Сайт о холестерине. Болезни. Атеросклероз. Ожирение. Препараты. Питание

Ориентировочная реакция и привыкание. Ориентировочная реакция поведения Регистры провоцирующие ориентировочную реакцию

Ориентировочная реакция расценивается как первое проявление взаимодействия организма с изменившейся ситуацией внешней среды. И. П. Павлов подчеркивал, что ориентировочная реакция является одним из фундаментальных актов поведения, благодаря которой «с места» происходит тонкий элементарный анализ раздражителей.

В дальнейшем этим термином стали объединять проявления, весьма различные по уровням интеграции и по сложности: от безусловного рефлекса настройки анализаторов на лучшее восприятие раздражителен (поворот головы, ушных раковин и пр.) до таких сложных форм, как исследовательское поведение, ориентировочно-пищевой рефлекс и др.

По представлениям П. К. Анохина (1958), так называемый ориентировочный рефлекс - это целостная реакция, специфическая деятельность организма, имеющая свою физиологическую архитектуру и закапчивающаяся приспособительным актом. Внешние выражения этой реакции, сколько бы их ни было,- это только выражения центральной интеграции.

Не может быть ориентировочной реакции вообще, не связанной с чем-то, оторванной от прошлого опыта, от доминирующей . Именно в процессе этой реакции осуществляется афферентный синтез, восприятие и оценка сигнала, формирование плана действия, «принятие решения», включаются механизмы эмоционального санкционирования.

Таким образом, все основные процессы , определяющие структуру и особенности биологически целесообразной, направленной поведенческой деятельности, осуществляются в период ориентировочной реакции, предшествующей любому поведенческому акту.

Подробно цзучепы внешние (вегетативные, биоэлектрические) проявления ориентировочной реакции (Е. Н. Соколов, 1968; О. С. Виноградова, 1961; Л, П. Латаш, 1968). Однако аналитическое изучение поведенческих проявлений ориентировочной реакции осуществлено в меньшем объеме. Одни и те же термины- «ориентировочная реакция», «настораживание» (alert), «пробуждение» (arousal), реакция внимания (attention)-применяются для обозначения довольно разных компонентов поведенческих и биоэлектрических сдвигов.
Нередко их используют как синонимы , хотя как вБешнее, так и внутреннее физиологическое содержание этих состояний не совсем идентично, что и пытаются отразить разнообразием терминологии.

Изучение ориентировочной реакции как таковой входит в комплекс методов психофармакологического исследования. Данные, полученные по этому тесту, дают определенную информацию о характере нейропсихотропного действия препаратов.
В период ориентировочной реакции осуществляются главнейшие процессы, формирующие ответное целенаправленное поведение, протекающее либо с эмоциональной окраской, либо без нее. В связи с этим важно определение поведенческих эквивалентов сменяющихся этапов формирования этого начального периода функциональной системы поведенческого акта. Мы пытались вычленить из всего комплекса внешних проявлений ориентировочной реакции те состояния, которые отражают разные ступени формирования ответного поведения, и определить, какой же этап в этой цепи является «критическим» для архитектуры последующего поведения и в какой степени психотропный эффект соединении может быть связан с их влиянием на ориентировочную реакцию как начальную фазу формирования целенаправленного поведения (А. В. Вальдман, М. М. Козловская, 1966, 1972).

Ориентир о вочная ре а кция (рефлекс "Что такое?", по И. П. Павлову), комплекс сдвигов в разных системах организма животного или человека, вызываемый любым неожиданным изменением ситуации и обусловленный особой активностью центральной нервной системы. Изменения в деятельности центральной и вегетативной нервной системы при О. р. направлены на мобилизацию анализаторных и двигательных систем организма, что способствует быстрой и точной оценке новой ситуации и выработке оптимального аппарата управления новым неавтоматизированным действием. Одновременно происходят угнетение предыдущей деятельности и поворот головы (ушей, глаз) в сторону раздражителя. О. р. сопровождается повышением в крови уровня адреналина, изменением электрического потенциала кожи (кожно-гальванический рефлекс), реакцией активации (в виде десинхронизации медленной электрической активности коры больших полушарий головного мозга) и рядом др. явлений, характеризующих подготовку организма к действиям в новой ситуации. Функции, не участвующие в таких действиях (например, пищеварение), затормаживаются. Если изменение ситуации сопровождается безусловным раздражением, т. е. подкрепляется им, то на основе О. р. может выработаться условный рефлекс; индифферентный раздражитель становится существенным, значимым для организма. Если новый раздражитель оказался для организма незначимым, повторное его применение ведёт к "привыканию" и О. р. угасает.

О. р. играет важную роль в организации высшей нервной деятельностиживотных и человека. По современным представлениям, в основе О. р. лежат активирующие влияния на высшие отделы центральной нервной системы со стороны ретикулярной формации. При этом существенно повышается уровень возбудимости соответствующих зон коры головного мозга, что создаёт благоприятные условия для образования условнорефлекторной цепи в коре. У человека О. р. участвует в актах различной степени сложности - от реакции на любой новый агент до сложнейшей умственной работы, когда, столкнувшись с неожиданным фактом или мыслью, человек сосредоточивается, мобилизуется для их осмысливания. В основе возникающего при этом внимания лежит О. р., предстающая, по В. М. Бехтереву, в виде "рефлекса сосредоточения". Роль О. р. в психической деятельности человека более полно раскрывается при её нарушении, например при шизофрении. Выпадение важного свойства О. р. - его угасания при повторении раздражений - значительно уменьшает возможность приспособления к новым условиям. В др. случаях наличие лишь тормозящего компонента О. р. при отсутствии её исследовательской формы парализует возможность анализа новой ситуации и адекватной реакции на неё

24 вопрос. психофизиология речевых процессов. Внутренняя речь. Не речевые коммуникации.

Что такое речь - психический процесс; язык - средство, инструмент, который помогает реализовывать речь. Она имеет разные формы - устная, письменная, внутренняя и внешняя

Речь - сложная форма псих деятельности, свойственная человеку, посредством которого происходит общение с использованием языка.

Центр речевых ф-ций находится там же где и слуховой - в височной доле.

Если отрезать, повредить лобные доли(лоботомия) - человек превращался в овощ. У него портился центр регуляции всех центров речи, мышления, восприятия, распознования.

Но за речь отвечают разные участки височных долей.

Центром речевой ф-ции является кора височных долей больших полушарий. В которой происходит 2 взаимосвязанных процесса - кодирование(формаирование речевого сообщения) и декодирование (понимание речевого сообщения). Именно в височной доле слух восприяние декодируется, и мы понимаем звуки, которые складываются в фонемы, слова в предложения, мы их можем обработать, закодировать и передать при помощи звуков.

И вот между ними есть обоюдные стрелочки, которые помогают увидеть, что сам процесс речи может идти в двух направлениях и переходить один в другой. А может быть с точностью до наооборот, принимаем уструю, или письменну, она идёт во внутреннюю речь, декодирование проходит и понимается.

И вот если есть незнакомый язык, которым мы не владеем, то процесс не пройдёт.

Если мы этим языком владеем плохо, то могут понадобиться дополнительные инструменты - жестикуляция, мимика, движения головы и т. д. (эмоциональная речь)

  • 1.4.5. Системный подход к решению психофизиологической проблемы
  • Глава 2. Методы психофизиологии
  • 2.1. Методы изучения работы головного мозга
  • 2.1.1. Электроэнцефалография
  • 2.1.2. Вызванные потенциалы головного мозга
  • 2.1.3. Топографическое картирование электрической активности мозга
  • 2.1.4. Компьютерная томография
  • 2.1.5. Нейронная активность
  • 2.1.6. Методы воздействия на мозг
  • 2.2. Электрическая активность кожи
  • 2.3. Показатели работы сердечно-сосудистой системы
  • 2.4. Показатели активности мышечной системы
  • 2.5. Показатели активности дыхательной системы (пневмография)
  • 2.6. Реакции глаз
  • 2.7. Детектор лжи
  • 2.8. Выбор методик и показателей
  • Заключение
  • Рекомендуемая литература
  • РазделIi. Психофизиология функциональных состояний и эмоций Глава. 3. Психофизиология функциональных состояний
  • 3.1. Проблемы определения функциональных состояний
  • 3.1.1. Разные подходы к определению фс
  • 3.1.2. Нейрофизиологические механизмы регуляции бодрствования
  • Основные различия в эффектах активации ствола мозга и таламуса
  • 3.1.3. Методы диагностики функциональных состояний
  • Эффекты действия симпатической и парасимпатической систем
  • 3.2. Психофизиология сна
  • 3.2.1. Физиологические особенности сна
  • 3.2.2. Теории сна
  • 3.3. Психофизиология стресса
  • 3.3.1. Условия возникновения стресса
  • 3.3.2. Общий адаптационный синдром
  • 3.4. Боль и ее физиологические механизмы
  • 3.5. Обратная связь в регуляции функциональных состояний
  • 3.5.1. Виды искусственной обратной связи в психофизиологии
  • 3.5.2. Значение обратной связи в организации поведения
  • Глава 4. Психофизиология эмоционально-потребностной сферы
  • 4.1. Психофизиология потребностей
  • 4.1.1. Определение и классификация потребностей
  • 4.1.2. Психофизиологические механизмы возникновения потребностей
  • 4.2. Мотивация как фактор организации поведения
  • 4.3. Психофизиология эмоций
  • 4.3.1. Морфофункциональный субстрат эмоций
  • 4.3.2. Теории эмоций
  • 4.3.3. Методы изучения и диагностики эмоций
  • Рекомендуемая литература
  • РазделIii. Психофизиология познавательной сферы Глава 5. Психофизиология восприятия
  • 5.1. Кодирование информации в нервной системе
  • 5.2. Нейронные модели восприятия
  • 5.3. Электроэнцефалографические исследования восприятия
  • 5.4. Топографические аспекты восприятия
  • Различия между полушариями при зрительном восприятии (л.ИЛеушина и др., 1982)
  • Глава 6. Психофизиология внимания
  • 6.1. Ориентировочная реакция
  • 6.2. Нейрофизиологические механизмы внимания
  • 6.3. Методы изучения и диагностики внимания
  • Глава 7. Психофизиология памяти
  • 7.1. Классификация видов памяти
  • 7.1.1. Элементарные виды памяти и научения
  • 7.1.2. Специфические виды памяти
  • 7.1.3. Временная организация памяти
  • 7.1.4. Механизмы запечатления
  • 7.2. Физиологические теории памяти
  • 7.3. Биохимические исследования памяти
  • Глава 8. Психофизиология речевых процессов
  • 8.1. Неречевые формы коммуникации
  • 8.2. Речь как система сигналов
  • 8.3. Периферические системы обеспечения речи
  • 8.4. Мозговые центры речи
  • 8.5. Речь и межполушарная асимметрия
  • 8.6. Развитие речи и специализация полушарий в онтогенезе
  • 8.7. Электрофизиологические корреляты речевых процессов
  • Глава 9. Психофизиология мыслительной деятельности
  • 9.1. Электрофизиологические корреляты мышления
  • 9.1.1. Нейронные корреляты мышления
  • 9.1.2. Электроэнцефалографические корреляты мышления
  • 9.2. Психофизиологические аспекты принятия решения
  • 9.3. Психофизиологический подход к интеллекту
  • Глава 10. Сознание как психофизиологический феномен
  • 10.1. Психофизиологический подход к определению сознания
  • 10.2. Физиологические условия осознания раздражителей
  • 10.3. Мозговые центры и сознание
  • 10.4. Измененные состояния сознания
  • 10.5. Информационный подход к проблеме сознания
  • Глава 11. Психофизиология двигательной активности
  • 11.1. Строение двигательной системы
  • 11.2. Классификация движений
  • 11.3. Функциональная организация произвольного движения
  • 11.4. Электрофизиологические корреляты организации движения
  • 11.5. Комплекс потенциалов мозга, связанных с движениями
  • 11.6. Нейронная активность
  • Рекомендуемая литература
  • РазделIy. Возрастная психофизиология Глава 12. Основные понятия, представления и проблемы
  • 12.1. Общее понятие о созревании
  • 12.1.1. Критерии созревания
  • 12.1.2. Возрастная норма
  • 12.1.3. Проблема периодизации развития
  • 12.1.4. Преемственность процессов созревания
  • 12.2. Пластичность и сензитивность цнс в онтогенезе
  • 12.2.1. Эффекты обогащения и обеднения среды
  • 12.2.2. Критические и сензитивные периоды развития
  • Глава13. Основные методы и направления исследований
  • 13.1. Оценка эффектов возраста
  • 13.2. Электрофизиологические методы исследования динамики психического развития
  • 13.2.1. Изменения электроэнцефалограммы в онтогенезе
  • 13.2.2. Возрастные изменения вызванных потенциалов
  • 13.3. Реакции глаз как метод изучения познавательной активности в раннем онтогенезе
  • 13.4. Основные типы эмпирических исследований в возрастной психофизиологии
  • Глава 14. Созревание головного мозга и психическое развитие
  • 14.1. Созревание нервной системы в эмбриогензе
  • 14.2. Созревание основных блоков головного мозга в постнаталыюм онтогенезе
  • 14.2.1.Эволюционный подход к анализу созревания головного мозга
  • 14.2.2. Кортиколизация функций в онтогенезе
  • 14.2.3. Латерализация функций в онтогенезе
  • 14.3. Созревание мозга как условие психического развития
  • Глава 15. Старение организма и психическая инволюция
  • 15.1. Биологический возраст и старение
  • 15.2. Изменение организма при старении
  • 15.3. Теории старения
  • 15.4. Витаукт
  • Рекомендуемая литература
  • Цитированная литература
  • Содержание
  • Различия между полушариями при зрительном восприятии (л.ИЛеушина и др., 1982)

    В целом, следует заключить, что правое «пространственное» и левое «временное» полушария обладают своими специфическими способностями, позволяющими им вносить важный вклад в большинство видов когнитивной деятельности. По-видимому, у левого больше возможностей во временной и слуховой сферах, а у правого в пространственной и зрительной. Эти особенности, вероятно, помогают левому полушарию лучше отмечать и обособлять детали, которые могут быть четко охарактеризованы и расположены во временной последовательности. В свою очередь единовременность восприятия пространственных форм и признаков правым полушарием, возможно, способствует поиску интегративных отношений и схватыванию общих конфигураций. Если такая интерпретация верна, то, по-видимому, каждое полушарие перерабатывает одни и те же сигналы по-своему и преобразует сенсорные стимулы в соответствии со специфичной для себя стратегией их представления.

    Глава 6. Психофизиология внимания

    В психологии внимание определяется как процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач. Направленность и сосредоточенность психической деятельности при внимании обеспечивает более эффективное восприятие информации. В общем плане выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное (избирательное, селективное). Оба вида внимания имеют разные функции, по-разному формируются в онтогенезе, и в их основе лежат различные физиологические механизмы.

    6.1. Ориентировочная реакция

    Ориентировочная реакция (ОР) впервые была описана И.П. Павловым как двигательная реакция животного на новый внезапно появляющийся раздражитель. Она включала поворот головы и глаз в сторону раздражителя и обязательно сопровождалась торможением текущей условно-рефлекторной деятельности. Другая особенность ОР заключалась в угашении всех ее поведенческих проявлений при повторении стимула. Угасшая ОР легко восстанавливалась при малейшем изменении обстановки.

    Физиологические показатели ОР. Использование полиграфической регистрации показало, что ОР вызывает не только поведенческие проявления, но и целый спектр вегетативных изменений. Отражением этих генерализованных изменений являются различные компоненты ОР: двигательный (мышечный), сердечный, дыхательный, кожно-гальванический, сосудистый, зрачковый, сенсорный и электроэнцефалографический (см. главу 2). Как правило, при предъявлении нового стимула повышается мышечный тонус, изменяется частота дыхания, пульса, возрастает электрическая активность кожи, расширяются зрачки, снижаются сенсорные пороги. В электроэнцефалограмме в начале ориентировочной реакции возникает генерализованная активация, которая проявляется в блокаде (подавлении) альфа-ритма и смене его высокочастотной активностью. Одновременно с этим возникает возможность объединения и синхронной работы нервных клеток не по принципу их пространственной близости, а по функциональному принципу. Благодаря всем этим изменениям возникает особое состояние мобилизационной готовности организма.

    Чаще других в экспериментах, направленных на изучение ОР, используют показатели кожно-гальванической реакции (КГР). Она обладает особой чувствительностью к новизне стимула, модально неспецифична, т.е. не зависит от того, какой именно стимул вызывает ОР. Кроме того, КГР быстро угасает, даже если ОР вызвана болевым раздражителем. Однако КГР тесно связана с эмоциональной сферой, поэтому использование КГР при изучении ОР требует четкого разделения собственно ориентировочного и эмоционального компонентов реагирования на новый стимул.

    Нервная модель стимула. Механизм возникновения и угашения ОР получил толкование в концепции нервной модели стимула, предложенной Е.Н. Соколовым (1958). Согласно этой концепции в результате повторения стимула в нервной системе формируется «модель», определенная конфигурация следа, в которой фиксируются все параметры стимула. Ориентировочная реакция возникает в тех случаях, когда обнаруживается рассогласование между действующим стимулом и сформированным следом, т.е. «нервной моделью». Если действующий стимул и нервный след, оставленный предшествующим раздражителем, идентичны, то ОР не возникает. Если же они не совпадают, то ориентировочная реакция возникает и оказывается до известной степени тем сильнее, чем больше различаются предшествующий и новый раздражители. Поскольку ОР возникает в результате рассогласования афферентного раздражения с «нервной моделью» ожидаемого стимула, очевидно, что ОР будет длиться до тех пор, пока существует эта разница.

    В соответствии с этой концепцией ОР должна фиксироваться при любом сколько-нибудь ощутимом расхождении между двумя последовательно предъявляемыми стимулами. Имеются, однако, многочисленные факты, которые свидетельствуют о том, что ОР далеко не всегда обязательно возникает при изменении параметров стимула.

    Значимость стимула. Ориентировочный рефлекс связан с адаптацией организма к меняющимся условиям среды, поэтому для него справедлив «закон силы». Иначе говоря, чем больше изменяется стимул (например, его интенсивность или степень новизны), тем значительнее ответная реакция. Однако не меньшую, а нередко и большую реакцию могут вызвать ничтожные изменения ситуации, если они прямо адресованы к основным потребностям человека.

    Кажется, что более значимый и, следовательно, в чем-то уже знакомый человеку стимул должен при прочих равных условиях вызывать меньшую ОР, чем абсолютно новый. Факты, однако, говорят о другом. Значимость стимула нередко имеет решающее значение для возникновения ОР. Высоко значимый стимул может вызвать мощную ориентировочную реакцию, имея небольшую физическую интенсивность.

    По некоторым представлениям факторы, провоцирующие ОР, можно упорядочить, выделив 4 уровня или регистра: стимульный, регистр новизны, регистр интенсивности и регистр значимости. Первый уровень оценки проходят практически все стимулы, второй и третий регистры работают параллельно. Пройдя любой из этих двух регистров, стимул поступает в последний и там оценивается его значимость. Только после этого завершающего акта оценивания развивается весь комплекс ориентировочной реакции (Кочубей, 1990).

    Таким образом, ОР возникает не на любой новый стимул, а только на такой, который предварительно оценивается как биологически значимый. Иначе мы переживали бы ОР ежесекундно, так как новые раздражители действуют на нас постоянно. Оценивая ОР, следовательно, надо учитывать не формальное количество информации, содержащейся в стимуле, а количество семантической, значимой информации.

    Существенно и другое: восприятие значимого стимула нередко сопровождается формированием ответной адекватной реакции. Присутствие моторных компонентов свидетельствует о том, что ОР представляет собой единство воспринимающих и исполнительных механизмов. Таким образом, ОР, традиционно рассматриваемая как реакция на новый раздражитель, представляет частный случай ориентировочной деятельности, которая понимается как организация новых видов деятельности, формирование активности в изменившихся условиях среды.

    Вслед за И.П.Павловым ориентировочный рефлекс часто называют рефлексом «что такое?». Этот рефлекс представляет собой комплексную реакцию (на уровнях моторики, вегетатики и активности ЦНС) психики на стимулы, воспринимаемые как новые, неизвестные.

    Действительно, значимость неизвестного стимула потенциально может оказаться высокой, поэтому организму нужно «перестраховаться» и отнестись к незнакомому раздражителю с предельным вниманием.

    Согласно принятой модели, образ (параметры) вновь воспринятого стимула сравнивается (на всех уровнях высшей нервной деятельности) с имеющимся в психике «следом». В случае наличия рассогласования между стимулом и «следом», возникает ориентировочная реакция.

    На полиграмме такая реакция проявляется в изменении динамики всех основных параметров: КГР, плетизмограммы, дыхания.

    По мере «привыкания» организма к стимулу, ориентировочная реакция угасает. Важно, что новизна стимула является «фонозависимой»: стимул, воспринимаемый как знакомый, в новых условиях, на фоне новой ситуации, может вновь характеризоваться как новый.

    Ориентировочная реакция (точнее, ее начало – «настройка») является неспецифической: разные новые стимулы вызывают одни и те же изменения в организме, которые мы можем наблюдать на полиграмме. Затем разворачивается дифференцированный анализ стимула, связанный со специфичной активацией различных участков ЦНС.

    В тех случаях, когда стимул, с которым «познакомился» организм, оказывается значимым и отрицательно валентным, на смену ориентировочной реакции приходит реакция оборонительная (защитная), формирующаяся на основе безусловного оборонительного рефлекса.

    Безусловный оборонительный рефлекс также является многокомпонентной реакцией, и его проявления на полиграмме сходны с проявлениями ориентировочной реакции. Однако оборонительные условные реакции являются специфическими (вследствие специфичности стимулов, их провоцирующих), поэтому можно предположить, что у нас есть возможность различать ориентировочные и оборонительные реакции.

    Вернемся к рассмотрению . Напомним, что мы не осветили эксперименты, направленные на выяснение качественных различий в реакциях на различные стимулы.

    В первых опытах все стимулы сопровождаются ориентировочными (неспецифическими) реакциями. Через 10-20 предъявлений стимула ориентировочная реакция на него полностью угасает. Теперь, если один из стимулов (в эксперименте Лурия и Виноградовой – стимул «скрипка») будет подкрепляться ударом током, у испытуемого разовьется оборонительная (специфическая) реакция на него.

    О.С.Виноградовой и Е.Н.Соколовым было установлено, что ориентировочные и оборонительные реакции по-разному проявляются в реакциях сосудов руки и головы. Если сосуды руки в реакциях обоих видов сужаются, то сосуды головы сужаются в оборонительной реакции (на болевой стимул) и расширяются в ориентировочной.

    Указанное явление позволило Лурия и Виноградовой увидеть, что ядро значимого семантического поля «скрипка» вызывало именно оборонительные реакции; стимулы, входящие в периферию поля, стали сопровождаться ориентировочными реакциями; нейтральные стимулы реакциями не сопровождались.

    Продолжение опытов приводило к уже описанному явлению: значимое поле «сужалось», периферийные стимулы становились нейтральными, компоненты ядра – переходили на периферию поля. Соответственно изменялся и характер реакций на стимулы.

    Таким образом, наблюдая реакцию по типу оборонительной, мы можем предполагать высокую значимость вызывающих ее стимулов. С ориентировочной реакцией дело обстоит сложнее: она может быть вызвана как новизной стимула, так и новизной контекста (ситуации) в которой стимул предъявляется, и, кроме того, может свидетельствовать о некоторой средней (промежуточной между высокой и нулевой) значимости стимула.

    Заметим, что дрейф стимула из поля личностных смыслов в поле значений сознания испытуемого означает уменьшение значимости этого стимула. Вместе с тем, ускорение такого перемещения определяется значимостью стимула: угасание реакции на значимый стимул происходит медленнее. Следовательно, отслеживая миграцию стимула между областями сознания проверяемого посредством анализа соответствующих ей изменений интенсивности и характера реакций (ориентировочные или оборонительные), мы имеем возможность оценивать как «относительную», так и «абсолютную» ситуационную значимость стимулов теста. Изменяющийся от предъявления к предъявлению характер реакций на данный стимул, связываемый с понятием лабильности симптомокомплекса, определяется, по-видимому, преимущественно названной миграцией стимулов по оси значимости (близости к центру поля личностных смыслов).

    Для полиграфолога более комфортной ситуацией будет, пожалуй, та, в которой значимость стимула можно будет определять только лишь по интенсивности реакции (количественный показатель), а не по ее качеству. Возвращаясь к факторам развития реакций по типу ориентировочных (новизна стимула, новизна контекста, средний уровень значимости стимула), следует указать на пути купирования таких реакций.

    Очевидно, что ориентировочные реакции угасают со временем (с количеством предъявлений). Это, кстати говоря, еще один аргумент в пользу тезиса о необходимости изучать реакции испытуемого в динамике, на протяжении нескольких предъявлений одного и того же теста. Первые ориентировочные реакции в ответ на стимулы развиваются у проверяемого уже в предтестовой беседе. Обстоятельное обсуждение тематики вопросов и их конкретных формулировок до начала тестирования является одним из основных путей минимизации ориентировочных реакций во время записи полиграммы.

    Возможность купирования ориентировочных реакций предоставляется нам также через управление контекстом, в котором будут предъявляться стимулы. Здесь главными приемами являются использование общих контрольных вопросов (в нашей терминологии – контрольных релевантных) и служебных тестов, построенных вокруг таких вопросов (ТОКВ). Контрольные релевантные вопросы (например, «Вы намерены солгать, отвечая на вопросы этого теста?»), с одной стороны, принимают на себя первые ориентировочные реакции, и, с другой стороны, помещают следующие за ними стимулы в нужный контекст. При этом, кроме всего прочего, происходит дополнительная актуализация динамических личностных смыслов проверяемого, т.к. общий контрольный вопрос отсылает «правдивого» проверяемого к контрольным вопросам, а «виновного» – к релевантным. Это обеспечивается тем, что обращаясь даже к одному из стимулов семантического ряда (причем не обязательно к центральному), мы, тем самым, работаем со всем рядом как с единым целым.

    Еще один путь минимизации проявления ориентировочных реакций состоит в исключении из тестового ряда стимулов, которые тяготеют к периферийной области личностнозначимого семантического поля. Это – стимулы, которые, с одной стороны, не имеют непосредственного отношения к доминанте значимого поля, но, с другой стороны, не рассматриваются и как безоговорочно незначимые. (Примером таких стимулов могут быть вопросы, смысл которых не установлен четко: «Вы имеете какое-либо отношение к краже денег?» вместо «Вы совершили что-либо намеренно, чтобы деньги пропали?»).

    англ orienting response) - многокомпонентная рефлекторная (непроизвольная) реакция организма человека и животных, вызываемая новизной раздражителя. Син. ориентировочный рефлекс, исследовательский рефлекс, рефлекс "Что такое?", реакция активации и т. д. В комплекс компонентов О. р. входят: 1) движения головы, глаз и (у многих млекопитающих - еще и ушей) в направлении источника раздражения (двигательный компонент), 2) расширение сосудов мозга при одновременном сужении периферических сосудов, изменение дыхания и электрического тонуса мышц (вегетативный компонент), а также 3) повышение физиологической активности коры головного мозга, проявляющееся в форме уменьшения амплитуды альфа-ритма, т. н. депрессии электроэнцефалограммы (нейрофизиологический компонент), 4) повышение абсолютной и/или дифференциальной сенсорной чувствительности, в т. ч. возрастание критической частоты слияния мельканий и пространственной остроты зрения (сенсорный компонент). (См. Внимание, Внимания физиологические механизмы.)

    О. р. имеет выраженную динамику во времени. Вначале при предъявлении нового раздражителя проявляются все компоненты О. р., образуя т. н. генерализованную О. р. При этом депрессия альфа-ритма регистрируется во многих участках коры. Через 15-20 предъявлений того же раздражителя часть компонентов О. р. угасает. Депрессия альфа-ритма регистрируется только в корковой проекции соответствующего анализатора. Это явление называется локальной О. р. При дальнейшем предъявлении назойливого раздражителя происходит угасание даже локальной О. р.; раздражитель, давно перестав быть новым для организма, продолжает вызывать лишь т. н. вызванные потенциалы коры головного мозга: это говорит о том, что нервные импульсы, вызванные внешним стимулом, достигают коры и после полного угасания О. р.

    Отличительная особенность угасания О. р. - селективность по отношению к раздражителю. Изменение характеристики стимула после достигнутого угасания приводит к появлению О. р. как ответа на новизну. Изменяя разные параметры стимула, можно показать, что избирательность угасания О. р. проявляется в интенсивности, качестве, продолжительности действия раздражителя и используемых интервалов. В каждом случае О. р. является результатом сигналов рассогласованности, возникающих при несовпадении стимула и его нервной модели, которая сформировалась в ходе многократных повторений раздражителя, используемого при угасании. После предъявления нового раздражителя временно восстанавливается О. р. на привычный раздражитель: происходит растор-маживание О. р. Сходство угасания О. р. с угасанием условного рефлекса дало основание И. П. Павлову считать, что оба процесса связаны с развитием внутреннего торможения. Рассматривая угасание О. р. как выработку тормозных условно-рефлекторных связей, можно заключить, что оно является негативным научением.

    Изучение нейронных механизмов О. р. показало, что с ним связаны нейроны, расположенные вне основных сенсорных путей в ретикулярной формации и гиппокампе. В отличие от специфических афферентных нейронов, характеризующихся устойчивыми реакциями даже на протяжении многочасовой стимуляции, нейроны, связанные с О. р., являются своеобразными детекторами новизны. Это мультисенсорные нейроны, отвечающие только на новые раздражители. Угасание реакций детекторов новизны повторяет на нейронном уровне основные закономерности О. р. и характеризуется высокой степенью избирательности. См. Информационные потребности.

    Вам также будет интересно:

    Драники кабачковые: рецепт приготовления с фото Деруны из картошки и кабачков
    И я с удовольствием готовлю с ними всевозможные блюда. Этот рецепт из разряда просто,...
    Цыпленок в фольге в мультиварке Как приготовить цыпленка табака в мультиварке скороварке
    Как ни странно, мультиварка отлично себя проявила и в этом рецепте. В оригинальном варианте...
    Гуляш из говядины с подливкой на сковороде Сколько варить гуляш из телятины
    Гуляш из телятины делается в большинстве семей, по-моему, достаточно редко. Просто потому,...
    Индейка, фаршированная яблоками, сыром и ананасами Как приготовить филе индейки с ананасом
    Мясо индейки содержит максимум животного белка и минимум жира, это один из лучших мясных...
    Калорийность готовых блюд
    Для того чтобы составить сбалансированный рацион следует изучить калорийность используемых...