Сайт о холестерине. Болезни. Атеросклероз. Ожирение. Препараты. Питание

Обеспечение клеток энергией

Маточные трубы, они же фаллопиевы

Прокуратура Башкортостана: «Преподавание башкирского языка вопреки согласию родителей не допускается Из истории вопроса

Что мы знаем о Дагестанской кухне?

Кремль не пошел на уступки татарстану по вопросу изучения языка в школах Сделать исключение для татарстана: сначала татарский, а потом изменения во фгосах

Монгольское завоевание и его влияние на историю России

Знаменитые русские судебные ораторы Ораторы 19 века

Понятие «премия» и основания для ее выплаты Премия есть одной из самых

Волшебные ритуалы и обряды в полнолуние

Как распознать ведьму — признаки, предупреждающие зло Сумеречная ведьма какая она магия

Из чего производят инсулин

Эстрада ссср Советские эстрадные певцы 60х 70х годов

Государственный комитет по чрезвычайному положению Мнение бывших участников гкчп

Публицистический стиль: примеры из книг

На какие вопросы отвечает подлежащее?

История восточной преднауки. Восточная преднаука: общая характеристика Наука в античный период


Древняя преднаука (или пранаука).

Зарождение науки в цивилизациях Древнего Востока (Вавилон, шумеры, Древний Египет): астрология, доевклидовагеометрия, грамоты, нумерологии.

Особенности древней преднауки: непосредственная связь с практикой; рецептурный, эмпирический, сакрально-кастовый, догматический характер знания.

Процесс вызревания научно-теоретического сознания связывается нами с серией концептуальных революций, обусловивших последовательность переходов от мифа к логосу, от логоса к преднауке и от преднауки к науке.

Зарождение научных знаний на Древнем Востоке и их особенности

Существует гипотеза, согласно которой из Древнего Египта пришли основные знания и тайные, оккультные учения, оказавшие сильное влияние на мировосприятие всех рас и народов, откуда заимствовали свои знания и Индия, и Персия, и Халдея, и Китай, и Япония, и даже Древняя Греция и Рим. Уже в 6-4-м тысячелетии до н. э. цивилизация Древнего Египта располагала глубокими знаниями в области математики, медицины, географии, химии, астрономии и др. Почти одновременно возникшие в Древнем Египте многообразные области человеческого знания – геометрия, анатомия, акустика, музыка, магия и философия – имеют самый древний возраст из всех ныне известных и существующих систем.

В 4-м тысячелетии до н. э. Древний Египет переживал активное развитие. Основой древнеегипетского хозяйства было ирригационное земледелие. Природно-климатические условия страны, в частности, происходившие с точной периодичностью разливы Нила, обусловили ритмичность и цикличность мировосприятия древних египтян, стабильный ритм жизнедеятельности страны. Развитие земледелия повлекло за собой развитие землемерия, как раньше называлась геометрия. Возникли и географические карты, отвечающие потребностям землемерия, т.е. геометрии. Однако это традиционное, исходящее из социальной природы познания объяснение возникновения той или иной области знания. В контексте же египтологии существует версия, согласно которой основные знания точных наук египтянам были переданы от более древней цивилизации; иногда упоминают об атлантах и Атлантиде, впрочем, подобные исторические свидетельства упираются в тупик, имя которому – легенда.

Древнеегипетская цивилизация, датируемая 6-4-м тысячелетием до н. э., представлена интереснейшей и во многом необычной концепцией освоения мира. Вряд ли ее, как и древнегреческую цивилизацию, можно назвать «детством человечества». Напротив, мощь и и знаковость древнеегипетской цивилизации поражает и ставит вопрос о логике преемственности в культурном развитии человечества. Ведь греки, обязанные своему «древнегреческому чуду» (как именовалась греческая цивилизаиия), знаниям, вывезенным из Древнего Египта и с Востока, не особенно распространялись об источниках и авторстве.

Известно, что даже знаменитый Пифагор изучал священную математику – науку чисел или всемирных принципов в храмах египетских жрецов. Он даже носил египетскую одежду и пурпурную повязку на лбу. И правильнее было бы говорить о священном знании Древнего Египта, удочерившего Элладу.

По мнению египтолога И. Шмелева, в настоящее время можно определенно сказать, что не греки были первооткрывателями фундаментальных законов, на которых держится связь миров. За тысячи лет до талантливых мужей Эллады жрецы Древнего Египта в совершенстве изучили и овладели секретами, которые заново открывали впоследствии. Египетские математики установили форму отношения длины окружности к диаметру (то самое «пи», равное 3,4), производили исчисления с дробями, решали уравнения с двумя неизвестными. Если следовать утверждению, что наука началась тогда, когда начали мерить, то этот критерий приемлем и к науке древнеегипетской цивилизации. Вклад египетской математики в мировую сокровищницу бесценен, несмотря на существующее представление, что потребности в математике не выходили за пределы элементарных, связанных с обыденной деятельностью. В Древнем Вавилоне математика достигла даже несколько большего развития, чем в Египте. Вавилоняне использовали шестидесятеричную систему исчисления, именно от них идёт традиция делить градус на 60 минут и минуту на 60 секунд. Для умножения и деления они составили обширные таблицы, в том числе таблицы степеней некоторых чисел до десятой степени включительно, пригодные одновременно и для отыскания корней. В Древнем Вавилоне умели решать линейные и квадратные уравнения, правильно вычислять площади прямоугольников, треугольников, трапеций, объёмы куба, параллелепипеда, призмы, пирамиды.

При этом мы не найдём у древневосточных математиков самого привычного нам элемента математики – доказательства. Правила вычисления заучивались как догма и передавались от одного поколения писцов к другому. Порукой верности служила вековая практика. При этом точные и приближённые формулы не разделялись, если только приближённая формула удовлетворяла практическим требованиям. Так, на практике формула прямоугольника, весьма приближённая, применялась в Египте для расчёта земельных участков, форма которых обычно бывала близка к прямоугольнику, и в этом случае давала достаточную точность. И в Индии, и в Китае того времени мы обнаруживаем большой арсенал практических знаний, умение проводить громоздкие операции с большими числами, но не находим основного звена математики как науки – доказательства.

Ответ на вопрос, чем же так оригинальна, кроме своего бесспорно древнейшего возраста, древнеегипетская преднаука, найти непросто из-за отсутствия полных и систематических источников.

Его можно лишь реконструировать, опираясь на оставшиеся памятники мудрости древних: «Книга мёртвых», «Тексты пирамид», «Тексты саркофагов», «Книга коровы», «Книга часов бдений», «Книга о том, что в загробном мире», «Книга дыхания» и т.д.

Поскольку исследование древней науки не является самоцелью, - нам важнопонять корни, динамику структуры, называемой наукой, постольку задачей предпринимаемого анализа является выяснение реальных возможностей древневосточной культуры генерировать науку.

Соотнесение фигурирующего на Древнем Востоке знания с эталоном научного знания показываетследующее.

1. Наиболее развитая по тем временам (до VIв. до н.э.)в аграрном, ремесленном, военном, торговом отношении восточнаяцивилизация (Египет, Месопотамия, Индия, Китай) выработала определённыезнания.

Разливы рек, необходимость количественных оценок затопляемых площадей стимулировали развитие геометрии: активная торговля, ремесленная, строительная деятельность обусловили разработку приемов вычисления, счета; морское дело, отправление культов способствовали становлению «звездной науки» и т.д. Таким образом, восточная цивилизация располагала знаниями, которые накапливались, хранились, передавались отпоколенийк поколениям, что позволяло им оптимально организовывать деятельность. Однако факт наличия знания сам по себе не конструирует науку. Науку определяет целенаправленная деятельность по выработке, производству знания. Имела ли место такого рода деятельность на Древнем Востоке?

Знания в самом точном смысле вырабатывались здесь путем популярных индуктивных обобщений, непосредственного практического опыта и циркулировали в социуме по принципу наследственного профессионализма:

а) передача знаний внутри семьи в ходе усвоения ребенком деятельностных навыков старших;

б) передача знаний, которые квалифицируются как идущие от бога - покровителя профессии, в рамках профессионального объединения людей (цех, каста), в ходе их саморасширения.

Процессы изменения знания протекали на Древнем Востоке стихийно; отсутствовала критико-рефлективная деятельность по оценке генезиса знаний - принятие знаний осуществлялось на бездоказательной пассивной основе путем «насильственного» включения человека в социальную деятельность по профессиональному признаку; отсутствовала интенция на фальсификацию, критическое обновление наличного знания; знание функционировало как набор готовых рецептов деятельности, что вытекало из его утилитарного, практико-технологического характера.

2. Особенностью древневосточной науки является отсутствие фундаментальности. Наука представляет собой не деятельность по выработке рецептурно-технологических схем, рекомендаций, а самодостаточную активность по анализу, разработке теоретических вопросов – «познание ради познания». Древневосточная же наука была ориентирована на решение прикладных задач. Даже астрономия, казалось бы, не практическое занятие, в Вавилоне функционировала как прикладное искусство, обслуживавшее либо культовую (времена жертвоприношений привязаны к периодичности небесных явлений - фазы Луны и т.п.), либо астрологическую (выявление благоприятных и неблагоприятных условий для отправления текущей политики и т.д.) деятельность. В то же время вДревней Греции, астрономия понималась не как техника вычисления, а как теоретическая наука об устройстве Вселенной в целом.

3. Древневосточная наука в полном смысле слова не была рациональной. Причины этого во многом определялись характером социально- политического устройства древневосточных стран. В Китае, например, жесткая стратификация общества, отсутствие демократии, равенства всех перед единым гражданским законом приводили к «естественной иерархии» людей (наместники неба - правители), совершенные мужи - «благородные» - родовая аристократия и государственная бюрократия, родовые общинники - простолюдины). В странах же Ближнего Востока формами государственности были либо откровенная деспотия, либо иерократия, означавшие отсутствие демократических институтов.

Антидемократизм в общественной жизни отражался на жизни интеллектуальной. Право решающего голоса, предпочтение отдавались не рациональной аргументации, а общественному авторитету. В соответствии с этим правым оказывался не свободный гражданин, отстаивающий истину с позиций наличия оснований, а наследственный аристократ, власть имущий. Отсутствие предпосылок общезначимого обоснования, доказательства знания, с одной стороны, и принятые в древневосточном обществе механизмы аккумуляции, трансляции знания, - с другой, в конечном счете приводили к с фетишизации. Субъектами знания, или людьми, которые в силу своего социального статуса репрезентировали «ученость», были жрецы, высвобожденные из материального производства и имевшие достаточный образовательный ценз для интеллектуальных занятий. Знание, даже имеющее эмпирико-практическое происхождение, оставалось рационально необоснованным, пребывало в лоне жреческой науки, освященной божественным именем, и превращалось в предмет поклонения, таинство. Так отсутствие демократии, обусловленная им жреческая монополия на науку определили на Древнем Востоке её нерациональный, догматический характер, превратив науку в разновидность полумистического, сакрального занятия, священнодейство.

Решающим условием перехода от преднауки к науке, объективно способствовавшим образованию зачатков структур, приведших к последующему расцвету рациональной мысли, был отказ от особой «логики» мифа, препятствующей оформлению столь фундаментальных принципов научной идеологии, как непротиворечивость, универсальность, инвариантность и т. п. В уме носителя мифологического сознания, которое на ранних стадиях развития также наличествует у ребенка, все сливается в единое целое, все трансформируется во все, в нём не проводится границы между реальным и нереальным, объективным и субъективным, подлинным и мнимым.



Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Международная образовательная корпорация

Казахская головная архитектурно-строительная академия

на тему: История восточной преднауки

Алматы 2016

Особенности древневосточной преднауки

Науке как таковой предшествует преднаука (доклассический этап), где зарождаются элементы (предпосылки) науки. Здесь имеются в виду зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме.

Становление преднауки на Древнем Востоке. Формированию феномена науки предшествовал длительный, многотысячелетний этап накопления простейших, преднаучных форм знания. Возникновение древнейших цивилизаций Востока (Месопотамия, Египет, Индия, Китай), выразившееся в появлении государств, городов, письменности и др., способствовало накоплению значительных запасов медицинского, астрономического, математического, сельскохозяйственного, гидротехнического, строительного знания. Потребности мореплавания (морской навигации) стимулировали развитие астрономических наблюдений, потребности лечения людей и животных - древней медицины и ветеринарии, потребности торговли, мореплавания, восстановления земельных участков после разливов рек - развития математических знаний и т.п.

Наука появляется в странах Древнего Востока (в осевое время): в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Здесь накапливаются и осмысляются эмпирические знания о природе и обществе, возникают зачатки астрономии, математики, этики, логики.

Производство идей, представлений, сознания первоначально было непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни.

Первоначальные знания носили практический характер, выполняя роль методических руководств конкретными видами человеческой деятельности. В странах Древнего Востока (Вавилонии, Египте, Индии, Китае) было накоплено значительного количество такого рода знаний, которые составили важную предпосылку будущей науки.

Особенностями древневосточной преднауки являлись:

1. непосредственная вплетенность и подчиненность практическим потребностям (искусству измерения и счета -- математика, составлению календарей и обслуживанию религиозных культов -- астрономия, техническим усовершенствованиям орудий производства и строительства -- механика и т. д.);

2. рецептурность (инструментальность) “научного” знания;

3. индуктивный характер;

4. разрозненность знания;

5. эмпирический характер его происхождения и обоснования;

6. кастовость и закрытость научного сообщества, авторитет субъекта - носителя знания

Есть мнение, что преднаучное знание не имеет отношения к науке, поскольку оперирует абстрактными понятиями.

Развитие сельского хозяйства стимулировало развитие сельскохозяйственных механизмов (мельниц, например). Ирригационные работы требовали знания практической гидравлики. Климатические условия требовали разработки точного календаря. Строительство требовало знаний в области геометрии, механики, материаловедения. Развитие торговли, мореплавания и военного дела способствовали развитию оружия, техники строительства судов, астрономии и т. д.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Характеристика государства, возникновение общественных институтов, организации власти на Древнем Востоке: в Египте, Индии и Китае. Образование государств, система администрации, военная организация, суд и законы. Особенности древневосточной деспотии.

    контрольная работа , добавлен 02.12.2010

    Характеристика политических и экономических предпосылок для осуществления перехода к массовой коллективизации сельского хозяйства. Особенности, этапы проведения коллективизации. Изучение социально-экономических последствий перестройки сельского хозяйства.

    реферат , добавлен 08.09.2010

    Специфика развития научных знаний в Древнем Египте и их особые черты. Развитие точных и естественных наук, врачебного искусства. Процесс накопления знаний, которые носили прикладной характер. Значение древнеегипетской науки в развитии других цивилизаций.

    контрольная работа , добавлен 24.06.2013

    Особенности развития научных знаний в древнем Китае. Рассмотрение влияния теории У-син (пяти элементов) и теории Инь-Ян на развитие науки Китая. Мастерское умение обращаться с бронзой, рудой, металлами и глиной. Достижения китайцев в архитектуре.

    реферат , добавлен 01.04.2015

    Экономический подъём США. Описание перехода государства к монополистическому капитализму. Анализ роста производства и изменений в структуре промышленности, особенностей развития капиталистического сельского хозяйства. Основные формы рабочего движения.

    реферат , добавлен 17.03.2013

    Анализ политической истории Египта в период Среднего Царства и Нового царства. Характеристика социально-экономического положения царств. Рассмотрение египетского производства, сельского хозяйства, ремесла в данный период. Особенности расцвета экономики.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2015

    Изучение основных исторических предпосылок проведения Переяславской рады. Исследование специфики Русско-Украинский отношений в условиях смены гетманов. Характеристика роли русской православной церкви в объединительном процессе и ее влияния на Украину.

    дипломная работа , добавлен 19.05.2011

    Военная история Китая - история многочисленных гражданских, междоусобных, захватнических и оборонительных войн. Государства Древнего и Средневекового Китая: организация вооруженных сил, их становление и развитие, степень влияния на внешнюю политику.

    реферат , добавлен 01.09.2011

    Особенности развития крестьянских хозяйств. Роль рабочего класса в преобразовании сельского хозяйства. Процесс коллективизации в Приднестровье. Роль сельскохозяйственной кооперации в развитии деревни. Характеристика голода 1932–1933 гг. в Приднестровье.

    контрольная работа , добавлен 27.08.2012

    Основные отрасли хозяйства в греческих государствах, ремесленное производство. Особенности древнегреческого рабовладения. Развитие сельского хозяйства, ремесел и торговли в Древнем Риме. Причины кризиса и распада рабовладельческой Римской империи.


Определяют 5 возможных дат появления науки: 1) наука была всегда, т.к. она сводится к предметно-практической деятельности, которая невозможна без познания; 2) наука появилась в античности, в период с 6 по 4 в. до н. э. (Фалес – 6в., Аристотель – 4 в.), когда оформляются теоретичность знания, отрыв от практической деятельности и оперирование идеальными объектами; 3) есть мнение, что зачатки экспериментального метода появились в 12-13 вв. в Оксфордском университете, где работал Роджер Бекон (алхимия): 4) 16-17 вв. – становление классического естествознания и экспериментально-математических методов; 5) при превращении научной деятельности в профессию (с середины 19 в. впервые стала оплачиваться научная деятельность в Германии, Берлинский университет, ректор Вильгельм Гумбодльд).

Один из подходов, который получает у нас все большее признание, разработан В. С. Степиным на материале истории естествознания – прежде всего физики – и состоит в следующем. «В истории формирования и развития науки можно выделить две стадии, которые соответствуют двум различным методам построения знаний и двум формам прогнозирования результатов деятельности. Первая стадия характеризует зарождающуюся науку (преднауку), вторая – науку в собственном смысле слова». В. С. Степин полагает, что этап преднауки завершается тогда и «наука в собственном смысле» начинается с того момента, когда в последней «наряду с эмпирическими правилами и зависимостями (которые знала и преднаука) формируется особый тип знания – теория, позволяющая получить эмпирические зависимости как следствия из теоретических постулатов». Иначе говоря, когда познание «начинает строить фундамент новой системы знания как бы «сверху» по отношению к реальной практике и лишь после этого, путем опосредовании, проверяет созданные из идеальных объектов конструкции, сопоставляя их с предметными отношениями практики». Похожее можно найти у Хайдеггера (об особенностях появления науки и философии именно в Европе).

Миф → Логос (Протонаука)→ Преднаука → Наука

Преднаука: Наиболее мощно она сформировалась в древневосточной культуре (Др. Египет, Месопотамия, Индия и Китай), т.к. к 10 в. до н.э. там была мощная цивилизация. Для этого этапа харак-на привязка знаний к практич деят-сти. Эти знания нацелены на приложения к практике.

Несмотря на то, что были достигнуты огромные успехи в астрономии, геометрии, арифметике, эти знания не являлись научными в силу следующих особенностей:

Оно не фундаментальное, не теоретическое, а исключительно прикладное;

Были ограничения в распространении знания – кастовые, цеховые и семейные;

Отсутствовало критическое отношение к знанию;

Оно было не полностью рациональным, т. к. его носителями были жрецы или облеченные властью люди, авторитет которых и определял истинность знаний;

Рецептурный характер знания, т.е. отсутствие его обоснованности.

Т.о. преднаука- явление длительное и связанное с наработкой эмпирического материала,. Знание имело прикладной хар-р и слабо менялось при передачи из поколения в поколение.

Вся фишка в функциях. Отличный пример – астрономия. Египетская астрономия на протяжении всей своей истории находилась на исключительно незрелом уровне. Судя по всему, никакой иной астрономии кроме наблюдений за звездами для составления календаря в Египте не было. В египетских текстах не нашлось ни одной записи астрономических наблюдений. Астрономия применялась почти исключительно для службы времени и регулирования строгого расписания ритуальных обрядов. Египетская астрономическая терминология оставила следы в астрологии. Ассиро-вавилонская астрономия вела систематические наблюдения с эпохи Набонассара (747 г до н.э.). За период “доисторический” 1800 – 400 гг. до н.э. в Вавилоне разделили небосвод на 12 знаков Зодиака по 300 каждый, как стандартную шкалу для описания движения Солнца и планет, разработали фиксированный лунно-солнечный календарь. После ассирийского периода становится заметен поворот к математическому описанию астрономических событий. Однако наиболее продуктивным был достаточно поздний период 300 – 0 гг. Этот период снабдил нас текстами, основанными на последовательной математической теории движения Луны и планет. Главной целью месопотамской астрономии было правильное предсказание видимого положения небесных тел: Луны, Солнца и планет. Достаточно развитая астрономия Вавилона объясняется обычно таким важным ее применением как государственная астрология (астрология древности не имела личностного характера). Ее задачей было предсказание благоприятного расположения звезд для принятия важных государственных решений. Таким образом, несмотря на нематериалистическое применение (политика, религия) астрономия на Древнем Востоке также как и математика носила сугубо утилитарный, а также догматический, бездоказательный характер. В Вавилоне ни одному наблюдателю не пришла в голову мысль: “А соответствует ли видимое движение светил их действительному движению и расположению?”. Однако среди астрономов, работавших уже в эллинистическое время, был известен Селевк Халдеянин, который, в частности, отстаивал гелиоцентрическую модель мира Аристарха Самосского.

Элементы естественных знаний, знаний в области естественных наук, накапливались постепенно в процессе практической деятельности человека и формировались большей частью исходя из потребностей этой практической жизни, не становясь самодостаточным предметом деятельности. Выделяться из практической деятельности эти элементы начали в наиболее организованных обществах, сформировавших государственную и религиозную структуру и освоивших письменность: Шумер и Древний Вавилон, Древние Египет, Индия, Китай. Чтобы понять, почему одни моменты естествознания появляются ранее других, вспомним, области деятельности, знакомые человеку той эпохи:

Сельское хозяйство, включая земледелие и скотоводство;

Строительство, включая культовое;

Металлургия, керамика и прочие ремесла;

Военное дело, мореплавание, торговля;

Управление государством, обществом, политика;

Религия и магия.

Рассмотрим вопрос: развитие каких наук стимулируют эти занятия?

1. Развитие сельского хозяйства требует развития соответствующей с/х техники. Однако от развития последней до обобщений механики слишком долгий период, чтобы всерьез рассматривать генезис механики из, скажем, потребностей земледелия. Хотя практическая механика, несомненно, развивалась в это время. Например, можно проследить появление из примитивной древнейшей зернотерки, через зерновую мельницу (жернова) водяной мельницы (V-III вв. до н.э.) – первой машины в мировой истории.

2. Ирригационные работы в Древнем Вавилоне и Египте требовали знания практической гидравлики. Управление разливом рек, орошение полей при помощи каналов, учет распределяемой воды развивает элементы математики. Первые водоподъемные приспособления – ворот, на барабан которого был намотан канат, несущий сосуд для воды; «журавль» – древнейшие предки кранов и большинства подъемных приспособлений и машин.

3. Специфические климатические условия Египта и Вавилона, жесткое государственное регулирование производства диктовали необходимость разработки точного календаря, счета времени, а отсюда – астрономических познаний. Египтяне разработали календарь, состоящий из 12-ти месяцев по 30 дней и 5-ти дополнительных дней в году. Месяц был разделен на 3 десятидневки, сутки на 24 часа: 12 дневных часов и 12 ночных (величина часа была не постоянной, а менялась со временем года). Ботаника и биология еще долго не выделялись из сельскохозяйственной практики. Первые начатки этих наук появились только у греков.

4. Строительство, особенно грандиозное государственное и культовое требовали, по крайней мере, эмпирических знаний строительной механики и статики, а также геометрии. Древний Восток был хорошо знаком с такими механическими орудиями как рычаг и клин. На сооружение пирамиды Хеопса пошло 23 300 000 каменных глыб, средний вес которых равен 2,5 тонны. При сооружении храмов, колоссальных статуй и обелисков вес отдельных глыб достигал десятков и даже сотен тонн. Такие глыбы доставлялись из каменоломен на специальных салазках. В каменоломнях для отрыва каменных глыб от породы служил клин. Подъем тяжестей осуществлялся с помощью наклонных плоскостей. Например, наклонная дорога к пирамиде Хефрена имела подъем 45,8 м и длину 494,6 м. Следовательно, угол наклона к горизонту составлял 5,3 0 , и выигрыш в силе при поднятии тяжести на эту высоту был значительным. Для облицовки и пригонки камней, а возможно и при подъеме их со ступеньки на ступеньку, применялись качалки. Для поднятия и горизонтального перемещения каменных глыб служил также рычаг.

К началу последнего тысячелетия до н.э. народам Средиземноморья были достаточно хорошо известны те пять простейших подъемных приспособлений, которые впоследствии получили название простых машин: рычаг, блок, ворот, клин, наклонная плоскость. Однако до нас не дошел ни один древнеегипетский или вавилонский текст с описанием действия подобных машин, результаты практического опыта, видимо, не подвергались теоретической обработке. Строительство больших и сложных сооружений диктовало необходимость знаний в области геометрии, вычислении площадей, объемов, которое впервые выделилось в теоретическом виде. Для развития строительной механики необходимо знание свойств материалов, материаловедение. Древний Восток хорошо знал, умел получать очень высокого качества кирпич (в том числе обожженный и глазурованный), черепицу, известь, цемент.

5. В древности (еще до греков) было известно 7 металлов: золото, серебро, медь, олово, свинец, ртуть, железо, а также сплавы между ними: бронзы (медь с мышьяком, оловом или свинцом) и латуни (медь с цинком). Цинк и мышьяк использовались в виде соединений. Существовала и соответствующая техника для плавки металлов: печи, кузнечные мехи и древесный уголь как горючее, что позволяло достигнуть температуры 1500 0С для плавления железа. Разнообразие керамики, производимой древними мастерами, позволило, в частности, археологии в будущем стать почти точной наукой. В Египте варили стекло, причем разноцветное, с применением разнообразных пигментов-красителей. Широкой гамме пигментов и красок, применявшихся в различных областях древнего мастерства, позавидует современный колорист. Наблюдения над изменениями природных веществ в ремесленной практике, наверное, послужили основой для рассуждений о первооснове материи у греческих физиков. Некоторые механизмы, применяемые ремесленниками, чуть ли не до сей поры, изобретены в глубокой древности. Например, токарный станок (конечно, ручной, деревообрабатывающий), прялка.

6. Нет нужды долго распространяться о влиянии торговли, мореплавания, военного дела на процесс возникновения научных знаний. Отметим только, что даже простейшие виды оружия должны делаться с интуитивным знанием их механических свойств. В конструкции стрелы и метательного копья (дротика) уже заложено неявное понятие об устойчивости движения, а в булаве и боевом топоре – оценка значения силы удара. В изобретении пращи и лука со стрелами проявилось осознание зависимости между дальностью полета и силой броска. В целом, уровень развития техники в военном деле был значительно выше, чем в сельском хозяйстве, особенно в Греции и Риме. Мореплавание стимулировало развитие той же астрономии для координации во времени и пространстве, техники строительства судов, гидростатики и многого другого. Торговля способствовала распространению технических знаний. Кроме того, свойство рычага – основы любых весов было известно задолго до греческих механиков-статиков. Следует отметить, что в отличие от сельского хозяйства и даже ремесла, эти области деятельности были привилегией свободных людей.

7. Управление государством требовало учета и распределения продуктов, платы, рабочего времени, особенно, в восточных обществах. Для этого были нужны хотя бы начатки арифметики. Иногда (Вавилон) государственные нужды требовали знаний астрономии. Письменность, сыгравшая важнейшую роль в становлении научных знаний – во многом продукт государства.

8. Взаимоотношения религии и зарождающихся наук предмет особого глубокого и отдельного исследования. В качестве примера укажем лишь, что связь между звездными небом и мифологией египтян очень тесная и прямая, а потому развитие астрономии и календаря диктовалось не только нуждами сельского хозяйства. В дальнейшем, в контексте материала лекций, мы будем обращать внимание на эти связи.

Постараемся просуммировать сведения о том, что было выделено на Древнем Востоке как теоретическое знание.

Математика.

Известны египетские источники II-го тысячелетия до н.э. математического содержания: папирус Ринда (1680 г. до н.э., Британский музей) и Московский папирус. Они содержат решение отдельных задач, встречающихся в практике, математические вычисления, вычисления площадей и объемов. В Московском папирусе дана формула для вычисления объема усеченной пирамиды. Площадь круга египтяне вычисляли, возводя в квадрат 8/9 диаметра, что дает для числа пи остаточно хорошее приближение – 3,16. Несмотря на существование всех предпосылок Нейгебауэр /1/ отмечает достаточно низкий уровень теоретической математики в древнем Египте. Это объясняется следующим: “Даже в наиболее развитых экономических структурах древности потребность в математике не выходила за пределы элементарной домашней арифметики, которую ни один математик не назовет математикой. Требования же к математике со стороны технических проблем таковы, что средств древней математики было недостаточно для каких бы то ни было практических приложений”.

Шумеро-вавилонская математика была на голову выше египетской. Тексты, на которых основаны наши сведения о ней относятся к 2-м резко ограниченным и далеко отстоящим друг от друга периодам: большая часть – ко времени древневавилонской династии Хаммурапи 1800 – 1600 гг. до н.э., меньшая часть – к эпохе Селевкидов 300 – 0 гг. до н. э. Содержание текстов отличается мало, появляется лишь знак “0”. Невозможно проследить развитие математических знаний, все появляется сразу, без эволюции. Существует две группы текстов: большая – тексты таблиц арифметических действий, дробей и т.п., в том числе ученические, и малочисленная, содержащая тексты задач (около 100 из найденных 500 000 табличек).

Вавилоняне знали теорему Пифагора, знали очень точно значение главного иррационального числа — корня из 2, вычисляли квадраты и квадратные корни, кубы и кубические корни, умели решать системы уравнений и квадратные уравнения. Вавилонская математика носит алгебраический характер. Так же как для нашей алгебры ее интересует только алгебраические соотношения, геометрическая терминология не употребляется.

Однако и для египетской и для вавилонской математики характерно полное отсутствие теоретических изысканий методов счета. Нет попытки доказательства. Вавилонские таблички с задачами делятся на 2 группы: “задачники” и “решебники”. В последних из них решение задачи иногда завершается фразой: “такова процедура”. Классификация задач по типам была той высшей ступенью развития обобщения, до которой сумела подняться мысль математиков Древнего Востока. Видимо, правила находились эмпирическим путем, путем многократных проб и ошибок.

При этом математика носила сугубо утилитарный характер. С помощью арифметики египетские писцы решали задачи о расчете заработной платы, о хлебе, о пиве для рабочих и т.п. Нет еще четкого различия между геометрией и арифметикой. Геометрия является лишь одним из многих объектов практической жизни, к которым можно применить арифметические методы. В этом отношении характерны специальные тексты, предназначенные для писцов, занимавшихся решением математических задач. Писцы должны были знать все численные коэффициенты, нужные им для вычислений. В списках коэффициентов содержатся коэффициенты для “кирпичей”, для “стен”, для “треугольника”, для “сегмента круга”, далее для “меди, серебра, золота”, для “грузового судна”, “ячменя”, для “диагонали”, “резки тростника” и т.д./2/.

Как считает Нейгебауэр, даже вавилонская математика не перешагнула порога донаучного мышления. Он, впрочем, связывает этот вывод не с отсутствием доказательств, а с неосознанностью вавилонскими математиками иррациональности корня из 2.

Астрономия.

Египетская астрономия на протяжении всей своей истории находилась на исключительно незрелом уровне /1/. Судя по всему, никакой иной астрономии кроме наблюдений за звездами для составления календаря в Египте не было. В египетских текстах не нашлось ни одной записи астрономических наблюдений. Астрономия применялась почти исключительно для службы времени и регулирования строгого расписания ритуальных обрядов. Египетская астрономическая терминология оставила следы в астрологии.

Ассиро-вавилонская астрономия вела систематические наблюдения с эпохи Набонассара (747 г до н.э.). За период “доисторический” 1800 – 400 гг. до н.э. в Вавилоне разделили небосвод на 12 знаков Зодиака по 300 каждый, как стандартную шкалу для описания движения Солнца и планет, разработали фиксированный лунно-солнечный календарь. После ассирийского периода становится заметен поворот к математическому описанию астрономических событий. Однако наиболее продуктивным был достаточно поздний период 300 – 0 гг. Этот период снабдил нас текстами, основанными на последовательной математической теории движения Луны и планет.

Главной целью месопотамской астрономии было правильное предсказание видимого положения небесных тел: Луны, Солнца и планет. Достаточно развитая астрономия Вавилона объясняется обычно таким важным ее применением как государственная астрология (астрология древности не имела личностного характера). Ее задачей было предсказание благоприятного расположения звезд для принятия важных государственных решений. Таким образом, несмотря на нематериалистическое применение (политика, религия) астрономия на Древнем Востоке также как и математика носила сугубо утилитарный, а также догматический, бездоказательный характер. В Вавилоне ни одному наблюдателю не пришла в голову мысль: “А соответствует ли видимое движение светил их действительному движению и расположению?”. Однако среди астрономов, работавших уже в эллинистическое время, был известен Селевк Халдеянин, который, в частности, отстаивал гелиоцентрическую модель мира Аристарха Самосского.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уральский государственный технический университет – УПИ» имени первого

Президента России Б.Н. Ельцина

Филиал «УГТУ-УПИ» в г. Чусовом

Контрольная работа

По «Истории науки и технике»

Тема: “Наука и техника Древнего Востока”

Выполнил: студент 3 курса

Заочного факультета

Группы МТЗ – 36081Чу

Наймушина Екатерина

Александровна

Проверил:

Палькина О.В.

г. Чусовой

1.Введение……………………...………………………………………………………..3

2.Месопотамия. Наука и техника………………………………………………………5

3.Древний Египет. Наука и техника……………………………………………………8

4.Древний Китай. Наука и техника……………………………………………………10

5.Древняя Индия. Наука и техника…………………………………………………….11

6. Заключение……………………………………………………………………………13

Список литературы……………………………………………………………………...15

1. Введение

История древневосточных государств, возникших в IV тыс. до н.э. в Месопотамии, Египте, Китае позволяет изучить важнейший этап в развитии человечества - рас­пад родового строя, возникновение классов и древних рабо­владельческих обществ, создание государств, начало циви­лизаций и экономики, как организованной сферы деятель­ности человека.

Отделение скотоводства от земледелия, развитие сель­ского хозяйства и выделение из него ремесел, возникнове­ние металлургии вызывали потребность в дополнительной рабочей силе. Ею становились главным образом пленные, которых обращали в рабство. Рост производства дал избы­точный продукт, ставший объектом обмена. Появилась торговля, а затем и деньги. Родовая община постепенно распадается. Войны и торговля увеличивали имущественное расслоение. Возникает первое деление общества на классы - рабовладельцев и рабов. Для охраны интересов собст­венников, имущества, рабовладельцев и защиты от внешней опасности создается государство.

Можно выделить шесть главных признаков цивилизации как принципиально нового этапа всемирной истории:

    создание производящего хозяйства, рационально организованной экономики, приносящей значительный прибавочный продукт, поступающий в распоряжение общества (вместо присваивающего и, следовательно, бесприбыльного первобытного хозяйства);

    создание института частной собственности и владения имуществом, включая и землю, а, следовательно, появление возможности концентрации богатств в руках одних и потери их у других. Это приводит к социальному расслоению прежде единой первобытной общины, появлению групп богатых и бедных;

    появление особого органа, регулирующего социальные отношения и конфликты, а именно, института государства и права, в то время как в первобытных общинах отношения регулировались или по обычаям далеких предков, или произвольными решениями племенных старейшин;

    появление города как хозяйственного, административного, военного и культурно-религиозного центра области или региона, как места концентрации материальных и интеллектуальных ресурсов региона, ума, энергии и предприимчивости его жителей. Город становится мощным организатором прогресса общества;

    возможность монументального строительства, создание поражающих воображение сооружений: пирамид и храмов Египта, месопотамских зиккуратов, царских дворцов. Эти постройки стали яркой демонстрацией огромных возможностей рождающейся цивилизации, маневрирования ее запасами и трудовыми ресурсами;

    создание письменности, т. е. системы графических знаков и символов, способных фиксировать и передавать потомству человеческую речь с содержащейся в ней информацией, накопленным в разных сферах жизни опытом. Изобретение письменности - это свидетельство рождения нового менталитета, гигантский скачок в области материальных и интеллектуальных возможностей цивилизации.

В сущности, говоря, вплоть до наших дней общество идет по тем путям развития, которые были намечены, нащупаны, с великими трудностями определены первыми цивилизациями, зародившимися в странах Древнего Востока, и в этом их всемирно-историческое значение.

2.Месопотамия. Наука и техника.

Одними из первых, возникших на нашей планете в IV тыс. до н. э. были древние государства Месопотамии - страны, расположенные между Кавказом на севере и Персидским заливом на юге, между Си­рийской степью на западе и горными районами Ирана на вос­токе (территория современного Ирака). С севера на юг страну пересекают две большие реки Тигр и Евфрат. Эти реки создали плодородную от речных наносов долину и служили хорошими транспортными магистралями, связывающими государства Месопотамии с их соседями.

«Месопотамия» – значит «Земля между реками» (между Евфратом и Тигром). Теперь под Месопотамией понимают в основном долину в нижнем течении этих рек, причем присовокупляют к ней земли к востоку от Тигра и к западу от Евфрата. В целом этот регион совпадает с территорией современного Ирака, за исключением горных районов вдоль границ этой страны с Ираном и Турцией.

Техника:

Пле­мена Месопотамии дали миру первую соху и плуг, оросительную систему. Большое количество вязкой аллювиальной (наносной) глины послужило основой для широкого ее использования в гончар­ном деле. Первый гончарный круг на планете появился в Ме­сопотамии в первой половине V тыс. до н. э. Здесь же впервые стали производится глиняные кирпичи, ставшие основой строительной техники. Появилась в VIII тыс. до н. э. на Ближнем Востоке металлургическая обработка меди, а в V-IV тыс. до н. э. производство бронзовых изделий и, наконец, во II тыс. до н. э. железных изделий способствовали быстрому развитию производительных сил в этом регионе.

Так как в стране было мало лесов, то в качестве конструк­ционного материала широко использовались глина, камыш, тростник, которых было много. Это и послужило основой раз­вития гончарного и кирпичного производства. Глина была и материалом для письма. Даже сама клинопись стала следствием использования глины (на глиняных табличках знаки удобнее было выдавливать). Камыш и тростник использовались для из­готовления плетеных вещей и в кораблестроении. Тростнико­вые корабли плавали не только по рекам, но и по морю.

Жаркий климат страны требовал орошения в сельском хозяйстве, но постоянные раз­ливы рек Тигра и Евфрата, значительная заболоченность требо­вали осушения земель. В этих условиях населению приходилось создавать множество ирригационных сооружений.

Появление металлургического производства дало толчок для производства сначала медных, позже бронзовых и железных изделий, предназначенных для сельского хозяйства, строитель­ства, для домашнего быта. Из драгоценных металлов произво­дились великолепные ювелирные изделия, являющиеся и сего­дня сокровищами крупнейших музеев мира.

В технологии производства ювелирных изделий применя­лись литье в формах, пайка, клепание, раскатка металлов в листы, грануляция, изобретенная в Месопотамии 4500 лет на­зад. Мельчайшие шарики из драгоценных металлов наклеивали на металлическую поверхность с помощью пасты, изготовлен­ной из рыбьего клея, гидроокиси меди и воды, после этого из­делие обжигали.

Развитое скотоводство обеспечивало сырьем кожевенное производство. Кожа широко применялась в быту (обувь, уп­ряжь, тара для вина, воды, сыпучих материалов), в военном снаряжении (панцири, колчаны, шлемы), как писчий материал, напоминавший пергамент. Овечья и козья шерсть стали осно­вой зарождения текстильного производства. Ткани производи­лись не только из шерсти, но из льна, а затем хлопка.

Быстрое выделение из сельского хозяйства ремесленного производства как самостоя­тельной отрасли послужило основой развития многочисленных городов. С древнейших времен для строи­тельства стал использоваться кирпич сырцовый, а затем обжи­гаемый в печах. Использование кирпичей как строительного материала позволило уже в начале III тыс. до н. э. возводить на искусственных насыпях (из-за заболоченности местности) большой величины массивные ступенчатые храмовые башни (зиккураты). Самый большой зиккурат был построен в Вавилоне в честь бога Мардука. При строительстве впервые стали использовать фаянсовые изразцы, которые служили для украшения орнамента наружных стен зданий. Кладка стен укреплялась веществом, изготовлен­ным на основе асфальта. Внутри храмов и дворцов стены отде­лывались мозаикой. Для украшения помещений использовались скульптуры, рельефы. Архитектура Месопо­тамии оказала влияние на зодчество всего Ближнего Востока.

Наука:

Росту производительных сил страны способствовали развитие наук, образования. Еще во времена государств Шумера и Аккада около 3000 г. до н.э. в Месопотамии появилось клинописное письмо, представляющее собой комбинацию клинообразных черточек, выдавливаемых на табличках, сделанных из сырой глины. Сначала знаки отобра­жали конкретные предметы, поня­тия, затем звуковые комбинации, слоговые, фонетические значения. Эта система письма распростра­нилась по всему Ближнему Восто­ку и стала основой разработки многих современных алфавитов: арамейского (еврейский, араб­ский), греческого (латинский, сла­вяно-кирилловский, грузинский, армянский).

Хозяйственные потребности дали толчок к развитию наук, в первую очередь, астрономии и математики. Экономика была немыслима без математических расчетов количества продуктов, рабочей силы, участков земли. Месопотамия дала миру начала математики, сначала шестидесятеричную, а затем десятичную системы счисления, возведение в степень, извлечение квадрат­ных и кубических корней, принцип арифметической и геомет­рической прогрессий, арифметические дроби, таблицу умноже­ния, первые знания в области геометрии, алгебры, квадратные уравнения. Для арифметических расчетов применялись инстру­менты - наподобие счетов.

Необходимость определения нахождения человека на мест­ности и установления счета времени способствовала рождению астрономии. Жрецы вели наблюдения за светилами и звездами. Эти наблюдения сначала накапливались и передавались устно из поколения в поколение, затем после появления письменно­сти стали записываться в виде научных знаний. На высоких храмовых башнях-зиккуратах создавались первые на планете обсерватории, где велись астрономические наблюдения. Жрецы имели представление о четырех странах света, знали пять планет и их орбиты. Звездное небо было разбито на 15 частей, а звезды распределены по созвездиям, определено 12 зодиаков. Астрономы рассчитали, что лунные затмения наступают через 6585 дней, т.е. они могли предсказывать затмения. Ими была основана астрология, предсказывающая судьбы людей.

Вам также будет интересно:

Как делается фонетический разбор слова: пример звукового анализа
Диана Ильинская Цели и задачи : развитие звуко-буквенного анализа и синтеза слов ; учить...
Гороскоп для мужчины-Девы
Евгения ЕвусСпециализация: Астрология, ПарапсихологияОбразование:...
Салат из капусты с яблоком – витаминная подзарядка!
Легкий салат из пекинской капусты , куриного филе и яблок. Пекинская капуста очень долго...
Cонник усыновить ребенка, к чему снится усыновить ребенка во сне видеть
К чему снится усыновление женщине: Видеть во сне приемного ребенка или приемных родителей...
Международная номенклатура алканов
Строение алканов Алканы - углеводороды, в молекулах которых атомы связаны одинарными...