Сайт о холестерине. Болезни. Атеросклероз. Ожирение. Препараты. Питание

Международная террористическая организация "Аль-Каида"

Оперативные сводки донбасса

Пышный бисквит красный бархат

Пикша запеченная в духовке

Драники кабачковые: рецепт приготовления с фото Деруны из картошки и кабачков

Цыпленок в фольге в мультиварке Как приготовить цыпленка табака в мультиварке скороварке

Гуляш из говядины с подливкой на сковороде Сколько варить гуляш из телятины

Индейка, фаршированная яблоками, сыром и ананасами Как приготовить филе индейки с ананасом

Калорийность готовых блюд

Котлеты из печени индейки

Салат с баклажанами и фасолью на зиму: рецепты Салат из баклажан и фасолью

Гороскоп козерог на май майл

Отставка Медведева или роспуск Госдумы: Россию ожидают серьезные изменения

Любовная совместимость гороскопов мужчины-козерога и девушки-льва Козерог муж и жен лев

Наталья: судьба нареченной прекрасным именем

Вещий олег - биография, информация, личная жизнь. Легенды о вещем олеге Хазары и русь после хазарии


Киев основан хазарами в качестве крепости. Первоночально его заселили хазары, славяне и евреи из Европы.В византийском трактате «Об управлении империей» Киев фигурирует под неславянским, возможно хазарским, названием Самватас, что, согласно одной из трактовок, означает «верхние укрепления» (Википедия и др. источники) .....

Контакты между хазарами и славянами происходили постоянно и с давних времен‚ потому что это были народы-соседи. Под защитой могущественного Хазарского каганата славяне Приднепровья могли заниматься земледелием и торговлей. Славянские купцы спускались по Дону и Волге к хазарской столице‚ выходили в Каспийское море‚ проникали на юго-восточные его берега и привозили на верблюдах свои товары в город Багдад.

Русский историк В.Ключевский писал: “Хазарское иго было для днепровских славян не особенно тяжело и нестрашно. Напротив, лишив восточных славян внешней независимости, оно доставило им большие экономические выгоды. С тех пор для днепровцев, послушных данников хазар, были открыты степные речные дороги, которые вели к черноморским и каспийским рынкам. Под покровительством хазар и пошла бойкая торговля из Приднепровья”.В восьмом веке хазары стали брать дань с восточных славян.

Сказано об этом в русской летописи: “Хазары брали дань с полян и с северян‚ и с вятичей‚ брали по серебряной монете и по белке с дыма”. То есть с каждого жилого дома - по шкурке белки и по серебряной монете. Поляне впоследствии‚ очевидно‚ освободились от этой подати‚ о чем сказано в летописи: “Поляне были притесняемы древлянами и иными окрестными людьми. И нашли их хазары… и сказали: “Платите нам дань”. Поляне‚ посовещавшись‚ дали от дыма по мечу. И отнесли их хазары к своему князю. И сказали старцы хазарские: “Не добрая дань эта‚ княже: мы доискались ее оружием‚ острым только с одной стороны‚ то есть саблями‚ а у этих оружие обоюдоострое‚ то есть мечи: станут они когда-нибудь собирать дань с нас и с иных земель”.Хазары, очевидно, отступились от полян и взамен обложили данью радимичей‚ другое славянское племя.В русской летописи есть упоминание о том‚ что в 885 году “послал Олег к радимичам‚ спрашивая: “Кому даете дань?” Они ответили: “Хазарам”. И сказал им Олег: “Не давайте хазарам‚ но платите мне”. И дали Олегу по щелягу‚ как раньше хазарам давали”.

В каирской синагоге‚ в ее генизе‚ было найдено письмо на пергаменте, которое написали киевские евреи. Современные ученые определили‚ что письмо написано не позднее 930 года‚ и если их заключения верны‚ это означает‚ что самый ранний обнаруженный достоверный документ‚ относящийся к истории Киева‚ написан на иврите и исходит от еврейской общины города.

В своем письме евреи Киева оповещали все общины рассеяния‚ что некий Яаков бар Ханука - “сын добрых людей, тот, кто дает, а не тот, кто берет” - “стал жертвой жестокой судьбы: его брат пошел и взял ссуду у иноверцев‚ а Яаков стал его поручителем. Брат отправился в дорогу‚ но пришли разбойники и убили его (брата)‚ и забрали его деньги. Тогда пришли кредиторы и взяли Яакова‚ на шею его наложили железные оковы и сковали ноги его. И там (у них) пробыл он целый год. А потом мы взяли его на поруки и заплатили шестьдесят монет‚ а еще осталось долгу - сорок монет…”С этим сопроводительным письмом Яаков бар Ханука отправился по еврейским общинам мира‚ чтобы собрать недостающие деньги‚ и‚ возможно‚ дошел даже до Каира. “Господа наши… - написано было в письме. - Последуйте доброму обычаю… И Всевышний благословит вас и восстановит Иерусалим в ваши дни‚ и принесет избавление вам‚ и нам вместе с вами”.

В нижнем углу письма имеется пометка тюркскими рунами‚ которую сделал‚ по всей видимости‚ хазарский чиновник: “Хокурум” - “Я прочитал”. На основании этого письма можно предположить‚ что в первой половине десятого века в Киеве уже существовала община евреев‚ и в сопроводительном письме указаны их имена - как традиционно еврейские: глава общины Авраам га-парнас, Ицхак, Реувен, Иегуда‚ так и имена хазарские: Кьябар‚ Саварта‚ Манас‚ Манар и Кофин.

После разгрома Хазарского каганата евреи‚ его населявшие‚ рассеялись по разным странам. Был у них один путь - в Крым. Был другой путь - на Кавказ. Третий путь - возможно‚ в Среднюю Азию‚ в Хорезм. Некоторые беглецы оказались даже в Испании; об их потомках упоминал в начале двенадцатого века еврейский историк из Толедо Авраам ибн Дауд: “Мы видели в Толедо некоторых сыновей их сыновей - ученых…”И был еще‚ конечно‚ путь из Хазарии к Киеву‚ где жили тогда евреи. Русский историк восемнадцатого века В.Татищев‚ которому довелось прочитать исчезнувшие позднее русские летописи‚ сообщал‚ что победитель Хазарского каганата Святослав увел в полон в Киев большое количество хазар и расселил их по разным местам‚ - среди них‚ наверное‚ были и евреи.
2
Евреи приходили в Киев не только с востока или из Крыма‚ но и из европейских стран.Известно, что с девятого века проходили через славянские земли купцы-евреи‚ которых арабские историки называли раданитами; они вели основную торговлю Европы с Азией. Сказано о них в “Книге путей и государств” арабского географа Ибн-Хордадбха: “Путь купцов-евреев раданитов‚ которые говорят по-персидски‚ по-румски‚ по-арабски‚ по-франкски‚ по-андалузски‚ по-славянски: они путешествуют с запада на восток и с восток на запад морем и сушей.

Они возят евнухов‚ служанок‚ мальчиков‚ шелк‚ меха и мечи… На обратном пути они берут мускус‚ алоэ‚ камфару‚ корицу и другие произведения восточных стран…” Раданиты везли товары разными путями‚ в том числе и через славянские земли‚ к хазарам в Итиль‚ а оттуда через Каспий - в Индию и Китай. Киев был узловой станцией на торговом пути‚ и в еврейских источниках этих купцов называли “голхей русия” - идущие в Русь.Так встретились на территории Киевской Руси евреи из Европы и Хазарии. В Киеве было два квартала‚ один из которых назывался Козары‚ а другой - Жидове. Возле второго квартала находились одни из ворот города‚ Жидовские ворота‚ которые упоминаются в русской летописи за 1151 год: защищая Киев от половцев‚ “Изяслав Давыдович стал меж Золотых ворот и Жидовских‚ а Ростислав перед Жидовскими вороты”.Евреи в Киевской Руси составляли группу свободных людей‚ которые занимались транзитной торговлей‚ что было чрезвычайно выгодно киевским князьям. Они пользовались свободой передвижения‚ но жили преимущественно в городах‚ в особых кварталах. В.Татищев отмечал‚ что в Киеве существовала синагога‚ в которой евреи заперлись во время смуты 1113 года и выдержали осаду до прихода Владимира Мономаха.

В русской летописи говорится‚ что в 986 году евреи из Хазарии - “Жидове Козарстии” - приехали к великому князю Владимиру‚ чтобы склонить его к принятию иудаизма. “А где земля ваша?” - спросил их князь. “В Иерусалиме”‚ - ответили евреи. “А вы разве там живете?” - “Нет‚ - сказали они‚ - ибо разгневался Бог на предков наших и рассеял нас по странам за грехи наши… ” Тогда Владимир сказал: “Как же вы других учите‚ когда сами отвержены Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас‚ то вы не были бы разбросаны по чужим землям. Разве вы и нам думаете такое зло причинить?” И Владимир‚ как известно‚ выбрал христианство.

Церковь боролась с еврейским влиянием‚ и митрополит Илларион написал в 1050 году полемическое сочинение против иудейской религии “Слово о законе Моисеевом и о благодати Иисуса Христа”. Игумен Печерского монастыря Феодосий поучал христиан жить в мире с друзьями и врагами‚ “но со своими врагами‚ а не с Божьими… Божьи суть враги: жидове‚ еретицы‚ держащие кривую веру…” Этот же самый Феодосий “имел следующее обыкновение: многократно ночью вставал и тайно от всех ходил к жидам и спорил с ними о Христе; укорял и досаждал им‚ называя их отступниками и беззаконниками; желал быть убитым ими за исповедание Христа”. Евреи его не убили‚ но‚ очевидно‚ спорили с ним и защищали свою веру.Киевский митрополит Иоанн II запрещал продажу евреям рабов-христиан - из боязни‚ что их обратят в иудейство: “Христианина нельзя продавать ни жидовину‚ ни еретику‚ а кто продаст жидам - беззаконник”. Связь с Византией привела к тому‚ что на Русь стали проникать постановления соборов‚ направленные против иноверцев‚ и в уставе князя Ярослава есть закон об отлучении от церкви за сожительство христианина с “бусурманкою или с жидовкою”.И, тем не менее, положение евреев в Киеве было достаточно прочным. Князь Изяслав перевел рынок вместе с лавками с Подола‚ нижней части города‚ в верхнюю его часть‚ где жили евреи‚ за что они уплатили ему большие деньги.

В конце одиннадцатого века число евреев в Киеве увеличилось‚ несмотря на мор‚ голод‚ набеги половцев: очевидно‚ туда переселились евреи из Центральной Европы‚ спасаясь от преследования крестоносцев. Великий князь Святополк II хорошо относился к евреям‚ но после его смерти толпа возмутилась против его жены и приверженцев; громили не только бояр‚ но разгромили и еврейский квартал - в 1113 году: “Кияне же разграбиша двор Путятин тысячьского‚ идоша на Жиды и разграбиша”.

А в 1124 году был в Киеве большой пожар‚ и летопись отмечает‚ что выгорел почти весь город “и Жидове погореша”.У В.Татищева есть упоминание о том‚ что будто бы Владимир Мономах велел в 1126 году “из вся русския земли всех жидов выслать со всем их имением‚ и впредь не пущать‚ а есть ли тайно войдут‚ вольно их грабить и убивать… С сего времени жидов в Руси нет…” Но этот факт оспаривают другие историки.
3
Евреи Киевской Руси не были оторваны от своих соплеменников на Западе и на Востоке. Они переписывались друг с другом‚ изстраны в страну ездили купцы-евреи‚ даже детей своих они посылали учиться из Киева в Европу‚ в лучшие иешивы того времени. Сохранилось имя рабби Ицхака из Русии‚ который учился в городе Вормсе‚ в Германии. Некий Ашер бен Синай из Русии учился в испанском городе Толедо‚ а рабби Моше из Киева был либо учеником в иешиве знаменитого рабби Яакова Тама‚ крупнейшего авторитета французского и германского еврейства‚ либо встречался с ним во время своих поездок по Европе. Этот же самый рабби Моше из Киева переписывался с главой иешивы в Багдаде. Известно еще‚ что некий еврей из Русии‚ у которого родным языком был славянский‚ встретился в Салониках со своим родственником. Тот с восторгом описал ему свое путешествие в Эрец Исраэль‚ и под впечатлением этого рассказа еврей из Русии тоже решил отправиться туда.

Евреи жили не только в Киеве‚ но и в Волынской‚ в Галицкой землях‚ появлялись они и в северо-восточной Руси. При дворе великого князя Андрея Боголюбского во Владимире в конце двенадцатого века жили два еврея - Ефрем Моизич и Анбал Ясин с Кавказа‚ ключник великого князя: они были участниками заговора‚ который закончился убийством Андрея Боголюбского.

А потом на Киевскую Русь обрушились монголы. В 1240 году они разрушили Киев‚ и многие евреи погибли там вместе с другими жителями‚ а остальные бежали. В Подолии сохранился с 1240 года надгробный памятник некоему Шмуэлю‚ очевидно главе общины‚ и на нем выбита такая надпись: “Гибель следует за гибелью. Велико наше горе. Этот памятник воздвигнут над могилой нашего учителя; мы остались‚ как стадо без пастыря; гнев Божий постиг нас…”В середине тринадцатого века Киев был пуст и разорен‚ стояли в нем двести домов‚ и великие князья снова приглашали евреев селиться в Киеве.

Сохранилось свидетельство об их присутствии на Руси в летописи за 1288 год. Рассказывая о смерти князя Владимира Васильковича‚ правившего во Владимире Волынском‚ летописец отметил: “И тако плакавшеся над ним всемножество Володимерцев‚ мужи и жены и дети‚ Немцы‚ и Сурожьце‚ и Новгородци‚ и Жидове…

Восстание древлян - это самое первое из известных противостояний народных масс, засвидетельствованных летописцами. По датам, на период X века, у историков постоянно идут споры, но дата этого выступления установлена точно - это 945 год .

После подавления всех волнений, земли на которых обитали древляне, а именно находящиеся на западе Киевской области, окончательно вошли в состав главного государства. Произошло это при правлении княгини Ольги.

Древляне

Племя древлян располагалось в полесье, на территории современной Житомирской и на западе Киевской области, занимая обширные территории. Их земли граничили с землями полян, которые и населяли Киев с окрестностями.

Летописи отмечают, что долгое время эти племена враждовали между собой. В противостоянии, долгое время поляне находились под гнётом.Но в какой-то момент произошёл перелом в отношениях.

Об этом народе сохранились описания в летописях, и вот что о них известно. Занимались древляне охотой и дерзкими набегами на соседей. Жилища предпочитали ставить прямо в густых лесах. Это были землянки, с крышами, устланными дёрном. Такие домишки хорошо маскировались в зелени.

О нравах этого народа летописец Нестор пишет так: «Жили люди звериным обычаем, ели всё нечистое, браков не имели, но умыкали девиц, срамословили при отцах и при снохах». Их языческие ритуалы были жестоки. Имели своих князей. Воевали своеобразно. Нападали из леса внезапно, отходили - растворялись в лесу. У них была целая система подземных ходов, лазы по двадцать и более метров, имевшие выход наружу у древесных корней. Использовали узкие, долблёные лодки. Пользовались отравленными стрелами.

Только после прихода на Киевский престол Рюрика эпоха древлян заканчивается. Неудивительно, что с растущей властью в Киеве древлянские князья были совершенно несогласны. Категорически отказывались платить дань и постоянно строили планы по захвату Киева.

Но в 883 году Олегу, вошедшему в историю с прозвищем Вещий, удалось подчинить строптивый народ. В летописи есть на этот счёт точные формулировки: «Не давайте хазарам, но мне давайте». «И владел Олег деревлянами, полянами, радимичами».

Конечно, великокняжеская власть ещё не устоялась. Игорю, сыну Олега, не раз приходилось демонстрировать свою силу. Покорённое племя взбунтовалось сразу, как только Игорь занял престол, в 913 году. Князь собрал дружину, вторгся в мятежные земли и подверг племя беспощадному истреблению, доказывая всем, что его меч разит не хуже отцовского.

Мужчин убивали.

Имущество забирали.

Женщин вели в рабство.

Чтобы сломить сопротивление племени Игорь решил взять столицу древлян - хорошо укреплённый город Искоростень. Дружина, добравшаяся до города, внезапным ударом обрушилась, не давая шансов спастись жителям. Преследование шло даже по подземным ходам. Горожане дрались самоотверженно, но победили войны Игоря.

Были взяты в заложники.

Дети древлянских князей.

Жрецы.

Старейшины.

Вердикт был прост - если племя не повинуется Великому Князю, заложников ждёт смерть. Причём платёж был увеличен многократно, по сравнению с податью, которую назначил Олег. У древлян не было выхода. Они покорились.

В то время как князь Игорь праздновал победу в стольном Киеве, древляне с затаённой обидой вынашивали план мести.

Восстание 945 года

Предыстория началась в 941 году, когда князь Игорь решается на войну с Византией. Причиной стало несоблюдение императором условий договора, заключённого ещё Олегом. Если верить летописцам, в этот поход Игорь снарядил 10 тыс. судов, но потерпел поражение в этом походе.

Проигрыш не смутил правителя. Через два года, в 943 князь снова выдвигается. В этот раз он нанял в свой флот варягов и печенегов. В этот раз греки предпочли не доводить дело до столкновения. Они сами предложили дань, такую же, как когда-то платили Олегу.

Игорь принял дары. И оставив печенегов разорять Болгарию, возвратился в Киев.

Несмотря на заключение с Византией договоров о мире и торговле, на дары, полученные от греков, Киевская казна была пуста. К тому же среди воинов был слышен ропот. Дружина требовала денежного довольствия.

В ноябре 945 года князь Игорь отправился за данью.


Сборы прошли в обычном порядке и дружина уже выдвинулась домой. Но разговоры с приближёнными людьми, посеяли сомнения в голове правителя. Дело в том, что древляне отказывались входить в войско Киевского князя, не воевали за него. И решил Игорь вернуться, чтобы потребовать с них большую подать.

Князь, видимо, не сомневался, что справится с переговорами и повторным обложением, поскольку отпустил основное войско домой, оставив при себе только небольшую часть дружины.

Князь Игорь принимает решение о повторном сборе дани.

В то время на землях древлян правил честолюбивый князь Мал, желавший для своего народа полной независимости. До теперешнего момента он честно выплачивал дань, так как не имел другого выхода. Но когда он узнал, что Киевский князь идёт повторно, направляясь в столицу Искоростень, он принял решение противостоять ненасытному захватчику.

Мал выслал навстречу Игорю послов, требования которых были проигнорированы. Всё население Искоростени было настроено против властных завоевателей.

Плата была непомерна для местных жителей, а культурное политическое решение конфликта не было достигнуто.

Совет принял решение оказать военное сопротивление. Когда Игорь с дружиной приблизился к городу со своим не большим войском древляне их попросту перебили.

Византийский историк писал, что смерть Игоря была жестокой. Его привязали к согнутым друг к другу деревьям, а после деревья отпустили, попросту разорвав тело князя.

Так восстав против киевского режима, племенной народ накликал на себя огромные беды. Этот бунт отозвался в скором будущем полным разорением и многочисленными смертями.

Князь Игорь погиб при сборе дани.

Подавление восстания

Дальновидный князь Мал, расправившись с малым войском Игоря, построил далекоидущие планы.

Он решил взять в жёны Ольгу, вдову Игоря, и таким образом, «подмять под себя» Киев и земли полянские. Он даже представить себе не мог с какой женщиной предстоит иметь дело.

Ольга, стала правительницей, как опекун малолетнего Святослава, после смерти своего мужа. Но и после того как князь Святослав подрос, и стал править самостоятельно, она продолжала руководить делами государства, пока её сын прибывал в постоянных походах.

В период же первичного вдовства ею овладела жажда мести за мужа своего. Прибывших послов, которых было порядка 20 человек она приказала нести в ладье на руках, будто в знак почести. Но поднесли их не к праздничному столу, а прямо в огромную выкопанную яму, в которую и опустили ладью. Людей живьём закопали вместе с ладьёй.

Со вторыми послами она обошлась не лучше. Тем была приготовлена баня, которую подожгли, когда люди были внутри. Вот такая картинка дошла до наших дней, с тех далёких времён.

Женщина не остановилась на этом. Она отправилась справлять тризну, по погибшему своему мужу, на то место, где он был убит. Древляне ничего опасного не увидели в этом ритуале, и по приглашению княгини ели и пили вместе с Ольгой и её небольшой дружиной. Во время тризны древлян опоили каким-то напитком и они не могли оказать сопротивления. Тогда Ольга приказала их рубить. Летописцы сообщают о пяти тысячах убитых.

Это изображение из Радзивилловской летописи подтверждает действительность событий тех лет.

Летом 946 года княгиня Ольга, вместе со своим малолетним сыном вышла в поход к Искоростеню. Воеводой выступал Свенельд. Киевские войска победили древлян, сначала в бою, а затем в осаде города.

Осада длилась долго - всё лето. Пока княгиня с помощью хитрости смогла спалить город.

Так или иначе

Восстание было подавлено!

Ольга прошлась по всей древлянской земле. Чтобы не провоцировать подчинённый народ, установила фиксированный размер подати и места для сбора дани. В дальнейшем сбор дани был регламентирован.

В лето 6367 (859). Варяги из заморья взимали дань с чуди и со славян, и с мери, и со всех кривичей, а хазары брали с полян и с северян, и с вятичей по горностаю и белке от дыма.

В лето 6370 (862). Изгнали варягов за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и были меж ними усобицы, и начали воевать сами с собой. И сказали они себе: «Поищем себе князя, который владел бы нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси, ибо так звались те варяги — русь , как другие зовутся шведы, иные же норманны, англы, другие готы, эти же — так. Сказали руси чудь, словене, кривичи все: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались три брата со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли к словенам первым, и срубили город Ладогу, и сел в Ладоге старейший Рюрик, а другой — Синеус — на Белом-озере, а третий — Трувор — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же, люди новгородские — от рода варяжского , прежде же были словене.

Два года спустя умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и пришел к Ильменю, и срубил городок над Волховом, и назвал его Новгород, и сел тут княжить, раздавая волости и города рубить — тому Полоцк, другому Ростов, этому Белоозеро. И по тем городам варяги — пришельцы, а изначальное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и всеми ими обладал Рюрик.

И было у него два мужа, не племени его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и, проходя мимо, увидели на горе городок. И спросили: «Чей это городок?» И сказали им: «Были три брата: Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и погибли, а мы, их потомки, сидим здесь и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали около себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же в это время княжил в Новгороде *. (...)

В лето 6374 (866?). Пошли Аскольд и Дир на греков, и пришли туда в 14 лето царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян и дошел уже до Черной реки, когда епарх прислал весть, что Русь идет походом на Царьград. И возвратился царь. И те вошли внутрь Суда**, совершили много убийств христиан и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город и с патриархом Фотием всю ночь молился в церкви святой Богородицы во Влахерне. И вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы, и омочили в море ее полу. Было в это время тишина, и море было спокойно, но внезапно поднялась буря с ветром, и вновь поднявшиеся огромные волны смели корабли безбожных русов, отбросили их к побережью, и избили их, так что мало их избежало такой беды и вернулось восвояси ***. (...)

В лето 6377 (865). Крещена была вся земля Болгарская. (...)

В лето 6387 (879). Умер Рюрик, передав княженье свое Олегу, своему родичу, которому отдал на руки и сына Игоря, ибо тот был еще совсем мал.

В лето 6390 (882). Пошел в поход Олег, набрав с собой много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и взял город и посадил в нем мужа своего. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат здесь Аскольд и Дир. И спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, а сам подошел к горам, неся малолетнего Игоря. И подплыл под Угорское, укрыв своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что «гость я, и идем мы в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, своим родичам». Когда же Аскольд и Дир пришли, воины выскочили из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Вы не князья и не княжеского рода, я же княжеского рода». И вынесли Игоря: «А это сын Рюриков». И убили Аскольда и Дира, и отнесли на гору, и погребли его [Аскольда] на горе, которая зовется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле поставил Ольма церковь святого Николы. А Дирова могила — за церковью святой Ирины.

И сел Олег княжить в Киеве, и сказал Олег: «Это будет мать городам русским». И были у него варяги и словене, и прочие — прозвавшиеся Русью. Именно Олег начал ставить города и установил дани словенам и кривичам, и мери, и уставил давать дань варягам от Новгорода по 300 гривен на лето ради сохранения мира, которая и давалась варягам до смерти Ярослава.

В лето 6391 (882). Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал дань с них по черной кунице.

В лето 6392 (884). Пошел Олег на северян, и победил их, и возложил на них легкую дань, и освободил их от дани хазарам, сказав: «Я им противник, а вам — незачем».

В лето 6393 (885). Послал к радимичам, спрашивая: «Кому дань даете?» Они же ответили: «Хазарам». И сказал им Олег: «Не давайте хазарам, но дайте мне». И дали Олегу по щелягу, как раньше хазарам давали. И владел Олег полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и тиверцами воевал. (...)

В лето 6406 (894) ****. Шли угры [венгры] горою мимо Киева, которая зовется теперь Угорской, и пришли к Днепру, и стали вежами: они ходили так же, как теперь половцы. И, придя с востока, устремились через высокие горы, которые прозвались Угорскими, и начали воевать с жившими там волохами и славянами. Ибо тут прежде сидели славяне, а затем славянскую землю взяли волохи. После же угры прогнали волохов, и завладели той землей, и поселились со славянами, покорив их; и с тех пор прозвалась земля Угорской. И стали угры воевать против греков, и попленили земли Фракийскую и Македонскую до самой Селуни*****. И стали воевать против моравов и чехов.

* Текст сказания о призвании варягов отражает какие-то новгородские предания. В данном случае представляет интерес изменение взгляда на княжескую власть: она теперь мыслится как наследственная и ценится в качестве таковой. Вместе с тем четче представляется сама задача власти, «владения». Авторы XI века варяжского сказания не знали, как не знали и имени Рюрика. Династию они начали с Игоря «Старого» (старейшего, давнего). Впервые имя Рюрика в роде русских князей было дано правнуку Ярослава Мудрого, сыну Ростислава Владимировича. Последний после смерти в Новгороде отца вынужден был покинуть город, долго скитался по разным городам, пока не получил удел во Владимиро-Галицкой Руси. Здесь и княжил Рюрик Ростиславич (ум. в 1092 г.).
**«Суд» — залив Золотой Рог в Константинополе.
*** Рассказ о походе руси на греков заимствован явно из византийских или каких-то балканских христианских источников. Происхождение его можно было бы уточнить, расшифровав дату. Но установить ее нелегко. В летописи имеется несколько космических эр и стилей летосчисления. Помимо константинопольской эры, господствовавшей на Руси позднее (время от сотворения мира до Рождества Христова определялось по ней в 5508 лет), в ранний период пользовались антиохийской эрой (тот же период — 5500 лет), а также какой-то особой эрой, отличавшейся от константинопольской на четыре года (тот же период — 5504 года), и болгарской, ориентированной на лунный календарь. Упоминание в тексте Фотия указывает на время до 867 года (когда Фотий был низложен), аукаэание на 14 лето Михаила предполагает как будто дату 856(6360) год, когда Михаил начал царствовать. Но Михаил был убит также в 867 году. Не исключено, что под этой датой оказались события, известные по византийским источникам и происшедшие в 860 году. О других нападениях русов на Константинополь в это время свидетельств нет. Зато есть свидетельство — окружное послание Фотия — о крещении каких-то «росов» около 866 года. Позднее в переделках сказаний о крещении Владимира постоянно будет выплывать имя Фотия, что указывает на смешение разных крещений и, видимо, разных письменных традиций.
****Под 6406 годом дана еще одна редакция сказания о славянской грамоте. Дата проставлена по болгарской эре и соответствует 894 году, когда в Преславле состоялся собор, постановивший перевести богослужение в Болгарии с греческого на болгарский. Это было «второе преложение» книг. Летописное сказание также не имеет внелетопис-ных параллелей. Здесь апостолом славян и руси назван апостол Павел. Его почитали особенно у западных славян, тем более что, по преданию, он доходил до Иллирии, а именно оттуда легенда выводила все славянские племена и народы. Летописец, включавший сказание, подчеркивает тождество полян и руси, но никак не поясняет своего отношения к легенде об апостоле Андрее, равно как и не оценивает версии, по которой место апостола должен занять князь Владимир. Налицо механическое соединение разных по содержанию и направленности материалов.
***** Селунь (Солунь) - ныне греческий город Салоники

Вам также будет интересно:

О чем говорит сон с котятами?
В реальной жизни котята вызывают у многих только положительные эмоции. Однако котенок,...
Кем на самом деле был барон мюнхаузен
Биография немецкого барона со сложно произносимой фамилией Мюнхгаузен полна небывалых...
Юлий Цезарь, Гай – краткая биография
Гай Юлий Цезарь (Gaius Iulius Caesar) – полководец, политик, литератор, диктатор, верховный...
Василий сталин с женой. Журнальный мир. Как можно лишить того, к чему не имеешь отношения
У Иосифа Сталина были напряженные отношения в семье. Перенеслось это и на детей. Кто такой...
Модальный глагол Would в английском языке: употребление, перевод, чем отличается от will
Две формы, которые мы используем в англоязычной речи. Это форма настоящего времени – will ,...