Сайт о холестерине. Болезни. Атеросклероз. Ожирение. Препараты. Питание

Знаменитые русские судебные ораторы Ораторы 19 века

Понятие «премия» и основания для ее выплаты Премия есть одной из самых

Волшебные ритуалы и обряды в полнолуние

Как распознать ведьму — признаки, предупреждающие зло Сумеречная ведьма какая она магия

Из чего производят инсулин

Эстрада ссср Советские эстрадные певцы 60х 70х годов

Государственный комитет по чрезвычайному положению Мнение бывших участников гкчп

Жареная треска на сковороде

Салат из кольраби: рецепт с яйцом и с майонезом (фото)

Готовим заливное из говядины: рецепт с фото

Сыр осетинский - описание пищевой ценности этого продукта с фото, его калорийность Сыр осетинский рецепт приготовления в домашних условиях

Пикантный салат украсьте

Рецепт с курагой Овсяные хлопья с изюмом рецепт

Международная номенклатура алканов

Обеспечение клеток энергией

Шизоидное расстройство личности у детей.

В пубертатном возрасте завершается формирование дисгармоничных личностей, называемых также психопатическими и отличающихся от нормальных тем, что им трудно безболезненно для себя и для других приспособляться к окружающей среде. Эти постоянные свойства, хотя и могут в течение жизни усиливаться или развиваться, однако резко не меняются. Они определяют весь психический облик индивида. Диагноз психопатии ставится на основании следующих признаков:

1) тотальность патологических черт характера, проявляющихся в обычных и
стрессовых ситуациях;

2) стабильность патологических черт характера, сохраняющихся на протяжении всей жизни;

3) социальная дезадаптация как следствие патологических черт характера.

Наряду с наследственными психопатиями у подростков под влиянием неправильного воспитания или продолжительного плохого влияния завершают свое формирование различные формы патохарактерологического развития (приобретенные психопатии). Наиболее яркое выражение приобретают органические психопатии - следствие пренатальных, перинатальных и ранних постнатальных поражений мозга. Здесь описаны формы личностных расстройств.

Параноидное расстройство личности характеризуется чрезмерной чувствительностью к неудачам и отказам; недовольством кем-либо, то есть отказом прощать оскорбления, причиненный ущерб; подозрительностью и неверным истолкованием нейтральных или дружеских действий людей, как враждебных или подозрительных; воинственным отношением к своим правам, вне соответствия с фактами; неоправданными подозрениями относительно верности партнера; отнесением всего происходящего на свой счет; подозрениями о существовании заговоров против его личности. Самая характерная черта - образование сверхценных идей, которые определяют всё их поведение, что связано с уверенностью в собственной значимости, односторонностью восприятия действительности, недостатком критики, субъективностью и аффективной окрашенностью мышления. К их числу относятся идеи о наличии несуществующего заболевания, о несправедливом к ним отношении, о необычном изобретении, идеи ревности, воздействия.

Шизоидное расстройство личности , аутистическая психопатия, отличается дисгармонией развития, отсутствием единства, противоречивостью эмоций, стремлений и поступков. Такая личность не способна испытывать удовольствия, отличается сдержанностью, эмоциональной холодностью, неспособностью проявлять теплые чувства и сопереживать другим. У нее ослаблена ответная реакция на похвалу и порицания, незначителен интерес к сексуальным контактам. Имеется склонность к фантазиям и деятельности в одиночку, уходу в себя, затруднению установления доверительных отношений. Не учитываются правила отношений между людьми, а в связи с этим и возникают эксцентричные поступки. Нет стремления иметь близких друзей, и из-за этого они отсутствуют.

Диссоциалъное расстройство личности , неустойчивая или безвольная психопатия, характеризуется несоответствием поведения социальным нормам, бессердечным равнодушием, безответственностью и пренебрежением к морали, неспособностью поддерживать прочные деловые, дружеские, семейные и сексуальные взаимоотношения при отсутствии затруднений в их становлении. Эти личности плохо переносят неудачи, агрессивны, неспособны испытывать чувство вины и извлекать уроки из ошибок и ситуаций, приведших к наказаниям. Они не реагируют на обвинения окружающих, а своим проступкам дают благовидные объяснения, уклоняются от учебы, труда, стремятся к удовольствиям, участию в асоциальных компаниях, где они оказываются на подчиненных ролях.

Эмоционально неустойчивое расстройство личности , импульсивная, или взрывчатая психопатия, характеризуется изменяющимся и капризным настроением, неожиданными действиями без учета возможных последствий, конфликтностью, нередко сопровождаемой драками, в особенности, при осуждении другими их импульсивных поступков. Возникают вспышки неконтролируемой ярости и жестокости. Отсутствует планирование чего-либо заранее и умение предвидеть будущие события. Способность устойчиво работать появляется, только если за это следует вознаграждение. Склонность к созданию напряженных (неустойчивых) отношений с другими может приводить к эмоциональным кризисам и осложняться угрозами самоубийства или самоповреждениями.

Истерическое расстройство личности , демонстративная психопатия, проявляется дисгармоничностью развития личности при наличии выраженных признаков детскости. Истероиды отличаются жаждой внимания, преувеличенными эмоциями, создающими впечатление глубины переживаний, театральностью поведения, внушаемостью, подчиняемостью, поверхностной, бурной и изменчивой эмоциональностью, жаждой признания. Они стремятся к такой деятельности, которая не ослабляла бы к ним интереса, чрезмерно озабочены своей физической привлекательностью, склонны к демонстративным попыткам к самоубийству.

Психастеническое расстройство личности , тревожно-мнительная психопатия, отличается нерешительностью, склонностью к сомнениям, озабоченностью деталями, порядком, стремлением все делать наилучшим образом, что часто препятствует выполнению задач. Психастеник чрезмерно ответственен, неадекватно озабочен продуктивностью своей деятельности в ущерб удовольствию, необычно педантичен, привержен социальным условностям, упрям, требователен к окружающим, чтобы они все делали в точности также как и он сам. Переживает постоянную тревогу за свое будущее. Нередко появляются навязчивости. Из-за нетерпеливости нередко совершаются скоропалительные действия тогда, когда требуется осмотрительность.

Тревожное расстройство личности , сенситивная психопатия, имеет такие черты, как постоянное чувство напряжения и мрачные предчувствия, представления о своей неприспособленности к жизни, отсутствии физической привлекательности и умственных способностей. Существуют чрезмерные опасения подвергнуться критике или пересудам, нежелание вступать во взаимоотношения без уверенности не быть отвергнутым или поднятым на смех. Характерны также самоограничения в стиле жизни для поддержания чувства безопасности, уклонение от общественной или профессиональной деятельности, связанной с многими межличностными контактами из-за опасения неодобрительного к себе отношения.

Зависимое расстройство личности , конформная личность, характеризуется потребностью иметь опекуна, перекладыванием на других ответственности за те или иные изменения в жизни, ограниченной способностью к принятию повседневных решений, подчинением собственных нужд потребностям людей, неспособностью предъявить разумные претензии лицам, от которых зависят, переживанием беспомощности в одиночестве из-за неспособности к самостоятельности, страхами быть покинутым тем, с кем имеется тесная эмоциональная связь.

Лечение расстройств личности . Медикаменты применяются лишь при декомпенсациях для купирования дисфории, тревоги, депрессии, при повышенной возбудимости или нарушенных влечениях. С этой целью назначают аминазин (25-75 мг в/м), тизерцин (25-75 мг в/м), седуксен (20-40 мг в/м), неулептил (30-90 мг), сонапакс (25-200 мг), нозепам (30-60 мг). Медико-педагогические меры должны сочетаться с психотерапией.

Диспансеризация . Подростки с умеренно выраженной психопатией относятся к группе Д-3 и осматриваются не реже 2 раз в год. Тяжелая психопатия и состояния декомпенсации требуют лечения.

Экспертиза . Подростки в зависимости от тяжести психопатии и наличия или отсутствия декомпенсации относятся к 5-й или 4-й группам здоровья. Профилактикой должны быть коррекционно-педагогические меры и психотерапия. При тяжелой и декомпенсированной психопатии подросток не может работать на производстве. Подростки с резко выраженными, не поддающимися компенсации психопатиями, не годны к военной службе. Подростки с умеренно выраженными личностными расстройствами, с неустойчивой компенсацией ограниченно годны к военной службе.


Под расстройством личности подразумевается широкий круг нарушений психических функций, проявляющихся главным образом отклонениями в формировании характера и поведения, включая особенности стиля жизни и способа отношения к себе и к другим.
Как аномалии характера, так и отклоняющееся (девиантное) поведение могут иметь разное происхождение и далеко не всегда представляют собой болезненное расстройство. Чаще всего они бывают обусловлены социально-педагогической запущенностью, неблагоприятными влияниями окружающей среды. Безусловно болезненными и, следовательно, относящимися к компетенции медицины следует считать такие отклонения в развитии характера и поведения, в основе которых лежит совокупность патогенных социальных и биологических факторов, включая дизонтогенез центральной
Частная психиатрия
Функциональны е психогенные заболевания
нервной системы и грубые дефекты воспитания в первые годы жизни ребенка, когда происходит становление базовых свойств личности человека. Совокупное действие этих факторов приводит к тому, что отклонения в характере и поведении оказываются стойкими и проявляются на последующих этапах жизни, даже если условия ее оказываются достаточно благоприятными. Субъект с аномальными свойствами характера ограничен в свободе выбора того или другого поведения, тех или иных действий, он слабо осознает их мотивы и не умеет рассудительно планировать свои поступки и управлять ими. В подобных случаях речь идет о так называемых или пси-хопатиях. В МКБ-10 они относятся к. Критерии их диагностики, позволяющие отграничивать их от непатологических форм отклоняющегося характера и поведения, сводятся к следующему:
а) аномальные черты характера и поведения проявляются с раннего детского возраста и сохраняются в течение всей жизни субъекта, усиливаясь под влиянием трудных жизненных обстоятельств и несколько сглаживаясь при благоприятных условиях;
б) дисгармония душевной жизни проявляется практически во всех ее сферах, а не только в аффективных реакциях и поведении. Так, у психопатического субъекта может быть необычный, оригинальный образ мышления, в котором романтические взгляды и бескорыстие соседствуют с откровенным цинизмом и презрительным отношением к людям; богатство знаний и развитая речь сочетаются со слабостью конструктивного мышления и неразвитыми практическими навыками, благодаря чему при экспериментально-психологическом исследовании уровень интеллекта оказывается заниженным; отмечается избирательное снижение памяти на лица, имена и фамилии людей при очень хорошей памяти на абстрактные предметы и теоретические знания; походка бывает угловатой, мимика и жесты бывают странными, манерными и т.д.;
в) под влиянием психогении неоднократно в течение жизни возникают декомпенсации, проявляющиеся невротическими или психотическими стрессовыми расстройствами с однотипными проявлениями. Так, например, у криминального субъекта всякий раз при очередном задержании возникает однотипная истерическая реакция в форме синдрома Ганзера с демонстративно нелепым поведением.
Указанные диагностические критерии все же не исключают трудностей в распознавании патологических и непатологи-ческих аномальных свойств характера и поведения. В представлении врача-диагноста всегда существует некий усредненный стандарт личности со свойственными данной культуре региональными, этническими особенностями. Резкое уклонение от этого стандарта, например стремление жить одними удовольствиями и уклонение от любого труда, отсутствие родственных чувств, особо дерзкие хулиганские поступки и жестокость, могут вызвать сомнения в их (нормальный человек так вести себя не станет!); но подобные субъективные оценки не всегда совпадают с клинической реальностью. Поэтому диагностика психопатии требует дополнительных критериев. К ним нужно отнести данные генетического исследования, а также данные акушерского анамнеза, способные выявить возможные поражения центральной нервной системы в качестве одного из проявлений перинатальной патологии. Генетический фактор играет особую роль в происхождении расстройств личности. В пользу этого свидетельствуют данные близнецовых исследований, показавшие, что конкордантность по пси-хопатии у однояйцевых близнецов в несколько раз выше, чем у двуяйцевых. Такое соотношение сохраняется и тогда, когда однояйцевые близнецы с самого рождения воспитываются в разных семьях.
Естественно, что по наследству передается не патологическое поведение, а аномальные биологические свойства головного мозга, являющегося органом психической деятельности. Подтверждением этого служит большая частота обнаруживаемых при ЭЭГ-исследовании больных с психопатиями патологических медленных волн. Аномалии развития часто наблюдаются и в других органах: характерны дипластичес-кое телосложение пациентов, непропорционально длинные
Частная психиатрия
конечности, короткая шея, неправильное строение черепа и зубочелюстной системы, уродства внутренних органов, нарушения гормональной регуляции. С большим постоянством встречаются симптомы вегетососудистой дистонии. Все эти соматические изменения, разумеется, не служат непосредственной причиной патологического формирования характера, но являются косвенным признаком (маркёрами) того, что аномалии развития могли иметь место и в центральной нервной системе. Учет их полезен при установлении диагноза психопатии.
Группа психопатий, возникновение которых связано с воздействием не только социально-средовых, но и биологических факторов, сравнительно невелика и составляет примерно 25-30 % от общего числа лиц, у которых на современном этапе развития психиатрии принято диагностировать расстройства личности (В. Я. Гиндикин). Значительное число этих расстройств падает на так называемые со-циопатии, при которых грубое несоответствие между поведением и господствующими социальными нормами обусловлено средовыми факторами, социальным опытом субъекта. В годы после окончания второй мировой войны во многих странах резко участились случаи неадаптированного в социальном отношении поведения, особенно среди детей и подростков. Общество не могло решить эту проблему традиционными воспитательными и репрессивными воздействиями, и под его давлением в психиатрии стал возрастать интерес к аномалиям характера и поведения, занимающим промежуточное положение между нормой и патологией. Был принят во внимание тот факт, что если социальная среда и воспитание ребенка не несут в себе условий, необходимых для гармоничного формирования личности, это может повести к стойким и необратимым ее изменениям, нарушающим жизненные интересы как самого субъекта, так и общества. Иными словами, социально обусловленное аномальное развитие характера способно дать начало личностным изменениям, проявляющимся в дальнейшем на всех этапах жизни человека. Отношение этих изменений к медицине обосновано недостаточно, но подкрепляется интересами профилактики заболеваний: вызванные семейно-педагогической и
251
в широком смысле социальной запущенностью изменения характера и поведения в дальнейшем могут приобрести свойства стереотипа и проявляют себя по каждому, даже незначительному поводу (например, неоднократные попытки самоубийства, провоцируемые мелкими конфликтами). Такие действия рано или поздно приводят к социальной дезадап-тации субъекта, служат фактором предрасположения к невротическим и психотическим заболеваниям, к развитию алкоголизма и наркомании.
Таким образом, к расстройствам личности принято относить широкую гамму состояний, на одном полюсе которых находятся отклонения в характере и поведении, обусловленные семейно-педагогической запущенностью и неблагоприятными условиями социальной среды, а на другом - аномалии характера, связанные преимущественно с нарушением биологических функций центральной нервной системы. Между ним существует цепь переходных вариантов, в происхождении которых в одних случаях перевешивает роль социальных, в других - биологических факторов.
В практическом отношении к расстройствам личности недопустимо относить такие отклонения в характере и поведении, которые целиком обусловлены неблагоприятными условиями воспитания и социальной среды и при которых отсутствуют клинически выраженные стереотипы отклоняющегося поведения, приводящего к стойкой социальной дезадап-тации. Отступление от этого правила ведет к отрицательным последствиям: необоснованному помещению в психиатрические учреждения и психиатрическому лечению психически здоровых лиц, ограничению прав и обязанностей субъекта (освобождение от воинской службы, от уголовной ответственности в случае совершения преступления, ограничения в приеме на работу и др.). Неправомерное отнесение к расстройствам личности непатологических форм отклоняющегося поведения служит также поводом для пассивности органов образования, правоохранительных органов, администрации и общественных организаций, которые склонны переносить ответственность за исправление этого поведения на медицинские организации ().
Частная психиатрия
1. Расстройства личности в детском и подростковом возрасте
Четыре фактора в современном обществе определяют развитие характера и поведения детей и подростков: семья, референтная группа сверстников, молодежная субкультура и школа. Роль их важна не только сама по себе, но она отражает также социальные и культурные ценности всего общества. Так, влияние семьи, играющее ведущую роль в становлении характера и личности ребенка, фокусирует на себе господствующие в обществе культурные ценности: уважительное или, напротив, скептическое отношение к знаниям и образованности; убеждения в допустимости или недопустимости поведения, ущемляющего права и интересы другого человека; морально-нравственные, религиозные убеждения и многое другое. Все эти факторы, действующие в обществе, незримо присутствуют в семейных отношениях, накладывая мощный отпечаток на установки ребенка в выборе той или иной формы поведения. Даже отрицательное влияние асоциальной группы сверстников не служит первопричиной социальной дезадаптации ребенка или подростка, так как еще до вступления в эту группу благодаря сформировавшимся в семье установкам он уже присутствовала ней психологически и стремился подражать поведению ее членов. Роль семьи заключается в выработке у ребенка готовности или неготовности воспринимать положительные и отрицательные влияния окружающей социальной среды.
В становлении молодежной субкультуры, оказывающей влияние на личность ребенка и подростка, большую роль играет искусство и средства массовой информации. Но они также действуют в непосредственной связи с влиянием семьи и микросоциального окружения ребенка. Так, ребенок, усвоивший в семье и в референтной группе подростков установки на асоциальные формы поведения, неуважение к закону и нравственности, легко имитирует образцы отрицательного поведения персонажей кинофильмов и телевизионных передач, принимает для подражания сцены преступлений, насилия и грубой эротики. Важным посредником в передаче основных культурных ценностей общества является школьное воспитание и образование. Они влияют на ребенка как
Функциональные психогенные заболевания ___ ___ 253
непосредственно, так и через посредство семьи и родителей, которые также являются вчерашними учениками, усвоившими культурные ценности общества в школе.
Среди различных форм нарушения поведения у детей и подростков с расстройствами личности можно выделить несколько типов реакций:
а) Агрессивные реакции у Детей, не склонных к группированию. Такие дети легко ввязываются в драки, проявляют садистическую жестокость по отношению к другим детям и к животным, вызывающе ведут себя со взрослыми, проявляя злонамеренное озорство. Для них характерны реакции активного протеста в ответ на обиды, ущемление самолюбия, стремление открыто отомстить своему обидчику. Такое поведение чаще всего встречается у детей, воспитывающихся в семьях, где родители отвергали их, не проявляли по отношению к ним теплоты, понимания и поддержки.
б) Делинквентное поведение детей, склонных к группированию. Делинквентность - это склонность к совершению проступков, не достигающих уровня уголовного преступления, наказуемого в этом возрасте. Эти дети стремятся к вступлению в асоциальные группы сверстников, совместно с которыми они занимаются воровством, совершают иные групповые преступления. Они обычно отказываются посещать школу, поздно возвращаются домой, склонны к уходам из дома и бродяжничеству, к злоупотреблению психоактивными веществами, легко вступают в половые связи. Такое поведение чаще наблюдается у детей в семьях, где родители не проявляют к ним интереса и где в ближайшем окружении имеются антисоциальные субъекты. Ребенок, растущий в условиях безнадзорности, добивается чувства своей защищенности и поддержки путем полноправного членства в делинквентной группе, с которой он стремится себя идентифицировать. Нарушения поведения и агрессивность не всегда проистекают из логически понятной конфликтной ситуации. Часто они представляют собой скрытую попытку добиться компенсации своего неудовлетворения семейными отношениями,
Частная психиатрия
избавиться от чувства своей неполноценности и неадекватности, почувствовать себя смелым и решительным. Вызывающее отношение к учителям также может служить скрытым от самого себя средством повлиять на родителей, привлечь к себе их внимание, избавиться от чувства вины.
в) У детей, воспитывающихся в семьях, где отношение к ним строилось по типу с выражением постоянных восторгов по поводу их действительных или мнимых достоинств и вседозволенностью, нередко наблюдается истероидный вариант развития личности с постоянным стремлением привлекать к себе внимание, с демонстративным поведением и бурными вспышками эмоций в ответ на любые неудачи, неудовлетворение своих завышенных требований. В школе они стремятся к формальному лидерству, хотя к выполнению общественных обязанностей относятся небрежно и не умеют добиваться действительного авторитета среди товарищей.
г) Помимо расстройств личности, характеризующихся повышенной аффективной возбудимостью детей, их агрессивностью, асоциальным поведением, существует тормози-мый вариант личностных расстройств. В большинстве случаев речь идет о детях, растущих в семьях, где родители сами отличаются тревожностью и повышенной чувствительностью. В других случаях к детям предъявляются чрезмерные требования в отношении выполнения ими обязанностей по дому, достижения школьных успехов, превышающих возможности ребенка, с критикой и угрозами наказания. Такие дети отличаются неуверенностью, чрезмерной застенчивостью и беспокойством. Они слабо адаптируются в детских учреждениях, с трудом сходятся со сверстниками, страдают от чувства своей неполноценности и одиночества, неумения находить друзей. Некоторые из них, несмотря на удовлетворительное интеллектуальное развитие, учатся с явным напряжением. Низкие успехи в школьных занятиях углубляют их чувство неполноценности и вины. д) Сходные изменения личности могут иметь место у детей
Функциональные психогенные заболевания________________255
с физическими недостатками, страдающих хроническими соматическими заболеваниями (последствия детского церебрального паралича, ожирение, кифоз, обширное родимое пятно в области лица и др.). Пониженная Я-концеп-ция и значительное расхождение между идеальным Я (каким бы ребенок хотел себя видеть) и реальным Я (каким он видит себя в действительности) ведет к появлению реакций компенсации и гиперкомпенсации, которые служат средством защиты Я-концепции. Так, физически слабый и робкий ребенок в мечтах и играх представляет себя отважным воином, моряком; ребенок, воспитанный деспотичными родителями, предпочитает играть с младшими детьми, командует ими, наказывает их. Гиперкомпенса-ция чувства своей неполноценности может принять форму патологического фантазирования. Так, ребенок, вернувшийся с прогулки по лесу, рассказывает, будто бы он убил там змею, или он заявляет, что старший брат подарил ему настоящий пистолет. Компенсаторные реакции могут принять форму напускной бравады, отчаянных или дерзких поступков, не согласующихся с истинным характером ребенка и направленных на то, чтобы вызвать восхищение окружающих.
Расстройства личности в детском и подростковом возрасте отличаются относительной динамичностью. По мере взросления и при благоприятных условиях жизни и воспитания они имеют тенденцию к компенсации, что дает право относить их к преходящим (транзисторным) расстройствам. Про-гностически неблагоприятным признаком служит патологическая инертность отклоняющихся черт характера, проявляющихся стойким стереотипом нарушенного поведения. Они обнаруживают себя в любых условиях: в семье, при переводе в другое учебное заведение, при помещении в специнтер-нат для трудновоспитуемых детей, при смене места жительства и в новой компании сверстников. Такие дети и подростки, став взрослыми, продолжают оставаться дезадаптиро-ванными в социальном отношении более чем в 80 % случаев, и им обычно ставится диагноз психопатии (социопатии).
Своеобразные расстройства личности наблюдаются часто у детей и подростков, воспитывающихся в домах ребенка. В
Частная психиатрия
наибольшей степени они выражены у детей, поступающих в детские дома из специальных учреждений медицинского типа, где они воспитываются до 3-4 лет. Эти дети аутичны, у них слабо выражена потребность в общений, часто наблюдается задержка развития речи, они не умеют играть в обычные детские игры. Свойственный младенческому возрасту потенциал к саморазвитию за счет внутренней энергии к 6-8мес. угасает. Появляется большое количество так называемых: ребенок раскачивается, сосет палец, губу, воспроизводит одно и то же движение без видимого смысла. Ребенок, растущий в интернате, не усваивает навыки продуктивных контактов со взрослыми, эти контакты поверхностны, нервозны и поспешны: они готовы прижаться, повиснуть на любом человеке, пришедшем в учреждение, однако не умеют развить эти отношения и тут же убегают, переходя на пассивное отчуждение или агрессию.
Особая проблема - феномен в детском доме. В условиях нормальной семьи - это чувство, отражающее причастность к своей семье, создающее условия защищенности ребенка. Детдомовское - другое образование. Дети без родителей делят мир на и. В школе, куда детдомовские дети ходят учиться, одноклассники из семей выступают в их сознании как, что развивает у них негативные отношения. В детских домах бывают жестокие взаимоотношения, сексуальные отклонения. В числе их причин - деформированная компенсация недостающей любви, положительных эмоций нормального общения. Не обладая развитой способностью понимать духовный мир другого, сочувствовать и сопереживать, дети в интернатах живут по групповому нравственному нормативу, ориентируясь на групповую совесть, поруку. Результатом является низкая социальная адаптация большинства детей, закончивших обучение в интернате и вступающих в самостоятельную жизнь (В. С. Мухина).
Дифференциальный диагноз психопатии и отклоняющегося поведения вследствие социально-педагогической запущенности чрезвычайно сложен. Процент диагностиче-Функциональные психогенные заболевания________________257
ских ошибок тем выше, чем меньше возраст пациента, и достигает при ранней диагностике психопатий 27-40 % (В. А. Гурьева, В. Я. Гиндикин). Необходим поиск дополнительных диагностических критериев, в числе которых можно назвать уровень самосознания. Отклонение от нормального развития самосознания служит основанием для установления патологически измененного темпа созревания личности, нарушений функции самоконтроля и саморегуляции поведения, участвующих в механизмах отклоняющегося поведения в подростковом возрасте. С низким уровнем самосознания связаны психическая незрелость, делающая подростка неподготовленным к социальным требованиям, заостряющая свойственную ему аффективную возбудимость, расторможенность влечений, неадекватную претензию на взрослость.
В. С. Чудневским и А. Ю. Кржечковским предложен способ определения уровня самосознания у подростков в условиях массовых профилактических обследований учащихся начиная с 11-летнего возраста. Уровень самосознания определяется с помощью показателя адекватности самооценок (АСО) путем сравнения оценок различных параметров личности самим испытуемым и экспертом - педагогом, воспитателем, хорошо знающим всех членов данной учебной группы. Используется опросник, включающий 22 пары альтернативных признаков (таблица 5). Бланки опросников раздаются всем учащимся, которые после соответствующего инструктажа самостоятельно оценивают в баллах степень выраженности у себя каждого признака (0, 1, 2, 3). Такие же бланки на каждого ученика, но независимо от них заполняются экспертом. Для определения АСО производится ряд элементарных математических операций. Вначале определяется величина самооценки каждого параметра личности (С); она равняется алгебраической сумме баллов по альтернативным признакам каждой пары. Второй операцией является определение величины экспертных оценок (ЭО), которое производится аналогичным образом. Третья операция заключается в вычислении алгебраической разницы d=C-30 для каждой пары признаков.
°. Зап. 101
Частная психиатрия
Функияонаяьные психогенные заболевания
Таблица 5 Текст опросника и пример вычисления АСО
№ п/п Параметры личности Оценка (+) Параметры личности Оценка (-) С ЭО d 1 Обаятельный 3 Непривлекательный 0 +3 +3 0 2 Слабовольный 0 Волевой 2 -2 -2 -1 3 Безответственный 0 Добросовестный 3 -3 +2 -5 4 Упрямый О Уступчивый 1 -1 +3 -4 5 Замкнутый - Откровенный 3 -3 +3 -6 6 Добрый 3 Злой 0 +3 +3 0 7 Зависимый - Независимый - - -2 6 8 Деятельный 3 Пассивный - +3 +2 +1 9 Черствый 1 Отзывчивый 3 -2 -1 -1 10 Решительный 3 Нерешител ьный 1 +2 -3 +5 11 Вялый - Энергичный 0 0 -3 3 12 Справедливый 2 Несправедливый 2 0 +2 -2 13 Смелый 3 Боязливый 0 3 -1 +4 14 Нетерпеливый 3 Терпеливый 1 +2 3 -1 15 Непримиримый - Снисходительный - - 0 +6 16 Уверенный 2 Неуверенный 2 0 0 0 17 Нелюдимый 0 Общительный 3 -3 -3 0 18 Честный 3 Нечестный 2 +1 -1 +2 19 Несамостоятельный - Самостоятельный 3 -3 0 -3 20 Вспыльчивый 1 Невозмутимый - +1 -1 +2 21 Веселый 3 Грустный 1 +2 +3 -1 22 Своевольный 0 Послушный 3 -3 +3 -6
132-59 АСО = - = 0,55
ЕИ^
\ 132
Примечание: 1. Числовые значения ЭО взяты из бланка, заполненного на данного ученика классным руководителем. 2. Знаки (+) и (-) перед числовыми значениями d опускаются.
При обследовании подростков, особенно младшей возрастной группы, они часто заявляют, что им непонятны значения тех или иных обозначений свойств личности, и они не могут их у себя оценить. В таких случаях не следует помогать испытуемым или давать им какие-либо разъяснения. Незнание термина означает неспособность испытуемого дать словесную (когнитивную) оценку данного качества личности, что должно быть учтено при определении окончательного результата. Поэтому в случае незнания какого-то психологического понятия и неумения использовать его для самооценки испытуемый должен поставить в графе прочерк. Если испытуемый не понимает психологического смысла обоих признаков из пары и не может их у себя оценить, то d принимается равным 6, то есть приравнивается к максимальному значению. Если не оценивается один признак из пары, то числовое значение другого принимается равным 0. Последней операцией является определение АСО. Для этого суммируются абсолютные значения d по всем 22 парам признаков. Учитывая, что значения d могут колебаться от 0 до б, теоретически сумма (^jd] = 59) может колебаться от 0 до 132. Отсюда: 132-^1
АСО-132
С помощью указанной методики при массовом обследовании подростков было установлено, что в норме, при отсутствии патологических изменений характера и личности, величина АСО постепенно возрастает за период с II до 15 лет с 0,43 + 0,04 до 0,75 + 0,06. В отличие от этого, при транзи-торных психопатических расстройствах (патохарактерологи-ческих реакциях) и при психопатиях она стабильно сохраняется на низком уровне. АСО выше 0,62 встречается в 81% случаев у подростков 14-17 лет без психических нарушений и лишь в 21 % случаев у подростков с психопатией. АСО ниже 0,62 наблюдается в 19 % случаев у психически здоровых подростков и в 79 % случаев - у подростков с клинически верифицированной психопатией (как, так и транзиторной).
Частная психиатрия
Функциональные психогенные заболевания
Еще большее значение для диагностики имеют крайние значения АСО, наблюдающиеся у части подростков 14-17 лет. У психически здоровых подростков, независимо от особенностей их поведения величины АСО, равные 0,55 и ниже, не наблюдаются. Напротив, при патологических аномалиях характера и личности не встречаются величины АСО, равные 0,70 и более; установление их у подростков этого возраста практически позволяет исключить диагноз психо-патии.
Определенное диагностическое значение имеет также установление при клиническом обследовании симптомов конституциональной аномалии центральной нервной системы, аномалий телосложения и внутренних органов, свидетельствующих при учете прочих диагностических критериев в пользу диагноза психопатии.
2. Расстройства личности в зрелом возрасте
Обогащение и усложнение душевной деятельности человека в зрелом возрасте, повышение его роли в обществе и его ответственности за свои поступки ведут к тому, что в этом периоде жизни расстройства личности становятся более разнообразными, появляется возможность дифференцировать и классифицировать их с большей степенью определенности. Но даже в этих условиях классификации личностных расстройств остаются условными, так как в большинстве случаев речь идет о смешанных типах, включающих в себя симптомы разных видов психопатий. Предпочтительной является классификация типов расстройств личности, представленная в МКБ-10. .
Параноидное личностное расстройство характеризуется чрезмерной чувствительностью к ситуациям, которые создают препятствия к достижению желаемого, ведущим даже к незначительному ущемлению чувства собственного достоинства и непомерно развитого самолюбия. Пациенты склонны необъективно истолковывать любые поступки окружающих людей в зависимости от своих симпатий и
антипатий, принимать нейтральные и даже дружеские действия за неприязненные и враждебные, во всем видеть ущемление своих прав. Характерно воинствующее и упорное сознание своей правоты в любых обстоятельствах и своей роли борца за правду и справедливость, которые понимаются с позиций узколичных интересов. В остальном пациентов отличает духовная бедность, мелочность в быту, завистливое и подозрительное отношение к людям, неумение прощать обиды, болезненная ревность.
В случае декомпенсации под влиянием возникающих конфликтов возникает реакция сутяжничества, начинается систематическое преследование, которым приписываются самые отвратительные качества, пишутся бесконечные жалобы во все государственные, общественные и судебные инстанции, в которых любые мелкие просчеты противников квалифицируются как злонамеренные и преступные, рассылаются порочащие анонимные письма. Круг преследуемых лиц постоянно расширяется за счет всех принимавших участие в разборе конфликтов и не проявивших, по мнению пациента, должной принципиальности и беспристрастности. Развитие борьбы может дать начало сверх-ценному бреду, в том числе бреду ревности. Больные со сверхценным бредом представляют большую социальную опасность, так как они склонны к совершению агрессивных, террористических действий в отношении своих или подозреваемых в супружеской измене. Этот вид расстройства личности обозначается также как паранойяльная психопатия.
Эмоционально нестабильное личностное расстройство (возбудимая психопатия) проявляется тенденцией к импульсивным действиям без принятия во внимание последствий. Вспышки сильного гнева могут приводить к насилию, особенно если желания и поступки пациента встречают сопротивление со стороны окружающих и критикуются ими. Конфликтные взаимоотношения с близкими людьми нередко приводят к угрозам суицида и самоповреж-дениям.
Частная психиатрия
Гиетрионическое личностное расстройство (истерическая психопатия) характеризуется крайней изменчивостью эмоциональных реакций, непоследовательностью поведения. Пациенты непостоянны в своих привязанностях, капризны, настроение их изменчиво. Они проявляют неуемное стремление постоянно быть в центре внимания окружающих, вызывать к себе сочувствие, отношение восхищения, удивления. Это достигается экстравагантным внешним видом, хвастовством, лживостью и фантазерством. Пациенты ленивы и безответственны при выполнении будничных обязанностей, но бывают живы и энергичны, когда рассчитывают, что их деятельность будет замечена. Они стремятся к вниманию и уважению в обществе, хотя не прилагают для этого больших усилий. Низкий уровень самосознания не позволяет им объективно оценивать свое поведение: себя они видят людьми, способными к самопожертвованию ради своих близких и друзей, не замечая своего действительного эгоистического отношения к ним. Будучи милыми и кокетливыми с людьми, на которых они хотят произвести хорошее впечатление, они становятся тиранами в семье, проявляя к своим близким черствость и даже жестокость. Стремясь привлечь к себе внимание своей слабостью и беспомощностью, такие люди становятся постоянными посетителями лечебных учреждений, предъявляя жалобы на невыносимые физические и душевные страдания.
Среди мужчин с гиетрионическим расстройством преобладают псевдологи (патологические лгуны). Они выделяются склонностью к фантазированию, рассказывают о необыкновенных происшествиях, в которых отводят себе эффектную роль, о знакомствах с выдающимися людьми, стремясь представить себя личностью более значимой, чем на самом деле. Среди них встречаются немало мелких мошенников, мнимых экстрасенсов, брачных аферистов.
Декомпенсация гистрионического расстройства проявляется в виде описанных выше истерического невроза или психоза.
Ананкастическое личностное расстройство проявляется нерешительностью, склонностью к сомнениям
Функциональные психогенные заболевания________________263
и преувеличенной осторожностью, неуверенностью в собственных способностях и возможностях. Во всяком деле пациенты проявляют преувеличенное внимание к деталям независимо от важности решения задачи, они бесконечно перепроверяют правильность совершенных ими действий. Такая чрезмерная скрупулезность и стремление к совершенству (перфекционизм) ведут к тому, что человек погружается в деятельность, избегая всех жизненных удовольствий, общения с людьми без деловой необходимости, не ищет способов выразить другим людям теплые чувства. Педантизм и формализм, упрямство и настойчивость в требованиях соблюдения порядка всеми окружающими делает таких людей трудными для общения в быту и на работе.
Декомпенсация аномальных свойств личности в условиях конфликта проявляется в виде обсессивно-компульсивных расстройств. Другое название этого вида расстройства - психастения или психастеническая психопатия.
Тревожное (избегающее) личностное расстройство характеризуется постоянным ощущением напряженности и ожиданием неприятностей, чрезмерной чувствительностью к критике с одновременным постоянным желанием нравиться другим людям. Неуверенность в себе проявляется повышенной склонностью к самоанализу и чувством своей неполноценности, приниженности. Страх перед возможным неуспехом заставляет субъекта ограничивать круг своих привязанностей и избегать любой деятельности, даже минимально связанной с риском. В случае де-компенсации на первый план выступают астенические и тревожно-депрессивные симптомы. Иное обозначение этого расстройства - психопатия тормозимого типа или астеническая психопатия.
Прочие аномальные свойства личности встречаются реже или они представляют собой один из вариантов уже описанных*.
* Шизоидная и циклоидная психопатии были описаны в главе V как патологические состояния эндогенной природы.
Частная психиатрия
Функциональные психогенные заболевания
Особый тип расстройств личности представляют собой психологические и поведенческие расстройства, связанные с нарушением половой дифференциации и половых функций. К ним относится транссексуализм - половое извращение, основанное на убеждении субъекта в том, что имеющиеся у него половые признаки ему не соответствуют. Субъект упорно добивается изменения его половых органов путем операции или стремится скрыть свою половую принадлежность, переодеваясь в одежду, которую носят люди противоположного пола, и перенимая их поведение. Близок к транссексуализму трансвестизм. При нем также сексуальное удовлетворение достигается путем переодевания в одежду другого пола, но без устойчивого стремления отождествлять себя с лицом этого пола.
Другая группа расстройств сексуального поведения включает расстройства полового предпочтения. К ней относятся фетишизм-получение сексуального удовлетворения путем манипулирования с предметами одежды или другими предметами, символически отражающими половую принадлежность; эксгибиционизм - достижение сексуального наслаждения путем обнажения половых органов перед лицами другого пола; педофилия - извращенное сексуальное влечение к детям обоего пола; садомазохизм - достижение полового наслаждения при нанесении болевых раздражений половому партнеру или самому себе; и целый ряд других.
Ненормальные сексуальные наклонности и поведение по-разному трактуются в разных обществах и культурах и в разные эпохи. В частности, в Международной классификации болезней 9-го пересмотра (МКБ-9) в специальную рубрику среди половых извращений выделялся гомосексуализм- исключительное или преобладающее половое влечение к лицам того же пола с физической связью или без нее. В последующие годы в связи с изменением в ряде стран отношения общества, а также и законодательства, касающегося гомосексуализма, этот вид полового влечения и поведения перестал рассматриваться как отражающий во всех
случаях патологическое изменение полового предпочтения. Поэтому в МКБ-10 в число болезненных расстройств включены лишь психологические и поведенческие расстройства, соединенные с гомосексуальностью, но не сам гомосексуализм как таковой. Авторитетные американские сексологи У. Мастере и В. Джонсон считают, что гомосексуальность не является болезнью; терапия ее должна определяться не врачом, а клиентом, причем в лечении нуждаются только те гомосексуалы, которые не желают смириться со своей сексуальной ориентацией, страдают от нее, но не могут самостоятельно ее изменить.
Свойственное раннему этапу развития сексологии и сексопатологии стремление установить непосредственную связь изменений сексуального поведения с нарушениями эндокринных функций не получило достаточного подтверждения. Многочисленные исследования гормонального профиля мужчин и женщин, страдающих нарушениями половой идентификации и половой ориентации, не дали определенных результатов, а попытки гормонотерапии оказались безуспешными. Это не исключает, однако, влияния на половое поведение более тонких нейроэндокринных факторов, не поддающихся на современном этапе полноценному анализу. Существует, например, гипотеза немецкого эндокринолога Г. Дёрнера относительно того, что на развитие гомосексуальности хотя бы частично может влиять расхождение между генетическим полом плода и специфическим для данного пола уровнем андрогенов в критический период дифференцировки мозга во время внутриутробного развития. В целом же психосексуальное развитие является результатом совместных влияний природных факторов и воспитания. Но в любом случае прослеживается тесная связь половой идентификации и половой ориентации субъекта с особенностями его личности и социальной адаптации. Это делает оправданным, по крайней мере на современном этапе, включение психологических и поведенческих расстройств при них в сферу расстройств личности.
Частная психиатрия

Отклонения, которые отрицательно сказываются на приспосабливаемости детей к окружающей их среде, сегодня принято называть расстройствами личности. Такие нарушения психики у детей выявляются довольно редко, так как на протяжении всего периода взросления психика постоянно претерпевает изменения. Иногда у детей возникают состояния, имеющие признаки расстройства личности.

По достижению ребенком подросткового возраста можно говорить об окончании формирования личности. Если признаки расстройства личности сохраняются в этом периоде, то уже можно говорить о состоянии, которое нуждается в коррекции.

Причины дисгармонии

Расстройство личности у детей может иметь различные формы. Исходя из причин заболевания, выделяют три основных его типа:

  • наследственное расстройство обусловлено наличием генной предрасположенности и передается из поколения в поколение:
  • приобретенное расстройство прогрессирует при неправильном подходе к воспитанию ребенка, а также при длительном влиянии негативного окружения и примеров;
  • органические психопатии развиваются в результате травмы или инфекционного заболевания некоторых отделов головного мозга или всей ЦНС.

Предпосылки для развития дисгармонии могут появиться во время беременности. Чтобы этого не произошло женщина должна следить за своим здоровьем и не допускать отклонений, которые могут негативно отразиться на состоянии малыша.

Большое значение на процесс формирования личности ребенка оказывает психологический климат в семье. Если ребенок получил травму головы или заболел инфекционным заболеванием, необходимо предпринимать активные действия для скорейшего его выздоровления. В противном случае велик риск развития осложнений, в том числе и расстройства личности.

Симптомы и диагностика

Диагностировать расстройства личности у детей довольно сложно. Специалистам необходимо около 6 месяцев наблюдать маленького пациента, чтобы иметь возможность поставить точный диагноз.

Проявляется расстройство личности по-разному, в зависимости от вида заболевания:

1. Расстройство параноидального типа сопровождается появлением у ребенка появлением одной идей, которая оказывается для него сверхценной. Это может быть идея заболевания, преследования или ревности и т.д. В таком состоянии дети становятся сверх подозрительными, они очень остро реагируют на отказы в удовлетворении желаний.

2. Расстройство может иметь шизоидную окраску. Типичным поведением ребенка, имеющее подобный дисбаланс личности, является отказ от общения. В таком состоянии доверительные отношения с кем-либо установить очень сложно, ребенок сдержан в эмоциях и не способен к сопереживанию. Но при этом, пациент очень любит фантазировать.

3. Безвольная психопатия или диссоциальный тип расстройства личности проявляется в полном несоблюдении общепринятых моральных норм. Ребенок не имеет собственных принципов, а также не в состоянии поддерживать семейные и дружеские связи.

4. Эмоциональная неустойчивость также может наблюдаться у детей с дисбалансом личности. Наиболее часто данный вид психопатии встречается у подростков. Агрессия и жестокость являются обычными симптомами такого состояния, проявляются они вспышками. Время от времени, от подростка можно услышать угрозы покончить жизнь самоубийством.

5. Отличительной чертой истерической психопатии является демонстративность. Поведение больного, все его поступки и эмоции направлены на привлечение внимание к себе.

6. Расстройство психастенического характера диагностируется у ребенка, если он постоянно находится в тревожном состоянии, связанным с переживаниями о каждой мелочи или детали. Пациент стремится выполнить любое задание наилучшим образом, в итоге это становится навязчивой идей, приводящей к появлению дисбаланса личности.

7. Чрезмерные опасения и тревога, приводящие к самоограничениям в деятельности или общении, характерны для сенситивного расстройства личности у детей.

Также у детей может развиться расстройство личности, которое специалисты называют зависимым. В таком состоянии ребенок боится своей беспомощности . Такие дети не умеют самостоятельно принимать решения.

Проявления некоторых видов расстройства личности очень часто принимают за педагогическую запущенность. Отличить патологические изменения психики от элементарной невоспитанности может только опытный психоаналитик или психиатр. При появлении первых симптомов родителям следует обратиться за квалифицированной помощью. Если не провести должного лечения и коррекции, у ребенка в будущем возникнут трудности с адаптацией в социуме.

Лечение

Наиболее подходящую схему лечения врач выбирает исходя из причин, вызвавших патологические изменения в психике ребенка. Если речь идет о наследственной форме заболевания или органических нарушениях в работе ЦНС, то упор делается на медикаментозное лечение и поддерживающую терапию. Специалисты, работающие в Психоэндокринологическом Центре, для диагностики используют самые современные разработки и методики, направленные на выявление причины заболевания. Наблюдение за маленьким пациентом ведется на протяжении длительного времени, после чего принимается решение о выборе схемы лечения.

Приобретенные формы расстройств личности у детей поддаются коррекции в большинстве случаев. Медикаментозное лечение редко приносит значительные результаты, большую роль в излечении играет психотерапия. Если же необходимость в приеме препаратов все же возникает, то врач Психоэндокринологического Центра назначает всего одно средство, которое принимается курсом.

Независимо от того, какие причины лежат в основе расстройства личности у детей, необходимо приступать к лечению после обнаружения первых признаков заболевания. Своевременное обращение к специалистам и строгое следование рекомендациям обеспечит положительный успех от лечения.

К патологиям, относящимся к деятельности человека в психическом плане, относится расстройство личности, симптомы которого можно определить только при детальном знакомстве с болезнью. Чтобы понять, что это за состояние, необходимо обратить внимание на поведение больного и в случае их обнаружения, обратиться к врачу. А еще лучше, принять профилактические меры по устранению серьезного заболевания.

Психические заболевания - это целый кластер расстройств, к которым прямое отношение имеет описываемый нами недуг. Чтобы разбираться более грамотно в этом вопросе, нужно начать с привычных для нас примеров. Начнем с того, что каждый из нас - это индивидуум, обладающий определенным, нормальным типом мышления, восприятия реальности, окружения, отношения к разного рода ситуациям, времени, пространству и т.д. Как только наступает подростковый период, еще недавно несмышленый ребенок уже способен проявлять свои личностные черты характера, обладает своим стилем поведения. Несмотря на то, что с возрастом те или иные черты активируются или угасают, они все же сопровождают человека до последнего момента жизни. Но это пример обычного человека, не страдающего психической патологией. В случае с больным, расстройство личности - это ригидность, дезадаптация черт, вызывающие сбой в его функционировании. Больные люди время от времени подвергаются психологической защите безо всяких на то причин и раздражающих факторов, из-за чего такие лица практически всю жизнь остаются дезадаптивными, с незрелым типом мышления и т.д.

Согласно международным нормам, существует код «Расстройство личности мкб 10», так как проблема затрагивает все сферы человеческой жизни, и только опытный специалист способен выделить десять видов расстройств, три определенных кластера недуга, основываясь на клинических показателях.

Расстройство личности затрагивает все сферы человеческой жизни

Расстройство личности: симптомы и признаки

Изучим сначала признаки психического отклонения. Человек, страдающий расстройством, может длительное время скрывать свои особенности, что называется в медицине фрустрацией и в определенные моменты проявлять свой гнев, агрессию на окружающих. Большая масса больных тревожатся о своей жизни, у них практически всегда возникают проблемы с сотрудниками, родными, друзьями. Патология зачастую сопровождается перепадами настроения, чувством тревоги, паническими атаками, чрезмерным приемом психотропных, успокоительных препаратов, более того, возникает сбой в пищевом поведении.

Важно: специалисты обращают внимание на тот факт, что при тяжелых формах недуга, человек может впасть в глубокую ипохондрию, способен на насильственные действия, аутодеструктивные поступки.

В семье больной может вести себя весьма противоречиво, быть чересчур эмоциональным, жестким или заниматься попустительством, позволять членам семьи все что угодно, что ведет к развитию соматических и физических патологий у детей.

Для справки: исследования показали, что примерно 13% от общего числа населения планеты страдает РЛ, причем патология антисоциального характера чаще распространена среди мужчин, чем у женщинн (соотношение 6 к 1), пограничное состояние чаще у женщин (соотношение 3 к 1).

Симптомы личностных отклонений

Провоцирующие факторы заболевания могут возникнуть в детском, подростковом возрасте. Поначалу их можно определенно рассмотреть, но со стадией взросления, уже в будущей жизни, нет конкретной очерченности. Проявление признаков не наблюдается в конкретных аспектах, а касаются всех сфер деятельности человека - эмоциональной, мыслительной, межличностной, волевой. К основным симптомам недуга относятся:

  • патология в характере проявляется тотально: на работе, дома, среди друзей;
  • патология в личности сохраняется стабильно: начинается в детском возрасте и преследует всю жизнь;
  • из-за проблем с поведением, характером и т.д., возникает социальная дезадаптация вне зависимости от отношения окружающей среды.

Расстройство личности можно выявить по ряду симптомов

Расстройство личности: виды

Согласно психоаналитической классификации, врачи выделяют ряд расстройств и самыми характерными из них являются:

Социализированное расстройство поведения

В данном случае, человек (ребенок, подросток и старше) стремятся привлечь внимание окружающих своим несоответствием к общепринятым социальным нормам поведения. Лица с такой патологией всегда обладают определенным шармом, особыми манерами, стремятся произвести впечатление на окружающих. Их главная черта характера - получать блага без вложения каких-либо физических усилий. Буквально с детских лет их сопровождает непрерывный ряд неправильных деяний: прогулы со школы, побеги из сада, дома, постоянное вранье, драки, вхождение в банды, криминальные группы, воровство, потребление наркотиков, алкоголя, манипуляция близкими. Пик патологии чаще всего приходится на пубертатный период от 14 до 16 лет.

Несоциализированное расстройство поведения

Данный тип поведения сопровождается упорной диссоциацией, агрессией, нарушением взаимоотношений со сверстниками, близкими. Отечественная психиатрия именует тип «девиантным», симптомы которого проявляются:

  • Аффективной возбудимостью - в характере преобладают раздражительность, приступы гнева, агрессии (драки, унижения, оскорбления). При запретах и ограничениях, возникает протестная реакция - отказ от посещения школы, учения уроков и т.д.
  • Психическая неустойчивость - чрезмерная внушаемость, зависимость от удовольствий, получаемых от внешних условий, склонность к обману.
  • Нарушение влечений - бродяжничество, побеги из дома, агрессия, садистские наклонности, нарушение сексуального поведения (преверсии).
  • Импульсивно-эпилептоидный - склонность к затяжным вспышкам аффективного поведения, длительный выход из состояния злобы, мщения, упрямства.

Расстройство личности органической этиологии

Психопатия - расстройство органического типа, возникает вследствие перенесенных заболеваний мозга:

  • травма черепно-мозговая;
  • инфекционные болезни: энцефалит, менингит;
  • чрезмерное потребление алкоголя;
  • прием наркотиков;
  • злоупотребление психотропными препаратами;
  • новообразования в головном мозге;
  • атеросклероз, диабет, гипертония;
  • аутоиммунные патологии;
  • мощная интоксикация.

По данным специалистов, расстройство нередко становится спутником эпилепсии, примерно 10% из общего числа больных страдают отклонениями в психике.

Важно: перечисленные провоцирующие факторы могут нанести психике человека серьезный урон, поэтому необходимо, вовремя обратиться к врачу за адекватным лечением в целях профилактики психических расстройств.

Сезонное расстройство личности

Многим из нас знакома сезонная депрессия, особенно в те времена года, когда мало солнца, идут дожди, небо пасмурное. Но не стоит путать данное состояние с аффективным поведением человека, повторяющимся в определенное время года. У лиц с САР проблема также возникает из-за недостатка солнечного света, основного поставщика гормона бодрости, радости, энергии. Но при этом, они совершенно не могут справиться с расстройством поведения, что выражается в таких признаках, как:

  • длительный сон;
  • чувство разбитости;
  • желание спать в дневные часы;
  • ранее пробуждение;
  • низкий уровень настроения;
  • падение уровня самооценки;
  • чувство безысходности, отчаяния;
  • плаксивость;
  • неспособность справиться с обыденными делами, занятиями;
  • вспыльчивость;
  • приступы агрессии, гнева, раздражительность;
  • напряженное состояние, тревожность.

При аффективном расстройстве сезонном человеку трудно переносить любые стрессы, даже мелкие неприятности, он не контролирует не только социальное, но и пищевое, половое поведение, что ведет к увеличению массы тела, сексуальным проблемам.

Плаксивость является одним из симптомов расстройства личности

Патология может возникнуть в любом возрасте, но чаще ему подвергаются лица в возрасте от 18 до 30 лет.

Расстройство личности и поведения в зрелом возрасте

В данном случае патология может выражаться по-разному, все зависит от того, какие клинические проявления сопутствуют человеку в течение жизни. Имеют значение индивидуальные особенности личности, как сложились его взаимоотношения с окружающими. Множество признаков приобретается не только в раннем возрасте, но и поздних этапах. Такие симптомы, как смешанные, длительно сохраняющиеся относятся к затяжным и глубоко укоренившимся манерам поведения, так как человек успел пережить массу серьезных ситуаций, и психика выработала ответную реакцию.

Фактором развития расстройств в почтенном возрасте также является ряд заболеваний, присущих стареющему организму.

Важно: расстройство личности - диагноз весьма серьезный и за его можно упустить более опасный недуг - шизофрению, поэтому необходимо срочно обратиться к специалисту и пройти тщательное обследование.

Расстройство личности и работа

Для лиц с РЛ определенных типов необходимо подбирать работу с учетом особенностей поведения. При правильном выборе, труд помогает человеку реализовать себя, адаптироваться с социумом, удовлетворить финансовые нужды, а главное - переключиться от расстройств к более позитивным занятиям. Трудоустройство включает несколько этапов:

  1. Защищенный - больной работает под постоянным контролем доктора или социального работника, работа упрощенная, режим щадящий.
  2. Переходный - работа с обычным режимом, но продолжается контроль со стороны соцработника или врача.
  3. Общие основания - работа на обычном месте, с обучением на предприятии, контроль сохраняется.

Ни один специалист не даст универсальных рекомендаций по поводу трудоустройства человека с РЛ. Все зависит от индивидуальных способностей и выраженности симптомов заболевания.

Работа и труд вовсе не запрещены при расстройстве личности, а, наоборот, показаны

При сложных формах расстройств доктора не рекомендуют устраиваться на работу, посещать учебные заведения, пока не будет пройдено эффективное лечение и устранен диагноз.

Как лечить расстройство личности

Для устранения таких симптомов, как тревожность паника, депрессия и другие, предпринимается медикаментозное лечение. В число препаратов входят психотропные, нейролептические средства, ингибиторы серотонина. Для исключения депресонализации применяют Рисперидон.

Психотерапия направлена на исправление неадекватных признаков, но стоит помнить - лечение будет длительным. Когнитивно-поведенческий метод позволяет пациенту обратить внимание именно на его поведение, а не последствия, вызванные его поступками. Специалист может заставить больного подчиняться его приказам, например, перестать кричать, говорить тихо, спокойно, держать себя в руках в моменты приступов. Немаловажное значение имеет участие близких больного, которым также следует знать диагноз «расстройство личности», что это такое, общаться со специалистом и выработать определенную манеру поведения. Позитивных результатов можно ожидать после 5-6 месяцев постоянного воздействия на пациента. Оптимальный срок лечения - от 3-х лет.

Как снять диагноз «расстройство личности»

В России осуществляется бесплатная медицинская и консультативная помощь лицам с РЛ. Учета больных с данным диагнозом, как в прошлые времена уже нет. После соответствующего лечения, больные некоторое время находятся под динамическим обследованием в диспансере, то есть необходимо посещать врачей в течение полугода. Снимать диагноз в основном стремятся лица, желающие трудоустроиться в качестве водителя, охранника. Если пациент в течение пяти лет не посещает врача, то его карта передается в медицинский архив, откуда ее могут истребовать правоохранительные органы, отдел кадров и т.д.

Снятие диагноза возможно после успешного лечебного курса

Снять диагноз теоретически можно только через 5 лет, но только в том случае, если больной в течение года был под наблюдением, и врач отменил лечебную терапию. Для преждевременного снятия диагноза необходимо обратиться в психиатрическую клинику, пройти обследование, получить одобрение комиссии. Некоторые лица с РЛ, чувствуя себя совершенно здоровыми, уверены в позитивном решении врачей, но последние в свою очередь могут сделать противоположный вывод.

Вам также будет интересно:

Маточные трубы, они же фаллопиевы
Женский организм полон тайн. Он подвергается ежемесячным циклическим изменениям. Этого...
Прокуратура Башкортостана: «Преподавание башкирского языка вопреки согласию родителей не допускается Из истории вопроса
Прокуратура Башкирии в результате многочисленных проверок признала вопрос обязательного...
Что мы знаем о Дагестанской кухне?
Любые орехи — один из лучших ингредиентов вкусных десертов. Предлагаем начать с грецких и...
Монгольское завоевание и его влияние на историю России
Рождение Монгольской империи . В начале XIII в. на Русь стали доходить смутные слухи о...