Сайт о холестерине. Болезни. Атеросклероз. Ожирение. Препараты. Питание

Рассказ «Цифры. Р

"Цифры"

По мнению К. Г. Паустовского, в области русского языка И. А. Бунин был мастером непревзойденным... Из необъятного числа русских слов он безошибочно выбирал для каждого своего рассказа слова наиболее живописные, наиболее сильные, связанные какой-то незримой и почти таинственной связью с повествованием и единственно для этого повествования необходимые.

В рассказе И. А. Бунина «Цифры» два главных героя - дядя и мальчик. Судя по их теплым отношениям, они давно дружат. Чувствуется любовь дяди к племяннику, но он держит племянника на расстоянии, так как он уверен в том, что «вредно баловать детей». И душой он понимает, что надо сразу откликнуться на просьбу мальчика, но медлит с ответом все по той же причине.

«Я, видишь ли, очень, очень, умный дядя...» Главное чувство этой фразы - ирония. Дядя иронизирует над собою, но он забыл самое главное - то, каким он был сам в детстве.

Жизнь показана в восприятии взрослого человека, который опытен, умен, умеет владеть своими чувствами, знает, как можно наказать ребенка. Он не хочет понять огромного желания мальчика, чтобы не баловать его.

А ребенок этого понять не может! Ведь у него нет жизненного опыта, он не может управлять своими чувствами, и его поступки становятся непредсказуемыми, неуправляемыми. Мальчик не понимает, почему ему отказывают: «Ведь можно же в царский день показывать цифры?» Его рассуждения исходят от огромного желания испытать радость познания, а ему отказывают не по какой-то серьезной причине, а просто дяде этого сейчас делать не хочется.

оценивающие поведение взрослого и передающие отношение к мальчику: «в бешенстве вскочил», «рявкнул во все горло», «какой черт окатил меня», «ушат злобы», «дернул за руку», «с наслаждением шлепнул», «вытолкнул из комнаты».

Мы понимаем, что этот рассказ написан не для нравоучения детей, не для того, чтобы сказать детям, как надо себя вести, а и для того, чтобы взрослые смогли посмотреть на себя со стороны.

Взрослые переживают во время конфликта: «У бабушки вдруг задрожали губы, брови, и, отвернувшись к окну, она стала быстро, быстро колотить чайной ложкой по столу». -«Ужасно испорченный ребенок», - сказала, нахмуриваясь и стараясь быть беспристрастной, мама». Хотя она понимает, что это не так.

«Уж очень не хотелось мне идти в город», «сердце говорило мне, что я совершаю великий грех», «мне было уже стыдно, я зажигал папиросу, не поднимая глаз на бабушку» Он сожалеет о своем поступке: «Хотелось встать с места распахнуть дверь в детскую и сразу, каким-нибудь горячим словом пресечь твои страдания».

Мальчик забыл все, что произошло в тот зимний вечер, а взрослый помнит. Забыл, потому что его не мучает совесть, ведь он не хотел никому причинить зла а просто жил и радовался жизни. Детское сердце отходчиво, оно не может долго помнить зло, питать себя ненавистью, оно жаждет любви и счастья...

Ни рыдания ребенка, ни его заплаканное лицо не тронули сердце взрослого человека, а мучили его коробочки, пустые спичечные коробочки, которые передвигал мальчик, сидя на полу. Эти коробочки - символ беспомощности, незащищенности, неприспособленности ребенка. И взрослым должно быть стыдно обижать детей, показывая им свою силу и превосходство»

Этот случай помог дяде критически взглянуть на себя, проанализировать свою жизнь.

А Жене пришлось отступить перед препятствием: «Самолюбие было сломлено. Ты был побежден»; «И ты смирился». Ему пришлось смириться, признать свою вину, хотя ни в чем не был виноват.

«Как хлопотал ты! Как боялся рассердить меня, каким покорным, деликатным, осторожным в каждом своем движении старался ты быть!» Ребенок пытается заменить прекрасную мечту чем-то мелким: играет пустыми спичечными коробками. Искренний порыв души сменила подделка. С одной стороны, он учится быть сдержанным, но с другой - теряет самого себя. А это слишком дорогая

Название произведения: Цифры

Год написания: 1906

Жанр: рассказ

Главные герои: мальчик Женя , его дядя , мама и бабушка

После прочтения краткого содержания рассказа «Цифры» для читательского дневника вы обязательно обратитесь к полному тексту рассказа о сложных взаимоотношениях взрослых и детей.

Сюжет

Женя живет с мамой и бабушкой, а дядя приезжает к ним в гости и привозит подарки. Женя - большой шалун, он редко получает отказы в своих желаниях, но в то же время это жизнерадостный, здоровый, очень активный ребенок в возрасте, когда хочется познавать мир и выплескивать свою радость на окружающих. Дядя обещал показать ему, как пишутся цифры и научить его самого писать. В порыве счастья мальчик начал шуметь и шалить, за что был наказан и посажен в темную тихую комнату. Ссора между ребенком и взрослыми продолжалась до самого вечера, поскольку он не хотел просить прощения за свое баловство. И только бабушка уже в сумерках смогла уговорить мальчика помириться с дядей. И на следующее утром мальчик и мужчина вместе занимались интересным делом: писали цифры разноцветными карандашами.

Вывод (мое мнение)

Рассказ ведется от первого лица, автор вспоминает реальное происшествие, его ссору с племянником и напоминает о ней ему, уже повзрослевшему. Этот рассказ полезен как детям, так и взрослым, поскольку автор в мельчайших подробностях рассказывает о смене чувств и переживаний во время некрасивой ссоры. Я думаю, что и дети, и их родители найдут что-то полезное для себя в этом произведении.

Урок литературы в 7 классе.

Тема урока: «Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье.

Обретение доброты и гармонии».

Цель: показать взаимоотношения детей и взрослых в рассказе И. Бунина, опираясь на знания психологии.

Задачи:

Образовательные:

раскрыть причины конфликта дяди и племянника;

найти способы выхода из конфликтной ситуации на примере героев рассказа;

дать характеристику героям.

Развивающие:

развивать навык выразительного чтения;

развивать умение анализировать прозаический текст;

развивать навык связной речи.

Воспитательные:

воспитывать чувство гуманизма и сострадания;

воспитывать интерес к творчеству писателя;

воспитывать уважительное отношение к родным и близким.

Ход урока

1. Беседа с учащимися

Что означает слово «конфликт»?

Что вы чувствуете, когда находитесь с кем-нибудь в конфликте?

Что нужно для конфликта?

Что происходит, когда конфликт развивается неправильно или подавляется?

2. Слово учителя

Обратимся к рассказу И.Бунина и разберем конфликтную ситуацию этого рассказа.

3. Чтение первых строк рассказа от слов «Мой дорогой, когда ты вырастешь, вспомнишь ли ты, как однажды»… до слов «но это была слишком крупная ссора».

В чем необычность такого начала? Какое местоимение встречается в каждом его предложении? Почему в рассказе от первого лица постоянное «ты»?

Мы становимся свидетелями чьего-то объяснения. Вам что-то хочет объяснить взрослый человек. С вашей помощью пытается понять что-то, чего не понимал раньше. С чего же началось то, что и через годы не дает покоя этому безымянному взрослому дядюшке?

4. Чтение по ролям сцены из второй главы.

Учитель: Оказывается, знакомство с цифрами, столь важное для мальчика, было отложено на завтра только потому, что взрослому человеку не захотелось этим заниматься.

Почему свой поступок дядя оценивает спустя годы как «великий грех»? (грешно отмахиваться от детей, мальчик стремился познать мир, а его лишили этой радости).

Кому из вас знакома эта ситуация? От кого хоть раз отмахнулись взрослые в трудную минуту? (обсуждение вопроса).

5. Запись на доске

Схема нарастания конфликта.

1 . Несогласие.

2. Недовольство.

3. Противодействие.

4. Унижение.

5. Депрессия.

6. Разрыв.

6. Проследим, как нарастает конфликт между дядей и племянником .

1) Итак, несогласие . В чем оно проявилось?

Мальчик: «Покажи цифры». Дядя: «Сейчас не хочу. Завтра».

Почему дядя не пошел навстречу мальчику? (он не хочет себя тревожить, а чтобы оправдать свою лень, ссылается на мудрое правило: «Вредно баловать детей»).

2) Вторая ступень конфликта – недовольство . В чем оно выразилось? Найдите в тексте и прочитайте строки, говорящие о поведении дяди и мальчика.

Мальчик: «Ну, хорошо же, дядька, – пригрозил ты дерзко и весело. – Помни ты это себе». (Грохот стульев и удалые крики) - Дядя не обращает внимания на шум.

3) Следующий этап нарастания конфликта – противодействие . Найдите строки, отражающие этот этап.

Мальчик: «Начал подпрыгивать, бить ногами в пол, вскрикивать». Дядя: «Перестань!»

4) За противодействием идет этап конфликта – унижение .

Дядя «схватил ребенка за руку и вытолкнул из комнаты.»

А теперь найдите в тексте третьей главы слова, оценивающие поведение взрослого и поведение мальчика.

Дядя: «в бешенстве вскочил», «рявкнул во все горло», «дернул за руку», «с наслаждением шлепнул», «вытолкал из комнаты».

Мальчик: «переполненная жизнью душа», «звонкий крик божественной радости», «сам Господь Бог улыбнулся бы», «растерянно крикнул».

Что можно сказать о поведении взрослого и ребенка на основании данных слов? (дядя унижает племянника, а тот как бы не понимает этого).

Но не для того был написан рассказ, чтобы сказать детям, как не надо себя вести. Цель автора – дать возможность взрослым посмотреть на себя со стороны.

5) Глава, в которой проявляется агрессия, четвёртая – следующий этап конфликта между дядей и племянником (Дядя впадает в истерику. Мальчик внешне старается сохранить спокойствие).

Сочувствуют ли другие взрослые мальчику? Найдите примеры в тексте. Почему же они не утешили его? (соблюдение правил для них важнее порывов собственного сердца).

6) Глава пятая начинается с вопроса: «И мы тотчас помирились?» - спрашиваешь ты».

О чем нам говорит эта фраза? (мальчик уже забыл, что произошло вечером).

Почему забыл? (его не мучает совесть, не хотел никому зла, детское сердце отходчиво).

Чем занимался мальчик? (передвигал пустые коробочки из-под спичек).

Почему же ни рыдания ребенка, ни его заплаканное лицо не тронули дядю? А сердце сжалось при виде пустых коробочек? (коробочки - символ беспомощности, незащищенности ребенка).

7) Какой же урок, по мнению дяди, должен был извлечь ребенок из этой ссоры? (любая радость в жизни должна быть заслужена, а не выпрошена. От жизни ничего не добьешься криками, слезами, топотом).

Зачитайте из части шестой слова, подтверждающие эту мысль.

7. Слово учителя

Конфликт назрел. Есть ли пути выхода из данной ситуации? Обратимся к науке.

Слово психологу, который сообщает пути выхода из конфликта. Обсуждение.

    Нежность

    Юмор

    Компромисс

    Третейский суд

    Анализ своих действий

    Умение слушать

    Понимание

    Согласие

Какой выход выбрал мальчик? («ты смирился»). Мальчик стал деликатным. А теперь поработаем над словом «деликатный». Что оно означает?

8. Работа со словарем.

Деликатный – вежливый, мягкий в обращении.

Соответствует ли поведение мальчика этому определению?

Это качество положительное, возьмете ли вы его себе?

Научил ли дядя мальчика писать цифры?

А сам он получил от мальчика какой-либо урок?

Какую азбуку открыл мальчик своему «очень-очень умному дяде»? (уважать надо не только взрослых, но и детей).

9. Подведение итогов урока.

В чем, по-вашему, был виноват мальчик?

В чем виноват дядя?

На чьей стороне в этом конфликте автор?

А вы?

10. Домашнее задание: ответить письменно на вопрос «Чему научил меня рассказ И.А. Бунина «Цифры?»

Размышляем о прочитанном рассказе «Цифры».

На вопрос: «Кто виноват в ссоре мальчика и дяди?» — нельзя ответить однозначно. На первый взгляд кажется, что причиной ссоры является поведение мальчика, который топает ногами в пол. Но если мы вчитаемся в рассказ внимательнее, то увидим, что дядя раздражается именно от того, что осознаёт свою изначальную ложь и душевную лень, которая помешала ему сразу купить ребёнку карандашей, бумаги и показать цифры. Он понимает свою вину, но человеку трудно осознавать себя виноватым; он чувствует от этого раздражение и ищет повод, чтобы излить своё раздражение. Таким поводом становится шалость ребёнка. Причиной шалости мальчика дядя называет избыток жизненной энергии, которая ищет выхода в физической активности, в движении. Собственный поступок дядя осуждает: «Мне было уже стыдно, и я зажигал папиросу, не поднимая глаз на бабушку».

Бабушка и мама поддерживают дядю: мама считает, что необходимо быть беспристрастной, чтобы ребёнок не вырос избалованным, а бабушка в угоду дяде и маме «едва сидела на месте». Повествование ведётся от лица дяди, поэтому вычленить в произведении позицию автора очень сложно. На наш взгляд, задача автора в этом рассказе не в том, чтобы поддержать дядю или мальчика, а в том, чтобы показать внутренний мир дяди и мальчика, необходимость для взрослого человека всматриваться во внутренний мир ребёнка и анализировать мотивы своих поступков.

Арифметика чувств. Анализ рассказа И. А. Бунина «Цифры»

По мнению К. Г. Паустовского, в области русского языка И. А. Бунин был мастером непревзойденным... Из необъятного числа русских слов он безошибочно выбирал для каждого своего рассказа слова наиболее живописные, наиболее сильные, связанные какой-то незримой и почти таинственной связью с повествова-нием и единственно для этого повествования необхо-димые.

В рассказе И. А. Бунина «Цифры» два главных ге-роя — дядя и мальчик. Судя по их теплым отношениям, они давно дружат. Чувствуется лю-бовь дяди к племяннику, но он держит племянника на расстоянии, так как он уверен в том, что «вредно бало-вать детей». И душой он понимает, что надо сразу от-кликнуться на просьбу мальчика, но медлит с ответом все по той же причине.

«Я, видишь ли, очень, очень, умный дядя...» Глав-ное чувство этой фразы — ирония. Дядя иронизирует над собою, но он забыл самое главное — то, каким он был сам в детстве.

Часто взрослые не понимают своих детей, забыв себя в детстве, забыв о своих детских радостях и горе-стях, превратившись в справедливых и строгих дядей и тетей.

Жизнь показана в восприятии взрослого человека, который опытен, умен, умеет владеть своими чувства-ми, знает, как можно наказать ребенка. Он не хочет понять огромного желания мальчика, чтобы не бало-вать его.

А ребенок этого понять не может! Ведь у него нет жизненного опыта, он не может управлять своими чувствами, и его поступки становятся непредсказуе-мыми, неуправляемыми. Мальчик не понимает, поче-му ему отказывают: «Ведь можно же в царский день показывать цифры?» Его рассуждения исходят от ог-ромного желания испытать радость познания, а ему отказывают не по какой-то серьезной причине, а про-сто дяде этого сейчас делать не хочется.

Чтобы обратить внимание на себя, мальчик реша-ется на бунт. Мы можем осуждать мальчика, топаю-щего ногами, пронзительно кричащего и не обращаю-щего внимания на замечания взрослых. Но вот мы на-ходим слова, оценивающие поведение взрослого и передающие отношение к мальчику: «в бешенстве вскочил», «рявкнул во все горло», «какой черт ока-тил меня», «ушат злобы», «дернул за руку», «с насла-ждением шлепнул», «вытолкнул из комнаты».

Мы понимаем, что этот рассказ написан не для нра-воучения детей, не для того, чтобы сказать детям, как надо себя вести, а и для того, чтобы взрослые смогли посмотреть на себя со стороны.

Взрослые переживают во время конфликта: «У ба-бушки вдруг задрожали губы, брови, и, отвернувшись к окну, она стала быстро, быстро колотить чайной лож-кой по столу». —«Ужасно испорченный ребенок», — сказала, нахмуриваясь и стараясь быть беспристраст-ной, мама». Хотя она понимает, что это не так.

Дядя осуждает себя за лень: «Уж очень не хотелось мне идти в город», «сердце говорило мне, что я совершаю великий грех», «мне было уже стыдно, я зажи-гал папиросу, не поднимая глаз на бабушку» Он со-жалеет о своем поступке: «Хотелось встать с места распахнуть дверь в детскую и сразу, каким-нибудь го-рячим словом пресечь твои страдания».

Мальчик забыл все, что произошло в тот зимний ве-чер, а взрослый помнит. Забыл, потому что его не му-чает совесть, ведь он не хотел никому причинить зла а просто жил и радовался жизни. Детское сердце от-ходчиво, оно не может долго помнить зло, питать себя ненавистью, оно жаждет любви и счастья...

Ни рыдания ребенка, ни его заплаканное лицо не тронули сердце взрослого человека, а мучили его ко-робочки, пустые спичечные коробочки, которые пере-двигал мальчик, сидя на полу. Эти коробочки — сим-вол беспомощности, незащищенности, неприспособ-ленности ребенка. И взрослым должно быть стыдно обижать детей, показывая им свою силу и превосходство»

Этот случай помог дяде критически взглянуть на себя, проанализировать свою жизнь.

А Жене пришлось отступить перед препятствием: «Самолюбие было сломлено. Ты был побежден»; «И ты смирился». Ему пришлось смириться, признать свою вину, хотя ни в чем не был виноват.

Он начинает притворяться: «Как хлопотал ты! Как боялся рассердить меня, каким покорным, деликат-ным, осторожным в каждом своем движении старал-ся ты быть!» Ребенок пытается заменить прекрасную мечту чем-то мелким: играет пустыми спичечными коробками. Искренний порыв души сменила поддел-ка. С одной стороны, он учится быть сдержанным, но с другой - теряет самого себя. А это слишком дорогая

Бунин вводит нас в сложный мир, во взаимоотношение взрослых и детей. Взрослые порой ведут себя властно по отношению к детям, не видя в детях малень-ких людей. А ведь у детей свои желания, чувства, ко-торые тоже нужно уважать. Автор учит взрослых быть с детьми внимательнее и осторожнее, стараясь не ранить их чуткие души.

Вам также будет интересно:

Драники кабачковые: рецепт приготовления с фото Деруны из картошки и кабачков
И я с удовольствием готовлю с ними всевозможные блюда. Этот рецепт из разряда просто,...
Цыпленок в фольге в мультиварке Как приготовить цыпленка табака в мультиварке скороварке
Как ни странно, мультиварка отлично себя проявила и в этом рецепте. В оригинальном варианте...
Гуляш из говядины с подливкой на сковороде Сколько варить гуляш из телятины
Гуляш из телятины делается в большинстве семей, по-моему, достаточно редко. Просто потому,...
Индейка, фаршированная яблоками, сыром и ананасами Как приготовить филе индейки с ананасом
Мясо индейки содержит максимум животного белка и минимум жира, это один из лучших мясных...
Калорийность готовых блюд
Для того чтобы составить сбалансированный рацион следует изучить калорийность используемых...