Сайт о холестерине. Болезни. Атеросклероз. Ожирение. Препараты. Питание

Основы мед этики и деонтологии. Деонтология

Справочник Судмедэкспертиза

Основные принципы медицинской деонтологии и этики советского врача

  • Медицинская деонтология
  • Деонтология и научно-технический прогресс
  • Врачебные ошибки
  • Вопросы медицинской деонтологии в практике работы судебно-медицинского эксперта

Вся деятельность медицинских работников посвящена важнейшей задаче - охране здоровья населения. Здоровье - благо и счастье для каждого человека и необходимое условие роста производительности труда, экономической мощи страны, благосостояния народа. Забота Советского государства о здоровье каждого гражданина отвечает принципам гуманизма и социальной справедливости, служит целям дальнейшего процветания социалистического общества.

Основами успешной деятельности советского врача в равной степени являются: достаточная профессиональная подготовка, высокие морально-этические качества и соблюдение принципов коммунистической и профессиональной морали, идейно-политическая зрелость и преданность идеалам коммунизма. Если профессиональные знания и умения врача составляют фактическую основу его деятельности, то моральные качества врача являются идейной ее основой.

Мораль наряду с правом представляет собой форму общественного сознания и общественных отношений, регулирующую поведение людей в обществе - совокупность строго определенных, относительно устойчивых, зафиксированных в общественном сознании норм поведения, выражающих волю господствующих классов и отражающих социальные потребности общества на определенном этапе его развития.

Проводя в жизнь свою политику и свои интересы, господствующий класс использует в числе прочих средств и средства морали, чтобы разрешить, в частности, главную нравственную проблему - сочетание личных и общественных интересов. Важно, что при этом общие требования морали, господствующие в обществе, детализируются и конкретизируются применительно к отдельным профессиональным и социальным группам, имеющим свои интересы. Следовательно, главными в любой профессиональной морали являются основные принципы и требования общей коммунистической морали, господствующей в нашем обществе, и соблюдение этих принципов является обязательным для каждого представителя любой профессии.

В процессе исторического развития отдельные профессиональные группы вырабатывали и старались закрепить моральные нормы, регулирующие отношения ее членов между собой и с обществом, в своеобразных уставах, кодексах, «клятвах». И не случайно, что первой клятвой на верность своему профессиональному, долгу была клятва Гиппократа, в которой в сжатой и образной форме перечислялись обязанности врача по отношению к больным и их родственникам, к своим учителям, запрещались действия, которые могут причинить физический или моральный вред больному или близким ему людям.

На протяжении многих веков клятва Гиппократа являлась основой для клятвенных, так называемых «факультетских» обещаний врачей во многих странах, в том числе и в России.

В 1971 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР была учреждена «Присяга врача Советского Союза». В этой присяге сконцентрированы основные моральные требования, которые Советское государство предъявляет каждому врачу и которые он клянется соблюдать всю свою жизнь:
- готовность посвятить все силы и знания охране и улучшению здоровья человека, лечению и предупреждению заболеваний, добросовестно трудиться там, где этого требуют интересы общества;
- постоянная готовность оказать медицинскую помощь, внимательно и заботливо относиться к больному, хранить врачебную тайну;
- обязанность постоянно совершенствовать свои медицинские знания и врачебное мастерство, способствовать своим трудом развитию медицинской науки и практики;
- обязанность беречь и развивать благородные традиции отечественной медицины; во всех своих действиях руководствоваться принципами коммунистической морали, всегда помнить о высоком призвании советского врача, об ответственности перед народом и Советским государством;
- принимать активное участие в борьбе за сохранение мира на Земле.

Медицинская деонтология

Совокупность морально-этических норм при выполнении медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей объединяется в понятие медицинской деонтологии - учения о долге врача, среднего и младшего медицинского персонала.

Деонтология включает в себя три равно важные составные части: долг медицинского работника по отношению к обществу; долг медицинского работника по отношению к больным и их родственникам и близким; долг медицинского работника по отношению к своим коллегам по профессии.

По выражению академика АМН СССР А. Ф. Билибина, «Деонтология - душа медицины и мудрость врачевания». Деонтология советского врача содержит все лучшее, что составляет гуманизм.

Высокие моральные требования к врачам предопределяются сущностью самой врачебной профессии, ее принципиальными особенностями , отличающими: медицинскую профессию от других.

Главная особенность врачебной профессии состоит в том, что объектом деятельности врача являются человек, его жизнь и здоровье. Именно это накладывает огромную ответственность на врача, ибо здоровье и жизнь это самое дорогое, что есть у человека.

Особенность врачебной профессии обусловлена чрезвычайной сложностью и многообразием процессов жизнедеятельности организма человека, вариабельностью течения заболеваний при индивидуальном их проявлении у каждого отдельного человека, а также все нарастающим потоком научной медицинской информации, проявлением все новых и новых диагностических и лечебных приемов и средств. Это требует повседневного, в течение всей врачебной деятельности, самообучения и самосовершенствования.

«Профессия врача - это подвиг. Она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов», - писал великий русский писатель, врач и гуманист А. П. Чехов.

Следует отметить и то, что ни в какой другой профессии ошибки и упущения не имеют столь тяжелых для человека последствий, ибо за ошибку и небрежность врача расплачивается больной и платит за это своим здоровьем, а иногда и жизнью.

Перечисленные особенности врачебной деятельности обусловливают необходимость высоких морально-этических качеств для любого медицинского работника и прежде всего - врача.

Деятельность врача строго регламентирована не только моральными, но и правовыми нормами - необходимостью соблюдения законодательства о здравоохранении, ведомственных приказов и инструкций. Следует отметить, что все правовые нормы, регулирующие деятельность врача, имеют глубокую нравственную основу в виде принципов коммунистической морали. И, наоборот, некоторые моральные нормы, как, например, обязанность соблюдать врачебную тайну, стали законом.

Хорошо известно, что нарушению медработниками норм советского права предшествует забвение деонтологических норм в системах «врач - больной», «врач - общество». Несоблюдение деонтологических правил часто является поводом для конфликтов между больными, их родственниками и медицинским персоналом, особенно при неблагополучных исходах лечения.

Основополагающими принципами советской медицинской деонтологии являются следующие принципы.

1. В системе « Врач - больной». Одной из главных моральных черт врача является высокое чувство ответственности за жизнь и здоровье больного. Оно проявляется прежде всего в чутком и внимательном отношении к больным, в умении найти индивидуальный подход к ним и установить хороший контакт с ними, в изучении психологии больного человека. Однако одной чуткости недостаточно: чувство ответственности может быть реализовано только через высокое профессиональное мастерство врача, его умение клинически мыслить, в каждом конкретном случае правильно поставить и обосновать диагноз заболевания, выбрать и применить метод лечения, добиться медицинской и социально-трудовой реабилитации больного.

Врач должен суметь заслужить доверие больного к себе, внушить больному веру в успех лечения. Для этого необходимо изучить характерологические особенности больного, учитывать их, пытаться нейтрализовать и преодолеть мнительность, тревогу за исход заболевания, умело проводить психотерапию и психопрофилактику.

Врачебная этика требует от врача искренности, честности и правдивости. Если заболевание имеет более или менее благоприятный прогноз, врач обязан сообщить больному диагноз. Однако в отдельных случаях, например при неоперабельных злокачественных опухолях, других неизлечимых заболеваниях, допустима «ложь во спасение» - больному рекомендуется сообщить другой диагноз, чтобы не отнимать у него надежду на спасение.

2. В системе «Врач - родственники больного». Больной должен находиться в оптимальной психогигиенической обстановке. В ее создании большая роль принадлежит не только врачу, но и родственникам больного. Врачу необходимо найти и установить контакт с ними на основе высокой тактичности, откровенности и полного взаимного доверия. Родственникам следует сообщить о больном необходимые и точные сведения о диагнозе заболевания, избегать предположений, не разглашать сведения, составляющие врачебную тайну. Работа врача с родственниками больного должна быть индивидуальной. При этом следует учитывать взаимоотношения больного с его родственниками и степень влияния их на больного, способность помочь врачу в психотерапевтическом воздействии на больного.

3. В системе «Врач - врач», «врач - медицинские работник и». Взаимоотношения между врачами и другими медицинскими работниками являются важной частью медицинской деонтологии. От того, насколько правильно и тактично строятся эти взаимоотношения, какой психологический климат в лечебном учреждении, зависит и качество его работы. Основой для правильных взаимоотношений в медицинских коллективах являются взаимоуважение, взаимное доверие, готовность помочь друг другу, а в конечном счете больному. Недопустимы резкие критические замечания одного врача в адрес других в присутствии больных, средних медицинских работников. Вместе с тем на врачебных конференциях действия врачей или других медицинских работников должны обсуждаться строго объективно, но в спокойном тоне, критика должна носить конструктивный характер.

Средние и младшие медицинские работники - ближайшие помощники врача. Их работа благородна, но трудна, и они заслуживают внимательного отношения к себе. Один из принципов коммунистической нравственности гласит: «Человек человеку - друг, товарищ и брат». Во взаимоотношениях медицинских работников между собой этот принцип должен быть главенствующим.

Деонтология и научно-технический прогресс

Бурное развитие современной научной медицины и практики здравоохранения, связанное с научно-техническим прогрессом, обусловливает и особенности медицинской деонтологии в этот период.

В настоящее время в практике врача при обследовании и лечении больных применяется огромное количество сложнейших медицинских аппаратов, производятся различные лабораторные, инструментальные исследования. Неправильное понимание врачом его роли в диагностическом и лечебном процессе может отдалять врача от больного, суживать контакты между ними. Для того чтобы ликвидировать эту опасность, необходимо гармонично сочетать применение достижений науки и техники с гуманным отношением к больному, с высокой профессиональной культурой врача и его клиническим мышлением.

Другой особенностью, характеризующей современную медицину, является наличие большого количества «узких» специальностей. От лечащего врача в этих условиях требуется умение интегрировать данные, полученные от «узких» специалистов, правильно оценить их. Если врач недостаточно подготовлен, он может в определенных случаях превратиться как бы в диспетчера, направляющего больного от одного специалиста к другому. При этом больной перестает доверять врачу, его знаниям, а сам врач невольно снимает с себя ответственность за больного, разделяя ее между многими специалистами.

Не менее важной особенностью современной медицины является и то, что лечение больного в ряде случаев, особенно при тяжелых экстремальных состояниях, производится не одним врачом, а коллективом специалистов. От каждого из врачей, участвующих в лечении больного, требуется умение работать в коллективе, интегрировать свои знания и действия со знаниями и действиями своих коллег.

Важной составной частью медицинской деонтологии является учение об ятрогениях. Первоначально ятрогении (болезни, вызванные врачом) рассматривались как болезни или осложнения болезни, порожденные отрицательным влиянием высказываний медицинских работников на психику больного. В настоящее время ятрогениями считают функциональные и органические заболевания, осложнения, последствия, причинами которых является ошибочное поведение или действие врача в процессе диагностики и лечения больного.

Врачебные ошибки

Под врачебной ошибкой понимают искреннее заблуждение врача в его суждениях и действиях при выполнении им своих профессиональных обязанностей, если при этом отсутствуют элементы халатности, самонадеянности, медицинского невежества.

В основе врачебных ошибок могут лежать объективные причины и условия - недостаточное совершенство методов диагностики и лечения, объективные трудности диагностики (невыраженность ведущих симптомов заболевания, кратковременность пребывания больного в стационаре и др.) и субъективные - недостаточный опыт врача.

Врачебные ошибки можно разделить на группы: 1) диагностические; 2) ошибки в выборе метода и осуществлении лечения; 3) ошибки в организации медицинской помощи; 4) ошибки в ведении медицинской документации.

Диагностические ошибки встречаются чаще других. В ряде случаев исходных данных бывает недостаточно для постановки диагноза (отсутствие анамнеза, неясная, атипичная или скудная симптоматика, отсутствие необходимого времени для детального обследования больного, его бессознательное состояние или состояние алкогольного опьянения и др.). В других случаях, наоборот, информация о больном очень обширна, что не дает возможности в короткий срок отобрать главные сведения, необходимые для постановки точного диагноза. Понятно, что в этих условиях чаще ошибается молодой врач, не имеющий достаточного опыта. Диагностические ошибки могут обусловливаться также недостаточным обследованием больного или переоценкой данных лабораторных, рентгенологических и других исследований, заключений консультантов.

Ошибки в лечении встречаются реже диагностических и порождены в основном ими. Пути предупреждения врачебных ошибок - в их анализе и выяснении причин в каждом случае на конференциях лечащих врачей, патологоанатомов и судебных медиков, в постоянном совершенствовании профессиональных знаний врача, в овладении им новейшими достижениями медицинской науки и в точном соблюдении принципов медицинской деонтологии.

Вопросы медицинской деонтологии в практике работы судебно-медицинского эксперта

Судебно-медицинский эксперт - это прежде всего врач, поэтому соблюдение всех принципов и требований медицинской деонтологии является для него обязательным. Вместе с тем специфика профессиональной деятельности судебно-медицинских экспертов определяет ряд особенностей деонтологии, присущих этой специальности.

Производя исследования мертвого тела, судебно-медицинский эксперт должен помнить, что труп - это не только объект экспертного исследования, что человек недавно был живым, у него есть близкие люди, родственники, тяжело переживающие его утрату. Вследствие этого следует избегать излишнего травмирования мертвого тела, нужно стараться после исследования трупа придать ему подобающий для прощания с родственниками вид. В разговорах с родственниками и близкими покойного эксперт должен быть участливым и доброжелательным, избегать дополнительного психического травмирования их. Родственникам и близким покойного следует сообщать только необходимую объективную и достоверную информацию, не составляющую следственной тайны.

При освидетельствовании потерпевших по поводу телесных повреждений и особенно по поводу половых состояний или половых преступлений эксперт должен быть предельно тактичным, избегать лишних (не нужных для дачи заключения) вопросов, затрагивающих личную и интимную стороны жизни потерпевших, избегать высказываний, которые могут повести к ятрогении.

Может случиться, что эксперта будут пытаться ввести в заблуждение, сообщая неверные данные об обстоятельствах происшествия, его сроках и др. Эксперт не имеет права при этом раздражаться, высказывать вслух свое недоверие. Задача эксперта - выслушать рассказ свидетельствуемого и на основе объективных данных высказать свое мотивированное суждение о возможности или невозможности возникновения повреждений (или других явлений) при обстоятельствах, сообщаемых потерпевшим.

Особой деонтологической настороженности требуют случаи, в которых может идти речь о врачебных ошибках или дефектах медицинской помощи. В соответствии с инструкцией о проведении судебно-медицинской экспертизы судебный медик не в праве высказывать свое суждение о правильности или дефектности врачебных действий - это решается коллегиально экспертами и врачами-специалистами высокой квалификации. Высказанное необоснованное суждение о якобы неправильной или поздней медицинской помощи может быть передано родственникам покойного или потерпевшего, нередко в искаженном виде, и явиться источником многих жалоб, которые при проверках не подтверждаются.

Почти каждое заключение эксперта, являющееся доказательством в уголовных и гражданских делах, влечет за собой важные социальные последствия. Это накладывает на эксперта высокую не только профессиональную, но и моральную ответственность.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

Тема: «Этика и деонтология медицинского работника»

Выполнила: Сердюкова Лариса

Белгород 2014

Медицинская этика и деонтология представляют собой особенности медицинской деятельности, основанной на взаимном доверии больного и медицинского работника, которому больной добровольно вверяет свое здоровье, а иногда и жизнь.

Медицинская этика (греч. etohs -- обычай, нрав, характер) как часть общей этики рассматривает вопросы нравственности врача, включая совокупность норм его поведения и морали, чувство профессионального долга и чести, совести и достоинства.

Медицинская этика охватывает и определенные нормы поведения медицинского работника в быту, его культуру, человеколюбие, физическую и моральную чистоплотность и т. д. В целом можно сказать, что этика -- это внешнее проявление внутреннего содержания человека.

Под медицинской деонтологией (греч. deon -- должное) понимают принципы поведения медицинских работников, направленные на максимальное повышение пользы лечения и устранение последствий неполноценной медицинской работы. Деонтология является частью медицинской этики, медицинской морали.

Однако в настоящее время новейшие достижения медицинской науки и техники заставляют несколько с другой точки зрения рассматривать традиционные нормы медицинской деонтологии. Былой принцип "врач-больной" заменяется новым "врач--прибор--больной", а потребность больного в чутком и внимательном отношении медицинского работника, в его добром слове, вселяющем надежду, не уменьшилась, а еще более увеличилась.

Актуальность проблемы

Своеобразие медицинской этики заключается в том, что в ней, все нормы, принципы и оценки ориентированы на здоровье человека, его улучшение и сохранение. Свое выражение эти нормы первоначально были закреплены в Клятве Гиппократа, которая стала отправной точкой для создания других профессионально-моральных медицинских кодексов. Этический фактор имеет в медицине традиционно большое значение. Более восьмидесяти лет назад по аналогии с врачебной Клятвой Гиппократа была создана сестринская Клятва Флоренс Найтингейл.

Этические нормы и явления

В процессе развития и становления профессиональной медицинской были четко сформулированы гуманистические, нравственные принципы деятельности медицинских работников.

На этой основе определялись наиболее обобщенные понятия морали или категории, отражающие нравственные связи между людьми и характеризующие отношение медработников к предмету своей повседневной деятельности -- больному и здоровому человеку, к обществу.

Так были сформулированы и получили научное признание основные категории медицинской этики: долг, совесть, честь и достоинство, такт, смысл жизни и счастье человека . Естественно, что все этические категории связаны между собой, взаимно дополняют и усиливают друг друга. По мере развития наших представлений и научны- прогресс в медицине и на этой основе -- дальнейшее совершенствование методов обследования и лечения больных.

Очень важно, чтобы средние медицинские работники не только знали, но и использовали основные требования этических категорий в своей профессиональной деятельности и на их основе совершенствовали качество медицинской помощи населению.

Совесть -- этическая категория, выражающая высшую форму способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Совесть -- это внутреннее осознание своего профессионального долга, профессиональной ответственности как личного долга и личной ответственности.

Честь и достоинство -- этические категории, определяющие отношение человека, как к самому себе, так и к другому человеку, к обществу в целом. По своему содержанию понятие чести очень близко к понятию «достоинство». Обе эти категории определенным образом регулируют поведение человека и определяют отношение к нему со стороны окружающих, они испытывают на себе влияние других категорий этики, особенно долга и совести, без которых нет личной чести и достоинства.

Такт-- это качество не врожденное, а приобретенное, оно воспитывается с детства в той социальной среде, где он растет и формируется в процессе общественного и индивидуального развития.

Счастье -- признак того, что человек нашел личный смысл жизни на какой- то конкретный этап своего жизненного пути.

В этических явлениях присутствуют два момента:

1) личный момент (автономия индивида, мотивация им правил морального поведения и моральных оценок);

2) объективный, внеличностный момент (сложившиеся в данной культуре, социальной группе, общности нравственные воззрения, ценности, нравы, формы и нормы человеческих отношений).

Первый из отмеченных моментов относится к характеристике морали, второй - нравственности.

Отличительная особенность морали состоит в том, что она выражает автономную позицию индивидов, их свободное и самостоятельное решение того, что есть добро и зло, долг и совесть в человеческих поступках, взаимоотношениях и делах. Когда говорят о морали социальных групп, общностей и общества в целом, речь по существу идет о нравственности (о групповых и общесоциальных нравах, ценностях, воззрениях, отношениях, нормах и установлениях).

Традиционные нормы и правила медицинской деонтологии

1. Модель Гиппократа («не навреди»).

Принципы врачевания, заложенные «отцом медицины» Гиппократом (460-377гг. до н.э.), лежат у истоков врачебной этики как таковой. В своей знаменитой «Клятве», Гиппократ сформулировал обязанности врача перед пациентом.

2. Модель Парацельса («делай добро»).

Другая модель врачебной этики сложилась в Средние века. Наиболее четко ее принципы были изложены Парацельсом (1493-1541гг.). В отличие от модели Гиппократа, когда врач завоевывает социальное доверие пациента, в модели Па­рацельса основное значение приобретает патернализм - эмоциональный и духов­ный контакт врача с пациентом, на основе которого и строится весь лечебный процесс.

В духе того времени отношения врача и пациента подобны отношениям ду­ховного наставника и послушника, так как понятие pater (лат. - отец) в христиан­стве распространяется и на Бога. Вся сущность отношений врача и пациента оп­ределяется благодеянием врача, благо в свою очередь имеет божественное проис­хождение, ибо всякое Благо исходит свыше, от Бога.

3. Деонтологическая модель (принцип «соблюдения долга»).

В основе данной модели лежит принцип «соблюдения долга» (deontos по-гречески означает «должное»). Она базируется на строжайшем выполнении пред­писаний морального порядка, соблюдение некоторого набора правил, устанавли­ваемых медицинским сообществом, социумом, а также собственным разумом и волей врача для обязательного исполнения. Для каждой врачебной специальности существует свой «кодекс чести», несоблюдение которого чревато дисциплинар­ными взысканиями или даже исключением из врачебного сословия.

4. Биоэтика (принцип «уважения прав и достоинства человека»).

Современная медицина, биология, генетика и соответствующие биомеди­цинские технологии вплотную подошли проблеме прогнозирования и управления наследственностью, проблеме жизни и смерти организма, контроля функций че­ловеческого организма на тканевом, клеточном и субклеточном уровне. Некото­рые проблемы, стоящие перед современным обществом, были упомянуты в самом начале данной работы. Поэтому как никогда остро стоит вопрос соблюдения прав и свобод пациента как личности, соблюдение прав пациента (право выбора, право на информацию и др.) возложено на этические комитеты, которые фактически сделали биоэтику общественным институтом.

Моральные и профессиональные качества медицинской сестры

Роль медицинской сестры в процессе лечения пациента, особенно в стационаре, трудно переоценить. Выполнение назначений врача, уход за тяжелобольными, проведение многих, иногда довольно сложных, манипуляций - все это является прямой обязанностью среднего медицинского персонала. Медицинская сестра также участвует в обследовании пациента, подготовке его к различным оперативным вмешательствам, работает в операционной в качестве анестезиста или операционной сестры, наблюдает за пациентом в отделениях реанимации и интенсивной терапии. Все это предъявляет высокие требования не только к знаниям и практическим навыкам медицинской сестры, но и к ее моральному облику, умению вести себя в коллективе, при общении с пациентами и их родственниками.

Всегда и при всех обстоятельствах необходимо помнить, что человек обращается к медицинским работникам за помощью, в связи с тем, что с ним случилась беда, иногда очень серьезная, способная повлечь за собой утрату здоровья, трудоспособности, а подчас и угрожающая жизни. Только при полном сочувствии пациенту, при понимании его положения возможен настоящий контакт между ним и медицинским персоналом, что так необходимо для успешного лечения. Чуткость, моральная поддержка, душевная теплота нужны пациенту не меньше, а может быть и больше, чем лекарственные препараты. Недаром в недалеком прошлом медицинских сестер называли «сестрами милосердия»: это отражало не только профессиональную, но и моральную сторону их работы. Равнодушных, неуравновешенных людей, не способных к сочувствию страдающему человеку, нельзя допускать к работе в медицинских учреждениях. При общении с пациентом, выполнении манипуляций, зачастую неприятных и болезненных, медицинская сестра должна отвлечь пациента от тяжелых мыслей, внушить ему бодрость и веру в выздоровление.

Часто пациенты спрашивают медицинских сестер о своем диагнозе и прогнозе. Ни в коем случае нельзя сообщать пациенту о наличии у него неизлечимого заболевания, особенно злокачественной опухоли. Что касается прогноза, то всегда надо выразить твердую уверенность в благоприятном исходе. Все сведения, которые медицинская сестра дает пациенту, должны быть согласованы с врачом.

А) Отношения "медсестрa - врач":

Недопустимы грубость, неуважительное отношение в общении;

Исполнять врачебные назначения своевременно, четко и профессионально;

Срочно информировать врача о внезапных изменениях в состоянии больного;

При возникновении сомнений в процессе выполнения врачебных назначений в тактичной форме выяснить все нюансы с врачом в отсутствии больного.

Б) Отношения "медсестрa - медсестрa":

Недопустима грубость и неуважительное отношение к коллегам;

Замечания должны делаться тактично и в отсутствии больного;

Опытные медсестры должны делиться с молодыми своим опытом;

В сложных ситуациях должны помогать друг другу.

В) Отношения "медсестрa - младший медперсонал":

Соблюдать взаимоуважение;

Контролировать тактично, ненавязчиво деятельность младшего медперсонала;

Недопустимы грубость, фамильярность, высокомерие;

Недопустимо делать замечания в присутствии больных и посетителей.

Особенности общения с больными детьми

К детям любого возраста отношение должно быть ровным, доброжелательным. Это правило необходимо соблюдать с первых дней пребывания в больнице.

Медицинские работники, непосредственно находящиеся среди детей, всегда должны учитывать психологические особенности больных, их переживания, чувства. Дети старшего возраста, особенно девочки, наиболее чувствительны и в первые дни пребывания в стационаре нередко замыкаются, «уходят в себя». Для лучшего понимания состояния детей важно, помимо выяснения индивидуальных психологических особенностей ребенка, знать обстановку в семье, социальное и положение родителей. Все это необходимо для организации правильного ухода за больным ребенком в стационаре и эффективного его лечения.

При общении с больными медицинские работники зачастую испытывает эмоциональное напряжение, иногда вызванное неправильным поведением детей, их капризами, необоснованными требованиями родителей и т.п. В этих случаях необходимо сохранять спокойствие, не поддаваться сиюминутным настроениям, уметь подавлять в себе раздражительность и чрезмерную эмоциональность.

Недопустимо также разделение детей на «хороших» и «плохих», а тем более выделять «любимчиков». Дети необыкновенно чувствительны к ласке и тонко чувствуют отношение к ним взрослых. Тон разговора с детьми всегда должен быть ровным, приветливым. Все это способствует установлению между ребенком и медицинским персоналом доброжелательных, доверительных отношений и оказывает на больного положительное влияние.

Большое значение при общении с ребенком имеет чуткость, т.е. стремление понять его переживания. Терпеливая беседа с ребенком позволяет выявить личностные особенности, доминирующее переживание, помогает в постановке диагноза. Нужно не только формально выслушать жалобы больного ребенка, а проявить теплое участие, соответственно реагируя на услышанное. Больной успокаивается, видя отношение медицинского работника, а последний получает дополнительную информацию о ребенке. Напротив, резкий или фамильярный тон в разговоре создает препятствие для установления нормальных взаимоотношений с больным ребёнком.

Уход за ребенком, помимо профессиональной подготовки, требует от медицинского работника большого терпения и любви к детям. Важно иметь представление о степени соответствия психического и физического развития ребенка, знать его личностные качества. Часто болеющие дети уже с раннего возраста выглядят более инфантильными, чем их более развитые здоровые сверстники. Медицинский работник должен уметь компенсировать детям отсутствие родителей и близких. Особенно плохо переносят разлуку с родителями дети до 5 лет. Однако даже болезненно переживающие временный отрыв от родителей дети довольно быстро привыкают к новой обстановке, успокаиваются. В этой связи частые посещения родителей в первые дни госпитализации могут травмировать психику ребенка. Целесообразно в период адаптации (3-5 дней) не допускать частых визитов родителей. По окончании этого периода, если родители или близкие родственники в силу каких-то причин не могут регулярно посещать больного ребенка, медицинская сестра должна порекомендовать им чаще присылать письма, носить передачи, чтобы ребенок чувствовал заботу и внимание.

Медицинскому работнику принадлежит ведущая роль в создании благоприятной психологической обстановки в лечебном учреждении, напоминающей ребенку домашнюю обстановку (организация игр, просмотр телевизионных передач и т.п.). Прогулки на свежем воздухе сближают детей, а внимание и теплое отношение медицинского персонала обеспечивают адаптацию больных детей к новым условиям.

Следует поддерживать в коллективе лечебного учреждения доброжелательность, единство стиля и слаженность в работе, что помогает обеспечивать высокий уровень ухода и лечения детей. Медицинская сестра, находясь среди детей и наблюдая за их поведением и реакциями, должна видеть индивидуальные особенности детей, характер взаимоотношений и т.д. Получая эту важную психологическую информацию лечащий врач также своевременно может изменить (оптимизировать) свою основную лечебную тактику, что будет способствовать формированию здоровой психологической атмосферы лечебного учреждения и повышению эффективности лечебного процесса.

Взаимоотношения медицинских работников с родителями больного ребенка

Родители, особенно матери, в большинстве случаев тяжело переживают заболевание ребенка. И это понятно: мать тяжелобольного ребёнка в той или иной степени психически травмирована и ее реакции могут быть неадекватными, поскольку захватывают энергетически очень мощную сферу «материнского инстинкта». Поэтому необходим индивидуальный подход к матери со стороны всех без исключения медицинских работников. Особое внимание должно уделяться матерям, осуществляющим уход за тяжелобольным ребенком в стационаре. Важно не только успокоить женщину словами, но и создать необходимые условия для полноценного отдыха, питания, убедить ее, что ребенок получает правильное лечение и находится в «хороших руках». Мать должна понимать важность и правильность назначенных врачом и выполняемых медицинской сестрой манипуляций, процедур и т.п. А при необходимости можно обучить маму выполнению отдельных манипуляций, например инъекций, ингаляций и др.

Большинство родителей относятся к медицинским работникам с теплотой, доверием и благодарны им за их нелегкий труд. Однако встречаются и довольно «трудные» родители, которые пытаются грубостью и нетактичным поведением добиться особого внимания сотрудников больницы к своему ребенку. С такими родителями медицинские работники должны проявлять внутреннюю сдержанность и внешнее спокойствие, что само по себе положительно действует на плохо воспитанных людей.

Большого такта требует беседа медицинского работника с родителями и близкими больного ребенка в дни посещений и приема передач. Несмотря на загруженность, медицинский работник должен найти время спокойно и неторопливо ответить на все вопросы. Особые трудности могут возникнуть, когда родители пытаются узнать диагноз заболевания ребенка, уточнить правильность проводимого лечения, назначения процедур. В этих случаях беседа медицинской сестры с родственниками не должна выходить за рамки ее компетенции. Она не имеет права рассказывать о симптомах и возможном прогнозе заболевания. Медицинская сестра должна вежливо извиниться, сослаться на неосведомленность и направить родственников к лечащему врачу или заведующему отделением, который имеет соответствующую компетенцию по этим вопросам.

Не следует идти «на поводу» у родителей, стремиться выполнить необоснованные требования, например, прекратить назначенные врачом инъекции, изменить режим и диету и т.п. Такого рода «отзывчивость» способна принести лишь вред и ничего общего не имеет с принципами гуманной медицины и профессиональной преемственности.

Во взаимоотношениях медицинских работников с родителями немаловажное значение имеет форма обращения. Обращаясь к родителям, медицинские работники должны называть их по имени и отчеству, не допускать фамильярности и не пользоваться такими терминами, как «мамаша» и «папаша».

Контакты медицинских работников с родителями в детских отделениях, как правило, эмоционально насыщенные, тесные и частые. Правильная тактика общения медицинского персонала с родными и близкими больного ребенка создает должное психологическое равновесие межличностных взаимоотношений медицинский работник - больной ребенок - его родители.

Правовые и моральные нормы ответственности медицинских работников

медицинский деонтология моральный ответственность

Многогранная деятельность средних медицинских работников, направленная на сохранение и укрепление здоровья людей, также регулируется нормами правовыми и моральными, которые находятся в определенной связи и взаимодействии. Это обусловлено тем, что законодательные акты в социалистическом обществе имеют глубокую нравственную основу.

Следовательно, правовое воспитание медицинских работников должно сочетаться с нравственным и наоборот, нравственное воспитание должно сочетаться с правовым. Такие моральные нормы, как соблюдение медицинской тайны, обязательность оказания неотложной медицинской помощи гражданам в дороге, на улице и других общественных местах, получили в нашей стране закрепление в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении.

Примерами тесной связи морально-этических и правовых сторон деятельности медицинских работников могут служить следующие ситуации, которые нередко встречаются в жизни. Если медицинский работник четко соблюдает требования деонтологии во взаимоотношениях с больным и родственниками, то, несмотря на возможный неблагоприятный исход заболевания, родственники умершего становятся на защиту медицинского работника, ибо они видели, что при жизни больному было сделано все, как с точки зрения профессиональной, так и морально-этической.

Наоборот, между родственниками умершего и медицинским работником может произойти конфликт, если последний нарушал требования деонтологии, проявлял элементы формализма, бездушия и неуважения к человеческому достоинству в процессе лечения больного.

Таким образом, нарушивший в процессе своей трудовой деятельности те или другие моральные или правовые нормы, понесет ответственность, мера которой будет зависеть от последствий правонарушения.

По данным Государственного комитета по антимонопольной политике, число нарушений Закона "О защите прав потребителей" медицинскими учреждениями, организациями за 2000 - 2009 гг. увеличилось в 15,4 раза. Положительные тенденции в борьбе за права потребителей нередко достигают своей противоположности - потребительского экстремизма, когда правами пользуются в недобросовестных целях для извлечения выгоды.

Многие случаи ненадлежащего оказания медицинских услуг становятся темами публикаций в СМИ, они получают значительный общественный резонанс, чего не было в предыдущие периоды отечественной медицины. Правовым основанием гражданско-правовой ответственности за причинение вреда при ненадлежащем оказании медицинской услуги являются нормы главы 59 ГК РФ "Обязательства вследствие причинения вреда".

Так, статья 1064 ГК РФ выражает принцип генерального деликта, согласно которому вред, причиненный субъекту гражданского права, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Статья 1068 ГК РФ предусматривает ответственность юридического лица за вред, причиненный медицинским работником при исполнении трудовых обязательств (специальный деликт). Вместе с тем в медицинской деятельности при диагностике и лечении часто используются предметы и вещества, представляющие собой источники повышенной опасности. К ним могут быть отнесены, в частности, рентгеновские и лазерные аппараты, сильнодействующие лекарственные препараты, некоторые методы диагностики и т.д. В случае отнесения законодателем отдельных видов медицинских услуг к деятельности, создающей повышенную опасность для окружающих, медицинское учреждение, организация должны нести гражданско-правовую ответственность как владельцы источника повышенной опасности на основании статьи 1079 ГК РФ.

Фактическим основанием ответственности медицинского учреждения, организации является вред, причиненный жизни и здоровью пациента. Ответственность медицинских работников может вытекать из договора возмездного оказания услуги в случаях оказания платных медицинских услуг (ст. ст. 778 - 783 ГК РФ). Договорная ответственность за причинение вреда жизни и здоровью при оказании медицинских услуг может предусматривать более широкий спектр оснований ее возникновения и объем возмещения вреда по сравнению с деликтной.

На отношения договорного характера распространяет действие Закон РФ "О защите прав потребителей". Так, в случае недостижения планируемого результата лечения при выполнении определенного вида медицинских услуг медицинское учреждение, организация независимо от их вины должны по выбору пациента либо продолжить лечение бесплатно, либо вернуть деньги, а при наличии вины - компенсировать причиненный моральный вред (ст. 15).

Гражданский кодекс РФ предусматривает возможность максимальной компенсации убытков, понесенных потерпевшим в результате причинения вреда жизни и здоровью, так как восстановить здоровье, утраченное в таких случаях, бывает достаточно сложно, а порой невозможно. Согласно статье 1085 ГК РФ возмещению подлежат утраченный потерпевшим заработок или его часть в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности; дополнительные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарственных средств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение транспортных средств, профессиональную подготовку, если потерпевший нуждается в этих видах помощи и не имеет права на их бесплатное получение.

Кроме того, потерпевший имеет право на компенсацию морального вреда (ст. 1100), а в случае его смерти причинитель вреда несет также расходы по погребению и в связи со смертью кормильца. Обязательным условием наступления ответственности является наличие юридически значимой (необходимой) причинной связи между действиями врача и негативными последствиями для здоровья пациента. Иногда причинная связь настолько очевидна, что ее легко установить. Труднее определить наличие причинной связи в случаях, когда результат не следует непосредственно за противоправным действием или когда вред вызван действием не одного какого-то лица, а целого ряда факторов и обстоятельств, которые усложняют ситуацию. Следует отметить, что применительно к причинению вреда при оказании медицинской услуги установить причинную связь, несмотря на объективный характер, бывает очень сложно.

Оказание медицинской услуги является многоаспектным процессом, включающим в себя диагностические, лечебные, профилактические мероприятия, и отклоняющееся от нормативно предписанного поведение медицинского работника на любой стадии процесса может привести к нежелательным последствиям для жизни и здоровья пациента в будущем.

В отдельных случаях при всем своем опыте и знаниях медицинские эксперты могут констатировать только вероятность наличия или отсутствия причинной связи.

Для возложения гражданско-правовой ответственности при причинении вреда необходимо установить вину медицинских работников. Так, согласно пункту 2 статьи 1083 ГК РФ, если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда, размер возмещения должен быть уменьшен (пациент отказывается от приема лекарственных средств, употребляет алкоголь в период лечения антибактериальными препаратами, нарушает предписанный ему врачом постельный режим, скрыл информацию о состоянии своего здоровья, имеющую существенное значение при выборе метода лечения).

Наличие вины потерпевшего в наступлении неблагоприятных для его здоровья последствий должен доказывать причинитель вреда, т.е. медицинское учреждение, организация. Из медицинских документов имеется возможность получить сведения, отражающие ход лечения пациента, порядок назначения тех или иных процедур, лекарственных препаратов, состояния здоровья и жалобы пациента на различных этапах лечения.

Принимая во внимание увеличение количества исковых заявлений граждан по поводу ненадлежащего оказания медицинских услуг, проблемам юридической ответственности медицинских работников за профессиональные правонарушения должно быть уделено повышенное внимание. Реализация юридической ответственности достигается за счет использования правовых средств, что позволяет осуществить влияние права на общественные отношения в сфере медицинской деятельности. Как известно, не все медицинские вмешательства заканчиваются благополучно, т.е. выздоровлением пациента. В тех случаях неблагоприятных исходов, когда не приходится говорить о правомерности действий медицинского работника, существует необходимость объективной оценки проведенного лечения и определения вида и степени ответственности медицинского работника.

Основными документами, составляющими нормативно-правовую базу, определяющую имущественную ответственность медицинских работников за совершение профессиональных правонарушений, являются ГК РФ, Закон РФ "О защите прав потребителей" (от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ), Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (1993 г.). Закон РФ "О защите прав потребителей" регулирует имущественную ответственность медицинских учреждений, организаций за счет норм о качестве услуги, права потребителя на безопасность услуги, компенсации морального вреда и т.д. Имущественная ответственность медицинских учреждений, организаций подразумевает их большую открытость, снижение количества ведомственных и профессиональных барьеров, равноправие пациентов при оказании медицинских услуг и усиление выраженности правовой защиты потребителей медицинских услуг.

В настоящее время медицинское сообщество осознало как реальное требование времени изучение правовых основ в сфере здравоохранения. В связи с этим необходимо еще со "студенческой скамьи" воспитывать у будущих врачей высокую правовую культуру и правосознание. Правовая культура и правосознание могут возникнуть на основе правовых знаний при формировании у будущего специалиста умения практического применения правовых норм в профессиональной деятельности, тем самым надлежащая юридическая подготовка медицинских работников позволяет формировать правовую культуру, ответственность перед человеком, обществом и государством. Для этого требуется прививать медицинскому работнику стремление не только к знанию законов и уважительное отношение к ним, но и умение применять правовые нормы на практике.

В настоящее время в медицинской деятельности общая тенденция заключается в том, что все большее количество частных вопросов оказания медицинских услуг регулируется посредством права, а не отдается на откуп совести врача или морально-этическим нормам, что является одним из факторов законности в сфере медицины.

Таким образом, знание медицинскими работниками законодательства в области здравоохранения, представление о своих правах, обязанностях, о юридической ответственности, наступающей за различные профессиональные нарушения, а также знание прав пациента составляют основу правовой культуры работников здравоохранения. Упорядочение правовых знаний медицинского персонала будет способствовать наиболее полному обеспечению охраны здоровья населения.

Заключение

Этической основой профессиональной деятельности медицинской сестры являются гуманность и милосердие. Важнейшими задачами профессиональной деятельности медицинской сестры являются: комплексный всесторонний уход за пациентами и облегчение их страданий; восстановление здоровья и реабилитация; содействие укреплению здоровья и предупреждение заболеваний. Этический кодекс дает четкие нравственные ориентиры профессиональной деятельности медицинской сестры, призван способствовать консолидации, повышению престижа и авторитета сестринской профессии в обществе, развитию сестринского дела в России.

Список литературы

1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М.: 1998.

2. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика: Учебное пособие. Мн.: изд. В.М. Скакун, 1995.

3. Основы этических знаний / под ред. профессора М.Н. Росенко. М.: Изд. "Лань", 1998.

4. Словарь по этике. Под ред. И.С. Кона. М.: Политиздат, 1990.

5. Этический Кодекс медицинской сестры России (принят Российской Ассоциацией медицинских сестер, 1997 г.).

6. Акопов В.И., Маслов Е.Н. Право в медицине. М.: Книга-сервис, 2002. 352 с.

7. Александрова О.Ю. Гражданско-правовая ответственность и ее особенности. М.: ЗАО "МЦФЭР", 2005. С. 167 178.

8. Герасименко Н.Ф., Александрова О.Ю., Григорьев И.Ю. Законодательство в сфере охраны здоровья граждан. М.: МЦФЭР, 2005. 320 с.

9. Сергеев Ю.Д. Медицинское право. Учебный комплекс в 3 томах. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. 777 с.

10. Гражданский кодекс РФ (в ред. от 29.07.2004).

12. Ослопов Общий уход за больными в терапевтической клинике.

13. «Справочник медицинской сестры по уходу» под редакцией академика РАМН Н.Р. Палеева. Москва, 1993г.

14. Иванюшкин А.Я. Профессиональная этика в медицине. М.,1990г.

15. Этический кодекс медицинской сестры России.

16. Международный Этический кодекс медсестер.

17. Медицина и право.

18. http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2011_4_9/nomer/nomer23.php.

19. http://www.sisterflo.ru/ethics/.

20. http://www.juristlib.ru/book_7444.html.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Становление биомедицинской этики. Характеристика деятельности медицинской сестры. Этический кодекс врачей Древнего Тибета. Взаимоотношения медицинский работник - больной. Принципы информированного согласия, непричинения вреда, свершения благодеяний.

    реферат , добавлен 10.02.2013

    Рассмотрение совокупности этических норм и принципов поведения медицинских работников при выполнении ими своих профессиональных обязанностей. Необходимые качества работников медицинской сферы: сострадание, доброта, чуткость, отзывчивость, заботливость.

    презентация , добавлен 18.12.2014

    СПИД и его общественный резонанс. "Спидофобия" и требования медицинской этики. Тестирование на ВИЧ и уважение автономии пациента. Психологические аспекты и профессиональный риск медицинских работников. Профилактика ВИЧ-инфицирования: этические проблемы.

    реферат , добавлен 12.11.2013

    Понятие "медицинская деонтология". Обязанности врача перед пациентом, сформулированные Гиппократом. Основные нормативные документы медицинской этики. Этические проблемы современной медицины. Избранные статьи Кодекса профессиональной этики врача РФ.

    презентация , добавлен 24.01.2016

    Индивидуальный и социальный аспекты нормативной регуляции. Кодекс профессиональной этики: нравственные нормы, принципы и требования к работникам правоохранительных органов; понятие должностного преступления. Отличия норм правовой от норм обычной морали.

    контрольная работа , добавлен 13.05.2014

    Основные этические принципы в системе латинского нотариата. Нравственные требования во взаимоотношениях нотариуса с клиентами. Обязанности нотариуса по отношению к коллегам. Понятия деонтология и мораль. Взаимосвязь этики и профессиональной деятельности.

    контрольная работа , добавлен 04.04.2012

    Деятельность системы Кодексов этики профессиональных бухгалтеров и аудиторов. Нормы поведения бухгалтерских работников. Бухгалтерская профессия и профессиональная этика. Соблюдение этических норм профессионального поведения. Объективность аудитора.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2009

    Основные формы вреда в современной биомедицинской этике. Принцип уважения автономии пациента. Противоречия между принципом "не навреди" и принципом справедливости. Благодеяние как обязательство. Модель медицинской деонтологии и принцип соблюдения долга.

    реферат , добавлен 26.02.2015

    Понятие об этике, морали, долге, совести, чести и достоинстве. Этические нормы поведения руководителя. Правила конструктивной критики подчиненных. Их мотивация и стимулирование. Стили руководства. Закон субординации. Этические нормы отношений с коллегами.

    презентация , добавлен 23.08.2016

    Понятие и анализ основных принципов деонтологии. Требования, которым должен удовлетворять врач. Особенности и этапы развития хирургической деонтологии. Врачи средневековья: Парацельс, Амбруаз, Паре. Характеристика первых хирургических вмешательств.

65575 0

Деонтология (греч. deon, deontos — должное, надлежащее + logos — учение) — совокупность этических норм выполнения медработниками своих профессиональных обязанностей (БМЭ, т.7, с. 109, 1977).

Термин «деонтология» был введен в обиход этики в начале XIX в. английским философом Бентамом. Некоторые авторы отождествляют понятия врачебной этики и деонтологии. На самом деле эти понятия тесно связаны между собой, но не тождественны, так как деонтология — это учение о правилах поведения врача, вытекающих из принципов врачебной этики и на них построенных.

Предметом медицинской деонтологии являются главным образом вопросы разработки этических норм и правил поведения медицинского работника при его общении с больными. Однако, несмотря на то, что понятия «медицинская деонтология» и «медицинская этика» нетождественны, они должны рассматриваться в диалектической взаимосвязи, «...под медицинской деонтологией мы... должны разуметь учение о принципах поведения медицинского персонала» (Н.И. Пирогов).

Нормы и принципы врачебной деонтологии и этики могут верно ориентировать медицинского работника в его профессиональной деятельности только в том случае, если они не произвольные, а научно обоснованы. Только тогда они будут теоретически осмысленными и найдут широкое признание. Великий врач далекого прошлого Гиппократ писал: «Врач — философ, он равен богу. Да и немного, в самом деле, различия между мудростью и медициной, и все, что имеется для мудрости, все это есть и в медицине, а именно: презрение к деньгам, совестливость, скромность, простота в одежде, уважение, решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку, отрицание суеверного страха «перед Богами», божественное превосходство».

Соблюдение моральных норм является одной из необходимых сторон в деятельности любого специалиста, работающего с людьми. Важнейшей чертой их морального долга является то, что все их поступки и действия выступают как должное. А.П. Чехов говорил, что «профессия врача — подвиг, она требует самоотверженности, чистоты души и чистоты помыслов».

Медицинская деонтология — наука о должном, разрабатывает принципы поведения медицинского персонала, направленные на достижение максимального лечебного и оздоровительного эффекта посредством строгого выполнения медиками этических норм и правил поведения. Принципы поведения врача вытекают из сущности его гуманной деятельности. Поэтому недопустим бюрократизм, формальное бездушное отношение к больному человеку (инвалиду).

Основные принципы, регламентирующие нравственный облик врача, формировались на протяжении столетий. Уже в индийском своде законов Many «Веды» детально перечислены правила поведения врача, понимаемые как этические нормы.

В античном мире медицинские воззрения, как правило, были непосредственно связаны с философскими, этическими и социальными доктринами. Выдающаяся роль в определении основных проблем медицины как науки и как нравственной деятельности принадлежит основоположнику научной медицины Гиппократу. Непосредственное отношение к проблемам медицинской деонтологии имеют разделы сборника Гиппократа «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприятном поведении». Здесь Гиппократ сформулировал ряд деонтологических норм.

Обязанности врача по отношению к больному Гиппократ сформулировал в знаменитой «Клятве»: «Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство... В какой бы дом ни вошел, я пойду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, несправедливого и пагубного... Что бы я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной...».

В средневековой медицине врачам также не были чужды нормы медицинской деонтологии. Например, они были изложены в «Салернском кодексе здоровья» и в «Каноне врачебной науке» и «Этике» Ибн Сины.

В эпоху Возрождения получили признание гуманные заветы великих античных медиков. Известный врач и химик Т. Парацельс писал: «Сила врача — в его сердце, работа его должна руководиться Богом и освещаться естественным светом и опытностью; величайшая основа лекарства — любовь».

Русские клиницисты (М.Я. Мудров, С.П. Боткин, А.А. Остроумов и др.) строго придерживались принципов деонтологии в своей профессиональной деятельности. Большое влияние на формирование отечественной медицинской деонтологии оказали передовые общественные деятели, гуманисты А.И. Герцен, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский и др.

Заслуга введения в практику советского здравоохранения термина «медицинская деонтология» и раскрытия его содержания принадлежит Н.Н. Петрову, который определил ее как «...учение о принципах поведения врача не для достижения индивидуального благополучия и почестей, но для максимального повышения суммы общественной полезности и максимального устранения вредных последствий неполноценной медицинской работы».

Строить свою деятельность в соответствии с требованиями медицинской деонтологии может только врач, избравший свою профессию по призванию. Любить свою профессию — это значит любить человека, стремиться помочь ему, радоваться его выздоровлению.

Ответственность за больного и его здоровье — главная черта нравственного долга врача. Вместе с тем в задачу врача входит оказывать психологическое воздействие на родственников, когда вмешательство последних может неблагоприятно влиять на состояние больного.

В создании оптимальной обстановки в лечебных учреждениях, высокой служебной и профессиональной дисциплины врачу помогают медицинские сестры. Высокая культура и опрятность, сердечность и заботливость, тактичность и внимательность, самообладание и бескорыстие, человечность — основные качества, необходимые медицинской сестре. Она должна хорошо владеть искусством слова в общении с больными и их родственниками, соблюдать чувства меры и такта, прилагать максимум усилий для создания обстановки доверия между больным и врачом.

Отношения между врачами, сестрами и младшими медицинскими работниками должны быть безукоризненными и основываться на абсолютном взаимном доверии. В лечебных учреждениях должна быть создана такая обстановка, которая бы максимально щадила психику больных и порождала атмосферу доверия к врачу.

Лисовский В.А., Евсеев С.П., Голофеевский В.Ю., Мироненко А.Н.

Понятие деонтологии в словарях имеет определенный спектр толкований:

В словаре « Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней» деонтология « (греч. от deon, ontos – необходимое; logos – слово) – это мораль, наука нравственности» ;

В словаре «иностранных слов, вошедших в состав русского языка» деонтология обозначена как «учение о правах и обязанностях человека, учение о его нравственности» .

В «Словаре иностранных слов» под ред. Н.Г.Комлева деонтология «[< гр. deon (deontos) - должное + logos - учение] - 1) учение о долге, составляющее раздел этики; 2) совокупность этических норм и принципов поведения медицинского работника при выполнении своих профессиональных обязанностей (по отношению к пациентам и к коллегам-врачам)» ;

В «Новейшем философском словаре» деонтология «(греч. deo – должное и logos – учение, слово) - концепция, раздел этической теории, в котором рассматриваются вопросы, связанные с понятием долга» ;

В «Оксфордском толковом словаре» деонтология «(deontology) – наука, занимающаяся изучением этики и корректного поведения людей» ;

В «Словаре по этике» деонтология «(греч. Deon – должное и logos – учение; наука о должном) – раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и вообще должного (всего того, что выражает требования нравственности в форме предписаний) .

Термин «деонтология» впервые был введен Бентамом, который употребил его для обозначения теории нравственности. Джереми (Иеремия) Бентам (Jeremy Bentham) – (1748 г.-1832 г.) английский философ, юрист, один из основателей Лондонского университета. Организатор и экономист, в науке он известен тем, что разработал одно из узких направлений в теории утилитаризма (utilitas – полезный), утверждая, что каждое действие человека должно оцениваться с позиции той пользы, которую оно приносит людям.

Следуя своей теории, в 21 год И.Бентам оставил завещание, в котором наказывал, чтобы после его смерти тело его было передано для анатомических опытов, а после того, как от тела останется один скелет, последний был облачен в собственные И.Бентама одежды, соединен с высушенной головой и выставлен на видном месте, «… дабы напоминать живущим, что каждый должен приносить пользу не только жизнью, но и смертью» .

Свою концепцию И.Бентам назвал «деонтология». В СССР об этом направлении стало известно со времен революции 1917 года, когда отвергая все «наследие царского режима», под угрозой наказания правительство запретило существование этики, важнейшей составляющей каждой науки, в том числе и медицины. «Выбросить на помойку пресловутую врачебную этику: только критика и самокритика – вот основа деятельности советского врача», – так утверждал Е.Барштейн в статье «Что должен знать врач-стахановец» (1938 г.) . Людей, имеющих подобные взгляды, в то время было немало в различных областях наук. Но медицина без этики немыслима. И вот в 1946 году основоположник советской онкологии Николай Николаевич Петров пишет книгу о хирургической этике. 70-летний Н.Н.Петров понимает, что в СССР книга об этике издана быть не может и заменяет в рукописи термин «этика» никому не известным термином «деонтология» . Современники и ученики Н.Н.Петрова писали в воспоминаниях: «Николай Николаевич четко понимал, что если подмена будет обнаружена, из лагерей он уже не вернется, но он рискнул. Цензор оказался менее эрудированным, чем Н.Н.Петров, и книга блеснула». Так на территории бывшего СССР появился термин, который используется в настоящее время не только в медицине, но и в других науках, рассматривающих различные аспекты функционирования системы «человек-человек» .

Однако предмет деонтологии как учения о нравственном
долге оказался «малообъемным», а понятие «деонтология» стало в этике не очень нужным. Не случайно оно почти исчезло из словаря специалистов по этике. Тем не менее, идея особой науки под названием «деонтология» не умерла, продолжая «тайную» жизнь. «Инкубационный период» продолжался долгие десятилетия, и в конце концов «деонтология» обнаружилась как важный раздел наук, обращенных к различным сферам социальной практики: от медицины до спорта.

Представления о «деонтологии», как особой научной дисциплине в рамках системы знаний о конкретной сфере социальной практики (медицины, судопроизводства, охраны порядка и т. д., потом и журналистики), где рассматривается проблема долга в этой сфере практики и в связи с этим система норм самого разного порядка и характера, выполнение которых обеспечивает оптимальное его выполнение, «тлело» и никак не угасало (а временами и «разгоралось») совсем не случайно .

Как известно, для любой науки характерен процесс дифференциации, обусловленный уточнением ее предметной сферы. Происходит она, прежде всего, внутри каждой научной области: медицины, педагогики, психологии, социологии и т.д. Этот процесс характерен и для деонтологии, в которой, в зависимости от содержания профессионального долга людей различных специальностей, можно выделить, следующие отрасли:

Педагогическая деонтология – наука о поведении педагога в соответствии с профессиональным долгом (Е.Н.Жуманкулова, Г.А.Караханова, Г.М.Кертаева, Г.М.Коджаспирова, А.Е.Кудерина, М.Ш.Кунанбаева, К.М.Левитан и др.);

Медицинская деонтология, означающая совокупность принципов поведения, профессиональных приемов общения врача с обратившимся к нему здоровым или больным человеком (А.Ф.Билибин, Б.Е.Вотчал, Ф.П.Гааз, А.А.Грандо, Н.Н.Пирогов, И.С.Сук, Н.В.Эльштейн и др.);

Психологическая деонтология, изучающая этические аспекты взаимодействия «помогающий – принимающий помощь» и психологические личностные механизмы, обеспечивающие моральную надежность специалистов помогающих профессий (М.А.Гулина, А.А.Крылов, И.В.Силуянова, А.И.Юрьев и др.);

Социальная деонтология, изучающая профессионально-этические нормы и принципы поведения и деятельности социального работника (Л.М.Анисимова, Н.Ю.Гуревич, Л.П.Козыревская, Д.П.Котов, Г.П.Медведева и др.);

Юридическая деонтология, определяемая как отрасль юридической науки, представляющей собой обобщенную систему знаний о кодексе профессионального поведения юриста (Н.М.Блохин, В.М.Горшенев, Ю.А.Романов и др. и др).

Журналистская деонтология, как «система требований, норм, принципов должного профессионального поведения журналиста; свод правовых и этических норм ответственного поведения работников СМИ; «совокупность «обслуживающих» журналистский долг обязанностей и норм их выполнения вне зависимости от их осознания, как некоей системы категорических императивов журналистского поведения, заданных природой СМИ, действующих в той или иной ситуации» (Е.П. Прохоров, Ю. М. Батурин, Я. Н. Засурского, К. Крисченс, М. Трейбер, К. Норденстренг и др.)

Подытоживая вышеописанное, мы в своих исследованиях рассматриваем деонтологию как науку о поведении специалистов системы «человек-человек» в соответствии с их профессиональным долгом.

Вопросы и задания для самоконтроля

Ответьте на вопросы:

1 Что означает термин «деонтология»?

2 Расскажите об истории появления термина «деонтология» на территории постсоветского пространства?

3 Какие отрасли деонтологии Вам известны?

4 В чем состоят отличительные особенности каждой отрасли деонтологии? Что у них общего?

5 Для кого, на Ваш взгляд, важнее изучение профессиональной деонтологии: для будущего медицинского работника или будущего педагога? Ответ обоснуйте.

6 Как Вы считаете, можно ли отнести высказывание Уильяма Джеймса к истории возникновения деонтологии: «На первых порах новая теория провозглашается нелепой. Затем ее принимают, но говорят, что она не представляет собой ничего особенного. Наконец, она признается настолько, что ее бывшие противники начинают утверждать, будто они сами открыли ее». Аргументируйте свою точку зрения.

Задание 1

Дайте определения понятиям: деонтология, вид, сущность, суть, возникновение, медицинская деонтология, педагогическая деонтология, психологическая деонтология, социальная деонтология, юридическая деонтология, наука, профессионально-этические нормы, профессионально-этические принципы, дифференциация, поведение, долг, обязанность, педагогическая деятельность.

При необходимости обратитесь к толковому словарю.

Задание 2

Подготовьте сообщение об одной из отраслей деонтологии (медицинская, психологическая, педагогическая, социальная и т.д.).

Задание 3

Составьте «дерево» понятия «деонтология» и объясните.

Задание 4

Филемон писал: «Никогда не забывай, что ты человек». В каких случаях, по Вашему мнению, человек способен забыть, что является человеком? Найдите общее между высказыванием Филемона и названием картины великого художника Гойи «Сон разума рождает чудовищ» .

Задание 5

Пользуясь тематическим каталогом библиотеки и Интернет-ресурсами, составьте библиографический список литературы по изучаемой дисциплине.

Сознание долга, привязывающее человека к его обязательствам, есть не что иное, как сознание высшего интереса, который одерживает в нем верх над интересом низшего порядка.

Понятия «медицинская деонтология» и «медицинская этика» не тождественны. Проблема долга -- одна из основных проблем медицинской этики; соответственно медицинская деонтология является отражением этических концепций, но она имеет более прагматический и конкретный характер. Если медицинская этика не несет в себе специфики, обусловленной той или иной врачебной специальностью (не существует отдельно этики терапевта, этики хирурга и т.д.), то медицинская деонтология обрела черты специализации, обусловленные ее прикладным характером, взаимосвязью с той или иной медицинской профессией (различают деонтологию хирурга, педиатра, онколога, рентгенолога, венеролога и т.д.).

Клинический этикет - (от греческого etos- нрав, обычай, характер), это традиционный церемониал, традиционные внешние правила поведения медицинского персонала, способствующий повышению качества лечебного процесса и улучшению его результатов. Клинический этикет включает в себя внешний вид врача, медсестры, стиль речи, на котором врач общается с больным и т.п.

Биоэтика решает этические проблемы, возникающие в результате прогресса биологии и медицины а также при медико-биологических исследованиях. Биоэтика (принцип «уважения прав и достоинства человека»). Биоэтика представляет собой важную точку философского знания.

Метаэтика (аналитическая этика) - направление этических исследований, анализируюшее саму этику как научную дисциплину методами логико-лингвистического анализа.

Основы и принципы медицинской деонтологии.

Деонтология (греч. deon, deontos -- должное, надлежащее + logos -- учение) -- совокупность этических норм выполнения медработниками своих профессиональных обязанностей.

Предметом медицинской деонтологии являются главным образом вопросы разработки этических норм и правил поведения медицинского работника при его общении с больными.

Нормы и принципы врачебной деонтологии и этики могут верно ориентировать медицинского работника в его профессиональной деятельности только в том случае, если они не произвольные, а научно обоснованы. Только тогда они будут теоретически осмысленными и найдут широкое признание.

Медицинская деонтология -- наука о должном, разрабатывает принципы поведения медицинского персонала, направленные на достижение максимального лечебного и оздоровительного эффекта посредством строгого выполнения медиками этических норм и правил поведения. Принципы поведения врача вытекают из сущности его гуманной деятельности. Поэтому недопустим бюрократизм, формальное бездушное отношение к больному человеку (инвалиду).

Строить свою деятельность в соответствии с требованиями медицинской деонтологии может только врач, избравший свою профессию по призванию. Любить свою профессию -- это значит любить человека, стремиться помочь ему, радоваться его выздоровлению.

Ответственность за больного и его здоровье -- главная черта нравственного долга врача. Вместе с тем в задачу врача входит оказывать психологическое воздействие на родственников, когда вмешательство последних может неблагоприятно влиять на состояние больного.

В создании оптимальной обстановки в лечебных учреждениях, высокой служебной и профессиональной дисциплины врачу помогают медицинские сестры. Высокая культура и опрятность, сердечность и заботливость, тактичность и внимательность, самообладание и бескорыстие, человечность -- основные качества, необходимые медицинской сестре. Она должна хорошо владеть искусством слова в общении с больными и их родственниками, соблюдать чувства меры и такта, прилагать максимум усилий для создания обстановки доверия между больным и врачом.

Отношения между врачами, сестрами и младшими медицинскими работниками должны быть безукоризненными и основываться па абсолютном взаимном доверии. В лечебных учреждениях должна быть создана такая обстановка, которая бы максимально щадила психику больных и порождала атмосферу доверия к врачу.

Наиболее важные принципы врачебной этики.

  • 1. Гуманное отношение к больному (инвалиду), выражающееся в готовности всегда прийти на помощь каждому нуждающемуся, в необходимости соблюдать гиппократовскос требование -- не вредить, щадить психику больного (инвалида), стараться не причинять ему боли.
  • 2. Соответствие поступков врача общественной функции, целям и задачам медицины, согласно которым врач ни под каким предлогом не может участвовать в действиях, направленных против физического и психического здоровья и жизни.
  • 3. Обязанность врача -- бороться за физическое и психическое совершенство людей. Самопожертвование и героизм во имя здоровья и жизни человека должны быть правилом врачебного поведения.
  • 4. Обязанность врача -- помогать всем независимо от пола, национальной и расовой принадлежности, политических и религиозных убеждений.
  • 5. Принцип солидарности и взаимопомощи между всеми врачами.
  • 6. Принцип сохранения врачебной тайны.

Многие из перечисленных принципов универсальны, т.е. характерны для деятельности любых специалистов, общающихся с людьми, в том числе с больными и инвалидами.

Проблема отношений врача и больного (инвалида) была всегда важной проблемой медицины на всех этапах ее развития.

Вопросы врачебной этики занимали видное место и в истории русской медицины. Честность, правдивость, душевная чистота, чувство моральной ответственности перед своей совестью, коллективом, обществом -- это главное, чем измеряются требования к любому специалисту, чем определяется мера их ценности, понимание ими своего долга.

Вопросы деонтологии надо рассматривать в плане выполнения принципов поведения тех или иных специалистов в своей профессиональной деятельности.

В основе поведения любого специалиста должны находиться требования гуманизма. Отсюда высший моральный долг его должен найти свое проявление в бескорыстном служении людям. В моральном долге должна быть выражена необходимость любви к человеку. При этом в деятельности любого специалиста особенно важно, чтобы исполнение долга органически сочеталось с внутренней убежденностью, переходящей в привычное повседневное поведение. «О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни» (Паскаль).

Исполнение врачебного долга предполагает убеждение в необходимости подчинить свои личные желания требованиям долга. В жизни бывает и так, что врачу приходится поступаться личными интересами, если это нужно для спасения жизни других. Н.А. Добролюбов говорил: «Не того надо назвать человека истинно нравственным, кто только терпит над собой веление долга, как какое-то тяжелое иго, как нравственные вериги, а именно того, кто заботится слить требования долга с потребностями существа своего, кто старается переработать и свою плоть, и кровь внутренним процессом самосознания и самовоспитания так, чтобы они не только сделались истинно необходимыми, но и доставляли внутреннее наслаждение».

Авторитет врача играет большую роль в установлении оптимального психологического контакта с больным, а следовательно, во многом определяет эффективность лечения. На всех этапах врачевания исключительно важное значение имеет хороший контакт, установленный между больным и врачом. Отсутствие такого контакта может быть одной из основных причин неверной диагностики и безуспешного лечения. Врачу надо верить безраздельно. Лечить сомневающегося пациента очень трудно. В.В. Вересаев указывал, что «врач может обладать замечательным распознавательным талантом, уметь улавливать самые тонкие детали своих назначений и все это останется бесплодным, если у него нет способности подчинить себе душу больного». Таким образом, несомненно, что психологическая совместимость врача и пациента играет ведущую роль в процессе врачевания.

В этой связи большое значение приобретает необходимость завоевать доверие больного. Предпосылки возникновения положительных психологических отношений между врачом и пациентом являются, несомненно, квалификация, опыт и искусство врача. Однако квалификация служит только инструментом, применение которого с большим или меньшим эффектом зависит от других сторон личности врача. Это вытекает из доверия к врачу. Ведь «врач -- тот единственный человек, которому мы, не смущаясь, смеем говорить все о себе» (Мур).

Доверие к врачу -- это динамическое, положительное отношение больного к врачу, когда больной видит, что врач имеет не только способности, но и желание помочь ему наилучшим образом. В процессе лечения больной должен стать союзником врача. М.Я. Мудров в своей работе «Слово о способе учить и учиться медицине» писал: «Теперь ты испытал болезнь и знаешь больного, по ведай, что и больной испытал тебя и знает, каков ты. Из сего ты можешь заключить, какое нужно терпение, благоразумие и напряжение ума при постели больного, чтобы выиграть всю его доверенность и любовь к себе, а сие для врача всего важнее».

Разумеется, что любой специалист должен обладать хорошими знаниями и большим профессиональным опытом. Высокий профессионализм требует большого и систематического труда. Вся жизнь любого специалиста представляет собой постоянное совершенствование своих знаний. Однако развитие и образование ни одному человеку не могут быть дамы или сообщены. Поэтому всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Польский медик Ксланович пишет, что врача, который не заглядывает в книги, следует остерегаться больше болезни. Важная задача в процессе обучения - научить человека мыслить. A.M. Горький говорил: «Знания необходимы не только для того, чтобы знать, но осмысленно действовать».

Только в труде, в преодолении препятствий формируются профессиональные знания и навыки, настоящий характер, воспитывается на всю жизнь высокая нравственность. Человек должен заниматься самовоспитанием. Только тогда вырабатывается постоянная осмысленная психологическая готовность поступать так, как велит совесть, диктует чувство долга. Разумеется, что необходим прочный слой профессиональных знаний и опыта. «Ум заключается не только в знании, но и в уменье прилагать знание на деле» (Аристотель).

Медицинский работник приобретает доверие больных в том случае, если он как личность гармоничен, спокоен и уверен, но не надменен и если его манера поведения -- настойчивая и решительная, сопровождающаяся человеческим участием и деликатностью. Особые требования к нему предъявляет необходимость быть терпеливым и владеть собой.

Уравновешенная личность врача является для больного комплексом гармонических внешних стимулов, влияние которых принимает участие в его выздоровлении. В целом можно сказать, что больной теряет доверие, а врач теряет свой авторитет в том случае, если у больного создается впечатление, что врач является тем, что называют «плохой человек». Не о таких ли врачах Вольтер говорил: «Врачи прописывают лекарства, о которых они мало что знают, от болезней, в которых они разбираются еще хуже, и пичкают ими людей, о которых им вообще ничего неизвестно».

Обстоятельства работы вынуждают врача быть своего рода актером. Что ни больной, то для врача не только новое, неповторимое в деталях заболевание, но и особая личность. Какая гамма темпераментов, характеров; у каждого свой склад ума. И врач должен иметь к каждому особый подход. В этом отношении весьма созвучны слова К.С. Станиславского: «...Играть при полном и сочувствующем вам зрительном зале то же, что петь в помещении с хорошей акустикой. Зритель создает, так сказать, душевную акустику. Он воспринимает от нас и, точно резонатор, возвращает нам свои живые человеческие чувствования».

Врачу очень важно знать те реакции личности больного, которые формируются во время болезни. Поэтому врачи должны быть хорошими психологами и психотерапевтами. Нет сомнения, что болезнь влияет в определенной степени на психику больных. Каждый больной имеет свою психологию, свое отношение к окружающим, себе и своей болезни. Не случайно академик Миротворцев как-то сказал, что «нет ведь больших эгоистов, чем больные...». Следовательно, если психические факторы имеют такое большое значение в лечебной деятельности, то необходимо заниматься и методами их познания. Как говорил Г.А. Захарьин: «...врач должен сиять психологический портрет больного».

Придавая большое значение состоянию нервной системы и психики в сопротивлении болезнетворным воздействиям, надо бережно относиться к больным. Рекомендуется не травмировать и не пугать боль- пых, успокаивать возбужденную нервную систему и подчинять больного своему психотерапевтическому влиянию.

Больной человек ждет ласки и утешения, а порой и нежности. Вместе с тем быть гуманным к людям, к больному -- это дело не только сердца, но и разума. Интересны рассуждения Цвейга о различных видах сострадания. Он пишет: «...есть 2 рода сострадания. Одно -- малодушное и сентиментальное, оно, в сущности, не что иное, как нетерпение сердца, торопящегося избавиться от тягостного ощущения при виде чужого несчастья, это не сострадание, а лишь инстинктивное желание оградить свой покой от страданий больного. Но есть и другое сострадание -- истинное, которое требует действий, а не сентиментальных переживаний, оно знает чего хочет и полон решимости, страдая и сострадая, сделать все, что в человеческих силах и даже свыше их».

Больной человек в значительно большей степени, чем здоровый, восприимчив к различного рода внушающим влияниям. Даже неосторожный жест врача может вызвать у больного искаженное представление о тяжести болезни, а ободряющее слово может вселить веру в выздоровление.

Авторитет любого специалиста во многом выигрывает, если он не боится ответственности. Тот, кто боится ответственности, не может решать судьбы людей. Наивысшего успеха человек достигает тогда, когда он подает хороший пример. Никто не должен давать другим тех советов, которым он сам не следует. Личный пример врача всегда воздействует сильнее, чем проповедь. «Следуйте моим делам, а не словам» (Тит Ливий). В этом отношении вполне справедливы слова о том, что учитель не тот, кто учит, а у кого учатся.

Большое значение приобретает умение устранять свои ошибки и недостатки. Авторитет во многом выигрывает, если своевременно признаются, исправляются и не повторяются ошибки. Следует помнить, что от мелких ошибок легко перейти к крупным порокам. Сознание своей ошибки -- одно из главных средств самовоспитания и урок для других. Мыслящий человек черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов. Упрямство -- это нежелание исправлять свои ошибки и прислушиваться к мнению других людей.

Условия, способствующие оптимальному психологическому контакту врача с больным (инвалидом).

К числу этих условий относятся:

1. Авторитет специалиста, которому надо верить безраздельно. Специалист обязан не только рассеять сомнения и страх больного (инвалида), обнадежить, но и уметь скрыть свое огорчение и недовольство, проявить спокойствие и самообладание. В отношении каждого больного (инвалида) реакция специалиста должна быть быстрой, иногда почти моментальной, а решение вопроса -- предельно точным. Авторитет специалиста -- результат не только высоких профессиональных и нравственных качеств, но и большой культуры.

Специалист, общаясь с больными (инвалидами), являющимися представителями различных слоев населения, должен быть всесторонне подготовлен, чтобы всегда найти общую тему для разговора, которая могла бы стать предпосылкой успешного контакта.

Случаи конфликтной ситуации во взаимоотношениях специалиста и больного (инвалида), к сожалению, еще встречаются. Конфликтный процесс обычно двусторонний. Иногда могут быть виновны и больные (инвалиды). Если специалист воспитанный и образованный человек, если он хороший психолог, то ему должно хватить благоразумия и такта в общении с так называемыми конфликтными больными (инвалидами). И наоборот, если он не находит с больным (инвалидом) общего языка, конфликтует, если на него жалуются, то это прямое свидетельство Того, что в его образовании или воспитании имеются серьезные проблемы.

Каждый больной (инвалид) имеет свою психологию, свое отношение к окружающему, к себе и своей болезни (инвалидности). Следовательно, каждый специалист, работающий с людьми, должен быть хорошим психологом. При несоблюдении этих принципов возникают врачебные ошибки и конфликтные ситуации. Нарушения принципа индивидуального подхода к больным (инвалидам) без учета их психологического портрета, особенно неосторожное слово, тон и тому подобное, могут быть источником так называемых ятрогенных заболеваний, т.е. заболеваний «рожденных врачом».

Вам также будет интересно:

Драники кабачковые: рецепт приготовления с фото Деруны из картошки и кабачков
И я с удовольствием готовлю с ними всевозможные блюда. Этот рецепт из разряда просто,...
Цыпленок в фольге в мультиварке Как приготовить цыпленка табака в мультиварке скороварке
Как ни странно, мультиварка отлично себя проявила и в этом рецепте. В оригинальном варианте...
Гуляш из говядины с подливкой на сковороде Сколько варить гуляш из телятины
Гуляш из телятины делается в большинстве семей, по-моему, достаточно редко. Просто потому,...
Индейка, фаршированная яблоками, сыром и ананасами Как приготовить филе индейки с ананасом
Мясо индейки содержит максимум животного белка и минимум жира, это один из лучших мясных...
Калорийность готовых блюд
Для того чтобы составить сбалансированный рацион следует изучить калорийность используемых...