Сайт о холестерине. Болезни. Атеросклероз. Ожирение. Препараты. Питание

Что такое кредиторская задолженность: оборачиваемость, погашение и управление

Экономическая сущность кредиторской задолженности

Отравление бензолом, симптомы

Что нельзя есть при переломе челюсти и как правильно питаться?

Черепные нервы Вертербальная и каротидная ангиография

Диоксид углерода: формула, свойства и области применения Углекислый газ бесцветный

Государственное высшее учебное заведение «Криворожский национальный университет Криворожский национальный университет

Минский химико технологический университет проходной балл

К чему снится курица с цыплятами девушке К чему снится курица с цыплятами мужчине

Почему человек во сне видит золото: что это значит?

Любовная совместимость гороскопов мужчины-козерога и девушки-льва Козерог муж и жен лев

Наталья: судьба нареченной прекрасным именем

О чем говорит сон с котятами?

Почему ипотека в чехии для иностранцев выгоднее, чем аренда Можно ли взять ипотеку в чехии россиянину

Православная молитва святому мученику уару Молитва святому уару о мертвых

Как сделать буквенный анализ слова. Как делается фонетический разбор слова: пример звукового анализа

Диана Ильинская

Цели и задачи : развитие звуко-буквенного анализа и синтеза слов ; учить соотносить звук с буквой и символом .

Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико -синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка , а потом с буквами. Современная школа, согласно ФГОС, требует от детей, поступающих в первый класс, не столько какой-либо суммы знаний и умений, сколько способности к действию в умственном плане, которая формируется в процессе усвоения системы знаний в той или иной области действительности.

Поэтому уже в дошкольном возрасте надо помочь детям овладеть определенной системой знаний, которая станет основой будущего изучения предмета. Звуковой анализ - это определение , во-первых, порядка звуков в слове , во-вторых, выделение отдельных звуков , в-третьих, различение звуков по их качественным характеристикам. Для русского языка свойственно противопоставление гласных и согласных звуков , твердых и мягких согласных.

Умение слышать и выделять все звуки по порядку предупреждает в будущем при письме пропуск букв.

Дети пяти лет после занятий в средней группе подготовлены к овладению звуковым анализом : они умеют интонационно выделить звук и определить первый звук в словах .

Но чтобы ребенок мог проанализировать слово , его звуковой состав должен быть материализован. Сказанное слово ускользает , и выделить в нем на слух какие-то части, элементы ребенку очень трудно. Его нужно показать дошкольникам в предметном плане, представив звуковую структуру в виде модели.

С этой целью используется картина-схема звукового состава слов . На ней изображается предмет, слово -название которого ребенок разбирает и ставит ряд фишек под рисунком по количеству звуков в слове .

Рисунок помогает все время видеть предмет, название которого анализируется . Схема дает возможность определить количество звуков в слове и проконтролировать правильность ее заполнения фишками.

Основной вид упражнений, развивающий фонетические способности учащихся,– это фонетический разбор.

Знакомство с учебной программой показывает, что под фонетическим разбором понимается звуко-буквенный разбор . Однако в методике различают собственно фонетический (или звуковой , и фонетико-графический (или звуко-буквенный ) разбор. Цель первого – характеристика звуковой структуры слова без обращения к буквам, второй включает в себя собственно фонетический разбор лишь как свою первоначальную ступень, так как главной задачей он имеет выяснение соотношение звуковой структуры слова с её буквенным обозначением.

Собственно звуковой разбор дети выполняют в подготовительный период обучения грамоте. С переходом к изучению букв звуковой анализ несправедливо почти полностью исключается из употребления.

Однако, отмечая важность собственно фонетического разбора, нельзя не признавать, естественным, что основным видом упражнений с момента знакомства детей с буквами становится звуко -буквенный разбор в своих двух разновидностях.

Если мы хотим добиться, чтобы ребенок реально оперировал звуками , то есть чтобы развивался его фонетический слух, целесообразно проводить звуковой разбор в такой последовательности.

1. Произнеси и послушай слово

2. Найди ударный слог

3. Произнеси слово по слогам

5. Обозначь выделенный звук условным значком

6. Действуй так до конца слова

7. Произнеси подряд все названные звуки . Послушай, получилось ли слово .

Прокомментируем каждый пункт этого плана.

1. Произнеси и послушай слово . Этот этап в работе над словом исключительно важен для развития фонематического слуха ребёнка, которому предъявляется объект предстоящего анализа . Звучащее слово существует мгновение. Затем исчезает. Оно невидимо, неосязаемо. При этом необходимо следить за тем, чтобы учащиеся произносили слова в соответствии с нормами русского литературного произношения. Таким образом, первый этап работы со словом при звуковом анализе становится ещё и средством воспитания у учащихся культуры устной речи.

2. Найди ударный слог. До вычленения отдельных звуков в слове необходимо найти ударный слог, так как от этого иногда зависит лексическое значение слова . Например : [замо‘к], [за‘мок]. При этом дети должны знать, что ударный слог есть только в полном слове .

3. Произнеси слово по слогам . Ученик должен дважды произнести слово . В первый раз он произносит его целиком с вопросительной или звательной интонацией, которая помогает легко найти ударный слог. Второй раз слово произносится по слогам.

4. Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове , назови его и охарактеризуй. Это собственно начало звукового анализа слова . Детей надо научить звук протянуть , искусственно удлинить его или как-то по-другому обозначить. Например, если звук взрывной ([к], [д], его можно повторить [ккот] или произнести с усилием на выдохе. Это поможет лучше услышать звук . Вычленяя звук в полном слове , ребёнок контролирует, не искажается ли при этом слово , так как между лексическим значением и звучанием слова существует неразрывная связь. Искажение одного из элементов этой целостной связи разрушает её.

5. Обозначь выделенный звук условным значком . На этапе звукового анализа слова его запись условными значками каждого звука не должна быть связана с буквенной символикой. Со временем эти условные значки дети , ведомые педагогом, соотнесут с транскрипционными значками и запишут слово так : [п’ис’мо]. На первых порах для звукового анализа используются слова , в которых нет орфограмм.

Звуко-буквенный анализ - один из важнейших видов работы, который способствует формированию в дальнейшем орфографической зоркости, развитию фонематического слуха; развитию умений вычленить звуки в слове , правильно их назвать и охарактеризовать; умения соотнести слово с его звуковой схемой и многому другому.

Работу звукобуквенного анализа слова я провожу следующим образом :

I.Раздаю карточки (картинка, написание слова в клеточках , пустые клеточки для написания звуков ; звуки и цветные схемы (цветными квадратиками или раскрашенные цветными карандашами) появляются в процессе работы):

II. Выясняю :

1. Что изображено на рисунке?

2. Делим слово на слоги (проводим линию цветным карандашом, ставим ударение (цветным карандашом) .

3. Посчитайте клеточки с буквами?

4. Посчитайте пустые клеточки?

5. Каких клеточек больше (или меньше?

6. Давайте выясним, почему пустых клеточек больше (меньше, столько же? Буква Ю- дает два звука [й] и [у] , а в слове деревья – ь – не обозначает звука , но буква я – даст два звука [й] и [а] мчать – не дает звука ).

7. Произносим слово , слушаем себя : выясняем, что буква Ю – дает два звука .

8. Печатаем звуки в пустые клеточки .

9. Выясняем, все ли звуки произносятся так же , как и пишутся (печатаются, то есть сверяем, написание слова со звуковой схемой . (Например, в слове лев- буква в даст звук [ф] ; в слове деревья – ь – не обозначает звука , но буква я – даст два звука [й] и [а] , плод – буква д- даст звук [т] ).

10. Даем характеристику звуков (гласный – ударный, безударный, согласный – твердый. мягкий, звонкий. глухой, раскрашивая квадратики цветными карандашами (зеленый, синий. красный, либо выкладываем цветные квадратики (зеленый, красный, синий) в соответствии с характеристикой звука .

В своей работе опирались на исследования : А. М. Бородич, Г. С. Швайко, А. И. Максаковой, А. Н. Гвоздева, Е. В. Колесниковой, Г. Г. Голубевой, Г. А. Тумаковой, В. В. Гербовой, Т. А. Ткаченко, А. К. Бондаренко, Е. А Стребелевой, Т. Б. Филичевой, Н. В. Новоторцевой и др., использую таблицы .

Что такое звуко-буквенный анализ слова? Как правильно его делать? На уроках русского языка в начальных классах часто дают подобное задание, однако не все ученики успевают понять во время занятия, как правильно осуществлять разбор. Давайте внимательно изучим этот вопрос.

Для чего это нужно

В отличии от многих европейских языков, где «как слышится, так и пишется», в русском правила написания могут быть достаточно сложными. Почему, например, мы говорим «карова», а пишем «корова»? Вспомним о всеми любимом новогоднем дереве: почему «ёлка», а не «йолка»?

Казалось бы, сочетание букв даст такой же результат. А значит, ученик, не знающий правил написания слов и не понимающий смысла транскрипции, которую мы пишем при звуко-буквенном анализе, будет многие понятия записывать неверно.

Более того, умение писать и читать транскрипции очень пригодится при изучении иностранного языка, в частности - английского. Правила написания слов там весьма сложны - даже запутаннее, чем в нашем родном - а значит, не научившись разбирать содержимое квадратных скобок, вы не сможете и свободно разговаривать!

Первым делом

Первое, что требуется от школьника - написать транскрипцию. Она оформляется в Чем ещё она отличается от обычной записи слова? Во-первых, в ней отсутствует мягкий знак. Вместо привычного «ь» мягкость обозначается запятой справа сверху от согласной. Вы же помните, что гласные не обладают таким параметром?

Некоторые буквы совсем не встречаются в транскрипции: это «я», «ю», «е» и «ё». Вместо них будут использоваться либо обозначения из двух фонем: «й» + гласный, либо только их «парный» гласный. Вы замечали, что эти буквы легко заменить? «Е» - то же, что и «йэ», а «ю» можно представить как «йу». Именно это и требуется в транскрипции.

Пример

Давайте посмотрим на звуко-буквенный анализ слова «моряк». Здесь мы видим сразу несколько характерных деталей. Во-первых, это наличие безударной гласной «о», которая превратится в «а». Что ещё вы замечаете? Правильно, согласный «р» является мягким. Обозначим это запятой над буквой в соответствующем месте. Наконец, сама «я» превратится в «а» - вы же не слышите звука «й», когда произносите это слово?

Итак, напишем «моряк». Звуко-буквенный анализ представим в квадратных скобках справа: [мар’ак]. Вот и всё, первую часть задания мы выполнили!

Забегая вперед, укажем на ещё одну деталь: количество букв и звуков в слове может различаться. Например, в слове «сталь» будет 5 букв, но всего 4 звука. А вот «ящик» покажет с точностью противоположные результаты - четыре против пяти.

Характеристики фонем

Каждый из звуков, представленных в транскрипции, является фонемой. Все они обладают параметрами, которые вы должны научиться выделять.

Согласные могут быть твёрдыми и мягкими, в зависимости от положения в слове. Например, в разобранном нами «моряке» «р’» является мягкой. А вот в слове «ров» та же буква будет представлена в качестве твердого «р».

Ещё одним показателем будет пара «звонкий-глухой». Помните, «Б-п», «в-ф», «г-к» и так далее. Одна из них является звонкой, а вторая - глухой. Некоторые фонемы могут быть только звонкими: это «р», «н», «м», «л». Такие звуки называются сонорными - в их образовании участвует носовая полость.

Обратите внимание, что при проведении звуко-буквенного анализа знаки, обозначающие звонкие фонемы, подвергаются оглушению в конце слова. Например, «гриб» предстанет в виде транскрипции как [гр’ип]. Узнаете омоним - аналогично звучащее слово? Сезонная болезнь - грипп - произносится точно так же.

Оформление

Чтобы преподаватель не придрался к оформлению задания, давайте посмотрим, как это делать в соответствии с правилами.

Запишите слово, которое требуется разобрать, с большой буквы. Теперь поставьте тире, а справа от него - открытую квадратную скобку. Когда вы составите транскрипцию, вы её сюда впишете. Не забудьте закрыть её симметричной квадратной скобкой.

Ниже, под исходным словом нужно вертикально написать все его фонемы - это те знаки, которые составляют транскрипцию. Обратите внимание, что при звуко-буквенном анализе согласная вместе с показателем мягкости составляет единую сущность! Например, в слове «река» - [р’эка] - первой фонемой будет не «р», а «р’». Обязательно запомните это.

Напротив каждой полученной фонемы - там, где мы написали их «в столбик» - укажите все их возможные параметры. Сюда относятся и мягкость-твердость, и противопоставление «звонкий-глухой». Напротив каждого знака напишите, соответственно, гласный он или согласный.

Слово «класс»

Давайте разберем ещё один пример. Выберем для проведения звуко-буквенного анализа слово «класс». Наша задача совсем проста. В транскрипции отличаться от оригинальной записи будет только концовка… Но мы ведь и не знаем, как представлять сдвоенные согласные! Ответ прост - вместо двух букв мы напишем одну.

Итак, «класс» предстанет перед нами как [клас]. Здесь «К» - твёрдый глухой согласный, «Л» - твёрдый и звонкий. Вслед за гласной «А» укажем «С» - твёрдый и глухой.

Не забудьте указать количество букв и количество звуков. Например, в последнем разобранном нами слове имеется 5 букв, но всего 4 звука. В целом, это всё, что нужно преподавателю в этом задании! Теперь выберите любой другой пример и сделайте звуко-буквенный анализ слова самостоятельно.

Усложнения

Когда вы подрастете, вы узнаете, что все гласные каждого существующего на планете языка, как и все согласные, сводятся к одной единственной табличке. Они обладают двумя параметрами: подъемом и рядом. Например, гласные «и», «ы» и «у» относятся к одному подъему и различаются рядом - соответственно, передним, средним и задним. И наоборот: «ы» и «а» - гласные одного ряда - среднего, а вот подъемом различаются. В первом случае он верхний, а во втором - нижний.

Если вы хотите связать свою жизнь с изучением языка - стать переводчиком, исследователем родной речи, преподавателем соответствующих предметов, то вам обязательно нужно будет выучить эти тонкости. Впрочем, это кажется сложным лишь на первый взгляд.

Заключение

Правильное выполнение данного задания поможет в дальнейшем разобраться и в иностранных языках. Во-первых, вы будете грамотнее писать. А помимо этого, вы сможете четче разграничивать звуки, что очень важно на первом этапе освоения нового для вас языка.

Выполняйте задания вовремя, и тогда учеба станет приносить больше удовольствия и отнимать меньше времени!

Фонетическим разбором лингвисты называют анализ с позиций слогового состава и качества звуков, из которых состоит слово. Примерно такое определение выдают онлайн-поисковики, и оно вполне соответствует действительности. Фонетический разбор входит в число основных составляющих школьного курса по русскому языку.

Вконтакте

Наряду с ним этот курс включает разбор по составу и морфологический разбор . У каждого из этих видов предусмотрены свои основные правила. Полный фонетический разбор слова всем, кто учился в школе, приходилось делать в классе.

Однако тот, кто покинул учебное заведение давно мог уже забыть, что такое фонетический разбор и каковы его основные правила. Конечно, найти информацию про фонетический разбор слова онлайн при желании не составит труда. Вспомнить об этом задании, которое выпадало на долю каждого начиная с самых младших классов, будет несложно.

Как выполнять фонетический разбор?

Основная характеристика у гласных одна - расположение под ударением или нет. У согласных их побольше: мягкий или твёрдый, глухой или звонкий, имеет ли пару.

  1. Проговаривайте вслух предмет разбора.
  2. Не забывайте проверить правильность письменной передачи.
  3. Помните про орфограммы.
  4. Особое внимание уделяйте сочетаниям звуков одного порядка (гласных или согласных и др.).

Что надо знать, делая фонетический разбор

Для фонетического разбора потребуются некоторые общие сведения об особенностях графической передачи ряда звуков.Поможет сделать фонетический разбор слова таблица соответствия парных звуков . Их немного: б - п, в - ф, г - к, ж - ш, з - с.

Ъ (твёрдый знак)и ь (мягкий знак) самостоятельных звуков не отражают, только соответствующим образом иллюстрируют качество согласного перед ними.

Буквы е, ё, ю, я в начальной позиции или после гласного означают два звука - [й] и [э], [о], [у] или [а] соответственно: ящик, плеяда, юла, ёлка, ель.

А вот если они идут после согласного, значит, он мягкий.

Исключение составляет е, которая может использоваться в ряде случаев и после твёрдого или передавать звук [э] после гласного (например, проект).

Звуки [о] и [э] не под ударением подвержены явлению, которое в лингвистике называется редукцией: букву о в большинстве случаев читают как [а], а [э] - как [ы].

Вместо звонкого согласного в конце слова или перед глухим звучит парный глухой.

Так, «гриб» произносится [гр’ып].

Звуки [ч’], [ц] и [щ’] не имеют звонких пар, у [л], [м], [н], [р], [й’] нет парных глухих.

Образец фонетического разбора

Приведём несколько примеров .

ко-рА-бль, три слога, ударный второй

[караб’л’]

К - [к] согласный, твёрдый, глухой, парный

О - [а] гласный, безударный

Р - [р] согласный, твёрдый, звонкий, непарный

А - [а] гласный, ударный

Б - [б’] согласный, мягкий, звонкий, непарный

Л - [л’] согласный, мягкий, звонкий, непарный

Семь букв и шесть звуков .

грИб, один слог, ударный

Г - [г] согласный, твёрдый, звонкий, парный

Р - [р’] согласный, мягкий, звонкий, парный

И - [ы] гласный, ударный

Б - [п] согласный, твёрдый, звонкий, парный

Четыре буквы и четыре звука .

Ёж, один слог, ударный

Ё - [й’] согласный, мягкий, звонкий, непарный

- [о] гласный, ударный

Ж - [ш] согласный, твёрдый, глухой, парный.

Две буквы и три звука .

Что ещё полезно знать?

В зависимости от методики и комплекта учебников, используемых учителями в конкретной школе или классе, формальные требования к фонетическому разбору слова могут слегка варьировать. Однако общие рекомендации в целом едины.

В некоторых случаях могут возникать вопросы, как быть с предлогами . Чаще всего на практике их фонетический разбор просто не делается. Хотя на всякий случай будет полезным знать, что обычно предлог как бы примыкает к части речи, которая следует за ним, и при наличии в нём гласных они чаще всего будут безударными.

Например, в сочетании предлога и существительного «по полю» ударным является первый слог в слове «полю», а сама конструкция произносится [папОл’у]. Хотя возможен и вариант [попал’у]. Случаи когда ударение падает на предлог, а не на то, что следует за ним, нечасто, но встречаются. Ярким примером может служить грубо просторечное «по фиг» [пОф’ык].

Такое явление становится возможным, потому что с точки зрения фонетики существительные и предлоги часто воспринимаются не как разные слова, а одно слово и произносятся именно так. В лингвистике это называется фонетическим словом. Впрочем, столь глубокие сведения обычно преподаются уже в курсе фонетики студентам-филологам, а в школе в такие дебри не забираются Ну а каждый, кого заинтересовал этот момент, может найти нужную информацию и примеры онлайн.

В школе ученикам дают задания по фонетическому разбору слов, в первую очередь, для закрепления базовых теоретических познаний, которые они получают от учителя и из книг. В свою очередь, базовые знания фонетики сослужат им хорошую службу в практическом применении языка, то есть правильном его использовании на письме и чтении. Так, представление о таких языковых явлениях, как особенности произношения звуков в зависимости от позиции, позволяют понять, почему в некоторых случаях надо использовать букву, передающую не тот звук, который слышится.

Особенную важность фонетика и всё, что с ней связано, приобретает в регионах с ярко выраженными диалектными особенностями. Например, в верхневолжских говорах буква о в безударном положении читается [о], а в южнорусских вследствие особенностей местного произношения звука [г] с придыханием парным ему фактически становится [х]. Однако на уроках русского языка делать фонетический разбор требуется по правилам литературного языка. Это должно помочь ученикам освоить русскую литературную речь. Ведь использование диалекта считается признаком неграмотности.

Все в школе делали фонетический разбор слова, иначе звуко — буквенный. В учебниках, слово, которое подвергалось данному разбору, помечали верхним индексом «1». Это одно из самых легких заданий, которое выполняли школьники, потому как оно выполнялось аналогично методу «пишу, как слышу». Но так как у жителей из разных регионов России, произношение и интонация слов отличается, вследствие этого, может получиться и несходство по выполнению и результату такого разбора.

Перед тем, как приступить к фонетическому разбору, важно вспомнить все тридцать три буквы алфавита. Мы знаем, что они бывают: гласные и согласные. Согласных букв больше — их насчитывается 23, остальные 10 — гласные: а, е, о, ы, у, э, я, и, ю, е. Гласные разбиваются на — ударные — это те буквы, находящиеся под ударением, и безударные. Согласные же, как и звуки, бывают звонкими — б, в, д, ж, г, й, к, л, м, н, ш, щ, з, р, ч; и глухими — п, с, т, ф, х, ц. Вдобавок, согласные бывают мягкими и твердыми. Звуки мягкие, когда они стоят после звуков: е, е, и, ю, е, я; в остальных же случаях — они твердые.

Разберем пример:

В этом случае, данная гласная «Я» — состоит из двух звуков {Й; А}, следовательно из — за этого букв оказалось меньше звуков. Каждая согласная имеет две свойственные для нее характеристики, чего не скажешь про гласную, которая имеет всего лишь одну эту особенность.

Рассмотрим следующий пример:

Данный пример, наглядно доказывает, что букв может оказаться больше, чем звуков. Потому как, у буквы «Ь» нет звука, и в фонетике она несет функцию смягчения предыдущей согласной буквы.

Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуки речи, то есть те звуки, из которых состоят слова.

Выполнить фонетический разбор – значит определить, из каких звуков состоит слово.

Порядок фонетического разбора:

Сколько в слове слогов?

На какой слог падает ударение?

Гласные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены.

Согласные звуки: звонкие и глухие, твердые и мягкие; какими буквами обозначены.

Количество звуков и букв в слове.

В методической литературе приводится пример другого порядка разбора:

Выдели слоги.

Покажи место ударения.

Дай характеристику всем звукам по порядку, укажи, какими буквами они обозначены.

Подсчитай количество звуков и букв.

Образец устного разбора:

Травка. В слове травка два слога, ударение падает на первый слог: трáвка. Гласные звуки: первый – ударный [а], обозначен буквой «а»; второй – безударный [а], обозначен буквой «а». Согласные звуки: [т] – глухой, твердый, обозначен буквой «тэ»; [р] – звонкий, твердый, обозначен буквой «эр»; [ф] – глухой, твердый, обозначен буквой «вэ»; [к] – глухой, твердый, обозначен буквой «ка».

Образец письменного разбора:

т – [т] – глухой, твердый;

р – [р] – звонкий, твердый;

а – [а] – гласный, ударный;

в – [ф] – глухой, твердый;

к – [к] – глухой, твердый;

а – [а] – гласный, безударный;

6 букв, 6 звуков.

Другой вариант разбора:

Образец устного разбора:

Травка. В слове травка два слога, ударение падает на первый слог: трáвка. [т] – согласный, глухой, твердый, обозначен буквой «тэ»; [р] – согласный, звонкий, твердый, обозначен буквой «эр»; [а] – гласный, ударный, обозначен буквой «а»; [ф] – согласный, глухой, твердый, обозначен буквой «вэ»; [к] – согласный, глухой, твердый, обозначен буквой «ка»; [а] – гласный, безударный, обозначен буквой «а».

В слове травка 6 букв, 6 звуков.

Образец письменного разбора:

Трáвка – 2 слога, первый слог ударный.

[т] – согласный, глухой, твердый – т

[р] – согласный, звонкий, твердый – р

[а] – гласный, ударный – а

[ф] – согласный, глухой, твердый – в

[к] – согласный, глухой, твердый – к

[а] – гласный, безударный – а

6 букв, 6 звуков.

Морфемный разбор

Морфемика – раздел науки о языке, изучающий строение слова.

Выполнить морфемный разбор – значит найти «строительные кирпичики», из которых состоит это слово. Приставка, корень, суффикс, окончание – морфемы.

Порядок морфемного разбора:

Найди окончание (измени слово по числам, падежам или лицам; найди изменяемое окончание).

Найди корень (подбери два – три однокоренных слова, выдели общую часть).

Выдели приставку (сравни однокоренные слова с разными приставками или без приставки; другой вариант: подбор слов с другим корнем, но с этими же приставками).

Выдели суффикс (подбери одно-два однокоренных слова с разными суффиксами или без суффикса; другой вариант: подбор слов с другим корнем, но с этими же суффиксами).

Примечание: в методической литературе предлагается и другой вариант разбора: после выделения окончания, находятся приставка и суффикс, а затем корень слова.

Образец устного разбора:

Подставка.

Найду окончание. Для этого изменю слово по падежам: подставка, подставки, подставке. В слове подставка окончание – а.

Найду корень. Для этого подберу однокоренные слова: ставить, уставленный, заставить. В слове подставка корень - став -.

Найду приставку. Для этого подберу однокоренные слова с разными приставками (слова с другим корнем с этой же приставкой): приставка, заставка, уставить (поддержка, подбодрить, подпрыгнуть). В слове подставка приставка под-.

Найду суффикс. Для этого подберу однокоренные слова с разными суффиксами/ без суффикса (слова с другим корнем с таким же суффиксом): подставить, уставленный (уловка, проверка, сборка). В слове подставка суффикс -к-.

Морфологический разбор

Морфология – раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи.

Выполнить морфологический разбор – значит указать признаки слова как части речи.

Образец устного разбора имени существительного:

(Из) леса – имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос из чего?

Начальная форма – лес.

Мужского рода, второго склонения.

Употреблено в родительном падеже, в единственном числе.

В предложении является второстепенным членом, поясняет сказуемое: вышел (из чего?) из леса.

Образец письменного разбора имени существительного:

(Из) леса – имя сущ. (из чего?).

Н.ф. – лес.

М.р., 2-го скл.

В род. п., в ед. ч.

Образец устного разбора имени прилагательного:

Большой – имя прилагательное. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой?

Начальная форма – большой.

Употреблено в мужском роде , в именительном падеже, в единственном числе.

В предложении является второстепенным членом, поясняет подлежащее: медведь (какой?) большой.

Образец письменного разбора имени прилагательного:

Большой – прилаг. (какой?).

Н.ф. – большой.

В м.р., в им. п., в ед. ч.

Образец устного разбора глагола:

Вышел – глагол. Обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что сделал?

Начальная форма – выйти, I спряжение.

Употреблен в прошедшем времени, в единственном числе, в мужском роде.

В предложении является сказуемым: медведь (что сделал?) вышел.

Образец письменного разбора глагола:

Вышел – гл. (что сделал?).

Н.ф. – выйти, I спр.

В прош. вр., в ед.ч., в м.р.

Синтаксический разбор

Синтаксис – раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц. Основными единицами синтаксиса являются словосочетания и предложения.

Выполнить синтаксический разбор – значит дать характеристику основных признаков словосочетания, предложения.

Порядок синтаксического разбора предложения:

Определи вид предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное; по эмоциональной окраске: восклицательное – невосклицательное.

Определи, о ком или о чём говорится в предложении. Поставь к этому слову вопрос. Это подлежащее. Подчеркни его одной чертой.

Поставь от подлежащего вопрос что делает? что делал? или другие вопросы к словам, которые обозначают действие (признак) предмета. Слово, которое отвечает на такие вопросы, – это сказуемое. Оно обозначает, что говорится о подлежащем. Подчеркни сказуемое двумя чертами.

Поставь от подлежащего и сказуемого вопросы к другим членам предложения. Определи, что поясняет второстепенный член: подлежащее, сказуемое или другой второстепенный член предложения. Обозначь связь слов стрелками. (При другом варианте разбора после выделения главных членов из предложения выписываются словосочетания с вопросами или без вопросов).

Начерти схему предложения (по усмотрению учителя).

Образец устного разбора:

Предложение повествовательное, невосклицательное.

Определю, о ком или о чём говорится в предложении. В предложении говорится о медведе. Слово отвечает на вопрос кто? Это подлежащее, подчёркиваю одной чертой.

Поставлю от подлежащего вопрос (медведь) что сделал? вышел. Это сказуемое. Оно обозначает, что говорится о подлежащем. Подчеркну его двумя чертами.

Поставлю от подлежащего и сказуемого вопросы к другим членам предложения: медведь (какой?) большой (поясняет подлежащее); вышел (откуда?) из леса (поясняет сказуемое).

Образец письменного разбора:

Из леса вышел большой медведь.

При другом варианте разбора, после выделения главных членов предложения, выписываются словосочетания с вопросами (или без них):

Из леса вышел большой медведь.

Медведь (какой?) большой; вышел (откуда?) из леса.

Лексика - совокупность слов, словарный запас того или иного яз. Раздел науки о яз., изучающий словарный состав назыв-ся лексикологией. Лексикология имеет свой объект изуч-я- слова, кот-е рассм-ся с разных сторон и имеют свою сис-му пон-й. В лексикологии слово изуч-ся с т.з. :1смыслового знач-я, 2место в общей сис-ме лексики, 3происхождения, 4употребляемость, 5 сфера применения в процессе общения, 6 экспрессивность стилистич-го хар-ра. Наряду с этим в пон-е «лексик-гия» входят учения об устойчивых сочетаниях (фразеологизмах) и учение о словарях - лексикография. Слово-важнейшая ед-ца яз., носитель знач-й. Словами и их сочетаниями обознач-ся конкретные предметы, отвлеченные пон-я, эмоции, признаки и действия. Методика разв-я речи на лексич-м уровне предусматривает 4 основных линии: 1обогащение словаря, т.е. усвоение новых ранее неизвестных слов, а т/ж новых знач-й известных слов. 2уточнение словаря- словарно-стилистич-я работа разв-я гибкости словаря, его точности и выразит-сти.

2. Охарактеризуйте этапы формирования языковых понятий в начальной школе на уроках русского языка.

1-ый этап – эмпирический,

2-ой – теоретический,

3-ий дальнейшее углубление понятия.

Фонетический, или звуко-буквенный разбор слов отлично показывает знания ребёнка на практике. Этот вид анализа в русском языке содержит в себе множество тем: начиная младшими классами и заканчивая средней школой. Чтобы выполнять его правильно, нужно сделать несколько разборов вместе с ребенком, заметить, какие темы он знает не слишком хорошо, и несколько раз их повторить. Будьте внимательны при выполнении такого разбора, ведь есть множество слов, которые имеют одно написание, но разные ударения: такие слова разбираются иначе, вы должны это учесть. Научитесь обращать внимание на детали поэтапно.

С чего начать звуко-буквенный разбор слова

Чтобы облегчить себе дальнейший процесс анализа, сделайте транскрипцию слова. Этот этап предусмотрен и правилами русского языка: как бы ни отличались разборы в разных учебниках, транскрипция выполняется в обязательном порядке каждый раз.

Правильно написать звуки в транскрипции довольно просто: произнесите слово так, как говорите его в обычной разговорной речи. Не обращайте внимание на то, какие буквы пишутся в самом слове, ведь звуки разительно отличаются от этого в зависимости от ударения. Как правило, гласные в русском языке в безударном положении тоже имеют другой звук, лишь ударная гласная звучит четко и её сложно спутать.

Вот несколько примеров простейших слов с транскрипцией:

  • Дуб - [д у п]
  • Семья - [с’ е м’ й а]
  • Дождь - [д о ш т’]
  • Солнце - [с о н ц э]

В транскрипции используются такие обозначения:

  • Символом » ‘ » обозначается мягкость согласного звука, она может быть как от мягкого знака, так и от гласных звуков.
  • Символ ударения ставится над ударной гласной.
  • Иногда, слоги разбивают дефисом » - «, чтобы ребенок лучше умел переносить их и понимать структуру слова.

Как сделать звуко-буквенный разбор слова - согласные и гласные

После выполнения транскрипции, нужно записать буквы в столбик - каждая на своей строчке. Рядом в квадратных скобочках записывается звук для каждой буквы. Звук для мягкого знака просто вычеркивается, а йотированные гласные разбиваются на два звука.

Какие бывают согласные

Для согласных звуков записываются такие характеристики:

  • Звонкий или глухой. Просто произнесите его для определения. Очень полезно будет знать парность согласных, таких как «д - т», «в - ф», «г - к», «с - з». Один из звуков в данной паре глухой, а другой - нет. Глухость и звонкость не зависят от слова в целом, она остается неизменной у каждого звука в отдельности.
  • Твердый или мягкий. Это вы определяете ещё на этапе транскрипции. Если вы поставили знак » ‘ «, то звук определенно мягкий.
  • Парный или непарный звук. Все пары описаны выше и их лучше запомнить наизусть.

Данные характеристики пишутся с правой стороны от каждого звука в строчку, отдаляясь запятой.

Какие бывают гласные

С гласными звуками всё обстоит проще:

  • Они бывают ударные и безударные. Как правило, в слове всего одна ударная гласная.
  • Йотированные. Такие буквы, как «я, ё, ю» могут разделяться на два звука, например, как в слове «семья».

Как видите, главное - правильно проговорить слово вслух.

Как закончить звуко-буквенный разбор слова

Выполнив разбор каждого звука в отдельности, вы должны провести черту под столбиком и написать общее количество звуков и букв. Эти значения могут быть одинаковыми, а могут и сильно отличаться - это нормально. Просто посчитайте звуки по транскрипции, а буквы - по самому слову.

Выполняя фонетический разбор важно уделить должное внимание произношению. Правильно поставив ударение, вы легко услышите все звуки в данном слове.


Порядок разбора:

    Слоги, ударение.

    Гласные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены.

    Согласные звуки: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие; какими буквами обозначены.

    Количество звуков и букв.

Устный разбор:

2. В слове голубь 2 слога

3. Ударение падает на первый слог: гÓлубь

4. В слове 2 гласн., 3 согл.

6. буквой г (гэ) обозначен звук [г] – согласный, звонкий, твердый;

буквой о обозначен ударный звук [Ó];

буквой л (эль) обозначен согласный звук [л] – согласный, звонкий, твердый;

буквой у обозначен безударный гласный звук – [у];

буквой б (бэ) обозначен согласный звук [п’] – глухой, мягкий; мягкость звука обозначена буквой ь (мягкий знак);

буква «мягкий знак» звука не обозначает.

    В слове голубь – 5 звуков, 6 букв.

Письменный разбор:

Го лубь – 2 слога, 2 гласн., 3 согл.

г – [г] – согл., зв (п.)., тв. (п.)

о – [о] – гл., удар.

л – [л] – согл., зв. (неп.), тв. (п.)

у – [у] – гл., безуд.

б – [п’] – согл., глух. (п.), мягк. (п.)

________________________

6 букв, 5 звуков

Морфемный разбор слова


    Формообразующие суффиксы глаголов: -л- (суффикс глагола прошедшего времени); -ть-

(-ти-) (суффикс инфинитива), суффиксы причастий и деепричастий – не входят в основу слова:

    У глаголов, оканчивающихся на –чь, -чь входит в состав корня:

Жечь, беречь.

    Возвратные суффиксы –ся, -сь входят в основу слова:

Открывается.

Словообразовательный разбор слова

        Дать толкование лексического значения слова (например: слушатель – это тот, кто слушает кого – нибудь).

        Сравнить состав данного слова с однокоренным (слушатель – слушать); выявить ту часть (или части) слова, с помощью которой оно образовано (-тель ).

        Определить, от чего образована основа (от слуша- из слова слушать)

Морфологический разбор имени существительного

План разбора:

I. Часть речи. Общее значение (предмет, предметность).

П. Морфологические признаки.

    Начальная форма (именительный падеж единственного числа).

    Постоянные признаки:

а) собственное - нарицательное,

б) одушевленное - неодушевленное,

г) склонение.

3. Непостоянные признаки:

III. Синтаксическая функция (каким членом предложения является).

Образец устного разбора:

... восстановило команду против упрямца и задиры...

I. Команду - имя существительное, значение предметности.

II. Морфологические признаки.

    Начальная форма - команда.

    Постоянные признаки: а) нарицательное, б) неодушевленное, в) женский род,

г) 1-е склонение.

3. Непостоянные признаки: а) употреблено в винительном падеже, б) в единственном числе.

III. В предложении является дополнением.

Морфологический разбор имени прилагательного

План разбора:

I. Часть речи. Общее значение - признак предмета.

П. Морфологические признаки.

    Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).

    Постоянные признаки: а) качественное, б) относительное, в) притяжательное.

3. Непостоянные признаки:

1) у качественных: а) степень сравнения, б) краткая или полная форма;

2) у всех прилагательных:

а) падеж, б) число, в) род.

III. Синтаксическая роль (каким членом предложения является).

Образец устного разбора:

... разговариваем о теперешнем состоянии России...

I. Теперешнем (состоянии) - имя прилагательное, обозначает признак предмета. предмета. Морфологические признаки.

    Начальная форма - теперешний.

    Постоянные признаки: относительное.

    Непостоянные признаки:

а) употреблено в предложном падеже,

б) в единственном числе,

в) в среднем роде.

III. В предложении является согласованным определением. О состоянии (каком?) теперешнем.

Вам также будет интересно:

Кто расстрелял царскую семью?
Расстрел царской семьи (бывшего российского императора Николая II и его семьи) был...
Уведомление о переходе на УСН — образец заполнения
Выбор системы налогообложения осуществляется по заявлению индивидуального предпринимателя....
Образец заявления на енвд для ип (2018)
ИП, пожелавшие вести деятельность при уплате единого специального налога на вмененный...
Регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Предприниматель Александр Харченко поделился с сайт опытом открытия ИП через интернет. Если...
Проблема возникновения древнерусских городов
Города Древней Руси Зарождение городов в Древней Руси относится к IX-X вв. Их возникновение...