Сайт о холестерине. Болезни. Атеросклероз. Ожирение. Препараты. Питание

Как сблизить списание стоимости ОС в бухгалтерском и налоговом учете?

Последние публикации из рубрики "биопсия"

Читать бесплатно книгу Крёстный отец Кремля Борис Березовский, или история разграбления России - Хлебников Павел

Изменение глаголов по временам и числам

К чему снятся помидоры: верное толкование по деталям сна

Гадание «Трезубец Гадание на карьеру

Времена в английском языке: подробное объяснение

Топики по английскому языку

«Просветленные не ходят на работу» Олег Гор Олег гор просветленные приходят на работу

Биография финалистки «Битвы экстрасенсов» Елены Голуновой

Елена Исинбаева: биография, личная жизнь, семья, муж, дети — фото Елена исинбаева образование

Женские половые гормоны, или биохимия женственности

Акт установки материальных ценностей (образец) Акт установки запчастей на автомобиль образец

Вспомогательные репродуктивные технологии как способ преодолеть отклонения в кариотипе женщины или мужчины

Open Library - открытая библиотека учебной информации

Изменение глаголов совершенного вида по временам. Изменение глаголов по временам и числам

Тема: Изменение глаголов по временам. Класс: 3

Цель: познакомить учащихся с изменением глагола по временам.

Задачи: научить различать глаголы по временам, совершенствовать практические умения и навыки.

Развивать орфографическую зоркость, память, внимание, речь, мышление, обогащать словарный запас.

Воспитывать в учащихся интерес к предмету, самостоятельность, умения работать в парах.

Результаты обучения

Уметь находить в предложении слова, обозначающие действия предмета, знать правила по разделу «Глагол», уметь определять времена глаголов

Тип урока: следствие ведут знатоки

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, самостоятельная работа.

Формы: фронтально – коллективные, индивидуальные, работа в парах.

Оборудование: запись на доске, таблицы, учебник.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Сегодня у нас гости. Мы сказали им: «Здравствуйте!» Это значит, мы пожелали им здоровья, успехов, добра. Наши гости, ребята, тоже желают вам добра, ведь они понимают, что добро – это чудо, которое всем дарит прекрасное настроение.

А какое настроение у вас? (учащиеся показывают символы)

Я очень рада, что у вас у всех хорошее настроение.

II . Словарная работа

Океан, горох, мечтать, свобода, пшеница, рюкзак, считать, искусство, печаль, сочинять, завтракать. (взаимопроверка ) Слайд

Разделить слова на 2 группы(существительные, глагол)

Что вы знаете о глаголе, как части речи?

По какому признаку? Слайд 2

А что мы знаем о глаголах?

Вы сейчас назвали глаголы.

А почему их назвали глаголами?

Вам хотелось бы узнать, откуда взялось такое странное слово ГЛАГОЛ?

Слово глагол в старославянском языке означает слово, речь. Предки наши рассматривали его как СЛОВО из СЛОВ – важнейший вид слова. Ведь глагол – одна из двух частей речи, без которых не построишь предложения, не передашь собеседнику никаких сообщений. Слайд №3

Вывод! Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что делал? что сделает? и др.

III . Повторение

Блиц- опрос

Проведем небольшой экзамен. Вытягиваем билет и готовим на него ответ.

1. Что такое глагол?

2. Каким членом предложения может быть глагол?

3. Что можно передать с помощью глаголов?

4. Что такое неопределенная форма глагола?

5. Назовите суффиксы глаголов в неопределенной форме глагола?

6. Как определить число глаголов?

Словарная работа

Отгадайте загадки, под которыми спрятались словарные слова, а также тема нашего урока.

Неизвестно, где живёт.

Налетит - деревья гнёт.

Засвистит - по речке дрожь.

Озорник, а не уймёшь. Ветер

***

Все ворует что блестит,

Глаз её, за всем следит.

На хвосте, приносит вести,

Нрав болтливый, всем известен.

На ветвях сидит высОко,

А зовут её?

(Сорока)

***

Под землею с давних пор

Понарыто много нор,

И по ним туда-сюда

Быстро ездят поезда. Метро

***

Если кот решил прилечь,

Где теплее, там, где печь,

И хвостом укрыл свой нос –

Ожидает нас...

(Мороз)

***

С первым морозом её собирают,

Гроздья ножом осторожно срезают,

Пару лет, точно их можно хранить,

Если в духовке слегка просушить!

Ответ: Рябина

Стоит дерево в саду,

Без листочков всё в снегу,

А на ветках ягод красных,

Словно звёзд на небе нашем!

Ответ: Рябина

Ребята, какое слово у нас получилось в минутке чистописания? Как мы можем связать эти слова.

О чем мы будем говорить на уроке?

Тема нашего урока «Изменение глаголов по временам». Сегодня у нас необычный урок русского языка, т.к. вы сегодня на уроке не просто ученики, а знатоки. Урок «Следствие ведут знатоки». Работать вы будете в парах, оцениваться работа будет в фишках.

Новая тема

Что же такое время? Как вы это понимаете? (Часы, дни, времена, года, сутки)

Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками, века за веками.

Глагол изменяется по трем временам: Прошедшее время, настоящее время, будущее время.

Физминутка

Мы капусту режем, режем.

Мы капусту солим, солим, жмем, жмем.

Трем, трем и в бочку кладем.

Объяснение учителя

Ребята, что я делаю сейчас? (говорю, показываю)

Что вы делаете сейчас? (отвечаем, слушаем, пишем)

Что вы делали на прошлом уроке? (решали, читали)

Что вы будете делать завтра? (учиться)

Глаголы в русском языке изменяются по временам: настоящее, прошедшее, будущее время.

Правило:

Если действие глагола происходит сейчас, в момент речи, то значит глагол стоит в настоящем времени и отвечает на вопросы: что делает? Что делают? (сегодня, сейчас)- слова помощники.

Если действие происходило раньше, до момента речи, то глагол стоит в прошедшем времени и отвечает на вопросы: что делал? Что сделал? (раньше).

Если действие будет происходить потом, после момента речи, то глагол стоит в будущем времени и отвечает на вопросы: что будет делать? Что сделает? (будет)

Работа по сюжетной картинке

Рассмотрите картинке. Что вы видите на первой картинке?

Запишем предложение. Показ обозначения на письме времени глагола. (Пр. вр.)


Девочка улыбается. (что делают сейчас?) Н. вр

Б. вр – краткое обозначение.

Первичное закрепление

Игра "Исправь ошибку". (работа у доски)

На доске допущены ошибки, спишите текст, исправив их.

Наступил поздняя весна. Вышел мы из леса на поляну. Сколько цветов! Набежал легкий ветерок. С реки потянул прохладой.

Работа по учебнику

Откройте учебник

Поставь вопросы к глаголам. Выпишите глаголы в 3 столбика. Определи время. ( 3 учащихся работают у доски)

Туча закрыла (что сделала?; пр. в.) все небо, пошел (что сделал? Н. в) дождь.

Туча закрывает (что делает? Н. в) все небо, идет (что делает? Н. в) мелкий дождь.

Когда туча закроет (что сделает? Б.в) все небо, так и дождь пойдет (что сделает? Б. в).

Среди стебельков копошились (что делали? Пр. в) жучки.

Среди стебельков копошатся (что делают? Н. в) жучки.

Среди стебельков закопошатся (что сделают? Б.в) жучки.

Карточки для слабых учащихся

Укажи время выделенных глаголов.

Широко раскинулись колхозные поля. Их недавно вспахали. Прошел теплый дождь. Вылезли на свет зеленые травинки. Милые цветы мать-и-мачехи раньше всех появляются на голой земле. Журчат, звенят веселые ручейки. Скоро прилетят пернатые друзья.

Развитие речи

Посмотрите на картинки. Что вы видите на них? Составьте рассказ по картинкам используя глаголы трех времен.

Работа по вариантам

Спишите текст, употребляя глагол каждого предложения:

1-вариант – в форме настоящего времени

2-вариант в форме прошедшего времени.

(Дуть) весенний ветер. Дерево (оживать). Весело (бежать) ручей. (Прилететь) грач. Он (вить) гнездо.

Карточки для сильных уч-ся

Из глаголов неопределённой формы изменить слова по временам и распределить на три группы. Допишите по два глагола к каждой группе. Смотреть, пилить, рисовать.

Распределить слова в три столбика.

Вредил, летит, повстречаешь, похвалю, трещал, построим, зарядил, хлопочет, завяжу, плывёт.

Прием «Карусель»

Закрепление материала

Парам даю листочки, каждый участник записывает по одному предложению и передаёт другому. Второй круг подписываем время глагола. Третий круг проверка.

Кто может ответить на все вопросы? Лист оценивания.

Рефлексия

В начале урока у вас всех было хорошее настроение. А сейчас я хотела бы узнать, в каком настроении вы находились в течении урока? (Дети показывают символы)

Я очень рада, что настроение у вас не изменилось и очень приятно, что урок вам понравился. Теперь вы убедились, что иметь знания и применять знания - это действительно большое чудо!

- Я благодарю вас за работу.

Оценивание

Домашнее задание:

Глагол является ведущей, вместе с именем существительным, частью речи русского языка. Он образует ядро предложения, заключает процесс. О том, как глагол изменяется по временам, наклонениям, лицам, числам и родам, пойдет речь в статье.

Глагол: постоянные признаки

Всем частям речи присущи те или иные признаки. Неизменяемыми у глагола считаются спряжение и вид, возвратность и переходность.

Глаголы изменяются по лицам. Характер этих изменений отражает тип спряжения - 1 или 2. Семантической разницы между глаголами разных спряжений нет. Отличие в у 1 лица -ем, -ет, -ешь, -ете, -ут(-ют) , у 2 -им, -ит, -ишь, -ите, -ат(-ят) . Вид призван отразить отношение действий к моменту речи. Совершенный вид (вопрос что сделать? ) есть результат, несовершенный (что делать? ) есть процесс. Например, ходить - сходить, думать - придумать . Часто разница заключается в том, что глаголы несовершенного вида отражают периодически повторяющееся действие, а совершенного вида - однократные действия. К примеру, ездить - съездить, готовить - приготовить. Такой постоянный глагольный признак, как возвратность, указывает направленность действий на кого-либо. Показателем возвратности является постфикс -ся (сь): купаться, укололся, простилась. Переходность указывает на возможность глагола управлять объектом - именем существительным в То есть глагол писать - переходный, так как способен сочетаться со словами, отвечающими на вопрос что? кого?: писать картину, писать диктант. Глагол смотреть - непереходный, потому что не может управлять существительным в винительном падеже.

Наклонение

Глаголы изменяются по временам, лицам и т. д., то есть им свойственны и непостоянные морфологические черты. Глаголы, способные к изменению своей формы, называются спрягаемыми. Ведущим признаком является возможность глаголов изменять наклонение, которое отражает отношение процесса к действительности. Так, выделяют изъявительное и условное. Все остальные зависят от наклонения. Глаголы изменяются по временам только в изъявительном наклонении. Сослагательное (условное) наклонение имеет традиционную структуру: глагол в прошедшем времени + частица бы (принес бы, рассказала бы ). Повелительное наклонение отличается наличием суффикса или -те: пиши, скажите.

Время

Время - это особенная категория, свойственная глаголу изъявительного наклонения. Оно может быть будущим, прошедшим и настоящим, то есть отражает отношение действия в моменту речи. Глагол изменяется по временам с учетом вида. Время и правильность его употребления во многом определяется видом глагола. Так, у не может быть настоящего времени, так как оно указывает на определенный процесс. Суффикс -л- главный показатель глагола прошедшего времени: говорил, изучала, стояло. Важно отметить, что глаголы изменяются по родам только в прошедшем времени. Будущее время образуется при помощи вспомогательного глагола быть и инфинитива, если несовершенного вида: строить - будет строить, учить - будут учить. Если в будущее время необходимо поставить глагол совершенного вида, то вспомогательного слова не требуется: пригнать - пригонят, взглянуть - взглянет .

Лицо

Категория времени является определяющей для другого непостоянного глагольного признака - лица. Глаголы изменяются по лицам только в будущем и настоящем временах изъявительного наклонения, в повелительном наклонении. Лицо глагола призвано указать на участника речевого процесса (1 или 2 лицо: говорю, слушаешь ) или на того, о ком упоминается в речи (3 лицо: знает, рассказывают ). Личной формой глагола называют такую форму, рядом с которой можно восстановить личное местоимение: изучаю - я изучаю, читаем - мы читаем, запиши - ты запиши, садитесь - вы садитесь, ищет - он/она/оно ищет, вяжут - они вяжут.

Число

Категория числа присуща всем изменяемым частям речи русского языка. Так, у глаголов число нельзя определить только в начальной форме, то есть у инфинитива. Глаголы изменяются по числам во всех наклонениях (сидят - сидели бы - сидите ) и во всех временах (рисовали - рисуют - будут рисовать ).

Неизменяемые формы

Только постоянные признаки можно обозначить у неизменяемых форм глагола. Таковыми являются инфинитив и деепричастие. Инфинитив - это начало любой глагольной формы. Все постоянные глагольные признаки определяются по нему. Он вмещает семантику действия, однако не показывает его отнесенность к реальности, к моменту речи, к участникам речевого процесса. Глагол изменяется по наклонениям и временам, но не инфинитив.

Деепричастие - это одна из атрибутивных, то есть не спрягаемых, форм глагола. Оно совмещает в себе значения глагола и наречия и обозначает добавочное, второстепенное действие. Деепричастие, подобно инфинитиву, имеет только постоянные признаки. Однако, инфинитив может являться главным членом предложения или частью главного члена, а деепричастие - нет. Встречаются случаи, когда деепричастие зависит в предложении от инфинитива: Жить, радуясь. Любить, заботясь. Купить, отыскав. В подобных предложениях предикативность заключена в неизменяемых формах глагола.

Склоняемая форма глагола

Удивительно, но глагол изменяется по падежам, точнее, его особая форма - причастие. Оно совмещает в себе постоянные признаки глагола и непостоянные черты имени прилагательного. Причастие, образуясь от основы глагола, отражает вид, а особенные суффиксы выражают время, которое у причастий является постоянным признаком. Неизменяемой характеристикой причастий является залог. Так, данная форма глагола может быть страдательной или действительной. Это выражение признака как активного или как пассивного. Например, прочитавший (сам) - активный залог, то есть действительное причастие, прочитанный (кем-то) - пассивный залог, причастие страдательное. Причастие изменяется по падежам по парадигме имен прилагательных. Данная форма глагола может изменяться по числам и родам: поющие - поющий - поющая - поющее, иметь полную и краткую форму (только страдательные): построенный - построен. Падеж определяется только у полных причастий. К примеру, в насиженном гнезде - предложный, около бущующего моря - родительный, рисующему художник у - дательный, звучавшей песней - творительный.

Тема урока: «Понятие о временных формах глагола. Изменение глаголов по временам».

В речи нам часто приходится изменять глаголы по временам. Мы задаём друг другу вопросы: «Что ты делаешь в настоящий момент? Что ты делала вчера? Что будешь делать завтра? Или что сделаешь»

На картинке изображены дети во время их разговора по телефону. (см. Рис. 1)

Рис. 1. Значение времён

Когда мы говорим о действиях, происходящих во время разговора (в момент речи), то ставим глаголы в настоящее время. Что делает? Слушает, говорит.

Когда говорим о действиях, которые происходили до начала разговора (до момента речи), мы пользуемся глаголами прошедшего времени. Что делал? Слушал, говорил.

А когда говорится о действиях, которые ещё только произойдут после разговора (после момента речи), глаголы ставят в будущее время. Что будет делать? Будет слушать, будет говорить. Что сделает? Послушает, поговорит.

Объясним названия времён. Форма настоящего времени указывает на то, что действие происходит сейчас, в настоящий момент, форма прошедшего времени - на то, что действие происходило в прошлом, форма будущего - на то, что действие ещё только будет происходить в будущем.

Изменим глаголы по временам.

что делает сейчас? поёт

что делал раньше? пел

что будет делать? будет петь

художник

что делает сейчас? рисует

что делал раньше? рисовал

что будет делать? будет рисовать

что делают сейчас? читают

что делали раньше? читали

Апрель.

Долго шла весна тайком

От ветров и стужи,

А сегодня - прямиком

Шлёпает по лужам.

Гонит талые снега

С гомоном и звоном,

Будет выстилать луга

Бархатом зелёным. (Л.Аким)

Действие происходило до момента речи: (что делала?) шла (прош.вр.)

Действие происходит в момент речи: (что делает?) шлёпает, гонит (наст.вр.)

Действие будет происходить после момента речи: (будет что делать?) будет выстилать (будущ.вр.)

Глаголы каждого времени отвечают на свои вопросы. Поищем приметы времён.

В прошедшем времени:

По какому суффиксу в вопросе можно отличить глаголы прошедшего времени?

Если есть в вопросе суффикс -Л, глагол в прошедшем времени.

В настоящем времени:

(я) что делаю ?

(ты) что делаешь ?

(он) что делает ?

(мы) что делаем ?

(вы) что делаете ?

(они) что делают ?

В будущем времени:

(я) что сделаю ?

(ты) что сделаешь ?

(он) что сделает ?

(мы) что сделаем ?

(вы) что сделаете ?

(они) что сделают ?

(я) что буду делать?

(ты) что будешь делать?

(он) что будет делать?

(мы) что будем делать?

(вы) что будете делать?

(они) что будут делать?

Какие окончания делают похожими вопросы настоящего и будущего времени?

У, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют.

Если есть в вопросе приставка С- или слова буду, будешь, будут…, то это глагол будущего времени.

В вопросах настоящего времени нет приставки С-.

Дождливый летний день. В лесу земля жадно впитывает влагу. Деревья покрылись дождевыми каплями. Они сыплются на землю при каждом движении. После такого дождя скоро выглянет солнце. Лес будет ярко зеленеть и будет гореть алмазными искрами. (По Д. Мамину-Сибиряку)

Впитывает - что делает?, настоящее время,

покрылись - что сделали?, есть суффикс -Л, примета глагола прошедшего времени,

сыплются - что делают?, настоящее время,

выглянет - что сделает?, будущее время,

будет зеленеть - что будет делать?, будущее время,

будет гореть - что будет делать?, будущее время.

В русском языке у глаголов может быть две формы будущего времени. Одна - для глаголов, которые отвечают на вопрос что делать?, а другая - для глаголов, отвечающих на вопрос что сделать?

Первую форму называют сложной , так как она состоит из двух слов: буду (будем…) и неопределённой формы глагола.

И в вопросе тоже есть слово быть (буду, будем…): что будет делать? - будет зеленеть, будет гореть.

Вторую форму называют простой , так как она состоит из одного слова: что сделаю? (сделаем?...) - что сделает? выглянет.

Будем , ребята, беречь доброту.

Будем , ребята, беречь красоту.

Будем дерзать , будем творить ,

Будем дружбой своей дорожить . (В. Викторов)

Будем беречь, будем дерзать (т.е. смело стремиться к чему-нибудь новому), будем творить, будем дорожить - сложная форма будущего времени.

Ёж осенью ложится спать. Найдёт колючий кучку опавших листьев, принесёт травы, веточек. Залезет внутрь и будет там ёрзать . Потом свернётся в колючий клубок и будет спать . (По А. Лавровой)

ложится - что делает?, наст.в.,

спать - что делать?, неопр.ф.,

найдёт - что сделает?, простая форма будущего времени, состоит из одного слова,

принесёт - что сделает?, простая форма будущего времени, состоит из одного слова,

залезет - что сделает?, простая форма будущего времени, состоит из одного слова,

будет ёрзать - будет что делать?, сложная форма будущего времени, состоит из двух слов: будет и неопределённой формы глагола ёрзать,

свернётся - что сделает?, простая форма будущего времени, состоит из одного слова,

будет спать - будет что делать?, сложная форма будущего времени, состоит из двух слов: будет и неопределённой формы глагола спать.

Обратите внимание на глаголы, которые отвечают на вопросы (ты) что делаешь? (ты) что сделаешь?

Деревья.

Входишь в лес и гладишь ладонью деревья, будто старых друзей хлопаешь по спине. Листья лопочут зелёными язычками. Прислонишь плечо к стволу. Ствол гладкий, скользкий. Это молодая берёзка. А то - всё в пупырышках. Это осина. Или всё в морщинах, как кожа слона. Это кора дуба. Всю жизнь живёшь с деревьями плечом к плечу. И хочешь стиснуть ладонями их руки-ветви и крепко пожать. (По Н. Сладкову)

Что делаешь? - входишь, гладишь, хлопаешь, живёшь, хочешь - настоящее время.

Что сделаешь? - прислонишь - будущее время.

В окончаниях глаголов -ешь, -ёшь, -ишь всегда пишется Ь.

В 4 классе вы узнаете, что это глаголы 2-ого лица, единственного числа. У одних глаголов окончание -ешь, а у других -ишь, это зависит от спряжения глаголов. Об этом вы тоже узнаете в 4 классе.

Найдите глаголы в тексте и определите время.

Скрипач - кузнечик.

А он с рассвета до рассвета

Играл на скрипке песню лета.

И пела скрипка вместе с ветром

О солнышке, большом и светлом;

О том, что дни бегут за днями;

О том, что мы взрослеем с вами. (Дж. Чиарди)

Играл - что делал? - прошедшее время.

Пела - что делала? -прошедшее время.

Бегут - что делают? - настоящее время.

Взрослеем - что делаем? - настоящее время.

На уроке вы узнали, что глаголы изменяются по временам.

Форма настоящего времени указывает на то, что действие происходит сейчас, в настоящий момент (что делает? спит),

форма прошедшего времени - на то, что действие происходило в прошлом (что делал? спал),

форма будущего - на то, что действие ещё только будет происходить в будущем (что будет делать? будет спать). Эту форму называют сложной, так как она состоит из двух слов: будет и неопределённой формы глагола. Вторую форму будущего времени называют простой, так как она состоит из одного слова: что сделает? поспит.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. School-collection.edu.ru ().
  2. Oldskola1.narod.ru ().
  3. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
  • Восстанови отрывок из сказки А. Пушкина. Для этого употреби глаголы в скобках в форме настоящего времени и впиши их на строки. У двух глаголов подсказаны буквы в безударных окончаниях.

Решай орфографические задачи.

(Ж.ть) …………….. Балда в п.повом доме,

(Спать) ……………. себе на с.ломе,

(Есть) …………….. (за) ч.тверых,

(Р.ботать) ……….- ет (за) с.мерых;

(Пл.сать) Дό светла всё (у) него ………-ет.

  • Прочитай строки из сказок К. Чуковского. Выпиши сначала глаголы в простой форме будущего времени, затем в сложной. Выдели окончания.

Помни: глаголы в сложной форме будущего времени могут быть отделены друг от друга словами.

Напеку я для детей

Пирогов и кренделей!

По базарам буду я гулять,

Буду даром пироги я раздавать,

Калачами ребятишек угощать

Я водою вас умою ключевой.

Я почищу вас песочком,

Окачу вас кипяточком,

И вы будете опять,

Словно солнышки сиять…

  • Прочитай отрывок из стихотворения. Определи время глаголов.

Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел,

Толя пел,

Борис молчал.

Николай ногой качал.

Галка села на заборе,

Кот забрался на чердак.

Тут сказал ребятам Боря

Просто так…

ТЕМА УРОКА: Изменение глаголов по временам.

Тип урока: введение новых знаний.

Урок-исследование.

Форма работы: групповая

Цели урока:

Обучающие: ввести понятие “изменение глагола по временам” через организацию поисково-исследовательской деятельности учащихся. Создать мини-проект по теме урока.

б) Развивающие: развивать у учащихся наблюдательность и внимание к русскому языку,

речь и мышление.

3) Воспитывающие: воспитывать коммуникативные навыки в процессе работы в группах, вызвать желание помогать друг другу, понять истину, что время нужно беречь.

Оборудование урока: презентация, раздаточный материал: тексты для групп, карточки для выводов.

План урока

    Релаксация.

Ребята, мы начнём урок с чтения рассказа. Названия у него пока нет, думаю, мы вместе сможем назвать его. Для этого удобно сядьте и слушайте. (Учитель по очереди с детьми читают рассказ)

Рассказ

    В одной школе перестал ходить на занятия мальчик Лёва. Неделю не ходит, две… Одноклассники решили сходить к нему домой. Дверь открыла Левина мама. Лицо у неё было очень грустное. Ребята поздоровались и мама с порога сказала:
    ____________________________________________________
    2. - Лёва больше не будет учиться с вами. Ему сделали операцию. Неудачно. Лёва ослеп и сам ходить не может…

Ребята помолчали, переглянулись, и тут кто-то из них предложил:

А мы его по очереди в школу поведём.

И домой приведём.

И уроки поможем сделать, - защебетали одноклассники.

3. У мамы на глаза навернулись слёзы. Она провела друзей в комнату. К ним вышел Лёва с повязкой на глазах. Ребята замерли.

Здравствуйте.

______________________________________________________________

4. И тут со всех сторон посыпалось:

Я завтра зайду за тобой и провожу в школу.

А я расскажу, что мы проходили по алгебре.

А я помогу по истории.

По лицу мамы градом покатились слёзы.

________________________________________________________________

5. После ухода ребята составили план:

Саша ведёт его в школу и рассказывает то, что учитель пишет на доске.

Володя помогает по математике.

Любаша учит языки, объясняет правила.

Домой идёт Лёва с Костей.

___________________________________________________________________

6. Учился Лёва прекрасно. И ребята старались.

Лучше учиться стал и весь класс. Школу Лёва окончил с золотой медалью.

Вопросы учителя:

Правдивая ли это история? Почему?

Помог ли рассказ разрешить какое-то сомнение?

Какие чувства испытывали, когда читали рассказ?

Чему научила эта история?

На какой вопрос не получили ответ?

Зачем вам это знать?

Как вы думаете чем закончилась история ? (Презентация)

После школы Лёва поступил в Московский университет. И в институте нашлись друзья, которые стали его глазами. В конце концов, стал всемирно известным математиком, академиком Понтрягиным. -Так какое название дадим рассказу? «Сильные духом» или «

Скажите, зачем я прочитала эту историю?

Вывод: Не падать никогда духом и помогать друг другу. А ещё этот рассказ поможет разобраться в новой теме.

Кстати, мы на уроке проведём батл между группами и помощь другу очень понадобится. Каждая группа за правильные ответы будет набирать жетоны.

Выиграет батл та группа, которая наберёт больше жетонов. Батл-это битва.

    Актуализация знаний.

Какую тему изучаем? (части речи)

Какие части речи знаете?

Запишем дату, минутку каллиграфии:

Ал ам сл см ол тя

По окончании школы Лёва поступил в Московский университет.(1гр.)

И в институте нашлись заботливые друзья, которые стали его глазами. (2гр.)

1гр.,2гр.,3гр.- найти грамматическую основу и определить части речи в 1 предложении.

4гр.,5гр.,6гр.- найти грамматическую основу и определить части речи во 2 предложении.

Назовите глаголы. (презентация)

Расскажите по плану :

    Что такое глагол?

    Глагол связан с существительным

и местоимением

    Член предложения-сказуемое.

    Неопределённая форма глагола

отвечает на вопросы

Что делать?

Что сделать?

И имеет окончание –ть, -ться, -чь, -чься, -ти

    Глагол изменяется по числам и временам.

Учитель: Вот видите в вашей памяти это хранится, значит это важная информация .

    И ЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Тема урока: Изменение глаголов по временам

Что мы должны выяснить на уроке?

Какова наша цель?

(Выяснить, как глаголы изменяются по временам?)

-Время… Что это такое? Как вы это понимаете? (Часы, дни, сутки, год)

Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками».

3.Совместное открытие новых знаний

    Исследовательская работа в группах

Перед вами рассказ о Лёве и его одноклассниках. Рассказ поделен на 6 частей. Каждая группа выбирает свою часть. В каждой части есть глаголы.

Эти глаголы вы должны

распределить на 3 группы:

Действие

I столбик

В момент речи

II столбик

До момента речи

III столбик

После момента речи

У доски работают группы: 5 , 3 , 4 и. Они выписывают слова из своей части.

Как вы назовёте это время?(вешают таблички)

Почему?

Обратите внимание, какая особенность есть у глаголов прошедшего времени? (суффикс л) Что объединяет эти слова?

А у глаголов будущего времени? (Приставка или слово будет)

Сделайте вывод. (Презентация)

-Так как изменяются глаголы?(по числам и временам)

    Создание мини-проекта

Сейчас мы вместе создадим вместе мини-проект.

У каждого на парте лежат листы, на которых есть запись. Вам нужно встать и объединиться в 3 новые команды под названием: « Времена глаголов» .

Звучит музыка. Дети объединяются.

1команда : Наст. время, что делает?, что делают?, действие происходит в момент речи, помогаю, выручаю, объясняю, договариваемся, советуюсь

2 команда: Прошедшее время, что делал? что делала?, что делало? что делали?, до момента речи , спрашивал, слушал, помогал , старался .

3 команда: Будущее время , что будем делать?. После момента речи, Что буду делать?

Что сделаю? Что сделаем? Помогу, выручу, расскажу попрошу.

Назовите мне хотя бы 3 причины: для чего нужно знать временные форы глагола.

5 Закрепление изученного материала.

Каждая группа получает глагол. Его нужно поставить во всех временных формах.

    Мыслить

    Определять

    Применять

    Находить

    Помогать

    Не падать

    Итог урока

- Что мы сегодня научились делать?

Каким образом этот опыт может повлиять на дальнейшую учёбу?

Были ли ошибки в работе?

Как мы с ними справились?

Какая группа лучшая?

Как вы определили?

Был ли мы правы, когда говорили, что не нужно падать духом.

Дети, Ваши мысли для меня очень ценны. Спасибо за урок.

Открытый урок

Вам также будет интересно:

Ведущая Светлана Абрамова: биография, возраст, личная жизнь, фото?
Весной 2015 года в вечернем эфире Первого канала вышла первая серия нового телевизионного...
Алгоритм предоставления каникул студентам выпускникам ниу вшэ
Подошло радостное время для студентов- выпускников окончания обучения. И ни военкоматы, ни...
Польские земли в средние века и раннее новое время Польша в X – начале XII вв
Предисловие Древние славяне(Л.П. Лаптева) Источники по истории славян. Общественный строй...
Лучшие притчи о смысле жизни, жизненных проблемах и жизненных целях
« Притча о Добре и Зле» Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:...