Сайт о холестерине. Болезни. Атеросклероз. Ожирение. Препараты. Питание

Народные названия лекарственных растений. Названия лекарственных растений Происхождение названий лекарственных растений

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Этимология названий лекарственных растений

Выполнила

Студентка 1 курса 1 группы

Мусийовская Ирина

Можжевельник

У многих народов можжевельник - ритуальное растение (как кипарис и кедр), связанное с похоронным обрядом, со смертью. В древности существовал обычный жечь ветви можжевельника во время похорон, путь к погребальному костру устилать можжевельником. Ветви можжевельника были символом смерти и символом начала вечной жизни. Можжевельник применяли для окуривания жилищ и хозяйственных построек, чтобы защитить от нечистой силы, от удара молнии. В Древней Греции и Риме можжевельник использовали для приготовления противоядия против укуса змей. В мифе об аргонавтах рассказывается о том, как Ясон похитил золотое руно с помощью Медеи, приготовившей снадобье с можжевельником, выпив которое дракон, охранявший золотое руно, заснул.

Итальянский врач П. Маттиоли в XVI веке считал можжевельник эффективным мочегонным средством.

В России употребляли ягоды и корни можжевельника в пищу, из ягод получали сироп. Из можжевельника, как из винограда, изготовляют вино, водку, английский джин, пиво.

Лавр - вечнозеленое дерево, символ бессмертия, успеха, эмблема Апполона в честь котрого проводились не только спортивные состязания, но и также состязания в исскустве поэзии и музыки. Победителей этих состязаний награждали лавровыми венками. Теофраст писал, что в Греции было очень много лавровых деревьев, листья и ветви которых использовали в культовых церемониях и быту.

Миф повествует о том, как появилось на земле лавровое дерево. Однажды Аполлон - всесильный бог солнца начал смеяться над Эротом (Амуром). Эрот решил отомстить: он пустил стрелу любви в сердце Аполлона, а в сердце прекрасной нимфы Дафны (Дафна - лавр) - стрелу отвращения. Аполлон, воспылавший любовью к Дафне, начал ее преследовать, но Дафна постоянно убегала от него. Однажды, когда Аполлон почти настиг ее, она взмолилась, прося богов избавить ее от Аполлона. Боги превратили Дафну в лавровое дерево. Опечаленный Аполлон сделал венок из ветвей лавра, возложил его себе на голову и произнес: “ Все равно ты навсегда будешь со мной!” Этот сюжет неоднократно использовался в поэзии, в произведениях живописи и скульптуры. Легенда также повествует о том, что на месте где Аполлон убил чудовищного змея Пифона лавровой веткой, бог повелел соорудить святилище, в котором находится знаменитый оракул. Пифия его жевала перед прорицанием листья священного лавра. Лавровая роща Аполлона имела статус убежища, здесь каждый мог укрыться от преследования.

Греки верили, что священный лавр снимал вину с убийцы, наделял даром прорицания, даром познания всего тайного. В Риме лавровыми венками (corona laureata, отсюда лауреат - лауреат) награждали полководцев, победителей музыкальных, поэтических и театральных состязаний. Лавровыми ветками украшали свое копье гонцы, если приносили добрые вести (litterae laureatae - лавровое письмо), если же плохие - привязывали к копью пучок перьев (litterae pinnatae - письмо с перьями, печальное письмо). Ветками лавра украшали изображения предков, венками из лавра и петрушки украшали дом, в котором родился ребенок.

Римляне считали, что жевания листьев лавра внушает вдохновение. В литературном латинском языке было выражение laurum momordit - он ощутил вдохновение (дословно - он грыз лавр). Поэты, вступая в соревнование, держали в руке ветку лавра или мирта. Существовало поверье, что можно наслать на человека несчастье, если на сухом лавровом листочке написать его имя и сжечь его.

В наше время лавровый венок используется в символике автомобильных компаний как эмблема высшего качества (“Альфа-Ромео”, “Фиат”, “Мерседес-Бенц”).

Ветвь лавра в геральдике - символ мужества.

О полыни упоминали Гиппократ, Гален, Диоскорид, Авиценна.

Полынь - самое горькое растение на земле. Народные легенды повествуют о том, что стала полынь такой горькой потому, что вобрала в себя всю горечь людских страданий и разочарований. Полынь - символ всего горького, но она исцеляет болезни, приносит утешение, как считали древние. В античной медицине полынь употреблялась как ранозаживляющее, желудочное, глистогонное средство. Из полыни готовили полынное вино. Плиний рассказал о том, что на спортивных состязаниях, где соревновались четверки лошадей, победитель должен выпить кубок полынного вина. Плиний также утверждал, что путник, имеющий при себе полынь, или привязавшей его к своей ноге, не почувствует усталости.

В античные в чернила добавляли полынь, чтобы мыши не трогали свитки.

В Египте жрецы Изиды - богини материнства и плодородия - в праздники ходили с венками полыни на голове. Считалось, что венки из полыни, которые носили на груди и на голове, способны уберечь от приступов эпилепсии, от дурного влияния.

Иудеи должны были есть пасхального агнца с горькими травами - полынью, горьким латуком, что символизировало бедствия во время сорокалетнего странствования народа по пустыне. Полынь символизирует также страдания Христа. На Руси сок полыни использовали как ранозаживляющее средство и для лечения лихорадки, о чем говорится в старинных травниках. Полынь считалась оберегом от русалок: в четверг девушки рвали полынь и вплетали в косы. Существовало поверье, что русалки никогда не станут щекотать до смерти ту, у которой в косах полынь. Русские пословицы говорят о горечи полыни: “Полынью пахнет хлеб чужой”, “Горька, как полынь”, “Не я полынь-траву садила, сама окаянная уродила”, “Капля полыни в чаше радости”, “Речи как мед, а дело - как полынь”, “Полынь после меда горше самой себя”, “Чужая жена - лебедушка, а своя - полынь горькая”. Одно из названий полыни - “вдовья трава”.

В Священном Писании полынь - олицетворение человеческих пороков, горько расплачиваться за которые самому придется. Христос говорил: “Я накормлю их полынью и напою водою с желчью”. Полынью, собранной на Успение (28 августа) и освященной в церкви, окуривали жилища и конюшни под Новый год и Рождество, чтобы уберечься от колдовских сил. Накануне Ивана Купала, когда все травы приобретают магическую силу, из чернобыльника плели венки и пояса, ходили с ними целый день, чтобы уберечь себя от нечистой силы. Существовало поверье, что громко произнесенное слово “чернобыль, чернобыль” уничтожает всякое колдовство.

Двойные листья или плоды омелы были символом плодотворной потенции, омела - символ жизни во многих мифах. Вергилий в “Энеиде” повествует о том, как Энею удалось попасть в царство мертвых. Чтобы посоветоваться с отцом: он добыл “золотую ветвь омелы” и принес ее в жертву Прозерпине - богине подземного царства. Издавна применяли в народной медицине ветви и листья омелы для лечения истерии, эпилепсии. Омела была известна Гиппократу как седативное и кровоостанавливающее средство. Верили, что она обладает волшебной силой, считали символом защиты плодородия. Плиний писал, что “омела способствует зачатию. Если женщина носит ее постоянно с собой”. Друиды поклонялись омеле, называя ее “всеизлечивающей”. У древних германцев омела считалась священным деревом.

В Англии существует странный обычай - на Рождество целоваться под веткой омелы с незнакомыми людьми, который восходит к древнеримским сатурналиям (праздник земного солнцестояния, бога посевов), во время которых разрешалось все - даже целовать незнакомцев. У англичан ветка омелы - символ дружбы, мира.

Славяне особенно почитали дуб, увитый золотой веткой омелы. Омелу в России называли “вихревое гнездо”, “ведьмина метла”. В христианстве омела принадлежит к растениям Иоанна Крестителя, считается всеисцеляющим средством.

В Греции вербене приписывали волшебную силу делать тело неуязвимым, отпугивать приведения, злую силу. Вербеной украшали алтари богов. Вербену в Риме считали цветком Меркурия(бога торговли и всякой прибыли), крылатого вестника богов. Вербеной украшали жезлы римских послов которых называли “вербинариями”. Вербенами также называли священные ветви лавра, оливы, мирта, которые несли в руках во время религиозных процессий. Головы жрецов украшали вербеной во время торжественных обрядов, свадеб, при заключении союза. Жезлы послов были обвиты ветками вербены. Об этом писал Ливий, Цицерон, Вергилий.

В средневековье верили, что вербена приносит здоровье и любовь, богатство, предохраняет от укусов змей. Но такую силу может иметь та вербена, которая выкопана в безлунную ночь с 23 по 30 июня золотой или серебряной лопаткой при сиянии Венеры и Меркурия.

Древние германцы называли вербену “железной травой”, так как сок растения использовали при закалке стали, при ковке мечей и кинжалов.

О лекарственных свойствах крапивы писали Гален, Плиний. Диоскорид указывал, что крапиву используют для лечения многих болезней. В период средневековья использовали для лечения эпилепсии, желчно- и мочекаменной болезней, при отравлении свинцом. В Индии на острове Ява растут такие виды крапивы, ожог которыми так же опасен, как укус змей.

В Укаине принято было мыть посуду пучком крапивы, облив ее кипятком. Рыбаки использовали крапиву для сохранения пойманой рыбы. Существовало поверье, что исхлестав больного крапивой, можно изгнать из его тела болезнь. В народной медицине листья крапивы использовались с давних времен. Народная мудрость так описывает ценность крапивы как лекарства - “одна крапива заменяет семерых врачей”.

В России издавна крапива считалась оберегом от действия нечистой силы (ведьм, русалок). Во время праздника И вана Купала пучки крапивы вешали в помещениях, где содержались домашние животные. Следующая неделя после праздника Троицы называлась русальной. Считалось, что в эти дни русалки выходят из воды, могут защекотать до смерти, утащить в воду. Девушки вплетали полынь в косы, чтоб отпугнуть русалок. Всю неделю полагалось петь русальные песни, а в конце недели отмечали “крапивное (русальное) заговение”. В этот день принято было ударять пучком крапивы всех тех, кого хоьели защитить от ведьм и русалок, нечистой силы. В Эстонии крапиву называют “поцелуй холостяка”.

Миф о гранате.

Ревнивая Гера узнала о том, что полюбил Зевс прекрассную Семелу, дочь фиванского царя,которая уже ждет ребенка, и решила погубить ее. Она приняла облик кормилицы Семелы и посоветовала ей посмотреть на Зевса во всем величии повелителя Олимпа. Обычно Зевс являлся к Семеле в образе смертного. Семела попросила Зевса выполнить ее просьбу, так как он обещал исполнять любое ее желание. Громовержец явился Семеле во всем своем величии со сверкающими молниями в руках.

Огонь охватил дворец, все рушилось. Умирающая Семела родила младенца, которого защитил мгновенно вырасший плющ. Зевс поднял младенца Диониса и зашил его к собе в бедро, где он окреп и подрос. После второго рождения из бедра Зевса Дионис был отдан на воспитание царю Афоманту и Ино (сестре Семелы), где рос на женской половине дворца, переодетый в одежды девочки. Гера разгневалась на царскую чету и наслала безумие на Афоманта, который убил своего сына, приняв за оленя, ихотел убить Ино и младшего сына. Диониса спас Гермес. В третий раз Гера послала титанов убить Диониса, что они и сделали растерзав его и сварив на котле. Но мать Зевса богиня Фея, собрала куски тела своего внука и оживила Диониса. Из крови, упавшей на землю вырос прекрасный гранат, а плющ стал неотемлимой частью украшения праздников, посвященных Дионису - богу виноградства и виноделия.

Гранат - символ плодородия. В греческой и римской мифологии он был эмблемой Прозерпины, богини растительности, супруги Аида, которая которая каждую весну возвращалась на землю, чтобы обновить природу.

Сьесть несколько зерен граната означало совершить свадебный обряд.

Прозерпина, как говорит легенда, не знала этого, она сьела семь зерен граната, предложеных ей Аидом, и тем самым стала его женой, жительницей подземного царства, царства мертвых.

Только часть года Прозерпине было разрешено проводить на земле с матерью. Богини-охранительницы брака, Гера и Афродита, обычно изображались с гранатом - симолом брака. Благоухающие огненно-красные цветы граната были символом любви, брака и плодородия.

Гранат в хрисианстве - символ дара, который принес Христос с небес на землю. В христианском искусстве гранат - одна из эмблем Девы Марии, символ бессмертия и воскрешения. Плод граната, семена которого защищены твердой оболочкой, символизирует единство христианской церкви, а также преданность ей. Гранат неоднокатно встрещается в Священном Писании.

В Китае цветы, ветви и плоды персика особо почитались как один из символов бессмертия. Богиня Си-ван-мму (Владычица Запада), хозяйка рая, где растут плоды бессмертия, владела секретом приготовления напитка бессмертия. Из древесины персики изготавливались ритуальные предметы, цветущими ветками изгоняли демонов, использовали их для лечения больных как амулеты-обереги. Цветки персикового дерева - символ женского начала. Весной во время свадебной церемонии невесте вручалась цветущая персиковая ветвь. В Греции и Риме лист персикового дерева был посвящен Гарпократу(богу молчания). Нарушившие тайну, разгласившие тайну присуждались к paena foliis Persici - наказание персиковыми листьями. Осужденные мгновенно умирали, сьев несколько листьев, пораженные молнией. На самом деле они умирали от сильной кислоты, которая содержится в листьях.

В Японии персик, как и другие плодовые деревья (вишня, слива, яблоня), ценятся не за плоды, а за цветы. Праздник Цветущего персика японцы отмечают в марте. Дерево и плоды почитались в Иране, на Ближнем Востоке, в Средней Азии.

В христианском искусстве персик иногда рисуют вместо яблока как символ Спасения на изображениях Марии с младенцем. Персик с одним листком - древний символ сердца и языка. Художники эпохи Ренессанса использовали этот символ для обозначения понятия “правда” - союз сердца и языка.

Белена издавна известна как одно из самых ядовитых растений. Более 1000 лет назад Авиценна писал: “Белена - яд, который причиняет умопомешательство, лишает памяти и вызывает удушье”. (Сравните русское “взбеленеться”, “белены обьелся”). Известно, что у древних балтов были отряды “воинов-волков” которых перед сражением поили снадобьем из белены и которые неизменно побеждали. Известны в истории факты военной хитрости - в покинутом лагере специально оставляли бочки с вином, в которое добавляли снадобье из белены. Вошедшие в лагерь воины, выпив такое вино, погружались в глубокий сон. Тогда отступившие возвращались и начинали кровавую резню.

Есть предположение, что жрецы Солнца в Мексике, пифии в Дельфах вдыхали дым сжигаемых листьев белены, впадая в состояние экстаза, во время которого они произносили пророчества. Настой белены упоминается Шекспиром в «Гамлете». В период средневековья белена, как красавка и мандрагора, использовались для приготовления «волшебных напитков», колдовских мазей, которыми натирались колдуны. Белена считалась растением темных, сил зла. В средневековье в Германии при изготовлении пива использовали семена белены, чтобы усилить хмельное воздействие напитка. В состав названия «Плзенское пиво» входит корень плзен - белена. Некоторые названия населенных пунктов Германии, в которых изготовляли пиво, в своем составе имеют корень билзен - белена.

А Чирх считал, что приставка hyos- в названии растения имеет пренебрежительный оттенок, так как растение произрастает на мусорниках.

В Украине существует легенда о происхождении калины. Великая древнеславянская богиня Лада несла весну на земли, устала, легла отдохнуть в степях Таврии и крепко заснула. Увидела спящую Ладу Мара, богиня зла и смерти и посеяла вокруг Лады колючий терновник, который мгновенно вырос. Разбудили Ладу отчаянные мольбы землепашцев о тепле и влаге для вспаханных полей. Проснулась Лада и бросилась нести тепло и весну людям, но колючий терновник ранил ее. Там, где упали капли крови на землю, выросли кусты калины красной. С тех пор изображают Ладу на вышивках и рисунках с ветками калины в руках. Праздник Лады продолжается с таяния снега до начала весенних работ. Лекарства из коры и плодов калины упоминают травники XVI века. В мифологии славянских народов калина - символ счастья, любви, девичьей красоты.

Существует легенда о том, что калина выросла из крови воинов, отдавших жизнь за родину, именно поэтому косточки плодов калины по форме напоминают сердце.

можжевельник противоядие медицина лекарственный

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История использования лекарственных растений в медицине. Потребность человека в витаминах. Химический состав, фармакологические свойства, лекарственные формы и применение в медицине видов лекарственных растений семейства Губоцветные Пензенской области.

    курсовая работа , добавлен 29.06.2013

    Характеристика семейства крапивные. Ботаническое описание крапивы коноплевой, крапивы двудомной, крапивы жгучей. Фармакологическое действие растений рода крапива. Применение крапивы в народной и официальной медицине. Изучение мочегонного действия крапивы.

    курсовая работа , добавлен 11.06.2012

    Применение филлохинона в хирургической и акушерской практике как кровоостанавливающего и ранозаживляющего средства при лечении кровотечений, ран, ожогов, обморожении. Порядок сбора, хранения и применения лекарственных растений, богатых витамином К.

    реферат , добавлен 21.06.2015

    Классификация, этиология, патогенез, диагностика и лечение мочекаменной болезни. Лекарственные растения, содержащие антрахиноны, сапонины, фенольные соединения, флавоноиды. Фармакологические свойства и применение в медицине лекарственных растений.

    реферат , добавлен 20.11.2015

    Определение, классификация и симптомы ран. Фазы раневого процесса и факторы, влияющие на заживление ран. Классификация лекарственных растительных средств ранозаживляющего действия. Характеристика основных фитопрепаратов, используемых при лечении ран.

    лекция , добавлен 22.12.2014

    Биологически активные вещества лекарственных растений. Правила сбора, сушки и хранения. Применение лекарственных растений в виде различных лекарственных форм и препаратов. Лекарственные растения семейства губоцветные, их практическое применение.

    курсовая работа , добавлен 22.09.2009

    Обзор лекарственных растений, оказывающих кардиотоническое действие, их распространение, правила заготовки, хранения, химический состав и Фармакологические свойства. Кардиотонические гликозиды и их применение в медицине, показания и противопоказания.

    презентация , добавлен 16.09.2014

    Изучение действия и применения известных фармакопейных лекарственных растений. Исследование принципов и особенностей составления растительных сборов для профилактики и лечения заболеваний. Обзор новых технологий упаковки и хранения лекарственных трав.

    реферат , добавлен 19.05.2012

    Биологические особенности и районы произрастания некоторых представителей зонтичных растений. Лекарственные свойства и полезные вещества дудника китайского, кинзы, петрушки, пупырника японского, их применение в народной медицине в виде настоев и отваров.

    контрольная работа , добавлен 19.12.2011

    История применения и классификации лекарственных растений. Траволечение и врачевание в средние века в Европе. История развития ботаники как науки. Полынь горькая, миндаль обыкновенный, мак снотворный: происхождения названий растений, легенды и мифы о них.

ГБОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера
Лечебный факультет

Кафедра латинского языка и основ терминологии

РЕФЕРАТ
Этимология лекарственных названий. Легенды и мифы

Выполнила: студентка 101 группы
лечебного факультета
Научный руководитель:

Пермь, 2013
Содержание
Введение………………………………………………………………………3
Лекарственные растения……………………….…………………………….4
Структура наименованийрастений………..……………………………..…4
Этимология…………………………..……………………………………..…5
Классификация………………………………………………………………12
Вывод………………………………………………….…….…….…………12
Список литературы……………………………..………………..…………13

Введение

Начало использования растений для лечения заболеваний теряется в глубине веков. История траволечения имеет возраст, сравнимый с историей человечества. Уже первобытный человек инстинктивно или случайно стал различатьрастения, которые можно было использовать для уменьшения боли или для лечения ран и язв.
Сохранились многочисленные легенды о том, как люди догадывались о лекарственных свойствах растений, наблюдая за животными. Это было основным направлением развития эмпирической медицины в древности. «Змеи, которые ослабли в зимней спячке, - сообщает средневековый арабский трактат, - весной ищут фенхель... Творец-Богсоздал траву для лечения». Народное название лекарственной левзеи - «оленья трава» напоминает о том, что олени едят корень этой травы при болезни и истощении.
…………
Цель работы: рассмотреть этимологию лекарственных растений, легенды и мифы, связанные с названиями некоторых растений; привести классификацию по происхождению названий лекарственных растений.

1.Лекарственные растения

Лекарственные растения - группа растений, части которых являются сырьём для получения средств, используемых в народной медицинской практике с лечебными или профилактическими целями.
В качестве лекарственных растений широко используются зверобой, календула, ромашка, тысячелистник, шиповник, облепиха, солодка, подорожник, мята, шалфей, клюква, брусника, малина и многие другие растения.
Каждоелекарственное растение содержит вещества, которые могут при соответствующих условиях оказывать целебные свойства. Распределение этих веществ по лекарственному растению неравномерно. Поэтому при сборе лекарственных трав надо знать, где сосредоточены полезные элементы и когда их концентрация максимальна в растении.
Лекарственные средства, изготовленные из растений и трав, несмотря на относительнослабо выраженную на первый взгляд фармакологическую активность, в некоторых случаях могут оказаться более эффективными, чем их синтетические или химические аналоги.
Но не стоит забывать, что только врач и специалист может точно диагностировать болезнь, оценить развитие и течение ее, назначить необходимые лекарства.
Поэтому и лекарственные растения нужно применять лишь после консультации с лечащимврачом.
В современной медицине значение лекарственных растений трудно переоценить, ведь многие медикаменты изготавливаются на основе свойств и химического состава трав и растений.
Народная медицина известна с древних времен, а с развитием науки и возможностью проводить исследования и открывать новые свойства лекарственного растительного мира нашей родины, количество растений-целителей сильноувеличилось.

2. Структура наименований растений

Структура латинских научных наименований растений определяется по принципу названия растения биноминальным, т. е. оно состоит из двух слов: названия рода и следующим за ним второго слова, так называемого видового эпитета.
Родовые и видовые наименования растений имеют, главным образом, древнегреческие и латинские корни. Например: Арникагорная – Arnĭca montāna. Родовое название происходит от греческого «arnos» – «баран» (так как при созревании плодов на них образуются пушистые хохолки, похожие на шерсть барана), видовое – от латинского слова «montāna» - «горная» (по месту обитания). Обнаружены также заимствования из других языков: арабского, кельтского, итальянского, немецкого. Например: Лен...

В этом разделе даны происхождения названий растений, легенды и мифы о них,

Известно предание, повествующее о том, как древнеиндийского врача Чараки учитель послал в лес принести несколько бесполезных растений. «Учитель, - сказал, вернувшись из лесу, Чараки, - я три дня ходил по лесу и не нашел ни одного бесполезного растения». И действительно, по выражению американского философа Р. Эмерсона, «даже любой сорняк - это растение, достоинство которого еще не раскрыты». А ведь науке известно около 500 тысяч видов растений. А как установили исследователи, еще народами древнего мира с лечебной целью использовалось до 21 тысячи растений. Разнообразны названия этих растений, как и этимологические источники этих названий: это и местность произрастания (Convallaria majalis); и действие на организм человека (Acerus calamus), и способ обработки (Triticum, от латинского глагола «terere» - тереть, молоть).

С зарождением у людей первых религиозных воззрений медицина стала наполняться элементами мистики. Не знал причин возникновения многих заболеваний, человек объяснял их появление вселением в организм злых духов. А целебное действие растений связывали со сверхъестественными свойствами, данными им богами. Потому сведения о лекарственных травах богато представлены в легендах и мифах всех народов.По преданию, на Кавказе (Колхиде) под покровительством богини Артемиды находился волшебный сад ядовитых и лекарственных растений, откуда эти растения попали в Грецию. И вот название некоторых растений связаны с именами древнегреческих богов и греков: Нарцисс, Кипарис, Лавр, Гиацинт, Артемизия, Миндаль, Мята и другие. Долго спорили между собой бог морей Посейдон и Афина: кому из них владеть прекрасной Аттикой. И наконец, решили устроить состязания. Они должны были сделать подарок людям, и чей подарок будет признан более ценным, тому и будет принадлежать предмет спора. Двенадцать олимпийских богов были судьями в этом споре. Посейдон первым ударил трезубцем в бесплодную скалу и забил из нее соленый источник. Торжествовал бог морей. Но вот Афина глубоко вонзила свое копье в землю и из нее выросла священная олива. Боги присудили победу Афине, признав ее дар Аттике более ценным. Так греки описали рождение маслины, с которой связывали важнейшие события своей жизни. История культуры маслины насчитывает тысячелетия. О ней сообщают древнеегипетские папирусы, она упоминается в «Илиаде» Гомера и Ной узнал, что вода сошла с земли, когда возвратился голубь с маслинным листом во рту. Боги и герои греческого (и иного) мифотворчества предстают живыми и полноправными существами, непосредственно с простыми смертными, помогавшими своим любимцам и избранникам. Они видели в богах существа, у которых все, свойственное человеку, проявлялось в более возвышенном виде. Это помогало людям лучше понять себя, осмыслить собственные поступки, оценить свои силы.

Древнегреческие боги были всем подобны людям: добры, великодушны, но, в то же время, жестоки и коварны. Боги были бессмертны и не знали границ в выполнении своих желаний. Но все равно, выше всего была судьба, предопределение. В этом тоже усматривалось сходство с судьбами смертных людей: Горюет Афродита, потерявшая горячо любимого прекрасного Адониса; просит со слезами Минерва богов, увековечить в дереве, мирте, убитую ею любимицу Мирсину; остается прекрасным цветком, влюбленный в себя Нарцисс; превращает в дерево неутешного в своем горе Кипариса Аполлон; превращается в лавр дочь речного бога Пенея Дафна, убегая от полюбившего ее Аполлона. Они тоже бывают несчастны, и несут кару за свои поступки.

Душица обыкновенная в англоязычных странах и Европе чаще называется Орегано (по латыни - Origanum vulgare). «Ореганум» переводится с греческого как «украшение гор», ведь цветок растет большими группами, как ковром устилая горные склоны и украшая их серые камни. В народе душица обыкновенная имеет много названий, указывающих на свойства этого удивительного растения. Ее называют клоповником или блошничником за умение отпугивать зловредных насекомых, душмянкой - за приятный запах, пчелолюбом - за отличные медоносные свойства, дикой (лесной) мятой или майораном - за то, что запах душицы похож на запах этих растений, а материнкой - за то, что душица обыкновенная, как родная матушка, спасает от многих напастей, а еще и потому, что препаратами из нее лечат женские заболевания. Русское название «душица» дано за аромат, Душица обыкновенная внешне хоть и не броская, но в народе популярная. О ней сложено много удивительных легенд. Одна из них родилась в Античной Греции. Древние эллины верили, что их главный бог Зевс вырос таким сильным и всемогущим, потому что пил особенное молоко. Согласно мифу, отец Зевса, коварный и жестокий Кронос, поедал всех своих новорожденных наследников, опасаясь, что один из них заберет у него власть. Такую участь предрекла Кроносу его мать Гея за то, что он убил своего отца Урана. Рея, жена Кроноса, решила спрятать шестого, рожденного ею сыночка Зевса от мужа на острове Крит. Растили Зевса нимфы, а кормила его своим молоком козочка Амалфея, питавшаяся исключительно душицей. Благо, этой травкой на Крите были покрыты все горные склоны. Полынь горькая (Artemisia absinthium) Относительно происхождения родового латинского названия у исследователей нет единого мнения. Большинство считает, что оно произошло от греческого слова «artemes» - здоровый, так как во все времена и у всех народов полынь пользовалась славой всеисцеляющего средства, была как бы вместилищем здоровья. В связи с этим Плиний рассказывает, что соком полыни награждали победителей в беге, состязания которых проводились в священные дни. Считалось, что это достойная награда, так как с помощью полыни они сумеют сохранить здоровье, «а ведь оно, как известно, и целого мира дороже».Согласно другой версии, растению дано имя Артемизии, жены царя Мавзола, которая будто бы излечилась этим растением. Третий вариант происхождения названия изложен в поэме Одо из Мена «О свойствах трав». По преданию, Артемида была покровительницей рожениц, и она будто бы впервые применила полынь в качестве родовспомогательного средства. Об этом свойстве полыни знали не только в Древней Греции, но и в Египте, Китае. Жрецы Изиды, богини плодородия и материнства, носили на голове венки из полыни. Считалось, что полынь охраняет от дурного влияния и несчастья.Видовое латинское название absinthium в переводе с греческого обозначает «без удовольствия», так как лекарства из полыни очень горькие. В старину считалось, что полынь впитала в себя всю горечь людских страданий и поэтому нет травы горше полыни. Древнеримский поэт Овидий писал: «Печальный полынь торчит по пустынным полям, и горькое растение соответствует своему месту».

Миндаль обыкновенный (Amygdalus communis)Родовое латинское название Amygdalus произошло от имени юной, легко краснеющей финикийской богини Амигдалы. Окраска цветков миндаля напоминала розовато-белый цвет лица юной красавицы. Дикорастущим миндаль известен в Средней Азии, а также в Афганистане, Иране, Малой Азии. Здесь же, по мнению Н.И. Вавилова, впервые стали его культивировать. Ферганская долина считается одним из очагов культуры миндаля. Оттуда он в течение тысячелетий распространялся главным образом на запад и северо-запад. И у всех народов, которые культивировали его, возникали легенды и предания, посвященные этому необычайно полезному растению. Миндаль много раз упоминается в сказках «Тысяча и одна ночь», в Библии. Из Библии известна легенда о первосвященнике Аароне, которому принадлежал посох из сухого миндального дерева, который однажды покрылся почками, зацвел и на нем созрели плоды.

Заключение

Структура латинских научных наименований растений определяется Международным кодексом ботанической номенклатуры, принятым в 1972 году. Согласно Международному кодексу названия растений составляются на латинском языке с соблюдением правил латинской орфографии и грамматики. Кодекс закрепил предложенный в 1753 году шведским ученым Карлом Линнеем биноминальный принцип обозначения растений. Согласно этому принципу название растения является биноминальным, т. е. оно состоит из двух слов: названия рода и следующим за ним второго слова, так называемого видового эпитета. Родовые наименования принято писать с прописной буквы, а видовые эпитеты со строчной.
Проведенное мной исследование подтверждает, что родовые и видовые наименования растений имеют, главным образом, древнегреческие и латинские корни. Например: Арника горная – Arnĭca montāna. Родовое название происходит от греческого «arnos» – «баран» (так как при созревании плодов на них образуются пушистые хохолки, похожие на шерсть барана), видовое – от латинского слова «montāna» - «горная» (по месту обитания). Нами обнаружены также заимствования из других языков: арабского, кельтского, итальянского, немецкого. Например: Лен обыкновенный – Linum usitatissĭmum. Родовое название происходит от кельтского «lin» - «нить», так как в стеблях при их тереблении обнаруживаются многочисленные нити – волокна; видовое название происходит от латинского прилагательного «usitatissĭmus» - «полезнейший» и дано из-за широкого использования растения. Все родовые и видовые названия независимо от своего происхождения латинизированы.
Собранный материал представляет собой несомненный интерес для преподавателей латинского языка и студентов медицинских университетов и может быть использован для написания учебно-методических пособий по циклу «Фармацевтическая терминология и растения».

Каждый из нас хотя бы раз в жизни задавался таким, казалось бы, простым, но очень важным вопросом: «Откуда произошли те или иные названия растений, и какие легенды связаны с ними». Для того чтобы это узнать, надо обратиться к истории названия. Так как этимология каждого растения несет в себе историю о его качествах, это необходимо знать биологу, медику и всем, кто имеет непосредственное отношение к удивительному миру растений, которые мы иногда и не замечаем. Зная, их историю мы сможем использовать их более правильно и эффективно. Это нужно не только специалистам, но и всем людям, чтобы понять, как красив и прекрасен мир вокруг нас, и что в нем есть всё для того, чтобы мы были красивы и здоровы, что может пригодиться нам в быту. Выбирая эту тему, я до конца не понимала, что это настолько интересно и полезно. Я открыла много нового, и теперь совсем по-другому смотрю на привычные для всех нас растения.


Список использованной литературы

Кузнецова М.А. Резникова А.С. «Сказания о лекарственных растениях» Москва. 1992.

Лаптев Ю.П. «Растения от «А» до «Я»» Москва. 1992.

П.Е. Заблудовский, Г.Р. Крючок, М.К. Кузьмин, М.М. Левит «История медицины» Москва. 1981.

Андреева И.И., Родман Л.С. «Ботаника» Москва. 2002.

Ладыгина Е.Я. Фармакогнозия. Атлас: Учеб. пособие /Е.Я. Ладыгина, Н.И. Гринкевич. – М. Медицина, 1989. – 512 с.: ил.

Лекционно-справочный материал по курсу «Латинский язык и основы фармацевтической терминологии»: учебное пособие / Сост. Лазарева М.Н., Рябова А.Н., Бурдина О.Б. / Под ред. Лазаревой М.Н. – Пермь, 2009 год. – 195 с. (Пермская фармацевтическая академия)

Оуди П. Полный медицинский травник. Слово.Москва, 2001 год,192с

Интернет ресурсы

Www.dic.academic.ru

Www.etymolog.ruslang.ru

Www.lingvo.ru

Www.linguaeterna.com

Www.m-w.com

Www.onlinedics.ru

Www.slovari.yandex.ru

Www.wikipedia.ru


Похожая информация.


Медицинские знания имеют тысячелетнюю историю. В них заложены не только основы знакомых нам методов лечения болезней, но нечто гораздо большее - представление о причинах и условиях долгой счастливой жизни, здоровья и благополучия человека. Какой путь достижения этой цели казался самым верным? Каким было врачебное искусство в Древнем мире? Что должен был знать и уметь врач? Начнем с начала, с тех времен, сведения о которых дают нам древние предания и археологические находки.

Все народы, населяющие Землю, в глубокой древности слагали мифы и легенды о чудодейственных свойствах лекарственных растений. Рекомендации по их использованию встречаются в египетских папирусах, в клинописных текстах вавилонских глиняных табличек, в книгах Древнего Китая, сделанных из панцирей черепах и бамбуковых планок. Из трав, обладающих наркотическим действием, готовили успокоительные и болеутоляющие вещества, а также «напитки бессмертия», игравшие большую роль в религиозных и магических ритуалах. В честь лекарственных трав слагали гимны, их слова доносят до нас священные тексты стран Древнего Востока. И в наше время медицина широко использует лекарственные растения и изучает их свойства. Однако в древней медицине восприятие лекарственных растений было совсем другим: оно связывалось не столько с эмпирическим (от греч. «empeiria» - опыт) знанием, сколько с магией и астрологией - двумя основами искусства врачевания в древности.

1.1. РАСТЕНИЯ - ПЕРВЫЕ ЛЕКАРСТВА

Первыми лекарствами были растения. Издавна люди стремились найти «траву бессмертия», способную излечить многие болезни. В вавилонском предании говорится о человеке по имени Этана. Он узнал о том, что высоко, в самом верхнем небе, растет исцеляющая трава. Этана сел верхом на орла и поднялся высоко в небо. Три раза совершали они свой полет. В первый раз орлу не хватило сил. Во второй раз Этана оглянулся вниз vi увидел, что земля исчезла из виду. Он испугался и стал просить орла вернуться обратно. В третий раз он достиг верхнего неба и получил исцеляющую траву из рук богини Иштар.

Слово «шамму» на языке вавилонян значило «лечение» и «трава». В Древнем Египте после войн и эпидемий жрецы раздавали людям «священную траву» - шалфей, которую надо было добавлять в пищу и заваривать как чай, чтобы быстрее восстановить силы. Лекарственные растения разводили на специальных огородах или привозили из других стран. Названия этих растений в древних медицинских текстах часто звучат так, что трудно понять, о чем конкретно идет речь. Вавилонские глиняные таблички рассказывают о «солнечном растении», «сладкой траве», «горькой траве», «полевом стебле». Многие древнеегипетские лекарственные травы, о которых упоминается в папирусах, и сейчас остаются загадкой для врачей. Это, например: Аар (от ожогов), Гем и Емем (от болезней груди и горла), Геигенет и «волосы земли» (мочегонные средства), Бебет (для уничтожения блох). В других случаях до нашего времени дошли описания и изображения вымерших лекарственных растений, например, травы «силь-фион», изображенной на греческой монете.

Иногда встречаются устаревшие или совсем незнакомые европейцам названия трав, что также затрудняет понимание текстов. Так, например, популярным растением в медицине Древней Индии была загадочная трава «сарпаганда». Одно из первых упоминаний о ней относится к 1000 г. до н.э. Европейским медикам удалось идентифицировать ее только в XVII столетии после того, как миссионеры привезли ее в Европу. В европейских медицинских книгах первые сведения о «раувольфии змеиной» появились в 1690 г. Именно под этим именем известна сейчас трава «сарпаганда», которую до сих пор разводят в Индии как культурное растение. В ее корнях был впервые обнаружен резерпин - алкалоид, входящий в состав лекарств для лечения расстройств центральной нервной системы.

Некоторые исследователи полагают, что многие экзотические названия лекарственных веществ в древних медицинских текстах являлись фольклорным названием целебных трав. Так, например, читая в египетских папирусах о применении «ушей газели» и «глаз свиньи», о настойке «зубов осла» пли мази из «ослиного черепа», можно вспомнить английское народное название лесного хвоща - «лошадиный хвост» («Horse tail»), современные русские народные названия трав -- «медвежьи ушки», «заячьи ушки», «кошачьи лапки», «Анютины глазки», «мышиное ухо», «львиный зев», «вороний глаз» и многих других.

Раувольфня змеиная

В медицинских текстах древних шумеров касторовое масло называется «кровь черной змеи», а белый сок маковых головок - «львиный жир». Эти

тексты, написанные на глиняных табличках, археологи относят к середине II ты

сячелетия до н.э. В античных и средневековых рецептах «кровью дракона» называ

ли смолистый сок драконова дерева, растущего в Сомали, Абиссинии, на Сокотре и

Канарских островах. В древности сок этого дерева, которое достигает 20 м в высоту

н живет иногда до 5-6 тысяч лет, применяли для бальзамирования умерших и

лечения различных заболеваний. Использует его и современная фармацевтическая

промышленность

Исторические параллели: Большое количество «символических имен» растений в древних текстах напоминает о том, что медицина Древнего мира была тесно связана с алхимией.

Уже в Египте и Вавилоне жрецы-врачеватели применяли лекарства, приготовленные алхимиками. Алхимические тексты, для которых характерен загадочный, «темный» язык, традиционно содержали большое количество символических имен различных веществ и соединений. Так, например, серу называли «масло», «точность», «красный человек»;ртуть - «белое золото», «белое покрывало», «холод», «терпение»; соль - «белая змея».

К сравнению частей растения с частями тел животных часто приводит и сам стиль описания лекарствен-ijfe ных трав. «Растение Сенутет растет на животе», - так характеризует ползучее растение египетский папирус XVI в. до н.э.

Исторические параллели: Часто история происхождения фольклорных названий лекарствен

ных трав в разных языках дает возможность увидеть их единый исток, который находится,

как правило, в латыни или греческом языке. Так, например, «кошачьи лапки» - трава, кото

рую с древних времен применяют как кровоостанавливающее средство, имеет латинское

название « Antennaria», от «antennae» - антенны. Так называли усики насекомых с утолще

ниями на концах. На них похожи пушистые белые соцветия этого растения. Однако в его

соцветиях можно увидеть и сходство с подушечками кошачьих лап. Мы встречаемся с удивительным на первый взгляд совпадением названия этого растения на языках разных европейских народов. Буквально совпадают с русским «кошачьи лапки» английское « cat"s foot», французское « pied de chat », немецкое «Katzenpfotchen ». Разгадка кроется не в современном, а в старом латинском названии. Травники, написанные сотни лет назад, называют эту траву «Pescati» - «кошачьи лапки». Современные названия в разных языках - перевод этого старого имени.

Китайская легенда помещала драгоценные лекарственные растения на Горе целебных трав. Склоны ее круты и обрывисты, а вершина кажется совсем неприступной. И все-таки одному человеку удалось до неё добраться. Его звали Дай-фу (кит. «приносящий счастье»). Ученик старого лекаря, на вершине этой горы он встретил фею - прекрасную девушку в зеленой одежде. Она подарила ему волшебную корзинку: любую целебную траву можно было в ней найти. Вот как говорит о лекарственных травах один из священных гимнов Древней Индии «Хвала лечебным травам»: «Травы, что поднялись из земли в древние времена, что на три века старше богов, об их темноцветных 107 силах хочу я говорить... Тот, у кого в руках запасы трав, подобен царю, окруженному множеством подданных. Лекарь - вот имя этого мудреца, он поражает демонов и гонит прочь болезнь». Далее гимн рассказывает о том, как травы превращаются в богов и требуют себе поклонения.

Свидетельства мифов и легенд о лекарственном использовании растений в каменном веке были подтверждены археологической находкой. Экспедиция под руководством польского археолога И.Солецки в 1960 г. обнаружила в пещере Шанидар в Ираке 9 скелетов людей каменного века. Эти люди были больными или калеками и нуждались в постоянной помощи: их останки говорят о болезнях костей и позвоночника, а один из скелетов имеет следы ампутации нижней части правой руки.

Исследование захоронений в пещере Шанидар представило первое материальное доказательство целенаправленного использования лекарственных трав. Люди помещались на ложе из растений восьми видов, среди которых были те, которыми мы и сейчас пользуемся для лечения болезней: тысячелистник, алтей, золототысячник, эфедра. Цветы были связаны в букетики и разложены по всему ложу.

Сохранились многочисленные легенды и свидетельства о том, как люди догадывались о лекарственных свойствах растений, наблюдая за животными. Это было основным направлением развития эмпирической медицины в древности. «Змеи, которые ослабли в зимней спячке, - сообщает средневековый арабский трактат, - весной ищут фенхель... Творец-Бог создал траву для лечения». Народное название лекарственной левзеи - «оленья трава» напоминает о том, что олени едят корень этой травы при болезни и истощении. Чтобы добраться до него, они подкапывают землю копытами. Наблюдения за животными помогали определить и ядовитые растения. В «Атласе тибетской медицины» возле изображения борца ядовитого нарисовано отравленное животное. Такие растения обычно относили к «сильным лекарствам», поскольку свои целебные свойства они проявляли в очень малых дозах.

Напоминание о лекарственных свойствах растений иногда можно найти в их латинских и русских названиях, а также в названиях современных лекарств. Приведем несколько примеров:

Резеда (от греч. «resedo» - исцелять) применялась для лечения ушибов;

Животное, отравленное «борцом ядовитым», символизирует «силу лекарства».

Латинское название медуницы Ptilmonaria (от лат. «pulmo» - легкое) напоминает о том, что листья этого растения применялись для лечения легочных заболеваний;

От латинского имени мака «papaver» произошло название успокоительного

лекарства папаверин;

Латинское имя ивы «salix» дало название салициловой кислоте - основе

аспирина. Долгое время это лекарство получали из ивы, и только в начале XX в.

удалось синтезировать салициловую кислоту в химической лаборатории.

Лекарственное растение валериана получило название от латинского «valere»,

что значит - быть здоровым.

Применение лекарств, полученных из растений, характерно для медицины разных стран Древнего мира. Кроме того, растения служили основой для приготовления наркотических «напитков бессмертия», которые применялись при совершении религиозных и магических ритуалов, а также для обезболивания во время операций.

Сведения об использовании человеком целебных свойств растений обнаружены в самых древних письменных памятниках человеческой культуры, принадлежавших государству Шумер, которое существовало на территории современного Ирака за 6000 лет до н. э.

Несомненно, однако, что растения использовались в лечебных целях задолго до возникновения письменности, когда сведения о целебных свойствах растений передавались из поколения в поколение устно.

Возможно, первые люди руководствовались в выборе лекарственных растений инстинктом, как это и сейчас делают больные животные. Со временем на смену инстинкту пришла способность улавливать связь между причиной и следствием, запоминать и сопоставлять эти связи. Миллионы лет, в течение которых шла эволюция человека, его предки питались и лечились преимущественно сырыми дикорастущими растениями. С развитием земледелия человек начал использовать для лечения не только дикорастущие, но и культивируемые растения, которые выращивали иногда в иных почвенных и климатических условиях. Ко времени развития скотоводства возникло и гончарное дело, что позволило готовить настои и отвары из лекарственных растений.

Развитие фитотерапии за рубежом. Первоначальные познания в области лекарственных растений носили сугубо эмпирический характер, так как не было систематизированных сведений о болезнях и способах их лечения.

У многих народов лечением травами занимались жрецы, поскольку целебные свойства растений считались сверхестественными и открывались только посвященным.

С возникновением письменности накопившиеся знания фиксировались, в том числе и сведения об использовании растений в лечебных целях. В связи с этим в древнейших письменных памятниках встречается немало информации медицинского содержания. Лекари Шумера приготавливали из стеблей и корней растений порошки и настои, используя в качестве растворителя не только воду, но также вино и пиво. Вавилоняне (XI в. до н. э.) унаследовали знания и культуру шумеров и широко применяли растения в лечебных целях, в том числе корень солодки, дурман, белену и др., и даже вывозили их в другие страны. Уже тогда ими было отмечено, что солнечный свет отрицательно действует на лечебные свойства растений, поэтому они сушили их в тени, а такие, как белена, белладонна и дурман, даже собирали ночью. Двери и окна помещений, где вавилоняне хранили лекарственные растения, обязательно выходили на север. В современных руководствах по сбору и сушке лекарственных растений учитывается это обстоятельство.

Ассирийцы, покорившие Вавилон, сохранили все лучшие научные и культурные ценности побежденного народа, в том числе и многочисленные сведения по фитотерапии. Они были обнаружены в библиотеке, собранной ассирийским царем Ашурбанипалом (668 г. до н. э.). При раскопках его дворца в Ниневии было найдено 22 000 глиняных табличек различного содержания, из них 33 были посвящены врачеванию, рецептуре и лекарственным средствам. Кроме того, известно, что в столице Ассирийского государства в то время существовал сад лекарственных растений.

Знания вавилонян и ассирийцев в области фитотерапии были заимствованы египтянами. Многочисленные изображения растений на стенах храмов и гробниц, сведения об их применении с лечебной целью, содержащиеся в папирусах, говорят о большом значении растении в жизни древних египтян. Им уже были известны целебные свойства алоэ, аниса, белены, мяты, клещевины и многих других растений, которые не потеряли своего медицинского значения и сейчас. В древнем Египте применяли не только дикорастущие, но и культивируемые лекарственные растения. Например, клещевину разводили за 2600 лет до н. э. Использовали также и растения, привозимые из других стран, для чего снаряжали специальные экспедиции. Лекарственные растения классифицировались египтянами по их фармакологическому действию - слабительные, рвотные, отхаркивающие и т. д.

У греков сложилась самобытная медицина, однако некоторые лекарственные средства они заимствовали у других народов. Греческая литература сохранила многочисленные сведения о лекарственных растениях древности. Врач Древней Греции, один из родоначальников современной научной медицины, Гиппократ (460-377 гг. до н. э.) в своем сочинении описал 236 лекарственных растений и дал научное обоснование их применения. Гиппократ считал, что целебные вещества содержатся в природе в оптимальном виде. Поэтому лекарственные растения в форме соков или в непереработанном состоянии оказывают более эффективное действие. Это убеждение сохранялось в Европе свыше 1500 лет, а в арабо-иранской медицине существует и поныне.

Другой не менее ценный труд по лекарственным растениям принадлежит греческому врачу Диоскориду (I в. н. э.). Диоскорида считают отцом европейской фармакогнозии. В своем сочинении «Materia medica» («Лекарственные вещества») он описал свыше 600 видов лекарственных растений, изобразив их на рисунках и указав применение. Книга была переведена на латинский язык, много раз переиздавалась и являлась авторитетнейшим руководством в Европе вплоть до XVI в. В современных сочинениях по фармакогнозии довольно часто встречаются ссылки на Диоскорида.

Медицина Древнего Рима развивалась под сильным влиянием греческой медицины. В народной медицине римлян, по свидетельству Плиния старшего (I век до н. э.), использовали около 1000 видов растений. В древнеримской медицине особое место занимает крупнейший врач и естествоиспытатель Клавдий Гален (130-200 гг. н. э.). В своих сочинениях по медицине он описал около 300 лекарственных средств растительного происхождения. Он создал свое учение о причинах болезней, о методах и средствах их лечения. Многие положения этого учения были результатом наблюдений автора, обобщением его богатого практического опыта. Гален в противоположность Гиппократу считал, что в лекарственных растениях есть два начала: одно из них полезное, или «действующее», другое - бесполезное для организма. Одно от другого можно легко отделить жидкостью, прокипятив или настояв растительное сырье. Препараты, получаемые путем экстракции лекарственных веществ из растений, стали называть «галеновыми препаратами». Они широко применяются в современной медицине и до сих пор носят название галеновых.

В IX в. в Италии, в Салерно, возникла медицинская школа практического толка, сохранившая и развивавшая все лучшее, что было создано античной медициной. В школе не только лечили больных, но и обучали врачебному искусству. В известной мере положения и предписания этой школы актуальны и теперь. Признанием больших заслуг Салернской школы явился Международный конгресс историков медицины, состоявшийся в 1954 г. в Салерно и Риме.

Многочисленные лекарственные растения были известны древним народам Юго-Восточной Азии. Так, древнеиндийская фармакопея насчитывает около 800 названий растительных лечебных средств, многие из которых используются и современной медициной. Индийская фитотерапия, в отличие от других, почти ничего не заимствовала из арсенала лекарственных растительных средств соседних стран, поскольку располагала собственной богатейшей флорой. Напротив, лекарственные растения были предметом

экспорта этого государства. Лечебные средства, упоминаемые в древнейшей медицинской книге Индии «Яджур-веда» («Наука о жизни»), составленной еще до новой эры, в настоящее время изучаются современными научными методами и постепенно включаются в фармакопеи других стран.

Тибетская медицина, сформировавшись на основе индусской, унаследовала знания и сведения китайской, японской и монгольской медицины. В связи с этим лекарственные средства тибетской медицины чрезвычайно многообразны, в то время как способы и методы лечения остались сугубо индийскими.

Достаточно полные данные по истории фитотерапии сохранились в Китае. Судя по ним, история китайской медицины насчитывает 4000 лет. Она так же, как и индийская, развивалась самостоятельно. Первая китайская книга о лекарственных растениях, дошедшая до нас, датирована 2500 годом до н. э. В ней приведено описание 900 растений. В XVI в. после 27 лет работы фармаколог Ли Ши-чжень обобщил опыт, накопленный китайскими врачами. Его труд состоит из 52 томов, в которых описано около 2000 видов растений, указаны время сбора, технология сбора, способы приготовления лекарств и их применение. Согласно основному положению китайской медицины, лекарства лечат не болезни, а общую сумму причин, вызвавших заболевания. Причин много, следовательно, и состав лекарств должен быть множественным и сложным: число исходных компонентов для их приготовления достигает нескольких десятков наименований. В VII в. из-за недостатка дикорастущего сырья в Китае стали культивировать лекарственные растения. Из китайской фитотерапии многие растения были заимствованы другими странами: женьшень, лимонник китайский, солодка гладкая, пустырник сердечный, кровохлебка лекарственная, ревень, камфора и др.

Многочисленные лекарственные растения использовались и арабской медициной, истоки которой восходят к государству Шумер. Впоследствии индийская, египетская и персидская медицина оказала существенное влияние на развитие арабской медицины. Более 900 лет назад арабский фармаколог Аль-Бируни написал «Китаб-ас-сайдана» («Фармакогнозия»), где охарактеризовал 600 видов лекарственных растений.

Вам также будет интересно:

Оперативные сводки донбасса
Share Tweet Share Share Email Comments 18.04.19. Сообщение от военкора Оксаны Шкоды. Пока...
Пышный бисквит красный бархат
Шикарный праздничный торт «Красный бархат» — настоящее украшение застолья! Божественный...
Пикша запеченная в духовке
Рыба является одним из самых низкокалорийных и очень полезных блюд. Особенно - пикша,...
Драники кабачковые: рецепт приготовления с фото Деруны из картошки и кабачков
И я с удовольствием готовлю с ними всевозможные блюда. Этот рецепт из разряда просто,...
Цыпленок в фольге в мультиварке Как приготовить цыпленка табака в мультиварке скороварке
Как ни странно, мультиварка отлично себя проявила и в этом рецепте. В оригинальном варианте...