Сайт о холестерине. Болезни. Атеросклероз. Ожирение. Препараты. Питание

Изменение глаголов по временам и числам

К чему снятся помидоры: верное толкование по деталям сна

Гадание «Трезубец Гадание на карьеру

Времена в английском языке: подробное объяснение

Топики по английскому языку

«Просветленные не ходят на работу» Олег Гор Олег гор просветленные приходят на работу

Биография финалистки «Битвы экстрасенсов» Елены Голуновой

Елена Исинбаева: биография, личная жизнь, семья, муж, дети — фото Елена исинбаева образование

Женские половые гормоны, или биохимия женственности

Акт установки материальных ценностей (образец) Акт установки запчастей на автомобиль образец

Особенности налогообложения организаций оптовой торговли

Неизвестные факты об известных писателях

Торт с вареной сгущенкой

Ведущая Светлана Абрамова: биография, возраст, личная жизнь, фото?

Алгоритм предоставления каникул студентам выпускникам ниу вшэ

Сущность социальной адаптации инвалидов к производственной среде. Социальная адаптация молодых людей с ограниченными возможностями Что значит эффективная социальная адаптация инвалидов

  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 3. Технологии социальной работы с инвалидами
  • 3.1. Социальная диагностика: цель, этапы и методы проведения
  • Программа социальной диагностики инвалида
  • 3.2 Технология социального консультирования инвалидов
  • 3.3. Социальная реабилитация инвалидов
  • 3.4. Технология социальной адаптации инвалидов
  • 3.5. Технология социальной терапии в социальной работе с инвалидами
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 4. Содействие занятости и трудоустройству инвалидов
  • Положение инвалидов на рынке труда
  • Социальная поддержка безработных инвалидов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 5. Социальное обеспечение инвалидов
  • 5.1 Пенсионное обеспечение инвалидов
  • 5.2. Ежемесячная денежная выплата как форма социального обеспечения инвалидов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 6. Социальное обслуживание инвалидов
  • 6.1. Социальное обслуживание инвалидов в стационарных учреждениях
  • 6.2 Полустационарное и срочное социальное обслуживание инвалидов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 7. Комплексная поддержка семей инвалидов
  • 7.1. Характеристика семей имеющих в своей структуре инвалидов
  • 7.2. Основные направления комплексной поддержки семьи инвалида
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 8. Социальная работа с молодыми инвалидами
  • 8.1. Социальный статус молодых людей с ограниченными возможностями в современной России
  • 8.2. Социальная работа с молодыми инвалидами в учреждениях профессионального образования
  • 8.3. Организация досуга молодых инвалидов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература:
  • Глава 9. Социальная помощь и поддержка детей-инвалидов
  • 9.1. Ребенок-инвалид как объект социальной помощи и поддержки
  • 9.2. Система социальной помощи и поддержки детей-инвалидов
  • 9.3. Социально-педагогическая помощь и поддержка одаренных детей с ограниченными возможностями
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 10. Гендерные аспекты социальной работы с инвалидами
  • 10.1 Гендерные особенности инвалидности
  • 10.2 Государственная и общественная поддержка мужчин и женщин с инвалидностью
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 11. Социальная работа с инвалидами в исправительных учреждениях
  • 11.1. Характеристика основных проблем осужденных инвалидов в исправительном учреждении
  • 11.2. Правовые нормы социальной работы с осужденными инвалидами в уголовно-исполнительном законодательстве рф
  • 11.3. Содержание и методика социальной работы с инвалидами в исправительных учреждениях
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 12. Особенности деятельности общественных объединений инвалидов
  • 12.1 Понятие и виды общественных объединений инвалидов
  • 12.2 Содержание деятельности общественных объединений инвалидов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 13. Профессиональная этика социальной работы с инвалидами
  • 13.1. Ценностно-нормативные основы социальной работы с инвалидами
  • 13.2. Профессиональный этикет специалиста по социальной работе во взаимодействии с людьми особых потребностями
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Приложения о перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентноспособным на региональных рынках труда
  • Порядок
  • Участия граждан пожилого возраста и инвалидов,
  • Проживающих в стационарных учреждениях
  • Социального обслуживания, в лечебно-трудовой деятельности
  • Глава I. Общие положения
  • Глава II. Медико-социальная экспертиза
  • Глава III. Реабилитация инвалидов
  • Глава IV. Обеспечение жизнедеятельности инвалидов
  • Глава V. Общественные объединения инвалидов
  • Глава VI. Заключительные положения
  • Положение о Совете при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов
  • Конвенция о правах инвалидов Принята резолюцией 61/106 Генеральной ассамблеей от 13 декабря 2006 года
  • I. Общие положения
  • II. Цели, задачи и принципы деятельности вои
  • III. Члены всероссийского общества инвалидов
  • Всемирная программа действий в отношении инвалидов
  • 1 (IV). Всемирную программу действий
  • I. Цели, история вопроса и концепции
  • О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-фз
  • Глава I. Общие положения
  • Глава II. Права граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания
  • Глава III. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов
  • Глава IV. Организация социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов
  • Глава V. Профессиональная деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов
  • Глава VII. Порядок введения в действие настоящего Федерального закона
  • I. Общие положения
  • II. Порядок разработки индивидуальной программы
  • III. Порядок реализации индивидуальной программы
  • I. Общие положения
  • II. Условия признания гражданина инвалидом
  • 3.4. Технология социальной адаптации инвалидов

    Технология социальной адаптации – это последовательность действий и способов взаимодействия специалиста по социальной работе и инвалида с помощью индивидуальных и групповых форм социальной работы (игры, социальные тренинги и др.), способствующих развитию умений и навыков включения в среду жизнедеятельности. Социальная адаптация включает инвалида в доступную социально-профессиональную сферу и процесс приобретения умений, навыков общения в малой группе. Социальную адаптацию одновременно рассматривают как социальную технологию, процесс и результат.

    Социальная адаптация кроме всего включает инвалида в малую группу и среду жизнедеятельности, содействует усвоению им сложившихся норм, отношений, образцов поведения. Человек, имеющий инвалидность, находится в поиске социальной среды, которая благоприятна для его самореализации, раскрытия ресурсов. В данном случае ближайшее окружение человека с ограниченными возможностями здоровья (семья, клубное объединение, актив общественной организации, друзья) является малой группой, которые подразделяются на формальные и неформальные. Первые создаются по разработанному регламенту для выполнения общественной, социозащитной, санкционированной со стороны государства деятельности. Такими могут быть общественные организации граждан с ограниченными возможностями здоровья, клубы, объединения семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, студии и др. Неофициальные малые группы возникают спонтанно под воздействием общих интересов инвалидов и здоровых граждан, их совместной деятельности и имеют стихийную организационную структуру. К данным объединениям можно отнести сообщества друзей, коллег по учебной и профессиональной деятельности и др.

    Результатом социальной адаптации инвалида является появление чувства удовлетворенности жизнью, отношениями с близким окружением, рост творческой активности, достижение успеха в общении и совместной деятельности малой группы и среде жизнедеятельности.

    Применение технологий социальной адаптации гражданина с ограниченными возможностями здоровья позволяет ему чувствовать себя свободно в малой группе и включаться в различные виды деятельности. Это позволяет инвалиду обогащать свой внутренний мир с помощью новых ценностей и социальных норм, использовать социальный опыт при организации деятельности в малой группе.

    Выделяют несколько уровней социальной адаптации человека с ограниченными возможностями здоровья к социальной среде: высокий, средний и низкий.

    Высокий уровень социальной адаптации характеризуется творческим отношением к сложившимся в среде нормам и стереотипам (он вносит предложения по улучшению общения, развитию толерантности при выстраивании межличностных отношений в малой группе). Человек с ограниченными возможностями здоровья усваивает ценности и нормы независимой жизни, принимая участие в социальных, политических и экономических процессах, свободном выборе и доступе к жилым, общественным зданиям, транспорту, средствам коммуникации, страхованию, труду и образованию. Инвалид сам способен определять и принимать решения, управлять ситуациями, у него имеются жизненные планы и перспективы. Он удовлетворен своим образом жизни, стремится изменить свои не­достатки, проявляет инициативу по их устранению, является активным участником общественной жизни. Для высокого уровня социальной адаптации инвалида характерно достижение им полного самообслуживания, высокого уровня санитарной грамотности, четкого выполнения лечебных процедур.

    У инвалида со средним уровнем социальной адаптации происходит приспособление к нормам и ценностям малой группы без их изменения, усвоение общепринятых форм и способов жизнедеятельности, свойственных для данного окружения (семья, клубное объединение, друзья, актив общественной организации). Как правило, он включается в деятельность и общение с помощью другого лица (родителя, друга, специалиста по социальной работе), у него может быть незначительно или умеренно снижен уровень самообслуживания.

    Для низкого уровня социальной адаптации человека с ограниченными возможностями здоровья характерно проявление самоизоляции, затворничества, ограничения контактов с людьми по причине отсутствия желания общаться, устанавливать отношения. Он не умеет вести диалог с оппонентом, вступает с ним в конфликт. У него наблюдается значительное снижение социальных умений и навыков по самообслуживанию, отсутствует или значительно ограничена досуговая, трудовая, профессиональная деятельность, в поведении отмечается зависимость от других лиц, отсутствует инициатива и самостоятельность в преодолении жизненных затруднений.

    Успешной реализации технологии социальной адаптации человека с ограниченными возможностями здоровья способствуют следующие условия: во-первых, окружение человека с ограниченными возможностями здоровья содействует реализации его потребностей, развитию индивидуальности; во-вторых, когда организационная культура малой группы строится на проявлении дружеской поддержки, уважения, ответственности, заинтересованности в каждом человеке; в-третьих, окружение инвалида признает и даёт положительную оценку достигаемых им результатов; в-четвертых, обеспечивает участие гражданина с ограниченными возможностями здоровья в социальной и культурной жизни малой группы и среде жизнедеятельности.

    Выбор технологии социальной адаптации инвалида во многом зависит от его жизненной проблемы. Скажем, в результате перенесенного заболевания он не всегда имеет возможность быть членом малой группы, заниматься профессиональной деятельностью, посещать театры, музеи, способствующие формированию социальных установок личности и приобщающих инвалида к культурным традициям и ценностям общества. Такие затруднения могут быть преодолены с помощью комплексной работы специалистов по социальной работе и психологов методами психологической и игровой коррекции, направленных на интеграцию человека с ограниченными возможностями здоровья в общество.

    Технология социальной адаптации инвалидов может реализовываться и с помощью таких форм, как игра, социальный тренинг, экскурсия, беседа. Игра как форма технологии социальной адаптации инвалида имитирует реальную социальную среду, в которой инвалид может оказаться в действительности. В процессе социальной адаптации граждан с ограниченными возможностями здоровья широко применяются различные виды деловых игр: имитационные игры, «деловой театр» и др.

    Используя игровые формы, можно имитировать профессиональную, творческую деятельность и др. С помощью имитационной игры человек с ограниченными возможностями приобретает социальный опыт взаимодействия с людьми, он осваивает новые для себя социальные роли «студента», «менеджера» и др., у него расширяется спектр социальных умений и навыков, что позволяет ему быть более подготовленным к реальной жизни. Через подражание социальной модели, заданной в игровой деятельности, инвалид приобретает формы социального поведения, которые ранее ему были недоступны.

    Игра «деловой театр», как форма технологии социальной адаптации инвалида, позволяет имитировать конкретную жизненную ситуацию, поведение человека. Метод инсценировки, который применяется в данной игровой форме, обучает человека ориентироваться в различных жизненных условиях, давать объективную оценку своему поведению, учитывать интересы других людей, устанавливать с ними контакты. Для проведения игры разрабатывается сценарий, где описывается конкретная жизненная ситуация, объясняются игрокам их функции, обязанности и задачи.

    В целом, в реализации игровых технологий, способствующих социальной адаптации инвалида, можно выделить несколько этапов:

    I этап. Формирование группы и разработка сценария игрового сюжета. Величина группы зависит от степени тяжести последствий инвалидности и характера проблем участников, и, как правило, состоит из 2-5 человек. Состав группы определяется также стратегией подбора участников, она может быть разнородной, то есть включать участников с разной степенью инвалидности. Там, где позволяют условия учреждения социального обслуживания населения, рекомендуется подбор участников со сходной жизненной проблемой (например, одинаковая группа инвалидности, заболевание), в данном случае специалист по социальной работе будет иметь четкую направленность в выборе игровых форм и упражнений.

    II этап. Проведение игры. Вводная часть занятия включает приветствие и ознакомление инвалидов с планом проведения комплекса игр и упражнений. Специалист по социальной работе встречает участников и приветливо, доброжелательно здоровается первый с каждым. Затем он планирует совместную работу, информирует собравшихся о порядке, содержании и последовательности игр и упражнений. Далее проводятся игровые упражнения в соответствии со сценарием.

    III этап. Подведение итогов игры, когда происходит анализ и обобщение социальных умений и навыков, которые приобрели участники.

    Закрепить полученные с помощью игровых технологий социальные умения и навыки возможно в форме социального тренинга, который помогает инвалиду освоить принятые в обществе социальные нормы, продуктивные способы поведения и взаимодействия, готовит к независимой жизни. Эффективность проведения социального тренинга можно оценивать по двум критериям. Первый из них – это уровень усвоения новых социальных умений и навыков в соответствии с поставленными в программе тренинга задачами, возможность их свободного выполнения как на тренинговых занятиях, так и в реальной жизни. Второй критерий характеризует соответствие усвоенного социального опыта жизненным целям инвалида.

    Специалист по социальной работе до социального тренинга проводит индивидуальные консультации с целью помочь инвалидам определить, в какой мере новые социальные умения и навыки обеспечивают реализацию их жизненных целей.

    В начале специалист по социальной работе комплектует группу и в соответствии с составом участников определяет цель, задачи и разрабатывает программу тренинга. При этом он способствует созданию положительных эмоций, которые обеспечивают желание человека приходить в эту группу и к этому тренеру постоянно до момента завершения программы. Проведение социального тренинга способствует осознанию личностных особенностей, привычек и представлений инвалидов о себе. В ходе проведения тренинга социальные умения и навыки закрепляются инвалидом в процессе игровой деятельности, когда «проигрываются» жизненные ситуации, которые нужно разрешить с помощью новых для участников социальных навыков умений. В заключение тренинга специалист по социальной работе и участники анализируют и оценивают результаты работы.

    Последовательность включения гражданина с ограниченными возможностями здоровья в среду жизнедеятельности, его социальной адаптации осуществляется с помощью нескольких этапов: проведение социальной диагностики; включение в социальную группу; обучение решению проблемных ситуаций.

    В целом социальная адаптация как технологический процесс, позволяет: включить инвалида в малую группу, помочь ему усвоить сложившиеся нормы, отношения, образцы поведения, развить умения и навыки общения, включится в доступную для него социально-профессиональную сферу.

    Признаками социальной адаптированности инвалида являются: удовлетворенность своим положением в группе, сознательное поддержание норм и традиций, существующих в данном сообществе, стремление и готовность обогатить содержание, формы и способы взаимодействия с окружающими в объединении, толерантность.

    Технология социальной адаптации – это последовательность действий и способов взаимодействия специалиста по социальной работе и инвалида с помощью индивидуальных и групповых форм социальной работы (игры, социальные тренинги и др.), способствующих развитию умений и навыков включения в среду жизнедеятельности. Социальная адаптация включает инвалида в доступную социально-профессиональную сферу и процесс приобретения умений, навыков общения в малой группе. Социальную адаптацию одновременно рассматривают как социальную технологию, процесс и результат.

    Социальная адаптация кроме всего включает инвалида в малую группу и среду жизнедеятельности, содействует усвоению им сложившихся норм, отношений, образцов поведения. Человек, имеющий инвалидность, находится в поиске социальной среды, которая благоприятна для его самореализации, раскрытия ресурсов. В данном случае ближайшее окружение человека с ограниченными возможностями здоровья (семья, клубное объединение, актив общественной организации, друзья) является малой группой, которые подразделяются на формальные и неформальные. Первые создаются по разработанному регламенту для выполнения общественной, социозащитной, санкционированной со стороны государства деятельности. Такими могут быть общественные организации граждан с ограниченными возможностями здоровья, клубы, объединения семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, студии и др. Неофициальные малые группы возникают спонтанно под воздействием общих интересов инвалидов и здоровых граждан, их совместной деятельности и имеют стихийную организационную структуру. К данным объединениям можно отнести сообщества друзей, коллег по учебной и профессиональной деятельности и др.

    Результатом социальной адаптации инвалида является появление чувства удовлетворенности жизнью, отношениями с близким окружением, рост творческой активности, достижение успеха в общении и совместной деятельности малой группы и среде жизнедеятельности.



    Применение технологий социальной адаптации гражданина с ограниченными возможностями здоровья позволяет ему чувствовать себя свободно в малой группе и включаться в различные виды деятельности. Это позволяет инвалиду обогащать свой внутренний мир с помощью новых ценностей и социальных норм, использовать социальный опыт при организации деятельности в малой группе.

    Выделяют несколько уровней социальной адаптации человека с ограниченными возможностями здоровья к социальной среде: высокий, средний и низкий.

    Высокий уровень социальной адаптации характеризуется творческим отношением к сложившимся в среде нормам и стереотипам (он вносит предложения по улучшению общения, развитию толерантности при выстраивании межличностных отношений в малой группе). Человек с ограниченными возможностями здоровья усваивает ценности и нормы независимой жизни, принимая участие в социальных, политических и экономических процессах, свободном выборе и доступе к жилым, общественным зданиям, транспорту, средствам коммуникации, страхованию, труду и образованию. Инвалид сам способен определять и принимать решения, управлять ситуациями, у него имеются жизненные планы и перспективы. Он удовлетворен своим образом жизни, стремится изменить свои не­достатки, проявляет инициативу по их устранению, является активным участником общественной жизни. Для высокого уровня социальной адаптации инвалида характерно достижение им полного самообслуживания, высокого уровня санитарной грамотности, четкого выполнения лечебных процедур.

    У инвалида со средним уровнем социальной адаптации происходит приспособление к нормам и ценностям малой группы без их изменения, усвоение общепринятых форм и способов жизнедеятельности, свойственных для данного окружения (семья, клубное объединение, друзья, актив общественной организации). Как правило, он включается в деятельность и общение с помощью другого лица (родителя, друга, специалиста по социальной работе), у него может быть незначительно или умеренно снижен уровень самообслуживания.

    Для низкого уровня социальной адаптации человека с ограниченными возможностями здоровья характерно проявление самоизоляции, затворничества, ограничения контактов с людьми по причине отсутствия желания общаться, устанавливать отношения. Он не умеет вести диалог с оппонентом, вступает с ним в конфликт. У него наблюдается значительное снижение социальных умений и навыков по самообслуживанию, отсутствует или значительно ограничена досуговая, трудовая, профессиональная деятельность, в поведении отмечается зависимость от других лиц, отсутствует инициатива и самостоятельность в преодолении жизненных затруднений.

    Успешной реализации технологии социальной адаптации человека с ограниченными возможностями здоровья способствуют следующие условия: во-первых, окружение человека с ограниченными возможностями здоровья содействует реализации его потребностей, развитию индивидуальности; во-вторых, когда организационная культура малой группы строится на проявлении дружеской поддержки, уважения, ответственности, заинтересованности в каждом человеке; в-третьих, окружение инвалида признает и даёт положительную оценку достигаемых им результатов; в-четвертых, обеспечивает участие гражданина с ограниченными возможностями здоровья в социальной и культурной жизни малой группы и среде жизнедеятельности.

    Выбор технологии социальной адаптации инвалида во многом зависит от его жизненной проблемы. Скажем, в результате перенесенного заболевания он не всегда имеет возможность быть членом малой группы, заниматься профессиональной деятельностью, посещать театры, музеи, способствующие формированию социальных установок личности и приобщающих инвалида к культурным традициям и ценностям общества. Такие затруднения могут быть преодолены с помощью комплексной работы специалистов по социальной работе и психологов методами психологической и игровой коррекции, направленных на интеграцию человека с ограниченными возможностями здоровья в общество.

    Технология социальной адаптации инвалидов может реализовываться и с помощью таких форм, как игра, социальный тренинг, экскурсия, беседа. Игра как форма технологии социальной адаптации инвалида имитирует реальную социальную среду, в которой инвалид может оказаться в действительности. В процессе социальной адаптации граждан с ограниченными возможностями здоровья широко применяются различные виды деловых игр: имитационные игры, «деловой театр» и др.

    Используя игровые формы, можно имитировать профессиональную, творческую деятельность и др. С помощью имитационной игры человек с ограниченными возможностями приобретает социальный опыт взаимодействия с людьми, он осваивает новые для себя социальные роли «студента», «менеджера» и др., у него расширяется спектр социальных умений и навыков, что позволяет ему быть более подготовленным к реальной жизни. Через подражание социальной модели, заданной в игровой деятельности, инвалид приобретает формы социального поведения, которые ранее ему были недоступны.

    Игра «деловой театр», как форма технологии социальной адаптации инвалида, позволяет имитировать конкретную жизненную ситуацию, поведение человека. Метод инсценировки, который применяется в данной игровой форме, обучает человека ориентироваться в различных жизненных условиях, давать объективную оценку своему поведению, учитывать интересы других людей, устанавливать с ними контакты. Для проведения игры разрабатывается сценарий, где описывается конкретная жизненная ситуация, объясняются игрокам их функции, обязанности и задачи.

    В целом, в реализации игровых технологий, способствующих социальной адаптации инвалида, можно выделить несколько этапов:

    I этап. Формирование группы и разработка сценария игрового сюжета. Величина группы зависит от степени тяжести последствий инвалидности и характера проблем участников, и, как правило, состоит из 2-5 человек. Состав группы определяется также стратегией подбора участников, она может быть разнородной, то есть включать участников с разной степенью инвалидности. Там, где позволяют условия учреждения социального обслуживания населения, рекомендуется подбор участников со сходной жизненной проблемой (например, одинаковая группа инвалидности, заболевание), в данном случае специалист по социальной работе будет иметь четкую направленность в выборе игровых форм и упражнений.

    II этап. Проведение игры. Вводная часть занятия включает приветствие и ознакомление инвалидов с планом проведения комплекса игр и упражнений. Специалист по социальной работе встречает участников и приветливо, доброжелательно здоровается первый с каждым. Затем он планирует совместную работу, информирует собравшихся о порядке, содержании и последовательности игр и упражнений. Далее проводятся игровые упражнения в соответствии со сценарием.

    III этап. Подведение итогов игры, когда происходит анализ и обобщение социальных умений и навыков, которые приобрели участники.

    Закрепить полученные с помощью игровых технологий социальные умения и навыки возможно в форме социального тренинга, который помогает инвалиду освоить принятые в обществе социальные нормы, продуктивные способы поведения и взаимодействия, готовит к независимой жизни. Эффективность проведения социального тренинга можно оценивать по двум критериям. Первый из них – это уровень усвоения новых социальных умений и навыков в соответствии с поставленными в программе тренинга задачами, возможность их свободного выполнения как на тренинговых занятиях, так и в реальной жизни. Второй критерий характеризует соответствие усвоенного социального опыта жизненным целям инвалида.

    Специалист по социальной работе до социального тренинга проводит индивидуальные консультации с целью помочь инвалидам определить, в какой мере новые социальные умения и навыки обеспечивают реализацию их жизненных целей.

    В начале специалист по социальной работе комплектует группу и в соответствии с составом участников определяет цель, задачи и разрабатывает программу тренинга. При этом он способствует созданию положительных эмоций, которые обеспечивают желание человека приходить в эту группу и к этому тренеру постоянно до момента завершения программы. Проведение социального тренинга способствует осознанию личностных особенностей, привычек и представлений инвалидов о себе. В ходе проведения тренинга социальные умения и навыки закрепляются инвалидом в процессе игровой деятельности, когда «проигрываются» жизненные ситуации, которые нужно разрешить с помощью новых для участников социальных навыков умений. В заключение тренинга специалист по социальной работе и участники анализируют и оценивают результаты работы.

    Последовательность включения гражданина с ограниченными возможностями здоровья в среду жизнедеятельности, его социальной адаптации осуществляется с помощью нескольких этапов: проведение социальной диагностики; включение в социальную группу; обучение решению проблемных ситуаций.

    В целом социальная адаптация как технологический процесс, позволяет: включить инвалида в малую группу, помочь ему усвоить сложившиеся нормы, отношения, образцы поведения, развить умения и навыки общения, включится в доступную для него социально-профессиональную сферу.

    Признаками социальной адаптированности инвалида являются: удовлетворенность своим положением в группе, сознательное поддержание норм и традиций, существующих в данном сообществе, стремление и готовность обогатить содержание, формы и способы взаимодействия с окружающими в объединении, толерантность.

    Инвалидность - социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья с сильными расстройствами функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты. Понятие «инвалидность» имеет социальные, юридические и медицинские аспекты. За установлением инвалидности следует прекращение работы или изменение условий труда и назначение различных видов государственной социальной защиты (пенсия, трудоустройство).

    Инвалидность считается одним из важнейших показателей общественного неблагополучия населения. Она отражает множество проблем, такие как: социальную зрелость, экономическую состоятельность, нравственную полноценность общества и нарушение взаимосвязей между человеком, лицами с ограниченной ответственностью и обществом. Учитывается тот факт, что проблемы инвалидов затрагивают не только их индивидуальные интересы, но и в определенной степени касаются их близких, зависят от уровня жизни населения и других общественных факторов. Из всего этого можно сделать вывод о том, что их решение лежит в общенациональной, а не узковедомственной поверхности и во многом определяет лицо общественной политики государства .

    Инвалиды? это люди с ограниченными возможностями.

    Рынок труда для лиц с ограниченными возможностями является особым социально? демографическим сегментом российского хозяйства, который подчиняет собственным закономерностям, что необходимо учитывать в политике занятости. Поэтому, страна берет на себя обязательство по содействию объединение граждан с ограниченными возможностями, обладающих недостаточной конкурентоспособностью и испытывающих трудности в поиске работы.

    Положение инвалидов в группе людей определяется рядом таких факторов как: объективных и субъективных, которые влияют на уровень материальной обеспеченности, возможности реализовать себя в профессиональной сфере, получение образования, осуществление мечты сделать карьеру и удовлетворить свои права и социальных гарантии.

    Незанятость среди лиц с ограниченными возможностями выделяется при рассмотрении проблем загруженности населения в силу особой глубины ее негативных последствий.

    Болезни (травмы) могут привести к потери здоровья человека, следствие чего являются значительно - отрицательные последствия в жизнедеятельности. Нарушаются так же и физиологические функции организма, но и уменьшается общественная, в том числе и профессиональная активность человека. Преодоление последствий инвалидности, восстановление утраченных в связи с ней части жизненных функций, а также социально значимых качеств позволяют инвалиду стать полноценным и равноправным членом общества, непосредственно участвовать в общественной жизни, способствует его успешной реабилитации и интеграции в обществе .

    В этом процессе главную роль играет трудовая деятельность, она оказывает положительное влияние на жизнь инвалида. Занятость способствует физическому, личностному и профессиональному восстановлению личности.

    В значительной степени повышается материальное благосостояние инвалида, меняется психическое состояние человека, он перестаёт ощущать себя никому не нужным. Вместе с ним растёт его престиж в семье, обществе и государстве. Под влиянием труда в организме развиваются компенсационные порядки, способствующие преодолению вызванных инвалидностью ряда недостатков.

    Различные стороны содействия занятости инвалидов рассматриваются в документах, разработанных Международной организацией труда (МОТ). Одним из первых поднимался вопрос социальной защиты граждан, в 1933 году была принята Конвенция №37 «Об обязательном страховании по инвалидности трудящихся промышленных и торговых предприятий, лиц свободных профессий, а также трудящихся, работающих на дому, и домашней прислуги», в которой раскрыты вопросы профилактики инвалидности в рамках трудовой деятельности. Проблемы профессиональной реабилитации инвалидов поставлены в Рекомендации №168 и Конвенции №159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов», принятых в 1983 году. В ряде документов МОТ раскрыты аспекты активной политики занятости граждан с ограниченными возможностями (Рекомендация №88 «О профессиональном обучении взрослых, включая инвалидов» от 1950 г., и Рекомендация №99 «О переквалификации инвалидов» 1955 г.).

    Рыночных отношений носит не только положительный, но и отрицательный характер, это связанно с ужесточением требований к работнику. В следствие, количество граждан, попадающих под категорию неконкурентоспособных, постоянно увеличивается. Все эти процессы особенно обостряются в период социально? экономических кризисов. В связи с этим, проблема занятости лиц с ограниченными возможностями приобретает новые свойства. С одной стороны, вопросы трудоустройства чрезвычайно значимы для них, с другой стороны? возможность реализовать свои потребности в профессиональной деятельности удается далеко не каждому.

    Занятие на российском рынке труда данной категории населения остаётся несоответствующей их вероятным возможностям, а загруженность достаточно низкой. Работающие инвалиды составляют менее 10% их общей численности. Особенно она низкая среди граждан имеющих 1 и 2 группу инвалидности. Положение лиц с ограниченными возможностями на российском рынке труда обусловливается рядом обстоятельств .

    Во-первых, наблюдается рост количества инвалидов (примерно 50% из них трудоспособного возраста), а во-вторых, доля регистрируемой безработицы среди лиц с ограниченными возможностями увеличивается в среднем по нашей стране от 2% до 5%. Выходящие на рынок труда инвалиды различаются по возрасту, полу, образовательному и профессиональному уровню, состоянию здоровья и жизненным установкам.

    Среди признанных безработных лица, получившие инвалидность в результате различных заболеваний, травм, пострадавшие на производстве и в ходе боевых действий, инвалиды с детства. Средний возраст неработающих граждан с ограниченными возможностями 26 ? 45 лет. Все они по разному делятся на несколько групп. Для решения вопроса занятости значимыми являются характеристики связанные:

    Со степенью трудоспособности (лица с ограниченными возможностями трудоспособные, нетрудоспособные, временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах, в щадящих условиях труда)

    Характером заболевания (человек? мобильный, маломобильные, немобильные).

    В зависимости от принадлежности к той или иной группе решаются вопросы занятости и трудоустройства граждан с ограниченными возможностями. Относительно низкий статус занятости, лиц, имеющих инвалидность, во многом объясняется неопределенностью жизненных установок, отсутствием востребованного профессионального образования, опыта работы. Ситуация усугубляется и тем обстоятельством, что работодателям невыгодно принимать на работу инвалидов, которым, требуются специализированные рабочие места, льготные условия труда (сокращенное рабочее время, сниженные требования к производительности). Несмотря на законы, принимаемые на уровне субъектов Федерации «О квотировании рабочих мест для инвалидов», предприниматели стремятся находить причины для отказа инвалиду в трудоустройстве .

    Особенность положения инвалидов на российском рынке труда определяется рядом факторов:

    Сохранение стереотипов (многие работодатели негативно оценивают качества инвалидов, как отсутствие опыта работы, неспособность качественно выполнять свои профессиональные обязанности и неумение выстраивать взаимоотношения в рабочем коллективе, неустойчивость поведения, то есть всё то, что свидетельствует о профессиональной несостоятельности человека). Масштабность и устойчивость влияния стереотипов такого рода приводит к дискриминационному отношению к инвалидам на рынке труда.

    Не обоснованное представление инвалидов о выстраивании личной профессиональной стратегии (проявляется в определении профессии, в дальнейших перспективах трудоустройства). Выбор направления или специальности, по которым будет осуществляться профессиональное обучение, часто делается инвалидом исходя из его физиологических возможностей, степени инвалидности, условий обучения, его доступности. Основная идея получения образования «Что я могу и хочу, а не куда смогу трудоустроиться в дальнейшем». Научить молодых инвалидов анализировать реальную ситуацию на рынке труда, через призму личностных возможностей

    Направление работы, которое необходимо внедрять в повсеместную практику деятельности службы занятости в рамках профилактики безработицы лиц с ограниченными возможностями.

    Сокращение рабочих мест на предприятиях и специализированных организаций нацеленных на преимущественное трудоустройство инвалидов. (особое беспокойство вызывает то, что большое количество безработных граждан составляют выпускники средне специальных и высших учебных заведений). Наибольшим спросом у молодых инвалидов пользуются такие профессии, как программист, экономист и бухгалтер, юрист. Вместе с тем, среди вакансий, предлагаемых для граждан с ограниченными возможностями преимущественно малоквалифицированный труд, без учета их профессиональных качеств .

    Самым главным условием социальной трудовой адаптации и ее особенности является внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для инвалидов. Именно нормальное взаимоотношение инвалидов и здоровых? сильнейший фактор адаптационного процесса. Как показывает зарубежный и отечественный опыт, инвалиды, часто имея даже определённые потенциальные возможности активно участвовать в жизни общества и тем более работать, не могут их реализовать. Причина состоит в том, что часть (и зачастую большая часть) нашего общества не хочет общаться с ними, а работодатели не хотят принимать на работу инвалида в силу устоявшихся негативных стереотипов. И, даже в данном случаи меры по социальной адаптации инвалида не помогут до тех пор, пока не будут сломаны психологические стереотипы как со стороны «здоровых», так, что немаловажно, предпринимателей. Идея социальной адаптации инвалидов «на словах» поддерживается большинством, существует масса законов, однако всё же существует сложность и неоднозначность отношения «здоровых» к инвалидам, особенно к инвалидам с явно выраженными «инвалидными признаками» ? не имеющими возможности самостоятельно передвигаться (т.е. «колясочники»), слепые и плохо видящие, глухие и плохо слышащие, больные ДЦП, больные ВИЧ.

    В России инвалиды воспринимаются обществом как отличающиеся в отрицательную сторону, лишённые многих возможностей, с одной стороны их неприятие как полноценных членов социума, а с другой? сочувствие по отношению к ним. Немаловажно, отмечается «неготовность» многих здоровых к тесному контакту с инвалидами на рабочем месте, а также развитие ситуаций, когда инвалид не может, не имеет возможности реализоваться наравне со всеми . К сожалению, одним из самых главных показателей социально? психологической адаптации инвалидов, является отношение к собственной жизни? практически половина из них, оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное. Причём само понятие удовлетворённости или неудовлетворённость жизнью чаще всего сводится к отрицательному или нестабильному материальному положению инвалида, и чем ниже доходы инвалида, тем пессимистичнее его взгляды на своё существование и ниже его самооценка. Но, у работающих инвалидов самооценка и «взгляды на жизнь» намного выше, чем у безработных. С одной стороны, это связано с лучшим материальным положением работающих инвалидов, их большей их социальной и производственной адаптацией, большей возможностью общения. Но, как и все мы, инвалиды испытывают страх перед будущим, тревогу и неуверенность в завтрашнем дне, чувство напряжённости и дискомфорта, причем для них потеря работы? более сильный стрессовый фактор, чем для здорового человека. Малейшие изменения материального неблагополучия и малейшие затруднения на работе приводят к панике и сильнейшему стрессу .

    Приобретение и совершенствование инвалидами профессиональных знаний, умений и навыков с учетом полученной или имеющейся у них специальности (профессии);

    Приобретение, восстановление и развитие имеющихся у инвалидов трудовых способностей и закрепление их в процессе осуществления трудовой деятельности;

    Повышение конкурентоспособности инвалидов на рынке труда;

    Трудоустройство инвалидов в соответствии с полученной или имеющейся специальностью (профессией)».

    Однако стоит заметить, что данные мероприятия в большей мере направлены на трудоустройство и трудовую занятость преимущественно инвалидов с физическими ограничениями либо легкими формами инвалидности (по слуху, зрению и т.д.), а не людей, например, с интеллектуальными, умственными и множественными нарушениями развития.

    Срок адаптации инвалидов к трудовой деятельности может составлять от шести месяцев до одного года. Зачастую ввиду степени тяжести ограничения инвалида все это время уходит не на адаптацию инвалидов к трудовой деятельности как таковую, а на «адаптацию» к рабочему месту, коллективу, приобретение навыков взаимодействия с окружающими, на знакомство с производственными особенностями организации.

    Финансирование мероприятий по адаптации инвалидов к трудовой деятельности за счет средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь осуществляется органами по труду, занятости и социальной защите в виде выделения нанимателям денежных средств на:

    Приобретение оборудования;

    Приобретение материалов;

    Приобретение спецодежды;

    Компенсацию затрат по оплате труда инвалидов.

    Компенсация затрат по оплате труда инвалидов производится органами по труду, занятости и социальной защите нанимателям ежемесячно. Что накладывает определенные обязательства на нанимателя. Так, наниматели ежемесячно представляют в органы по труду, занятости и социальной защите справку о затратах по оплате труда инвалидов с указанием периода, за который начислена заработная плата. При этом в указанные затраты включаются начисленная заработная плата за выполненную работу и отработанное время, суммы обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Орган по труду, занятости и социальной защите в пятидневный срок со дня получения такой справки предоставляет в территориальные органы государственного казначейства платежные документы для перечисления денежных средств на компенсацию затрат по оплате труда инвалидов на текущий (расчетный) счет нанимателя.

    Для осуществления адаптации инвалидов к трудовой деятельности обязательным является наличие у них специальности (профессии) (кроме видов деятельности, не требующих профессиональной подготовки) в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее - ИПР), сформированной медико-реабилитационной экспертной комиссией (далее - МРЭК).

    В соответствии с п. 17 постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Положения о медико-реабилитационных эксперных комиссиях» от 16 октября 2007 г. N 1341 специализированные, межрайонные (районные, городские) комиссии «осуществляют медико-социальную экспертизу, в том числе устанавливают факт наличия инвалидности, группу (степень утраты здоровья у детей), причину, дату наступления и срок инвалидности, выносят трудовые рекомендации». То есть именно специалистами МРЭКа выносится медицинское заключение (о допуске к работе по определенной специальности), на котором базируется ИПР. Что касается людей с интеллектуальными, умственными и множественными нарушениями развития, они такого заключения, как правило, не получают и соответственно не признаются безработными.

    ИПР является одним из тех документов, которые инвалид при заключении трудового договора обязан предъявить нанимателю (статья 26 Трудового кодекса Республики Беларусь). Прием на работу инвалида без данного документа не допускается. ИПР инвалида определяет комплекс реабилитационных мероприятий, конкретные виды и сроки проведения реабилитации инвалида, а также ответственных за ее проведение исполнителей, и состоит из трех разделов (программ):

    Медицинской реабилитации;

    Профессиональной и трудовой реабилитации;

    Социальной реабилитации.

    ИПР определяет виды деятельности, которыми инвалиду противопоказано заниматься, а также рекомендации по его социально-трудовой реабилитации. Как правило, именно здоровье инвалида принимается во внимание в первую очередь. Зачастую инвалидам могут быть рекомендованы те виды деятельности, по которым недостаточно вакансий в регионах их жительства, т.е. не учитывается конъюнктура рынка.

    Далеко не все инвалиды, желающие трудоустроиться, обращаются в службу занятости. Происходит это по разным причинам. Так, например, предлагаемые вакансии не всегда требуют того уровня квалификации, который имеется у инвалидов с соответствующим образованием, рассчитывающим получить достойное вознаграждение за свою работу. Одной из причин является также и то, что люди с I или II группой инвалидности на практике не могут встать на учет в службе занятости, так как у них слишком велика степень утраты трудоспособности. Либо же инвалиду не подходит любая работа, т.к. требуется приспособление рабочего места к их индивидуальным потребностям.

    Адаптация инвалидов к трудовой деятельности может осуществляться по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите на договорной основе, как у индивидуальных предпринимателей, так и в организациях любых организационно-правовых форм.

    Для организации процесса адаптации наниматель должен подать в органы по труду, занятости и социальной защите по месту создания рабочего места:

    Заявление с указанием перечня специальностей (профессий), по которым возможна организация адаптации инвалидов к трудовой деятельности, количества и перечня вакантных рабочих мест, а также потребности в создании новых рабочих мест и возможностей дальнейшего трудоустройства инвалидов;

    Расчеты финансовых затрат на организацию адаптации инвалидов к трудовой деятельности (приобретение оборудования, материалов, спецодежды, оплата труда инвалидов).

    Управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите городских (районных) исполнительных комитетов готовит и направляет в комитет по труду, занятости и социальной защите облисполкома (далее - комитет) заключение о целесообразности организации адаптации инвалидов к трудовой деятельности с приложением документов в течение трех дней со дня поступления заявления. Комитет в свою очередь рассматривает представленные документы и принимает решение о целесообразности организации адаптации инвалидов к трудовой деятельности у данного нанимателя в течение семи рабочих дней со дня их поступления, о чем письменно информирует орган по труду, занятости и социальной защите, который информирует нанимателя. Таким образом, формируются перечень нанимателей, готовых к организации адаптации инвалидов к трудовой деятельности по конкретным специальностям (профессиям).

    Инвалиду же в свою очередь для получения направления на прохождение адаптации к трудовой деятельности необходимо обращаться в орган по труду, занятости и социальной защите по месту регистрации его в качестве безработного.

    Орган по труду, занятости и социальной защите, основываясь на ИПР и учитывая перечень нанимателей, готовых к организации адаптации инвалидов к трудовой деятельности по конкретным специальностям (профессиям), с учетом имеющейся у инвалида специальности (профессии) принимает соответствующее решение и выдает направление инвалиду к нанимателю на адаптацию к трудовой деятельности. В случае отказа в выдаче инвалиду направления на адаптацию к трудовой деятельности он имеет право ознакомиться с причинами отказа, указанными в письменном уведомлении от органа по труду, занятости и социальной защите.

    После направления инвалида на адаптацию к трудовой деятельности орган по труду, занятости и социальной защите заключает с нанимателем договор об организации адаптации инвалида к трудовой деятельности.

    Наниматель также заключает срочный трудовой договор на адаптацию к трудовой деятельности с инвалидом, направленным органом по труду, занятости и социальной защите, на срок, определенный договором об организации адаптации инвалида к трудовой деятельности. Наниматель обязан в пятидневный срок со дня издания приказа о приеме инвалида на работу предоставить органу по труду, занятости и социальной защите копию соответствующего приказа. Инвалид снимается с учета безработных с даты его трудоустройства.

    Что касается «плана адаптации», то здесь отсутствует единая система, касающаяся его содержания. Иногда в разных регионах нашей страны центры занятости требуют от нанимателей предоставления отличающихся по своему содержанию планов адаптации.

    К моменту окончания прохождения адаптации к трудовой деятельности инвалид по решению нанимателя может быть принят на постоянную работу либо уволен. О своем решении уволить либо продолжить трудовые отношения с инвалидом наниматель в течение трех рабочих дней обязан представить в орган по труду, занятости и социальной защите копию приказа об увольнении инвалида или о его приеме на работу.

    Инвалид, с которым наниматель после окончания прохождения адаптации к трудовой деятельности не заключил трудовой договор или с которым срочный трудовой договор был расторгнут досрочно, может быть снова зарегистрирован в качестве безработного в установленном законодательством порядке.

    В заключении хотелось бы отметить также то, что в случае не продления трудовых отношений с инвалидом по окончании адаптации к трудовой деятельности, инвалид вправе рассчитывать только на себя и свою семью. Таким образом, механизм осуществления адаптации инвалида к трудовой деятельности не ориентирован на «качество» адаптации, т.к. отсутствует дальнейшее сопровождение инвалида, «адаптация» не доведена до своего логического конца, она прерывается.

    На мой взгляд, успешность адаптации инвалида к трудовой деятельности складывается из совокупности мер, положительно влияющих на неё. Для достижения желаемых результатов (т.е. выполнение в итоге сотрудником требований, предъявляемых к его должности) в процессе адаптации инвалида к трудовой деятельности, необходимы персональный подход к продолжительности адаптации инвалида с целью:

    Включения инвалида в межличностные отношения с коллегами;

    Знакомства с персоналом, корпоративными правилами поведения;

    Практического знакомства работника со своими обязанностями и требованиями;

    Завершение процесса адаптации характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе.

    Ольга Трипутень, ППУ «Офис по правам людей с инвалидностью»

    Инвалидность в современном обществе

    Инвалидность – специфические особенности состояния и развития организма человека, сопровождающееся ограничением жизнедеятельности в различных формах.

    Замечание 1

    Социальная адаптация инвалидов – это комплекс мероприятий, предусматривающих восстановление потерянных или ранее разрушенных взаимоотношений и социальных связей в результате инвалидности.

    Как правило, у этой социально-демографической группы людей ограниченная возможность получения образования, низкий уровень дохода, проблемы в создании семьи, самореализации. У многих отсутствует желание заниматься общественной жизнью, потерян интерес к жизни. Отсутствие достаточных практических навыков в самостоятельной жизни приводит к тому, что они оказываются в большей или в меньшей степени обузой для родственников.

    Достижение цели социальной адаптации инвалидов основано на укоренении в общественном сознании идеи равных возможностей и прав для инвалидов. Необходим переход от сигрегированных видов помощи (в виде специальных учреждений) к методам, позволяющим инвалидам быть в центре общественной жизни.

    Мощным фактором адаптационного процесса является взаимоотношение между здоровыми людьми и лицами с ограниченными возможностями здоровья. В целом в обществе отмечается неготовность многих людей к ситуациям, в которых реализуются возможности инвалидов наравне со здоровыми людьми, к тесному контакту с инвалидами.

    Взаимоотношения между здоровыми людьми и лицами с ограниченными возможностями должны строиться на ответственности обоих сторон за эти взаимоотношения. Однако у многих инвалидов не хватает умения выразить себя в процессе общения, недостаточно социальных навыков, они не всегда могут правильно оценить нюансы отношений, воспринимая окружающих людей несколько обще. Часто взаимоотношения складываются непросто и между инвалидами.

    Замечание 2

    Основным показателем социально-психологической адаптации инвалидов является их отношение к собственной жизни. Результаты социологических исследований показали, что почти половина инвалидов оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное.

    Процесс социальной адаптации инвалидов в настоящее время затруднен, так как:

    • прослеживается низкая удовлетворенность жизнью;
    • присутствует отрицательная динамика самооценки;
    • наблюдаются значительные проблемы во взаимоотношениях с окружающими;
    • эмоциональное состояние, в основном, характеризуется неуверенностью в будущем, тревожностью, пессимизмом.

    Типы социальной адаптации и ее диагностика

    Основные типы социальной адаптации инвалидов:

    1. Активно-позитивный. У инвалидов этого типа высокая самооценка, благоприятный настрой, энергичность, оптимизм, самостоятельность суждений, они самостоятельно ищут пути выхода из неблагоприятных ситуаций.
    2. Пассивно-позитивный. У инвалидов данного типа заниженная самооценка, отсутствует стремление к изменениям и переменам в жизни, положение в котором он находится полностью устраивает.
    3. Пассивно-негативный. У инвалидов наблюдается неудовлетворенность своим положением, отсутствует желание что-либо улучшить. Такие людям характерны настороженное отношение к окружающим, психологический дискомфорт, заниженная самооценка, ожидание значительных катастрофических последствий от незначительных неудач.
    4. Активно-негативный. Наблюдаются неудовлетворенность собственной жизнью, психологический дискомфорт, есть стремление изменить ситуацию к лучшему, но, по ряду объективных и субъективных причин, нет практических результатов.

    В современном мире широко применяются методики, позволяющие определит уровень социально-психологической адаптации инвалидов. Например, опросник К. Роджерса и Р. Даймонда диагностирует особенности прохождения социальной адаптации. Он включает 101 утверждение, каждое из которых сформулировано в третьем лице единственного числа для избегания воздействия прямого отождествления.

    Социальность является определяющим фактором в физическом развитии инвалида. Для выполнения любой социальной роли необходимы определенные физические качества. Чем сложнее социальная деятельность, тем выше нужна дифференциация проявлений физических параметров.

    В современном мире формирование общества предполагает воспитание индивидов с высокой интеллектуальной и физической работоспособностью, всесторонне гармонично развитых. Для этого разрабатываются и внедряются методики, в которых объектом исследования выступают уровни социальной адаптации индивидов.

    Проблемы социальной адаптации инвалидов

    Проблема социальной адаптации инвалидов – одна из важнейших сторон общей интеграционной проблемы.

    Сущность проблемы социальной адаптации инвалидов определена экономическими, правовыми, производственными, психологическими и коммуникативными особенностями взаимодействия с окружающей средой. Наиболее серьезные аспекты проблемы связаны с появлением многочисленных барьеров, не позволяющих активно включиться в жизнь общества.

    Все потребности инвалидов можно условно обозначить как общие – характерные для всех граждан и особые, заключающиеся в восстановлении нарушенных способностей, общении, передвижении, в восстановлении доступа к культурным объектам, объектам социально-бытовой и др. сфер, в возможности обучаться, трудоустроиться, иметь комфортные бытовые условия, получать социально-психологическую адаптацию и т.д.

    Социальная адаптация инвалидов предполагает решение следующих задач:

    • получение инвалидами равных возможностей с остальными членами общества;
    • охрана интересов и защита прав инвалидов;
    • интеграция в социальную среду;
    • информирование общества о выполнении мер социальной защиты инвалидов и их положении;
    • формирование позитивного общественного мнения.

    Социальная адаптация детей-инвалидов

    Из-за ограничений приспособительных возможностей дети-инвалиды являются наиболее проблемной группой с точки зрения социальной адаптации.

    Замечание 3

    К основным причинам сложной адаптации детей-инвалидов относятся: недостаток физического и психического здоровья, неблагоприятная материально-экономическая ситуация, ограниченность социального опыта.

    Так как численность детей-инвалидов по всему миру неуклонно растет, необходимы эффективные меры по их адаптации к жизни в обществе. Проблема социальной адаптации детей-инвалидов имеет социальное, политическое, экономическое, морально-этическое значение. Необходимо предоставить возможность детям с ограниченными возможностями здоровья участвовать в жизни социума в соответствии с их возрастом.

    Социальная адаптация детей-инвалидов имеет свои специфические особенности, которые должны решаться на государственном уровне с использованием новейших разработок медиков, педагогов и психологов.

    Успешная социальная адаптация позволяет детям-инвалидам более быстро приспособиться к полноценной жизни, восстановить их социальную значимость, повысить гуманные тенденции в обществе.

    Вам также будет интересно:

    Польские земли в средние века и раннее новое время Польша в X – начале XII вв
    Предисловие Древние славяне(Л.П. Лаптева) Источники по истории славян. Общественный строй...
    Лучшие притчи о смысле жизни, жизненных проблемах и жизненных целях
    « Притча о Добре и Зле» Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:...
    Как сблизить списание стоимости ОС в бухгалтерском и налоговом учете?
    Материалы подготовлены аудиторами компании «Правовест Аудит» Движимое имущество, не...
    Последние публикации из рубрики
    Все материалы на сайте подготовлены специалистами в области хирургии, анатомии и профильных...
    Читать бесплатно книгу Крёстный отец Кремля Борис Березовский, или история разграбления России - Хлебников Павел
    Как Борис Березовский построил свою империю Сокращенный отрывок из книги-расследования...