой личности. Такая совместная работа, безусловно, необходима в сложных случаях течения болезни, как на этапе диагноза, так и на этапе лечения.
Как пишет профессор Д.Е.Мелехов в своем труде «Психиатрия и проблемы духовной жизни»: «Перед духовником, а также перед психиатром, если он верующий человек, стоит первая задача – поставить «духовный диагноз», т.е. необходимо определить, что в этих страданиях человека имеет непосредственно духовную причину и подлежит лечению духовнику. Одновременно надо установить, что в его переживаниях оказывается проявлением душевной болезни, имеющей причину в нарушениях мозговой деятельности или всего организма, а потому требует врачебной компетенции. Как правильно отмечено в Настольной книге священнослужителя (т.8): «Этап установления духовного диагноза более ответственный, нежели определение наличия и вида психического заболевания. Сюда относится определение уровня духовного развития человека, выяснение глубоко скрытого в тайниках его души личного отношения к Богу и ко греху, способность его сопротивляться силе греха. Здесь необходима компетенция умного и опытного пастыря, который имеет особый дар, проявляющиеся либо как присущая ему духовная прозорливость, либо как результат обобщения духовного опыта Церкви. Апостол Павел называл его даром различения духов, перечисляя дары Святого духа: слово мудрости, слово знания, вера, дар исцеления, чудотворения, пророчества, различение духов(-II ) «.

При установлении духовного диагноза пастырь может встретиться с таким психическим расстройством, которое является результатом воздействия злых духов на человека. В Священном Писании в Евангелии от описывается яркий случай исцеления больного в Гадаринской стране, который был одержан злыми духами. Бесоодержимость ныне довольно распространенное явление. Два обстоятельства отличают бесоодержимого человека от первичного психотика. Первое – злые духи знают Бога и трепещут перед силою Креста Христова, молитвы, святой воды, Св. Христовых Таин. Второе – психические поведенческие расстройства у бесоодержимых людей носят оттенок насильственности. Отличительной особенностью также является критическое отношение к себе одержимого человека. После изгнания злого духа из страждущего человека у него наблюдается полная сохранность психического здоровья.
В практике пастырского душепопечения состояния бесоодержания имеют свои разграничения. Бесноватостью можно назвать состояние, когда человек теряет всякое самосознание. Одержимость же есть частичная плененность души злой силой. В обычной действительности мы становимся одержимы, когда порабощаемся своим страстям и порокам.
Архиепископ говорил по этому поводу: «Причины многих душевных болезней неизвестны ученейшим психиатрам. Не знаем мы и причины буйного помешательства. Но мне представляется несомненным, что в числе буйно помешанных есть известный процент подлинно бесноватых». Не потому ли в психиатрической лечебнице очень тяжелый «дух», что в ней есть такая категория больных, которая не переносит ничего церковного, будь то молитва, окропление Святой водой, запах ладана и т.д.

В социальной концепции Русской Православной Церкви (РПЦ) §11.5, принятой на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000г., указано, что «представляется одинаково неоправданным как сведение всех психических заболеваний к проявлениям одержимости, что влечет за собой необоснованное совершение чина изгнания злых духов, так и попытка лечения любых духовных расстройств исключительно клиническими методами».

Болезнь души – это сокровенная тайна. Архиепископ утверждал, что «на фоне душевных болезней разрушается тончайшая нервная ткань, и образуются пустоты, через которые душа становится наиболее уязвима к дьявольскому воздействию. Таким образом, возникшая от естества болезнь как бы обнажает душу». Не оттого ли определенные психопатологические проявления так явственно напоминают поведение одержимых. Для того чтобы можно было легче разграничивать, где случаи истинного психического заболевания, а где случаи психических расстройств, вызванных духовными причинами, священник и практикующий врач Сергей Филимонов в своей книге « , больница, больной» указывает на наиболее распространенные симптомы духовного заболевания у человека. В этой же книге отец Сергий как пастырь дает и советы духовно болящим людям, направляя их для излечения своих недугов в Лоно Святой Православной Церкви.

В своем повседневном служении пастырю приходится нередко встречаться и со случаями окормления психических больных. Эти случаи рассматривает такая богословская дисциплина как пастырская психиатрия. Архимандрит пишет, «что существуют состояния души, которые трудно определить категориями нравственного богословия и которые не входят в понятия добра и зла. Эти состояния принадлежат не к аскетической области, но к психопатологической и развиваются от плоти, от естества». В случае окормления психически больного пастырю необходимо попытаться определить, какое место религиозные переживания занимают в общей структуре личности человека. Как указывает проф. Д.Е. Мелехов, «они могут быть в случаях патологии непосредственным отражением симптомов болезни или могут быть проявлениями здоровой личности, и тогда при наличии болезни, они помогают больному сопротивляться ей, приспосабливаться к ней и компенсировать дефекты, внесенные болезнью в личность больного. Вот почему для врача недопустимо при исследовании больного «сходу» трактовать всякое религиозное переживание как патологию или заблуждение и тут же в процессе исследования начинать антирелигиозную пропаганду или демонстрировать свое элементарное, догматически-материалистическое отношение к религиозным исканиям и сомнениям своего пациента».

При остром протекании психического заболевания верующему больному необходима помощь, в первую очередь, психиатра. Пастырю оставляется возможность усиленной молитвы за такого больного, так как пастырские наставления в данный момент не могут быть восприняты страждущим адекватно. По мере его выздоровления «удельный вес» психиатрической помощи будет ослабевать, духовной – напротив, возрастать. Выше описанное лишь эскизно изображает такую сложную область знаний как пастырская психиатрия.

К сожалению, у некоторых священнослужителей сложилось мнение о нецелесообразности психиатрической помощи как таковой. Душевные болезни ими воспринимаются либо как результат воздействия злого духа, либо – как следствие греховного повреждения души. Опыт показывает, что такого рода пастырские умозаключения не улучшают психического состояния болящих пасомых. Приведем ответ старца, насельника Свято-Троице-Сергиевой Лавры, архимандрита Кирилла (Павлова) психически больной женщине на ее вопрос обращаться ли ей к психиатру или нет. Старец ей написал: «обратиться к психиатру можно, но надо и помолиться, чтобы Господь, если есть на то святая Его воля, через врача исцелил Ваше заболевание». В помощь священнику проф. Д.Е.Мелехов указывает в своих работах, какие психопатологические состояния могут быть поводом для обращения к медицинской компетенции.

С точки зрения пастырского душепопечения душевное заболевание, как и телесное, – это Господом возложенный крест ради спасения души человека. По поводу того, как нужно пастырю вести дело окормления душевно больных хорошо пишет прот. Владимир Воробьев: «Священник должен объяснить человеку, что болезнь душевная – это не позор. Это вовсе не какое-то вычеркнутое из жизни состояние, это – крест. Такой человек чего-то не может делать так, как делают здоровые люди. Но он может смиряться и должен смиряться. Он многого не понимает, но должен слушаться. И если такому больному удается объяснить, что он должен смиряться, тогда все в порядке. Он обязательно реабилитируется и сможет жить в Церкви благополучно. Для него не закрыто ни Царство Божие, ни благодатная жизнь…»

Традиционно принято считать, что большинство психотической патологии мало излечимо. Опыт показывает, что это действительно так. Но даже тяжело душевно больные могут жить благодатною жизнью в Церкви при условии сохранения у них здорового духовного ядра личности. На лицах таких больных видна особая печать просветленности и духовности, что делает их духовно красивыми и привлекательными.

Выше шла речь о душепопечении лиц с тяжелыми психическими расстройствами, которые могут иметь биологическую природу или быть связанными с одержимостью души злыми духами. Вместе с тем, существует большая группа психических расстройств, именующихся в клинике как «пограничная патология (т.е. принципиально обратимая). К этой группе относятся неврозы, депрессивные состояния, психосоматозы, психопатии и др. Страдания этих людей, как считает московский врач-психиатр Авдеев Д.А., являются во многом следствием их личностно-характерологического склада, который определяется духовными причинами. Роль и ответственность пастыря в окормлении таких больных, очевидно, резко возрастает.

Становление психотерапии, которая и должна врачевать вышеперечисленные психические расстройства относят обычно на конец XIX века. Нельзя не отметить, что долгое время перед тем психотерапевтическую миссию по праву несли священники. Как пишет известный врач-психотерапевт Невярович В.К. в своем труде «Терапия души»: «Психотерапия вобрала в себя и немало позаимствовала из пастырства и духовного врачевания (нравственное воздействие словом, сокровенность встречи, искренность и сопереживание страждущему и другие формы); вначале труд психотерапевта во многом напоминал труд священника (за исключением богослужения и таинств), только в миру… В святоотеческом учении содержатся настолько глубоко и убедительно раскрытые аспекты, касающиеся терапии души, что не обратиться к ним и не использовать их вместо сомнительного рода модных психотехник, где наряду с каплей истины море лжи, было бы не только не разумно, но и преступно»… В социальной концепции РПЦ в §11,5 говорится, что «нравственно недопустимы психотерапевтические подходы, основанные на подавлении личности больного и уничижении его достоинства. Оккультные методики воздействия на психику, иногда маскирующиеся под научную психотерапию, категорически неприемлемы для Православия».

«Психотерапия, наполненная духовным смыслом, святоотеческими высоконравственными идеалами, не только имеет право на существование, но, вне всякого сомнения, рано поздно должна занять решающее место в целительстве человеческой души, способствуя ее спасению через истинную Православную веру в лоне Святой Апостольской Церкви Христа», – считает Невярович В.К.

А вот как раскрывает смысл и суть психотерапевтического воздействия архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий): « Психотерапия, состоящая в словесном, вернее духовном воздействии врача на больного, – общепризнанный, часто дающий прекрасные результаты метод лечения многих болезней». Здесь делается акцент не на словесном, а духовном воздействии. Ибо не одухотворенное живительной силой духа слово есть пустая форма, шелуха. «Поэтому лишено всякого смысла говорить о духовном врачевании, если нет любви в сердце врачевателя, цельной веры, божественного горения и праведности на устах, но более в делах и реальной жизни», – пишет Невярович В.К.

В наше время резко возросло число душевнобольных людей, что является исполнением святоотеческих пророчеств, и в особенности их много в церкви. Сегодня люди ожидают от священнослужителей психотерапевтической помощи, которая является одной из форм духовной помощи, частью пастырского душепопечения. Главный врач одного из психодиспансеров Ивановской области в беседе со священником воскликнул: «Слава Богу, что открылось так много храмов, а то бы мы захлебнулись в потоке больных!»

Такая пастырская помощь особенно актуальна тогда, когда больной закрыт для неверующего врача, не доверяет ему, считая, что неверующий не может иметь правильных представлений о том, что происходит в его православной душе.
Таким образом, священник должен уметь оказать посильную психологическую помощь пришедшему к нему человеку и для этого ему необходимо обладать хотя бы минимальным набором начальных знаний в этой области. Для этого пастырь может обратиться к трудам святителя , который по праву считается Небесным Покровителем Пастырской Психологии как научно-богословского направления.

Роль пастыря в окормлении лиц с психическими расстройствами велика потому, что большинство психических расстройств, относящихся к области малой психиатрии – это болезни личности, возникающие, как правило, от игнорирования духовных потребностей, безбожия, духовной слепоты. Профессор Д.Е.Мелехов полагал, что в основе многих психических расстройств лежит несмирение. «Вера же есть смирение», – говорит св. Варсануфий Великий. Этому и должен, в первую очередь, научать пастырь своих пасомых.
Рассмотрим такое широко распространенное в наше время психическое расстройство как невроз. Как известно, невроз развивается ввиду конфликта личности с собой или другими людьми, т. е. это столкновение между желаемым и действительным. Чем мощнее это столкновение, тем острее протекает заболевание. Справедливо неврозы иногда называют запущенной формой страстей. Другими словами, грех определяет духовную почву для возникновения невроза. И поэтому невроз является чутким нравственным барометром и связь его с духовной сферой человека очевидна. По этому поводу священник писал: «…Нервность и т.д., мне кажется, просто виды греха, а, именно, гордости. Самый главный неврастеник – диавол. Можно ли представить неврастеником человека смиренного, доброго, терпеливого?»

По мнению профессора Д.Е.Мелехова компетенция психотерапевта – это рассмотрение психотравмирующих факторов или дефектов воспитания, компетенция духовника – помощь в преодолении нравственных причин болезни, мобилизация сил на активное противостояние ей, и, главное, помощь в покаянном раскрытии души к Богу, исторжение из души самих корней болезни.

Для врача, посвятившего себя психотерапии, важно иметь собственные духовные ценности, которые определяли бы его работу с пациентами. Без собственной духовной платформы врач не сумеет различить психосоциальные и биологические причины заболеваний от экзистенциональных, мировоззренческих. Если же врач-психотерапевт является православным, то по желанию и просьбе больного, он должен помочь ему найти путь к Богу. «В этом случае слово специалиста, – как пишет, исходя из врачебного опыта, Авдеев Д.А., будет подкрепляться благодатной силой Божией, укажет дорогу к тому, Который – Истина, Путь и Жизнь!»

Конечно, как правильно указывает игумен Евмений, у православного врача не должно возникать соблазна, навязывать религиозные ценности под видом психотерапевтической помощи. («Вам поможет только исповедь и Св. Причастие! Пока вы не примете Св. Крещение, я не буду Вас лечить!» и т.п.) Это является нарушением врачебной этики. Человек должен сознательно прийти к Богу, Церкви, Таинствам. Бог является только конечной целью всех устремлений человека, но не средством к достижению физического или психического здоровья.

Врач не должен подменять собой священника. Он лишь предшествует ему. «Доктор, как указывает врач Авдеев Д.А., иногда представляет собой «заслон» от того, чтобы пациент не впал в еще большие искушения и грехи (алкоголь, блуд, самоубийство)». Также и священник не должен подменять собою врача, оказывая духовную помощь лицам с психическими расстройствами.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать общий вывод, что совместная работа пастырей Церкви и врачей-психиатров в деле поддержания и сохранения психического здоровья населения – это давно назревшая необходимость, уникальная возможность сегодняшнего дня, требование людей и веление времени. Общими усилиями, доверяя и помогая друг другу, пастыри и врачи должны спасти наш народ от таких страшных бед, как повальная алкоголизация и наркотизация, от наплыва тоталитарных сект, оккультных врачевателей и психотехник, от постоянно растущей невротизации и психической деградации, корнем которых является бездуховность, потеря истинных ценностей и смысла жизни.
Какой будет Россия завтра, зависит во многом от нас с вами, пастырей и врачей, от нашей веры и духовности. С каждого из нас спросится за каждый нами прожитый день, за каждого человека, который обратился к нам за помощью и советом.

Используемая литература:
1) Новый Завет, изд. Московской патриархии, М. 1994
2) Настольная книга священнослужителя, т. 8, М., 1988
3) Юбилейный Архиерейский Собор РПЦ. Москва, 13-16 августа 2000 г. сб. докладов и документов, С.-Петербург, 2000
4) Проф. Архимандрит , Православное пастырское служение, изд. журнала «Вечное», Париж, 1957
5) игумен Евмений. Пастырская помощь душевнобольным, изд-во «Свет Православия» Макариев-Решемская обитель, 1999
6) священник Сергей Филимонов, Церковь, больница, больной, С.-Петербург, 1999
7) сб. Психиатрия и актуальные проблемы духовной жизни, М. 1997
8) Невярович В.К. Терапия души, М.,2000
9) Авдеев Д.А. «В помощь страждущей душе,»М., 2000.

Вам также будет интересно:

Готовим заливное из говядины: рецепт с фото
Мясное и рыбное заливное обычно готовится к праздничному столу, поскольку это блюдо служит...
Пикантный салат украсьте
В жизни довольно часто происходят какие-то праздничные события, и возникает необходимость...
Рецепт с курагой Овсяные хлопья с изюмом рецепт
Завтрак – самый важный приём пищи, и это уже давным-давно ни для кого не секрет. Пользу...
Как приготовить шницель из курицы на сковороде
;Хотите порадовать любимых и родных чем-нибудь вкусным? Приготовьте шницель из куриной...