Сайт о холестерине. Болезни. Атеросклероз. Ожирение. Препараты. Питание

Нагорный Карабах: причины конфликта

Пожилой фонд Работать после 50 лет

Как сохранить любовь и семью?

К чему снится мертвая свинья

Перелет длиною в жизнь Бабочки монархи во время миграции

Мексиканские путешественники: ежегодная миграция бабочек Монарх Бабочки монархи во время миграции

Сломался ключ приметы. Приметы про ключи. Потерять ключик от замка или всю связку

Белла ахмадулина - биография, фото, стихи, личная жизнь, мужья поэтессы Белла ахмадулина биография личная жизнь интересные факты

Газ, жидкость и твердое тело

Сообщение на тему: «Страницы истории России

Новомосковский административный округ Инфраструктура округов: понятно, что ничего не понятно

«В год кровавый и громовой»

Пословицы про хлеб Про хлеб и соль

Общинные традиции в 17 веке презентация

Различие на письме частиц не и ни Различие на письме частицы не и ни

Различие на письме приставок не- и ни- в местоимениях и наречиях. Различие на письме частиц не и ни Различие на письме частицы не и ни








Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Ход урока

1. Организационный момент – 5 минут.

Здравствуйте, ребята. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Откроем тетради и запишем число и тему урока: “Различение частиц НЕ и НИ. Употребление частицы НЕ”.

Нам необходим сначала заряд бодрости для изучения новой темы, поэтому я начну читать стихотворение Федора Ивановича Тютчева, а вы послушайте и скажите, о каком природном явлении идет речь:

Как неожиданно и ярко
На влажной неба синеве
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла –
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла .

Правильно, это радуга. Смотрим на экран, вот она перед нами (слайд № 1) . Кто знает, что символизирует радуга? Что означает ее появление? (Ответы детей.) Радуга – добрая предвестница. Если она появилась, значит, проглянуло солнце, закончился дождь, значит, будет хороший урожай и хорошее настроение. Даже по–старославянски слово “радь” означало “веселый”, а некоторые считали “райский”. На слайде радуга, наше настроение хорошее, мы ожидаем чего-то приятного. Закрепим наше состояние. Орфографическая работа и индивидуальная работа по карточкам. Добровольцы! Четыре человека проходите к доске.

2. Орфографическая работа – 8 минут.

Пишем по очереди словосочетания, обозначая графически орфограммы и объясняя их устно (2 человека):

Как хорошо, неужели правильно,
только отлично, едва ли сомневается,
именно на уроке, вот и результат,
все-таки получится, давай-ка тренироваться.

(1 человек – слева – карточка)

Записать разряды смысловых частиц. Привести примеры на каждый разряд частиц из словарного диктанта и свои. (Усилительные частицы: даже, всё-таки. Вопросительные частицы: разве, неужели. Восклицательные частицы: что за, как. Сомнительные частицы: авось, едва ли. Частицы уточнения: именно, как раз. Выделительные частицы: только, почти. Указательные частицы: это, вот и.)

(1 человек – справа – карточка)

Дать определение частицы. Для чего нужны в речи частицы? На какие две большие группы делятся все частицы? Привести примеры. (Частицы – это служебные слова, которые нужны для образования наклонений глагола и для выражения различных оттенков значения в предложении. Частицы делятся на две большие группы: формообразующие (бы, пусть)и смысловые (даже, всё, вон, как, разве и другие).

Ребята, а как вы думаете, какая в русском языке самая употребительная частица? (Самая употребительная в русском языке частица НЕ.) А о каких частицах мы ещё не упомянули? Правильно, об отрицательных частицах – не и ни. Таким образом, вся система частиц перед вами на экране (слайд № 2).

3. Объяснение нового материала – 10 минут.

Отрицательные частицы – это очень интересное явление русского языка. Одни лингвисты относят их к смысловым частицам, другие считают, что роль этих двух маленьких слов такова, что они должны быть выделены в отдельный разряд наряду со смысловыми и формообразующими частицами.

Наша задача познакомиться с правилами употребления в речи частицы не, запомнить их и выбирать в каждом примере нужную частицу. А на следующем уроке вы будете говорить о правилах употребления частицы ни в речи.

Внимание! Частица не служит (слайд № 3)

Для чего? Записываем:

1)для придания отрицательного смысла:

Например:

Я пошел в школу.
Я не пошел в школу.
Я пошел не в школу.
Не я пошел в школу.

Теперь я прочту вам одну легенду, она появится на слайде, а вы выпишите из неё слова с частицей не, соответствующие первому пункту правила – придание отрицательного смысла.

(Слайд № 4.) Легенда.

Жил царь. Был он богаче всех царей на свете. Амбары его ломились от добра. Сундуки были полны золота и драгоценных камней. В конюшне ржали самые быстрые кони. Самые зеленые сады, самые красивые дворцы, самые тучные поля, самые глубокие озера принадлежали ему одному.

Однажды царь сидел на балконе и озирал свои владения. На небе разгоралась заря. Сначала красным огнем она озарила краешек неба, где опустилось солнце. Потом ширилась и ширилась и вскоре объяла все небо. Она была так красива, что не оторвать было от нее глаз. Люди с радостью любовались зарей. Не радовался только царь. Мысль, что заря принадлежит не ему одному, а всем, терзала его сердце. От этой мысли он заболел и тут же умер. (Текст Б. Сергункова.)

Что вы выписали? Не оторвать, не радовался, не ему одному (слайд № 5).

Для чего ещё служит частица не? Записываем:

2)для придания положительного смысла, частица стоит при двух глаголах, один из которых МОЧЬ (слайд № 6):

Такие примеры напоминают математические, в которых минус на минус дает плюс.

В-третьих, частица не нужна (слайд № 7):

3)для придания положительного смысла в вопросительных и восклицательных простых предложениях с обобщающим смыслом:

Где он только не бывал!
Кто не знает имени Льва Толстого!
И чего только они не видели?

4. Закрепление нового материала – 9 минут.

Ребята, какой пункт правила из этих трех нам лучше других известен? Правильно, первый. Вот почему мы потренируемся сейчас по второму и третьему пунктам правила. Записываем:

Друг может сегодня зайти ко мне.
Друг не может сегодня зайти ко мне.
Друг может сегодня не зайти ко мне.
Друг не может сегодня не зайти ко мне.

Как только друг не спешил ко мне!
Чего только друг не принес мне!
О чем мы только с другом не поговорили!

А теперь вернёмся к радуге, которая озарила наш класс в начале урока. Сколько цветов у радуги? Почему? Какие цвета? Какую придумали люди поговорку, чтобы было легче восстановить цвета радуги и их последовательность?

Правильно: каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Для закрепления записываем:

Я не мог не радоваться весне.
Кому я только не старался сделать приятное!

Продолжите и придумайте ещё 5 предложений на употребление двойной частицы не и употребление частицы не в вопросительно-восклицательных предложениях.

(Читаем и объясняем.)

(Например)

Я не мог не улыбаться солнцу.
Я не мог не поразиться теплу.
Я не мог не излучать улыбок.
Я не мог не понравиться людям.
Я не мог не обрадоваться друзьям.
Я не мог не любить всех друзей.
Что только они не брали с собой!
Кто только так не играл!
Как только они ее не называли!

Раскрасьте, пожалуйста, каждое из семи предложений в соответствующий цвет радуги.

5. Минута отдыха и расслабления – 1 минута.

А сейчас сядьте удобно, не напряженно, расслабьтесь, закройте глаза и представьте радугу. Вообразите, что вы начинаете восхождение по ней. Вам хорошо и приятно. Вот красный цвет – здесь красивые цветы, следующий оранжевый цвет – это солнечный свет на поляне, желтый цвет – ласковое и тёплое солнце, зеленый – вокруг изумрудная трава, голубой цвет – это лазурное небо, синий цвет – плывущие по небу облака, фиолетовый – полетели необыкновенной красоты птицы. Открываем глаза. Мы здесь, в классе, но радуга как будто ещё перед глазами.

6. Подведение итогов урока – 7 минут.

Ребята, кто из вас когда-нибудь видел радугу?

Сколько дуг было там? Бывает и не одна дуга, а больше.

Долго ли длится радуга? Почему? Может ли человек оказаться под радугой? (Ответы учащихся.)

Давайте дослушаем окончание стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева, с отрывка из которого начался наш разговор:

О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его – лови скорей!
Смотри – оно уж побледнело,-
Еще минута, две – и что ж?
Ушло, как то уйдет всецело,
Чем ты и дышишь и живешь .

Как вы понимаете завершающие строчки этого философского произведения?

Радуга, действительно, неуловима и недолговечна. Она даёт ощущение радости, но, увы, ощущение это мимолетно. Радуга дарит мечту о счастье, но счастье это оказывается недостижимым. Удивительное в своей красоте “мимолетное виденье” – радуга буквально тает на наших глазах, оставляя нам чувство светлой грусти.

7. Домашнее задание (слайд № 8).

8. Оценки учащихся, комментарий учителя.

9. Прощание с учениками.

Список литературы

Как слово наше отзовётся…Избранная лирика. М.: Правда, 1986 год. С.144.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1994 год. С. 194 – 195.
Как слово наше отзовётся…Избранная лирика. М.: Правда, 1986 год. С.144.

Различие на письме частиц не и ни.

Цель урока: формирование умения различать на письме правописание частиц не и ни.

Задачи урока: 1.Научить детей понимать смысл словосочетания или предложения с не и ни;

2.сознательно анализировать, сопоставлять возможные варианты, доказывать свой выбор.

Ход урока.

Оргмомент

Подготовка к РЭ. Задание 6.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Катался по дороге клок соломы и жалобно шуршал, (НЕ)НАХОДЯ места, куда приткнуться на ночь.

Дверь в комнату (НЕ)ПРИТВОРЕНА, мне холодно, тоскливо и обидно среди этих людей.

Ярко горели лампы, и всѐ пел свою (НЕ)ХИТРУЮ песню медный самовар.

Смысл этих фраз был далеко (НЕ)УТЕШИТЕЛЬНЫМ.

Задание 7.

Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Огромный старый клѐн (1) возвышавшийся (2) над всей южной частью сада (3) видный отовсюду (4) оделся свежей и густой зеленью.

Задание 10.

Укажите, какое средство художественной выразительности использовано в предложении 7: «Еѐ жѐлтая картонная обложка обтѐрлась и потрескалась, как будто это кусок глинистой земли, пересохшей от безводья, а внутри на некоторых страницах встречались следы стаканов неаккуратных читателей и даже чернильные кляксы».

антитеза

сравнение

фразеологический оборот

метафора

Словарный диктант.

Устойчивые выражения с частицей НИ.

Ни за что ни про что, во что бы то ни стало, ни ответа ни привета, ни свет ни заря, откуда ни возьмись, ни с того ни с сего, ни там ни сям, ни два ни полтора, ни больше ни меньше, куда ни шло.

Составить и записать 2 предложения с данными выражениями.

Новая тема.

Просмотр видео.

Различение частиц НЕ и НИ

что ни..., кто ни..., чего ни..., сколько ни..., куда ни..., о чем ни..., где бы ни...

С существительными в родительном падеже (На небе ни облачка. Не слышно ни шороха.)

В устойчивых выражениях (не по себе, не в духе и т.д.)

В устойчивых выражениях (ни свет ни заря, ни пуха ни пера и т.д.)

Учитель: Ребята, а кто мне скажет, что какое предложение называется сложным?

Другой вопрос - что такое устойчивые выражения?

Самостоятельная работа

Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях.

Иногда люди хотят чтобы их (н…) узнавали (н…) соседи, (н…) чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…)доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию но (н. .) разу никому (н…) жаловался ведь он дарил людям радость.

Тесты по теме «Правописание частиц не и ни».

1 Команда

(Н_) один переход нужно совершить, чтобы достичь вершины.

2. (Н_) одного мгновения не хочется терять.

3. Кто (н_) хотел бы оказаться в этом фантастическом месте?

4.Не могу н_ рассказать об этой поездке.

5. Эту вершину пытались покорить (н_) раз.

6. В горах на многие километры вокруг (н_) души.

7. Миша н_ пошел на каток.

2 Команда

Отметьте строки, в которых пропущена частица НИ

1. В предрассветной тишине не слышно (н_) шороха.

2. (Н_) раз художники пытались изобразить горы.

3. Но (н_) один из них не смог превзойти своим мастерством Н.Рериха.

4.Н_льзя было не задержаться в Москве.

5. Разве вы (н_) мечтали хотя бы на миг оказаться на вершине?

6. Мы должны добраться во что бы то (н_) стало.

7. Куда (н _ ) посмотришь, кругом простирается водная даль.

Исправьте речевые и грамматические ошибки.

1. Н_льзя не восхититься восторжествованием красоты. (Подсказка: нарушение словообразования; несуществующее слово)

2. Н_ один из альпинистов не перестанут стремиться к неизведанному.

(Подсказка: нарушение связи подлежащего и сказуемого)

Проверка

КЛЮЧ

Нельзя не восхититься торжеством красоты.

КЛЮЧ

Ни один из альпинистов не перестанет стремиться к неизведанному.)

Проверка знаний. «Верные и неверные утверждения»

1. Частицы НЕ и НИ - формообразующие частицы.

2. Чтобы правильно написать слово с НЕ или с НИ, нужно учитывать его смысл.

3. Если в предложении опустить частицу и смысл не изменится, то нужно писать частицу НИ.

4. В устойчивых выражениях с частицами НИ - НИ нужно ставить запятую.

5. Если опустить частицу, и смысл изменится на противоположный, то нужно писать НЕ.

6. Частицы со словами пишутся слитно.

Итог.Д/з. Составить карточки с предложениями для друга, где были бы частицы не и ни.,

Правописание НЕ и НИ.

Правописание не и ни с разными частями речи.

Правило делится на две части:

слитное или раздельное написание НЕ со всеми частями речи;

различие НЕ и НИ

Правило.

Слитное и раздельное написание НЕ (картинку можно увеличить, нажав на нее)

Различай!

В зависимости от условий

Часть речи Слитно Раздельно
существительные, прилагательные = синоним без не-:

неискренность = лицемерие, непопулярный = малоизвестный

Противопоставление (союз а илиантоним ), нельзя подобрать синоним:

не осторожность, а трусость

не математик

наречия 1. Наречия на –О, -Е = синоним без не-:

нетрудно выполнить (=легко)

2. в отрицательных наречиях:

негде, некуда, неоткуда, незачем

3. Недаром = не напрасно

1. Наречия на –О, -Е, если есть союз а, антоним:

живет не близко, а далеко

2. Наречия не на –О, -Е:

не вовремя

3. Не даром = не бесплатно

местоимения Отрицательные и неопределенные

НЕ/НИ + кто, что, какой, каков, чей, сколько, который

1. Остальные:

не ваш, не я, не каждый

2. Отрицательные и неопределенные, если между ними есть предлог:

не с кем, не к чему

причастия Без зависимых слов:

ненаписанное письмо

В сочетании с наречиями меры и степени:

абсолютно невыполненное задание

С зависимыми словами:

не написанное им письмо

причастия и прилагательные с суффиксами Без зависимых слов в творительном падеже (кем? чем?):

нелюбимые блюда

С зависимыми словами в творительном падеже:

нелюбимые нами блюда

Несмотря на/ невзирая на = вопреки:

несмотря на болезнь, он пошел гулять

Буквально от глаголов «смотреть; взирать»:

шел, не смотря под ноги

Различие НЕ и НИ

В простом предложении

НЕ НИ
как отрицание как усиление отрицания, отрицание
1. При глаголе, причастии и деепричастии:

не хочу молока, не читающая книги нация

1. При остальных частях речи:

не хочу ни молока, ни чая

2. В предложениях, где нет сказуемого:

Ни с места!

3. В фразеологизмах:

ни два ни полтора

ни жив ни мертв

ни конца ни края

ни рыба ни мясо

ни с того ни с сего

ни то ни сё

как утверждение
2. В составном глагольном сказуемом при повторении НЕ… НЕ = утверждение:

не смогу не зайти

3. В вопросительных, восклицательных предложениях с обобщающим значением:

Кого я только не встретил!

В сложном предложении при словах где, куда, как, когда, что, кто, сколько НЕ/НИ:

Алгоритм разбора.

1. Определи часть речи.

2. Посмотри, нет ли в предложении слов, при которые НЕ всегда пишется раздельно.

3. Обрати внимание, нет ли приставки НЕДО- или сочетания НЕ ДО-.

4. По части речи вспомни правило.

Разбор задания.

В каком предложении НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО?

1) Ему не хватает опытности и (не)достает терпения.

2) Наша страна (не)зависима.

3) Его как-то сразу (не)взлюбили.

4) Мы остановились на отнюдь (не)пригодной для стройки площадке.

Вариант №1.

(Не)достает – глагол с НЕ(ДО)-. Убираем НЕ-: ему достает терпения . Так говорить нельзя, значит без НЕ не употребляется. Пиши слитно!

Вариант №2.

(НЕ)зависима – это краткое причастие с суффиксом –ИМ. В предложении нет зависимого слова в творительном падеже, значит НЕ пишем слитно.

Вариант №3.

(Не)взлюбили – без НЕ не употребляется. Пиши слитно.


Частицы не и ни различаются по смыслу. Не - отрицательная частица, ни - усилительная частица, в некоторых случаях выступающая в роли отрицательной.
Основные случаи употребления не и ни

Не

Ни

4. Для выражения неуверенности, опасения, восхищения: Как бы дождь не пошёл. Ну чем не красавица! Не враг ли ты коварный?

4. Для выражения неопределённости:
На душе ни весело, ни грустно.

5. В значении «много», «несколько»:
Я был там не один. Он не раз приходил сюда.

5. В значении «никто», «никогда»:
Ни один не вернулся. Он ни разу не приходил сюда.

6. В сложноподчинённых предложениях, когда главное и придаточное предложения являются отрицательными: Нет такого города, в каком бы он не побывал.

6. При союзных словах и союзах, связывающих придаточное предложение с главным: Куда бы нас ни бросила судьбина и счастие куда б ни повело, всё те же мы! (А. Пушкин)
(куда бы ни = в любую сторону)

7. В восклицательных и вопросительных предложениях (часто со словом только): Где он только не бывал! Какие страны не видывал! Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался! (А. Пушкин)

7. Ни входит в состав повторяющегося союза ни... ни: Над миром мы пройдём без шума и следа, не бросивши векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда. (М. Лермонтов)

8. В придаточном предложении времени с союзом пока Куй железо, пока не остыло. (В. Даль)

8. Во фразеологических сочетаниях:
ни рыба ни мясо; ни тпру ни ну

I Раскройте скобки и вставьте частицу не или ни.
1) (..)сладость розовых лучей, предтечи утреннего Феба, (..)крот- кий блеск лазури неба, (..)запах, веющий с полей, (..)быстрый лет коня ретива - (..)что души (..)веселит. (К. Батюшков) 2) В глуши (..) слышно было (..)души. 3) Но Кочубей богат и горд (..)долгогривыми конями, (..)златом, данью крымских орд, (..)родовыми хуторами. 4) Унынья моего (..)что (..)мучит, (..)тревожит, и сердце вновь горит и любит - оттого, что (..)любить оно (..)может. 5) И во всю ночь безумец бедный куда стопы (..)обращал, за ним повсюду Всадник Медный с тяжёлым топотом скакал. (А. Пушкин) 6) Моей судьбой, сказать по правде, очень (..)кто (..)озабочен. А если спросит кто-(..)будь, ну, кто бы (..)спросил, скажи им, что (на)вылет в грудь я пулей ранен был. 7) И (..)навидим мы, и любим мы случайно, (..)чем (..)жертвуя (..)злобе, (..)любви. 8) Так тощий плод, до времени созрелый, (..)вку- са нашего (..)радуя, (..)глаз, висит между цветов... 9) (..)вы(ль) сперва так злобно гнали его свободный, смелый дар? 10) (..)раз от скуки он свои мечты мне поверял. (М. Лермонтов)

  1. Частица не употребляется для отрицания, например: Не я говорил об этом. Я не говорил об этом. Я говорил не об этом.
  2. Необходимо обратить внимание на отдельные случаи употребления этой частицы:
    1. При наличии отрицательной частицы не и в первой, и во второй части составного глагольного сказуемого предложение получает утвердительный смысл, например: не могу не упомянуть... (т.е. должен упомянуть), нельзя не сознаться... (т.е. надо сознаться).
    2. В вопросительных и восклицательных предложениях частица не примыкает к местоимениям, наречиям и частицам, образуя с ними сочетания: как не , кто не , кто только не , где не , где только не , чем не , чего не , чего только не и т.п.; сюда примыкают вопросительные предложения с сочетанием не - ли , например:
      Ну, как не порадеть родному человечку! (Грибоедов).
      Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? (Пушкин).
      Чем ты не молодец? (Пушкин).
      Где он только не бывал! Чего он только не видал! Чем не работа! Обрыскал свет; не хочешь ли жениться? (Грибоедов).
      Да не изволишь ли сенца? (Крылов).
    3. В соединении с союзом пока частица не употребляется в придаточных предложениях времени, обозначающих предел, до которого длится действие, выраженное сказуемым главного предложения, например: Сиди тут, пока не приду ;
    4. Частица не входит в состав устойчивых сочетаний: едва ли не , чуть ли не , вряд ли не , обозначающих предположение, далеко не , отнюдь не , ничуть не , нисколько не , вовсе не , обозначающих усиленное отрицание, например: едва ли не лучший стрелок , чуть ли не в пять часов утра , отнюдь не справедливое решение , вовсе не плохой товар , далеко не надёжное средствo ;
    5. Частица не входит в состав сочинительных союзов: не то ; не то - не то ; не только - но ; не то что не - а ; не то чтобы не - а , например:
      Отдай кольцо и ступай; не то я с тобой сделаю то, чего ты не ожидаешь (Пушкин).
      Наверху за потолком кто-то не то стонет, не то смеётся (Чехов).
      У партизан были не только винтовки , но и пулемёты (Ставский).
  3. Частица ни употребляется для усиления отрицания, например:
    Ни косточкой нигде не мог я поживиться (Крылов).
    На небе позади не было ни одного просвета (Фадеев).
    Метелица даже ни разу не посмотрел на спрашивающих (Фадеев).
    В деревне теперь ни души: все в пoлe (Фадеев).
  4. Повторяющаяся частица ни приобретает значение союза, например:

    Нигде не было видно ни воды, ни деревьев (Чехов).
    Ни музы, ни труды, ни радости досуга - ничто не заменит единственного друга (Пушкин).
    Но толпы бегут, не замечая ни его, ни его тоски (Чехов).
    Я не знаю ни кто вы , ни кто он (Тургенев).

    Необходимо обратить внимание на отдельные случаи употребления частицы ни :

    1. а) Частица ни употребляется перед сказуемым в придаточных предложениях для усиления утвердительного смысла, например:
      Слушайтесь его во всем, что ни прикажет (Пушкин).
      Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить (Пушкин).
      Куда ни оглянусь, повсюду рожь густая (Майков).
      Кто ни проедет, всякий похвалит (Пушкин).
    2. Частица ни в придаточных предложениях указанного типа примыкает к относительному слову или к союзу, и поэтому придаточные предложения начинаются сочетаниями: кто ни , кто бы ни , что ни , что бы ни , как ни , как бы ни , сколько ни , сколько бы ни , куда ни , куда бы ни , где ни , где бы ни , какой ни , какой бы ни , чей ни , чей бы ни , когда ни , когда бы ни и т.п.

      Эти сочетания вошли в некоторые устойчивые обороты: куда ни шло , откуда ни возьмись , во что бы то ни стало и т.п.

    3. б) Частица ни встречается в устойчивых сочетаниях, которые имеют значение категорического приказания, например: ни с места , ни шагу далee , ни слова и т.п.
    4. в) Частица ни входит в состав отрицательных местоимений: никто , никого (ни у кого) и т.д.; ничто , ничего (ни до чего ) и т.д.; никакой , никакого (ни у какого ) и т.д.; ничей , ничьего (ни у чьего ) и т.д. и наречий: никогда , нигде , никуда , ниоткуда , никак , нисколько , нипочём , ничуть , а также в состав частицы -нибудь .
    5. Пишется ни в устойчивых сочетаниях, в которые входят местоимения, например: остался ни при чём , остался ни с чем , пропал ни за что .

    6. г) Двойное ни входит в устойчивые обороты, представляющие собой сочетание двух противопоставляемых понятий, например: ни жив ни мёртв; ни то ни сё; ни рыба ни мясо; ни дать ни взять; ни пава ни ворона и т.п.

Вам также будет интересно:

Что значит чтение 12 евангелий
19 марта / 1 апреля. Четверг Страстной седмицы Великого поста. Воспоминание Святых...
Разъяснение фамилии. Что такое фамилия? Происхождение и история фамилии. Склонение фамилий в русском языке
Большинство людей часто задумываются над тем, что означает фамилия. Одни просто из...
Что значит
Краткая история В древней России большая часть земель была разобрана князьями, боярами и...
Десять вопросов к поставщику аналитической системы Уделяет внимание движениям
Не так сложно, как кажется на первый взгляд. Совсем другое дело - удержать любимого, стать...
В московской области создан каталог типовых проектов зданий социальной инфраструктуры
Развитие типового проектирования - одна из приоритетных задач, поставленных перед...