Сайт о холестерине. Болезни. Атеросклероз. Ожирение. Препараты. Питание

Читать бесплатно книгу Крёстный отец Кремля Борис Березовский, или история разграбления России - Хлебников Павел

Изменение глаголов по временам и числам

К чему снятся помидоры: верное толкование по деталям сна

Гадание «Трезубец Гадание на карьеру

Времена в английском языке: подробное объяснение

Топики по английскому языку

«Просветленные не ходят на работу» Олег Гор Олег гор просветленные приходят на работу

Биография финалистки «Битвы экстрасенсов» Елены Голуновой

Елена Исинбаева: биография, личная жизнь, семья, муж, дети — фото Елена исинбаева образование

Женские половые гормоны, или биохимия женственности

Акт установки материальных ценностей (образец) Акт установки запчастей на автомобиль образец

Особенности налогообложения организаций оптовой торговли

Неизвестные факты об известных писателях

Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Ведущая Светлана Абрамова: биография, возраст, личная жизнь, фото?

Когнитивная психотерапия. Методы поведенческой терапии

Психотерапия. Учебное пособие Коллектив авторов

Глава 4. Поведенческая психотерапия

История поведенческого подхода

Поведенческая терапия как систематический подход к диагностике и лечению психологических расстройств возникла относительно недавно – в конце 1950-х гг. На ранних стадиях развития поведенческая терапия определялась как приложение «современной теории научения» к лечению клинических проблем. Понятие «современные теории научения» относилось тогда к принципам и процедурам классического и оперантного обусловливания. Теоретическим источником поведенческой терапии являлась концепция бихевиоризма американского зоопсихолога Д. Уотсона (1913) и его последователей, которые поняли огромное научное значение павловского учения об условных рефлексах, но истолковали и использовали их механистически. Согласно взглядам бихевиористов, психическая деятельность человека должна исследоваться, как и у животных, лишь путем регистрации внешнего поведения и исчерпываться установлением соотношения между стимулами и реакциями организма независимо от влияния личности. В попытках смягчить явно механистические положения своих учителей необихевиористы (E. C. Tolman, 1932; K. L. Hull, 1943; и др.) позднее стали учитывать между стимулами и ответными реакциями так называемые «промежуточные переменные» – влияния среды, потребностей, навыков, наследственности, возраста, прошлого опыта и др., но по-прежнему оставляли без внимания личность. По сути, бихевиоризм следовал давнему учению Декарта о «животных машинах» и концепции французского материалиста XVIII в. Ж. О. Ламетри о «человеке-машине».

Основываясь на теориях научения, поведенческие терапевты рассматривали неврозы человека и аномалии личности как выражение выработанного в онтогенезе неадаптивного поведения. Дж. Вольпе (1969) определял поведенческую терапию как «применение экспериментально установленных принципов научения для целей изменения неадаптивного поведения. Неадаптивные привычки ослабевают и устраняются, адаптивные привычки возникают и усиливаются» (Зачепицкий Р. А., 1975). При этом выяснение сложных психических причин развития психогенных расстройств считалось излишним. Л. К. Франк (1971) заявлял даже, что вскрытие таких причин мало помогает лечению. Сосредоточение внимания на их последствиях, то есть на симптомах болезни, по мнению автора, имеет то преимущество, что последние можно непосредственно наблюдать, в то время как их психогенное происхождение улавливается лишь сквозь избирательную и искажающую память больного и предвзятых представлений врача. Более того, Г. Айзенк (1960) утверждал, что достаточно избавить больного от симптомов и тем самым будет устранен невроз.

С годами оптимизм в отношении особой действенности поведенческой терапии стал повсюду ослабевать, даже в среде ее видных основоположников. Так, М. Лазарус (1971) – ученик и бывший ближайший сотрудник Дж. Вольпе, выступил с возражениями против утверждения своего учителя о том, что поведенческая терапия якобы вправе бросить вызов другим видам лечения как наиболее эффективная. На основании своих собственных катамнестических данных М. Лазарус показал «обескураживающе высокую» частоту рецидивов после проведенной им терапии поведения у 112 больных. Наступившее разочарование ярко выразил, например, В. Рамсей (1972), написавший: «Первоначальные заявления поведенческих терапевтов относительно результатов лечения были изумляющими, но сейчас изменились… Диапазон расстройств с благоприятной реакцией на эту форму лечения в настоящее время невелик». О его сокращении сообщили и другие авторы, признавшие успешность поведенческих методов преимущественно при простых фобиях или при недостаточном интеллекте, когда больной не способен формулировать свои проблемы в вербальной форме.

Критики изолированного применения методов поведенческой терапии видят основной ее дефект в односторонней ориентации на действие элементарной техники условных подкреплений. Видный американский психиатр Л. Вольберг (1971) указывал, например, что, когда психопата или алкоголика постоянно наказывают или отвергают за антисоциальное поведение, они и сами каются в своих поступках. Тем не менее, на рецидив их толкает интенсивная внутренняя потребность, гораздо более сильная, чем условно-рефлекторное воздействие извне.

Коренной недостаток теории поведенческой терапии заключается не в признании важной роли условного рефлекса в нервно-психической деятельности человека, а в абсолютизации этой роли.

В последние десятилетия поведенческая терапия претерпела существенные изменения как по своей природе, так и по размаху. Это связано с достижениями экспериментальной психологии и клинической практики. Теперь поведенческую терапию нельзя определить как приложение классического и оперантного обусловливания. Различные подходы в поведенческой терапии наших дней отличаются степенью использования когнитивных концепций и процедур.

На одном конце континуума процедур поведенческой терапии находится функциональный анализ поведения, который сосредоточивается исключительно на наблюдаемом поведении и отвергает все промежуточные когнитивные процессы; на другом конце – теория социального научения и когнитивная модификация поведения, которые опираются на когнитивные теории. Поведенческая терапия (называемая также «модификация поведения») – это лечение, которое использует принципы научения для изменения поведения и мышления. Рассмотрим различные виды научения в их значении для терапии.

Из книги Семь смертных грехов, или Психология порока [для верующих и неверующих] автора Щербатых Юрий Викторович

Поведенческая психотерапия Смело выходи из себя, если другого выхода нет. Мариан Карчмарчик Стратегии разрешения конфликтовЕсли у вас гнев преимущественно возникает в конфликтных ситуациях, то возможно, что вам имеет смысл пересмотреть свое поведение в конфликтах.

Из книги Руководство по системной поведенченской психотерапии автора Курпатов Андрей Владимирович

Часть первая Системная поведенческая психотерапия Первая часть «Руководства» посвящена трем основным вопросам:· во-первых, необходимо дать развернутое определение системной поведенческой психотерапии (СПП);· во-вторых, представить концептуальную модель системной

Из книги Экстремальные ситуации автора Малкина-Пых Ирина Германовна

3.4 КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ В основе некоторых современных подходов к изучению посттравматических расстройств лежит «оценочная теория стресса», акцентирующая внимание на роли каузальной атрибуции и атрибутивных стилей. В зависимости от того, каким

Из книги Психотерапия: учебник для вузов автора Жидко Максим Евгеньевич

Поведенческая психотерапия Поведенческая психотерапия основывается на техниках изменения патогенных реакций (страха, гнева, заикания, энуреза и т. п.). Важно помнить, что поведенческая психотерапия основана на «аспириновой метафоре»: если у человека болит голова, то

Из книги Психология и психотерапия семьи автора Эйдемиллер Эдмонд

Семейная поведенческая психотерапия Теоретическое обоснование семейной поведенческой психотерапии содержится в работах Б. Ф. Скиннера, А. Бандуры, Д. Роттера и Д. Келли. Поскольку это направление в отечественной литературе изложено достаточно подробно (Хьелл Л., Зиглер

Из книги Психология. Люди, концепции, эксперименты автора Клейнман Пол

Когнитивно-поведенческая психотерапия Как научиться отдавать себе отчет, что не всегда ведешь себя правильно Сегодня когнитивно-поведенческая психотерапия повсеместно применяется для лечения разных психических расстройств, таких как депрессии, фобии, повышенная

Из книги Драматерапия автора Валента Милан

3.4.2. Когнитивно-поведенческая психотерапия Представители психотерапевтических школ когнитивно-поведенческого направления исходят из положений экспериментальной психологии и теории обучения (главным образом теории инструментального обусловливания и позитивного

Из книги Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие автора Посысоев Николай Николаевич

3. Поведенческая модель В отличие от психоаналитической модели, поведенческая (бихевиористическая) модель консультирования семьи не ставит своей целью выявление глубоких причин супружеской дисгармонии, исследование и анализ семейной истории. Поведенческое

Из книги Из Ада в Рай [Избранные лекции по психотерапии (учебное пособие)] автора Литвак Михаил Ефимович

ЛЕКЦИЯ 6. Поведенческая психотерапия: Б. Ф. Скиннер Методы психотерапии основаны на теориях научения. На начальной стадии развития поведенческой психотерапии основной теоретической моделью явилось учение И.П.Павлова об условных рефлексах. Бихевиористы рассматривают

Из книги Психология автора Робинсон Дейв

Из книги Психология автора Робинсон Дейв

Из книги Техники психотерапии при ПТСР автора Дзеружинская Наталия Александровна

Из книги Оксфордское руководство по психиатрии автора Гельдер Майкл

Из книги Самоутверждение подростка автора Харламенкова Наталья Евгеньевна

2.4. Поведенческая психология: самоутверждение как умение Ранее был отмечен ряд недостатков теории самоутверждения К. Левина – недостатков, знать которые необходимо не только из-за них самих, но и из-за тенденций в дальнейшем исследовании проблемы, которые были

Из книги Сверхчувствительная натура. Как преуспеть в безумном мире автора Эйрон Элейн

Когнитивно-поведенческая терапия Когнитивно-поведенческая терапия, предназначенная для снятия конкретных симптомов, наиболее доступна по страховым полисам и планам регулируемого медицинского обслуживания. Этот метод называется «когнитивным» по той причине, что

Из книги 12 христианских верований, которые могут свести с ума автора Таунсенд Джон

Поведенческая ловушка Многие христиане, обращаясь за помощью, натыкаются на третью псевдобиблейскую заповедь, которая может свести человека с ума: «Изменив свое поведение, сможешь измениться духовно». Эта лживая теория учит, что изменение поведения - ключ к духовному и

Психология имеет на сегодняшний день широкий интерес среди простых людей. Однако настоящие техники и упражнения проводятся специалистами, которые разбираются в том, для чего они применяют все методы. Одним из направлений при работе с клиентом является когнитивная психотерапия..

Специалисты когнитивной психотерапии рассматривают человека как индивидуальную личность, которая формирует свою жизнь в зависимости от того, на что обращает внимание, как смотрит на мир, как интерпретирует те или иные события. Мир для всех людей одинаков, однако то, что о нем думают сами люди, может в различных мнениях отличаться.

Чтобы познать, почему с человеком происходят те или иные события, ощущения, переживания, необходимо разобраться с его представлениями, мироощущением, взглядами и рассуждениями. Этим и занимаются когнитивные психологи.

Когнитивная психотерапия помогает человеку разобраться со своими личностными проблемами. Это могут быть индивидуальные переживания или ситуации: проблемы в семье или на работе, неуверенность в себе, заниженная самооценка и пр. Она применяется при устранении стрессовых переживаний в результате катастроф, насилия, войн. Может применяться как индивидуально, так и при работе с семьями.

Что такое когнитивная психотерапия?

В психологии используется множество методик по тому, как помочь клиенту. Одним из таких направлений является когнитивная психотерапия. Что это такое? Это целенаправленная, структурированная, директивная, кратковременная беседа, направленная на трансформацию внутреннего «Я» человека, что проявляется в ощущении данных трансформаций и новых моделях поведения.

Вот почему нередко можно встретить такое название, как когнитивно-поведенческая терапия, где человек не только рассматривает свою ситуацию, изучает ее составляющие, выдвигает новые идеи по изменению себя, но и практикуется в совершении новых действий, которые будут поддерживать новые качества и характеристики, которые он в себе развивает.

Когнитивно-поведенческая психотерапия выполняет множество полезных функций, которые помогают здоровым людям в преобразовании собственной жизни:

  1. Во-первых, человека обучают реалистичному восприятию тех событий, которые с ним происходят. Многие проблемы берутся из того, что человек искаженно интерпретирует происходящие с ним события. Вместе с психотерапевтом человек заново интерпретирует произошедшее, теперь уже имея возможность увидеть, где происходит искажение. Вместе с выработкой адекватного поведения происходит преобразование поступков, которые становятся сообразными ситуациям.
  2. Во-вторых, можно изменить свое будущее. Оно зависит исключительно от тех решений и поступков, которые человек совершает. При изменении поведения можно изменить все свое будущее.
  3. В-третьих, выработка новых моделей поведения. Здесь психотерапевт не только трансформирует личность, но и поддерживает ее в этих преображениях.
  4. В-четвертых, закрепление результата. Чтобы положительный итог существовал, нужно уметь его поддерживать и сохранять.

В когнитивной психотерапии используется множество методик, упражнений и техник, которые применяются на разных стадиях. Они идеально сочетаются с другими направлениями в психотерапии, дополняя или заменяя их. Таким образом, психотерапевт может использовать несколько направлений одновременно, если это поможет в достижении цели.

Когнитивная психотерапия Бека

Одно из направлений в психотерапии носит название когнитивная терапия, основоположником которой стал Аарон Бек. Именно он создал идею, которая является главной во всей когнитивной психотерапии – возникающие проблемы в жизни человека являются неправильным мировоззрением и установками.

В жизни каждого индивида случаются различные события. Многое зависит от того, как человек воспринимает посылы внешних обстоятельств. Возникающие мысли носят определенный характер, провоцируя соответствующие эмоции и, как следствие, действия, которые человек совершает.

Аарон Бек считал не мир плохим, а взгляды людей на мир негативными и неправильными. Они-то и формируют те эмоции, которые окружающие испытывают, и действия, которые потом совершаются. Именно действия влияют на то, как дальше разворачиваются события в жизни каждого человека.

Психическая патология, по мнению Бека, возникает, когда человек искажает внешние обстоятельства в собственном сознании. Примером может послужить работа с людьми, которые страдали от депрессии. Аарон Бек выяснил, что у всех депрессивных лиц отмечались следующие мысли: неадекватность, безысходность и пораженческий настрой. Таким образом, Бек вывел идею, что депрессивное состояние возникает у тех, кто постигает мир через 3 категории:

  1. Безысходность, когда человек видит свое будущее исключительно в мрачных красках.
  2. Отрицательный взор, когда индивид воспринимает происходящие обстоятельства исключительно с негативной точки зрения, хотя у некоторых людей они могут вызывать удовольствие.
  3. Сниженное чувство собственного достоинства, когда личность воспринимает себя беспомощным, никчемным, несостоятельным.

Механизмами, которые помогают в исправлении когнитивных установок, являются самоконтроль, ролевые игры, домашние задания, моделирование и пр.

Аарон Бек работал вместе с Фрименом в большинстве своем в отношении лиц с расстройствами личности. Они были убеждены, что каждое расстройство является следствием определенных воззрений и стратегий. Если выявить за людьми с конкретным расстройством личности мысли, шаблоны, автоматически возникающие в голове паттерны и поступки, то можно скорректировать их, трансформировав личность. Это можно сделать путем вторичного прохождения через травмирующие ситуации или применения воображения.

В психотерапевтической практике Бек и Фримен считали важным дружескую обстановку между клиентом и специалистом. У клиента не должно быть сопротивления в отношении того, что делает психотерапевт.

Конечная цель когнитивной психотерапии – это выявление деструктивных мыслей и трансформация личности за счет устранения их. Важным является не то, что думает клиент, а то, как он думает, рассуждает, какими мысленными шаблонами пользуется. Их и следует трансформировать.

Методы когнитивной психотерапии

Поскольку проблемы человека являются следствием его неправильного восприятия происходящего, умозаключений и автоматических мыслей, над обоснованностью которых он даже не задумывается, то методами когнитивной психотерапии являются:

  • Воображение.
  • Борьба с негативными мыслями.
  • Вторичное переживание детских травмирующих ситуаций.
  • Нахождение альтернативных стратегий восприятия проблемы.

Многое зависит от эмоционального опыта, который человек пережил. Когнитивная терапия помогает в забывании или научении нового. Таким образом, каждому клиенту предлагается трансформировать старые схемы поведения и выработать у себя новые. Здесь используется не только теоретический подход, когда человек изучает ситуацию, но и поведенческий, когда поощряется практика совершения новых действий.

Психотерапевт направляет все силы на выявление и изменение негативных трактовок ситуации, которыми пользуется клиент. Так, в депрессивном состоянии люди часто говорят о том, как было хорошо в прошлом и чего они уже не могут испытать в настоящем. Психотерапевт предлагает найти другие примеры из жизни, когда подобные идеи не действовали, вспомнить обо всех победах над собственной депрессией.

Таким образом, основной методикой является распознавание негативных мыслей и видоизменение их на другие, которые помогают в решении проблем.

Используя метод нахождения альтернативных способов действования в стрессовой ситуации, акцент ставится на том, что человек является обычным и несовершенным существом. Для решения проблемы не обязательно победить. Можно просто попробовать свои силы для решения задачи, которая кажется проблемной, принять вызов, не бояться действовать, пробовать. Это принесет больше результатов, нежели желание обязательно победить с первого раза.

Упражнения когнитивной психотерапии

То, как человек мыслит, влияет на то, что он чувствует, как к себе и окружающим относится, какие решения принимает и поступки совершает. Одну ситуацию люди по-разному воспринимают. Если выделяется всего лишь одна грань, то это значительно обедняет жизнь человека, который не может быть гибок в своем мышлении и совершаемых поступках. Вот почему эффективными становятся упражнения когнитивной психотерапии.

Их существует большое количество. Все они могут выглядеть в качестве домашних заданий, когда человек закрепляет в условиях реальной жизни новые навыки, полученные и выработанные на сеансах с психотерапевтом.

Всех людей с детства приучают к однозначному мышлению. Например, «Если у меня ничего не получается, значит, я неудачник». На самом деле такое мышление ограничивает поведение человека, который теперь даже не собирается предпринимать попыток опровергнуть ее.

Упражнение «Пятая колонка».

  • В первую колонку на листке бумаги запишите ситуацию, которая является для вас проблемной.
  • Во вторую колонку запишите чувства и эмоции, которые у вас возникают в данной ситуации.
  • В третью колонку запишите «автоматические мысли», которые часто промелькают у вас в голове в данной ситуации.
  • В четвертой колонке обозначьте, на основе каких убеждений у вас промелькают такие «автоматические мысли». Какими установками вы руководствуетесь, из-за чего подобным образом думаете?
  • В пятой колонке пропишите мысли, убеждения, установки, положительные высказывания, которые опровергают идеи из четвертой колонки.

После выявления автоматических мыслей предлагается выполнить различные упражнения, где человек сможет изменить свои установки за счет совершения иных поступков, а не тех, которые он делал ранее. Затем предлагается в реальных условиях выполнить данные действия, чтобы посмотреть на то, какой результат будет достигнут.

Техники когнитивной психотерапии

При использовании когнитивной терапии на самом деле применяются три техники: когнитивная психотерапия Бека, рационально-эмотивная концепция Эллиса и реалистичная концепция Глассера. Клиент ментально рассуждает, совершает упражнения, экспериментирует, на уровне поведения закрепляет модели.

Когнитивная психотерапия направлена на обучение клиента следующему:

  • Выявление негативных автоматических мыслей.
  • Обнаружение связи между аффектами, знаниями и поступками.
  • Нахождение аргументов «за» и «против» автоматических мыслей.
  • Обучение выявлению негативных мыслей и установок, которые приводят к неправильному поведению и получению отрицательного опыта.

В большинстве своем человек ожидает негативного исхода событий. Вот почему у него возникают страхи, панические атаки, негативные эмоции, которые и заставляют его не действовать, убегать, отгораживаться. Когнитивная психотерапия помогает в выявлении установок и понимании того, как они влияют на поведение и жизнь самого человека. Во всех своих несчастьях индивид виновен сам, чего он не замечает и продолжает жить несчастно.

Итог

Можно воспользоваться услугами когнитивного психотерапевта даже здоровому человеку. Абсолютно у всех людей имеются какие-то личностные проблемы, с которыми он не может самостоятельно справиться. Итог нерешенных проблем – депрессии, неудовлетворенность жизнью, недовольство собой.

Если есть желание избавиться от несчастной жизни и негативных переживаний, тогда можно воспользоваться техниками, методиками и упражнениями когнитивной психотерапии, которая преображает жизнь людей, меняя ее.

Сегодня коррекция любых психологических проблем проводится при помощи самых разных методик. Одна из самых прогрессивных и действенных – когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ). Давайте разберёмся, как работает эта методика, в чём она заключается и в каких случаях наиболее эффективна.

Когнитивный подход исходит из предположения о том, что все психологические проблемы вызваны мыслями и убеждениями самого человека

Когнитивно-поведенческая психотерапия – направление, которое берёт начало в середине XX века и сегодня лишь с каждым днем усовершенствуется. Основа КПТ – мнение о том, что человеку свойственно допускать ошибки при прохождении жизненного пути. Именно поэтому любая информация может стать причиной тех или иных изменений в мыслительной или поведенческой деятельности человека. Ситуация рождает мысли, которые в свою очередь способствуют развитию определённых чувств, а те уже становятся основой поведения том или ином случае. Затем поведение порождает новую ситуацию и цикл повторяется.

Ярким примером может стать ситуация, в которой человек уверен в своей несостоятельности и бессилии. В каждой сложной ситуации он испытывает эти чувства, нервничает и отчаивается, и, как итог, пытается избежать принятия решения и не может реализовать свои желания. Часто причиной возникновения неврозов и других подобных проблем становится внутриличностный конфликт. Когнитивно-поведенческая психотерапия помогает определить первоначальный источник сложившейся ситуации, угнетённости и переживаний пациента, а затем и разрешить проблему. Человеку становится доступным навык изменения своего негативного поведения и стереотипа мышления, что положительно влияет и на эмоциональное состояние, и на физическое.

Внутриличностный конфликт — одна из частых причин возникновения психологических проблем

КПТ преследует сразу несколько целей:

  • купировать и навсегда избавиться от симптомов нервно-психического расстройства;
  • добиться минимальной вероятности повторного возникновения заболевания;
  • способствовать повышению результативности назначенных лекарственных препаратов;
  • устранить негативные и ошибочные стереотипы мышления и поведения, установки;
  • разрешить проблемы межличностного взаимодействия.

Когнитивно-поведенческая психотерапия эффективна при самых разных расстройствах и психологических проблемах. Но чаще всего она применяется в случае необходимости получения пациентом быстрой помощи и краткосрочного лечения.

Например, применяется КПТ при девиациях пищевого поведения, проблемах с наркотиками и алкоголем, неумением сдерживать и проживать эмоции, депрессиях, повышенной тревожности, различных фобиях и страхах.

Противопоказаниями к применению когнитивно-поведенческой психотерапии могут стать лишь тяжёлые психические отклонения, которые нуждаются в применении медикаментов и других регулирующих действиях, серьёзно угрожают жизни и здоровью пациента, а также его близким людям и окружающим.

Специалисты не могут точно сказать, с какого возраста применяется когнитивно-поведенческая психотерапия, так как в зависимости от ситуации и подобранных врачом методах работы с пациентом этот параметр будет различным. Тем не менее, при необходимости возможны такие сеансы и диагностика и в детском, и в подростковом возрасте.

Использование КПТ при тяжелых психических отклонениях неприемлемо, для этого применяются специальные препараты

Основными принципами когнитивно-поведенческой психотерапии считаются следующие факторы:

  1. Осознание человеком проблемы.
  2. Формирование альтернативного паттерна поступков и действий.
  3. Закрепление новых стереотипов мышления и апробирование их в повседневной жизни.

Важно помнить, что за результат такой терапии ответственны обе стороны: врач и пациент. Именно их слаженная работа позволит достигнуть максимального эффекта и значительно улучшить жизнь человека, вывести его на новый уровень.

Преимущества методики

Основным преимуществом когнитивно-поведенческой психотерапии можно считать видимый результат, отражающийся на всех сферах жизни пациента. Специалист выясняет, какие именно установки и мысли негативно влияют на чувства, эмоции и поведение человека, помогает критически воспринять их и проанализировать, а затем научиться заменять негативные стереотипы на позитивные.

На основе выработанных навыков у пациента создается новое мышление, которое корректирует ответную реакцию на конкретные ситуации и восприятие самим пациентом их, меняет поведение. Когнитивно-поведенческая терапия помогает избавиться от многих проблем, причиняющих дискомфорт и страдания самому человеку и его близким людям. Например, таким способом можно справиться с алкогольной и наркотической зависимостью, некоторыми фобиями, страхами, расстаться со стеснительностью и нерешительностью. Длительность курса чаще всего не очень длинная – около 3-4 месяцев. Иногда может потребоваться значительно больше времени, но в каждом конкретном случае этот вопрос решается в индивидуальном порядке.

Когнитивно-поведенческая терапия позволяет справиться с тревогами и страхами человека

Важно лишь помнить, что когнитивно-поведенческая терапия оказывает положительный эффект только в том случае, когда пациент сам решил измениться и готов довериться и работать со специалистом. В других ситуациях, а также в особенно тяжёлых психических заболеваниях, например, при шизофрении, эта методика не применяется.

Виды терапии

Методы когнитивно-повдеенческой психотерапии зависят от конкретной ситуации и проблемы пациента, преследуют определённую цель. Главное для специалиста – докопаться до истоков проблемы пациента, научить человека позитивному мышлению и способам поведения в подобном случае. Наиболее часто применяемыми методиками когнитивно-поведенческой психотерапии можно считать следующие:

  1. Когнитивная психотерапия, при которой человек испытывает неуверенность и страх, воспринимает жизнь как череду неудач. При этом специалист помогает выработать пациенту положительное отношение к себе, поможет принять себя со всеми недостатками, обрести силы и надежду.
  2. Реципрокная ингибиция. Все негативные эмоции и чувства при этом в ходе сеанса заменяются другими более позитивными. Поэтому они перестают так негативно воздействовать на поведение и жизнь человека. Например, страх и гнев замещаются расслаблением.
  3. Рационально-эмотивная психотерапия. При этом человеку специалист помогает осознать тот факт, что все мысли и поступки необходимо согласовать с жизненными реалиями. А неосуществимые мечты – путь к депрессиям и неврозам.
  4. Самоконтроль. При работе с этой методикой реакции и поведение человека в определённых ситуациях закрепляется. Такой способ действует при немотивированных вспышках агрессии и других неадекватных реакциях.
  5. Методика «Стоп-кран» и контроль тревожности. При этом человек сам говорит «Стоп» своим негативным мыслям и поступкам.
  6. Релаксация. Эта методика чаще применяется в комплексе с другими для полного расслабления пациента, создания доверительных отношений со специалистом, более продуктивной работы.
  7. Самоинструкции. Эта методика заключается в создании самим человеком себе ряда заданий и самостоятельного их решения в положительном ключе.
  8. Самонаблюдение. При этом может вестись дневник, который окажет помощь при отслеживании источника проблемы и негативных эмоций.
  9. Исследование и анализ угрожающих последствий. Человек при негативных мыслях меняет их на позитивные, исходя из ожидаемых результатов развития ситуации.
  10. Метод поиска преимуществ и недостатков. Пациент сам или в паре со специалистом анализирует ситуацию и свои эмоции в ней, разбирает все преимущества и недостатки, делает позитивные выводы либо ищет способы решения проблемы.
  11. Парадоксальная интенция. Эта методика разработана австрийским специалистом-психиатром Виктором Франклом и заключается в том, что пациенту предлагается проживать пугающую или проблемную ситуацию раз за разом в своих ощущениях и поступал наоборот. Например, если он боится уснуть, то врач советует и не пытаться это сделать, а как можно больше бодрствовать. При этом человек через некоторое время прекращает испытывать негативные эмоции, связанные со сном.

Некоторые из этих видов конгнитивно-поведенческой психотерапии могут проводиться самостоятельно или же выступать в роли «домашнего задания» после сеанса специалиста. А в работе с другими способами без помощи и присутствия врача не обойтись.

Самонаблюдение считается одним из видов когнитивно-поведенческой психотерапии

Техники когнитивно-поведенческой психотерапии

Техники когнитивно-поведенческой психотерапии могут быть разнообразными. Вот наиболее часто применяющиеся из них:

  • ведение дневника, куда пациент будет записывать свои мысли, эмоции и предшествующие им ситуации, а также все волнующее в течение дня;
  • рефрейминг, при котором путём задавания наводящих вопросов врач помогает изменить в положительную сторону стереотипы пациента;
  • примеры из литературы, когда врач рассказывает и приводит конкретные примеры литературных героев и их действия в сложившейся ситуации;
  • эмпирический путь, когда специалист предлагает человеку несколько способов опробовать в жизни те или иные решения и приводит его к позитивному мышлению;
  • смена ролей, когда человеку предлагается встать «по другую сторону баррикад» и почувствовать себя тем, с кем у него сложилась конфликтная ситуация;
  • вызванные эмоции, например, гнев, страх, смех;
  • позитивное воображение и анализ последствий того или иного выбора человека.

Психотерапия Аарона Бека

Аарон Бек – американский психотерапевт, который обследовал и наблюдал людей, страдающих от невротической депрессии, и сделал выводы, что депрессия и различные неврозы развиваются у таких людей:

  • имеющих негативный взгляд на всё происходящее в настоящем, даже если оно способно принести положительные эмоции;
  • имеющих чувство бессилия что-то изменить и безнадёжности, когда при воображении будущего человек рисует только негативные события;
  • страдающих от низкой самооценки и снижения чувства собственного достоинства.

Аарон Бек в своей терапии использовал самые разные методы. Все они были направлены на определение конкретной проблемы как со стороны специалиста, так и со стороны пациента, а затем искалось решение этих проблем без коррекции конкретных качеств человека.

Аарон Бек — выдающийся американский психотерапевт, создатель когнитивной психотерапии

При когнитивно-поведенческой психотерапии Бека расстройств личности и других проблем пациент и врач сотрудничают в экспериментальной проверке негативных суждений и стереотипов больного, а сам сеанс представляет собой серию вопросов и ответов на них. Каждый из вопросов направлен на продвижение пациента выяснить и осознать проблему, найти пути ее решения. Также человек начинает понимать, куда ведут его деструктивное поведение и мысленные посылы, вместе с врачом или самостоятельно собирает необходимую информацию и проверяет её на практике. Одним словом, когнитивно-поведенческая психотерапия по Аарону Беку – это тренировка или структурированное обучение, позволяющее вовремя обнаружить негативные мысли, найти все «за» и «против», изменить шаблон поведения на тот, который даст положительные результаты.

Что происходит во время сеанса

Огромное значение в результатах терапии имеет выбор подходящего специалиста. У врача должен быть диплом и разрешающие деятельность документы. Затем между двумя сторонами заключается контракт, в котором прописываются все основные моменты, включая подробности прохождения сеансов, их длительность и количество, условия и время встреч.

Сеанс терапии должен проводиться лицензированным специалистом

Также в этом документе прописываются основные цели когнитивно-поведенческой терапии, по возможности желаемый результат. Сам курс терапии может быть краткосрочным (15 сеансов по часу) или же более продолжительный (более 40 сеансов по часу). После окончания диагностики и знакомства с пациентом врач составляет индивидуальный план работы с ним и сроки проведения консультативных встреч.

Как видите, основной задачей специалиста в когнитивно-поведенческом направлении психотерапии считается не только наблюдение за пациентом, выяснение истоков проблемы, но и разъяснение своего мнения на сложившуюся ситуацию самому человеку, помощь ему в осознании и построении новых мысленных и поведенческих стереотипов. Для увеличения эффекта от такой психотерапии и закрепления результата врач может давать пациенту специальные упражнения и «домашние задания», использовать различные методики, которые смогут помочь больному в дальнейшем действовать и развиваться в позитивном направлении самостоятельно.

В данной статье вашего сайта МедУнивер будет сделан обзор методов поведенческой терапии , которые находятся в центре внимания современных исследователей или же относятся к традиционным средствам, применяемым в этой области.

1. Оперантные методы

Оперантные методы , относящиеся к традиционным видам поведенческой терапии, служат для формирования или устранения определенных форм поведения. Здесь применяются принципы оперантного научения, как они были сформулированы, например, Скиннером.

К оперантным методам прибегают, когда желаемая модификация поведения может быть достигнута в результате систематической оценки пациентом позитивных или негативных последствий своих действий. Центральный элемент оперантных методов - подкрепление, которое либо предлагается, либо устраняется при определенном поведении и таким способом изменяет вероятность его проявления. Оперантные методы воздействия включают ряд отдельных приемов, и некоторые из них будут описаны ниже.

При «шейпинге » (shaping) пациент шаг за шагом приближается к желаемому (целевому) поведению в результате последовательного закрепления отдельных его элементов (например, при стимуляции развития речи у аутичных детей).

Планы подкрепления определяются при заключении договора между пациентом и терапевтом. В договоре формулируются целевое поведение и используемое для этого подкрепление. Подобного рода планы применяются при лечении таких психических нарушений у детей, как аномалии пищевого поведения, состояния зависимости и делинквентное поведение.

Token-программы («жетонная система») работают с однотипными «промежуточными наградами» (такими, как пластиковые чипсы), которые пациент может обменивать на первичные подкрепления (телевизор, сладости). Token-программы применяются чаще всего в закрытых учреждениях, например для активизации пациентов, находящихся на длительном лечении, или в интернатах для детей и подростков с нарушенным поведением.

Общая особенность оперантных методов - высокая степень постороннего контроля. Предоставление или отмена подкрепления осуществляется не самим пациентом, а терапевтом, воспитателем или другим лицом. Отсюда вытекают общие показания к применению таких методов: они рекомендуются в тех случаях, когда пациент в процессе терапии постоянно или временно не вполне способен осуществлять самоконтроль из-за своего возраста, состояния развития, интеллектуального уровня или имеющихся расстройств. С этим, в частности, связано довольно широкое использование оперантных методов при лечении детей.

Оперантным методам с их высокой степенью постороннего контроля противопоставляются способы самоконтроля, которые относятся к новым методам поведенческой терапии. Учитывая большую роль собственной ответственности пациента в терапевтическом процессе, оперантные методы следует, когда это возможно, постепенно заменять в процессе терапии на самоконтроль. Так поступают, например, при лечении нервной анорексии.

2. Систематическая десенсибилизация

Метод систематической десенсибилизации был разработан в 50-х годах Вольпе. Он долго оставался наиболее известным и важным методом поведенческой терапии, но в последние годы все больше вытесняется методами конфронтации, описанными в следующем разделе.

Сфера применения систематической десенсибилизации охватывает в первую очередь лечение фобических реакций. Кроме того, этот метод используют при расстройствах, сопутствующих страхам, например при сексуальных функциональных нарушениях, навязчивостях, депрессиях или заикании. Менее эффективен он при диффузных, неоформленных страхах.

Систематическая десенсибилизация применяется также при лечении фобий в детском возрасте. Однако в каждом конкретном случае необходимо проверить, достаточно ли развито у ребенка воображение, чтобы он мог представлять себе сцены, вызывающие страх. При необходимости картины-представления можно заменить предъявлением реальных картин или моделей.

Лечение методом систематической десенсибилизации проводится поэтапно. Вначале пациента обучают технике расслабления - как правило, прогрессивной мышечной релаксации по Джекобсону. На следующем этапе он с помощью терапевта составляет иерархию страхов: выбирает около десяти ситуаций, которые вызывают у него страх различной интенсивности, и выстраивает их в ряд по силе этой реакции («термометр страха»; в связи с этим в отдельной статье на сайте будет приведен случай из практики).

В фазе собственно десенсибилизации пациент представляет себе ситуации, вызывающие страх «in-sensu» (в представлениях), причем начинает с воображения наименее устрашающих картин и в процессе терапии доходит до наиболее «страшных». Если пациент во время представления ситуации испытывает страх, терапевт настраивает его на расслабление.

Пациент переходит к следующей, более устрашающей ситуации, если он полностью преодолел страх при воображении предыдущей ситуации. Генерализация десенсибилизирующего эффекта достигается путем поиска ситуаций, вызывающих меньшее чувство страха, вне терапевтических сеансов.


3. Методы конфронтации поведенческой терапии

Методы конфронтации дают в настоящее время наилучшие результаты при лечении фобий. Эмпирически доказанная кратковременная и долговременная эффективность этих методов терапии все больше отодвигает на второй план систематическую десенсибилизацию.

Особенность конфронтационной терапии состоит в столкновении с реальными устрашающими ситуациями при одновременной невозможности избегающего поведения.

Показания : методы конфронтации служат средством выбора при лечении фобий, а также навязчивых мыслей и навязчивых действий. Менее известно их применение при интенсивных и продолжительных депрессивных реакциях после психотравмирующих событий и при переживаниях утраты. Этот метод, предложенный в 70-х годах Рамсей, состоит в том, что пациент вступает в противоборство с переживанием утраты.

Для проведения конфронтации «in vivo» пациент с помощью терапевта находит ситуацию, от которой он ожидает максимального устрашающего эффекта (например, при агорафобии - поход в супермаркет или поездка в метро). Решающее значение имеет то, что пациент остается в этой ситуации до тех пор, пока не будет достигнуто существенное уменьшение страха. При этом не следует допускать избегающего поведения, например ухода из ситуации или уклонения от нее. В большинстве случаев уже через несколько минут, реже - через полчаса, страх заметно ослабевает. Большинство пациентов испытывают меньший по силе страх, чем они ожидали.

В процессе лечения пациенты берут на себя все большую ответственность и все чаще завершают упражнения в отсутствие терапевта.

Перед началом упражнений с использованием метода конфронтации пациенту нужно подробно объяснить процесс лечения этим методом и принцип его действия. До пациента доводится главное правило: он должен оставаться в вызывающей страх ситуации до тех пор, пока не перестанет испытывать страх, и не допускать какого бы то ни было избегающего поведения. В этой подготовительной фазе решающую роль играет работа терапевта над созданием мотивации. Случаи прерывания терапии наиболее часты именно в этой фазе.

В процессе лечения методом конфронтации пациент подвергается значительным психологическим нагрузкам. Это ставит под вопрос возможность применения такой терапии к детям. Использование этого метода требует особенно доверительного отношения ребенка к терапевту и очень хорошей подготовки пациента. В литературе описано успешное лечение с помощью этого метода детей со школьной фобией.


4. Когнитивное переструктурирование

Когнитивные процессы , такие, как восприятие, ожидания, установки, интерпретации, атрибуции и т.д., участвуют в становлении и поддержании многих психических расстройств как одна из составляющих, основанная на иррациональном, искаженном и катастрофизированном содержании когнитивной сферы. При изменении этого содержания в процессе терапии ожидаются позитивные изменения и в других областях, например в поведении и в эмоциональной сфере. Методы когнитивного переструктурирования служат для коррекции нарушенных когнитивных процессов.

Основная область применения этих методов - депрессивные расстройства; кроме того, к показаниям для их использования относятся страхи, состояния зависимости и навязчивости.

В 60-е годы фон Бек предложил способ применения когнитивной терапии при депрессивных расстройствах, который получил широкое распространение. По Беку, депрессивная личность видит себя, окружающий мир и будущее в негативных и безнадежных тонах. Эти негативные мысли одолевают пациента как квази-автоматизмы. При когнитивной терапии депрессий по Беку негативные мысли и относящиеся к ним общие установки вначале идентифицируются и получают свое название.

В следующей, проверочной фазе логическая правильность и последовательность этих идей и установок подвергается критической оценке . В заключение разрабатываются альтернативные возможности интерпретации и оценки, которые апробируются в реальных ситуациях.

Когнитивные методы воздействия при депрессивных расстройствах применяются вместе с другими методами, которые ориентированы на коррекцию поведения, активизацию пациента и развитие его социальных умений.

Стандартные способы когнитивной терапии при депрессивных расстройствах разрабатывались для взрослых и применять их при лечении детей и подростков можно лишь после некоторой модификации. Когнитивные методы, требующие от пациента способности к интроспекции и самовербализации, представляют для детей чрезмерную нагрузку.

5. Тренинг уверенности в себе

Уверенность в себе слагается из многих качеств : способности выражать мысли, чувства и потребности, а также воспринимать чувства и потребности других людей, умения сказать «нет»; умения начинать, продолжать и заканчивать разговоры, свободно выступать перед публикой и др.

Тренинг уверенности в себе направлен на преодоление социальных страхов, трудностей при контактах. Сходные воздействия применяют также при агрессивности и гиперактивности, при умственной отсталости и для активизации пациентов, длительное время находящихся на лечении у психиатров.

Тренинг уверенности в себе преследует прежде всего две цели: устранение социальных фобий и формирование социальных умений. При этом используются многие методики, например ролевые игры и поведенческие упражнения, тренинг в повседневных ситуациях, обучение на модели, оперантные техники, видеотехники (video-feedback), групповая терапия, способы самоконтроля и т.п. Соответственно при тренинге уверенности в себе речь идет в большинстве случаев об интегративной программе с применением различных методов в определенной последовательности.

Особые формы тренинга были разработаны для детей с социальными фобиями и трудностями в контактах. Петерман и Петерман (Petermann, Petermann) предложили компактную терапевтическую программу, которая наряду с индивидуальным и групповым тренингом включает и консультирование родителей.

6. Способы самоконтроля поведенческой терапии

Начиная с 70-х годов способы самоконтроля приобретают все большее значение. Их разработкой занимался главным образом Канфер. Самоконтроль означает, что пациент берет на себя функции терапевта с целью уменьшить зависимость от него и подчеркнуть собственную ответственность за свои действия.

Пациент должен обучаться своевременно распознавать , особенно после окончания терапии, свои поведенческие проблемы и с помощью освоенных методов изменять свое поведение для достижения им же самим поставленных целей. Задача терапевта ограничивается тем, чтобы довести до понимания пациента различные стратегии поведенческой терапии, мотивировать его и оказать помощь в начальной фазе программы.

Методы самоконтроля могут применяться в различных областях - при трудностях в работе и в обучении, при состояниях зависимости, нарушениях пищевого поведения, страхах и фобиях. Они применимы и в детском, и в подростковом возрасте, где с их помощью лечат, например, импульсивные и агрессивные расстройства поведения. В работе с детьми рекомендуется использовать наглядные пособия, например игры, комиксы и др.

Программы самоконтроля включают разнообразные приемы, основанные на теории научения. В частности, применяются следующие приемы: самонаблюдение (ведение дневника поведения), внешний контроль за стимулами (пациентка с булимией удаляет из своей квартиры высококалорийные продукты), самовознаграждение (когда удалось достичь поставленной цели), релаксация с помощью самовнушения, самоинструкции (внутренняя вербализация для саморегуляции поведения), способ остановки мыслей (для прерывания навязчивых идей) и т.д. Наконец, пациент может переходить к самостоятельному осуществлению таких техник, как конфронтация «in vivo» или когнитивное переструктурирование.

Пример применения метода конфронтации поведенческой терапии

Описываемый случай иллюстрирует лечение методом конфронтации пациента с тревожным расстройством, сопровождающимся резко выраженными соматическими проявлениями страхов, в рамках стационарной терапии в клинике детской и подростковой психиатрии.

С. , 14-летний гимназист, не мог посещать школу из-за беспокоившей его по утрам тошноты и рвоты. На этапе анализа проблемы перед началом терапии стало ясно, что эти симптомы - следствие выраженного страха перед школой. В фазе когнитивной подготовки у С. была сформирована адекватная модель собственных проблем. При этом особенно подчеркивалась роль избегающего поведения в поддержании симптомов болезни (в течение года С. ни разу не посетил школу).

Наряду с формированием модели имеющегося расстройства пациенту разъяснили методику и способ применения конфронтации «in vivo». После того как С. и его родители дали согласие на лечение, уже на следующий день началось посещение уроков в гимназии.

По дороге в школу в сопровождении терапевта у С . возникли сильные реакции (субъективное переживание страха, дрожь, приступы потливости, позывы к рвоте и, наконец, рвота незадолго до того, как они подошли к школе). После того как С. вошел в здание школы, уже через несколько минут наступило явное уменьшение страха, а спустя час его проявлений не было вовсе.

В последующие дни описанная динамика повторялась , но уже на 4-й день посещения школы впервые не было рвоты, и в дальнейшем она наблюдалась лишь спорадически, в последний раз на 27-й день. Затем уменьшились также и субъективное переживание страха, и тошнота, а через несколько недель С. смог посещать школу без страхов и жалоб на здоровье.

В дальнейшем во время пребывания в стационаре проводился тренинг социальных навыков, так как школьные проблемы явно проистекали из неуверенности в контактах со сверстниками. Повторное обследование спустя 15 мес после выписки из стационара показало стабильность лечебного эффекта.

Вам также будет интересно:

Алгоритм предоставления каникул студентам выпускникам ниу вшэ
Подошло радостное время для студентов- выпускников окончания обучения. И ни военкоматы, ни...
Польские земли в средние века и раннее новое время Польша в X – начале XII вв
Предисловие Древние славяне(Л.П. Лаптева) Источники по истории славян. Общественный строй...
Лучшие притчи о смысле жизни, жизненных проблемах и жизненных целях
« Притча о Добре и Зле» Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:...
Как сблизить списание стоимости ОС в бухгалтерском и налоговом учете?
Материалы подготовлены аудиторами компании «Правовест Аудит» Движимое имущество, не...
Последние публикации из рубрики
Все материалы на сайте подготовлены специалистами в области хирургии, анатомии и профильных...