Сайт о холестерине. Болезни. Атеросклероз. Ожирение. Препараты. Питание

Территория фрг.  Германия. Территория Германии: площадь и географическое положение

Презентация к уроку физики Электрические явления в природе презентация к уроку физики (9 класс) на тему Просмотр содержимого презентации «Природные электрические явления»

Салат из говядины отварной

Как приготовить бисквитный торт с фруктами Бисквит с кусочками фруктов

Как испечь немецкий штрудель?

Запеканка в мультиварке творожная с манкой

Замы Министра обороны РФ: имена, звания, достижения Кто руководит и управляет вс рф

Классический рецепт селедки под шубой В форме рыбы

Морской салат — лучшие рецепты

Формы оплаты труда в строительстве Систему оплаты труда в строительно монтажной организации

Нормы на обработку документов

Применение димексида - назначается при многих болезнях

Как лечить повышенный билирубин

Суп-харчо - классический рецепт с тклапи, рисом и тертыми орехами

Очень вкусные рецепты: с томатным соусом, с рисом, в сливочном соусе и как в детском саду

Гигиена — наука о здоровье о создании условий. Гигиенические нормы урока физической культуры Индивид – это

Гигиена здоровья человека

Гигиена - наука о здоровье, о создании условий, благоприятных для сохранения человеком здоровья, о правильной организации труда и отдыха, о предупреждении болезней. Её целью является изучение влияния условий жизни и труда на здоровье людей, предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования человека, сохранение его здоровья и долголетия. Гигиена является основой профилактики заболеваний.

Основные задачи гигиены - изучение влияния внешней среды на состояние здоровья и работоспособность людей; научное обоснование и разработка гигиенических норм, правил и мероприятий по оздоровлению внешней среды и устранению вредно действующих факторов; научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий по повышению сопротивляемости организма к возможным вредным влияниям окружающей среды в целях улучшения здоровья и физического развития, повышения работоспособности.

Здоровье - состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов, как это распространено в общественном сознании. Частное значение здоровья, с точки зрения психофизиологии, может отражать уровень физической и умственной работоспособно при осуществлении различных видов труда.

Личная гигиена.

Защита от болезней и ранений требует от человека овладения многими простыми приемами, которые называются личной (персональной) гигиеной. Выработка иммунитета защитит вас от ряда очень серьезных заболеваний, которым вы можете подвергнуться, - оспа, брюшной тиф, дифтерия, холера, чума, желтая (тропическая) лихорадка. Это не избавит вас от наиболее распространенных заболеваний, таких как дизентерия, простуда, малярия. Руководствуясь следующими советами, вы как можно дольше останетесь на ногах:

1) Чистота тела - это первая защита от болезнетворных микробов. Идеальным было бы принятие ежедневного душа с горячей водой и мылом. Если это невозможно, содержите руки чистыми, чистите ваши ногти, губкой обтирайте лицо, подмышки, промежность и ноги, по крайней мере один раз в день. 2) Содержите по возможности чистыми и сухими одежду, особенно нижнее белье и

носки. Если стирка невозможна, вытряхивайте одежду, сушите и проветривайте ее регулярно.

3) Если это возможно, пользуйтесь каждый день зубной пастой. Мыло, пищевая соль или сода могут с успехом заменить зубную пасту, а маленькая зеленая веточка, хорошо разжеванная с одной стороны, послужит вам в качестве зубной щетки. Другой метод - чистка зубов чистым пальцем. Этот метод массирует также десны. После еды полощите рот питьевой водой, если она есть в вашем расположении.

Гигиена питания.

Остерегайтесь желудочно-кишечных заболеваний и расстройств. Не грызите ногти, не принимайте пищу грязными руками (как минимум, тщательно обтирайте руки перед едой чистой сухой травой или листьями). Не пейте грязную воду (ее надо прокипятить или обработать специальными таблетками, а затем профильтровать). Предохраняйте пищу и воду от мух и прочих насекомых, своевременно удаляйте пищевые отбросы и отходы. Избегайте употреблять в пищу необработанные и недоброкачественные продукты (недостаточно проваренные, прожаренные,немытые горячей водой, подгнившие, покрытые плесенью, забродившие, протухшие и т.д.). Пищевое отравление, дизентерия в полевых условиях означают срыв боевого задания и, вполне вероятно, гибель человека.

Обезопасьте себя от кишечных заболеваний:

1) Наиболее распространенными и опасными заболеваниями являются понос, пищевое отравление и другие кишечные расстройства. Их причиной могут стать зараженные пища, вода или другие напитки. Чтобы защитить себя от этих болезней, необходимо:

Сохранять тело, особенно руки, в чистоте. Не грызть ногти. Не есть

Перед употреблением воды развести в ней обеззараживающую

таблетку или прокипятить 1 минуту;

Мыть и снимать кожуру со всех фруктов;

Перед приготовлением не хранить долго продукты;

Стерилизовать кухонные предметы, желательно в кипяченой воде;

Предохранять пищу и воду от мух и других насекомых. Содержите ваш

дом в чистоте;

Следите строго за своевременным удалением отбросов и отходов.

2) Если у вас понос или рвота, не употребляйте тяжелую пищу, пока не появятся симптомы улучшения вашего состояния. Употребляйте питье, в частности питьевую воду, маленькими порциями и часто, через равные промежутки времени. Даже если вам стало лучше, попытайтесь избежать употребления тяжелой пищи. Не солите пищу слишком обильно.

Гигиена здоровья.

Оберегайте себя от сердечной недостаточности

В местностях с жарким климатом загорайте осторожно, частично выставляя свое тело солнцу. Сильное напряжение под горячим солнцем может стать причиной сердечного удара. Сердечную слабость можно предупредить дополнительным употреблением питьевой воды и соли, чтобы возместить то, что уходит при потении.

Защищайте себя от простудных заболеваний

1) В зонах с очень холодным климатом сохраняйте тело в тепле всеми возможным средствами. Особенно заботьтесь о ногах, руках и оголенных частях тела. Следите, чтобы носки были сухими, для утепления используйте тряпки, бумагу, мох, траву, листья, из которых всегда можно сделать хорошее укрытие.

2) Обморожение - постоянная опасность для любого, кто подвергается воздействию температуры ниже точки замерзания воды. Для обработки обмороженных мест найдите быстрее теплое место (с нормальной комнатной температурой) и немедленно погрузите их в горячую воду или подвергайте эти места обработке горячим воздухом. Не массажируйте и не прикладывайте лед к обмороженным участкам тела.

Заботьтесь о своих ногах

1) Грязные или потные носки могут навредить вашим ногам. Если у вас нет чистых пар, стирайте чаще те, что надеваете. Если же имеется чистая пара, кладите выстиранную поверх одежды за спиной. Они высохнут быстрее. По возможности надевайте шерстяные носки, они лучше впитывают пот. Носки могут быть заморожены, затем их следует отбить, чтобы очистить от грязи.

2) Волдыри представляют опасность, поскольку с них может начаться инфекция, которая может помешать вашему передвижению, или вообще, при дальнейшем ухудшении вашего положения, стать причиной смерти. Если обувь подходит вам хорошо, после каждого перехода очищайте ее от земли, чаще меняйте носки, используйте пудру для ног, массажируйте или спокойно растирайте свои ноги и у вас будет меньше забот относительно волдырей. Если же появился волдырь - не вскрывайте его, а наложите на него мягкую прокладку, чтобы меньше натирать это место.

Гигиена одежды и обуви.

За обувью всегда нужно тщательно следить, особенно при действиях в сырых климатических условиях и зимой. Обувь нужно чаще сушить, соблюдая осторожность, так как при быстрой сушке (на огне костра, у горячей печки) она может испортиться, равно как и при оставлении мокрой обуви на морозе. Хорошим способом сушки является заполнение обуви нагретой (так, чтобы не обжигало) галькой, песком, мелкими камешками. Обувь можно набить бумагой, сухим сеном или мхом - это способствует сушке и препятствует деформации. Допустимо в крайнем случае надевание сырых сапог (ботинок) на сухие носки и портянки, но не наоборот.

Регулярно смазывайте обувь тонким слоем сапожного крема. Сапожный крем можно заменить несоленым салом, дегтем, жиром водоплавающих птиц (рыбы), сырым мылом, растительным маслом. Для получения дегтя нужно нагревать бересту в банке на огне до тех пор, пока не отгонится темная жидкость.

При переноске грузов правильно заполняйте рюкзак (ранец): мелкие предметы нужно укладывать к спине, твердые и тяжелые - в нижней половине ранца. Лямки ранца подгоняйте по росту так, чтобы его нижний край (прикрепленный груз) прилегал к крестцу. Подогнанный таким образом ранец не бьет по спине и не слишком оттягивает плечи. При тяжелом грузе (более 20 кг) необходимо позаботиться о мягких прокладках под наплечные ремни (из поролона, войлока, мха и т.д.).

Зимой нужно особенно тщательно следить за исправностью одежды, содержать ее сухой и оберегать от прожигания. Наиболее частой причиной увлажнения одежды является сильное потоотделение. При его появлении снимите лишнюю одежду (обязательно сохранив верхний ветрозащитный слой), уменьшите физическую нагрузку, если есть возможность. Обмундирование при длительных действиях, особенно в холодных климатических условиях, следует просушивать, вывешивая в верхней части убежища, предварительно вытряхнув. При невозможности выстирать необходимо белье и одежду вытрясти, а затем повесить на 1,5-2 часа на открытом воздухе. Чтобы в метель (пургу) к обмундированию не прилипал снег и оно не намокало, рекомендуется поверх одевать халаты, накидки, изготовленные из парашютной ткани. Этим же обеспечивается маскировка.

Помните, что:

    плотно прилегающая одежда уменьшает зону неподвижного воздуха вокруг тела и препятствует свободному кровообращению;

    потение опасно, поскольку оно понижает изоляционную способность одежды, насыщая воздух влагой. Когда влага испаряется, тело охлаждается. Предупреждайте перегревание, снимая часть одежды и расстегивая ее у шеи, запястий и на груди;

    руки и ноги охлаждаются быстрее, чем другие части тела, и на них

следует обращать большее внимание. Закрывайте руки, насколько это

возможно. Руки можно согреть под мышками, на внутренней части бедра

или на груди. Так как ноги быстро потеют, согревать их трудно. Лучше

носить обувь большего размера, чтобы можно было надеть не менее двух

портянок (носка). Теплый двойной носок можно сделать,

если положить между парой носков сухую траву, мох, целлофановый

пакет или птичьи перья;

    самые большие теплопотери происходят в районе головы. Никогда не

забывайте о хорошем головном уборе.

В субтропиках, а также в средней полосе на болотах и в лесу жарким летом человек подвергается нападению полчищ насекомых (комаров, оводов, слепней, мух, ос, шершней, мошкары и т.д.). Поэтому он должен иметь:

    одежду такой прочности, чтобы она не рвалась во время движения сквозь густые заросли кустарника и подлеска;

    сетку и перчатки для защиты от насекомых;

    рукава и брючины, достаточно свободные для заправки их в перчатки и в носки;

    Сетка-накомарник должна быть светлой, т.к. комары и многие другие

насекомые боятся светлого цвета. Темные тона их привлекают.

Тема урока: «Науки о человеке. Здоровье и его охрана».
Цель:
Формирование представлений о науках, занимающихся изучением организма человека

Задачи:

Продолжить изучение истории биологии, раскрыть роль наук: анатомии, физиологии, гигиены и психологии для сохранения, укрепления здоровья и самовоспитания. Продолжить углубление знаний о единстве всего живого на Земле.

Развивать логическое мышление и творческие способности учащихся. Продолжить развитие навыков устной речи, умение сравнивать.

Способствовать формированию познавательного отношения к поддержанию, укреплению и развитию психического и физического здоровья, формировать понятие здоровый образ жизни.

Планируемые результаты:

Предметные:

Устанавливать соответствие между науками, изучающими человека, и направлениями их работы. Называть методы изучения организма человека. Различать теоретическую и практическую медицину.

Метапредметные:

Познавательные УУД. Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, составлять план параграфа и оформлять конспект урока в тетради.

Регулятивные УУД. умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения.

Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, работать в составе творческих групп

Личностные:

Познавательный интерес к биологии. Понимание важности научных исследований для развития науки. Профориентация.

Тип урока: формирование новых знаний.

Формы и методы обучения:

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации; дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Основные термины и понятия: анатомия, физиология, гигиена, цитология, гистология, антропология.

Оборудование и материалы: презентация к уроку

Образовательные ресурсы:

Основные:

Электронное приложение: «Науки об организме человека» (1).

Рабочая тетрадь.

Интернет-ресурсы:

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Науки, изучающие человека. - Режим доступа: school-collection.edu.ru/

biodan.narod.ru - интересные факты из области биологии.

Ход урока:

Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности детей к уроку, проверка отсутствующих.

Знакомство с учебником, основными компонентами комплекта.

Актуализация знаний.

Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала.

Почему в курсе биологии организм человека мы изучаем после зоологии?

Используется прием «Ассоциация».

2.Что приходит вам в голову, при слове здоровье? Запишите 5 слов или фраз.

Формулировка понятия. Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия. (ВОЗ)

Для чего необходимо изучение строения организма человека? Что необходимо для того, чтобы как можно дольше сохранить здоровье и работоспособность? (Для того, чтобы узнать, какие процессы и каким образом происходят внутри нас: как работает сердце, что ему необходимо для работы: что нужно делать для того, чтобы сохранить здоровье.)

Верно, для того чтобы решить эти проблемы, необходимо знать, как устроен организм человека, как он функционирует, что для него полезно, а что вредно.

Ребята пытаются озвучить тему и цели урока. Если возникаю трудности, озвучиваю тему и цель урока. Уточняю понимание учащимися поставленных целей урока.

Важнейшее место среди наук, изучающих человека, занимают анатомия, физиология и психология.

С помощью учебника и ресурсов интернет найти определения и запишите в тетрадь.

Гигиена человека – наука о создании условий, благоприятных для сохранения здоровья человека, о правильной организации труда и отдыха, о предупреждении болезней.

Анатомия человека (гр.анатоме - рассечение) - наука о строении, форме человеческого организма, его органов.

Физиология человека (гр. физис – природа + гр. логос - учение) – наука о процессах жизнедеятельности и механизмах их регулирования в клетках, тканях, органах, системах органов и целостном организме.

Психология (гр. психо – душа + гр. логос - учение) - наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности.

Эмбриология человека (гр. эмбрион – зародыш + гр. логос - учение) – наука, изучающая внутриутробное развитие человеческого организма.

Антропология (гр. антропос – человек + гр. логос - учение) – наука, исследующая происхождение и эволюцию человека как особого социобиологического вида.

Экология человека (гр. ойкос – дом, жилище + гр. логос - наука) – комплексная наука, изучающая взаимоотношения человека и человечества в целом с окружающей природной и социальной средой.

Цитология (гр. китос - сосуд) – наука, изучающая строение, химический состав, функции, индивидуальное развитие и эволюцию клеток живого.

Генетика (гр. генезис - происхождение) – наука, изучающая механизмы закономерности наследственности и изменчивости организмов, методы управления этими процессами.

Заполнить таблицу задание 4 стр. 5 рабочая тетрадь

Закрепление

Биологический диктант

«Анатомия, физиология, психология и гигиена человека»

«Анатомэ» - это ……………. .

Строение человеческого тела и его органов изучает ………….. .

Анатомия изучает не только внутреннее строение человека, но и ………………. .

Анатомические названия для всех стран даются на национальном и …………………. языках.

Наука, изучающая функции человеческого организма и его органов – это …………………. .

«Физис» - это ………………… .

Наука, изучающая общие закономерности психических процессов и индивидуально-личностные свойства человека – это ………….. .

«Психо» - это ……………….. .

Методы психологии: …………….., ………………, ……………… .

Субъективный метод исследования – это ………………. .

Отрасль медицины, изучающая влияние природной среды, труда и быта на организм человека с целью разработки мероприятий по охране здоровья людей – это …………………. .

Гигиена использует наблюдение, измерение, эксперимент, а также ………………. и ……………….. .

Наблюдения, позволяющие определить, как человек приспосабливается к тем или иным факторам среды – это …………….. .

Наблюдения, выявляющие причины заболеваний, общих для многих людей – это ………………… .

1)рассечение; 2)анатомия человека; 3)внешнее; 4)латинском; 5)физиология человека; 6)природа; 7)психология; 8)душа; 9)наблюдение, эксперимент, измерение; 10)самонаблюдение; 11)гигиена; 12)моделирование, статистику; 13)физиологические; 14)клинические.

Д.з. параграф 1. Решить кроссворд задание7 стр.7 рабочая тетрадь

Гигиена - наука о здоровье, о создании условий, благоприятных для сохранения человеком здоровья, о правильной организации труда и отдыха, о предупреждении болезней. Её целью является изучение влияния условий жизни и труда на здоровье людей, предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования человека, сохранение его здоровья и долголетия. Гигиена является основой профилактики заболеваний.

Основные задачи гигиены - изучение влияния внешней среды на состояние здоровья и работоспособность людей; научное обоснование и разработка гигиенических норм, правил и мероприятий по оздоровлению внешней среды и устранению вредно действующих факторов, научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий по повышению сопротивляемости организма к возможным вредным влияниям окружающей среды в целях улучшения здоровья и физического развития, повышения работоспособности.

Личная гигиена включает в себя: рациональный суточный режим, уход за телом и полостью рта, гигиену одежды и обуви, отказ от вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков и т.д.). Знание правил личной гигиены необходимо каждому человеку, так, как строгое их соблюдение способствует укреплению здоровья, повышению умственной и физической работоспособности и служит залогом высоких достижений в любом виде деятельности.

Уход за телом. Гигиена тела содействует правильной жизнедеятельности организма, способствует улучшению обмена веществ, кровообращения, пищеварения, дыхания, развитию физических и умственных способностей человека. От состояния кожного покрова зависит здоровье человека, его работоспособность, сопротивляемость различным заболеваниям.

Кожа представляет собой сложный и важный орган человеческого тела, выполняющий многие функции: защиту внутренней среды организма, выделение из организма продуктов обмена веществ, теплорегуляцию и др. В коже находится большое количество нервных окончаний, и поэтому она обеспечивает постоянную информацию организма о всех действующих на тело раздражителях. Подсчитано, что на 1,см 2 поверхности тела приходится около100 болевых, 12--15 холодовых, 1--2 тепловых и около 25 точек, воспринимающих атмосферное давление!

Все эти функции выполняются в полном объеме только здоровой, крепкой, чистой кожей. Загрязненность кожи, кожные заболевания ослабляют ее деятельность, что отрицательно отражается на состоянии здоровья человека.

Основа ухода за кожей -- регулярное мытье тела горячей водой с мылом и мочалкой. Оно проводится не реже одного раза в 4--5 дней в душе, ванне или бане. Менять нательное белье после этого обязательно. Уход за кожей рук требует особого внимания, так как на нее могут попасть патогенные микробы и яйца гельминтов, которые затем будут перенесены на продукты питания и посуду. Особенно много микробов (около 95%), находящихся на коже кистей, скапливается под ногтями. После туалета, выполнения различных работ и перед едой необходимо мыть руки с мылом.

Систематического ухода требуют и ноги. Занятия босиком, потливость способствуют появлению потертостей, местных воспалительных процессов и мозолей. Вот почему нужно ежедневно мыть ноги с мылом, чаще менять носки. Сухие мозоли следует своевременно удалять с помощью пемзы, мозольного пластыря.

Уход за волосами предусматривает своевременную стрижку и мытье. Недопустимо использовать для мытья волос хозяйственное мыло либо синтетические моющие средства, предназначенные для стирки белья. Рекомендуется пользоваться туалетным мылом или шампунем. При появлении перхоти жирные волосы 1--2 раза в месяц можно мыть лечебными шампунями.

Систематический уход за полостью рта и зубами -- одно из обязательных гигиенических требований. Через полость рта и из-за испорченных зубов проникают в организм болезнетворные микроорганизмы. Утром, перед сном и после каждого приема пищи необходимо в течение 2--3 мин тщательно чистить зубы пастой, как с наружной, так и с внутренней стороны. Зубную щетку нужно направлять от десен к зубам, а не наоборот и только вертикально. Во время еды желательно избегать быстрого чередования горячих и холодных блюд. При появлении зубной боли необходимо немедленно обращаться к специалисту. Два раза в год следует посещать зубного врача для профилактического осмотра.

Гигиена одежды и обуви. Одежда предохраняет организм от неблагоприятных воздействий внешней среды, механических повреждений и загрязнений. С гигиенической точки зрения она должна помогать приспосабливаться к различным условиям внешней среды, способствовать созданию необходимого микроклимата, быть легкой и удобной. Важное значение имеют теплозащитные свойства одежды, а также ее воздухопроницаемость, гигроскопичность и другие качества.

Спортивная одежда должна отвечать требованиям, предъявляемым спецификой занятий и правилами соревнований различных видов спорта. Она должна быть по возможности легкой и не стеснять движений. Как правило, спортивная одежда изготавливается из эластичных тканей с высокой воздухопроницаемостью, хорошо впитывающих пот и способствующих его быстрому испарению.

При занятиях на улице летом форма может состоять из майки, шортов, а также хлопчатобумажного или шерстяного трикотажного костюма. Во время занятий зимой на улице используется спортивная одежда с высокими теплозащитными и ветрозащитными свойствами. Обычно это хлопчатобумажное белье, шерстяной костюм или свитер с брюками, шапочка. При сильном ветре сверху надевается ветрозащитная куртка. Различные виды спортивной одежды из синтетических тканей рекомендуется применять лишь для защиты от ветра, дождя, снега и т. п. Негигиенично пользоваться спортивной одеждой в повседневной жизни. Обувь должна быть легкой, эластичной и хорошо вентилируемой. Необходимо, чтобы ее теплозащитные и водоупорные свойства соответствовали погодным условиям. Лучше всего этим требованиям отвечает обувь из натуральной кожи, имеющая малую теплопроводность, хорошую эластичность и прочность, а также обладающая способностью сохранять форму после намокания.

Гигиеническое значение движение воздуха. Гигиеническое значение движение воздуха. Подвижность воздуха возникает вследствие разницы температур на различных участках поверхности Земли. В гигиенической практике движение воздуха рассматривается с двух позиций: направление и скорость движения воздуха.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Общая гигиена


Оглавление


Введение

Актуальность работы . Гигиена - наука о здоровье, о создании условий, благоприятных для сохранения человеком здоровья, о правильной организации труда и отдыха, о предупреждении болезней. Ее целью является изучение влияния условий жизни и труда на здоровье людей, предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования человека, сохранение его здоровья и долголетия. Гигиена является основой профилактики заболеваний.

Основные задачи гигиены - изучение влияния внешней среды на состояние здоровья и работоспособность людей; научное обоснование и разработка гигиенических норм, правил и мероприятий по оздоровлению внешней среды и устранению вредно действующих факторов; научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий по повышению сопротивляемости организма к возможным вредным влияниям окружающей среды в целях улучшения здоровья и физического развития, повышения работоспособности.

Гигиена на современном этапе представляет собой широко дифференцированную науку. Впервые возникнув как общая гигиена, в дальнейшем, по мере расширения изучаемых проблем и объектов внешней среды, стали самостоятельно развиваться такие дисциплины, как гигиена труда, гигиена питания, коммунальная гигиена, гигиена детей и подростков и др.

Цель и задачи работы : изучение основных аспектов общей гигиены.


1. Гигиеническое значение движение воздуха. Влияние его на терморегуляцию человека.

Подвижность воздуха возникает вследствие разницы температур на различных участках поверхности Земли. В гигиенической практике движение воздуха рассматривается с двух позиций: направление и скорость движения воздуха.

Направление ветра определяется стороной света, откуда дует ветер, и обозначается румбами -начальными буквами стран света: С - север, Ю - юг, В - восток, 3 - запад. Кроме четырех главных румбов, существуют промежуточные, находящиеся между ними, и, таким образом, вёсь горизонт делится на восемь румбов: С, СВ, В, ЮВ, Ю, ЮЗ, 3, СЗ. Важно также знать преобладающее, наиболее часто повторяющееся в данной местности направление ветра. Это имеет большое значение при планировке городов, устройстве на их территории больниц, школ и других общественных и жилых объектов, которые следует располагать c наветренной стороны по отношению к промышленным предприятиям, загрязняющим воздух дымом и газами. 1 Графическое изображение частоты (повторяемости) ветров по румбам, наблюдающееся в данной местности в течение года, носит название розы ветров. От центра на линиях румбов делают отметки, соответствующие числу (повторяемости) ветров в данном направлении, концы соединяют прямыми линиями. Скорость движения воздуха измеряется расстоянием в метрах, проходимым массой воздуха в 1 c (иногда в баллах). Ветер дует порывами, по мере увеличения высоты скорость его возрастает из-за отсутствия преград (возвышенности, леса, здания и др.). Сезонные изменения скорости ветра зависят от географических условий Движение воздуха со скоростью до 3 м/с расценивается как легкий ветер, 5-7 м/с - умеренный, 9-12 м/с -сильный, 15-18 м/с - очень сильный, 18-21 м/с - шторм. Движение воздуха является третьим метеорологическим фактором, который действует в комплексе c температурой и влажностью на тепловой обмен человека и может изменить тепловой баланс. Его влияние выражается в увеличении теплопотерь путем конвекции и испарения. B жаркое время года ветер усиливает отдачу тепла, улучшая самочувствие, a в холодное, унося от тела более нагретые слои воздуха, способствует охлаждению организма. Зимой ветер увеличивает опасность отморожений, особенно открытых частей тела. При температуре воздуха - 20-30 °С в тихую погоду мороз переносится легче, чем при -1О-15°С и сильном ветре. Условно принимают, что повышение скорости движении воздуха на 1 м/с равноценно понижению температуры воздуха примерно на 2°. 2

Кроме влияния на теплоотдачу, ветер, раздражая кожные рецепторы, рефлекторно усиливает процессы обмена веществ, повышая теплопродукцию. Если температура воздуха выше температуры тела и он насыщен водяными парами, то движение воздуха не дает охлаждающего эффекта. Сильный ветер мешает дыханию, нарушая его нормальный ритм и увеличивая нагрузку на дыхательную мускулатуру. Этo может вызвать неблагоприятные рефлекторные реакции и отразиться на деятельности сердца и т. п. При встречном ветре необходимо придавать выдыхаемому воздуху скорость, превосходящую силу ветра. При ветре, направленном в спину, возникает препятствие для вдоха вследствие некоторого разряжения, создаваемого в зоне дыхания: человек стремится глубже вдохнуть, чтобы захватить уносимый от него воздух. Умеренный, термически нейтральный ветер оказывает бодрящее, тонизирующее действие, продолжительный и более сильный может вызвать, особенно y больных, страдающих нервными и сердечно-сосудистыми заболеваниями, возбуждение, ухудшить настроение и обострить течение болезни. Сильный ветер действует на психику и своим шумом. Гигиеническое значение ветра состоит в том, что он способствует проветриванию городских улиц, дворов и усилению естественной вентиляции в помещениях. B летнее время наиболее благоприятная скорость ветра 1-4 м/с. Раздражающее действие ветра проявляется при скорости выше 6-7 м/с. В жилых помещениях принято считать нормальным движение воздуха со скоростью 0,2-0,4 м/с; большие скорости вызывают неприятное ощущение сквозняка, a меньшие указывают на недостаточный обмен c наружным воздухом. Неподвижный воздух не оказывает освежающего действия, которое появляется даже при скорости движения меньше 0,1 м/с. Наглядным примером благоприятного влияния потоков воздуха в помещениях c повышенной температурой и значительной влажностью служит эффект, получаемый от применения комнатных вентиляторов.

Скорость движения воздуха оказывает влияние и на распределение вредных веществ в помещении, а также на перенос осевшей пыли.

2. Профилактика вредного воздействия химических веществ на организм человека.

Под вредным понимается вещество, которое при контакте с организмом человека вызывает производственные травмы, профессиональные заболевания или отклонения в состоянии здоровья.

Степень и характер вызываемых веществом нарушений нормальной работы организма зависит от пути попадания в организм, дозы, вре­мени воздействия, концентрации вещества, его растворимости, со­стояния воспринимающей ткани и организма в целом, атмосферного давления, температуры и других характеристик окружающей среды. 3

Следствием действия вредных веществ на организм могут быть анатомические повреждения, постоянные или временные расстройства и комбинированные последствия. Многие сильно действующие вредные вещества вызывают в организме расстройство нормальной физиологической деятельности без заметных анатомических повреждений, воздействий на работу нервной и сердечно-сосудистой систем, на общий обмен веществ и т.п.

Вредные вещества попадают е организм через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт и через кожный покров. Наиболее вероятно проникновение в организм веществ в виде газа, пара и пыли через органы дыхания (около 95 % всех отравлений).

Выделение вредных веществ в воздушную среду возможно при проведении технологических процессов и производстве работ, свя­занных с применением, хранением, транспортированием химически> веществ и материалов, их добычею и изготовлением.

Пыль является наиболее распространенным неблагоприятным фактором производственной среды, Многочисленные технологические процессы и операции в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве сопровождаются образованием и выделением пыли, ее воздействию могут подвергаться большие контингенты работающих.

Снижение уровня воздействия вредных веществ на человека осуществляется путем проведения технологических, санитарно-технических, лечебно-профилактических мероприятий с применением средств индивидуальной защиты.

К технологическим мероприятиям относятся такие как внедрение непрерывных технологий, автоматизация и механизация производственных процессов, дистанционное управление, герметизация оборудования, замена опасных технологических процессов и операции менее опасными и безопасными.

Санитарно-технические мероприятия: оборудование рабочих мест местной вытяжной вентиляцией или переносными местными отсосами, укрытие оборудования сплошными пыленепроницаемыми кожухами с эффективной аспирацией воздуха и др. 4

Когда технологические, санитарно-технические меры не полностью исключают наличие вредных веществ в воздушной среде, отсутствуют методы и приборы для их контроля, проводятся лечебно-профилактические мероприятия: организация и проведение предварительных и периодических медицинских осмотров, дыхательной гимнастики, щелочных ингаляций, обеспечение лечебно-профилактическим питанием и молоком и др.

Особое внимание в этих случаях должно уделяться применению средств индивидуальной защиты, прежде всего для защиты органов дыхания (фильтрующие и изолирующие противогазы, респираторы, защитные очки, специальная одежда).

3. Санитарные требования при изготовлении лекарственных средств в аптечных условиях.

Аптека является одним из учреждений системы здравоохранения, основной функцией которой является своевременное снабжение населения и ЛПУ лекарственными препаратами, предметами ухода за больными, предметами санитарии и другими медицинскими товарами. При изготовлении и хранении необходимо строгое соблюдение гигиенического режима.

При изготовлении лекарственных средств асептических условиях лекарственные вещества хранят в штангласах, в плотно закрывающихся шкафах. Штангласы перед каждым заполнением моют и стерилизуют.

Вспомогательный материал подготавливают, стерилизуют и хранят в закрытых биксах не более 3-х суток. Вскрытые материалы используют в течение суток. После каждого забора материала бикс плотно закрывают. Забор производится стерильным пинцетом.

Аптечную посуду после соответствующей обработки используют по назначению или укупоривают и хранят в плотно закрывающихся шкафах. Срок хранения стерильной посуды, используемой для приготовления и фасовки лекарственных средств в асептических условиях, не более 24 часов.

Крупноемкие баллоны обеззараживают после мытья пропариванием острым паром в течение 30 минут. После обработки емкости закрывают стерильными пробками и хранят в шкафах не более 24 часов. 5

Укупорочный материал (пробки, колпачки и др.) обрабатывают и хранят в условиях, предотвращающих их загрязнение.

Съемные части технологического оборудования, непосредственно соприкасающиеся с раствором лекарственных веществ (трубки резиновые и стеклянные, фильтр-держатели, мембранные микрофильтры, прокладки и др.) обрабатывают, стерилизуют и хранят в режимах, описанных в документации по использованию соответствующего оборудования.

Концентрированные растворы, полуфабрикаты, внутриаптечную заготовку изготавливают в асептических условиях и хранят в соответствии с их физико-химическими свойствами и установленными сроками годности в условиях, исключающих их загрязнение.

При изготовлении не стерильных лекарственных форм лекарственные вещества, хранятся в аптеке в плотно закрытых штангласах в условиях, исключающих их загрязнение. Штангласы, используемые при хранении лекарственных веществ, перед наполнением моют и стерилизуют.

Вспомогательный материал и укупорочные средства, используемые при изготовлении и фасовке лекарственных средств, подготавливают, стерилизуют и хранят.

Аптечную посуду перед использованием моют, сушат, и стерилизуют. Срок хранения стерильной посуды не более 3суток.

Средства малой механизации, используемые при изготовлении и фасовке лекарственных средств, моют и дезинфицируют согласно приложенной к ним инструкции. При отсутствии указаний по окончании работы их разбирают, очищают рабочие части от остатков лекарственных веществ, промывают горячей (50-60с) водой, после чего дезинфицируют или стерилизуют в зависимости от свойств материала, из которого они изготовлены. После дезинфекции изделие промывают горячей водой, ополаскивают водой очищенной и хранят в условиях, исключающих загрязнение.

В начале и в конце смены весы, шпатели, ножницы и другой мелкий аптечный инвентарь протирают 3% раствором перекиси водорода или спиртоэфирной смесью (1:1).

Бюреточные установки и пипетки не реже 1 раза в 10 дней освобождают от концентратов и моют горячей водой (50-60с) с взвесью горчичного порошка или 3% раствором перекиси водорода с 0,5% моющего средства, промывая затем очищенной водой с обязательным контролем смывных вод на остаточные количества моющих средств. Сливные краны бюреточных установок перед началом работы очищают от налетов солей растворов, экстрактов, настоек и протирают спиртоэфирной смесью (1:1).

После каждого отмеривания или отвешивания лекарственного вещества горловину и пробку штангласа, а также ручные весы вытирают салфеткой из марли. Салфетка употребляется только один раз.

Воронки при фильтрации или процеживании жидких лекарственных средств, а также ступки с порошковой или мазевой массой до развески и выкладывания в тару накрывают пластмассовыми пластинками, которые предварительно дезинфицируют. Для выборки из ступок мазей и порошков используют пластмассовые пластинки. Картон не применяется. После изготовления мазей остатки жира удаляют при помощи картона, бумаги, затем ступки моют и стерилизуют.

Используемые для работы бумажные и вощаные капсулы, шпатели, нитки, резинки обхваточные и другие хранят в ящиках ассистентского (фасовочного) стола(ящики ежедневно моют). Вспомогательные материалы хранят в закрытых шкафах в условиях, исключающих загрязнение.

В аптеке ежеквартально проводятся анализы Центральной контрольно-

аналитической лабораторией.

Во время исследования оставляется протокол бактериологического исследования, а также протокол анализа на воду очищенную. После окончания исследования делается заключение о соответствии анализов приказам МЗ РФ.

4. Использование ионизирующих излучений в промышленности и в медицине: открытые и закрытые источники ионизирующих излучений.

Ионизирующим излучением называется любое излучение, прямо или косвенно вызывающее ионизацию среды.

Ионизирующее излучение бывает электромагнитным и корпускулярным. 6

Биологическое воздействие ионизирующих излучений на живой организм в первую очередь зависит от поглощённой энергии излучения.

Область применения ионизирующих излучений очень широка:

В промышленности - это гигантские реакторы для атомных электростанций, для опреснения морской и засолённой воды, для получения трансурановых элементов; также их используют в активационном анализе для быстрого определения примесей в сплавах, металла в руде, качества угля и т.п.; для автоматизации различных процессов, как то: измерение уровня жидкости, плотности и влажности среды, толщины слоя;

На транспорте - это мощные реакторы для надводных и подводных кораблей;

В сельском хозяйстве - это установки для массового облучения овощей с целью предохранения их от плесени, мяса - от порчи; выведение новых сортов путём генетических мутаций;

В геологии - это нейтронный каротаж для поисков нефти, активационный анализ для поисков и сортировки металлических руд, для определения массовой доли примесей в естественных алмазах;

В медицине - это изучение производственных отравлений методом меченых атомов, диагностика заболевания при помощи активационного анализа, метода меченых атомов и радиографии, лечение опухолей і-лучами и І-частицами, стерилизация фармацевтических препаратов, одежды, медицинских инструментов и оборудования і-излучением и т.д.

Развитие методов лучевой диагностики в медицине за последние годы в целом показывает тенденцию к их качественному прогрессу и к расширению диагностических возможностей. Это связано в первую очередь с техническими достижениями, среди которых следует упомянуть широкое внедрение в практику различных новых детекторов и носителей рентгеновской информации, неионных рентгенконтрастных препаратов, методов исследования, среди которых следует отметить цифровую субтракционную рентгенографию, компьютерную рентгеновскую, магниторезонансную и эмиссионную томографии, компьютерную сцинтиграфию, термографию и ультразвуковые

Применение ионизирующих излучений имеет место даже в таких сферах деятельности человека, где это, на первый взгляд, кажется совершенно неожиданным. Например, в археологии. Кроме того, ионизирующие излучения используются в криминалистике (восстановление фотографий и обработка материалов). 7

Объекты, на которых используются ионизирующие излучения, можно разделить на несколько групп (не считая специфических объектов флота с ядерными энергетическими установками): объекты химических войск, химической службы (стационарные и подвижные ремонтно-гра-дуировочные мастерские, хранилища радиоактивных веществ); объекты воинских частей, предприятий и строительных организаций, использующих ионизирующие излучения в производственных целях (промышленная гамма-и рен-тгенодефектоскопия, различного типа и предназначения радиоизотопные приборы); объекты лечебно-профилактических учреждений (рентгенодиагностические кабинеты и отделения, отделения лучевой терапии. радиоизотопной диагностики, радоноле-чебницы).

Закрытые источники излучения относятся к невосстанавливаемым промышленным изделиям, непрерывно расходующим свой ресурс, и не подлежат ремонту. После окончания назначенного срока службы или при нарушении условий эксплуатации использование источника или его хранение должно быть прекращено. В зависимости от особенностей условий его эксплуатации и технического состояния компетентной комиссией может быть принято решение о продлении эксплуатации источника в течение определенного срока. 8

Контроль герметичности закрытых источников излучения должен проводиться в порядке и в сроки, установленные соответствующими стандартами и технической документацией. Не допускается использование закрытых источников излучения в случае нарушения их герметичности.

При работе с открытыми источниками излучения вентиляционные и воздухоочистные устройства должны обеспечивать защиту от радиоактивного загрязнения воздуха рабочих помещений и атмосферного воздуха. Рабочие помещения, вытяжные шкафы, боксы, каньоны и другое технологическое оборудование должны быть устроены так, чтобы поток воздуха был направлен из менее загрязненных пространств к более загрязненным.


Выводы

Гигиена — одна из наиболее древних наук. Элементы санитарных правил можно обнаружить в исторических документах древних рабовладельческих государств.

Гигиена тесно связана со всеми медицинскими науками, а также биологией, физикой, химией и социально-экономическими науками. В задачи гигиены входит научная разработка основ предупредительного и текущего санитарного надзора, обоснование санитарных мероприятий по оздоровлению населённых мест, условий труда и отдыха человека, охрана здоровья детей и подростков, участие в разработке санитарного законодательства, санитарная экспертиза качества пищевых продуктов и предметов бытового обихода. Одна из важнейших задач современности — разработка гигиенических нормативов для воздуха населённых мест и промышленных предприятий, воды, продуктов питания, материалов, из которых изготовляют одежду и обувь с целью создания наиболее благоприятных условий для сохранения здоровья и предупреждения заболеваний, обеспечения высокой работоспособности и увеличения продолжительности жизни

В гигиенических исследованиях применяют методы физико-химического изучения внешней среды (воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов, строительных материалов, предметов одежды и обуви), бактериологические, биохимические и клинические, демографические исследования с использованием методов санитарной статистики.


Список использованной литературы

  1. Доброславин А. П., Гигиена, Курс общественного здравоохранения, т. 1—2, СПБ., 2001.
  2. Кардашенко В.Н «Гигиена детей и подростков» Москва, «Медицина» 2000.
  3. Кондратьев В.Г «Общая гигиена», издательство «Медицина», Москва 2002.
  4. Мякишев Г.Я. Элементарные частицы. М., Просвещение, 2005.
  5. Общая гигиена: учебник\ Г.И. Румянцев, Е.П. Вишневская, Т.А. Козлова. М.: Медицина, 2005 г.
  6. Румянцев Г.И., Вишневская Е.П., Козлова Т.А. Общая гигиена. М.: Медицина, 2005. 432с.

1 Хлопин Г. В., Основы гигиены, т. 1—2, М., 2005.

2 Лаптев А.П., Полиевский С.А. Гигиена: Учеб.для ин-тов и техникумов физ. Культуры.-М.: 2005.

3 Эрисман Ф. Ф., Курс гигиены, т. 1—3, М., 2004

4 Доброславин А. П., Гигиена, Курс общественного здравоохранения, т. 1—2, СПБ., 2001

5 Логинова Р.А., Новикова И.М. Руководство к практическим занятиям по гигиене. М.: Медицина, 2006. 184с.

6 Кудряшов Ю.Б., Беренфельд Б.С. Радиационная биофизика, М.,2001.

7 Мякишев Г.Я. Элементарные частицы. М., Просвещение, 2005

8 Климов А. Н. Ядерная физика и ядерные реакторы. М.: Атомиздат, 2001.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

420. РАДИАЦИОННАЯ ГИГИЕНА 43.77 KB
Методические указания предназначены для студентов, технических вузов специальностей по разделу гражданской обороны дисциплины Безопасность жизнедеятельности. Излагаются сведения о взаимодействии ионизирующих излучений с веществом, зависимость радиационных повреждений организма от вида излучений. Даны понятия о протекании острой лучевой болезни
12459. Гигиена на животноводческих комплексах 32.49 KB
Поэтому современные животноводческие помещения должны не только обеспечивать оптимальные условия для животных и отвечать санитарногигиеническим требованиям но и быть удобными для использования средств механизации и автоматизации производственных процессов. Выбирая участки под строительство учитывают эпизоотическую обстановку отсутствие заразных болезней животных в данной местности определяют почвенные условия рельеф местности режим ветров и обеспеченность...
14632. Гигиена сельскохозяйственных животных 28.6 KB
Одно из важнейших требований – участок должен быть благоприятным в ветерннарно-санитарном отношении. Запрещается возведение животноводческих построек на месте бывших скотомогильников, кожсырьевых предприятий, кролико-, зверо- и птицеводческих ферм. Участок для ферм и комплексов выбирают сухой, с воздухо- и водопроницаемой почвой и уровнем грунтовых вод не менее 2 м от поверхности земли.
17378. Охрана и гигиена труда женщин 15.49 KB
Установленные в трудовом законодательстве данные льготы и гарантии прежде всего касаются труда женщин в ограничениях его применения, предоставления женщинам дополнительных отпусков, а также выплат.
12458. Гигиена содержания сельскохозяйственных животных 35.51 KB
Эта система содержания подходит для холостых маток первых трех месяцев супоросности поросят-отъемышей ремонтного молодняка и откормочного поголовья. Помещения для содержания свиней должны быть по возможности экономичными а по своим габаритам отвечать требованиям технологического процесса...
21799. Гигиена содержания молодняка кроликов 339.41 KB
Приспособления для подготовки кормов. При этом учитывают обеспеченность фермы комплекса водой электроэнергией удобство путей для внешней связи и на территории фермы. Зооветеринарные разрывы от кролиководческих ферм до крупных промышленных специализированных объектов для крупного рогатого скота свиней и птицы устанавливаются в задании на проектирование объектов но не ближе 1000 м. Основные сооружения: отдельно стоящие загоны шеды клетки отапливаемые и утепленные помещения для содержания кроликов.
6178. ГИГИЕНА – ОСНОВНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА МЕДИЦИНЫ 409.78 KB
Термин «гигиена» происходит от греческого слова хигиейнос, что означает «приносящий здоровье» (Слайд №1). Согласно древнегреческой мифологии, у бога врачевания Асклепия (в древнеримских мифах – Эскулап) была дочь Гигиейя, помогавшая отцу в его делах.
14801. Гигиена труда в частях Сил общего назначения и родах войск 44.12 KB
Профилактика неблагоприятного действия некоторых факторов военного труда 10 мин 3. Мероприятия по предупреждению переохлаждений отморожений и перегреваний танкистов. Санитарногигиенические мероприятия при передвижении по железной дороге автомобильным транспортом и в пешем строю Особенности санитарногигиенических мероприятий при передвижении войск зимой и в условиях высоких температур в высокогорье пустыне 20 мин 6. Гигиена труда на радиостанциях 20 мин УЧЕБНОМАТЕРИАЛЬНОЕ...
8247. ГИГИЕНА ВОДЫ И ОСОБЕННОСТИ ВОДОСНАБЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ТРОПИЧЕСКОГО КЛИМАТА 18.38 KB
Гигиеническое и эпидемиологическое значение воды в условиях тропиков. Обследовать источники водоснабжения отбирать пробы воды для лабораторного анализа с учетом особенностей тропиков консервирование проб. Оценивать результаты лабораторных анализов воды.
8244. ГИГИЕНА ТРУДА ЛИЧНОГО СОСТАВА ВОЙСК ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ ОБЪЕКТОВ ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ, РАДИОЛОКАТОРНЫХ СТАНЦИЙ 1.21 MB
После проверки исходного уровня знаний и рассмотрения теоретических вопросов по теме студенты пользуясь инструкциями изложенными ниже приложения 1 2 3 4 решают ситуационные задачи по оценке условий труда на РЛС: За приведенными формулами рассчитывают зоны формирования электромагнитного поля ЭМП вокруг антенны РЛС приложение 1. Рассчитывают плотность потока энергии ППЭ на указанном расстоянии от антенны с помощью формул приложение 2 и номограммы № 1 приложение 3. Диаметр раскрытия антенны L = 9 м. Коэффициент усиления...

Тест для оценки уровня знаний для обучающихся по программе Пасечника В.В (учебник 8 кл. Биология. Человек. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н.) в формате ЕГЭ проводится по окончании курса обучения в 8 классе. Тестовая работа состоит из трёх частей: задания с выбором ответов –часть А (20 заданий), задания с кратким ответом – часть В (5 заданий) и задания с развернутым ответом – часть С (3 задания).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тест для оценки уровня знаний для обучающихся по программе Пасечника В.В (учебник 8 кл. Биология. Человек. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н.) в формате ЕГЭ проводится по окончании курса обучения в 8 классе. Тестовая работа состоит из трёх частей: задания с выбором ответов –часть А (20 заданий), задания с кратким ответом – часть В (5 заданий) и задания с развернутым ответом – часть С (3 задания). Время выполнения – 90 минут.

При составлении тестов использовалась следующая литература:

  1. Биология. 8-11 классы. Человек и его здоровье. Подготовка к ЕГЭ и ГИА-9. Тематические тесты, тренировочные задания: учебно-методическое пособие/ КириленкоА.А. – Ростов н/Д: Легион, 2013
  2. ГИА – 2014: Экзамен в новой форме: Биология: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт.-сост. В.С. Рохлов(и др.) – Москва: АСТ: Астрель, 2014. ФИПИ.
  3. Дидактический материал по анатомии, физиологии и гигиене. Пособие для учителей биологии и учащихся./ авторы: Никишов А.И., Рохлов В.С.- Москва. «РАУБ» 1995.

Вариант 1

Часть А.

А1. Наука, изучающая процессы жизнедеятельности в живых организмах :

А) анатомия б) генетика в) физиология г) психология

А2. Выберите черты сходства между человеком и млекопитающими:

а) наличие ушной раковины б) прямохождение в) мозговой отдел черепа преобладает над лицевым г) речь как средство общения

А3. О какой клеточной структуре идет речь: передает информацию дочерним клеткам с помощью хромосом при делении:

а) митохондрии б) лизосома в) ядро г) клеточный центр

А4. Опорно-двигательная система состоит из:

а) костей и мышц б) мышц и сухожилий в) мышц г) костей

А5. Кровь относиться к тканям:

а) нервным б) мышечным в) соединительным г) эпителиальным

А6. Какую функцию выполняют тромбоциты:

а) переносят кислород б) уничтожают микробы в) вырабатывают антитела г) участвуют в свертывании крови

А7. При артериальном кровотечении кровь

а) ярко-алого цвета, вытекает пульсирующей струей б) вишневого цвета, вытекает ровной струей в) ярко-алого цвета, вытекает ровно, без толчков г) вишневого цвета, вытекает пульсирующей струей

А8. Заболевание дыхательной системы, не передающее воздушно-капельным путем :

А) туберкулез б) ангина в) кессонная болезнь г) грипп

А9. В пищеварительном тракте белки расщепляются до

а) аминокислот б) нуклеотидов в) глюкозы г) глицерина

А10) Гипофункция гипофиза:

А) карликовость б) базедова болезнь в) гипогликемия г) микседема

А11. Структурной и функциональной единицей почки является

а) корковое вещество б) почечная лоханка в) мозговое вещество г) нефрон

А12. Нервная система не выполняет функцию:

а) транспорт питательных веществ б) нервная регуляция в) связь организма с внешней средой Г) согласованная деятельность органов

А13. Повреждение чувствительных нервов в пальцах рук приводит к тому, что человек

а) не сможет произвольно двигать пальцами б) не сможет сжать кисть в кулак

в) не ощутит прикосновения холодного предмета г) не сможет удерживать предмет рукой

А14. За координацию движений отвечает

а) мозжечок б) продолговатый мозг в) промежуточный мозг г) средний мозг

А15. Какая часть органа зрения выполняет следующую функцию: преломляет и фокусирует лучи света, обладает аккомодацией?

А) сетчатка б) зрачок в) стекловидное тело г) хрусталик

А16. Барабанная перепонка находится

а) на границе между средним и внутренним ухом б) между наковальней и стремечком

в) между улиткой и вестибулярным аппаратом г) на границе между наружним и средним ухом

А17. Выберите причины, мешающие засыпанию:

А) режим дня б) привычная обстановка в) чувство голода г) усталость

А18. Выделение слюны при попадании пищи в рот – это пример

а) условного рефлекса б) безусловного рефлекса в) элементарной рассудочной деятельности в) торможения

А19. Каким образом нельзя заразиться СПИДом:

А) воздушно-капельным б) при переливании крови в) при кормлении материнским молоком г) половым способом

А20. Желчь поступает в

а) 12-перстную кишку б) желудок в) пищевод г) слепую кишку

Часть В.

В1. Определите систематическое положение человека как биологического вида, расположив таксоны в правильной последовательности, начиная с типа.

А) Человек Б) Человек разумный В) Плацентарные Г) Млекопитающие Д) Люди

Е) Позвоночные Ж) Хордовые З) Приматы

В2. Выберите три правильных ответа из шести предложенных

Эритроциты – клетки крови

1) шаровидной формы 2) дисковидной формы 3) многоядерные 4) содержащие гемоглобин 5) живущие в среднем до 100-120 суток 6) участвующие в свертывании крови

В3.Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий.

Установите последовательность этапов пищеварения.

А) механическая обработка пищи в ротовой полости

Б) расщепление углеводов под действием ферментов слюны

В) смешивание пищи с желудочным соком

Г) расщепление углеводов, белков и жиров до элементарных органических соединений

Д) удаление не переваренных остатков пищи из организма

Е) всасывание питательных веществ в кровь и лимфу

В4. Установите соответствие между органами и их местоположением. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

В5. Установите соответствие между органами и их местоположением. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

Часть С.

С1. У человека «заложило» уши. Что нужно предпринять и почему?

С2. Объясните, почему при понижении температуры человек дрожит и его кожа становится «гусиной».

С3 . Сердце человека находится в околосердечной сумке. Это плотнотканное образование. Стенки сумки выделяют жидкость, увлажняющую сердце. Какую роль она играет?

Итоговая контрольная работа по биологии 8 класс

Вариант 2

Часть А.

А1 Наука о создании условий, благоприятных для сохранения человеком здоровья, о правильной организации его труда и отдыха :

А) экология б) гигиена в) эмбриология г) цитология

А2. Выберите черты различия между человеком и млекопитающими:

а) нижняя челюсть с выступающим подбородком б) деление зубов в) ушная раковина г) вскармливание детенышей молоком

А3. Какую функцию выполняет клеточная мембрана:

а) участвует в делении клеток б) синтез белка

в) обмен веществами между клетками и межклеточным веществом г) самоочищение клетки

А4. Стенки внутренних органов состоят из мышечной ткани :

А) скелетной б) гладкой в) сердечной в) поперечнополосатой

А5. Передняя прозрачная часть белочной оболочки (склеры) – это:

а) радужка б) стекловидное тело в) глазница г) роговица

А6. У взрослого человека зубов

а) 12 б) 24 в) 32 г) 46

А7. Главным органом выделительной системы является(ются)

а) мочевой пузырь б)почки в) мочевыделительный канал г) мочеточники

А8. Слуховые косточки в среднем ухе – это

а) стремечко и молоточек б) наковальня и стремечко

в) барабанная перепонка, молоточек и наковальня

г) молоточек, наковальня и стремечко

А9. Нервные клетки называют:

а) аксоны б) нейроны в) дендриты г)синапсы

А10. Координация произвольных движений, сохранение положения тела в пространстве, регуляция мышечного тонуса и равновесия – это функции:

а) переднего мозга б) продолговатого

В) мозжечка г) среднего мозга

А11. Способность сердца сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в нем самом :

А) раздражимость б) сердечный цикл в) автоматия г) кровоснабжение

А12. Внутреннюю среду организма образуют:

а) кровь и лимфа б) тканевая жидкость и кровь в) лимфа и тканевая жидкость

г) тканевая жидкость, кровь и лимфа

А13. Газообмен происходит в:

а) гортани б) носоглотке в) легких г) бронхах

А14. Биологические катализаторы, под действием которых происходит расщепление пищи, - это:

а) витамины б) гормоны в) ферменты г) субстраты

А15. Отсутствие какого витамина в организме вызывает цингу:

а) А б) В 1 в) С г) D

А16. Как называется резервуар в почке, в котором собирается моча?

а) мочевой пузырь б) почечная лоханка в) почечная чашка г) мочеточник

А17. Сахарный диабет развивается при недостаточной выработке гормона:

а) инсулина б) роста в) норадреналина г) адреналина

А18. Сок поджелудочной железы выделяется в

а) двенадцатиперстную кишку б) желудок

в) пищевод г) кишечник

А19. Вестибулярный аппарат расположен в

А20. Зрительная зона расположена в …. доле больших полушарий.

А) височной б) затылочной в) лобной г) теменной

Часть В

В1. Установите последовательность расположения костей в скелете верхней конечности, начиная с фаланг пальцев

А) фаланги пальцев Б) плечевая кость В) лучевая кость Г) запястье Д) локтевая кость

Е) пястье

В2. Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

В3. Установите соответствие

Особенности пищеварения

А) происходит механическая переработка пищи 1) ротовая полость

Б) происходит неполное расщепление белков 2) желудок

В) происходит неполное расщепление углеводов

Г) пищевой комок превращается в полужидкую кашицу

Д) ферменты активны в слабощелочной среде

Е) ферменты активны в кислой среде

В4. Выберите три правильных ответа из шести предложенных

Лейкоциты – клетки крови, которые

  1. защищают организм от болезнетворных микроорганизмов
  2. переносят кислород
  3. имеют ядро
  4. образуются в красном костном мозге
  5. образуются в желтом костном мозге
  6. участвуют в свертывании крови

В5. Установите соответствие между видами рефлексов и их особенностями. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

Часть С

С1 . Объясните, почему снижение содержания гемоглобина в крови (анемия) вызывает слабость и головокружение.

С2. Каковы функции кожи человека? Укажите не менее 4-х функций.

С3. Почему желудочно-кишечные инфекции называют «болезнями грязных рук»? Какова их профилактика?

Итоговая контрольная работа по биологии 8 класс

Вариант 3

Часть А.

А1. Какая наука изучает внешнее и внутреннее строение организма человека и его особенности: рост, вес, пропорции тела?

а) анатомия б) валеология в) гигиена г) физиология

А2. К людям современного типа относят

а) австралопитека б) кроманьонца в) неандертальца г) питекантропа

А3. Подвижно между собой соединены ….. кости

а) большая и малая берцовые б) бедренная и тазовая

в) локтевая и лучевая г) теменные и височные

А4. Центральная нервная система образована

а) головным и спинным мозгом б) нейронами и отростками

в) нервами и нервными узлами г) спинно-мозговыми и черепно-мозговыми нервами

А5. После какого перенесенного заболевания вырабатывается стойкий иммунитет

а) ангины б) бронхита в) ветрянки г) гриппа

А6. Кровь НЕ транспортирует

а) гормоны б) питательные вещества в) продукты обмена г) ферменты

А7. Большой круг кровообращения заканчивается в

а) левом желудочке б) левом предсердии в) правом желудочке г) правом предсердии

А8. Дыхательный орган, имеющий вид воронки, в слизистой оболочке которого расположены рецепторы, реагирующие на твердые, жидкие и газообразные вещества, - это

а) бронхи б) глотка в) гортань г) трахея

А9. Основными органами выделения являются

а) легкие б) мочеточники в) потовые железы г) почки

А10. В результате реабсорбции (обратного всасывания) образуется

а) вторичная моча б) лимфа в) первичная моча г) тканевая жидкость

А11. К оптической системе глаз НЕ относится

а) ресничное тело б) роговица в) стекловидное тело г) хрусталик

А12. Фактор, который в большей степени влияет на здоровье человека, - это

а) медико-социальная помощь б) наследственность в) образ жизни

г)окружающая среда

А13. Иногда уставший за день ребёнок вдруг начинает прыгать, смеяться, капризничать, так как у него в коре головного мозга развивается ….. торможение.

а) внешнее б) запредельное в) постоянное г) условное

А14. Отдел пищеварительной системы, в котором происходит полостное и пристеночное пищеварение, - это

а) желудок б) 12-перстная кишка в) толстый кишечник г) тонкий кишечник

А15. Вестибулярный аппарат расположен в (во):

а) внутреннем ухе б) наружном ухе в) слуховой трубе г) среднем ухе

А16. У человека мужские половые клетки образуются в

а) предстательной железе б) семенниках

В) семенных пузырьках г) семявыводящих протоках

А17. Недостаток двигательной активности – это

а) гипогликемия б) гиподинамия в) гипокинезия г) гипоксия

А18. К «заболеванию грязных рук» относится:

а) грипп б) дизентерия в) СПИД г) стенокардия

А19. Для профилактики гельминтозов необходимо

а) избегать контактов с больными б) соблюдать режим питания

в) тщательно мыть овощи и фрукты

г) употреблять в пищу консервированные продукты

а) бронх б) гортань в) трахея г) глотка

Часть В

В1. Установите последовательность действий при оказании первой помощи при потери сознания.

1) приподнять ноги

2) положить пострадавшего на спину

3) надавить указательным пальцем в точку у перегородки носа

4) расстегнуть ворот одежды, ослабить ремень

5) вызвать «Скорую помощь»

6) к носу поднести ватку, смоченную нашатырным спиртом

В2. Укажите особенности, характерные для артерий. Выберите три верных ответа из шести предложенных.

1) стенки толстые 2) скорость движения минимальная

3) суммарная площадь поперечного сечения небольшая

4) давление крови низкое 5) стенки однослойные

6) давление крови высокое

В3. Установите соответствие между клетками крови и их особенностями

В4. Выберите три верных ответа из шести предложенных.

Безусловными являются рефлексы.

  1. врожденные
  2. проявляющиеся в ответ на строго определенные внешние раздражители
  3. частично или полностью исчезающие со временем
  4. приобретенные в процессе жизни
  5. постоянные и не затухающие в течение жизни
  6. для образования которых необходимы два раздражителя

В5.Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

К мочевыделительной системе относятся:

1) печень 2) почки 3) селезенка 4) мочеточники

5) мочевой пузырь 6) поджелудочная железа

Часть С

С1. Что необходимо делать с целью профилактики заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем?

С2 . Если в пробирку с кровью человека, перенесшего дифтерию, добавить микробов дифтерии, то они погибнут, а если их добавить в кровь человека, не болевшего этой болезнью, этого не случится. Почему?

С3 . Каковы функции кровеносной системы человека? Укажите не менее 4-х функций.


Вам также будет интересно:

Сонник: к чему снятся овощи
Сны бывают разные: тревожные и счастливые, страшные и вещие, красивые и такие, что не...
Сонник толкование снов дверь
Двери во сне - В общественном месте открытые двери - сновидение означает, что вам следует...
Планеты на асценденте и мс Марс на асценденте
ПЛАНЕТЫ НА АСЦЕНДЕНТЕ Большое значение имеют планеты на Асценденте, они помогают в...
Формы внутривидовой изоляции
Подписи к слайдам:ВИДООБРАЗОВАНИЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ МИКРОЭВОЛЮЦИИ МИКРОЭВОЛЮЦИЯ, совокупность...
Презентация «Такие разные птицы
Бабаян АрпинеКрасочно представлен материал об особенностях строения птиц, их разнообразии,...