Сайт о холестерине. Болезни. Атеросклероз. Ожирение. Препараты. Питание

Международная террористическая организация "Аль-Каида"

Оперативные сводки донбасса

Пышный бисквит красный бархат

Пикша запеченная в духовке

Драники кабачковые: рецепт приготовления с фото Деруны из картошки и кабачков

Цыпленок в фольге в мультиварке Как приготовить цыпленка табака в мультиварке скороварке

Гуляш из говядины с подливкой на сковороде Сколько варить гуляш из телятины

Индейка, фаршированная яблоками, сыром и ананасами Как приготовить филе индейки с ананасом

Калорийность готовых блюд

Котлеты из печени индейки

Салат с баклажанами и фасолью на зиму: рецепты Салат из баклажан и фасолью

Гороскоп козерог на май майл

Отставка Медведева или роспуск Госдумы: Россию ожидают серьезные изменения

Любовная совместимость гороскопов мужчины-козерога и девушки-льва Козерог муж и жен лев

Наталья: судьба нареченной прекрасным именем

Аюрведическое лечение - омоложение и очищение организма. Аюверда - что это такое? Аюверда для похудения

Здоровье по Аюрведе, это не просто отсутствие болевых ощущений, симптомов разных заболеваний. Это равновесие разных стихий, тела, сознания и ума человека. Древняя наука рассматривает здоровье, как баланс 3 субстанций тела (дош), 7 разновидностей тканей (дхату) и 3 видов отходов организма (мал). Сегодня в Москве существует множество курсов, которые предлагают обучение методикам и практикам этой науки. Но, чтобы понимать способы лечения Аювердой, нужно разобраться с основными понятиями.

Причины заболевания

Для лечения человека необходимо определить его конституцию. Она складывается из нескольких дош, и определяется по доминирующей. Эти первичные энергии являются направляющими для доктора, который берется за лечение по Аюрведе.

  1. Капха – сочетание воды и земли.
  2. Вата – взаимопроникновение воздуха и эфира.
  3. Пита – смешение воды и огня.

Дхату – это обобщающее название для всех тканей тела. Все они формируются из разных питательных веществ. Выделяют 7 видов дхату.

  1. Раса – жидкость организма, плазма. Она накапливает все питательные вещества, которые получаются из переваренной пищи. Раса питает все остальные ткани.
  2. Ракта – кровь. Разносит по организму кислород, питая им все органы и ткани.
  3. Мамса – мышцы. Защищают внутренние органы и выполняют двигательные функции.
  4. Меда – жир. Служит смазкой для разных тканей и сохраняет в теле тепло.
  5. Астхи – кости. Поддерживают все ткани тела.
  6. Маджа – нервы и костный мозг. Отвечает за коммуникацию между органами тела, заполняет полое пространство костей и моментально переносит импульсы.
  7. Артава и шукра – репродуктивные ткани разных полов. Содержат сущность всех тканей организма и участвуют в создании новой жизни.

Аюрведа также выделяет 3 разновидности отходов. Это моча, кал и пот. Здоровый организм должен производить их в достаточном количестве и своевременно выводить. Этими процессами управляет Агни– метаболический огонь. Все обменные процессы зависят от неё. Агни питает ткани и обеспечивает иммунитет организма.

Аюрведическая диагностика в лечении

Аюрведическая диагностика сводится к определению конституции человека. Только после этого можно понять причины появления болезней. «Болезнетворными» факторами по Аюрведе являются нездоровые привычки. Именно от образа жизни человека зависит его здоровье. Причём, об алкоголизме и курении здесь даже не идёт речь. К болезням ведет усиление доминирующей доши. Например, употребление сухой пищи, постоянная спешка и напряжение усиливают Вату. Пряная и слишком острая пища, ферментированные продукты, влажная погода и жара возбуждают в организме Питту. А холод, пасмурная погода, молочные продукты, мясо и пшеница вызывают избыток Капхи.

Есть болезни разного типа. Их можно «заработать» разными путями. Употребление большого количества горячей и острой пищи, употребление алкоголя, курение и подавление собственного гнева – это самый легкий путь к болезням Питта-типа. Злоупотребление же сладостями, молочными продуктами и частое пребывание на холоде приводит к развитию болезней Капха-типа.

Аюрведа в лечении болезней

Аюрведическое лечение болезней сводится к уравновешиванию разных дош. В противовес принципу «Подобное увеличивается подобным», выведена закономерность «Противоположности уменьшают подобное». Бездумное употребление пищи может стать причиной разбалансировки дош в организме. Умело пользуясь обоими принципами лечения, доктор уравновешивает их, приводя к изначальному состоянию (пракрити).

Пользоваться любым аюрведическим методом можно только после удаления токсинов из тканей организмов. Причём, для выведения их из разных тканей существуют разные способы. Существует 2 принципиальных подхода к лечению.

  1. Эмоциональное освобождение. Негативные эмоции (гнев, страх, злость, беспокойство), если они подавляются человеком, имеют свойство накапливаться в организме в виде токсинов. Аюрведа учит, как освобождаться от эмоционального напряжения. Эта методика сводится к наблюдению за негативной эмоцией, её осознанию и нейтрализации. Все эмоции связаны с энергиями. Страх – это эмоция Ваты, гнев – Питты, а гордость, жадность и зависть связаны с Капхой. Человек, регулярно подавляющий свои страхи рискует получить заболевания почек. Сдерживание гнева станет причиной болезней печени. Подавление чувства жадности вызовет нарушение работы сердца и селезенки.
  2. Панча карма. Этот принцип используется, когда необходимо физическое удаление слизи, газов или других образований в полости тела. Он подразумевает очищение тела мыслей и эмоций. Название принципа переводится, как «пять действий». Он включает в себя 5 процессов, которые считаются основными: терапевтическая рвота, лечебный приём слабительных средств, приём лекарственных средств через нос, лечебная клизма и очищение крови.

Европейская медицина не признаёт таких подходов. Но всё чаще методики Аюрведы применяются в частных клиниках Москвы и практикуются отдельными специалистами. Это способствует популяризации и распространению аюрведических учений. Всё чаще используется Aurveda в медицине для профилактики разных заболеваний.

Процедуры Аюрведы

Для снижения каждого вида энергии есть свои приёмы терапии. Уравновешивание дош происходит с использованием знаний о свойствах дхату. Так, терапия для снижения Ваты заключается в систематическом применении питательных, согревающих, увлажняющих, приземляющих и успокаивающих процедур. Для снижения Питты полезны охлаждающие, успокаивающие, питающие и умеренно очищающие процедуры. Для подавления Капхи используются облегчающие, стимулирующие, очищающие и осушающие процедуры.

Лечение заболеваний производится с помощью лечебных трав и ароматических масел. Выбирая лечебный метод Аюверды, доктор имеет в своём арсенале такие приёмы:

  • разные виды массажей с использованием всевозможных вспомогательных средств;
  • диеты с учётом внутренних особенностей и биоритмов, окружающих человека;
  • приём натуральных лекарственных средств разными способами;
  • медитации для эмоционального уравновешивания стихий внутри человека.

Огромные возможности очищения и омоложения организма, которые предоставляют методики этой науки сегодня используются в салонах Москвы и других городов России. Исповедуя принципы здорового (в физическом и эмоциональном плане) образа жизни, Аюрведа предлагает не лечить болезни, которые укоренились в организме, медикаментами, только усугубляющими итак ужасное положение. Положительные эмоции и правильное питание, оздоровительные процедуры и взаимодействие с природным окружением – вот основные аспекты в лечение по Аюрведе. Часто они являются более действенными, чем самые дорогостоящие лекарства от официальных медиков.

Многие пациенты, первоначально ознакомившись с информацией об аюрведе, имеют представление о панчакарме как панацее от всех болезней и стремятся ее пройти, думая, что их проблемы со здоровьем будут решены. Однако это не совсем точное представление.

Во-первых, в определенных случаях панчакарма как мощная система очищения организма не показана, поскольку может ослабить организм и усугубить ситуацию. Однако будет полезна другая лечебная программа, которая подпитывает и поддерживает ослабленные органы.

Аюрведические методы лечения подразделяются на облегчающую терапию (лангхана) и тонизирующую терапию (бримхана).

Облегчающая терапия , направлена на разрушение и изгнание из организма излишних субстанций, вызывающих болезненные состояния. Она показана при излишнем весе, зашлаковке организма, возбужденных дошах. Панчакарма относится к этой группе терапевтических методов. Эти методы лечения требуют достаточного количества сил и энергии, поскольку, облегчая, они ослабляют организм.

Тонизирующие методы лечения упитывают и восстанавливают ткани в случае их ослабленности или недостаточности. Они показаны при недостаточном весе, упадке сил, ослаблении или разрушении тканей. Тонизирующая терапия восполняет недостаток энергии и субстанции в организме.

Основное правило в аюрведе: сначала облегчать, а потом тонизировать. Если начать тонизирующую терапию без предварительного очищения, то она будет питать токсины и увеличит избыточные доши, что усугубит состояние больного. Поэтому в большинстве случаев логика построения лечебной или оздоровительной программы – сначала очищаем, а потом тонизируем. Однако в некоторых случаях организм слишком слаб для любых способов облегчающего лечения, тогда с самого начала требуется применение тонизирующей терапии.

Ведущий специалист нашего центра проведет диагностику и составит программу, принимая во внимание все особенности организма и состояния здоровья конкретного пациента. Будет определено, насколько длительной и насколько интенсивной будет облегчающая (очистительная, т.е. панчакарма как таковая) и тонизирующая (восстановительная) часть программы. Обычно даже для практически здорового человека в конце программы 1-2-3 дня отводится на тонизацию и восстановление, поскольку пациенту предстоит длительный переезд домой.

Во-вторых, также нужно отметить другой аспект успеха аюрведического лечения. Это регулярность . Проходить панчакарму, т.е. производить генеральную уборку организма, раз в год полезно любому здоровому человеку. Это предотвратит накопление токсинов и обеспечит долгую и здоровую жизнь человека. Если Вы 30-40-50 лет не занимались уборкой организма, то едва ли можно надеяться, что за 1-2-3-4 недели из тела будут вычищены все залежи токсинов, которые пациент копил десятилетиями. Поэтому лучше всего регулярно проходить повторные курсы панчакармы.

Однако в любом случае после даже одной программы пациент испытает значительное улучшение состояния, почувствует приток сил и энергии, ощутит, что помолодел на несколько лет. Главное не растерять результаты программы впоследствии. Поэтому мы в ходе программы обучаем пациента, как поддерживать и еще более улучшать обретенное состояние в домашних условиях. Если пациент следует нашим рекомендациям, то его состояние продолжает улучшаться или, по крайней мере, не утрачивается.

Желаем Вам обрести в ходе аюрведической терапии и не утратить в дальнейшем удивительные ощущения молодости, гибкости, легкости в теле, равновесия и покоя в уме и сердце, бесконечности и счастья в сознании!

В подразделах этого подпункта меню в дальнейшем будут рассматриваться вопросы лечения отдельных органов и систем организма человека.

В современном мире кожные заболевания встречаются все чаще и чаще. Ребенок без аллергического дерматита постепенно становится явлением уникальным. Взрослые также все больше страдают от всевозможных кожным проблем, включая тяжелые состояния, которые считаются неизлечимыми, например, псориаз, нейродермит, экзема, сыпи и дерматиты аллергического характера. Более мелкие, казалось бы, кожные проблемы, например, акне, фурункулы, прыщи часто вызывают не...

Печень – один из самых крупных и трудолюбивых органов в нашем организме. Помимо продукции желчи, печень выполняет еще не менее 10 других функций. Одна из важнейших – барьерная функция, заключающаяся в очищении крови от ядов, токсинов, аллергенов, избытка гормонов, витаминов, медиаторов, а также токсичных продуктов метаболизма. Аюрведа относит печень к органам Питта доши. «Питта» можно перевести как...

Избыточный вес – настоящий бич современного общества. Сам характер питания, а именно, преобладающая в рационе жирная, сладкая, чрезмерно обильная, а также амагенная пища, приводит к набору веса даже у представителей конституционных типов, не склонных к набору веса. Если прибавить к этому сидячий образ жизни и частый психологический аспект - «заедание» своих проблем вплоть до булемии – то становится...

Тайский массаж широко известен сейчас во всем мире и пользуется большой популярностью. И не зря, поскольку тайский массаж – это система раскрытия и проработки системы мышечно-сухожильных меридианов (тонких каналов), по которым циркулирует жизненная сила, или энергия, человека («ци» по даосской терминологии или «прана» по индийской терминологии). Если циркуляция жизненной силы, или энергии, по системе меридианов, или...

Глаза в современном мире для многих являются одним из основных инструментов рабочей деятельности. Множество профессий связано с использованием компьютера, активно задействуют глаза работники умственного труда (ученые, писатели, научные сотрудники и т.п.), школьники и студенты. Избыточная зрительная нагрузка на глаза, которая только увеличивается при использовании компьютеров и различных гаджетов, приводит к нарушению обменных процессов в...

Причины, профилактика и лечение Сегодня женщины все чаще страдают заболеваниями репродуктивной и половой систем. Встретить в наши дни абсолютно здоровую женщину практически невозможно. Лечение синтетическими препаратами, сильными гормонами, которые нам предлагает современная медицина, зачастую заканчивается плачевно для всего организма. Аюрведа использует в лечении только то, что дает нам Природа, и совсем не использует химию. Если...

Профилактика и лечение Согласно Аюрведе зубы – это зеркало всего организма. Если с зубами возникают проблемы, это говорит о возбужденной вата доше при любой викрити (состояние человека на текущий момент). Так как именно эта доша отвечает за всю костную систему. За состояние ротовой полости отвечает капха доша. На последних стадиях болезни, когда в зубах появляются трещины...

Согласно Аюрведе питание является нашим главным лекарством.

Что такое аюрведа? это система индийской медицины, возникшая около 6000 лет назад, переводится с санскрита как «наука о жизни» и считается упаведой (дополнительной) одной из четырех вед - Атхарва веды. Болезнь в человеке начинается когда в организме нарушается равновесии трех дош - Вата, Питта и Капха, накапливаются шлаки и токсины. Человек считается здоровым, когда доши находятся в сбалансированном состоянии.

Это наиболее древняя из доступных сейчас систем медицины, проверенная опытом многих тысяч врачей, избавивших от болезней и страданий на протяжении многих тысячелетий, огромное количество пациентов. Целью аюрведы является достижение здоровья людей с помощью обретения гармонии и равновесия. Аюрведа, в отличии от западной медицины, делает человека здоровым, а не борется с каким-то конкретным заболеванием. Огромная роль в ней отводится профилактике. Для достижения здоровья всего человеческого организма необходимо достижение физиологического и психического равновесия, гармония мыслей, понимание законов природы и духовное развитие.

Европейская медицина наилучшим образом справляется острыми заболеваниями и травмами, требующими немедленного, порой хирургического, вмешательства. Жители Запада, главным образом же страдают от сердечно сосудистых заболеваний, ринитов, ожирений, артритов, различного вида опухолей, больной психики – последствий часто повторяющихся стрессов, наркомании, алкоголизма и некоторых других болезней. Индийская медицина Аюрведа - это комплексная система знаний, в которой одними из основных лекарств являются правильной поведение и стиль жизни. Исцеление осуществляется с помощью растений и минералов, йоги и медитации.

Согласно древней индийской философии материя состоит из пяти первоэлементов - панчамахабхут: земля (притхви), вода (джала), огонь (агни), воздух (ваю), эфир (акаша). На основании комбинаций панчамахабхут образуются доши - это патофизиологические факторы, поддерживающие человеческое тело подобно угловым столбам, поддерживающим дом.

Эфир и воздух образуют дошу Вата, отвечающую за вдох и выдох, движение, циркуляцию в организме различных субстанций и выведение продуктов распада.

Огонь и вода образуют дошу Питта, которая управляет зрением, пищеварением, выработкой тепла в организме, гибкостью, веселостью, интеллектом.

Вода и земля образуют дошу Капха, отвечает за пышность, работу суставов, мужество, выдержку, стабильность, сопротивляемость.

Принципы Аюрведы

Аюрведой сформированы следующие доктрины. Для каждого элемента существует сбалансированное и несбалансированное состояния. Когда Вата сбалансирована, человек энергичный и творческий, но, когда он обладает слишком сильной подвижностью, то, как правило, испытывает тревогу, бессонницу, сухость кожи, склонен к запорам и трудностям при концентрации. Когда Питта является сбалансированной, человек является теплым и доброжелательным, дисциплинированным, хорошим лидером и оратором. Когда Питта выходит из равновесия, человек становится навязчивым и раздражительным, может страдать от расстройства желудка или воспалительных состояний. При сбалансированной Капхе человек приятен, надежен и стабилен, но при выходе Капхи из равновесия, возможно ощущение вялости, склонность к избытку веса, заложенность пазух.

Важной целью "науки о жизни" является определение идеального состояния баланса дош в организме, определение, когда они находятся вне баланса. Восстановление сбалансированного состояния осуществляется путем использования диеты, лекарственных трав, ароматерапии, массажа, музыки и медитации.

Статьи по Аюрведе

Аюрведа представляет собой знание о жизни с учетом всех ее многогранных аспектов. Объектами ее изучения является не только жизнедеятельность нашего физического тела, но также ум и душа. Тело, ум и душа являются тремя составными частями, на которых основывается аюрведическая терапия. Аюрведа придерживается целостного взгляда на человеческую жизнь и методы поддержания ее здоровья. Только если тело, ум и душа находятся в гармонии с мирозданием и друг с другом, можно достигнуть совершенного здоровья.

Целостность аюрведического подхода заключается также в том, что человека рассматривается не только на индивидуальном уровне, но и на социальном, определяются не только пути достижения личного благополучия, но и большое внимание уделяется гармонии общества и личности. Человеческая жизнь в социальном плане может быть плохой или хорошей, а на личностном плане - счастливой или нет. Хорошая жизнь способствует общественному процветанию, а плохая, как правило, оказывает противоположное воздействие. Здоровый человек является счастливым, а больной - несчастным.

Теория тридоша основывается на универсальных законах природы, на концепции о том, что на тело человека действуют те же законы, что и ко всему окружающему миру. Три доши, являющиеся тремя жизненными принципами, отвечают не только за физиологические функции организма, но и за поведенческие факторы и умственную деятельность. Три гуны (качества ума) взаимодействуют с тремя дошами. Древняя индийская медицинская наука Аюрведа рассматривает тело и ум человека в их взаимном единстве, не анализируя организм по отдельным частям.

Важное внимание в Аюрведе придается индивидуальной конституции человеческого организма, различной у многих людей. Выбор методов лечения осуществляется в соответствии с конституциональным типом человека. В целом, ведические методы поддержания здорового состояния организма направлены на осуществлении помощи природе в восстановлении равновесия тела и ума. Равновесием ума подразумевает под собой гармоническое состояния трех качеств ума - гун: саттвы, раджаса и тамаса. Аюрведой определена следующая концепция, исцеление человека подразумевает под собой не подавление симптомов болезни, а приведение тела в состояние гармонии.

Здоровье - нормальное состояние человека, а целью аюрведического лечения является восстановление этого состояния путем использования правильного питания, лекарственных препаратов, определенных физических упражнений и т.п.

Аюрведическая медицина является составной частью культуры Индии. На принципах аюрведы основана индийская кулинария. Эти ведические принципы определяют каждодневную жизнь людей, их ритуалы и традиции. Праздники и свободное время организуются так, чтобы здоровье людей в меньшей степени затрагивали перенапряжения и стрессы.

Древние источники Аюрведы

- Чарака самхита датированна приблизительно 150 г. н. э. Является самым древним из дошедших до нас аюрведических текстов, представляет собой основной труд по терапии (Кайа чикитса). Здесь детально описаны знания о естественных законах существования человека. Подробно описаны методы диагностики и лечения множества заболеваний и процедура Панчакарма. В Чакара самхите описано множество препаратов растительного и животного происхождения, несколько десятков препаратов состоящих из минералов, даны рецепты лекарств с описанием процедуры их изготовления и применения.
- Сушрута самхита - 350 г. н. э. Сушрута рассказывает о более 1000 болезней, 700 лекарственных растениях, 100 препаратах животного и минерального происхождения. Трактат содержит 186 глав и посвящен правилам лечения, теории тридоша, описанию хирургических инструментов, объясняет воздействие различных времен года на людей и растения. Некоторые главы посвящены анатомии, патологии, токсикологии, терапии различных заболеваний, способам очищения и омоложения человеческого организма.

- Аштанга самграха - дата создания варьируется от 200 до 500 годов н.э., написана Вагбхатой. В этом труде описываются восемь направлений аюрведы;
также написана Вагбхатой и датируется ориентировочно IV веком н. э. Этот текст изучается врачами Аюрведы в Индии и многих других странах. Он переведен на тибетский, китайский, персидский, арабский и другие языки. Аштанга хридая самхита содержит шесть разделов, общее количество глав составляет 120.

Корнем всех болезней является оторванность человека от полного целого, от не понимания своего места в нем.

- Шарангадхара самхита - написана как руководство для врачей в XIII веке;
- Мадхава нидана ;
- Бхава пракаша - написана в 1558 году Бхава Мишрой. Эта самхита является руководством по этиологии, симптоматике, терапии;
- Харита самхита ;
- Кашьяпа самхита ;
- Бхела самхита .

состояние вызвано нашим образом жизни, поэтому знания, накопленные в Аюрведических текстах снова становятся популярны.

Главная цель науки - поддержание здоровой жизни каждого человека. Предписания относительно образа жизни, питания, лечения и прочего основаны на филосовском восприятии законов мироздания и течения энергий. Как искусство, Аюрведа ведет человека к духовному росту и самосовершенствованию. А как наука, - помогает заглянуть в самые потаенные уголки человеческой личности: тела, ума, характера. В отличие от материалистических представлений современной науки, которые заканчиваются лишь на строении нашего грубого тела (физической оболочки), законы Аюрведы учитывают индивидуальные особенности каждого человека на физическом, ментальном и эмоциональных уровнях. Достижение гармонии на всех этих уровнях и определяет наше здоровье и счастье.

Думаю, Вы согласитесь, что каждый человек неповторим, со своей судьбой, со своими взаимоотношениями с окружающим миром. Поэтому и лечение должно быть сугубо индивидуальным. Это еще одно кардинальное отличие от традиционной медицины. Аюрведческий врач лечит не столько болезнь, сколько налаживает работу всего организма, устраняя первопричину заболевания. Для этого составляется целостная картина жизни пациента, его привычки, стиль жизни, питание и симптомы. Причина болезни не всегда кроется на физическом плане, поэтому процесс выздоровления начинается с изменения сознания, изменения установок и разрешения ментальных проблем. Для пациента подбирается особая диета, которая призвана уравновесить тонкий план вернуть в состояние пракрити, - природного соотношения трех дош человека.

Для лечения и предупреждения болезней аюрведический доктор использует 6 основных принципов :

  • Подбирает диету;
  • Дает рекомендации относительно образа жизни (режим, специальные упражнения);
  • Готовит лекарственные средства на основе трав, кореньев, и других продуктов. Знания об методах врачевания передаются исключительно от учителя к ученику;
  • Проводит Панча-карму - процедура очищения организма с помощью травяных и масляных массажей, паровых бань, пропитывания тела маслом, выведения токсинов, лечебных клизм и т.д.;
  • Назначает травяные лекарственные сборы - для лечения и предупреждения болезней;
  • Проводит процедуру Марма - точечное воздействие на организм, помогающее устранению заболеваний на грубом и тонком уровнях.

В Аюрведе принято считать, что болезнь - это очевидный процесс, с помощью которого тело подсказывает нам о дисгармонии с окружающим миром и неестественной для нас жизни. Грубое физическое вмешательство в работу нашего тела лишь на время способно отсрочить проявление болезни, либо перевести ее в другое русло.

Главный девиз аюрведы - не навредить!

Аюрведическое лечение не только предупреждает и лечит заболевания, но еще и ежедневно контролирует поведение и психологическое состояние конкретного человека. Аюрведа не ограничивается лечением отдельных частей тела, а, в основном, влияет на весь организм. Самое большое преимущество аюрведы в том, что она не имеет каких-либо побочных эффектов.

Аюрведа - это сырье из натуральных компонентов.

Листья лечебных трав применяются при изготовлении травяных ванн, а корни перетирают в целебный порошок для ароматерапии, из семян и плодов выжимаются масла, необходимые для массажа. Самые важные процедуры, которые предлагает аюрведа - это травяные ванны и массаж, а также диеты.

В этой медицинской системе подход к каждому пациенту индивидуальный и строится на основе его, пациента, конституции (пракрити) и психо-физиологических параметров, в частности, после тщательно проведенного обследования. Кроме привычных нам методов диагностики Аюрведа использует такой метод, как пульсовая диагностика весьма эффективный, хотя и сложный: чтобы овладеть им, врач-аюрведист должен учиться семь лет.

Лекарственные препараты или лечебные процедуры подбираются индивидуально, в аюрведической практике используются исключительно природные, естественные средства: гхи (топленое масло), лекарственные растения (более 3000!), специи, минералы, металлы, благодаря чему эти лекарства не имеют вредных побочных эффектов. Широко используются такие методы, как разнообразные виды массажа (с маслом, с растертыми в порошок лекарственными растениями), парильня. Не пренебрегает Аюрведа и такими средствами для духовного здоровья, как религиозные практики (пение мантр и религиозных гимнов, поклонение божествам), медитации.

В настоящее время аюрведа привлекает внимание как решение проблем токсикации, укрепления иммунитета, успешной профилактики, а также непомерной стоимости диагностики и лечения.

Процедуры аюрведы

Известны следующие терапевтические методы, которые применяются как по отдельности, так и в комплексе:

Дхара - Масла, молоко с лекарствами или настои особым образом льют на лоб (сиродхара используется при лечении хронических головных болей, бессонницы, умственном напряжении, истерии, галлюцинациях) или на все тело пациента (дханьямла дхара помогает при хемиплегии, параличе, ревматизме и др).

Снехапанам - применяется при остеоартритах, лейкемии и др. Определенное время, дней 8-12, пациент принимает гхи с лекарствами, во всевозрастающем количестве.

Сировасти - применяется при сухости в носу, рту и горле, сильных головных болях, параличах лица. Теплые масла с травами наливаются в открытый кожаный головной убор, плотно прилегающий к голове.

Пижичил - это уникальная аюрведическая процедура заключается в том, что подогретое масло особым образом, соблюдая некий ритм, льется на тело пациента от часа до полутора часов в день, на протяжении 1-3 недель. Лечение это проводится на особом столе, сделанном из цельного куска Strychnis Nuxvomica (дерева, которому приписываются особые целительные свойства). Эта процедура помогает при ревматических болезнях вроде артритов, параличей, гемиплегии, сексуальной и нервной слабости, нервных болезнях и др.

Нджаваракиж и в процессе этой процедуры пациента заставляют потеть, прикладывая к его телу муслиновые мешочки с целебными препаратами. Это помогает при разных типах ревматизма, болях в суставах, истощении, высоком кровяном давлении, высоком уровни холестерина и некоторых видах кожных заболеваний.

Удвартанам - эта процедура известна как "порошковый массаж" и весьма эффективна при ожирении, хемиплегии, параличе, кожных болезнях, проблемах с циркуляцией и др.

Абхьянгам - особый тип масляного массажа, при котором массажист совершает движения сообразно направлению циркуляторных каналов в организме пациента. Эта процедура помогает при ожирении, потускнении кожи, бессоннице, усталости и др.

Вообще, аюрведический массаж имеет несколько разновидностей: всего тела и отдельных частей, масляный или порошковый (с измельченными травами), ножной или ручной.

Насьям - в ходе этой процедуры фруктовые соки, целебные масла и др. вводятся в нос пациенту в течение 7-14 дней. Эта процедура весьма эффективна при лечении некоторых видов головных болей, параличе, умственных расстройствах и некоторых разновидностях кожных болезней. Эта процедуры входит в состав панчакармы.

Кижи - целебные травы, целые или измельченные, вымачивают в теплых целебных маслах и прикладывают к телу или к определенным его частям. Процедура продолжается около трех четвертей часа в течение 1-2 недель. Эта процедура помогает при остеоартритах, травмах и др.

Кативасти - специально приготовленные теплые целебные масла накладываются на поясницу. Помогает при всех видах боли в спине и проблемах с позвоночником.

Уровасти - то же самое, но масла накладываются на грудь. Эффективно при астме и других респираторных заболеваниях, сердечных болезнях и болях в грудной клетке.

Кширадхумам - пар подогретой смеси лечебных настоев и коровьего молока направляется через трубку на тело или части тела пациента. Весьма полезно при лицевых параличах, птозах и нервных болезнях.

Талам - особый порошок, смешанный с лечебным маслом, накладывается на макушку головы. Помогает при болезнях уха-горла-носа, бессоннице, мигренях и др.

Лепанам - травяная паста прикладывается к поврежденной части тела. Полезно при разных типах воспалений, кожных заболеваниях, артритах, подагре и др.

Талапотичил - измельченные лекарственные растения прикладывают к коже головы. Эта процедура показана при бессоннице, преждевременном поседении и других проблемах с волосами и кожей головы.

Сведакарма (Парильня) . В парильне из тела удаляются вредные вещества, улучшается состояние кожи. Эта процедура также рекомендуется людям, страдающим избыточным весом или некоторыми ревматическими болезнями.

Комплексные программы

Шодхана Чикилса (Очистительная терапия). Цель очистительной терапии - удаление из организма отходов, мешающих его нормальной жизнедеятельности. Одна из основных методик этой терапии - панчакарма (санскр. "пять очищающих процедур") - включает в себя широкий спектр процедур, уникальный по своему методу и применению. Этот мощный метод детоксикации, очищения и омоложения организма. Другие методы, применяемые в комплексе Шодхана Чикилса (длительностью в 15 дней) массаж, снехапанам, насьям, виречанам, шехавасти, дхара, пижичил, нджаваракижи, карнапуранам, тарапанам, сировасти, парильня, приме лекарств внутрь.

Расаяна Чикитса (Омолодительная терапия). Возвращает упругость коже и телу в целом, усиливает сопротивляемость организма. Включает в себя массаж головы и лица с целебными маслами и кремами, масляный массаж тела, руками и ногами, прием лекарственных средств внутрь, паровую баню, а также ванны с травами. Терапия продолжается от 7 до 14 дней.

Каякалпа Чикитса (Лечение, целью которого является усиление иммунитета и долгожительство). Используется для замедления процессов старения. Продолжительность 28 дней. Включает в себя расаяну (специальные аюрведические лекарства и диета), панчакарму и сведакарму, а также еще несколько видов терапии (массаж, снехапанам, виречанам, насьям, снехавасти, дхара, пижичил, нджаваракижи и др.) Наиболее эффективно для лиц до 60 лет.

Псевдонаукой, обычным кликушеством, в лучшем случае паранаучным учением. ВОЗ относит её к народной медицине. Это учение затрагивает проблему, имеющую огромное значение для всего человечества. Она заложена в самом слове «аюрведа». С санскрита его можно перевести как науку о жизни. И не просто о жизни, а долгой жизни.

Основные принципы и цели аюрведы

Аюрведическая медицина предполагает ряд мер, направленных на укрепление здоровья. Они считаются альтернативным вариантом традиционной медицины и ориентированы не только на прямое воздействие на какой-либо патологический очаг, но и на достижение общей гармонии, включающей также душевную лёгкость, так называемое «непрерывное счастье».

«Чарака-Самхита», древний индуистский медицинский трактат по , рассматривает любого человекав виде части Вселенной. Связь с ней имеет мистический характер, при определённых условиях ведущий к возрождению телесного начала при помощи ума и души, которые способны корректировать органы восприятия и приостанавливать процессы старения и смерти.

Опираясь на эти воззрения, индийская медицина – аюрведа выработала целый комплекс мероприятий, призванных защитить организм от преждевременного разрушения. В сочетании непосредственно с лечебными средствами и здоровым образом жизни они включали в себя умственное и духовное развитие, без которых невозможны социальный комфорт и спокойное существование, потому что окружающая среда и есть основной источник разрушительных стрессов.

Практическая эффективность существующих медицинских методик данного учения не вполне очевидна. В научном мире это объясняется как недостатком фактического материала, свидетельствующего в пользу , так и наличием сомнительных данных, говорящих об искусной подтасовке позитивных результатов, нежели о действительном выздоровлении пациентов. Также целители часто используют при лечении аюрведой препараты, содержащие соли тяжёлых металлов, в больших дозах способные вызвать серьёзные заболевания почек и печени, а также аллергию.

Истина находится где-то посередине между позитивом и негативом. Рациональное зерно аюрведы, как и любого учения с оттенком религиозности, отталкивается от убеждения каждого человека в том, что существует возможность продления жизни, хотя бы потому, что есть такое желание. А желанием управляет разум. Остаётся только научить разум целенаправленно направлять желания в нужное русло. Что и является целью аюрведческой медицины.

История возникновения Аюрведы

Согласно легенде, возникшей в Индии и отмеченной в Ведах, составлявшихся на протяжении XVI-V веков до новой эры, Аюрведа как медицинская наука стала плодом размышлений семи мудрейших святых, которые сумели проникнуть в тайны Вселенной и обрести всеобъемлющие познания о жизни. Один из этих мудрецов, Бхарадваджа, получил свои знания через посредство бога войны Индры от Аршвинов, близнецов. Они стали великими врачевателями с помощью самого Брахмы, верховного бога, поведавшего тайны медицинской науки их покровителю, богу Дакше.

Основателем аюрведы, по преданиям, стал Дханвантари. Он упомянут в Ведах и в трактате Бхагавата-турана. Его вклад в медицину заключался не только в молитвах и в здоровье своих подопечных, хотя это считалось изначально важным. Дханвантари обладал еще и обширными познаниями в консервативных и оперативных способах лечения различных болезней, травм. Им впервые использовались в качестве антисептика хна, куркума, поваренная соль и травы.

Наиболее полные, уже относительно научные сведения, касающиеся медицины, встречаются в «Атхарваведе» – «Веде заклинаний», последней из четырех. Перед ней последовательно, следуя определённой логике, появлялись остальные:

  • «Веда гимнов» (Ригведа);
  • «Веда жертвенных формул» (Яджурведа);
  • «Веда песнопений» (Самаведа).

Атхарвана в отличие от гуморальной теории древних греков, где человеческое здоровье было зависимо от равновесия в теле человека 4 «гуморов» (жидкостей) – крови, флегмы, черной и желтой желчи, которым соответствовали 4 стихии: воздушная, водная, земная и огненная, не только указала на причины болезней, но и нашла конкретные лекарства для их устранения. Она сделала такую попытку.

«Атхарвану» дополнили «Сушруты», тоже медицинский трактат, но созданный несколько позже, в пураническую эпоху. Опираясь на достижения предшественников, авторы нового учения развили их опыт. Так они предположили, что причиной распространённой в те времена проказы являются не вода, воздух, огонь или земля,– стихии, на влияние которых обычно ссылались в древности, характеризуя здоровье, а маленькие, не заметные глазу существа – микробы. Для избавления от них предлагалась раджаниа ушадха – лишайник, имеющий свойства антибиотика.

Именно так на протяжении целых эпох вырабатывался основной принцип аюрведы: сначала находилась причина болезни, затем методом проб и ошибок определялись средства для её устранения. Одновременно изучались возможности внутренней жизненной энергии человека, которая отвечает за его физиологию и психическую деятельности. Эта энергия получила название «доша».

Научные источники Аюрведы

Базовой теоретической основой учения являются девять научных трудов:

  1. Аштанга-хридая-самхита;
  2. Бхава-пракаша-самхита;
  3. Бхела-самхита;
  4. Кашьяпа-самхита;
  5. Мадхава-нидана-самхита;
  6. Харита-самхита;
  7. Шарнгадхара-самхита;
  8. Сушрута-самхита;
  9. Чарака-самхита.

Особого внимания из них заслуживают два последних трактата и Аштанга-хридая-самхита, написанная в VI веке новой эры. Её автор, ШримадВагбхата, обобщает достижения предшественников.

Чарака-самхита создана в середине II века новой эры. Здесь даны описания консервативных методов лечения многих заболеваний внутренних органов, а также приведены сведения о соответствующих лекарственных снадобьях. Их более шестисот, и все только естественного происхождения – из животной, растительной и минеральной природы.

Свойства этих веществ и сферы, в которых их можно использовать, изложены в пяти специализированных разделах, включающих лечение:

  • открытых и закрытых ранений;
  • болей в голове, пороков зрения, осязания и слуха;
  • болезней внутренних органов;
  • психических расстройств;
  • детских заболеваний.

Также три раздела посвящены:

  1. средствам, препятствующим старению;
  2. противоядиям;
  3. эликсирам, повышающим мужскую потенцию.

Сушрута-самхита, появившаяся в середине IV века новой эры, посвящена преимущественно хирургии. Этот труд описывает свыше 300 методик оперативного исправления различных пороков, а также необходимые для этого инструментарий и лекарственные средства.

Учение в эволюционном развитии

Всплеск расцвета Аюрведы совпадает с периодом от 327 года до новой эры до 759 года уже нового времени. Это время было золотым веком индийского буддизма и связанного с ним естественнонаучного освоения жизни – анатомии. Исследователи подсчитали и изучили в человеческом теле все кости, сухожилия, мышцы, суставы, органы чувств, а также кровеносные сосуды и нервы. Было получено первое впечатление о потенциальных возможностях человека.

Физиологическое взаимодействие всех частей и систем организма, как считали древние врачеватели, происходит посредством:

  • ватта, олицетворяющей ветер, который объединяет пространство за счёт перемещения воздуха;
  • питта – желчной составляющей, ответственной за повышение и понижение температуры, как огонь и вода;
  • капха – органов выделения, в том числе слизи, необходимых за выведение из тела вредных веществ;
  • марман – чувствительных зон: области паха, ладоней, ступней ног, на которые спроецированы многие нервные окончания.

Сушрута, один из самых знаменитых целителей Аюрведы, уверял, что если врачеватель знаком со свойствами и силой воздействия трав, кореньев, огня, ножа, тяжёлых металлов, а также молитв, его можно сравнить с Богом.

В то же время в индийской медицине возникли две школы: Таксильская (западная), специализировавшаяся на консервативном лечении (терапии), и Кашинская (восточная), которая сосредоточила свои усилия на оперативном вмешательстве в ход течения болезни (хирургии).

Средние века, в период с VIII по XIII новой эры, характеризуются в Индии углублённым изучением медицинской тематики. В начале этого периода появилась Ругвинишчая – пособие по исследованию болезней. Его составил Мадхавакара, один из самых вдумчивых апологетов аюрведы. Им был впервые поставлен вопрос о правильной диагностике заболеваний и её роли в эффективном лечении патологий.

В последующем учёные и практикующие врачеватели обратили внимание на значение пульса для диагностики сердечно-сосудистых болезней и общего состояния пациента. Была выявлена показательная диагностическая роль и других симптомов.

XVIII-XIX века стали для индийской медицины эпохой упадка. Вследствие колонизации Индии Британской империей Аюрведа соприкоснулась с практикой европейских медиков. Их достижения оказались более совершенными и востребованными среди индусов.

На что способна Аюрведа в настоящее время

Приобретя независимость после Второй мировой войны, Индия, а с нею и местная медицина получили второе дыхание. Опыт общения с мировой наукой позволил Аюрведе сделать резкий технологический скачок, выделивший её из конкурентов в своей области. К концу XX столетия модернизированное учение древних индусов стали изучать в Европе, США, Израиле, России.

Благодаря этому в практику современной медицины вошли:

  1. диагностические процедуры, ориентированные на пульс и дыхание;
  2. комплексы лечебного питания, основанные на специальной диете;
  3. клизмы, очищающие желудочно-кишечный тракт;
  4. контрастный душ и принятие ванн, настоянных на лечебных минералах и травах;
  5. иглоукалывание, активирующее иммунитет и обмен веществ путём воздействия на энергетически важные точки кожи на мягких частях тела и позвоночнике;
  6. массаж;
  7. отдельные виды физиотерапии;
  8. щадящая хирургия.

Популярен у многих стал лечебный туризм, связанный с Аюрведой. Организуются специальные туры в Индию, дающие возможность полностью или частично избавиться от патологий, неподвластных традиционной медицине. Среди них:

  • некоторые формы артрита;
  • хронический варикоз вен нижних конечностей;
  • врождённая глаукома;
  • сахарный диабет;
  • обширный кандидоз;
  • псориаз.

Достаточно эффективно с помощью аюрвердических методик лечится гипертиреоз. При этой эндокринной патологии щитовидная железа теряет способность вырабатывать свой гормон тироксин, регулирующий обмен веществ, в необходимом количестве. Это приводит к ухудшению общего состояния, половому бессилию и утрате работоспособности.

По статистике ВОЗ, это заболевание поражает женский организм в 19 раз чаще, чем мужской, поэтому женщины, не нашедшие выхода в традиционных методах лечения своего недуга, склоняются к услугам туристической аюрведы особенно охотно.

Заключение

Можно по разному относиться к необыкновенным возможностям Аюрведы как медицины, но её огромнейшая историческая практика показала наглядно: иногда она становится более эффективной, чем традиционное лечение. Выбор каждый делает сам. Поэтому, предпринимая какой-то шаг, следует взвесить все за и против.

Вам также будет интересно:

О чем говорит сон с котятами?
В реальной жизни котята вызывают у многих только положительные эмоции. Однако котенок,...
Кем на самом деле был барон мюнхаузен
Биография немецкого барона со сложно произносимой фамилией Мюнхгаузен полна небывалых...
Юлий Цезарь, Гай – краткая биография
Гай Юлий Цезарь (Gaius Iulius Caesar) – полководец, политик, литератор, диктатор, верховный...
Василий сталин с женой. Журнальный мир. Как можно лишить того, к чему не имеешь отношения
У Иосифа Сталина были напряженные отношения в семье. Перенеслось это и на детей. Кто такой...
Модальный глагол Would в английском языке: употребление, перевод, чем отличается от will
Две формы, которые мы используем в англоязычной речи. Это форма настоящего времени – will ,...