Виды диктантов
(памятка к урокам русского языка)
Составитель : учитель русского языка и литературы
Курбангалиева О.Д.
Диктант – это одна из эффективных форм
контроля и усвоения знаний и умений учащимися,
способствующая повышению их грамотности.
2014 год
Предупредительный диктант с использование алгоритма.(Правописание личных окончаний глаголов)
Цель: усваивать логическую структуру новых правил, умение работать с алгоритмом.
Ты много решаешь задач. Стукнет осторожно в окно. Первым листом пахнет земля. Легко дышится на Родине.
Предупредительный диктант с использованием таблиц.
Цель: закреплять и обобщать знания учащихся.
Пахнет в саду черемуха. Конь скачет по рыхлой пашне. Слышится пение птиц. Изредка поднимается легкий ветерок. Чуть колышется камыш у реки.
Буквенный диктант.
Цель: развивать мышление, скорость письма, возможность проверки нескольких орфограмм одновременно.
Задание: указать род несклоняемых существительных
Шоссе, метро, кофе, авеню, реле, тюль, рояль, такси, какао, кольраби.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
с с м ж с м м с с ж
Знаковый диктант
Цель: развивать мышление, скорость письма
Задание: указать в каком слове не (+) приставка, в каком частица (-)
Небольшой кустарник, не большой, а маленький домик, неинтересный собеседник, недостойное поведение, недорогой, а красивый ситец, далеко не красивый вид, невидимая глазом, не справился с работой, не делая зла, вовсе не красивый бутон.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
+ - + + + - + - - -
Графический диктант.
Цель: развивать способности к абстрактному мышлению, умение видеть структуру предложения.
1) На столе лежали белые, зеленые, оранжевые листы.
2) На небосклоне чуть заметны были бледные, неяркие звезды.
3) Прилетели птицы и наполнили лес своим пением.
4) В степи, по дорогам, за рекой – везде было пусто.
5) Маленький, да удаленький.
1) [ О, О, О]. 2) [ О, О]. 3) [О и ].
4) [О, О, О - О]. 5)[О, да О].
Объяснительный диктант
Цель: формировать умение логически мыслить, применять практически знания теории одной или нескольких орфограмм.
Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.
Дорогу замело снегом, и нам посоветовали переночевать в деревне. Надо поймать тот час, когда косые лучи солнца начнут пронизывать лес. В том месте, где зашло солнце, небо еще рдело багряными полосами. Талант имеет то драгоценное свойство, что он не может лгать.
Выборочный диктант
Цель: развивать логическое мышление, умение выделять заданную орфограмму.
Задание: выписать в левый столбик номера предложений с вводными словами, в правый – без них.
К сожалению, приехать не могу. К сожалению прибавилась досада. Поезд мчит меня к счастью. К счастью, на всем своем протяжении река имеет большую глубину. Правда в огне не горит и в воде не тонет. Он, правда, это скоро понял.
Диктант с хлопками
Цель: развивать внимание, слуховую память.
Задание: хлопком выделить слова, которые пишутся через дефис.
Пол-ларька, полнеба, полшколы, пол-Астаны, полминуты, пол-экватора, пол-облака, полпортфеля, полземли, пол-иглы.
Мини- и макси диктанты
Цель: проверить орфографические и пунктуационные знания и умения.
Задание: объясните написание н и нн в разных частях речи.
В колеях неезже.ой дороги росло много грибов. Горят очи его соколи..ые, на опричника смотрят пристально. Громадный маховик беше..о вертелся. На ней была вяза..ая кофта и синяя юбка. Вечер был безветре..ый и жаркий.
Контрольный диктант
Цель: проверить знания и умения, полученные при изучении темы.
Текст из сборника.
Словарный диктант с обобщениемЦель: развивать осознание общих закономерностей, лежащих в основе ряда написаний, общих признаков, характерных для какой-то группы орфограмм
Задание: записать слова в 3 столбика:
1) гласные, проверяемые ударением;
2) написание гласных проверяется правилом;
3) непроверяемые гласные.
Сращение, росток, весна, слагаемое, сложение, модный, картина, корабль, растение, ведро.
Зрительный диктант
Я подошел к крутому обрыву. Передо мной раскрылась чудесная картина. Громадное расстояние можно было окинуть взором. До самого горизонта расстилаются бесконечные поля.
Самодиктант.
Цель: развивать орфографическую зоркость, зрительную память, внимание.
Текст из книги.
Творческий диктант
Цель: повторить и обобщить написания тех или иных орфограмм.
Задание: замените выделенные слова синонимами с приставками на з-, с-
Грачи давно ходили (расхаживали) по двору и начали вить гнезда в березовой роще. Скворцы тоже переселились (расположились) поближе к человеческому жилью. Отец сообщил (рассказал), что видел стаю лебедей.
Диктант «Проверь себя»
Цель: способствовать выработке орфографической зоркости, критического отношения к собственной работе.
Человек осуществляет себя и утверждает делом. Поэтому выбор дела – это выбор судьбы. Путь к величию человека лежит в высочайшем его признании, которое выражается в одном: работать, работать, работать.
Информационный буклет по литературе предназначен для обучающихся 11 класса.
Ресурс содержит краткий обзор жизни и творчества поэтессы «Серебряного века» русской поэзии Анны Ахматовой.
Фотоиллюстрации и фрагменты отрывков из стихотворений, высказываний поэтессы являются дополнительным наглядным материалом к уроку, который позволяет заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к личности и творческому наследию А. Ахматовой.
БУКЛЕТ
« Серебряный век» русской поэзии.
Максимилиан Волошин
Информационный буклет « Серебряный век» русской поэзии предназначен для обучающихся 11 класса и содержит ознакомительный материал о жизни и творчестве поэта Максимилиана Волошина.
Ресурс создан и используется с целью развития читательского интереса к литературному наследию России, воспитания чувства патриотизма и гордости за тех, кто воспевал всем сердцем свою Родину, несмотря на исторические катаклизмы.
Буклет предлагает вниманию обучающихся сведения о М. Волошине - поэте, человеке, художнике, взятые из достоверных источников. Отрывки из стихотворений и высказывания поэта помогают глубже понять его как интересную Личность. Сопровождается материал фотографиями и картинами Волошина.
Ресурс можно использовать на уроке литературы при прохождении темы, также как дополнительный материал при подготовке обучающихся к уроку и во внеурочной деятельности по предмету.
Буклет необходимо распечатать на цветном принтере и раздать обучающимся.
ПРОЕКТ - БУКЛЕТ
Актуальность проекта - буклета заключается в приобщении учащихся к эстетическим ценностям родной культуры через изучение литературного произведения, в активизации творческих способностей учащихся и формировании интереса к предмету в рамках требований современной жизни, также воспитание навыков самостоятельной работы.
В ходе работы над проектом была поставлена
Цель: обучение умению исследовательской деятельности учащихся, формирование умения работать с информацией.
Планируемые образовательные результаты:
1. Личностные: умение внимательно слушать товарища, самоконтроль, формирование мотивации к самообразованию;
2. Предметные: умение обобщить и систематизировать найденную информацию и разместить её в буклете.
3. Познавательные: умение узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием
4. Регулятивные: применение метода информационного поиска.
5. Коммуникативные: развитие речи и творческого развития учащихся.
Деятельность учеников была направлена на развитие умения обобщать, систематизировать информацию; а также развитие творческих способностей обучающихся через создание собственных иллюстраций к басне И.А. Крылова.
В буклете дана краткая информация о жизни баснописца Крылова, занимательные факты из его биографии. Детям предлагается иллюстрация к басне. Необходимо угадать название басни, подобрать строки к данному изображению и самому побывать в роли иллюстратора - создать свою иллюстрацию к басне.
В работе даётся краткий словарь устаревших слов, встречающихся на страницах басен. Над толкованием слов дети работают самостоятельно, используя словари.
Тип проекта - краткосрочный. Срок реализации - 3 дня.
ИНФО - БУКЛЕТ для 5 класса
Рассказ « Никита»
Цель: развитие навыков сопоставительного анализа стихотворений и умения выделять общее и различное в авторских позициях; развивать внимательное отношение к слову, умение определять авторские чувства в лирическом произведении и прослеживать их смену; работа с репродукцией картины Васнецова «Алёнушка», воспитывать чувство любви к родине, бережное отношение к её природе и культуре.
Задачи: расширять словарный запас учащихся, совершенствовать монологическую речь, навыки самостоятельной и групповой работы.
Лист индивидуальной работы
Культура речи – явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются основными ступенями овладения литературным языком.
Развитие образной речи необходимо рассматривать в нескольких направлениях: как работу над овладением детьми всеми сторонами речи (фонетической, лексической, грамматической), восприятием разнообразных жанров литературных и фольклорных произведений и как формирование языкового оформления самостоятельного связного высказывания. Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки), являются важнейшими источниками развития выразительности детской речи.
Показателем богатства речи является не только достаточный объем активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное) оформление связного высказывания. В связи с этим и прослеживается связь каждой речевой задачи с развитием образности речи.
Так, лексическая работа, направленная на понимание смыслового богатства слова, помогает ребенку находить точное слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность.
В формировании грамматического строя речи в плане образности особое значение приобретают владение запасом грамматических средств.
Если же рассматривать фонетическую сторону речи, то от нее во многом зависит и интонационное оформление высказывания, а от сюда – и эмоциональное воздействие на слушателя. На связность (плановость) изложения текста влияют и такие характеристики звуковой культуры речи, как сила голоса (громкость и правильность произношения), четкая дикция, темп речи.
Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Художественная система русского фольклора своеобразна.
Чрезвычайно разнообразны жанровые формы произведений – былины, сказки, легенды, песни, предания, а также малые формы – частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, язык которых прост, точен, выразителен.
Формирование образности речи должно проводиться в единстве с развитием других качеств связного высказывания, опирающихся на представления о композиционных особенностях сказки, рассказа, басни, стихотворения, достаточный запас образной лексики и понимание целесообразности ее использования в школьных сочинениях.
Старший воспитатель Пупынина Л.В.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка-
детский сад № 7
Развитие культуры речи
в домашних условиях посредством чтения художественной литературы
Консультация для родителей.
г.Курганинск
2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...
Конспект комплексного логопедического занятия с детьми средней группы «Прогулка в лес»Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой культуры речи.
Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой культуры речи....
Развитие речи у детей со сложными дефектами (системное недоразвитие речи с тугоухостью, общее недоразвитие речи- I уровня) в условиях логопедической группы.
Представлен опыт работы учителя-логопеда по развитию речи у детей с кохлеарным имплантом (КИ) первого года обучения в условиях логопедической группы....
Буклет для родителей по развитию речи детей 5-6 лет "Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых"
Данный буклет содержит краткий практический материал по формированию и становлению речи в период старшего дошкольного возраста....
Семинар-практикум "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"...
Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения...