Сайт о холестерине. Болезни. Атеросклероз. Ожирение. Препараты. Питание

Отпуск на основной работе и по совместительству: особенности предоставления

Характеристика мужчин и женщин козерогов в год змеи

К чему снится грязный унитаз

Нашел клад К снится клад во сне

Сонник пальцы, к чему снится пальцы, во сне пальцы

Кабачки как грибы: рецепты заготовок на зиму с пошаговыми фото Как закрыть кабачки со вкусом грибов

Список продуктов питания понижающие артериальное давление

Молитвы при глазных болезнях

Трансферин с низким уровнем гликирования (CDT): лабораторный критерий злоупотребления алкоголем Кровь на сдт в наркологии

Молитва пред иконой всецарица от рака

Опубликован текст новогоднего обращения владимира путина Сценка «Старый год против Нового» с переодеванием

Рожденный 1 апреля знак зодиака

Можно ли попасть на прием к врачу если потерял полис

Индейка, фаршированная яблоками, сыром и ананасами Как приготовить филе индейки с ананасом

Калорийность готовых блюд

Тренинг для подростков: Семейные ценности. Конспект занятия для учащихся детского дома

Форма мероприятия: семейный клуб.

Цель: определить понятие “семья”, формировать понятие “счастливая семья”.

Задачи:

  • Раскрыть понятия “семья” и “счастливая семья”, выявить ее особенности.
  • Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности в совместной деятельности всех членов семьи.
  • Воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения, эстетический вкус. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.

Что такое семья?

Семья - это группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и близких родственников, живущих вместе.

Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слёзы, и смех,
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нём!

Требования, предъявляемые обществом к семье

1. Создание условий для всестороннего развития личности.

2. Эмоциональная поддержка престарелых родителей.

3. Воспитание детей и подростков, основанное на любви и доверии.

Семья для ребёнка - это место...его рождения и становления.

Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

В семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям.

Мы с вами - родители.И в наших силах помочь своему ребенку вырасти добрым, умным, активным, сильным, смелым, ответственным, творческим...

Одним словом ЧЕЛОВЕКОМ.

ПЛАКАТ “СЕМЬЯ” 7Я (ПОСЧИТАЕМ СКОЛЬКО ЧЛЕНОВ В ВАШЕЙ СЕМЬЕ)

Сколько членов семьи- столько характеров, столько мнений на вопрос воспитания

“Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: “ Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью”. Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:

Как вы думаете, что они написали на своих листочках?

(на листочках члены семей записывают качества, необходимые всем членам семьи)

На доске таблички со словами: (учитель поворачивает, все читают)

Понимание Любовь Уважение Доверие

Доброта Забота Помощь Дружба

Прочтём названия этих качеств. Запомните, ребята, эту легенду.

Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир и согласие. А значит, все будут счастливы.

Каждая семья счастлива по-своему. У каждой семьи свои традиции.

  • Семейные династии
  • Семейное творчество
  • Семейные праздники
  • Семейный отдых

Выступления разных семей

Взаимопонимание детей и родителей, единение младшего и старшего поколений, пропаганда здорового образа жизни, воспитание толерантного отношения к окружающим - эти жизненные основы важны для жителей всего мира. И где бы ты ни проживал, где бы ты ни находился, семья- это единственное и самое дорогое, что у тебя есть. В семье никто не может существовать сам по себе, ибо принцип семьи- “один за всех и все за одного”

ИГРОВОЙ ПРАКТИКУМ

Чтоб страна была сильна,
Дружной быть семья должна
Мы друг другу помогаем,
Вместе дружно всё решаем

1. “Почти буриме” (по окончаниям стихотв строк вспомните строки и автора стихотв)

Кроет крутя завоет дитя (А.С.Пушкин.Зимний вечер)

Одинокий голубом далёком родном (М.Ю.Лермонтов.Парус)

Пору мороз в гору воз (Н.Некрасов. Мужичок с ноготок)

2. “Ромашка” (родитель-ребёнок)

Мне в тебе нравится...

3. “Фото на память”. (Приготовление пищи, мытьё посуды, стирка, уборка, просмотр ТВ...)

Одна семья показывает, другая смотрит и запоминает. Затем вторая семья воспроизводит снимок и показывает свой. И т.д.

Что значит для меня моя семья?
Конечно - счастье и уют домашний,
Семь правил обязательных храня,
Лишь только семь, но очень - очень важных

Во-первых , это главное - любовь.
Всем сердцем и душою всей, и разумом.
Не просто чтоб бурлила страстью кровь,
А трепетно, и каждый день по-разному.

Второе - дети . Что за дом без них?
Пустыня без колодца - не напиться.
А дети - это жизнь, это родник
И продолженье рода. Пусть струится!

Потом забота. Лишь она
Очаг семейный сбережет от ветра.
Старайся, чтоб с улыбкою весна
Была всегда с тобою, а не где-то

Четвертое - терпение . Оно
Поможет пережить невзгоды, беды...
И отогреет солнышком окно.
Что инеем заледенело белым.

А пятое - ответственность и дом
В фундаменте семейном веский камень.
Они помогут защитить любовь,
От ветра уберечь душевный пламень

Шестое - уваженье. Только с ним
Приобретешь успех, признанье общее
Всегда, считаясь с мнением других,
Научишь, чтоб с твоим считались собственным

И наконец, седьмое - чистота
Везде - в дому, в душе твоей и помыслах...
Вот так я представляю свой очаг,
Где я любима, счастлива где полностью.

Семейный Хоровод

Только сама семья создает благоприятную среду для истинного счастья человека, независимо от того, что происходит в обществе!

Методическая неделя

Семья – это то, что с тобою всегда.

(сценарий )

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Яйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат VIII вида».

Миронова Л.Н.

Воспитатель.


(сценарий)
Составитель: Лариса Николаевна Миронова, воспитатель Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Яйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида».

Лариса Николаевна Миронова // «Семья – это то, что с тобою всегда». –

В работе представлено внеклассное занятие по семейному воспитанию. Занятие проведено в рамках методической недели.



Конспект занятия………………………………………………………с. 4-8
Список литературы..................................................................................с. 9

Приложение 1 ……………………………………………………………с.10-11

«Семья – это то, что с тобою всегда».

(устный журнал)
Цель: воспитание у подростков отношение к семье, как к базовой ценности общества.
Задачи: 1) Способствовать формированию нравственного долга детей перед родителями.

2) Содействовать развитию способности коммуникативного общения.

3) Корректировать наглядно – действенное мышление на основе проведения конкурсов.
Оборудование: разноцветные листочки, правила работы в круге, солнце с лучами, таблицы, словосочетания, кирпичики со словами, крыша для дома, листочки чистые.
На доске высказывания: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Л.Н. Толстой.


Ход занятия.
Вступительное слово.
Я не случайно собрала вас поговорить о семье. Вы взрослые юноши и девушки, пройдет немного времени и каждый из вас создаст свою семью. Вы должны ответственно отнестись к этому поступку, чтобы ваша семья была дружной, счастливой. Что значит счастливая семья? Как вести себя, чтобы сделать семейную жизнь более счастливой? На эти вопросы будем искать ответы.
1 страница: Рефлексия настроения: «Дерево чувств».
С помощью листочков от дерева постарайтесь выразить свое настроение и эмоциональное состояние. Какому настроению соответствует какой цвет вы знаете. Красный – восторженный; оранжевый – радостное, теплое; желтый – светлое, приятное; зеленый – спокойное; синий – неудовлетворенное, грустное; фиолетовый – тревожное, напряженное; черный – упадок, уныние (учащиеся прикрепляют листочки).

2 страница: Какая семья считается счастливой?
Прошу вас сесть в два круга (две семьи). Семьи составляют подбором к существительному небо определений. (голубое, облачное, бесконечное, лазурное). У кого совпадёт большее количество определений, составляют пару (семью). В кругу проще вести открытый разговор. Это и возможность быть некоторое время вместе, видеть глаза друг друга. Круг – гарантия вашей защищенности.
Правила работы в круге.


  1. В круге все равны, поэтому можно высказывать любое мнение, но не задевая достоинство присутствующих.

  2. Говорит один, все слушают, не перебивая.

  3. Можно не отвечать на вопросы, если не хотите или не знаете ответа.

Каждая семья выбирает своего главу.

Л.Н. Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Из чего складывается семейное счастье?» (методом мозгового штурма). Глава семьи решает, кто будет отвечать. (Основные критерии счастливой семьи: взаимная любовь, верность, искренность, терпимость, справедливость, умение прощать, совместное управление хозяйством, материальный достаток, уважение интересов другого, разрешение конфликтных ситуаций, наличие детей, доброта, нежность и др.)

На лучах солнца написаны слова, характеризующие настоящую семью: верность, справедливость, забота, терпение, понимание, любовь, единство, доверие.


3 страница: Распределение обязанностей в семье.
Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой.

Я надеюсь, что ваш дом теплый, солнечный, уютный. Чьими стараниями это достигается в ваших семьях? Как распределяются обязанности в вашей семье?

К
Даны словосочетания: мыть посуду, мыть полы, мыть обувь, вытирать пыль, стирать, готовить пищу, ухаживать за домашними животными, пылесосить в доме, поливать цветы, выносить мусор, ходить в магазин, чинить одежду, прибить что-нибудь, заниматься с детьми.

Аждой семье раздаются таблицы


Мама

Папа

Дети

1.

1.

1.

2.

2.

2.

3.

3.

3.

4.

4.

4.

5.

5.

5.

6.

6.

6.

Можете ли вы взять на себя часть маминых или папиных обязанностей. Есть такая пословица: « Счастье не птица- само не прилетит». Если каждый член семьи занят своим делом, то в доме царят уют, тепло, гармония. Там, где все заботы по дому лежат на одних плечах, как правило, селятся раздражение и непонимание.


4 страница: Закончи пословицы:
Дом вести – не….(бородой трясти).

Дом построить – не….(шапку на голову надеть).

Хозяюшка в дому, что….(оладушек в меду).

Когда семья вместе, и ….(душа на месте).

В родной семье и ….(каша гуще).

«Дом, как известно всем давно,

Это не стены, не окно.

Даже не стулья за столом, это не дом.

Дом – это то, куда готов ты возвращаться вновь и вновь,

Яростным, нежным, добрым и злым, еле живым.

Дом – это там, где вас поймут,

Там, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом –

Это твой дом». (Пилкина).


Наша школа – это второй дом для наших воспитанников. Это большая школьная семья. У нас существует много традиций – спортивные, праздничные, трудовые, игровые.

Давайте построим дом – счастья из добрых и чистых слов (любовь, дети, забота, терпение, ответственность, уважение, чистота).

5 страница: энергизатор «Импульс»

Встанем в круг. Возьмёмся за руки. Передавать «импульс» тела будем сжатием руки друг друга. «Импульс» отправлять буду я. Я передаю «импульс» тепла (добра, радостного настроения, счастья). Отдохнули, восстановили силы. Перелистаем страницу журнала.


6 страница Всегда ли в вашем доме хорошая погода?

Конфликты возникали всегда. Как это ни странно, они составляют неотъемлемую часть человеческих отношений. Конфликт- это столкновение

противоположных сторон, мнений, сил.

Послушайте притчу (поучительный рассказ). В Древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение.

Слава о семье дошла до самого императора, и он посетил эту семью.

Убедившись, что молва ничего не преувеличила, император спросил у старейшины: «Как удаётся вам жить в мире и согласии, не ссорясь, и не обижая друг друга?» В ответ старейшина написал 3 слова. Отгадайте, какие это слова? (любовь, терпение, прощение).

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слёзы и смех,

Взлёт и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нём!

7 страница: рефлексия настроения «Дерево чувств».

Вернёмся к «Дереву чувств», с помощью листочков сообщите, как изменилось у вас настроение и эмоциональное состояние? Я хочу закончить

словами Сухомлинского В.А.

Благодарю за участие, за вашу активность. Мне было приятно с вами общаться.

Список литературы

1.Журнал «Воспитание школьников» №3, 2009г.,с.21-23

«Конспект открытого занятия «СЕМЬЯ. СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ И ТРАДИЦИИ» Подготовила: Социальный педагог Конина Людмила...»

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего

профессионального образования «Томский политехнический техникум»

(ОГБОУ СПО "ТПТ")

Конспект открытого занятия

«СЕМЬЯ. СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ И ТРАДИЦИИ»

Подготовила:

Социальный педагог

Конина Людмила Петровна

Цель: Формирование позитивного образа семьи, воспитание нравственного отношения к семейным ценностям и традициям.

Задачи:

1. Расширить знания молодых людей о семье.

2. Развить представление о родственных узах, связи поколений

3. Убедить студентов в необходимости брать на себя ответственность за семью, проявлять заботливое и внимательное отношение к родным и близким людям.

Оборудование: слайдовая презентация, буклеты о семье, музыкальный фон, оформление мероприятия (разноцветные шары, иллюстрации, фотографии семьи, высказывания о семье и семейных традициях)

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Вступительное слово. Озвучивание темы и цели занятия.

Тема: Семья. Семейные ценности и традиции.

Цель: формирование позитивного образа семьи, воспитание нравственного отношения к семейным ценностям и традициям.

2. Основная часть.



Студент читает стихотворение:

Когда появилось слово «семья»?

Когда-то о нем не слыхала земля,

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

«Сейчас я тебе семь вопросов задам:

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: «Я».

Кто их воспитает, царица моя?

И Ева тихонько ответила: «Я».

Кто пищу сготовит, радость моя?

И Ева все также ответила: «Я».

Кто платье сошьет, постирает белье, Меня приласкает, украсит жилье?

«Я, я» - тихо молвила Ева – Я, я… Сказала она знаменитых семь «Я».

Вот так на земле появилась семья!

Понятие «Семья» довольно многогранно, его четкое научное определение затруднено, но основным признаком семьи в любых значениях является наличие родственных отношений. Семейный, Гражданский, Жилищный кодексы и другие законодательные акты Российской Федерации по – разному трактуют круг лиц, составляющих семью.

Определение понятия «семья» зависит от контекста того смысла, в котором употребляется термин «семья».

Предлагаю вам познакомиться с определением данного понятия:

Слайд №2 *«Семья – общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества». (Ф. Адлер, психолог) *«Семья – малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью» (Энтони Гидденс, анг. социолог) *«Семья – это малая социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях; объединенная общностью быта и ведением хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей»

(Социологический словарь. Харчев А.Р. Брак и семья в СССР. М. Мысль, 1979г.) Функции семьи: репродуктивная, хозяйственно-экономическая, социальностатусная, образовательно-воспитательная, психотерапевтическая, духовнодосуговая.

Краткие сведения о семье: Учёные считают, что семья возникла примерно три тысячи лет назад. Русское слово «семья» имеет славянское и индоевропейское происхождение (Seima) – от слова Земля, т.е., восходит от значения территориальной общности. В древнерусском и древнеславянских языках слово «семья» означало как семью вообще (всех членов рода, живущих совместно).

Например, во Франции понятие «семьи входила группа лиц, запирающихся на ночь одним замком», а русская земская статистика определяла семью по числу едоков, исходя из того, что по представлению крестьян, в понятие «семья входит круг лиц, постоянно питающихся за одним столом или евших из одного горшка».

До Второй мировой войны в России преобладала патриархальная семья (главный в доме - мужчина, все ему подчиняются). В послевоенные годы стала доминировать детоцентристская семья, в которой главное – благополучие детей, сохранение брака ради детей. Примерно, с 60-х годов 20 века возникла супружеская семья, в которой доминируют равноправные отношения, стабильность брака, т.е., произошел переход от брака по расчету к браку по любви. Это, конечно, огромное достижение человечества, но такой брак наименее устойчив, резко увеличилось число разводов (несходство характеров), т.о., конец 20 века и начало 21 века внесли свои изменения в семейную жизнь многих россиян.

слайд №3 Игра: «Ассоциации». Предлагается поиграть в ассоциации. Всё, что для этого нужно, услышать задание и постараться назвать первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову. Слайд №4 если семья – это постройка, то она… если семья – это цвет, то она… если семья – это музыка, то она… если семья – это геометрическая фигура, то она… если семья – это название фильма, то она… если семья – это настроение, то она… Обсуждение ответов и причин подобных ассоциаций.

слайд №5 «Игра в семью». Выбирается 3 семьи из числа присутствующих студентов. Им выдается определенная семейная ситуация, которую необходимо разобрать, рассмотреть с разных сторон.

Полная семья. Мама, папа, ребенок. Ребенок имеет доверительные отношения с обоими родителями. Мама работает на высокооплачиваемой работе и обеспечивает всей семье достойный уровень жизни. Папа – творческая натура, пишет стихи, от случая к случаю получает небольшую оплату. Имея много свободного времени, занимается домашними делами и ребенком. Какая проблема может возникнуть в этой семье?

Неполная семья. Мама и ребенок – школьник. Папа исправно платит алименты, часто бывает в командировках, поздравляет на день рождения, но в воспитании не участвует. Маму кладут в больницу, ребенка оставить не с кем. Какое решение проблемы, на ваш взгляд, можно найти? Чья позиция вам ближе?

Полная семья (мама, папа, ребенок), которая живет с родителями мужа (работающие) в 5-комнатной квартире, где всем хватает места. Отношения уважительные, нейтральны, явных конфликтов нет. Семья с ребенком, решает жить отдельно и хочет снять квартиру. Родители мужа категорически против «Зачем тратить деньги, когда есть, где жить?». Действительно ли это «деньги на ветер?».

Обоснуйте свой ответ.

Обсуждение.

Существует словарь здоровых партнёрских отношений. Давайте обсудим его:

1. Сопереживание. Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте.

2. Равенство. Предполагает, что вы считаетесь с интересами друг друга.

3. Энергетика. Обмен взаимными импульсами, похожими на электрический ток или магнит, который притягивает вас к друг другу и заставляет действовать в унисон.

4. Поддержка. Вдвоём вы способны на многое.

5. Умение принимать человека таким, какой он есть.

6. Компромисс. Умение уступать друг другу.

7. Признание. Уважение и благодарность.

8. Приспособляемость. Умение меняться, если того требуют обстоятельства.

9. Любовь. Нежная забота друг о друге.

10. Верность. Преданность друг другу, недопустимость измены.

11. Умение слушать. Прислушиваться друг к другу.

12. Юмор. Смех поддерживает физическое и психологическое здоровье.

13. Желание. Отношения необходимо поддерживать их неожиданными всплесками страстей.

14. Доверие. Это даёт чувство безопасности и уверенности.

15. Нежность. Чуткое отношение друг к другу.

16. Досуг. Всегда находить время для того, чтобы побыть вместе

Предлагаю выполнить самостоятельно работу: продолжить кратко определение понятия «СЕМЬЯ – это…» (на листочках).

Каждый называет, что такое «Семья» это, размещает листок на доске.

Стихотворение о семье:

Семья – это то, что мы делим на всех, Всем понемножку: и слезы, и смех.

Семья – это то, что с тобой навсегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года, Но стены родные, отчий твой дом – Сердце навеки останется в нем!

–  –  –

Семейные ценности больше не укрепляются и не воспроизводятся современной цивилизацией с ее акцентом на отдельную личность, на стремление якобы «освободить»

личность от любых связей, которые «ограничивают» ее самореализацию, в том числе и от связей семейных. Современное общество размывает семейные ценности, подвергает их коррозии, ставя, в конечном счете, под угрозу свое собственное существование. И именно это фундаментальное противоречие индустриального общества, которое, с одной стороны, не может существовать без семьи, без воспроизводства населения, а с другой – не имеет имманентных механизмов реализации этой экзистенциальной потребности, определяет необходимость проведения семейной и демографической политики, направленной на повышение значимости семьи для молодёжи.

Сегодня самоценность семьи проявляется в межличностных отношениях, всё большую роль играет культура – и социальная, и психологическая, и сексуальная. Современный брак - это удобное партнерство. Однако никак не следует отвергать и значение семьи как ячейки общества, как очень важного социального образования. Семья существовала, существует и будет существовать, но изменение её уклада, традиций, возрастание роли таких факторов, как культура общения, взаимопомощь, поддержка, опека зависят от демографической, экономической, политической, личностной составляющей каждого индивида?

Хочется сконцентрировать ваше внимание на том, что очень важно, кто будет с нами рядом, с кем мы создаем свою семью. Действительно ли выбранный нами партнер для создания крепкой ячейки общества – это наша поддержка и опора?

Притчи и легенды несут в себе вековую мудрость. Нам надо только увидеть ее.

Предлагаю Вам познакомиться с одной красивой притчей.

В далекие времена как-то раз влюбленные решили пожениться. Долго думали они, как закрепить свои отношения навечно, чтоб это было и красиво, и надежно. Как-то раз гуляя, они повстречали старого мудреца. И молодой человек решил спросить совета у него.

Мудрец посидел, закрыв глаза несколько минут, а потом обратился к молодой паре:

– Пусть каждый из вас соединит свои руки ладошками. Все пальцы должны касаться подушечками друг друга: большой большого, указательный указательного и т.д., кроме среднего Средние пальцы двух рук, согнув, соедините внешними сторонами.

А теперь смотрите: все пальцы держите сомкнутыми, только большие оторвите друг от друга. Это – наши родители. Они стареют и в какой-то момент покидают нас, но мы всегда помним о них.

Теперь опять соедините все пальцы попарно, а разомкните только указательные пальцы. Это наши братья и сестры. Они могут жениться и выходить замуж, дожив до старости, они тоже умирают, но мы всегда помним и любим их.

Соединив опять все пальцы, попробуйте оторвать друг от друга мизинцы. Это тоже легко получается. Это пальцы символизируют наших детей, которые тоже, в конце концов, отрываются от родительского гнезда и живут своей жизнью и отдельной семьей.

Только вот безымянные пальцы как бы мы не пытались оторвать друг от друга, ничего не получиться. Это наша связь с супругом, данным нам Судьбой.

Поэтому на эти пальцы наденьте по кольцу, чтоб всегда помнить об этой тесной и крепкой связи, всегда чувствовать поддержку друг друга и всегда быть верными друг другу.

Парень с девушкой, пораженные замыслом мудреца, пошли домой. Через какое-то время они поженились. На свадьбе они надели друг другу кольца на безымянные пальцы. С тех пор это стало традицией. А обручальное колечко на безымянном пальце всегда вам напомнит, что вас любят, ждут и чувствуют на любом расстоянии.

Пусть эта притча всегда будет с вами.

Слайд №8 Игра «Пирамида традиций»: передавая друг другу предмет необходимо назвать любую семейную традицию (связь поколений, семейный альбом, общий интерес (чтение книги, слушание музыки, работа в саду,….) Традиции, на которых держится счастливый семейный дом.

Что значит для меня моя семья?

Конечно - счастье и уют домашний, Семь правил обязательных храня, Лишь только семь, но очень - очень важных Во - первых, это главное - любовь.

Всем сердцем и душою всей, и разумом.

Не просто чтоб бурлила страстью кровь, А трепетно, и каждый день по - разному.

Второе - дети. Что за дом без них?

Пустыня без колодца - не напиться.

А дети - это жизнь, это родник И продолженье рода. Пусть струится!

Потом забота. Лишь она Очаг семейный сбережет от ветра.

Старайся, чтоб с улыбкою весна Была всегда с тобою, а не где-то Четвертое - терпение. Оно Поможет пережить невзгоды, беды...

И отогреет солнышком окно.

Что инеем заледенело белым.

А пятое - ответственность и дом В фундаменте семейном веский камень.

Они помогут защитить любовь, От ветра уберечь душевный пламень Шестое - уваженье. Только с ним Приобретешь успех, признанье общее Всегда, считаясь с мнением других, Научишь, чтоб с твоим считались собственным И наконец, седьмое - чистота Везде - в дому, в душе твоей и помыслах...

Вот так я представляю свой очаг, Где я любима, счастлива где полностью.

Можно еще добавить определения: сотрудничество, дружба, труд, здоровье, красота, понимание, хорошее настроение и т.д.

«Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости» (Э.Золя) «Домашний очаг должен быть не местопребыванием, а местом, куда мы всегда возвращаемся»

(А. Монтерлан) «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л.Толстой) «Что нужно для счастья?

Тихая семейная жизнь с возможностью делать добро людям» (Л. Толстой) «Каждая семья счастлива по-своему» (Л.Толстой)

Зачитывается стихотворение:

Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота.

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните.

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

«Какая хороша ваша семья!»

СЛАЙД №10

Итог: Вопросы для дальнейшего обсуждения:

Что значит для взрослого семья?

Что значит для ребенка семья?

Зачем человеку семья?

«Отраслевые научные и прикладные исследования: Науки о земле УДК 622.279 АНАЛИЗ ОСЛОЖНЕНИЙ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ НА ЗАВЕРШАЮЩЕЙ СТАДИИ И РАЗРАБОТКА МЕТОДА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ПОРОД-КОЛЛЕКТОРОВ НА ОСНОВЕ МЕТОДОВ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ––––––– ANALYSIS OF THE COMPLICATIONS AT USAGES GAS FIELDS ON TERMINATING STAGE AND DEVELOPMENT OF THE METHOD OF THE FORECASTING OF THE CONDITION OF THE SORTS-COLLECTOR ON BASE OF THE METHODS INTERDISCIPLINARY MODELING Березовский...»

«БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ КНИГ, ПОСТУПИВШИХ В БИБЛИОТЕКУ в июне – сентябре 2014 г. БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО (02) 1. 025 Б 59 Библиотечно-библиографическая классификация: средние таблицы: практическое пособие, Вып. 6: 3 Ж/О Техника. Технические науки / гл. ред. Э. Р. Сукиасян. – М. : Пашков дом, 2013. – 784 с. Экземпляры: всего:1 обр(1) ВОЕННОЕ ДЕЛО (ББК 68) ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ 2. 68.5/7 Р 30 Рдултовские чтения 2012: материалы Третьей Всероссийской науч.-техн. конференции, 10-12 октября...»

«Наставление по Глобальной системе обработки данных и прогнозирования Том I - Глобальные аспекты Издание 2010 г. ВМО-№ 485 Наставление по Глобальной системе обработки данных и прогнозирования Том I (Дополнение IV к Техническому регламенту ВМО) Глобальные аспекты ВMO-№ 485 Издание 2010 г. Обновлено в 2013 г. Примечание по единицам измерения атмосферного давления С целью приведения тома I Наставления по Глобальной системе обработки данных и прогнозирования в соответствие с решением ИС-XXXII начать...»

«В.В. ДРОБЫШЕВА, Б.И. ГЕРАСИМОВ ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА Издательство ТГТУ Министерство образования и науки Российской Федерации Тамбовский государственный технический университет В.В. Дробышева, Б.И. Герасимов ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА Тамбов Издательство ТГТУ ББК 65.050.2+65.9(2Р-4Т) Д75 Рецензенты: Доктор экономических наук, профессор Н.И. Куликов, Доктор экономических наук, профессор В.Д. Жариков Дробышева В.В., Герасимов Б.И. Д75...»

2016 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - Научные публикации»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Наталия ЕФИМОВА,
кандидат психологических наук
E-mail: enspsiholog@мail.ru

МОЯ СЕМЬЯ

Программа для родителей

П рофилактическая работа с семьей является одним из важных направлений деятельности школьного психолога. Именно в общении со взрослыми дети усваивают социальные нормы и ценности, присваивают общественно-исторический опыт, отражающий конкретный уровень экономического, социокультурного развития общества и человека.

Программа «Моя семья» рекомендуется для родителей младших школьников и подростков 5–7-х классов как одна из форм проведения родительских собраний. Она состоит из пяти занятий, некоторые упражнения можно использовать в качестве домашнего задания.

Предварительно психолог на родительском собрании проводит вводное занятие: рассказывает об особенностях развития личности школьника данного возраста, о психологических проблемах, дает общую характеристику класса на основе проведенной ранее диагностики. Важно пробудить интерес и мотивировать родителей на продолжение занятий. Например, можно начать со слов: «Мы становимся родителями в момент рождения первенца и постигаем основы воспитания ребенка с его взрослением, часто совершая ошибки из-за незнания особенностей психологического развития данного возраста. Некоторые родители строят процесс воспитания по образу и подобию своих родителей; другие пытаются найти свой способ, знакомясь с опытом известных семей, например Никитиных; некоторые отдают процесс воспитания ребенка в руки дедушек и бабушек либо перепоручают это дело государственным учреждениям. Мы предлагаем на последующих родительских собраниях продолжить обсуждение формирования личности ребенка в семье».

В качестве домашнего задания можно предложить родителям определить стиль воспитания с помощью опросника АСВ (анализ семейного воспитания) . Желательно, чтобы на опросник ответили все члены семьи, участвующие в воспитании, по отдельности (мама, папа, бабушка, дедушка). Бабушка и дедушка отвечают в том случае, если являются активными участниками, то есть живут одной семьей с ребенком. После этого сравниваются результаты. В случае расхождения мнений обсуждаются преимущества и недостатки каждого типа воспитания. При необходимости семья или ее представители могут прийти на индивидуальную консультацию к психологу.

Занятия должны носить систематический характер, при этом учитывается, что они могут являться частью родительского собрания, но могут проходить и на добровольной основе в течение нескольких дней подряд.

Занятие № 1. ЧТО ТАКОЕ МОЯ СЕМЬЯ

Счастье - это когда утром хочется
идти на работу, а вечером домой.

Народная мудрость

Рекомендации к занятию. На этом занятии предлагается определиться с пониманием сущности семьи, выявить отношения между ее членами. Супруги часто по-разному понимают, что такое состав семьи, включают туда родителей, других ближайших родственников. Причем мнения родителей по этому поводу могут различаться. Важно организовать с помощью наших занятий общение как внутри семьи, так и между семейными парами.

Цель : определение понятия семьи, ее функций, нравственных основ и традиций.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вступление

Ведущий. Семья - один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

В литературе понятия «брак» и «семья» нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды.

Современные отечественные социологи определяют брак как исторически изменяющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.

Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.

У истоков утверждения исторического взгляда на брак и семью стоит швейцарский ученый И. Бахофен (1816–1887), автор работы «Материнское право». Крупнейшей вехой на пути обоснования эволюционных идей был труд американского ученого Л. Моргана (1818–1881) «Древнее общество». Позднее обоснование происхождения и развития семьи дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они утверждали, что экономические отношения, составляющие основу общественно-экономических формаций, являются в то же время и основой семьи.

Методологической основой понимания причин, побуждающих людей объединяться в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия, выступают потребности человека. Социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, несомненно оказали влияние на состояние семьи. Современная семья находится в поиске новых путей своего развития.

Предлагается обсудить правила поведения в группе.

Правила поведения в группе

Настрой на актуальное психологическое состояние, не только собственное, но и своего партнера.

Безоценочное восприятие личности партнера.

Изначальное доверие к намерениям партнера.

Восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и решение.

Разговор нужно вести, искренне демонстрируя свои чувства и желания.

Данные правила необходимо помнить и супругам. Если на занятиях присутствует только один из них, выполнением рекомендованных упражнений они все равно должны заниматься совместно.

На начальном этапе необходимо обсудить со своим партнером:

Всегда ли ваше общение соответствует этим правилам?

Готовы ли вы двигаться в одном направлении для сплочения вашей семьи?

Готовы ли преодолеть те разногласия, которые могут у вас возникнуть при обсуждении семейных проблем?

Готовы ли вы честно и искренне посмотреть на себя и открыться своему партнеру?

Если да, тогда смелее за дело.

Если нет, то можете поразмыслить над поставленными вопросами в одиночестве.

Ключевые понятия

Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.

Важнейшими функциями семьи являются:

Репродуктивная (рождение детей);

Экзистенциальная (функция социальной и эмоциональной защиты своих членов);

Хозяйственно-потребительская (соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, ведение домашнего хозяйства);

Воспитательная (семейная социализация, воспитание детей);

Социально-статусная (связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет определенный социальный статус членам семьи);

Восстановительная (поддержание здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха);

Коммуникативная (общение, обмен информацией).

Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая, помимо отношений родства, и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета и т.д.

Родителям предлагается проделать упражнения. Они могут быть выполнены либо на занятии, либо самостоятельно дома с последующим обсуждением выводов и проблем, с которыми столкнулись партнеры в ходе общения.

Упражнение «СЕМЬ Я»

Ведущий. Впишите в сердечки имена членов вашей семьи. Стрелочками укажите отношения между ними: прямой - хорошие отношения, волнистой линией - эмоционально-неуравновешенные, пунктиром - слабые, жирной линией - авторитарные. При выделении отношений можно добавить свои опознавательные знаки с учетом индивидуальных особенностей вашей семьи (см. рис.).

Обменяйтесь мнениями по поводу восприятия в семье сложившихся отношений между ее членами.

Упражнение «Герб семьи»

Ведущий. С давних пор люди составляют гербы из разных символов, в которых они находили поддержку и силу. В этом гербе имели отражение: имя, символ, личная сила, сильная черта характера, внешняя сила (что или кто поддерживает извне), «подвиг» (ситуации, в которых члены семьи были «на высоте»), мечта. Нарисуйте герб своей семьи. В рисовании герба необходимо принять участие всем членам семьи.

Упражнение «Традиции нашей семьи»

Ведущий. Запишите традиции семьи, в которой вы выросли, и те, которые бы хотели иметь в своей семье.

Упражнение «Нравственные основы семьи»

Ведущий. Моральный кодекс провозглашает ведущий нравственный принцип, по которому живет семья: «Взаимное уважение в семье», «Забота о воспитании детей», «Один за всех, все за одного». Какой бы нравственный принцип мы ни взяли, становится ясным, что он усваивается с раннего возраста в семье. Усвоение нравственных норм происходит не со слов, а в деятельности, в поступках людей. Сформулируйте нравственные основы своей семьи.

Вопросы к занятию

Какие упражнения вызвали у вас затруднения и почему?

Какие чувства вы испытали, проделывая данные задания?

Какой опыт отрефлексировали, выполняя данные задания?

Занятие № 2. ВЗАИМОПОНИМАНИЕ ПОКОЛЕНИЙ В СЕМЬЕ

Любовь к родителям -
основа всех добродетелей.

Цицерон

Рекомендации к занятию . В начале занятия напомнить результаты предыдущего, а также обсудить домашнее задание. Подвести обсуждение к цели сегодняшнего разговора и его важности для развития ребенка.

Цель : научиться позитивным отношениям в семье.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вступление

Ведущий. Семья представлена различными поколениями, каждое из которых руководствуется своими ценностями и идеалами, соответствующими идеалам общества, сформировавшего их. Может ли быть понимание между «отцами и детьми»? Научиться позитивным отношениям с разными поколениями в семье - непростая задача. Особенно если вследствие создания молодой семьи сливаются две родительские. Первым шагом на пути к взаимопониманию поколений является осознание ожиданий, установок и ориентаций каждого члена семьи.

Рассматривая вопрос о взаимодействии различных поколений в семье, можно прийти к выводу, что наше поколение и поколения наших родителей и прародителей совсем не похожи друг на друга: у нас разные ценности, разные взгляды на жизнь. Но на самом деле это не так.

В каждом из нас живут три абсолютно разных Я: Я - Родитель, Я - Ребенок и Я - Взрослый. Все эти аспекты личности обладают абсолютно разными характеристиками и ценностями (структура «Я» по Э. Берну ).

Когда объединяются две разные семьи, то необходимо учитывать различия в системе ценностей этих семей, чтобы не происходило внутрисемейных конфликтов. Система ценностей различных поколений очень важна для человека. Если он не будет уважать предыдущие поколения, считаться с их системой ценностей, то этот человек либо порывает с семьей, либо не находит общего языка с ее членами.

Ключевые понятия

Отношения - система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, определяющихся содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями; отношения между членами группы, обусловленные их личностными качествами, а не формально предписанными ролями и функциями.

Система ценностей - модель ценностей общества или группы, в которой индивидуальные ценности взаимосвязаны таким образом, чтобы каждая из них усиливала другую и тем самым образовывалось бы согласованное целое.

Сотрудничество - совместное участие в общем деле, стремление к согласованной и слаженной работе, готовность поддержать и оказать помощь.

Упражнения для индивидуальной и групповой работы

Упражнение
«Система ценностей различных поколений»

Обсудите систему ценностей семьи со стороны мужа и жены, найдите возможность принятия и уважения системы ценностей между разными поколениями.

Упражнение «Кто в доме хозяин?»

Можно выделить три основных типа распределения семейных ролей:

автономный -муж и жена распределяют роли и стремятся не вмешиваться в сферу влияния друг друга;

демократический -управление семьей лежит на плечах обоих супругов в равной мере.

Разыграть все три типа распределения ролей, причем в авторитарном управлении с двух позиций муж - глава, жена - глава. Обсудить, как чувствовали себя в разных позициях, какое распределение семейных ролей оптимально соответствует вашей семье.

Ведущий. Распределите семейные роли в вашем доме:

«Голова» семьи –
«Душа» семьи –
«Руки» семьи –
«Ноги» семьи –

Упражнение «День рождения»

Упражнение проводится в группе (4–6 человек). Для каждого из участников команды распределяются роли: жены, мужа и их родителей. После первого диалога участники меняются ролями. У одного из родителей, например тещи, день рождения, нужно пойти ее поздравить:

Представить ситуацию: свекровь плохо относится к невестке, а теща к зятю.

Конфликт существует только между тещей и свекровью, детей они в свой конфликт не втягивают.

В семье царят хорошие дружеские отношения.

Упражнение «Конфликтные ситуации»

Группа разбивается на команды по 5–7 человек. Команде предлагается разыграть конфликтные ситуации. Ситуации выбираются тренером исходя из состава участников и тех вопросов, которые их волнуют.

Примеры конфликтных ситуаций

Молодая семья с ребенком двух лет живет с родителями жены. Бабушка и дедушка используют любую возможность подчеркнуть неспособность молодых родителей самостоятельно воспитывать сына и принимать важные решения. В результате назрел конфликт между зятем и тещей, грозящий разрушить отношения в семье. Как наладить эти отношения?

Поженившись, молодые супруги стали жить в доме родителей мужа. Мать мужа пытается управлять жизнью молодых. Муж избегает ссор с матерью, обе женщины ему дороги. Как жене строить свои отношения со свекровью?

Пожилая женщина, мать семейства, с возрастом утеряла реальное влияние на жизнь и дела близких. По характеру она властная, привыкла командовать. Но теперь она уже нездорова, слаба, раздражительна, капризна, не ориентируется в современном изменившемся мире. Как строить с ней общение в семье?

Между родительской семьей и молодыми постоянно возникает недовольство по разным поводам, жить отдельно будет гораздо лучше для обеих сторон. Но инициатор возможного размена квартиры прекрасно понимает, что родители вложили в ее обустройство много любви, сил, времени, денег. Он опасается, что они не захотят терять эту удобную и комфортабельную квартиру, имея в виду не только свои интересы, но и будущее самих детей. Как молодым построить беседу, чтобы уговорить родителей на разъезд?

Вопросы к занятию

Как влияют ценности ваших семей на ваши взаимоотношения?

Какие чувства вы испытали в результате проделанных упражнений?

Каким навыкам сотрудничества внутри семьи вы научились?

Занятие № 3. СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ В СЕМЬЕ

Ничто нам так не хочется изменить,
как привычки других людей.

Марк Твен

Рекомендации к занятию. В начале занятия обсудить домашнее задание. Обратить внимание на выводы, которые родители делают в результате домашнего обсуждения. Самые значимые можно записать в виде памятки. Связать новую тему о социальных ролях в семье с предыдущими.

Цель : осознать свои права и обязанности, потребности в соответствии с социальной ролью.

Вступление

Ведущий. Каждый человек в течение своей жизни обучается исполнять самые разные роли: ребенка, ученика школы, студента, отца или матери, инженера, врача, члена определенного социального слоя и т.д. Ролевое обучение необходимо, чтобы научиться:

1) выполнять обязанности и осуществлять права в соответствии с ролью;

2) приобрести установки, чувствования и ожидания, соответствующие данной роли.

Следует отметить, что на удовлетворенность браком влияет не столько реальное поведение супругов в различных сферах брачно-семейных отношений, сколько оценка поведения одного супруга другим. Поскольку у разных людей может быть разное представление о том, что такое хорошо налаженный быт, должное воспитание детей, уважение, внимание, любовь, постольку результаты исследования удовлетворенности вряд ли могут служить показателем реальных брачно-семейных отношений.

В то же время исследование удовлетворенности может очень много дать для выявления ожиданий каждого из супругов, связанных с распределением ролей и ролевым поведением членов семьи. Можно выделить два подхода к решению этой проблемы.

При первом подходе рассматриваются ролевые ожидания и ролевое поведение в какой-то одной, сравнительно узкой сфере деятельности. Например, конфликты между мужем и женой могут возникать из-за того, что жена хочет, чтобы муж проводил все свое свободное время дома, в то время как он предпочитает общение с друзьями или у него есть какое-то увлечение. Муж может ожидать от жены большего внимания к выполнению определенных хозяйственных функций и т.п.. Такие ситуации достаточно распространены и могут явиться причиной серьезных семейных конфликтов.

Второй подход связан с попыткой построения комплексной модели ролей, ролевых ожиданий и ролевого поведения. Одна из наиболее интересных попыток в этом направлении была предпринята известным американским социологом К. Киркпатриком, который выделил: традиционные роли мужа и жены, товарищеские роли (роли компаньонов) и роли партнеров - и перечислил основные ожидания, которые соответствуют этим ролям.

Сегодня мы будем обсуждать вопрос, играющий немаловажную роль в удовлетворенности семейными отношениями. Постарайтесь быть искренними и тактичными в его обсуждении, понять, каковы ожидания вашего супруга (супруги) относительно своей и вашей роли в семье.

Ключевые понятия

Социальная роль -ожидаемое поведение человека; обязывает вести себя определенным образом.

Упражнения для индивидуальной и групповой работы

Упражнение «Моя роль в семье»

Понятие роли включает в себя совокупность ожиданий каждого индивида в отношении как своего собственного поведения, так и поведения других людей при взаимодействии в определенной ситуации.

Обсудить представление членов семьи о своей роли.

Для лучшего понимания проблем друг друга можно на некоторое время поменяться ролями: муж может взять на себя роль жены, а она принимает его роль. Каждый старается играть роль другого, высказывая жалобы и претензии, и в результате имеет возможность проникнуть в мир чувств и реакций своего партнера.

Упражнение «Мои потребности в росте...»

Обсудить потребности в развитии и росте каждого супруга:

Материальные (потребность в обеспечении достатка в семье);

Социальные (потребность в обучении, профессиональной реализации, общении с другими людьми);

Духовные (потребность в совершенствовании своего духовного развития).

Вопросы к занятию

Как влияют ваши представления о социальных ролях друг друга на взаимоотношения?

Что будет происходить с вашей семьей, если потребности одного супруга будут качественно другими, чем у другого?

Что будет происходить, если какая-либо потребность будет доминировать над другими?

Занятие № 4. ПОЗНАЙ СВОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ «Я»

Мы не были родителями изначально,
мы стали родителями в момент вашего рождения.
Как родители, мы ровесники вашего рождения
и не меньше вашего нуждаемся в помощи и поддержке.
От нас зависит, какими вы станете,
но и от вас – какие родители получатся из нас.

Билль о правах родителей

Рекомендации к занятию. Здесь следует вернуться к результатам опросника АСВ (анализ семейного воспитания), проведенного перед началом занятий, и детально разобрать каждый стиль. Кроме того, дополнить опросник новой информацией, которая предлагается во вступлении, и помочь родителям скорректировать стиль воспитания детей.

Цель: определить свое отношение к процессу воспитания детей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вступление

Ведущий. Одна из функций семьи - продолжение человеческого рода. Опыт родителей мы получаем вместе с нашим воспитанием. Поскольку муж и жена воспитывались в разных семьях, то и взгляды на роль родителя и воспитание могут быть разными.

Современная семья чувствует ответственность за развитие ребенка, но принимает ее частично: все желательное - результат нашего воспитания, все нежелательное - из-за дурного влияния друзей, улицы, школы, средств массовой информации и прочего. Поведение родителей иногда строится так, как если бы ребенок изначально нес в себе все зло мира, выкорчевать которое - и есть задача воспитателя. Ребенок из субъекта социального взаимодействия превращается в объект воздействия, манипулирования. Вместо воспитания навыков опрятности и личной гигиены - борьба с нечистоплотностью, вместо воспитания щедрости - борьба с жадностью и т.д. Давайте рассмотрим, что представляет собой процесс воспитания.

Разные стили ухода за ребенком и обращения с ним начиная с первых дней его жизни формируют те или иные особенности его психики и поведения. Анализируя видеозаписи общения матери с ребенком, С. Броди выделила четыре типа материнского отношения:

1. Матери легко и органично приспосабливались к потребностям ребенка. Для них было характерно поддерживающее, разрешающее поведение.

2. Матери сознательно старались приспособиться к потребностям ребенка, однако они чаще доминировали над ребенком.

3. Матери не проявляли большого интереса к ребенку. Основу материнства составляло чувство долга, в качестве инструмента воспитания применялся жесткий контроль.

4. Матери характеризовались непоследовательностью. Они вели себя неадекватно возрасту и потребностям ребенка, их воспитательные действия носили противоречивый характер.

Наибольший вред наносят психике развития ребенка матери четвертого типа. Непоследовательность в воспитании приводит к развитию у ребенка устойчивого невроза.

А. Болдуин выделил два стиля родительского воспитания - демократический и контролирующий. Демократический стиль определяется следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями; включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения; готовностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, одновременно верой в успех самостоятельной деятельности ребенка; ограничение собственной субъективности в видении ребенка. Контролирующий стиль включает значительные ограничения поведения детей: четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.

Оказалось, что в семьях с демократическим стилем воспитания дети характеризовались социальной активностью, с трудом поддавались внешнему контролю, им не был присущ альтруизм и эмпатия. Дети родителей с контролирующим типом воспитания были послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны. При смешанном типе воспитания детям присуща внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия.

Наиболее распространенным механизмом формирования характерологических черт ребенка, ответственных за самоконтроль и социальную компетентность, выступает усвоение детьми средств и навыков контроля, используемых родителями для самоконтроля.

В отечественной литературе выделены следующие типы родительского отношения, способствующие возникновению той или иной аномалии развития.

Гипопротекция: недостаток опеки и контроля за поведением, доходящий иногда до полной безнадзорности; чаще проявляется как недостаток внимания и заботы о физическом и духовном благополучии подростка, делах, интересах, тревогах. Этот тип воспитания особенно неблагополучен для подростков с акцентуациями по неустойчивому и конформному типам, провоцируя ассоциальное поведение - побеги из дома, бродяжничество, праздный образ жизни.

Доминирующая гиперпротекция: обостренное внимание и забота о подростке сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов, что усиливает несамостоятельность, нерешительность, неумение постоять за себя. Особенно ярко проявляется у подростков с психоастенической, сензитивной и астено-невротической акцентуациями. У гипертимных подростков такое отношение родителей вызывает чувство протеста против неуважения к его «Я», резко усиливает реакции эмансипации.

Потворствующая гиперпротекция: воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание, результирующее непомерно высокий уровень притязаний подростка, безудержное стремление к лидерству и превосходству, сочетающееся с недостаточным упорством и опорой на собственные ресурсы. Способствует формированию психопатий истероидного типа.

Эмоциональное отвержение: игнорирование потребностей подростка, нередко жестокое обращение с ним. Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении родителей, что он не «тот», не «такой». Эмоциональное отвержение плохо влияет на психологическое развитие детей: при гипертимной и эпилептоидной акцентуациях ярче выступают реакции протеста и эмансипации; истероиды утрируют детские реакции оппозиции, шизоиды замыкаются в себе, уходят в мир грез, неустойчивые находят отдушину в подростковых компаниях.

Повышенная моральная ответственность: не соответствующие возрасту и реальным возможностям ребенка требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, возложение на подростка ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни - все это сочетается с игнорированием реальных потребностей ребенка, его собственных интересов, недостаточным вниманием к его психофизическим особенностям.

Подростки с психоастеническим и сензитивным типами акцентуации, как правило, не выдерживают бремени непосильной ответственности, что приводит к образованию депрессий. У подростков с истероидной акцентуацией опекающий вызывает ненависть и агрессию.

В общем виде выделяются следующие черты патогенных типов воспитания:

Низкая сплоченность членов семьи и разногласия между ними;

Высокая степень противоречивости, непоследовательности, неадекватности требований к ребенку;

Выраженная степень опеки и ограничительства в каких-либо сферах жизнедеятельности детей;

Повышенная стимуляция, преувеличение возможностей детей, в связи с этим частое применение угроз, осуждения.

Ключевые понятия

Воспитание -обучение навыкам поведения, принятым в семье, школе, в общественной среде.

Воспитать: 1) вырастить, дав образование, обучив правилам поведения; 2) путем систематического воздействия привить какие-либо чувства, навыки, черты характера.

Упражнения для индивидуальной и групповой работы

Упражнение «Воспоминание о детстве»

Ведущий. Какие главные воспитательные средства вы знаете?

Существует мнение: «Похвалишь ребенка - и он укрепится в добре, накажешь - и зло отступит». Но вот беда: они не всегда безотказны, эти средства. Кто не знает и такую «закономерность»: чем больше ребенка ругают, тем хуже он становится. Почему же так происходит? А потому, что воспитание ребенка - это вовсе не дрессура. Доказано, что потребность в любви - одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение - необходимое условие нормального развития ребенка.

Вспомните, как вас воспитывали родители. Что вам больше всего запомнилось и как это повлияло на вашу дальнейшую жизнь?

Упражнение «Пойми чувства ребенка»

Ведущий. Чтобы понять ребенка и помочь ему, вам необходимо встать на его место. Перед вами таблица, в которой нужно заполнить графу «Чувства ребенка». В левой колонке вы найдете описание ситуации и слова ребенка, справа напишите, какие, по вашему мнению, чувства он испытывает в этом случае.

Ситуация
и слова ребенка
Чувства
ребенка
1. «Сегодня, когда я выходил из школы, мальчишка выбил у меня портфель, и из него все посыпалось!»
2. Старший сын - маме: «Ты всегда ее защищаешь, говоришь: «Маленькая, маленькая», - а меня никогда не жалеешь!»
3. Ребенок роняет чашку, та разбивается: «Ой!!! Моя ча-а-шечка!»
4. Ребенок (влетает в дверь): «Мам, ты знаешь, я сегодня первый написал и сдал контрольную!»
5. «Ну надо же, я забыл включить телевизор, а там было продолжение фильма!»

Упражнение «Я-сообщение»

Ведущий. В предыдущем упражнении мы разобрали ситуацию, когда ребенок переживает, а теперь разберем обратную - когда переживает родитель. Попробуйте сказать о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица.

Используя «Я-сообщение», важно называть именно то чувство, которое вы сейчас испытываете.

Ситуации могут быть дополнены реальными событиями, происходящими с членами данной группы.

Упражнение «Какой Я родитель»

Ведущий. Сформулируйте в виде «Я-высказываний»: «Какой я родитель?» Поделитесь друг с другом восприятием как родителя своего супруга (супруги). Какой предыдущий опыт (возможно, ваших родителей?) мешает развитию вашего родительского «Я»? Какие знания вам необходимы?

Вопросы к занятию

Какие особенности своего родительского «Я» вы для себя открыли?

Что будет происходить в вашей семье, если каждый будет чувствовать свою «нужность»?

Какие чувства вы испытываете, открывая себя как родителя?

Занятие № 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ СЕМЬИ

Стали они жить-поживать да добра наживать.

Сказка

Рекомендации к занятию. Вспомнить все основные выводы, которые были сделаны в ходе всего цикла занятий. Проанализировать, что изменилось во взаимоотношениях в семье за последнее время.

Цель: смоделировать наиболее комфортные отношения для своей семьи.

Вступление

Ведущий. Вот мы и подошли к заключительному занятию по взаимопониманию в своей семье. Возможно, не на все вопросы удалось получить однозначные ответы. Однако вы смогли сделать первый шаг к пониманию себя и своих близких людей, а тот, кто ищет, всегда найдет именно ту мудрость, которая необходима. Сегодня предлагаю подвести итоги наших обсуждений.

Ключевые понятия

Психологический климат - это совокупность психологических состояний, настроений, отношений людей в группе и коллективе.

Благополучие семьи определяется и такими качествами ее членов, как доброжелательность друг к другу, стремление взять ответственность на себя, умение отнестись к себе критически.

Упражнения для индивидуальной и групповой работы

Упражнение
«Сказка об идеальном взаимопонимании»

Ведущий бросает мячик в аудиторию, поймавший его говорит одно предложение. В общем должен получиться связный текст (сказка) про семью, в которой царит идеальное взаимопонимание

Упражнение «Дискуссия»

Ведущий. Закончите предложения:

1. Взаимопонимание в семье - это...

2. Я вижу, когда меня понимают, если...

3. В моей семье есть/нет взаимопонимания, потому что...

После того как все участники составят предложения на заданные темы, по каждому из этих предложений проводится обсуждение. В конце дискуссии подводится итог.

Упражнение «Скульптура семьи»

Все участники разбиваются на команды (от 7 до 10 человек), в каждой выбирается ведущий, который из остальных членов команды моделирует семью, где царит идеальное взаимопонимание.

После того как все команды создадут свою модель семьи, они показывают ее всем остальным участникам тренинга.

В конце проводится обсуждение:

Все ли чувствуют себя на своем месте в данной ситуации?

Хотел бы кто-нибудь жить в такой семье?

Вопросы к занятию

Как вы влияете на психологический климат в вашей семье?

Что может способствовать улучшению взаимопонимания в вашей семье?

Какой психологический климат вы можете создать в своей семье?

Р.В. Овчарова . Справочная книга школьного психолога. – М.,1993, с. 140–152.

Эрик Берн . Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб. – М.,1998.

Вам также будет интересно:

Котлеты из печени индейки
Печеночные котлеты — простое, вкусное и быстрое в приготовление блюдо. Для печеночных...
Салат с баклажанами и фасолью на зиму: рецепты Салат из баклажан и фасолью
Лето – не только время садово-огородных работ, но и пора сбора, заготовки овощей на зиму....
Гороскоп козерог на май майл
Гороскоп на май 2017 года Козерогу обещает чудесный месяц, когда все случиться так, как вы...
Отставка Медведева или роспуск Госдумы: Россию ожидают серьезные изменения
История с болезнью председателя правительства России Дмитрия Медведева на прошлой неделе...
Медведев испугался отставки
Сегодня стали известны последние новости о так бурно обсуждаемой возможной отставке Дмитрия...