Сайт о холестерине. Болезни. Атеросклероз. Ожирение. Препараты. Питание

Обеспечение клеток энергией

Маточные трубы, они же фаллопиевы

Прокуратура Башкортостана: «Преподавание башкирского языка вопреки согласию родителей не допускается Из истории вопроса

Что мы знаем о Дагестанской кухне?

Кремль не пошел на уступки татарстану по вопросу изучения языка в школах Сделать исключение для татарстана: сначала татарский, а потом изменения во фгосах

Монгольское завоевание и его влияние на историю России

Знаменитые русские судебные ораторы Ораторы 19 века

Понятие «премия» и основания для ее выплаты Премия есть одной из самых

Волшебные ритуалы и обряды в полнолуние

Как распознать ведьму — признаки, предупреждающие зло Сумеречная ведьма какая она магия

Из чего производят инсулин

Эстрада ссср Советские эстрадные певцы 60х 70х годов

Государственный комитет по чрезвычайному положению Мнение бывших участников гкчп

Публицистический стиль: примеры из книг

На какие вопросы отвечает подлежащее?

Всё, что Вам нужно знать о концертной фотографии. Концертная фотография: советы Александра Света Практика концертной фотографии

  • Сложность: Средняя
  • Время завершения: 4-5 часов
  • Требования: светосильный объектив, затычки для ушей и концерт!

Фотосъемка на концерте может стать серьезным испытанием для начинающих фотографов. Без правильного оборудования и реалистичных ожиданий, эта область может быть одной из самых неприятных в плане работы. Когда я начинал снимать концерты, я прочел все, что смог найти, чтобы подготовиться наилучшим образом, и все же большинство моих уроков дались мне нелегко. Если не говорить о методе проб и ошибок, здесь перечислены несколько вещей, которые должен знать каждый концертный фотограф.

Шаг 1: Правильный объектив

Во-первых, вам нужен светосильный объектив. Если данный термин вам не знаком, он используется для описания объективов с максимально широкой апертурой (наименьшее диафрагменное число). Вы можете использовать зум-объектив с максимальной диафрагмой f/2.8 или «фикс» с диафрагмой f/1.8. Для большинства моих концертных снимков я использую «фикс» 50мм f/1.4.

Использование вспышки - это вариант, но полностью полагаться на него вы не можете. Многие залы, группы и журналисты придерживаются правила «никаких вспышек первые три песни», или совсем запрещают использовать вспышку. Вот почему отлично начинать с «фикса». Он позволит получать большую резкость, и имеет большую светосилу.

Шаг 2: Скорость, и как её заснять

Во-вторых, держите в уме, что это пассивная форма фотографии. Вам не удастся управлять людьми или осуществлять какой-либо контроль над разворачивающимся действом. Ваше преимущество состоит в умении компоновать кадры на лету. События будут развиваться в бешеном темпе, и вам нужно будет успевать фиксировать их. Музыканты, имеющие опыт в выступлениях, скорее всего, имеют отработанный план действий и свой режим, или просто устраивают шоу, и передвигаются больше, чем все привычные для вас объекты съемки.

Как это чаще всего и бывает, самый простой ответ - верный; вам нужна короткая выдержка. Именно поэтому я делаю такой упор на светосильном объективе. С ним вы будете иметь возможность лучшим образом сфотографировать музыкантов с выдержкой, которую невозможно использовать с китовым объективом или иным, ограниченным по максимальной диафрагме, без потерь для экспозиции. Многие из моих любимых концертных кадров были сделаны на 1/160 секунды и на диафрагме f/2.0.


Шаг 3: Чувствительность - нет, не та самая

В третьих, учитывайте контекст и цель съемки ваших кадров при покупке нового оборудования и выборе настроек камеры. ISO играет важную роль, если мы говорим о возможностях вашей камеры и о том, как она справляется с шумами. Вы уже наверняка знаете, что чем выше ISO, тем более чувствителен сенсор вашей камеры к свету, и тем ярче станет ваше изображение за счет добавления большего количества зерна в кадр.

Многие из новых моделей камер имеют гораздо более высокую производительность на высоких значениях ISO с меньшим шумом и более качественными изображениями, так что это то, на что стоит обратить внимание, когда вы решите обновить вашу «тушку» или купить тот новый «фикс».

По этой же логике, учитывайте следующее: укороченная выдержка, полученная посредством увеличения ISO с 800 до 1600 (например, с 1/60 до 1/125) может иметь серьезное значение в плане получения резкого изображения, фиксирующего движение исполнителя, вместо размытого снимка. Многие издания и веб-сайты предпочтут резкое и немного шумное изображение размытой картинке без шума.


Шаг 4: Сделайте домашнюю работу

В-четвертых, это может быть не так захватывающе, как само шоу, но проведите некоторое исследование до того, как отправитесь на съемку. Вы сможете собрать множество полезной информации относительно того, как музыканты двигаются, что из себя представляет концертный зал, какое освещение используется, просто просмотрев фотографии предыдущих выступлений, что поможет вам сделать отличные снимки и превзойти других фотографов в зале.

Многие фотографы ведут блоги о выступлениях, которые они снимали, и дают в них советы и рекомендации, а также пишут рецензии о посещенных ими шоу. Эти записи - золотая жила для поиска информации; зачастую они содержат данные о конкретных настройках камеры и используемом оборудовании. Отличное место для начала - сайт Тодда Оуйанга (Todd Owyoung) I Shoot Shows .

Шаг 5: Будьте реалистичны в своих ожиданиях

Многих привлекает этот вид фотографии, маня обложками журналов и альбомов, ревущими толпами и встречами с рок-звездами. Я, определенно, не говорю вам о том, что вам стоит отказаться от своей мечты и оставить надежду, просто будьте терпеливы. Публикация в той или иной форме и встреча с любимой группой, безусловно, достижимые цели, но ожидать, что это случится в течение нескольких недель или даже месяцев с начала съемок, нереалистично и нечестно по отношению к вам. На то, чтобы адаптироваться, отточить свои навыки и сделать так, чтобы вас заметили, требуется время. Как только вы это сделаете, вы будете счастливы, что втянулись.

Шаг 6: Сохраните свой слух

Осмелюсь предположить, что если вы увлечены каким-либо типом концертной фотографии, вы также фанат музыки в том или ином виде. В противном случае, я снимаю шляпу перед вашей заинтересованностью в данном виде фотографии, ввиду того, какой вред она может нанести вашему слуху. На концертах громко, так что вам, возможно, стоит приобрести беруши. Даже если вы купите дешевую упаковку одноразовых, я настоятельно рекомендую вам сделать это, потому что это позволит вам продолжать наслаждаться музыкой еще несколько лет после того, как вы ступите на выбранный путь.

Это очень простой шаг, который может некоторым показаться неудобным, но потерянный слух может не восстановиться со временем, так что это очень важная часть концертной фотографии. Лично я использую ушные затычки для музыкантов ER 25 от Etymotic Research, которые подходят к моему уху, принимая нужную форму, и уменьшают шум на 25 децибел. Найдите пару, которая будет вам доступна и удобна, и носите ее вместе с фотооборудованием.


Шаг 7: Получите доступ

Конечная цель концертного фотографа состоит в составлении небольшой сети из журналистов и редакторов, с которыми он может работать. Журналисты помогут вам получить доступ на выступление, поскольку они работают на группы и лейблы. Однако сейчас вы сталкиваетесь с проблемой курицы и яйца в концертной фотографии. Вы не можете получить доступ на концерт без вышеупомянутых связей, но вы также не можете наладить эти связи без портфолио с отснятыми вами концертами.

Это не такая большая проблема, как может показаться. Если у вас нет концертного портфолио, вам просто нужно начать с самого низа. Вы можете связаться с группами или концертными залами, уточнив, не нужны ли им фотографии с выступлений, использовать преимущества бесплатных шоу или «баттлов» между группами, или же самостоятельно оплачивать билеты, пока вы не достигнете определенного уровня.

Предупреждение: концерты более популярных команд с дорогими билетами, вероятно, будут иметь фото-зону (секцию, огражденную барьерами), и на них потребуется фото-пропуск для осуществления съемки. Если вы проигнорируете данное предупреждение, охрана может вежливо попросить вас удалиться, если поймает за съемкой.


Шаг 8: Съемка шоу

Хорошо, вы зашли так далеко. Не многовато ли работы для простой съемки концерта? Возможно, но я пытаюсь помочь вам сделать все правильно в первые разы. Вы собрали сумку и проверили оборудование, и теперь вы готовы снимать вашего любимого музыканта.

Пожалуйста, прибудьте заранее и снимите «разогрев». Это важно по ряду причин - вы привыкнете к освещению в зале, вы зарядитесь настроением толпы, и что наиболее важно - вы попрактикуетесь в съемке в специфических условиях данного конкретного выступления, что позволит вам получить лучшие результаты для части хэдлайнеров.

Стоит также отметить, что часть «разогрева» не пользуется особым вниманием фотографов, так что они, вероятно, будут вам вдвойне благодарны за вашу тяжелую работу. Также учтите, что снимать стоит в RAW, т.к. это поможет вам вытянуть фотографии во время обработки в случае экстремальных условий освещения, с которыми вы можете столкнуться на концерте.


Вам, возможно, придется двигаться во время съемки, потому что делать все кадры с одной точки скучно, и это не поможет вам развиться. Проблема состоит в том, что чаще всего вам придется работать, пробиваясь через толпу, а большинство посетителей концерта предпочитают оставаться на своих местах.

Будьте вежливы, улыбайтесь, указывайте на свою камеру, когда необходимо, и просто спросите, можете ли вы встать на их место на одну или две песни, чтобы сделать несколько кадров. Не забудьте поблагодарить, когда закончите, и продолжайте двигаться. Это лучший подход, который я нашел, потому что никто не любит грубых фотографов, плечами и локтями прокладывающих свой путь в толпе.

Комфортно разместитесь рядом со сценой, выберите начальные настройки на камере (например, ISO 800, 1/125, f/2.0) и сделайте несколько снимков. Проверьте экспозицию и подстройте камеру соответственно. Вы, вероятно, найдете настройку, которая работает для большинства условий освещения в данном концертном зале, и вам нужно будет вносить лишь небольшие изменения в значения выдержки и диафрагмы, что позволит вам сосредоточиться на наблюдении за действом и выстраивании композиции снимков. Не забудьте повеселиться, в конце концов, это концерт, и если вы думаете, что упустили кадр, сделайте еще один.


Шаг 9: Что дальше?

Вы добрались домой, и выжили после всего этого пота, шума и столпотворения - но работа на этом не окончена. Если вы снимаете для издания или какого-либо блога, у вас, вероятно, есть срок сдачи материала. Даже если нет, вам все же нужно назначить его самому. Своевременная готовность снимков послужит созданию вашей хорошей репутации.

Поскольку это всего лишь общее руководство, я не буду вдаваться в детали касательно обработки, но я должен отметить, что в конечном итоге вы выработаете свой собственный стиль. Большая часть обработки будет выполнена в вашем любимом RAW-редакторе, таком как Aperture от Apple или Lightroom от Adobe.

Вам стоит следовать общим правилам журналистики в том, что касается улучшения качества фотографий без искажения сути событий, реально произошедших на выступлении. Суть в том, чтобы экспериментировать в пределах разумного.


Заключение

Концертная фотография - занятие очень веселое и полезное, но маловероятно, что она будет приносить вам достаточный доход, который позволит оплачивать счета исключительно этими изображениями. Если вы заядлый меломан или просто ищете другой путь для раскрытия творческой составляющей вашей фотографии, это стоит усилий, и это руководство должно помочь вам сделать первые шаги.

Тут нет никаких секретов и коротких путей, и может быть сложно измерить ваш прогресс, но вы будете счастливы, что вы занимаетесь этим и встречаете множество удивительных и интересных людей на вашем пути.

Статей про концертную фотографию в рунете очень мало, а хороших — вообще единицы.

Одну из таких действительно полезных и интересных статей в соавторстве написали четыре концертных фотографа:

Ксения Марушкевич (balsara ), Аскар Ибрагимов (_tsukasa ), Александр Войтехович (blyg ), Владимир Астапкович (astapkovich_v ).

Статья получилась в трех частях и рассказывает про все аспекты съемки концертов — от получения аккредитации, подготовки и проведения съемки до обработки концертных фотографий и презентации результатов.

Первая часть цикла «Концертная фотография» посвящена общим сведениями, аккредитации и обсуждению необходимой для работы фототехники.

Вступление

Эта статья адресована тем, кто решил попробовать свои силы в концертной фотосъемке, но мы также надеемся, что и опытные фотографы смогут почерпнуть для себя из этой статьи что-то полезное.

Может показаться, что съемка концертов подразумевает общение со звездами сцены, известность в фотографических кругах и публикации в прессе.

В этой статье мы попробуем рассказать, насколько это представление соответствует действительности, и что может быть полезно начинающему концертному фотографу.

Итак, запаситесь терпением, поскольку именно оно является одним из главных качеств, необходимых в концертной фотографии.

Большая часть вашего времени будет уходить не на съемку и общение со звёздами, а на ожидание — ответа промоутера, начала концерта, выступления следующей группы. Прибавьте к этому необходимость поиска контактов ответственных за фотоаккредитацию лиц, суету, связанную с требованием редакции прислать все немедленно, и тяжелую сумку, с которой вам придётся проводить на концерте когда пару часов, а иногда и весь день и вы получите примерное представление о рабочем дне концертного фотографа.

Если, несмотря не все эти сложности, у вас не пропал интерес к этому занятию, то начнём наше описание с самого первого шага.

Аккредитация

Прежде всего нужно получить разрешение снимать на концерте. Иногда достаточно доплатить, на некоторые небольшие концерты можно просто прийти с камерой.

Однако в большинстве случаев нужно исходить из того, что вам потребуется аккредитация, то есть особое разрешение. Оно чаще всего дает право бесплатно посетить концерт и снимать из «фотопита», зоны перед сценой, отгороженной от зрителей. Как узнать, у кого спрашивать?

Для начала поищите информацию об организаторе концерта и его контакты. Их знают ответственные лица в клубе или зале, где будет проходить концерт, они есть на сайте агенства или группы, наконец, её могут сообщить сами исполнители.

Администрация концертного зала, организатор выступления и исполнители обладают правом разрешить вам съемку. Если малоизвестная группа, возможно, просто будет рада, что их концерт хоть кто-то будет фотографировать, то по мере увеличения известности группы растёт и количество желающих получить аккредитацию.

Аккредитация возможна на большинство мероприятий, однако ваша заявка должна выглядеть убедительно. Предложите какому-либо сайту, занимающемуся публикацией обзоров концертов, подготовить для них набор снимков и краткий отчет. При этом, конечно, нужно показать уже имеющиеся фотографии, чтобы дать представление о ваших возможностях.

Это не обязательно должны быть концертные снимки — если вы делаете качественные ночные фотографии и портреты, то для многих тематических сайтов этого опыта может быть достаточно. Помните, что организаторы, которым будет отослан запрос на вашу аккредитацию, обращают внимание, аккредитуетесь ли вы от крупного печатного издания или мелкого сайта.

В случае больших концертов и фестивалей, только десятая, а то и сотая часть запросов на аккредитацию получает положительный ответ, так что мелкие сетевые или печатные издания, не имеющие ещё фотографий или отчетов с подобных мероприятий, имеют довольно плохие шансы. Организаторы концертов и фестивалей могут также иметь различные предпочтения в отношении целевой аудитории — одни дают аккредитации в первую очередь местным журналистам, а другие предпочитают международные издания.

Узкоспециализированные фестивали могут вообще не быть заинтересованы в фотографах вне ограниченного круга изданий. Смысл аккредитации репортеров на мероприятие состоит для организаторов в первую очередь в широкой и по возможности положительной рекламе проекта.

Что делать, если сайт, заинтересованный в вашей работе, найти не удалось, либо от знакомого вам издания уже аккредитуется другой репортер?

Не исключена возможность, что организаторы концерта или сама группа могут разрешить вам снимать в обмен на предоставление снимков для сайта группы или клуба. В этом случае подготовьте краткое письмо с адресом вашей страницы (блога или фотогалереи на популярном ресурсе) и характеристикой себя.

Напишите, например, что вы серьезный энтузиаст концертной фотографии, поклонник творчества этой группы и хотели бы запечатлеть этот концерт для нужд группы или организаторов. Приведите несколько ссылок на ваши лучшие фотографии.

Ссылку на плохо отсортированный набор снимков за последние несколько лет давать не следует — у организаторов не будет ни времени, ни желания на поиск действительно качественных фотографий, так что весь показательный материал должен располагаться непосредственно по адресу указанной страницы, причём фотографии известных групп, если они есть, должны быть видны в первую очередь.

Каких-либо особенных ритуалов и формальностей в процессе подачи заявки на аккредитацию нет – важно просто следовать здравому смыслу и деловой логике, не наседать слишком активно на ответственное лицо и быть готовым спокойно принять отказ.

Разумный формат письма можно представить в следующем виде: «я, такой-то, хотел бы получить аккредитацию на такое-то мероприятие от такого-то издания». Можно также кратко описать основную тематику сайта или журнала, тиража или статистику посещаемости, хотя эта информация не всегда интересует организаторов. В конце дайте ссылки на ваши лучшие фотографии и, конечно же, вашу контактную информацию. Часто издания предоставляют шаблон запроса аккредитации.

В случае положительного ответа не забудьте в кратчайшие сроки прислать группе и вашему изданию результат. Хорошие фотографии, понравившиеся музыкантам, могут оказаться на сайте, а если очень повезет – то и на афишах либо буклетах, что может способствовать дальнейшему успешному общению с данной командой и организатором концертов.

Стоит упомянуть, что в большинстве случаев материальных благ занятие концертной фотографией не приносит. Чаще всего вы будете работать за возможность бесплатных проходов на концерты и, возможно, бекстейдж.

Деньги могут принести: заказ съемки от группы; публикация в коммерческом издании, платящим гонорары; использование ваших фотографий в рекламе и продукции групп. Публикации на сайтах, содержащих концертные репортажи, и размещение снимков в небольшом разрешении на сайтах групп, как правило, не оплачиваются.

Однако в любом случае при размещении снимков должны быть указаны ваше имя и координаты, что может быть неплохой рекламой вас как фотографа. Не рассчитывайте на всеобщее признание с самого начала вашей карьеры, на то, что очень известные группы используют именно ваш снимок у себя на странице или на афише.

Если же ваш случай предполагает оплату – не дешевите. Вы тратите много сил и времени на получение снимков, и будет неправильно, если на ваших фото заработает кто-то другой, а заказывающий фотографии привыкнет получать их задаром.

Оцените, что ваш заказчик может вам реально предложить, и договаривайтесь – цена снимка может очень различаться, в зависимости от того, используется ваша фотография в небольшой заметке или на обожке диска. Но, с другой стороны, не будьте жадными – подарив известному музыканту качественный снимок, вы получите его расположение и возможность работать с ним дальше.

Фототехника и прочие полезные вещи

Если вы серьезно настроены регулярно фотографировать концерты, то при выборе камеры следует обращать внимание на уровень шума при высоких значениях ISO.

Один из главных врагов концертной съемки – слабое и быстро меняющееся освещение на сцене и, как следствие, необходимость использования высокой чувствительности при съемке, либо увеличение экспозиции снимка при постобработке.

При поиске сведений о камере и тестов на шумы можно воспользоваться страницами с обзорами и форумом сайта dpreview.com, к которому недавно добавился сайт dxomark.com. Не полагайтесь только на рекламу, обещающую слабые шумы до определённой чувствительности — это полуправда, так как при попытке высветлить тени шумы заявят о себе.

Низкий уровень шума при высоких значениях ISO позволяет делать фотографии даже при минимальном количестве света. Гитарист, стоявший в глубине сцены был сфотографирован на Canon 5D, 200/2,8 на 2,8, 1/200, ISO3200.
Фото: Battlelore
(c) А. Войтехович

Второе, что вам потребуется от камеры – умение снимать серии с высокой скоростью и большой объем буфера. На концертах некоторых особенно резвых исполнителей даже трёх кадров в секунду может быть недостаточно. Кроме того, обратите внимание на реальную скорость записи на карточку, поскольку при съемке серий в raw-формате она может оказаться очень важным фактором.

Общеизвестно, что карточек памяти никогда не бывает много. В среднем следует рассчитывать для начала на 200-300 снимков на каждую группу, а, если повезет снимать весь концерт, то и гораздо больше.

Важно, чтобы это были быстрые и надёжные карточки – обзоры по ним легко найти в сети. Скорость записи влияет на оперативности освобождения буфера камеры от очередной серии. Как правило, производители дорогих известных карточек, такие как Sandisk и Lexar, свои цены оправдывают.

Если на карточке осталось мало места, то лучше поменять её перед выступлением следующей группы, вместо того чтобы спешно производить замену в во время выступления.

Также не помешает иметь под рукой запасную флешку или две, если основная закончится в процессе съемки. Подумайте заранее, как вы будете менять карточки в условиях фотопита, и в чем их хранить – в кармане или фотосумке.

Если вам кажутся удобней карманы, то держите в одном заполненные карточки, а в другом чистые. Желательно, чтобы карманы надежно закрывались, поскольку когда вы будете перемещаться в фотопите или по территории фестиваля, есть вероятность того, что из открытого кармана драгоценный отснятый материал может выпасть.

Для хранения карточек в продаже можно найти, например, сумочки на две флешки, цепляющиеся на кольце к ремню, пластиковые боксы, кармашки и коробочки.

Альтернативой большому количеству флешек может стать так называемый «фотобанк» — устройства, представляющие собой жесткий диск с аккумулятором и картридером. Автономные и позволяющие освободить флешку за несколько минут, они могут вполне конкурировать по цене с несколькими дорогими флешками, при этом обладая заметно большей ёмкостью.

При выборе фотобанка следует обязательно узнать, с какой скоростью он будет читать карточки и поддерживает ли он вашу модификацию карты. Многие дешевые фотобанки будут копировать большой объем часами, тогда как хорошим показателем скорости будет являться 20 Мб/с и более. Очевидно, что время жизни батареи тоже имеет значение.

Фотобанки бывают как простые, с примитивным экранчиком, где выводится информация о процентах скопированного, так и усовершенствованные, позволяющие копировать со скоростью порядка 40 Мб\с и просматривать снимки в raw формате, хотя скорость просмотра raw файлов довольно невысокая и экран сильно уступает по качеству экрану камеры.

Фотобанки могут быть интересны в первую очередь людям, которым требуется снимать так много, что двух-трёх флешек явно не хватит. Второй случай, когда стоит задуматься о приобретении фотобанка — специальные поездки на многодневные фестивали, когда винчестеров ноутбука не хватает или вес ноутбука критичен.

Во время многодневных фестивалей, как WGT в Лейпциге, количество сделанных фотографий может исчисляться тысячами. В таких случаях выбор подходящего способа хранения фотографий очень важен.
(c) А. Войтехович

Одна из полезных мелочей, которые стоит иметь при себе всегда – чистящий карандаш для оптики, также известный по имени торговой марки Lenspen.

В объектив со сцены и со стороны зрителей могут попасть пот, вода, алкогольные и безалкогольные напитки. В этом случае вам будет чем заняться в ожидании следующей группы

Если вы собираетесь не просто на концерт одной группы, а на фестиваль, и планируете в процессе сьёмки менять обьективы, то непременно возьмите с собой фотогрушу для обдувания матрицы, чтобы у вас была возможность бытро почистить матрицу камеры. Это может показаться странным, поскольку многих фотографов пугает только одна мысль о чистке матрицы в полевых условиях, но часто это необходимо.

Фестивали на открытом воздухе обычно проводятся летом, и в сухую погоду в воздухе летает много пыли, так что есть опасность, что при смене обьектива в камеру залетит соринка, которая при следующем срабатывании затвора приземлится на матрице и основательно испортит вам фотографии. В этом случае вам пригодится фотогруша. Против мелких лёгких соринок она чаще всего не помогает, скорее наоборот, может добавить новых. Но небольшие пылинки заметны на фотографиях не будут, а большие и тяжёлые удаляются с помощью груши очень хорошо.

При работе на открытом воздухе, особенно в ветреную сухую погоду, советуем проверять чистоту матрицы после выступления каждой группы. Напомним вкратце, как это следует делать: возьмите лист белой бумаги, поставьте на камере максимальное диафрагменное число и отключите автофокус. Теперь сделайте кадр и проверьте, нет ли на снимке тёмных пятен от крупных соринок.

Мелкие точки в данных условиях вас не должны беспокоить — так как вы чаще всего будете фотографировать на открытой диафрагме, то небольшие пылинки на фотографиях видны не будут, ими вы можете заняться, когда вернётесь домой и сможете почитить матрицу в более удобных условиях.

Если у вас под рукой нет листа бумаги, то его можно заменить более-менее равномерно окрашенной стеной. После этой проверки не забудьте снова включить автофокус.

Фестиваль Mera Luna проходит на бывшем лётном поле, покрытом песком и сухой травой. В жаркую погоду очень велика вероятность, что при смене объективов на матрицу попадёт пыль.
Фото: Mera Luna 2008
(c)А. Войтехович

Стоит ли использовать защитные фильтры ? На ваше усмотрение, но учтите, что они могут снижать контраст снимков и давать допольнительные блики от жёсткого света, бьющего прямо в объектив.

При наличии фотопита о необходимости защитного фильтра ещё можно подумать, но если вы будете снимать из толпы, в условиях темного зала, забитого веселящейся и нетрезвой публикой, он просто необходим.

Экономить на фильтрах не стоит. В концертных условиях очень заметна разница между дешёвыми фильтрами, дающими блики и низкий контраст на снимках и дорогими, гораздо меньше влияющими на результат. Кроме того, последние притягивают меньше пыли, которой, как уже упоминалось, может быть немало в условиях концертов на открытом воздухе.

Таким образом, покупка качественного дорогого фильтра более чем оправдана.

Так ли нужны бленды ? Для некоторых объективов с конструктивными особенностями в виде сильно выступающей передней линзы это единственный метод избежать бликов и боковой засветки.

Конечно, блики можно потом стереть или постараться приглушить при обработке, но подобная ретушь – занятие неблагодарное, скучное, требующее навыка, и, безусловно, проще сразу исключить возможные блики.

Помимо светозащиты, бленда служит дополнительной защитой передней линзы объектива от повреждений. Бленды бывают пластмассовые, железные, резиновые и даже самодельные, которые можно вырезать из бумаги по имеющимся в сети выкройкам.

Преимущества резиновых бленд – их можно быстро сложить и развернуть, не надо снимать с объектива для одевания крышки. У них есть одинственный минус — они твердеют на морозе и гибкость возвращается только минут через пятнадцать.

Пластмассовые бленды менее удобны в транспортировке и хранении, но, будучи жестким продолжением объектива, лучше защищают от механических воздействий. Как правило, они спроектированы так, чтобы на них можно было безопасно поставить перевёрнутый объектив, что пригодится при быстрой смене оптики в полевых условиях.

На многих концертах использование вспышек запрещено организатором, обычно это оговаривается при получении аккредитации.

Если же такого ограничения не существует, либо вы намереваетесь фотографировать не только исполнителей, но и публику, то не помешает захватить с собой внешнюю вспышку. Хотя у большинства фотоаппаратов есть встроенная вспышка, возможности её очень ограничены.

Регулируя мощность и направление внешней вспышки, вы можете подстветить выступающих артистов. Это может быть особенно полезно, если на сцене нет тумана, который рассеивает свет и если исполнители стоят на самом краю сцены, когда софиты освещают их вертикально сверху, оставляя лица практически в тени и создавая глубокие тени.

Вспышка может быть также полезна и при съёмке концертов на открытом воздухе, когда яркое солнце образует тени на исполнителях.

При использовании вспышки важно помнить, что она не должна быть главным источником света, её влияние не должно искажать настроение, создаваемое освещением на свене.

Для этого вспышку необходимо установить на минус две, а то и на минус три ступени экспозиции, или минимальную мощность. Также не помешает использовать рассеиватели , которые бывают разных видов — от простой матовой пластинки, встроенной во многие вспышки, до пластмассовых насадок и небольших софтбоксов.

В полдень, при солнце, лишь слегка затянутом облаками, лицо исполнителя было в тени и только с помощью вспышки, установленной на минус две ступени, удалось получить равномерно освещённый снимок.
Фото: Project Pitchfork
(c) А. Войтехович

В ясную погоду, когда прямые лучи солнца падают на исполнителей, лица могут быть пересвечены, а тёмная одежда сливаться в сполошное пятно без структуры.
Фото: My Dying Bride
(c) Xeniya Balsara

При работе в клубах со слабым освещением на сцене можно использовать вспышку для получения интересных эффектов.

В этом случае нужно выставить на камере большую выдержку, установить синхронизацию вспышки по второй шторке, а мощность её увеличить. Вспышка зафиксирует исполнителя в движении, а смазанные следы, обусловленные большой выдержкой, добавят фотографии динамичности.

При использовании TTL-вспышек, использующих предварительный импульс для замера необходимой мощности основного импульса, могут возникнуть проблемы при часто меняющемся или пульсирующем освещении: предварительный импульс может замерить одно освещение, но во время основного импульса на сцене свет будет совсем другим.

В этом случае можно попробовать использовать ручную регулировку мощности вспышки, либо смириться с тем, что на части фотографий вспышка будет либо пересвечивать мотив, либо её влияние будет совершенно незаметно.

Обязательно стоит подумать, в чем будет носиться фототехника — в сумке или в рюкзаке . Из сумки в фотопите удобней доставать объективы и карточки, а рюкзак удобней носить. Существуют гибридные разновидности, которые можно использовать и как сумку, и как рюкзак.

Существенные моменты – переносное хранилище вашей фототехники должно быть удобным для быстрого использования и обеспечивающим защиту при пинках, роняниях, проливании всевозможных жидкостей и при дожде.

Сумка и рюкзак, которые вы используете для хранения техники, не всегда удобны на концерте. Если количество техники, которую вы берёте с собой, невелико, можно воспользоваться фотопоясом, который удобен тем, что не даёт нагрузку на спину.

Этот фактор следует учитывать на мероприятиях, длящихся несколько часов и при ограниченной возможности передвижения в зале. Вряд ли ли зрителям доставит удовольствие человек, который будет продираться сквозь толпу с сумкой размером с небольшой сундук, пусть даже и движимый чувством прекрасного.

Кроме того, из фотопояса технику легче и быстрее доставать, также с ним удобнее менять объективы в фотопите. Поэтому стоит заранее продумать, какое оборудование следует брать с собой и как разместить технику в пределах сумки или в фотопоясе.

Если у вас с собой один фотоаппарат и несколько объективов, то будет лучше наиболее часто используемый объектив оставить на камере, а оставшиеся объективы убрать.

Если же у вас с собою два фотоаппарата, то вы можете навинтить на их два чаще всего используемых объектива, например, широкоугольник и телевик, и использовать нужную камеру в зависимости от развития действий на сцене и в зале.

Так как носить долгое время на шее две тяжёлые камеры с тяжёлыми объективами довольно утомительно, то можно подумать заранее, какой камерой вы хотите пользоваться чаще всего. Эту основную камеру повесьте на шею, а ремешок второй перекиньте через одно плечо. Таким образом вы уменьшите как нагрузку на шею, так и вероятность ударов камер друг о друга.

Предварительно убедитесь, что камера не соскальзывает с вашего плеча и что в фотопите достаточно света, чтобы вы не споткнулись, поскольку при этом верятность уцелеть будет в первую очередь у камеры, висящей на шее.

Выбору объективов для концертной съемки посвящено много статей.

Зумы удобны возможностями мгновенно изменить фокусное расстояние, однако имеют несколько существенных недостатков – размеры, вес и отсутствие зумов светлее f/2.8. Достаточно типичные представители этого семейства – это 24-70/2.8 и 70-200/2.8.

Объективы темнее 2,8 для концертной съёмки в крытых помещениях малопригодны. Объективы с фиксированным фокусным расстоянием могут быть более резкими при открытой диафрагме, давать более красивое размытие, они компактнее и легче, хотя часто не намного дешевле.

Их основное достоинство — возможность адекватной экспозиции при слабом освещении когда светосилы 2.8 уже не хватает.

Главный недостаток этих объективов следует из названия – изменение фокусного расстояния невозможно, а ситуации на сцене могут меняться очень быстро.

Если при концертах с хорошим освещением или на открытом воздухе лучше использовать зумы, то какие объективы стоит брать с собой на концерт со сложным освещением – следует решить в зависимости от особенностей освещения, от поведения музыкантов, наличия и размеров фотопита и прочих условий данного концерта.

Фотографии, сделанные с использованием широкоугольных объективов, сильно искажают пропорции, но могут таким образом вносить динамику в снимок. На фотографиях, сделанных с использованием теле-объектива, пропорции более естественны, исполнителя можно запечатлеть более детально и лучше передать его эмоции во время концерта. Первая фотография сделана с фокусным расстоянием 200 мм, вторая — 17 мм.
Фото: Eisbrecher
(c) А. Войтехович

Использование перспективных искажений на широком угле способно не только добавить динамики, но и существенно усилить образ исполнителя.
Фото: Sotajumala
(c) Аскар Ибрагимов

Кроме того, широкоугольный объектив позволит захватить интересные световые эффекты и создать ощущение пространства, в котором находится музыкант.
Фото: Before the Dawn
(c) Аскар Ибрагимов

Телеобъектив часто применяется в съемках, где требуется эффектно совместить в кадре два плана.
Фото: Алисa
(c) Аскар Ибрагимов

Крайне редко бывает так, что по просьбе артиста или в силу устройства концертного зала фотографов пропускают только на один участок съемки, причем довольно далеко расположенный от сцены.

В данном случае вам будет крайне тяжело обойтись без лонгтома — объектива с фокусным расстоянием 400 мм и более. Поэтому, если вы знаете, что идете в зал, где вам не дадут близко подойти к сцене – не берите лишнюю технику. Телезумов 70-200 и 300-400 мм будет достаточно.

Первый объектив позволит снять общие планы, а второй поможет с крупными и средними. Это тот случай, когда вам может все-таки пригодиться монопод. Для вашего удобства, лучше всего навинтить на фотоаппарт 70-200 мм, а монопод в сложенном виде прикрепить к лонгтому.

С опытом, когда вы привыкнете к супертелевикам, вам, возможно, и не понадобится монопод, но на всякий случай лучше его иметь под рукой.

Порой на съемках без лонгтома просто не обойтись. Только фокусное расстояние в 600 мм позволило запечатлеть крупный план артиста
Фото: Vanessa Mae
(С) В. Астапкович

Не отчаивайтесь, если вам не разрешили снимать возле сцены. Имея лишь телезум 70-200, можно делать неплохие фотографии издалека.
Фото: Eagles
(c) Xeniya Balsara

На концерте Lacrimosa работники службы безопасности по каким-то причинам не разрешили фотографам заходить в фотопит. С фокусным расстоянием 200 мм и камерой, поднятой над головами зрителей, удалось сделать фотографии из глубины зала.
Фото: Lacrimosa
(c) А. Войтехович

Однако, вышеупомянутая ситуация, к счастью, довольно редко встречается и для большинства концертных съемок монопод – вещь ненужная. Чтобы заморозить движения выступающих, требуются выдержки порядка 1\200 и практически все используемые при концертной фотографии объективы позволяют при такой выдержке снимать с рук.

Кроме того, будет проблематично установить монопод в веселящейся толпе или на небольшом пространстве пита, где, кроме вас, есть и другие фотографы с сумками.

Заметим также, что монопод является длинномерным тяжелым предметом и может быть просто не допущен охраной в зал.

Наконец, следует обязательно иметь с собой беруши . Этот реквизит на самом деле не менее важен, чем камера и карточки памяти. Съемки проходят в шумном зале, более того – непосредственно под колонками.

Подготовка к съемке. Перед концертом. Съемка

От того как получить аккредитацию на концерт и с каким оборудованием на него идти, перейдем к главному – каковы же особенности концертной фотосъемки? Прежде всего, нужно определиться с той задачей, которая перед нами стоит. Что мы хотим получить в результате, и какие концертные фотографии можно считать по-настоящему качественными и удачными? С точки зрения композиционной и информативной составляющей, концертная съемка мало чем отличается, например, от групповой или портретной съемки. К ней во многом применимы те же самые правила.

На фотографиях с концерта должны быть представлены все действующие лица – исполнители, музыканты, люди из толпы, приглашенные на сцену. Фокусировка обычно выполняется по глазам исполнителя, как это делается в портретной съемке. Фотографии с нижнего ракурса способны добавить музыканту больше «мощи» и выразительности. Здесь можно использовать довольно стандартные принципы построения композиции.

Но у концертной фотографии все же есть важная особенность. Дело в том, что одного технического качества снимков, фотографий исполнителей крупным планом и общих планов музыкальной группы тут недостаточно. Такими снимками с концертов уже набита вся сеть. В концертной фотографии важно другое – передача эмоций, переживаний музыкантов и их поклонников. От Вас требуется запечатлеть на фотографиях наиболее динамичные и эмоциональные позы, подмечать интересные детали на исполнителе (прическа, одежда, макияж), показать что-то необычное и новое.

Неординарные снимки, на которых переданы эмоции музыкантов, даже пусть с небольшими техническими огрехами ценятся высоко. Соответственно, во время съемки концерта имеет смысл снимать с как можно большего количества ракурсов, пробовать различные построения кадра и в то же время необходимо постоянно следить за тем, что происходит на сцене. Не стоит забывать и о съемке поклонников группы, их яркие и интересные фотографии помогут передать общее настроение концерта.

Если же говорить о технических особенностях концертной съемки, то первое с чем сталкивается любой фотограф – это трудности получения резких кадров в условиях, когда освещение слабое или постоянно меняется, а сами исполнители на сцене двигаются из угла в угол. Съемка в движении, на ходу – не лучший вариант. Наоборот, следует сделать все возможное, чтобы надежно зафиксировать камеру в руках. Нужно привыкнуть фотографировать с задержкой дыхания и буквально замерев на месте.

При подготовке к съемке музыкальной группы или артиста имеет смысл просмотреть галереи концертных съемок или видео выступлений на их официальном сайте, чтобы понять для себя, как данные исполнители ведут себя на сцене. Это поможет заранее определиться с тем, какое место занять в фотопите, чтобы получить фотографии музыкантов с наилучшего ракурса. Для повышения шансов на то, что хотя бы несколько фотографий окажутся резкими, стоит снимать сериями по несколько кадров.

Во время концертной съемки из-за нехватки света фотографу приходится делать выбор между смазанностью картинки и шумами. Шумы – это меньшее зло в данном случае, поскольку их можно будет частично убрать в процессе постобработки. Смазанность же изображения исправить впоследствии очень трудно. В этой связи лучше снимать на высоких значениях ISO, нежели стремится увеличивать выдержку. Как правило, приходится использовать чувствительность в районе 1600 единиц ISO.

Снимать следует на открытой диафрагме, чтобы добиться адекватной экспозиции. Выдержку же придется подбирать в зависимости от того, двигается ли снимаемый объект и насколько фотоаппарат надежно держится в Ваших руках (присутствует ли «шевеленка»). В любом случае здесь действует правило — выдержка должна быть короче обратного фокусного расстояния. Для съемки активно движущегося музыканта на сцене понадобятся выдержки короче 1/160 сек. В случае же если Вы фотографируете так называемый «хедбенгинг», то есть размахивание длинными волосами, потребуются использовать выдержки уже короче 1/400 сек. Управлять точкой фокусировки рекомендуется в ручном режиме, поскольку встроенная автоматика камеры просто не сможет распознать, какая из деталей кадра представляет для Вас наибольшую ценность.

Концертная фотография предполагает умение работать со светом. Фотограф должен смотреть на освещение сцены каждый раз, когда он начинает снимать. Во время концерта Вы столкнетесь с постоянным изменением освещения. Как правило, это несколько повторяющихся наборов света. Поэтому Ваша задача будет состоять в том, чтобы осуществить выбор правильной экспозиции в соответствии с меняющимися условиями освещения.

Параметры съемки придется менять под конкретное освещение для получения резких, качественных кадров. Для этого Вам придется использовать точечный замер экспозиции и постоянно обращать внимание на гистограмму, чтобы убедиться в том, что Вы не недоэкспонировали или переэкспонировали снимок. Конечно, очень сложно находить оптимальные настройки буквально на лету, но это приходит с опытом.

Помимо работы со светом, в концертной фотографии очень важен фон, на котором происходит то или иное событие. В этом плане бывает очень интересно, когда во время выступления включают дымовые машины. Дым, освещаемый разноцветными софитами, может быть великолепным фоном, способным улучшить общее восприятие снимка. Он скрывает малопривлекательные конструкции на заднем плане и в то же время прекрасно рассеивает свет, благодаря чему жесткие тени или пересвеченные участки на лицах музыкантов пропадают. Однако дым на сцене может быть и злейшим врагом фотографа. Ведь когда дыма на сцене очень много, музыканты могут буквально пропасть в нем.

Снимать концертные выступления лучше в формате RAW. В этом случае данные сохраняются в 12-14 бит, что в последующей обработке предоставит Вам больше возможностей для улучшения экспозиции. Съемка в формате JPEG будет оправдана только при съемке тех концертов, где присутствует постоянное и качественное освещение для достижения идеальной экспозиции кадра.

Обычно такие условия возникают на open-air фестивалях, то есть на концертах, проводимых на открытом воздухе. Подобные мероприятия, кстати, являются хорошей возможностью снять качественные снимки выступлений при хорошем освещении, что бывает далеко не всегда в концертной фотографии. Формат JPEG также позволяет снимать максимально быстрыми сериями, что в некоторых ситуациях может быть очень востребовано.

В конечном счете, успех концертной фотографии заключается в том, чтобы выхватить камерой какой-либо интересный эпизод или момент из целого потока событий. Это требует предельной концентрации, сосредоточения и опыта, а также умения предсказывать то, что будет происходить на сцене в следующую секунду. Нужно быть очень внимательным к происходящему и быть готовым к тому, чтобы моментально реагировать. С опытом Вы будете быстрее успевать за событиями и сможете размещать в кадре больше интересных деталей.

После съемки, когда фотограф просматривает отснятый материал, из нескольких сотен кадров достойными и интересными обычно оказываются всего не более десяти. Эти кадры отличаются выразительностью, своей энергетикой и передачей атмосферы выступления. Технические моменты при оценке фотографий играют скорее второстепенную роль.

Напоследок, стоит сказать пару слов об обработке отснятого материала. В большинстве случаев постобработка сводится к борьбе с шумами, присутствующими на снимках. Существует множество программных фильтров и плагинов, позволяющих устранить такие шумы. Здесь стоит быть аккуратным – сильно сглаживать картинку не рекомендуется, ведь небольшой шум на концертных фотографиях выглядит вполне естественно и создает у зрителя ощущение реалистичности изображения. Он добавит «фактурности» картинке и не будет сильно заметен. От шума следует избавляться, главным образом, в тех областях, где нет резких деталей, в частности, в районе градиентов.

Впрочем, постобработка может не ограничиваться только устранением шумов. Как уже отмечалось не раз, концертные фотоснимки должны обладать художественной и эмоциональной выразительностью, представлять собой интересную и в то же время красивую картинку. Поэтому при обработке Вы можете вмешиваться в кадр сильнее, в рамках, конечно, умеренного подхода. Можно попробовать избавиться от слишком плоского или тусклого освещения, поиграть с контрастностью и цветовой насыщенностью снимка, использовать различные фильтры и «спецэффекты». Но все же нужно помнить, что Ваша задача состоит в том, чтобы не приукрасить кадр как можно больше, а использовать обработку для устранения недостатков и придания фото законченного вида, соответствующего настроению и атмосфере мероприятия.

Подготовка к съемке

Перед концертом следует узнать, как выглядят и ведут себя на сцене те, кого вы собираетесь фотографировать, например, предпочитают ли они стоять на местах или бегать из одного угла сцены в другой, каковы шансы, что на концерте будет интересный свет, сценография, костюмы и шоу-элементы. Хорошим подспорьем в этом являются сайты артистов с галереями концертных съемок, поиск снимков в сети, просмотр концертных видео. Не пренебрегайте этим советом. Если вы снимаете совершенно незнакомую группу, то можете ошибиться, сделав множество снимков колоритного музыканта, приглашённого только на этот концерт или тур, при этом не сделав ни одной толковой фотографии основателя группы и легенды жанра, державшегося весь концерт на заднем плане.

Фотографы, не знакомые с выступлениями группы Agonoize, не воспринимают это предупреждение всерьёз
и чаще всего не успевают прикрыть камеру, когда исполнитель начинает поливать искусственной кровью
фотографов в фотопите и первые ряды зрителей.

Фото: Agonoize
(с) А. Войтехович

На концертах особенно популярных групп фотографов может быть так много, что передвигаться в узком пространстве фотопита перед сценой будет невозможно. В этом случае также будет очень полезно знать привычки музыкантов и заранее решить, где лучше всего занять место, чтобы сделать фотографии самых интересных членов группы с наилучшего ракурса.

На концертах некоторых групп количество фотографов сделает перемещение в фотопите невозможным и лучшее
место необходимо занять с самого начала. Как видно на этой фотографии, получается это не всегда.

Фото: VNV Nation
(c) А. Войтехович

Неплохую помощь может сослужить знакомство с творчеством группы. Иногда случается, что работники службы безопасности принимают перерыв в песне за окончание и выгоняют фотографов из фотопита раньше, чем закончится оговоренное число композиций. Если, кроме вас, ещё один или два фотографа укажут охраннику на эту ошибку, то вполне вероятно, что вы сможете переубедить его, и в вашем распоряжении будет на одну песню больше.

Песни группы Opeth могут длиться и десять, и пятнадцать минут. Многие работники службы безопасности теряются от того,
что фотографы находятся в фотопите слишком долго, и могут по ошибке потребовать прекратить съёмку раньше времени.

Перед концертом

Что требуется сделать непосредственно до выхода из дома? Проверить технику, почистить объективы и матрицу, почистить и отформатировать флешки, зарядить аккумуляторы, при работе на длительных мероприятиях проверить наличие запасных аккумуляторов. Не забудьте отрегулировать яркость монитора камеры. Может случиться, что на самом концерте фотографии покажутся вам вполне правильно экспонированными, но дома вы вдруг обнаружите, что на дисплее камеры была установлена максимальная яркость и фотографии на самом деле очень тёмные. Регулярная проверка гистограммы требует времени, которого и так мало, к тому же ее не всегда легко оценить при сильном разбросе цветов и участков разной яркости на снимке, свойственных концертной фотографии.

Для работы в плохо освещённом фотопите или в зале также не помешают навыки управления камерой наощупь - вы должны уметь переключать все нужные режимы и, прежде всего, управлять диафрагмой и выдержкой, а также точками фокусировки, не отрывая взгляда от видоискателя. Если на камере есть пользовательские кнопки, можно присвоить им некоторые функции, например просмотр гистограммы или «live view» - появившийся недавно в новых камерах режим визирования по экрану, полезный при съемке на вытянутых руках, что может быть необходимо при съёмке из толпы.

Не забудьте установить на камере съемку в соответствующий формат. Фотографировать лучше всего в raw-формате, потому что, в отличие от 8-битного jpg, данные в raw-формате сохраняются в 12-14 бит, что даст больше возможностей при последующей обработке, в частности, увеличение экспозиции в raw-конвертере на 1-2 ступени или высветление теней. Съемка в jpg оправдана либо в случае идеальной экспозиции кадра, что возможно только при съёмке концертов на открытом воздухе, либо с постоянным и качественным светом, либо если редакция требует прислать фотографии сразу же после концерта и на конвертирование из raw у вас не будет времени. Съёмка в jpg может также быть полезна при необходимости снимать максимально быстрыми сериями, поскольку запись серий фотографий в raw на карточку заметно медленнее, чем в jpg. Кроме того, фотографии в jpg занимают меньше места на карточке, но этот аргумент мы не рассматриваем, поскольку мы ведь основательно подготовились к концерту и недостатка в карточках не испытываем.


Если концерт проходит под открытым небом днём, то при желании можно фотографировать в jpg, предварительно выставив
баланс белого. Настройки, как насыщеность и резкость, лучше установить на минимум и работать с ними потом в Фотошопе.

Негласные правила требуют от репортажного фотографа неброской, лучше всего тёмной одежды. Во-первых, вы будете не так сильно отвлекать внимание зрителей; во-вторых, на некоторых особо зрелищных мероприятиях есть большая вероятность, что со сцены или со стороны зрителей на вас попадут пиво, вино и любимая некоторыми исполнителями искуственная кровь. В этих случаях вы будете рады, что пришли в тёмном. Также неплохо, если у ваших брюк или куртки есть большое количество карманов, куда вы можете положить флешки или даже объектив.

Узнайте точное расписание концерта - оно бывает на сайте клубов, в письме от организаторов, сообщается по звонку в место концерта и, наконец, часто имеется на входе. Рассчитывайте время так, чтобы оказаться в зале за полчаса до начала концерта. Если в клуб пускают с металлодетекторами и досмотрами - прикиньте требуемое для этого время. Нередко группы начинают играть раньше назначенного времени и вероятность этого особенно велика, если речь идёт о совместном концерте нескольких малоизвестных групп, проходящий в будний день. Большинство российских клубов страдают крайне дезорганизованной системой входа - так что не бойтесь прийти заблаговременно, особенно если планируете снимать в незнакомом месте.

Если концерт проходит зимой, то есть вероятность, что зайдя с мороза в тёплое помещение клуба и открыв крышку объектива, некоторое время вы не сможете фотографировать из-за запотевшей передней линзы. В этом случае также не помешает прийти заранее и, оставив рюкзак с камерой слегка приоткрытым, дать камере возможность согреться.

Распланируйте ваше время так, чтобы его хватило на подписание пресс-релиза, если он требуется, осмотр местности, приветствия знакомых, и людей, предоставивших аккредитацию. После этого - камеру в руки и беруши поближе к ушам. В случае устного пропуска убедитесь, что охранник готов пустить вас снимать из фотопита и его представление об ограничении времени на съемку не расходится с вашим.

Часто вместе с фотографом на концерт также идет и пишущий журналист, в чьи обязанности входит составление материала, который будут сопровождать ваши фото. Поэтому нелишним будет заранее обсудить с ним съемку - какие именно кадры хотел бы получить журналист, какие эмоции и другие детали. Если же вы идете один от издания, то, возможно, вам придется самому написать небольшой сопроводительный текст к вашему материалу. Для этого желательно знать состав группы, название исполняемых композиций и подмечать небольшие детали происходящего на концерте, которые вы можете запечатлеть и которые могут украсить ваш репортаж.

В случае подписания фоторелиза внимательно прочитайте его условия - зачастую вы имеете право публиковать фотографии только в аккредитировавшем вас издании. В некоторых случаях разрешена только публикация одобренных менеджментов группы кадров, особенно этим отличаются представители японских j-rock и visual key направлений. В отдельных случаях в фоторелизах указаны дополнительные условия публикации.

Фото: Фоторелиз группы Die Form
(c) А. Войтехович

Эта фотография была допущена менеджером группы к официальной публикации.

Фото: Versailles
(с) Xeniya Balsara

Легенда готики Sisters of Mercy также настаивают на подписании пресс-релиза.
(с) А. Войтехович

Съемка

При получении «пресс-пасса» в виде браслета, наклейки, печати или устного «я тебя запомнил», следует сразу поинтересоваться правилами съемки. Как правило, разрешено снимать первые три песни без использования вспышки. В случае отсутствии вашего имени в списке на пресс-аккредитацию может очень пригодится наличие телефона того, кто вам выдает аккредитацию, или распечатка е-мейла от ответственного лица. Если аккредитация выдается заранее или ее делаете не вы сами, а редактор сайта или ваш знакомый, то нелишне напомнить о себе за день-два до концерта ответственным лицам и убедиться, что вас занесли в список.

Про этику концертного фотографа можно написать многое, но мы ограничимся малым - руководствуйтесь здравым смыслом. Пусть близость к известным исполнителям за сценой и знакомство с кем-либо из них не кружит вам голову и не провоцирует на агрессивное, заносчивое поведение с менее опытными коллегами и всеми остальными. В этой среде, как и везде, очень важны неформальные контакты, и лучший способ их лишиться - продемонстрировать дурные манеры. Как и в любой творческой работе, сегодняшний ретивый новичок может в следующем году стать известным и востребованным фотографом, чье мнение о вас может сыграть весомую роль в тех или иных переговорах о сотрудничестве, да и просто в среде коллег.

Отдельная тема - фотопит, или фотояма. Несмотря на её название, это ограждённое пространство перед сценой принадлежит службе безопасности и предназначено изначально для того, чтобы предотвратить возможные попытки особенно буйных поклонников забраться на сцену. Хотя по традиции на время трёх первых песен перед сценой принято пускать фотографов, устроитель концерта имеет полное право установить свои правила, например, не пускать вообще фотографов, пускать на время только одной песни или только определённое число фотографов.

В случае некоторых больших фестивалей и концертов известных исполнителей, условия съемки определяются
менеджерами группы и могут сильно отличаться от обычных. Например, на концерте группы Muse фотографам
не разрешили подходить к сцене и фотографировать пришлось с узкой площадки, расположенной в глубине зала.

Даже если правила на данном концерте объявлены стандартными, последнее слово всегда за работниками службы безопасности. Это люди, с которыми вы будете иметь дело весь концерт, а во время длинных фестивалей и несколько дней. Не следует портить отношения с ними: не делайте пренебрежительные замечания в отношении их должности и компетенции, послушно уходите после отведенных для съемки песен, не нарушайте правила поведения и фотосъемки. Прежде чем продолжить съемку из зала, убедитесь, что охрана на вас не реагирует, и если вас попросят убрать камеру и прекратить съемку - сделайте это. Если вы дадите работникам охраны повод невзлюбить вас, то в крайнем случае может дойти до того, что вас просто не будут пускать в фотопит. Жаловаться будет некому, организатору, как правило, не до вас, а когда вы наконец-то доберётесь со своими жалобами до какого-либо ответственного лица, концерт уже подойдёт к концу. Но это, безусловно, очень редкий случай. Работники службы безопасности такие же люди, и чаще всего совершенно адекватны, так что при вменяемом поведении и с вашей стороны, оснований для проблем возникнуть не должно.

Хотя работники службы безопасности находятся в фотопите и могут попадать в ваше поле зрения, в большинстве стран
запрещена публикация фотографий, на которых видно лицо человека, если он не давал вам согласия на публикацию.

Фото: Фестиваль Zita Rock 2008
(c) А. Войтехович

Поскольку время на съемку зачастую ограничено несколькими песнями - желательно заранее продумать план съемки, с чего вы начнете и где будете снимать. Как правило, для прессы нужны снимки главных участников группы крупным планом и общие планы со всеми музыкантами, также приветствуются фотографии с фанатами группы. В первые ряды перед сценой пробиваются, как правило, наиболее ярые поклонники, и с их участием можно сделать немало хороших кадров. Если вы располагаете только одним фотоаппаратом, то удобнее всего решать поставленные задачи по очереди - постоянно меняя оптику, вы только упустите интересные моменты. Поэтому в самом начале съемки определитесь с чего начнете - с портретов музыкантов или же с общих планов - и распределите свое время. Допустим: первые полторы песни - крупные планы участников концерта, а вторые полторы песни - фанаты и общие планы. При все этом не забывайте следить за тем, что происходит в фотопите, ведь во время концерта может быть все что угодно, особенно если это рок-концерт. Случается, что ломают ограждения, нередко сверху «прилетают» фанаты, которых катают на руках, да и просто надо стараться не мешать коллегам.

Снимая концерт, не стоит забывать и про съемку фанатов. Зачастую такие снимки в редакции
оценят не меньше, чем удачный снимок музыкантов.

Фото: поклонники группы "Король и Шут"
(c) В. Астапкович

Нередко фотографии публики могут представлять интерес, отражая имидж и целевую группу музыкантов.

Фото: На концерте 69 Eyes
(c) А. Войтехович

Ещё до того, как заиграли вступительные аккорды и вас с другими фотографами пустили в фотопит, оцените количество коллег и прикиньте, будет ли у вас возможность для свободного перемещения перед сценой, либо же сразу нужно будет занять лучшее место. Где же находится это лучшее место? Чаще всего это не в самой середине фотопита: в этом случае будет неплохая возможность фотографировать музыкантов, стоящих по краям сцены, но вокалист, который чаще всего представляет наибольший интерес для редакции и для поклонников, будет заслонён микрофонной стойкой. Кроме того, и без того небольшая возможность запечатлеть ударника будет сведена к нулю - его постоянно будет заслонять вокалист. Также учитывайте, что вокалисты бывают правдами или левшами, и в ведущей руке держат микрофон, часто закрывая им лицо. Стоит принимать во внимание и расположение громоздких мониторов и прочих устройств - они блокируют возможность сделать снимок в полный рост, однако, с другой стороны, музыканты любят ставить на них ноги, что можно заснять сблизи или снизу вверх.

Иногда высота сцены настолько велика, что сделать фотографии исполнителей в полный рост бывает сложно.
Особенно это проблематично для фотографов небольшого роста. Но и в этом случае можно делать интересные кадры,
когда исполнители подходят к краю сцены.

Фото: Gorgoroth
(c) А. Войтехович

Хотя фотографии ударника бывает сделать сложнее, чем исполнителей, находящихся в передней части сцены,
такие снимки не менее интересны поклонникам и редакции.

Фото: Kreator
(с) Xeniya Balsara

В большинстве случаев лучше всего становиться ближе к краю сцены, но не слишком далеко от центра. Если вы заранее посмотрели концертные клипы и фотографии группы, то уже представляете, с какого ракурса лучше снимать. Не советуем слепо ориентироваться на действия других фотографов. Некоторые из них снимают впервые, другие могут не иметь представления о композиции и делать довольно некачественные снимки, третьи получили из редакции задание снять только конкретного музыканта крупным планом или "хоть что-нибудь". Хотя, если вы заметили среди коллег известного сильного фотографа, то не пожалейте времени последить за его поведением и выбираемыми ракурсами, и впоследствии сравнить опубликованные им снимки с получившимися у вас и сделать выводы.

Если вы пришли на концерт с фоторюкзаком, решите, куда вы поставите его во время съёмки. Некоторые фотографы не снимают рюкзак даже при работе в фотопите, но не следует брать с них пример - рюкзак ограничивает вашу подвижность и будет сильно мешать вашим коллегам. Если вы планируете в процессе съемки доставать что-то из рюкзака, то положите его так, чтобы можно было быстро им воспользоваться. Как правило, лучше всего оставить рюкзак с краю сцены возле входа в фотопит. Можно также положить его под сцену, если позволяет пространство и если там он не будет мешать передвижению ваших коллег. Некоторые фотографы носят технику не в мягком рюкзаке, а в железном чемоданчике. Хотя это не самый удобный способ транспортировки фототехники, зато в пите с ними всегда небольшая табуретка, позволяющая им подняться на некоторую высоту.

При наличии фотопита подножки металлического ограждения позволят встать выше на несколько сантиметров. Фотографии со средних и длинных фокусных расстояний с ракурса «лицом к лицу» всегда смотрятся лучше, чем снятые снизу вверх, с уровня под сценой. Но в этом случае лучше быстро опять слезать на землю, поскольку вы будете мешать зрителям, которые заплатили за концерт, в отличие от вас. По этой же причине на многих концертах фотографам вообще запрещено становиться на подножки заграждения, о чём вам с готовностью напомнят работники службы безопасности.

Если в зале, где проходит концерт, фотопита нет, то нужно либо прийти заранее и занять место перед сценой,
либо придётся положиться на свою силу и пробиваться к сцене через толпу.

(c) А. Войтехович

При концертной съёмке может быть нелегко получить резкие кадры в условиях низкой освещенности, быстрых движений исполнителей, а при отсутствии фотопита - ещё и не всегда спокойной и трезвой толпа. Снимайте сериями - больше вероятность, что хоть один кадр из серии будет резким. Старайтесь стоять ровно и замереть во время съёмки. Хотя стабильная позиция во время фотосъёмки и кажется сама собой разумеющейся, упомянуть об этом необходимо. Очень часто новички бегают перед сценой от одного исполнителя к другому, увлечённые процессом и делая кадры практически на ходу, в результате получая очень большой процент смазанных фотографий.

Несмотря на съемку при дневном свете, использована чувствительность ISO 1000, при которой выдержка
составила всего 1\1250. Нередко даже в условиях приемлемой освещенности стоит выставить максимальную
рабочую чувствительность вашей камеры, чтобы добиться минимальных выдержек и качественных резких снимков,
особенно при фотографировании так называемого "хедбангинга".

Фото: Atheist
(с) Аскар Ибрагимов

Если во время концерта иногда включают дымовые машины, то старайтесь сделать в это время как можно больше снимков. Фотографии в этом случае будут гораздо качественней, поскольку дым служит более интересным фоном, чем металлические крепления софитов или бетонный потолок зала. Кроме того, дым рассеивает свет и на лицах не будет жёстких теней и пересвеченных участков. Единственная проблема в этом случае - фотографии участников группы, находящихся в глубины сцены, будет сделать очень сложно.

Дым на сцене помогает получать качественные фотографии - он скрывает малопривлекательные конструкции на заднем фоне,
делает свет мягче. Но есть и ислючения - когда тумана на сцене так много, что исполнители пропадают в нём.

Фото: Sisters of Mercy
(c) А. Войтехович

Стоит отдельно сказать несколько слов об open-air фестивалях - это отличный способ пополнить портфолио фотографиями известных групп, снятыми при хорошем освещении, что редко бывает в концертной съемке. Но учтите, что для съемки хедлайнера организаторы могут сделать отдельный список разрешенных к съемке фотографов. Обычно об этом известно лишь немного заранее, либо только на самом фестивале.

Поездка на фестиваль Sauna Open Air 2009 дала возможность за три дня увидеть Apocalyptica, Nightwish, Motley Crue
и ряд других известных коллективов.

Фото: Apocalyptica
(c) Аскар Ибрагимов

Второе, на что стоит обратить внимание - организационные моменты. Прежде всего, проверьте расписание, особенно тех фестивалей, где анонсированы выступления на нескольких сценах одновременно. Даже если в течение пяти дней без остановки играют исключительно ваши любимые или запрошенные к съемке группы, вам не удастся отснять все. Запланируйте время на еду и отдых, позаботьтесь о солнцезащитном креме, непромокаемом плаще или теплой одежде. Узнайте, где находится пресс-центр, там часто можно подзарядить аккумуляторы, почитать электронную почту и посмотреть свои снимки на большом экране. Если вы хотите сделать снимки зрителей изнутри толпы, то тщательно проверьте вашу экипировку - ваша одежда и оборудование должны быть в состоянии выдержать напор толпы, слем и мошпит.

Художественные особенности концертной фотографии

Для получения результатов, удовлетворяющих и вас, и зрителей, и заказчика (скажем, редактора сайта), нужно учитывать несколько моментов.

1) Информативность . На снимках должны быть показаны все главные действующие лица, будь то музыканты самой группы, приглашенные гости или же просто люди из толпы, которых артисты могут пригласить на сцену. В случае выступления на известном месте, например, Красная Площадь в Москве - желательно чтобы это было отражено на снимках.

Наиболее востребованы в прессе снимки с лидером группы крупным планом и общие планы со всеми музыкантами группы

Фото 1: Серьга
Фото 2: Manowar
(c) В. Астапкович

2) Разноплановость . Старайтесь не снимать с одной точки. Чем больше ракурсов, разнообразных точек съемок и необычных планов у вас будет - тем интереснее будет репортаж. Всегда интересно снять не так, как двадцать коллег рядом с тобой, а показать что-то необычное и новое. Здесь вам пригодится домашняя информационная подготовка - вы уже знаете роли и привычки участников группы и видели интересные ракурсы с предыдущих съемок. Если вы фотографируете группу не в первый и не во второй раз, то, как правило, обладаете большим преимуществом, зная, что именно будет происходить на сцене. Это отличная возможность попробовать новые ракурсы съемки и другое построение кадра. Также в этом случае подумайте заранее, какой новый материал можно отснять.


Эти фотографии одной группы были сделаны во время трёх фестивалей:
ночью на открытой большой сцене с хорошим светом;
днём во время фестиваля под открытым небом;
на маленькой сцене в клубе со слабым и сложным освещением.

Фото: Diary of Dreams
(c) А. Войтехович

3) Эстетический момент снимка . Хороший репортаж отличется от плохого не только тем, что надо показать происходящее событие с разных сторон и максимально достоверно, но и тем, что это должно быть красиво. Предпочтение всегда отдается не ординарному моменту концерта, а снимку, где видны эмоции и переживание музыканта. Поэтому старайтесь понять, что именно вы хотите передать своим снимком. Небольшой «смаз» или недоэкспозицию вам могут простить в редакции, но если у вас получились скучные и невыразительные кадры - это мало заинтересует ваших заказчиков.

Некоторые группы из-за фотогеничности исполнителей представляют интерес даже для тех фотографов, которые не знакомы с их музыкой.

Иногда динамичность снимку может добавить более длинная выдержка, которую при ярком свете можно достичь, прикрыв диафрагму.

Фото: Eisbrecher
(c) А. Войтехович

В редакциях предпочитают неординарные снимки - если в кадре ярко переданы эмоции артиста,
то за это вам могут простить некоторые технические огрехи.

Фото: Гарик Сукачев
(с) В. Астапкович

Что касается композиционной стороны концертной фотографии, то помните, что концертная съемка - разновидность съемки людей, и к ней применимы как и принципы, годящиеся для портретной и групповой фотографии, так и принципы построения композиции.

Как и при съёмке портретов или пейзажей, в концертной фотографии может быть полезно следовать
правилам композиции, например, правилу третей. Но, как и в других жанрах, иногда бывает полезно
экспериментировать и отходить от этих правил.

Фото: Gorgoroth
(c) А. Войтехович

Просматривайте работы опытных коллег, пытайтесь понять, какими приёмами достигают они выразительности снимков. Овладевайте с помощью советов коллег и литературы средствами создания настроения в кадре, старайтесь ухватить динамичные эмоциональные позы, снимайте с учетом эффекта перспективы для придания снимку объема, внимательно следите как за отсутствием помех вроде микрофонных стоек и прочего сценического оборудования, тренируйтесь быстро замечать интересные детали на снимаемом человеке - яркую и необычную одежду, причёску и макияж, которые можно снять крупным планом. Также важен фон, на котором происходит действие - музыкант в контровом свете, на интересном фоне или в светящемся облаке дыма будет выглядеть выигрышнее, чем на фоне черного провала.

Дым, освещаемый разноцветными софитами, может заметно улучшить вашу фотографию.

Фото: Emilie Autumn на фоне часов финского клуба Nosturi.
(с) Xeniya Balsara

Необычный задний фон может сделать снимок интересней.

Хороший ракурс в сочетании с удачно пойманным моментом могут сдалать интесным снимок даже при слабом
или не самом удачном освещении, придав исполнителю загадочность и подчеркнув его образ на сцене.

Фото: Billy"s Band
(c) В. Астапкович

Отдельно необходимо упомянуть о том, чем пренебрегают очень многие концертные и репортажные фотографы - уважение к фотографируемому человеку. Музыканты на сцене являются такими же людьми, как ваша жена, подруга или друг, и если вы стараетесь запечатлеть близких вам людей наиболее привлекательно, то почему бы не применять тот же подход к исполнителям на сцене? Как сами музыканты, так и их поклонники, предпочитают видеть интересные, живые кадры, на которых человек, при всей динамичности фотографии, всё же не выглядит смешно, карикатурно или откровенно плохо. Главное - не должен нарушаться сценический имидж, будь это угюмые блэк-металлисты или оптимистичные рейверы. Поверьте, при таком подходе к съёмке вы заслужите уважение смотрящих ваши репортажи поклонников группы и хорошую репутацию в редакции и у заказчика.

К сценическому образу группы ASP вряд ли подошли бы фотографии меланхоличного вокалиста с мечтательным взглядом.

Некоторые группы широко узнаваемы именно благодаря своему сценическому имиджу.

Некоторые музыкальные направления, например, классический death metal, подразумевают имидж
"парень из соседнего подъезда" и отсутствие коммуникации со зрителями. Поймать интересный
кадр в таких условиях - большая удача.

Фото: Entombed
(c) Xeniya Balsara

Если от вас требуется написание репортажа о концерте, то не помешает раздобыть список исполняемых композиций (сет-лист), который часто отдают публике музыканты или работники на сцене после выступления. Вам совсем не нужно отбирать у поклонников группы этот ценный трофей, достаточно просто сделать фотографию сет-листа.

Некоторые группы перед концертом вешают свой сетлист на видном месте, чтобы облегчить работу репортёрам.

Фото: Сет-лист группы Paradise Lost, Mera Luna 2008.
(c) А. Войтехович

От фотографа, снимающего выступление артиста, зависит намного больше, чем кажется: благодаря его работе концерт может получить вторую жизнь.
И с этой точки зрения человек с камерой – равноправный участник шоу.

Нужны ли концертному фотографу специальные навыки?
Какую роль играет в его творчестве техника?
Насколько важны музыкальные вкусы?

Мы попросили двух фотографов, профессионально снимающих концерты, рассказать о главном в их работе, и в дальнейшем рассчитываем продолжить этот разговор.

Vall (Валентин Монастырский)

– Не каждый студийный фотограф или пейзажист достойно отснимет концерт, здесь нужен хороший «репортажник». Умение увидеть, вовремя отреагировать или даже предугадать и поймать нужный момент.
Концерт – хорошая школа для начинающего репортажного фотографа. И именно концерт учит работать с плохим светом или вовсе с его отсутствием.
К сожалению, у нас многие клубы, «ненавидят» фотографов. В клубе может быть отличная организация, прекрасный звук, но просто отвратительный свет. Мало кто задумывается, о том, что концерт нужно не только «подзвучить», но ещё и достойно подсветить.
Снимать со вспышкой это моветон.
Поэтому умение работать как с плохим, так и с хорошим светом, плюс быстрая реакция – и есть те навыки, которые нужны в этом ремесле.

– Да, конечно! Я часто снимаю просто на телефон. Если нет задачи печатать баннеры, то подойдет, что угодно, любая мыльница. И чем сложнее задача – тем интереснее. Меня в этом смысле очень радует Инстаграм и несколько приблуд в телефоне. Всё это ставит тебя в условия, в которых ты должен сделать достойную карточку, будучи ограниченным в средствах. А что касается спичечного коробка, есть такое понятие, как «стеноп» – фотоаппарат без объектива. Ещё часто говорят «пинхол».
Так что, по сути, весь фотоаппарат можно сделать из спичечного коробка.

– Всё зависит от концерта, точнее, от места съёмки. Я почти всегда беру с собой стандартный набор, хоть и не всегда пользуюсь всеми объективами. Камера Nikon D700, объективы 50/1.4 , 10/2.8 , 24-70/2.8 и 80-200/2.8.

– Вы знаете, гордиться – это немного другое... У меня так не получается – не позволяет потребность двигаться вперед. Есть карточки, которые мне нравятся, но не более того. И то: они мне нравятся конкретно сейчас, а завтра я уже сниму другой кадр, и он окажется лучше...

– Да, безусловно! Лучше всего на фотографии получаются люди, которых любишь. Тогда я растворяюсь в концерте и не ищу ракурсы или моменты, я просто начинаю чувствовать человека, видеть его эмоции, понимать их и даже не замечаю, как снимаю. Бывает, что две-три песни просто стираются из памяти: смотришь в сет-лист и не понимаешь, куда пропали 10 минут...

– В основном людей. Репортажку. Прогулки, какие-то фестивали. Причём я говорю не о музыкантах на сцене, а о зрителях – очень люблю снимать людей на выездных фестивалях или в парках.
Уличные представления, постановки. Люблю просто пройтись по улочкам в центре города и поснимать, даже на телефон.

– Снимать как можно больше концертов, неважно каких, чем больше – тем лучше. Не бояться снимать не так, как все, раздвигать горизонт, ограничиваться лишь собственным воображением.

alexivanov (Алексей Иванов)

– Нужны ли концертному фотографу какие-то особые навыки?

– Несомненно. Но они же необходимы и любому репортажнику: умение оказаться в нужном месте в нужное время, увидеть кадр, успеть его построить и нажать на кнопку именно тогда, когда нужно.
И полное, доведённое до автоматизма знание своей техники. И понимание фотографии вообще. В каком-то смысле снимающим концерты попроще, нежели, например, людям, снимающим уличные репортажи...
Как правило, тебе не холодно, риска для жизни – минимум. Ну пивом обольют, ну потолкают, может быть, немного. Ерунда – зато музыку послушаешь

– Один мой знакомый фотограф сказал, что настоящий профессионал сможет сделать хороший снимок хоть спичечным коробком. Вы согласны?

– Ну да, а великий Анри Картье-Брессон поминал консервную банку. В принципе, конечно, для действительно хорошей фотографии техника не так важна. Но если мы будем говорить именно о концертной фотографии, то общепризнанных шедевров, которые можно поставить в один ряд с чем-нибудь вроде того же брессоновского «У вокзала Сен-Лазар» и считать произведениями искусства, в ней исчезающе мало. Жанр немного не тот. И в этом жанре часто на первый план выходит техническое качество снимка, которое недостижимо без высококачественной техники и высококлассной, то есть, к сожалению, весьма недешёвой оптики.
Особенно если тебе необходим гарантированный результат, а не случайная удача.
Да, отличную эмоцию и хороший свет можно поймать и на телефон, тем более современные телефоны часто поражают качеством снимков.
И на дешевую «мыльницу», особенно, если знаешь, что и как снимать. Но более стабильного и в среднем намного более качественного результата можно добиться, только снимая на хорошую современную технику. Но совсем не обязательно топовую, ибо общий уровень сейчас достаточно высок.
Поэтому не стоит так уж гнаться за «единицами», третьими марками и прочими десятками мегапикселей, особенно – если всё равно не сможешь раскрыть их потенциал.

– С каким набором объективов и камер вы обычно отправляетесь на концерт?

– Я снимаю сейчас на довольно уже пожилой Canon 40D. Староват, шумноват по сравнению с современными аналогами и камерами повыше классом.
Но поскольку сейчас снимать концерты стал существенно меньше, чем пару-тройку лет назад, вроде и достаточно. С батарейной рукояткой, которая и помогает схватить поудобнее, и габариты увеличивает, а ведь все знают, что раз фотоаппарат большой и чёрный – значит, и фотограф хороший.
С оптикой интереснее: в небольших клубах, как правило, снимаю на Canon 24-70L /2.8 и любимый «полтинник» – Canon 50 /1.4. На большие площадки и фестивали в обязательном порядке берётся телевик – Sigma 70-200 EX /2.8. По бюджету в своё время родной кэноновский объектив не проходил, вот и снимаю на аналог подешевле и чуть похуже.
Ну и, конечно, светосильная оптика – залог успеха в условиях часто далеко не идеального концертного света. Вспышкой почти не пользуюсь. Да на крупных концертах, как правило, и нельзя. Эффектные фильтры – как используемые при съемке, так и те, которые применяют при постобработке – не люблю.

– Какими своими фотографиями вы особенно гордитесь?

– Особенно ничем не горжусь. Есть какие-то любимые, есть просто хорошие, есть средний «проходняк». Как и у всех. А шедевров вроде не наснимал.

– Имеют ли для вас значение артисты, которых вы снимаете, и их музыка?

– Значение имеет, но на результате сказывается не всегда. Бывает, что группа, музыка которой тебе искренне нравится, на сцене получается совершенно «тухлой».
Но есть и обратные примеры – Gogol Bordello или, скажем, Kultur Shock: по музыке вроде меня не особо цепляют, но картинка – песня. Но, конечно, куда приятнее, когда всё совпадает.
Лично для меня такие совпадения, когда и музыка в кайф, и фото вроде неплохие получаются, случились с Женей Фёдоровым и его командами, с Jethro Tull и «Вежливым отказом.
Не всех, конечно, упомянул, прошу прощения. Вот R.E.M. ещё были, помнится, совершенно прекрасны по всем параметрам.

– Что вы снимаете помимо концертов?

– Мне очень и очень нравится то, что называется стрит-фотографией. Ну и, разумеется, всякую туристическую ерунду, когда в отпуск езжу, тоже снимаю. До картинок уровня «я и пальма» стараюсь, правда, не опускаться.

– Представьте, что у вас просит совета молодой человек, решивший стать концертным фотографом. Что бы вы ему сказали?

– Смотреть, снимать и думать. И снова. И повторить ещё раз.

Беседовал Дмитрий Попов (Kroogi.)

Вам также будет интересно:

Как делается фонетический разбор слова: пример звукового анализа
Диана Ильинская Цели и задачи : развитие звуко-буквенного анализа и синтеза слов ; учить...
Гороскоп для мужчины-Девы
Евгения ЕвусСпециализация: Астрология, ПарапсихологияОбразование:...
Салат из капусты с яблоком – витаминная подзарядка!
Легкий салат из пекинской капусты , куриного филе и яблок. Пекинская капуста очень долго...
Cонник усыновить ребенка, к чему снится усыновить ребенка во сне видеть
К чему снится усыновление женщине: Видеть во сне приемного ребенка или приемных родителей...
Международная номенклатура алканов
Строение алканов Алканы - углеводороды, в молекулах которых атомы связаны одинарными...