Сайт о холестерине. Болезни. Атеросклероз. Ожирение. Препараты. Питание

Знаменитые русские судебные ораторы Ораторы 19 века

Понятие «премия» и основания для ее выплаты Премия есть одной из самых

Волшебные ритуалы и обряды в полнолуние

Как распознать ведьму — признаки, предупреждающие зло Сумеречная ведьма какая она магия

Из чего производят инсулин

Эстрада ссср Советские эстрадные певцы 60х 70х годов

Государственный комитет по чрезвычайному положению Мнение бывших участников гкчп

Жареная треска на сковороде

Салат из кольраби: рецепт с яйцом и с майонезом (фото)

Готовим заливное из говядины: рецепт с фото

Сыр осетинский - описание пищевой ценности этого продукта с фото, его калорийность Сыр осетинский рецепт приготовления в домашних условиях

Пикантный салат украсьте

Рецепт с курагой Овсяные хлопья с изюмом рецепт

Международная номенклатура алканов

Обеспечение клеток энергией

Во сколько, возможно, обходится бюджету церковная реституция. Кто финансирует строительство храмов в России или За чей счёт банкет у РПЦ? Прибыль и доходы русской православной церкви

Религиозная организация, имеет льготы, но все до одной они - ключевые. Она полностью освобождена от уплаты:

То есть фактически РПЦ не платит в бюджет вообще ничего.

Налоговый кодекс РФ четко оговаривает: освобождение идет только от религиозной деятельности, а вся коммерческая, даже осуществляемая РПЦ, подлежит обязательному налогообложению. Поэтому, согласно отчетам, церковь коммерческой деятельности не ведет вообще. По словам высокопоставленного российского чиновника, на самом деле с церковью просто не хотят связываться.

Хроника хозяйственной деятельности

2019: Семинар по управлению проектами, фандрайзингу и краудфандингу

2018

Закупки атрибутики в Китае

Активы епархий: заводы, компьютерные центры, строительные компании

ОАО «Ритуальная православная служба»

Согласно базе СПАРК, патриархия являлась совладельцем ЗАО «Православная ритуальная служба». На 2016 год компания была закрыта, однако в это время действует учрежденная ей «дочка» - ОАО «Ритуальная православная служба» (выручка за 2014 год - 58,4 млн руб.) .

2015: Пожертвований меньше (4,03 млрд руб), а доходы выросли на 27% до 1,79 млрд руб

7 июня 2016 года стало известно о росте доходов РПЦ от обрядовой и церемониальной деятельности на 27%, а объём пожертвований незначительно снизился .

Доходы религиозных организаций от "совершения обрядов и церемоний", "продажи религиозной литературы и предметов религиозного назначения" выросли в 2015 году на 27% и достигли 1,79 млрд руб., сообщили СМИ со ссылкой на статистику Федеральной налоговой службы .

Сумма пожертвований от граждан и организаций "на ведение уставной деятельности" незначительно снизилась - на 3%, до 4,03 млрд руб.

В 2014 году россияне жертвовали больше. Пожертвования составили почти 4,2 млрд рублей, но доходы от продажи свечек и икон, обрядов достигли 1,4 млрд руб.

Подавляющая доля этих доходов соотносится только с Русской православной церквью, поскольку в исламе не принято проводить религиозные обряды, схожие с теми, что проводятся в русских церквях. Поэтому пожертвования прихожан других конфессий не попадают в официальную статистику.

2012: Ежегодный доход $100-150 млн. Схема юрлиц

2003-2010: Доля 25% в дилере автомобилей "БМВ Русланд"

В период с 2003 по 2010 гг. подконтрольное РПЦ ЗАО "АО Витал" владело четвертью "БМВ Русланд", однако в 2010 году компания была ликвидирована, и на ее месте прописана ООО "БМВ Русланд Трейдинг".

2000: 55% доходов - коммерческие предприятия

В 2000 году архиепископ Климент в интервью журналу «Коммерсантъ-Деньги» в первый и последний раз скажет, из чего складывается церковная экономика:

  • 5% бюджета патриархии - отчисления епархий,
  • 40% - спонсорские пожертвования,
  • 55% приходится на заработок коммерческих предприятий РПЦ.

1997: Депозиты, гособлигации и коммерческие предприятия

На Архиерейском соборе 1997 года патриарх Алексий II докладывал, что основную часть денег РПЦ получила от «управления своими временно свободными средствами, размещения их на депозитных счетах, приобретения государственных краткосрочных облигаций» и других ценных бумаг и от дохода коммерческих предприятий .

1990-е: Импорт сигарет и торговля водкой

В 1990-е структуры РПЦ вели беспошлинный ввоз сигарет и торговлю водкой.

«ФедералПресс» узнал, как формируются бюджеты православных церквей

События последних дней дали новую почву для размышлений на тему Русской православной церкви. Московский патриархат получил приходы в Западной Европе и ушел на длинную дистанцию в отношениях с греками. Этот факт можно расценивать не только с внешнеполитической точки зрения, но и… с финансовой. РПЦ считается совсем не бедной структурой, а с расширением «географии присутствия» бюджет, вероятно, еще больше скорректируется. «ФедералПресс» провел собственное расследование и выяснил, как финансируется православная церковь, на чьи деньги ремонтируют храмы, кто платит зарплату священникам и из-за чего европейцы готовы судиться с нашими иерархами. Подробности – в материале нашего агентства.

Цена «победы»

Недавно Русская православная церковь отмечала триумф: к московскому патриархату присоединились приходы в Западной Европе. «Речь идет о том, что архиепископия русских приходов в Западной Европе (большей частью духовенство) воссоединилась с Русской церковью. Таково было желание ее основателя – митрополита Евлогия (Георгиевского). Это большой естественный шаг, которого многие ждали», – отмечает протоиерей Всеволод Чаплин .

Священнослужитель признал, что присоединение далось нелегко. «Были выходцы из старой интеллигенции, которые с подозрением относились к современной России. Но парижская богословская школа всегда славилась большей либеральностью», – отметил отец Всеволод. По его словам, мигранты последних лет из стран постсоветского пространства уже не думают о том, что церковь в современной России какая-то «неправильная». Поэтому давний разговор о присоединении теперь решился в пользу Москвы.

Чаплин считает, что несогласных присоединиться к Москве, скорее всего, ждет незавидная участь: «Небольшие приходы просто растворятся под руководством Константинополя или других церквей».

В то же время священник отмечает, что и в самой России неоднозначно отнеслись к присоединению. Некоторые опасаются слишком большого влияния европейских модернистов на нашу церковь. Но этого, уверен отец Всеволод, не произойдет.

Как это часто бывает, без ложки дегтя не обошлось. По словам историка и религиоведа Константина Михайлова , экономические выгоды от присоединения если и есть, то это «вопрос второстепенный». «Русская православная церковь находится в сложном положении. На прошлой неделе патриарх Александрийский и всей Африки признал Украинскую православную церковь, то есть занял в этой дискуссии не сторону Москвы» , – прокомментировал Михайлов.

Но «на фоне того, что происходит на Украине, включая поддержку Александрийской церкви, западноевропейские приходы – не такой уж большой успех», считает христианский публицист, научный сотрудник Института религиозных и социальных исследований Владимир Семенко .

По словам ученого, к РПЦ присоединились не все приходы, а около 40 %. Эксперт прогнозирует «целый ряд затяжных судов». Те, кто не поддержал присоединение, будут оспаривать права на собственность объектов недвижимости западноевропейской церкви, чтобы они не перешли под контроль московского патриархата. А речь идет о крупнейших храмах и земельных участках. К примеру, отмечает Семенко, «назревает большой судебный процесс, касающийся судьбы собора Александра Невского в Париже».

Выгода РПЦ от присоединения зарубежных приходов есть. Но это не «игра в одни ворота». Вкладывает ли сам московский патриархат средства в иностранные церкви, доподлинно не известно, но вот государство вливает деньги в них активно.

Зачастую, конечно, не напрямую из бюджета. Например, Московский центр международного сотрудничества потратил почти миллион бюджетных рублей летом прошлого года на «помощь приходам Русской православной церкви за рубежом в приобретении церковной утвари и литературы». Данные опубликованы на сайте госзакупок. Почти 300 тысяч было потрачено тем же центром в октябре этого года на закупку утвари и литературы в церкви Кишинева, 200 тысяч рублей для тех же целей выделено церкви в городе Резекне (Латвия), 635 тысяч рублей – в Магдебурге (Германия) и почти полмиллиона ушло приходу в Дублине (Ирландия).

Однако это мизерная часть затрат. По словам источника «ФедералПресс» в РПЦ, речь о куда больших суммах. «Сотни тысяч проводятся через различные фонды и организации международного сотрудничества. Госбюджет России оказывает существенную финансовую помощь РПЦ за рубежом», – рассказал источник.

Несмотря на это, как рассказал «ФедералПресс» протоиерей Всеволод Чаплин, у приходов в Западной Европе больше самостоятельности. «Архиепископии в Западной Европе дано право выбирать своего иерея. Такая практика есть и в Эстонии, и в ряде других стран. Да, в этом случае есть некоторая опасность влияния на выбор епископа политических и финансовых элит. Но такие угрозы легко преодолеваются, когда есть подлинный церковный дух. А единичные квазилибералы из парижской школы погоду не сделают» , – считает священник.

Экономика веры

Юридически Русская православная церковь относится к религиозным НКО. То есть она не облагается налогом и имеет право на льготы. В их числе такие «бонусы», как право бессрочной аренды государственной земли, за которую церковь не платит.

«В России храмы и земля под ними находятся в бессрочной аренде у государства. В Молдавии же есть целый ряд приходов, где земля и недвижимость являются частной собственностью либо принадлежат общине», – отметил научный сотрудник Владимир Семенко.

Работник епархии на условиях анонимности рассказал «ФедералПресс», как устроены финансовые схемы в церкви. По его словам, сумма устанавливается на основе возможностей того или иного прихода. Епархиальное управление собирает деньги со всех и дальше распределяет в соответствии с определенными «коэффициентами». Какой-то церкви достается больше средств, какой-то меньше. Часть суммы отчисляется в Москву.

«Каждый приход имеет четкий план (заработка). Ряд церквей этот план выполняет легко, ряд – с трудом, отсюда и разница в благосостоянии батюшек. Четкого контроля за тем количеством денег, которые зарабатывают храмы, нет», – добавил епархиальный работник.

Религиовед Владимир Семенко подтверждает эту схему. «По неофициальным правилам у нас в среднем 20 % должно переводиться в центральные церковные органы» , – рассказал Семенко.

Чтобы выполнить план, каждый старается как может. В туристических зонах зарабатывают на сувенирах (нередко из Китая). Во многих монастырях Москвы и других городов любой светский человек может пообедать в трапезной, купить местную косметику. Еще один источник доходов – паломники. Не секрет, что паломничество обходится дешевле обычного светского тура по тем же местам. Но самую большую прибыль приносит привоз крупных святынь с международным статусом: паломнические поездки и продажа предметов культа приносят в такие дни баснословную прибыль.

Золотой крест, купленный в храме, обычно в два-три раза дороже, чем такой же крестик в ювелирном магазине. От чего это зависит? Просто стоимость устанавливает сам приход. То же самое касается свечек, себестоимость которых копейки, а продаются они за десятки, а то и сотни рублей. Впрочем, так не везде. «Например, в Новоспасском монастыре (в Москве) за записки и свечи нет фиксированной платы. Есть ящик – опускайте сколько можете. А на сорокоуст (поминовение 40 дней подряд) или годичное поминание установлена определенная плата. Это зависит от местного руководства, как и зарплата священника» , – рассказал религиовед Владимир Семенко.

Кстати, Семенко называет большой иллюзией то, что все священнослужители много зарабатывают. Служение в храме Христа Спасителя – одно дело, где-то в глубинке – другое. Есть приходы, где священники вообще оплаты не получают. Формально зарплата священника должна устанавливаться приходским собранием, и в центральной России действительно эта система строго выстроена. Но никакой правящий столичный архиерей не будет определять зарплату священника в регионах – там все-таки размер платы зависит от возможностей общины.

Более того, как сообщил Владимир Семенко, в России нет пенсий для священников. Социальное расслоение, характерное для России, проявляется и в церкви. «Даже в центре Москвы есть ряд приходов, где священники после выхода на пенсию выживают как могут. Например, за счет родственников. Есть узкая прослойка церковной сверхбогатой бюрократии, остальные живут бедно» , – отмечает эксперт.

Так не во всех странах. К примеру, в Греции православные священники имеют статус госслужащих, получают оклады, надбавки и пенсии и отчитываются о доходах.

Сложно судить, способно ли государство контролировать доходы и расходы религиозных организаций. Скорее нет, чем да. Но и сама церковь не может гарантировать подконтрольность денежных потоков в разных приходах.

А еще можно вспомнить банк «Пересвет», который в свое время СМИ связали с РПЦ и патриархом Кириллом. Еще в 1992-м «Пересвет» был «дочкой» Торгово-промышленной палаты. Тогда он еще назывался «Экспобанк». «Структуры финансово-хозяйственного управления (ФХУ) РПЦ стали владельцем почти контрольного пакета банка – 49,99 %. Патриарх после избрания из совета директоров вышел, однако в него входил глава ФХУ РПЦ, викарий патриарха Тихон (Зайцев)» , – отмечается в одном из журналистских расследований.

В 2015 году представители РПЦ покинули совет директоров. Позже банк обанкротился. Однако сайт «Пересвета» (вероятно, как и банк) работает и сейчас, притом регулярно обновляется.

«Светское» государство

По словам протоиерея Всеволода Чаплина, на начало 2019 года в России насчитывалось 38,5 тысячи приходов, в том числе около 900 приходов ближнего и дальнего зарубежья (до присоединения). За последние 20 лет количество приходов значительно выросло. Например, в Москве даже реализуется целевая программа «200 храмов». Суть ее в том, чтобы в каждом районе города была своя церковь. Правда, по словам эксперта Владимира Семенко, «в одних районах строят большие презентабельные церкви, в других – маленькие типовые здания». Однако при этом, как отмечает историк и религиовед Константин Михайлов, «посещаемость церквей в нашей стране довольно низкая».

Кстати, есть на сайте госзакупок и тендеры на строительство новых храмов на территории военных частей за счет средств Минобороны.

Несмотря на то что по Конституции в России церковь отделена от государства, власти активно помогают РПЦ. Согласно расследованию РБК , в 2012–2015 годах православная церковь и связанные с ней структуры получили из бюджета и от государственных организаций минимум 14 млрд рублей (в среднем это 4,6 млрд рублей в год). Как сообщает источник в церковных кругах, финансирование сохраняется и даже растет.

Значительные средства идут по линии Минкульта России. Финансирование предусмотрено в рамках нацпроекта «Культура». На реализацию этого проекта в России на ближайшую пятилетку планируется выделить свыше 100 млрд рублей: просто многие старые храмы являются памятниками архитектуры, объектами культурного наследия. Мониторинг сайта госзакупок показывает, что почти все храмы в России ремонтируются за счет федерального бюджета. Например, от 5,6 млн рублей и выше стоит только разработка проектно-сметной документации на реконструкцию храма. Отремонтировать крышу или пол в храме Санкт-Петербурга – от 20 миллионов. Реставрация церкви фактически из руин в Свято-Троицком скиту – около 26 млн рублей. Во всех случаях заказчик – Министерство культуры России.

Между тем сегодня в России насчитывается около шести тысяч заброшенных церквей, которые остались вне поля внимания государства. Старые храмы восстанавливаются очень медленно и не везде, да и то лишь за счет благотворительных фондов, частных организаций, редко – за счет бюджета. Причина банальна – в вымирании деревни. Например, в Калужской области стоит одна отреставрированная колокольня и стенд с информацией о том, что до революции тут было цветущее место со своим храмом, школой, больницей, полицейским участком. А теперь три покосившиеся избы и животноводческий комплекс, который и восстановил колокольню да табличку добавил. Какой смысл тут восстанавливать храм?

Есть священники, которые, не получая никакой зарплаты, сами ищут деньги, чтобы «на своем энтузиазме консервировать старинные храмы до лучших времен». Они верят, что с маленькой деревни начинается Россия, а в древнем храме когда-то еще зазвенит колокол. «Это по сути святые люди. Но сказать, что их сильно поддерживают из центра, я не могу, – отмечает Семенко. – Сама община не может содержать храмы и строения. В определенный момент приходит носитель финансового ресурса (спонсор. – Прим. ред.) и оплачивает строительство и реконструкцию».

Администрации ряда регионов также выделяют средства областных бюджетов на организацию паломнических поездок православных верующих. Кроме того, во многих городах православные школы носят статус муниципальных учреждений, следовательно, получают средства из бюджета. На сайте госзакупок есть такие тендеры: закупка оргтехники для нужд муниципальной православной гимназиив Звенигороде, размещенная в октябре 2019 года, проведение Соловецкого православного форума (тендер на 5 млн рублей размещен в июле 2019 года), благоустройство территории у частной православной гимназиив Гусь-Хрустальном (первый этап) – 8,6 млн рублей. Активно выделяются бюджетные средства для закупки православной литературы в библиотеки вузов, а в отдельных случаях – на написание церковных книг.

Государственную поддержку РПЦ отрицать нельзя. Вместе с тем эксперты говорят о «некотором перекосе». «Я не могу давать этому этических оценок, однако тот факт, что государство помогает реконструировать храмы РПЦ, но не помогает баптистам, к примеру, смотрится несколько удивительно», – отмечает эксперт Константин Михайлов.

Другими словами, в России на протяжении последних 20 лет так или иначе поддерживаются четыре традиционные религии. Однако православная церковь находится в привилегированном положении – именно ей идет основное финансирование. По словам религиоведа Владимира Семенко, понятно, почему: руководство страны не будет игнорировать крупную влиятельную структуру, ведь большинство россиян все-таки идентифицируют себя с православием.

Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский, Екатерина Лазарева, Евгений Поторочин, kremlin.ru

Содержание главы РПЦ 16.07.2018

Знакомьтесь – патриарх Кирилл, глава Русской Православной Церкви и блюститель нравственности!

Он призывает других людей быть скромными, но сам почему-то своим примером демонстрирует прямо противоположное.

Сейчас я вам попытаюсь объяснить почему РПЦ теряет авторитет среди думающих людей.

1.Вертолеты

В июле исполнится 100 лет с момента расстрела царской семьи Романовых в Екатеринбурге. Это событие отметят памятными мероприятиями, которые посетит и патриарх Кирилл. Но патриарх (в миру Владимир Гундяев) не привык летать на обычных самолетах и машинах. Поэтому администрация Свердловской области объявила конкурс на его перевозку по региону. Почти 6 млн. рублей потратят на аренду 3 вертолетов для его святейшества. Лот появился на сайте госзакупок, но поступила только одна заявка от компании Utair. Поэтому конкурс отменили и услуга будет оказана по максимальной цене.

К слову, по официальным данным средняя зарплата жителя Свердловской области 34000 рублей (но мы понимаем, что реальная намного ниже). Получается, что на перевозку главы РПЦ тратиться 164 средние зарплаты жителей Урала. Среди них я больше чем уверен есть люди атеисты, которые платили налог светскому государству и не ожидали, что их деньги будут потрачены на транспортную перевозку главы церкви!

2. Яхты

Морские путешествия глава РПЦ совершает на яхте «Паллада», которая стоит по разным оценкам от 4 до 7 млн. долларов -250 млн. и 450 млн. рублей соответственно. В ней есть роскошные двуспальные кровати и мебель из дорогих видов дерева.

Обычно «Паллада» стоит недалеко от патриаршей резиденции на Валааме. Для нее даже соорудили специальный причал. В церкви не отрицают наличие элитной яхты, но говорят, что получили ее в качестве подарка в 2005 году от компании «Лукойл». Помимо подарка, который используется как личный транспорт патриарха, у Гундяева есть еще одна личная яхта «Азимут» стоимостью 600 тыс. долларов - 38 млн. рублей. Это конечно не 7 и даже не 4 млн. долларов, но для простых граждан суммы астрономические.

На «Азимуте» патриарх приезжал в Плес в 2015 году (любимый город Дмитрия Медведева). Тогда визит доставил немало неудобств жителям города, был отменен веломарафон.

Человек похожий на патриарха Кирилла был замечен несколько лет назад на яхте близ села Дивноморское Краснодарского края, по случайному стечению обстоятельств это совпало с официальным отпуском главы РПЦ.

3.Самолеты

Для важных визитов патриарху выделяют самолет ИЛ-96 -300 специального летного отряда Россия, обслуживающего высшее руководство страны.

Самолет находится на балансе у государства и содержится опять же за счет бюджета. При этом патриарх летал на нем на Кубу на встречу с Папой Римским. По подсчетам РБК только керосин обошелся в том рейсе в 8 млн. рублей. В командировку в Латинскую Америку патриарха сопровождало 100 человек, 30 из которых потом полетело с ним в Антарктиду

В совокупности за 2 поездки было потрачен 21 млн. рублей. А сколько таких поездок совершается за год?

4. Машины и охрана

Для близких поездок патриарх использует бизнес автомобили и сопровождение с мигалками. Часто перекрываются улицы. Ну а что негоже патриарху стоять в пробках, а то что скорая до кого-то не доедет- не беда, на то воля господа! В 2012 году, когда обсуждался скандал с «прифотошопленными» часами, глава РПЦ заявил, что ездит на дорогих машинах вынуждено, якобы того требует статус. Как особо охраняемое лицо он не может себе позволить машины классом ниже.

Охрана отдельная история. Главу РПЦ (отделенной конституцией РФ от государства) почему-то охраняет Федеральная Служба Охраны(ФСО). Эта служба занимается в основном охраной президента и так же содержится за бюджетный счет.

Конечно, каждый может пользоваться дорогими машинами. Самое главное, чтобы не было лицемерия, ибо «в основе лицемерия лежит ложь, а отец лжи – дьявол» (Евангелие от Матфея глава 12 стих 25).

Делать вид что служишь богу, а на самом деле служить своей корысти, это гораздо кощунственнее, чем те же Pussy Riot со своими молебнами в Храме Христа Спасителя.

Шрифт A A

Долгие годы церковь была далека от жизни российского общества. Сейчас персоны клира и зарплаты православных священников стали предметом пристального внимания. Служители церкви получают вознаграждение за свою деятельность. Доходы могут составлять минимальную заработную плату, а могут достигать сумм, намного превышающих 100 тыс. рублей в месяц.

В обычном понимании должностного оклада священнослужителей нет. Священники и члены их семей живут на процент от спонсорских отчислений, пожертвований прихожан, оказывая услуги, на которые в церкви установлены расценки. В разных странах суммы доходов разнятся.

Зарплаты священников в зарубежных странах

В зарубежных странах представители клира (это касается православных, католических и протестантских священников) зарабатывают в среднем (в рублях):

  • Беларусь - 24 тыс.;
  • Украина - 32 тыс.;
  • Греция - 40 тыс.;
  • Франция 56 тыс. и бесплатное жилье;
  • Италия, Испания - 65 тыс.;
  • Бельгия - 240 тыс.;
  • США - около 230 тыс.

В богатых странах с сильными религиозными традициями зарплаты священнослужителей выше.

Заработок священника в России в 2019 году

В России, стране с обширными территориями, зарплата священнослужителей разнится кардинально, иногда на порядок, в зависимости от места расположения храма, в которых они служат.

На проповеди. Пастве нужны молодые и образованные священники

В большинстве случаев оплата труда священника зависит от настоятеля церкви, который назначает ее для конкретного соискателя по результатам собеседования. В руках настоятеля сосредоточен доход, получаемый храмом от проведения обрядов, продажи книг и свечей, пожертвований при проведении служб, доходов от коммерческой деятельности.

Церковная лавка при храме приносит ему доход

Из общей суммы отчисляется 20 % в епархию, оплачиваются коммунальные услуги и начисляется зарплата. Ее размер ориентирован на среднюю заработную плату работников социальной сферы в разных регионах. Самыми высокооплачиваемыми могут считаться батюшки Приморского края; 100 тыс. рублей - это их ежемесячный доход. В Северной столице попы получают в два раза меньше - 50 тыс. рублей. Вдвое, а иногда и втрое меньше эта сумма для священников маленьких сельских храмов российской глубинки.

Сколько получает священник в Москве

Рядовые столичные клирики зарабатывают в среднем в 60–80 тыс. рублей в месяц.

Бывший настоятель Елоховского Богоявленского собора в Москве Александр Агейкин, ныне председатель Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения; его зарплата исчисляется суммой с шестью нулями

Настоятели московских храмов, по свидетельству издания «Рамблер. Финансы» со ссылкой на информацию Businessman.ru, имеют доход от 100 тыс. до 1 млн рублей.

Льготы и выход на пенсию

Все священнослужители имеют трудовые книжки, зарегистрированные в Пенсионном фонде, и медицинские страховки. Отчисления в Пенсионный фонд совершаются настоятелем и имеют стандартный размер, определенный Трудовым законодательством. Священникам полагается отпуск продолжительностью 28 дней. Они могут выйти на заслуженный отдых в 65 лет, но понятия «пенсия» для них не существует. Батюшки работают до глубокой старости и могут отказаться от работы лишь по состоянию здоровья.

Сколько зарабатывает РПЦ?

Русская православная церковь (РПЦ) - разветвленная корпорация, богатая и влиятельная. Реальные ее доходы, как и статьи, по которым осуществляются расходы, широкой публике и даже заинтересованным лицам не известны.

По косвенным признакам можно сделать вывод, что они исчисляются триллионами рублей. Это следует из того, что необлагаемые налогом на прибыль доходы церкви (проведение церемоний и обрядов, пожертвования, поступления от реализации религиозной литературы) по данным двухлетней давности, находящимся в открытом доступе, составили 5,6 млрд рублей.

Церковь в Российской Федерации отделена от государства, но она получает от государства финансовую поддержку на культурные программы, проекты, связанные с реставрацией исторических памятников, функционирование больниц при епархиях и создание Благотворительных фондов.

Из чего складывается доход священника

Сумма средств, которые зарабатывает батюшка, - величина совокупная. Она состоит из фиксированного дохода, который получает священник исходя из плановых поступлений в бюджет храма за счет оплаты услуг венчания, крещения и пр.

Церковные приходы часто занимаются коммерческой деятельностью, имеют собственные производства, доходы от которой также пополняют церковную казну и влияют на размер дохода священника.

Монастырские куличи и хлеб, продаваемые прихожанам храма, - это одна из статей доходов

В храмах, где есть состоятельные прихожане, существенную часть прибыли составляют их пожертвования.

Есть у церкви и обязательные расходы, которые уменьшают общую сумму - ремонт или восстановление церкви, содержание воскресных школ, домов престарелых, пожертвования идут на оказание материальной помощи малоимущим гражданам.

Патриаршее служение в Храме Христа Спасителя в Москве

Два священника, служащие в разных церквах, будут получать доход, значительно отличающийся друг от друга в зависимости от:

  • наличия или отсутствия дополнительных источников прибыли;
  • размеров необходимых плат на нужды прихода;
  • местоположения храма;
  • числа прихожан;
  • количества обеспеченных прихожан и попечителей.

Не секрет: любой священник мечтает о приходе в центре крупного города, где нет конкурирующих храмов и куда стекается вся паства.

Где учат на священников

Чтобы стать священником, нужно получить высшее специальное образование. Его дают православный университет, духовная семинария либо академия. Наиболее престижные из них - Российский православный университет, Духовная семинария в Москве, столичная Троице-Сергиевская академия, Духовная академия в Северной столице. Полный курс обучения - пять лет.

Поступая в семинарию, нужно успешно сдать экзамен по Закону Божьему. Основными предметами являются педагогика пастыря, история церкви, богословие, история русской церкви, Ветхий Завет, Новый Завет, библеистика, сектоведение. Чтобы приравнять полученный диплом к степени бакалавра, в программу добавлены иностранный и русский языки, литература. Основной упор, кроме профильных предметов, делается на изучение психологии.

Чтобы стать священнослужителем, необходимо отвечать следующим требованиям:

  • иметь документ об окончании духовного училища, а затем семинарии или академии;
  • заручиться рекомендацией действующего священника;
  • быть прихожанином;
  • достичь возраста 30 лет;
  • сочетаться браком только один раз.

Для построения успешной карьеры на религиозном поприще важно удачно распределиться из учебного заведения, быть гибким и коммуникабельным в отношениях с властями предержащими, пройти все ступени иерархической лестницы.

Выгодна ли эта профессия?

«Паки, паки… иже херувимы!» Эта профессия не про выгоду! Выбирая стезю служения церкви и людям, каждый должен решить, для чего он это делает. Нет гарантий, что соискатель будет распределен в столичный храм, в приходе которого состоят богатые спонсоры, и он будет получать хорошую зарплату, а в качестве благодарности за услуги - дорогие автомобили. Местом службы может оказаться глухая провинция, где приход будет состоять из десятка малоимущих пенсионеров.

Отец Сергий из провинции на свои средства построил храм

Поэтому если говорить о чистой выгоде, стоит поискать другие виды деятельности, стабильно гарантирующие высокий доход. В эту профессию идут в основном по призванию, по зову сердца. Много среди священников выходцев из среды служителей церкви - это их дети. В духовную семинарию принимают также девушек из семей священников - после окончания они становятся регентами церковных хоров.

На занятиях в Саратовском межъепархиальном женском духовном училище хором руководит выпускница-регент

Величина зарплат священнослужителей в России имеет большой разброс. Размер доходов зависит от многих факторов, которые способны повысить получаемые прибыли или снизить их до уровня минимальной заработной платы.

Расследование РБК: на что живет церковь?

"Благосостояние православной церкви держится не только на немалой помощи государства, щедрости меценатов и пожертвованиях паствы - есть у РПЦ и свой бизнес. Но куда тратится заработанное, по-прежнему секрет

​Половину февраля предстоятель Русской православной церкви (РПЦ) патриарх Кирилл провел в дальних странствиях. Переговоры с папой римским на Кубе, Чили, Парагвай, Бразилия, высадка на остров Ватерлоо близ антарктического побережья, где российские полярники со станции Беллинсгаузен живут в окружении папуанских пингвинов.

Для путешествия в Латинскую Америку патриарх и примерно сто человек сопровождения пользовались самолетом Ил-96-300 с бортовым номером RA-96018, который эксплуатирует Специальный летный отряд «Россия». Это авиапредприятие подчиняется управлению делами президента и обслуживает первых лиц государства (о стоимости и обстоятельствах путешествия в Антарктиду).

Власти предоставляют главе РПЦ не только авиатранспорт: указ о выделении патриарху госохраны стал одним из первых решений президента Владимира Путина. Три из четырех резиденций - в Чистом переулке Москвы, Даниловом монастыре и Переделкино - предоставлены церкви государством.

Однако одной помощью государства и крупного бизнеса доходные статьи РПЦ не ограничиваются. Церковь и сама научилась зарабатывать.

РБК разбирался, как устроена экономика РПЦ.

Многослойный пирог

«С экономической точки зрения РПЦ представляет собой гигантскую корпорацию, объединяющую под единым названием десятки тысяч самостоятельных или полусамостоятельных агентов. Ими являются каждый приход, монастырь, священник», - писал в своей книге «Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы» социолог Николай Митрохин.

Действительно, в отличие от многих общественных организаций, каждый приход регистрируется как отдельное юрлицо и религиозное НКО. Доходы церкви за проведение обрядов и церемоний не подлежат налогообложению, не облагаются налогом и поступления от продажи религиозной литературы и пожертвования. По итогам каждого года религиозные организации составляют декларацию: согласно последним данным, предоставленным РБК в Федеральной налоговой службе, в 2014 году необлагаемые налогом на прибыль доходы церкви составили 5,6 млрд руб.

Весь годовой доход РПЦ Митрохин оценивал в 2000-х годах приблизительно в $500 млн, сама же церковь о своих деньгах говорит редко и неохотно. На Архиерейском соборе 1997 года патриарх Алексий II докладывал, что основную часть денег РПЦ получила от «управления своими временно свободными средствами, размещения их на депозитных счетах, приобретения государственных краткосрочных облигаций» и других ценных бумаг и от дохода коммерческих предприятий.

Три года спустя архиепископ Климент в интервью журналу «Коммерсантъ-Деньги» в первый и последний раз скажет, из чего складывается церковная экономика: 5% бюджета патриархии - отчисления епархий, 40% - спонсорские пожертвования, 55% приходится на заработок коммерческих предприятий РПЦ.

Сейчас спонсорских пожертвований стало меньше, а отчисления из епархий могут составлять треть или около половины общецерковного бюджета, объясняет протоиерей Всеволод Чаплин, до декабря 2015 года руководивший отделом по взаимоотношениям церкви и общества....

Бюджетные деньги

«Если вас содержит государство, вы с ним тесно связаны, вариантов нет», - размышляет священник Алексей Уминский, настоятель храма Троицы в Хохлах. Нынешняя церковь слишком близко взаимодействует с властью, полагает он. Впрочем, его взгляды не совпадают с мнением руководства патриархии.

По подсчетам РБК, в 2012–2015 годах РПЦ и связанные с ней структуры получили из бюджета и от государственных организаций минимум 14 млрд руб. При этом только в новой версии бюджета на 2016 год предусмотрено 2,6 млрд руб.

В частности, как писал РБК, в 2014–2015 годах организациям РПЦ выделили свыше 1,8 млрд руб. на создание и развитие российских духовно-просветительских центров по федеральной программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России». Еще одна программа, поддерживающая церковь, - «Культура России»: с 2012 года на сохранение объектов религиозного назначения в рамках программы было выделено почти 10,8 млрд руб. Помимо этого, 0,5 млрд руб. в 2012–2015 годах было выделено на реставрацию объектов религиозного значения, рассказал представитель департамента культурного наследия Москвы.

Среди крупных получателей контрактов на сайте госзакупок - церковно-научный центр «Православная энциклопедия» (учредитель - патриархия), издающий одноименный фолиант в 40 томах под редакцией патриарха Кирилла. С 2012 года государственными школами и вузами на приобретение этой книги было потрачено около 250 млн руб. А дочерняя организация «Православной энциклопедии» - фонд «Православная энциклопедия​» - в 2013 году получила 56 млн руб. от Минкультуры - на съемки фильмов «Сергий Радонежский» и «Укус змеи».

В 2015 году Министерство образования из бюджета выделило около 112 млн руб. Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету. Центральная клиническая больница Святителя Алексия при Московской патриархии в 2015 году получила от Министерства здравоохранения 198 млн руб., в новом бюджете для больницы предусмотрено еще около 178 млн руб. В бюджете на 2016 год заложено порядка 1 млрд руб. «Благотворительному фонду по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря РПЦ» - учредителем фонда является сам монастырь.

В дополнение с 2013 по 2015 год православные организации получили 256 млн руб. в рамках президентских грантов. РПЦ не имеет прямого отношения к получателям грантов, просто они «были созданы православными людьми», объясняет протоиерей Чаплин. Хотя напрямую церковь в создании подобных организаций не участвует, случайных людей там нет, уверен Сергей Чапнин, в прошлом редактор «Журнала Московской патриархии».

По тому же принципу, рассказывает он, распределяют деньги в единственной православной грантовой программе «Православная инициатива» (средства выделял «Росатом», сообщили РБК два источника, знакомых с программой; пресс-служба корпорации не ответила на вопрос РБК).

«Православная инициатива» проводится с 2005 года, общий объем финансирования за годы проведения конкурса - почти 568 млн руб. «Я долгое время сидел в экспертной комиссии. Могу сказать, что заявки на гранты, как правило, пишутся неаккуратно - из них непонятно, что люди хотят и могут, - рассказывает Чапнин. - Каждый второй обязательно предлагает делать сайт, не очень хорошо понимая, как делают сайты».

Среди российских предпринимателей, финансово помогающих Русской православной церкви, есть как участники списка Forbes, так и предприниматели средней руки. Поддерживаются совершенно разные проекты - мультфильмы...

Приходы и доходы

Церковная экономика - это жесткая вертикаль, работающая по принципу строгой подчиненности, объясняет священник Алексей Уминский устройство другого канала поступления денег в патриархию.

На последнем Архиерейском соборе патриарх Кирилл объявил, что в России действует 293 епархии и свыше 34,5 тыс. храмов. Церкви отчисляют епархиям определенный процент от полученных пожертвований, объясняет Уминский. Исключения составляют строящиеся и восстанавливаемые храмы - по словам епископа Тихона (Шевкунова), они временно освобождаются от епархиальных взносов (интервью с епископом можно прочитать здесь). Во всех прочих церквях сбор взносов контролирует вышестоящий епископ - он, в свою очередь, отчитывается в патриархии, разъясняют РБК два источника в РПЦ.

Деньги церковного прихода складываются из пожертвований за совершение треб (крещения, венчания, освящение машин, квартир и других предметов) и служб (поминовение, чтение акафистов). Основная часть денег попадает в приходскую казну благодаря необходимым для совершения всех обрядов свечам, объясняет протодиакон Андрей Кураев. У РПЦ по стране «раскиданы» десятки мастерских по литью свечей как из нового материала, так и из собранных во время службы огарков. Стоимость свечки в производстве и в церкви отличается в десятки раз: «изготовить четырехграммовую свечку «соточку», одну из самых ходовых, стоит 25 коп. В церкви за нее дадут до 20 руб.», откровенничает с РБК изготовитель и поставщик церковной утвари.

Ежемесячный доход российских храмов сильно отличается - от 5 тыс. до 3 млн руб., подсчитывает протоиерей Чаплин.

Корреспондент РБК поговорил со священниками почти 30 храмов, из их рассказов схема финансовых отношений «низовых» приходов с епархиями выглядит так: после службы настоятели вскрывают ящики для пожертвований, собранные деньги хранятся у казначея. Приходские настоятели подают в епархии отчетность (копия такого документа от 2013 года, поданного в Московскую епархию, есть в распоряжении РБК). В бумаге указано количество совершенных треб и служб, а также размер взноса, отправляемого приходом в епархию, - в изученном корреспондентом РБК отчете это 20%.

Процент отчислений, по рассказам настоятелей, колеблется от 10 до 50%. Например, приход церкви Троицы в Хохлах в 2014 году перечислил 230 тыс. руб. - при «доходе» около 2 млн руб., рассказал Уминский.

Деньги, объясняли РБК священники, передаются в епархии двумя путями - наличными (на каждую сумму дается приходный ордер) или банковскими переводами.

Ежегодно сумма отчислений растет, жаловались корреспонденту РБК священники областных церквей. «При патриархе Алексии II я перечислял в епархию 10%, сейчас - 27%. Это связано с тем, что после прихода патриарха Кирилла количество епархий увеличили в три раза и нагрузка на приходы сильно выросла», - анонимно жалуется настоятель подмосковной церкви.

В церквях на периферии, где, по определению Митрохина, на крестный ход выходят трое - «батюшка, матушка и их собачка», - даже ничтожный по столичным меркам взнос кажется неподъемным. «У нас приход из пяти человек, в месяц едва набираем 3 тыс. руб. Полторы тысячи рублей - в епархию», - рассказывает настоятель прихода в Ивановской области.

Если священник не в состоянии заплатить взнос, в епархии могут сказать: «Все понимаем. Жалеем. Можем на ваше место взять другого батюшку. На такое предложение никто не соглашается», - рассказывает Дмитрий Свердлов, в прошлом настоятель Петропавловской церкви в Домодедовском районе Подмосковья. В 2011 году Свердлов был наблюдателем на выборах в Госдуму, годом позже высказался в поддержку Pussy Riot, в 2013 году священника «запретили в служении».

«Каждое епархиальное собрание у нас начинается с того, что приходам объявляют: не соберете нужную сумму, настоятеля поменяют. Никого не волнует, исполняет ли священник пастырские обязанности - гораздо важнее, сможет ли он собрать деньги, - делится клирик одной из церквей на юге России. - В год мы собираем до 8 млн руб. пожертвований, платим в епархию 30%, но каждый визит архиерея сопровождается дополнительным сбором денег в конверте».

15% от собранного епархиями перечисляется в патриархию, рассказали пять собеседников РБК в РПЦ. Точный объем перечисленных средств посчитать невозможно, но крупные епархии, а их около тридцати, ежегодно отчисляют патриархии от 10 до 20 млн руб. каждая, отмечает Чаплин.

Финансово-хозяйственное управление патриархии во главе с митрополитом Рязанским и Михайловским Марком не ответило на вопросы РБК.

И в федеральном бюджете «есть закрытые статьи», дело «самой церкви, как им (своим бюджетом. - РБК) распоряжаться», - этими фразами ответил на вопросы для материала пресс-секретарь патриарха священник Александр Волков.

Свечной завод

Доходы коммерческих предприятий также изрядно подпитывают бюджет патриархии, разъясняет протоиерей Чаплин. Главные - «Художественно-производственное предприятие (ХПП) «Софрино» и гостиница «Даниловская».

ХПП выпускает иконы, церковную мебель, гробницы, чаши, свечи восковые (609 руб. за двухкилограммовую упаковку из 500 свечей) и парафиновые (210 руб. за двухкилограммовую упаковку из 500 свечей), обеспечивая этими предметами, по словам нескольких источников РБК в патриархии, до половины российских церквей. В разговоре с РБК священники признавались, что в епархиях им настоятельно советуют заказывать для храмов именно продукцию «Софрино». Торговый дом «Софрино» расположен в самом начале «золотой мили» Москвы, на Пречистенке - перед праздниками и миряне закупают там иконы и подарки.

Софрино» работает в одноименном поселке свыше 40 лет: землю под строительство главного церковного завода по просьбе патриарха Пимена выделил в 1972 году председатель Совмина СССР Алексей Косыгин. С конца 80-х годов бессменным руководителем ХПП стал Евгений Пархаев - он же, по данным СПАРК, руководит принадлежащей патриархии гостиницей «Даниловская». В 2000-х он был совладельцем ЧОП «Софрино» и возглавлял Единую службу заказчика Московской патриархии, которая сейчас участвует в строительстве новых церквей по программе «200 храмов».

Рядом с торговым домом «Софрино» на Пречистенке - один из филиалов группы телекоммуникационных компаний «АСВТ». Фирмой на 10,7% как минимум до 2009 года также владел Пархаев. Соучредитель компании (через ЗАО «Руссдо») - сопредседатель Союза православных женщин Анастасия Оситис, компанией руководит ее дочь Ирина Федулова. Выручка АСВТ за 2014 год - свыше 436,7 млн руб., прибыль - 64 млн руб. Оситис, Федулова и Пархаев не ответили на вопросы для этой статьи.

Пархаев же числился председателем совета директоров и владельцем банка «Софрино» (до 2006 года назывался Олд-банк). ЦБ отозвал лицензию этой финансовой организации в июне 2014 года. Судя по данным СПАРК, владельцы банка - ООО «Алемаж», ООО «Стек-Т», ООО «Элбин-М», ООО «Сиан-М» и ООО «Мекона-М». По данным ЦБ, бенефициаром этих компаний является Дмитрий Малышев, экс-председатель правления банка «Софрино» и представитель Московской патриархии в органах государственной власти.

Сразу после переименования Олд-банка в «Софрино» фирма «Жилищно-строительная компания» (ЖСК), учрежденная Малышевым и партнерами, получила несколько крупных подрядов РПЦ: в 2006 году ЖСК победила в 36 конкурсах, объявленных Минкультуры (ранее - Роскультура) на восстановление храмов. Общий объем контрактов - 60 млн руб.

Биография Пархаева с сайта parhaev.com сообщает следующее: родился 19 июня 1941 года в Москве, работал токарем на заводе «Красный пролетарий», в 1965 году пришел работать в патриархию, участвовал в восстановлении Троице-Сергиевой лавры, пользовался расположением патриарха Пимена. Деятельность Пархаева описывается не без живописных деталей: «Евгений Алексеевич обеспечивал стройку всем необходимым, <…> решал все проблемы, и на строительную площадку шли машины с песком, кирпичом, цементом, металлом».

Энергии Пархаева, продолжает неизвестный биограф, хватает и на то, чтобы руководить, по благословению патриарха, гостиницей «Даниловская»: «Это современная и удобная гостиница, в конференц-зале которой проводятся поместные соборы, религиозные и миротворческие конференции, концерты. Гостинице был нужен именно такой руководитель: опытный и целеустремленный».

Суточная стоимость одноместного номера «Даниловской» с завтраком в будние дни - 6300 руб., апартаментов - 13 тыс. руб., в числе услуг - сауна, бар, прокат машин и организация праздников. Доход «Даниловской» в 2013 году – 137,4 млн руб., в 2014-м - 112 млн руб.

Пархаев - человек из команды Алексия II, который сумел доказать свою незаменимость патриарху Кириллу, уверен собеседник РБК в компании-производителе церковной продукции. Бессменный руководитель «Софрино» пользуется привилегиями, которых лишены даже видные священники, подтверждает источник РБК в одной из крупных епархий. В 2012 году в интернет попали фотографии с юбилея Пархаева - праздник с помпой отметили в зале церковных соборов храма Христа Спасителя. После этого гости юбиляра на теплоходе отправились на дачу Пархаева в Подмосковье. На фотографиях, подлинность которых никто не оспаривал, - внушительный коттедж, теннисный корт и пристань с катерами.

От кладбищ до футболок

В сферу интересов РПЦ входят лекарства, ювелирные украшения, сдача конференц-залов в аренду, писали «Ведомости», а также сельское хозяйство и рынок ритуальных услуг. Согласно базе СПАРК, патриархия является совладельцем ЗАО «Православная ритуальная служба»: сейчас компания закрыта, однако действует учрежденная ей «дочка» - ОАО «Ритуальная православная служба» (выручка за 2014 год - 58,4 млн руб.).

Екатеринбургская епархия владела крупным гранитным карьером «Гранит» и компанией по обеспечению безопасности «Держава», Вологодская епархия имела завод железобетонных изделий и конструкций. Кемеровская епархия является 100-процентным владельцем ООО «Кузбасская инвестиционно-строительная компания», совладельцем «Новокузнецкого компьютерного центра» и агентства «Европа медиа Кузбасс».

В Даниловском монастыре Москвы расположены несколько торговых точек: монастырская лавка и магазин «Даниловский сувенир». Купить можно церковную утварь, кожаные бумажники, футболки с православными принтами, православную литературу. Финансовые показатели монастырь не раскрывает. На территории Сретенского монастыря есть магазин «Сретение» и кафе «Несвятые святые», получившее название в честь одноименной книги настоятеля, епископа Тихона (Шевкунова). Кафе, по словам епископа, «денег не приносит». Основной источник доходов монастыря - издательство. Монастырю же принадлежат земли в сельхозкооперативе «Воскресение» (бывший колхоз «Восход»; основная деятельность - выращивание зерновых и бобовых культур, животноводство). Выручка за 2014 год - 52,3 млн руб., прибыль - около 14 млн руб.

Наконец, с 2012 года структурам РПЦ принадлежит здание гостиницы «Университетская» на юго-западе Москвы. Стоимость стандартного одноместного номера - 3 тыс. руб. В этой гостинице расположен паломнический центр РПЦ. «В «Университетской» есть большой зал, можно проводить конференции, расселять людей, которые приезжают на мероприятия. Гостиница, конечно, дешевая, там селится совсем простой народ, очень редко - епископы», - рассказал РБК Чаплин.

Церковная касса

Протоиерей Чаплин не смог воплотить в жизнь свою давнюю идею - банковскую систему, исключающую ростовщический процент. Пока православный банкинг существует только на словах, патриархия пользуется услугами самых обычных банков.

До последнего времени у церкви были счета в трех организациях - Эргобанке, Внешпромбанке и банке «Пересвет» (последним структуры РПЦ еще и владеют). Зарплаты сотрудников синодального отдела патриархии, по данным источника РБК в РПЦ, переводились на счета в Сбербанке и Промсвязьбанке (пресс-службы банков не ответили на запрос РБК; источник, близкий к Промсвязьбанку, сообщил, что в банке, в том числе, держат средства церковные приходы).

В Эргобанке обслуживались более 60 православных организаций и 18 епархий, включая Троице-Сергиеву лавру и Подворье патриарха Московского и всея Руси. В январе у банка отозвали лицензию из-за обнаруженной в его балансе «дыры».

Церковь согласилась открыть счета в Эргобанке из-за одного из его акционеров - Валерия Мешалкина (около 20%), объясняет собеседник РБК в патриархии. «Мешалкин - церковный человек, православный бизнесмен, много помогавший храмам. Считалось, что это гарантия, что с банком ничего не случится», - описывает источник.

Валерий Мешалкин - владелец строительно-монтажной компании «Энергомашкапитал», член попечительского совета Троице-Сергиевой лавры, автор книги «Влияние святой горы Афон на монашеские традиции Восточной Европы». Мешалкин не ответил на вопросы РБК. Как сообщил источник РБК в Эргобанке, деньги со счетов структуры РПЦ успели вывести до отзыва лицензии.

В оказавшемся не менее проблемным Внешпромбанке «зависли» 1,5 млрд руб. РПЦ, рассказали РБК источник в банке и подтвердили два собеседника, близких к патриархии. В январе у банка также отозвали лицензию. По словам одного из собеседников РБК, председатель правления банка Лариса Маркус была близка к патриархии и ее руководству, поэтому церковь выбрала этот банк для хранения части своих денег. По данным собеседников РБК, помимо патриархии, средства во Внешпромбанке держали несколько фондов, выполняющих поручения патриарха. Крупнейший - Фонд святых равноапостольных Константина и Елены. Источник РБК в патриархии рассказал, что фонд собирал деньги на помощь пострадавшим в конфликтах в Сирии и Донецке. Информация о сборе средств есть и в интернете.

Учредителями фонда являются уже упоминавшиеся в связи с РПЦ Анастасия Оситис и Ирина Федулова. В прошлом - как минимум до 2008 года - Оситис и Федулова были акционерами Внешпромбанка.

Однако основной банк церкви - московский «Пересвет». На счетах банка по состоянию на 1 декабря 2015 года размещались средства предприятий и организаций (85,8 млрд руб.) и физических лиц (20,2 млрд руб.). Активы на 1 января - 186 млрд руб., из которых больше половины - кредиты компаниям, прибыль банка - 2,5 млрд руб. На счетах некоммерческих организаций - свыше 3,2 млрд руб., следует из отчетности «Пересвета».

Финансово-хозяйственное управление РПЦ владеет 36,5% банка, еще 13,2% у принадлежащей РПЦ компании ООО «Содействие». Среди других владельцев - ООО «Внуково-инвест» (1,7%). Офис этой компании расположен по тому же адресу, что и «Содействия». Сотрудник «Внуково-инвест» не смог объяснить корреспонденту РБК, есть ли связь между его компанией и «Содействием». В офисе «Содействия» телефоны не отвечают.

АКБ «Пересвет» мог бы стоить до 14 млрд руб., а доля РПЦ в размере 49,7%, предположительно, - до 7 млрд руб., посчитал для РБК аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.

Инвестиции и инновации

О том, куда инвестируются средства РПЦ банками, известно не​много. Но точно известно, что РПЦ не чурается венчурных инвестиций.

«Пересвет» вкладывает деньги в инновационные проекты через компанию «Сберинвест», в которой банку принадлежит 18,8%. Финансирование инноваций долевое: 50% денег дают инвесторы «Сберинвеста» (в их числе «Пересвет»), 50% - госкорпорации и фонды. Средства на проекты «Сберинвеста» находили в Российской венчурной компании (пресс-служба РВК отказалась назвать объем средств), фонде «Сколково» (в разработки фонд вложил 5 млн руб., сообщила пресс-секретарь Александра Барщевская) и госкорпорации «Роснано» (на проекты «Сберинвеста» выделено $50 млн, рассказал сотрудник пресс-службы).

В пресс-службе госкорпорации РБК пояснили: для финансирования совместных со «Сберинвестом» проектов в 2012 году был создан международный фонд «Наноэнерго». По $50 млн в фонд вложили «Роснано» и «Пересвет».

В 2015 году «Фонд Роснано Капитал С.А.» - дочерняя компания «Роснано» - обратилась в Окружной суд Никосии (Кипр) с требованием признать банк «Пересвет» соответчиком по делу о нарушении того самого инвестиционного соглашения. В исковом заявлении (есть в распоряжении РБК) говорится, что банк в нарушение процедур перевел «$90 млн со счетов «Наноэнерго» на счета российских компаний, аффилированных со «Сберинвестом». Счета этих компаний были открыты в «Пересвете».

Суд признал «Пересвет» одним из соответчиков. Представители «Сберинвеста» и «Роснано» подтвердили РБК наличие тяжбы.

«Это все ерунда какая-то, - не унывает в беседе с РБК член совета директоров «Сберинвеста» Олег Дьяченко. - С «Роснано» у нас неплохие энергетические проекты, все идет, все движется - полностью вышел на рынок завод композитных труб, на очень высоком уровне диоксид кремния, перерабатываем рис, получаем тепло, вышли на экспортную позицию». В ответ на вопрос, куда ушли деньги, топ-менеджер смеется: «Вы же видите, я на свободе. Значит, деньги не пропали». Дьяченко верит, что дело будет закрыто.

В пресс-службе «Пересвета» не ответили на неоднократные запросы РБК. Так же поступил председатель правления банка Александр Швец.

Доходы и расходы

«С советских времен церковная экономика непрозрачна, - объясняет настоятель Алексей Уминский, - строится по принципу дома быта: прихожане отдают деньги за какую-то услугу, а как они распределяются, никого не интересует. И сами приходские священники точно не знают, на что идут собранные ими деньги».

Действительно, подсчитать церковные расходы невозможно: РПЦ не объявляет тендеры и не фигурирует на сайте госзакупок. В хозяйственной деятельности церковь, утверждает игуменья Ксения (Чернега), «подрядчиков не нанимает», справляясь собственными силами - продукты поставляют монастыри, свечи плавят мастерские. Многослойный пирог делится внутри РПЦ.

«На что тратит церковь?» - переспрашивает игуменья и отвечает: «Содержатся духовные семинарии по всей России, это достаточно большая доля расходов». Еще церковь оказывает благотворительную помощь сиротским и иным социальным учреждениям; все синодальные отделы финансируются из общецерковного бюджета, добавляет она.

Патриархия не предоставила РБК данные о расходных статьях своего бюджета. В 2006 году в журнале «Фома» Наталья Дерюжкина, на тот момент бухгалтер патриархии, оценивала затраты на содержание Московской и Санкт-Петербургской духовной семинарий в 60 млн руб. в год.

Подобные расходы актуальны до сих пор, подтверждает протоиерей Чаплин. Еще, уточняет священник, нужно платить зарплату светскому персоналу патриархии. В общей сложности это 200 человек со средней зарплатой в 40 тыс. руб. в месяц, утверждает источник РБК в патриархии.

Эти траты ничтожны на фоне ежегодных отчислений епархий в Москву. Что же происходит со всеми остальными деньгами?

Спустя несколько дней после скандальной отставки протоиерей Чаплин завел аккаунт в Facebook, где написал: «Понимая все что угодно, считаю сокрытие доходов и особенно расходов центрального церковного бюджета совершенно безнравственным. Ни малейшего христианского оправдания такому сокрытию не может быть в принципе».

Нет никакой необходимости раскрывать статьи расходов РПЦ, поскольку абсолютно понятно, на что церковь тратит деньги - на церковные нужды, упрекнул корреспондента РБК председатель синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда".

Вам также будет интересно:

Маточные трубы, они же фаллопиевы
Женский организм полон тайн. Он подвергается ежемесячным циклическим изменениям. Этого...
Прокуратура Башкортостана: «Преподавание башкирского языка вопреки согласию родителей не допускается Из истории вопроса
Прокуратура Башкирии в результате многочисленных проверок признала вопрос обязательного...
Что мы знаем о Дагестанской кухне?
Любые орехи — один из лучших ингредиентов вкусных десертов. Предлагаем начать с грецких и...
Монгольское завоевание и его влияние на историю России
Рождение Монгольской империи . В начале XIII в. на Русь стали доходить смутные слухи о...