Синквейн как один из эффективных приемов контроля усвоения студентами учебного материала по дисциплине Основы философии и средство творческого самовыражения студентов
Для эффективного управления уроком преподавателю необходима постоянная обратная связь с группой. Как усвоили материал студенты? Какие проблемы возникли? Каково их настроение? Одними опросами домашнего задания и эпизодическими контрольными и самостоятельными работами здесь не ограничишься. На помощь приходят эффективные, динамичные приемы, позволяющие преподавателю получить своевременные сигналы о «работоспособности» студентов на уроке. Одним из эффективных приемов является прием написания синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить имеющиеся знания и осмысление нового.
Синквейн – это пятистрочная строфа, напоминающая белый стих. Это стихотворение придумали французы. Говорят, что в « вольном » переводе это означает «пять вдохновений» или «пять удач». Синквейн прост в овладении и применении уже на начальной ступени обучения как самостоятельный продукт. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк.
Правила построения синквейна:
1-ая строка – одно слово, название темы, явления, чаще всего это имя существительное;
2-ая строка – два слова, имена прилагательные, характеризующие данное понятие;
3-я строка – три слова, глаголы – показывающие действие понятия;
4-ая строка – четыре слова, помогающие логически завершить мысль - короткое предложение, показывающее отношение автора к теме;
5-ая строка – одно слово, синоним темы, вывод, обычно имя существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Приведу примеры синквейна, написанные студентами.
Учитель
Добрый, мудрый.
Учит, переживает, надеется.
Понимает проблемы своих учеников.
Наставник.
Время
Бурное, скоротечное,
Изменяется, движется
Из прошлого, через настоящее, в будущее.
Необратимое течение
По синквейну можно судить об уровне развития таких мыслительных операций, как анализ и синтез, об умении искать, находить и творить.
Автор синквейна должен обладать глубоким знанием темы , иметь по ней собственное мнение и высказать его по определённым правилам.
Составляя синквейн, каждый студент реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.
Синквейны – превосходный способ контроля
. Написать его грамотно, не зная темы, невозможно. Например, на вводной уроке по дисциплине основы философии после рассмотрения смысла слова «философия» составляем синквейн:
Философия
Актуальная, социальная
Изучает мир, помогает людям жить правильно, учит думать
Является медициной души
Наставник каждого мыслящего человека
Изучая тему «Мировоззрение. Структура и формы мировоззрения» после рассмотрения состояний, которые формируются на основе мировоззрения - это вера, надежда, любовь, студенты составляют синквейны. Например,
Любовь
Страстная, нежная
Окрыляет, воодушевляет, прощает
Единственная вещь, которую мы можем подарить, и все же она у нас остается.
Бесценный дар
Любовь
Бескорыстная, безграничная
Помогает, учит, наставляет
Единственное состояние, которое вечно.
Незаменимое сокровище
Синквейн можно использовать для самоконтроля . Если студент легко составит синквейн, то тема усвоена. Кроме того, в синквейне содержится квинтэссенция материала – его эмоциональное восприятие студентом. Впоследствии можно изученную тему повторить, просто вспомнив синквейн.
Можно сделать следующие выводы:
Синквейн – эффективный прием, используемый для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений и ощущений.
Синквейн – инструмент для синтеза и обобщения сложной информации.
Синквейн – это средство творческого самовыражения.
Синквейн – обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу, учит формулировать идею, позволяет почувствовать себя творцом, получается у всех.
Таким образом, применение синквейнов в учебном процессе служит отличным приемом для развития потенциала студента, раскрытия его индивидуальных возможностей, способствует познанию его внутреннего мира.