Сайт о холестерине. Болезни. Атеросклероз. Ожирение. Препараты. Питание

Композиция перед весной бывают дни такие. «Перед весной бывают дни такие…», анализ стихотворения Ахматовой

«Перед весной бывают дни такие…» Анна Ахматова

Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.
И лёгкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
И песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.

Анализ стихотворения Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…»

Анна Ахматова однажды призналась, что не умеет дружить с женщинами, которых считает завистливыми, корыстными и глупыми. Однако в ее жизни все же была та, которую она хоть и с натяжкой, но все же считала своей подругой. Это – надежда Чулкова, супруга известного русского литератора, который помогал Ахматовой издавать ее первые поэтические сборники. Именно с этой женщиной поэтесса делилась своими творческими планами и в 1915 году даже посвятила ей стихотворение «Перед весной бывают дни такие…».

Поводом для написания этого произведения стал давний спор между Ахматовой и Чулковой, во время которого супруга литератора предложила поэтессе попробовать себя в жанре пейзажной лирики, чтобы объективно оценить свой творческий потенциал. Чулкову смущал тот факт, что Ахматова, будучи замужней женщиной, пишет стихи о любви к другим мужчинам, которые существуют лишь в ее воображении. Поэтому ранней весной 1915 года, находясь в имении Слепнево, которое принадлежало семье Николая Гумилева, супруга поэтессы, Ахматова решила последовать совету своей подруги. Однако она не посчитала нужным описывать процесс пробуждения природы от зимней спячки. Поэтессу гораздо больше волновали те чувства, которые она испытывала, глядя на Лу, который «отдыхает под плотным снегом» и «весело-сухие» деревья, шумящие от малейшего порыва ветра.

В такие дни, как призналась поэтесса, ее мировосприятие становится совершенно иным, словно бы она по-новому ощущает все то, что ее окружает. «И легкости своей дивится тело, и дома своего не узнаешь», - отмечает Ахматова. Именно такие изменения в душе, а отнюдь не теплый и ласковый ветер, являются верным признаком наступающей весны , которая словно бы обновляет поэтессу изнутри, наполняя непонятной радостью и ожиданием чуда.

Именно в такие дни Ахматова чувствует себя иной и понимает, что жизнь делает очередной виток, а прошлое уходит без сожаления. И даже старая песня, «что прежде надоела», теперь звучит совсем по-новому и наполняется совершенно другим смыслом, которые созвучен настроению и ощущениям. Для Ахматовой весна, в первую очередь, ассоциируется с глубокими душевными переживаниями, в которых есть место осознанию быстротечности жизни, переосмыслению собственных поступков, новым идеям и надеждам. И именно это дает ей силы для того, чтобы жить дальше, не оглядываясь назад и не укоряя себя в тех ошибках, которые уже невозможно исправить.

Анна Андреевна Ахматова

Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.
И лёгкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
И песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.

Анна Ахматова однажды призналась, что не умеет дружить с женщинами, которых считает завистливыми, корыстными и глупыми. Однако в ее жизни все же была та, которую она хоть и с натяжкой, но все же считала своей подругой. Это - Надежда Чулкова, супруга известного русского литератора, который помогал Ахматовой издавать ее первые поэтические сборники.

Чулкова Надежда Григорьевна

Именно с этой женщиной поэтесса делилась своими творческими планами и в 1915 году даже посвятила ей стихотворение «Перед весной бывают дни такие…».

Поводом для написания этого произведения стал давний спор между Ахматовой и Чулковой, во время которого супруга литератора предложила поэтессе попробовать себя в жанре пейзажной лирики, чтобы объективно оценить свой творческий потенциал. Чулкову смущал тот факт, что Ахматова, будучи замужней женщиной, пишет стихи о любви к другим мужчинам, которые существуют лишь в ее воображении. Поэтому ранней весной 1915 года, находясь в имении Слепнево, которое принадлежало семье Николая Гумилева, супруга поэтессы, Ахматова решила последовать совету своей подруги. Однако она не посчитала нужным описывать процесс пробуждения природы от зимней спячки. Поэтессу гораздо больше волновали те чувства, которые она испытывала, глядя на луг, который «отдыхает под плотным снегом» и «весело-сухие» деревья, шумящие от малейшего порыва ветра.

В такие дни, как призналась поэтесса, ее мировосприятие становится совершенно иным, словно бы она по-новому ощущает все то, что ее окружает. «И легкости своей дивится тело, и дома своего не узнаешь», — отмечает Ахматова. Именно такие изменения в душе, а отнюдь не теплый и ласковый ветер, являются верным признаком наступающей весны , которая словно бы обновляет поэтессу изнутри, наполняя непонятной радостью и ожиданием чуда.

Именно в такие дни Ахматова чувствует себя иной и понимает, что жизнь делает очередной виток, а прошлое уходит без сожаления. И даже старая песня, «что прежде надоела», теперь звучит совсем по-новому и наполняется совершенно другим смыслом, который созвучен настроению и ощущениям. Для Ахматовой весна, в первую очередь, ассоциируется с глубокими душевными переживаниями, в которых есть место осознанию быстротечности жизни, переосмыслению собственных поступков, новым идеям и надеждам. И именно это дает ей силы для того, чтобы жить дальше, не оглядываясь назад и не укоряя себя в тех ошибках, которые уже невозможно исправить.

«Перед весной бывают дни такие…» анализ — главная мысль, средства выразительности, размер, рифма

«Перед весной бывают дни такие…» Ахматова анализ

Год написания — 1915

Тема . Стихотворение о весне, о пробуждении природы и души человека весной

Идея стихотворения : весной все изменяется, обновляется, выглядит другим. Это касается как изменений в природе, так и перемен в душе человека

«Перед весной бывают дни такие…» средства выразительности:

  • Метафоры - «деревья весело-сухие», «теплый ветер нежен и упруг» .
  • Олицетворения «оживает» - «отдыхает луг» , «шумят деревья» и т. д.
  • Анафора - четыре из восьми строчек стихотворения начинаются с союза «и».

Размер - ямб. Рифма — парная

В начале стихотворения изображается конец февраля, начало марта. Автор использует приёмы: «отдыхает» луг-олицетворений, «шумят»-так же олицетворения, «весело-сухие»-метафора. С помощью этих приемов автор усиливает изображение природы.Если разделить первое четверостишие и второе, то мы увидим 2-е темы: в 1 четверостишии — выражается настроения некого ожидания,оживления. Во втором — наступает умиротворение, вспоминание о своём доме, песне, всё это передаёт картину спокойсвия души. Для стихотворения характерна сдержанно-радостная интонации.

Анна Ахматова

Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.
И лёгкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
И песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.

Анна Ахматова однажды призналась, что не умеет дружить с женщинами, которых считает завистливыми, корыстными и глупыми. Однако в ее жизни все же была та, которую она хоть и с натяжкой, но все же считала своей подругой. Это - надежда Чулкова, супруга известного русского литератора, который помогал Ахматовой издавать ее первые поэтические сборники. Именно с этой женщиной поэтесса делилась своими творческими планами и в 1915 году даже посвятила ей стихотворение «Перед весной бывают дни такие…».

Поводом для написания этого произведения стал давний спор между Ахматовой и Чулковой, во время которого супруга литератора предложила поэтессе попробовать себя в жанре пейзажной лирики, чтобы объективно оценить свой творческий потенциал. Чулкову смущал тот факт, что Ахматова, будучи замужней женщиной, пишет стихи о любви к другим мужчинам, которые существуют лишь в ее воображении. Поэтому ранней весной 1915 года, находясь в имении Слепнево, которое принадлежало семье Николая Гумилева, супруга поэтессы, Ахматова решила последовать совету своей подруги. Однако она не посчитала нужным описывать процесс пробуждения природы от зимней спячки. Поэтессу гораздо больше волновали те чувства, которые она испытывала, глядя на луг, который «отдыхает под плотным снегом» и «весело-сухие» деревья, шумящие от малейшего порыва ветра.

В такие дни, как призналась поэтесса, ее мировосприятие становится совершенно иным, словно бы она по-новому ощущает все то, что ее окружает. «И легкости своей дивится тело, и дома своего не узнаешь», — отмечает Ахматова. Именно такие изменения в душе, а отнюдь не теплый и ласковый ветер, являются верным признаком наступающей весны , которая словно бы обновляет поэтессу изнутри, наполняя непонятной радостью и ожиданием чуда.

Именно в такие дни Ахматова чувствует себя иной и понимает, что жизнь делает очередной виток, а прошлое уходит без сожаления. И даже старая песня, «что прежде надоела», теперь звучит совсем по-новому и наполняется совершенно другим смыслом, которые созвучен настроению и ощущениям. Для Ахматовой весна, в первую очередь, ассоциируется с глубокими душевными переживаниями, в которых есть место осознанию быстротечности жизни, переосмыслению собственных поступков, новым идеям и надеждам. И именно это дает ей силы для того, чтобы жить дальше, не оглядываясь назад и не укоряя себя в тех ошибках, которые уже невозможно исправить.

Класс: 6

Презентация к уроку











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Педагогическая цель: выявление особенностей пейзажной лирики в стихотворении А.А. Ахматовой "Перед весной бывают дни такие..."

Задачи.

1. Формирование представления об особенностях лирики АА. Ахматовой.

2. Совершенствовать умение анализировать поэтический текст.

3. Способствовать развитию произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, речи и аргументации.

4. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе и работе в группах.

Результат: обучающиеся находят особенности пейзажной лирики в стихотворении.

Оборудование: учебник "Литература" В.П. Полухина, В.Я. Коровина, мультимедийное оборудование, раздаточный материал.

Основные понятия: пейзажная лирика, художественные средства выразительности, особенности пейзажной лирики А.А. Ахматовой.

Межпредметные связи: искусство, музыка, окружающий мир.

Используемая технология: технология деятельностного метода.

Форма организации учебной работы: фронтальная, работа в парах.

Тип урока: открытие нового знания.

Ход урока

Слайд 1. Мотивация к учебной деятельности.

Сегодня мы вместе проведём урок литературы.

Предлагаю вам послушать звуковой фрагмент, а вы постарайтесь определить, о чём пойдёт речь на уроке. (Окружающая природа. Красота природы. Время года – весна. Рождение нового.)

(Прослушивание звукового фрагмента.)

Какому времени года свойственны услышанные нами звуки? (Весна.)

Какие чувства вы испытали? (Радость, восторг.)

Создание образа.

Когда я слушала звуки, у меня в голове возник образ - небольшой росток, из которого мы постараемся к концу урока вырастить растение.

(Учитель рисует мелом на доске росток.)

Во время прослушивания звуков стали ли мы с природой единым целым? (Да.)

В чём проявилось наше единение? (Наши переживания и чувства были связаны с состоянием природы, звуки которой мы услышали.)

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Что может быть связующим звеном между состоянием природы и внутренним миром человека? (Возможны разные ответы.)

Сейчас мы получили совершенно разные ответы: к единому мнению не пришли. Попробуем ответить на этот вопрос в конце урока.

С помощью чего человек может показать состояние природы? (Ответы ребят.)

(Учитель подводит итог ответам.)

Очень хорошо понимают язык природы и умеют ярко передать ее красоту:

(слайд 3 ) в музыке - это музыкальные произведения, например: цикл "Времена года" Петра Ильича Чайковского;

(слайд 4 ) в живописи - это полотна художников;

(слайд 5 ) в литературе - это произведения поэтов и писателей.

Поскольку у нас урок литературы, мы обращаемся к художественным произведениям. В каком жанре литературы ярче раскрываются состояние природы и внутреннее состояние человека? (В стихотворениях.)

Все произведения о природе – это рассказ о человеке, о его чувствах и мыслях.

Итак, начинаем встречу с настоящей поэзией.

III. Постановка учебной задачи.

Слайд 6. Многие поэты всматриваются в окружающий мир, созерцают его красоту - так рождаются стихи. Никто из поэтов не прошел мимо жанра пейзажной лирики. У каждого поэта свой особый стиль. Сегодня на уроке мы постараемся узнать, как Анна Андреевна Ахматова воспела в своих лирических произведениях родную природу?

Анна Андреевна своё счастье видела в творчестве. Это был необыкновенно талантливый, красивый, величественный, цельный и скромный человек. Ведь недаром говорят, что на рубеже веков рождаются и творят гении. Одним из таких является Анна Андреевна.

В автобиографии "Коротко о себе" А. Ахматова пишет:

"Назвали меня Анной в честь бабушки; моя мать была татарской княжной Ахматовой, чью фамилию я "не сообразив", что собираюсь быть русским поэтом, сделала своим литературным псевдонимом". Настоящая фамилия у Анны Андреевны - Горенко.

Слайд 7.

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением "Перед весной бывают дни такие..." А.А.Ахматовой. Расскажите о чувствах, которые вы испытаете, услышав стихотворение.

(Учитель читает или рассказывает стихотворение).

Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.

И легкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
И песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.

Какие же чувства вы испытали, услышав это стихотворение. (Возможны разные ответы.)

Вы воспринимаете стихотворение по-разному, и это понятно, так как у каждого человека восприятие действительности, окружающего мира своё, тем мы и интересны друг для друга.

IV. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания).

Представьте, что вы журналисты. Ваша задача: написать в газету статью об особенностях лирики Анны Андреевны. Что нам нужно для этого сделать? (Проанализировать стихотворение и найти его особенности)

Я предлагаю поработать вам в парах. Ваша задача: выполнить задание в парах. У вас на партах лежат листы:

Поскольку мы работаем в парах, нам необходимо помнить правила сотрудничества: слушать друг друга, уметь уступать и договариваться, распределять роли в паре при работе и ответе.

Принимаемся за работу.

VI. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания).

(Звучит музыка П.И.Чайковского "Март. Апрель. Май" 6 минут.)

Время выполнения заданий закончилось. Сейчас, уважаемые журналисты, представьте, пожалуйста, результаты своего труда. Во время обсуждения результатов работы вы можете вносить изменения и дополнения в свои записи.

(В ходе анализа стихотворения учитель на доске дорисовывает листочки к ростку и записывает на них выявленные особенности лирики А.А.Ахматовой.)

Вопросы Возможные варианты ответов
1. Определи вид лирики. Пейзажная (описание луга, деревьев, ветра, внутреннее состояние лирического героя)
2. Каким настроением проникнуто стихотворение? Приподнятым настроением,

верой в обновление.

3. Определите тему стихотворения. Приближение, предчувствие весны
4. Какие картины рисует поэт? "Луг отдыхает под снегом" (мы видим), "деревья шумят" (слышим), "веет ветерок" (осязаем, т.е. чувствуем).

Вывод: первая особенность лирики - поэтический мир Ахматовой (мир ее образов) нам даёт возможность слышать, видеть, осязать

5. а) Какая строка "подсказывает" нам состояние лирического героя?

б) Легко ли в словах выразить состояние лирического героя?

а) "И песню ту, что прежде надоела, как новую, с волнением поешь". (Эта подробность точно передает душевное смятение лирического героя)

Вывод: вторая особенность лирики заключается в том, что А.Ахматова не говорит о чувствах прямо, предпочитая намеки. И у читателя возникают свои мысли, чувства, ощущения, то есть возникают ассоциации.

6. Какие настроения рождаются в душе поэта в последних стро ках? 6 строка "И дома своего не узнаешь" – в значении "все обыденное (привычное) воспринимается как новое".
7. Существует ли доверительное отношение поэта с читателем в данном стихотворении? Подтвердите свой ответ строками. Да. В последних трёх строках.

Вывод: третья особенность лирики заключается в том, что возникает ощущение доверительного разговора.

7. Назовите художественные средства, используемые поэтом. Олицетворение: луг "отдыхает", "шумят деревья", "дивится тело".

Эпитеты: "под плотным снегом", "деревья весело-сухие", "теплый ветер".

Анафора: 3 строчки начинаются с союза "и" (одинаковое начало строк играет усилительную роль; передано ощущение весеннего пробуждения, обновления природы и человека.)

Аллитерация: "Ш умят деревья вес ело – с ух ие". Вывод: использование средств художественной выразительности - еще одна особенность лирики Ахматовой.

Вывод: четвёртая особенность лирики - использование средств художественной выразительности.

8. Почему данное стихотворение не поделено автором на четверостишия, как принято в литературе? Всё стихотворение для автора является одним целым: природа и ощущения человека неотделимы друг от друга.
9. Выделите смысловые части стихотворения. Определите тему каждой части. 1-я - описание природы (настроение ожидания, поэтому при чтении этих строчек преобладает повествовательная интонация.);

2-я часть - описание внутреннего состояния лирического героя

10. Какие чувства вы испытали, читая последние 2 строки стихотворения? Мы чувствуем волнение, которое вызвано не определенными в стихотворении чувствами. Каждый видит за этими строчками что-то свое, они вызывают ассоциации – напоминают о былых переживаниях человека.
11. С какой интонацией нужно читать данное стихотворение? Со сдержанно-радостной интонацией пейзажной лирики. (Такая интонация определяет звучание многих стихотворений Анны А. В этом - своеобразие её восприятия и самобытность мира.)

Уважаемые журналисты, вам предоставляется возможность прочитать стихотворение, выразив своеобразие восприятия мира и самобытность поэтического мира А.А.Ахматовой. Кто желает выразительно прочитать?

VII. Включение в систему знаний и повторение.

Уважаемые журналисты, так что же представляет собой у Анны Андреевны природа? (Природа - это живительная сила, которая защищает человека, дает его душе минуты отдыха от жизненных забот и невзгод. Единение с природой, связь с ней врачует и воспитывает человеческую душу, помогает разобраться в своих чувствах, задуматься о своём предназначении)

VIII. Рефлексия деятельности.

Слайд 8.

Обратимся к вопросу, который звучал в начале урока. Что может быть связующим звеном между состоянием природы и внутренним миром человека? (Порывы души, которые находят свой выход в произведениях) музыкальных, художественных, полотнах художников.)

Обратите внимание на то, что в процессе работы из ростка выросло большое растение, также как из небольшой задумки, порыва души вырастает произведение, которым восхищаются люди.

Изменилось ли ваше отношение к стихотворениям о природе после сегодняшнего урока? Каким образом? (Стихотворения помогает нам по-новому взглянуть на окружающий нас мир.)

Образ взрослого растения, которое выросло благодаря нашим стараниям, останется нам напоминанием того, что "окружающая природа - это мы с вами", а А.А.Ахматова, как многие творческие люди, является связующим звеном между природой и людьми.

Уважаемые журналисты, перед тем, как написать статью в газету, перечислите ещё раз особенности лирики А.А.Ахматовой.

1. Не говорит о чувствах прямо, предпочитая намеки;

2. Возникновение ощущения доверительного разговора;

3. Сдержанно-радостная интонация пейзажной лирики;

4. Наполнение картин природы философским смыслом: размышлениями о жизни и смерти, о прошлом и будущем.

Мне понравилась ваша работа. Сегодня вы работали в парах. Те, кому понравилось работать в парах, возьмитесь друг друга за руки и поднимите их вверх.

Кто считает, что получил полезную информацию на уроке, улыбнитесь друг другу.

Молодцы, вы справились с работой.

IX. Домашнее задание.

Домашним заданием для вас является написать стихотворение по первой строке "Перед весной бывают дни такие..." или сочинение-миниатюру об особенностях лирики А.А.Ахматовой.

Слайд 11.

Урок закончен. Спасибо за работу. Всего вам доброго.

Вам также будет интересно:

Драники кабачковые: рецепт приготовления с фото Деруны из картошки и кабачков
И я с удовольствием готовлю с ними всевозможные блюда. Этот рецепт из разряда просто,...
Цыпленок в фольге в мультиварке Как приготовить цыпленка табака в мультиварке скороварке
Как ни странно, мультиварка отлично себя проявила и в этом рецепте. В оригинальном варианте...
Гуляш из говядины с подливкой на сковороде Сколько варить гуляш из телятины
Гуляш из телятины делается в большинстве семей, по-моему, достаточно редко. Просто потому,...
Индейка, фаршированная яблоками, сыром и ананасами Как приготовить филе индейки с ананасом
Мясо индейки содержит максимум животного белка и минимум жира, это один из лучших мясных...
Калорийность готовых блюд
Для того чтобы составить сбалансированный рацион следует изучить калорийность используемых...