Сайт о холестерине. Болезни. Атеросклероз. Ожирение. Препараты. Питание

Казаки были разбойниками. Казаки-разбойники — игра из детства

У нас есть телевизор и компьютер, спортивные стадионы и клубы. А чем развлекались наши предки?

Продолжаем знакомиться с русскими народными играми, такими лихими и развесёлыми, отражающими широкую славянскую душу! Следующим развлечением наших предков, попавшим под наше рассмотрение, стала игра «казаки-разбойники».

Она известна многим со школьного возраста. В каждом дворе Советского Союза дети обязательно устраивали «казачьи» и «разбойничьи» штабы. Правила её просты, и их все знают. Кажется, сказать про неё что-то новое невозможно, но всё не так просто!

История игры


Игры выполняют важную функцию в воспитании детей. Они учат общаться, строить отношения, проявлять полезные качества характера, развивают физическую силу и ловкость, фантазию и смекалку. Также некоторые игры позволяют ребёнку получить трудовые, семейно-бытовые и военные навыки. У каждого народа свои игры для детей. Их особенности складываются из менталитета людей, социального и экономического строя.

Русь всегда славилась своими умелыми и храбрыми воинами. Может оттого, что с пелёнок русские мальчишки учатся наказывать неприятеля и побеждать? Ведь славянские дети издревле упражнялись в играх, напоминающих современных «казаков-разбойников».

Есть свидетельства того, что подобные игралища устраивались среди служилых людей, стрельцов и казаков ещё в 15 веке. Для поддержания боевого духа в мирное время они тоже были не прочь поразмяться. Правда, правила старинных «казаков-разбойников» были намного строже и суровее: попавшихся «разбойников» наказывали кнутом по спине, а уходить от преследователей можно было хоть в лес, хоть в горы. И сами игрища напомнили бы нам сейчас, скорее, военные учения, чем развлечения.

Более распространенной версией считается, что игра зародилась в 16 веке. Тогда за порядком в городах следили наёмные казаки, в обязанности которых входила ловля разбойников. В пользу этого говорит название игры.

Правила

Эта игра совмещает в себе элементы пряток, догонялок, салок и ориентирования на местности. Она требует командного духа, упорства, смекалки и стратегического мышления. Слабым, несметливым и трусоватым в этой игре нет места.

Для игры выбирается большое пространство, изобилующее всевозможными «тайниками» – местами, где можно спрятаться. Играющие жеребьёвкой делятся на две равные команды, в которых избираются «атаманы». Правила и подробности обсуждаются до начала погони, а именно: содержимое тайника, способы наказания и пыток пойманных. Обычно это щекотка или крапива, но дети с фантазией могут придумать что-нибудь поинтереснее, главное – чтобы наказания не были унизительными. Потом создаются тайники – прячутся сладости, игрушки и прочие детские ценности.

«Разбойники» загадывают пароль (секретное слово, которое указывает на местоположение их тайника), а «казаки» устраивают штаб, где хранится их тайник, и где будут допрашиваться пленные.

С началом игры «разбойники» убегают, оставляя на своём пути знаки (стрелки, цветные камни). Поначалу они идут вместе, но потом всё чаще делятся. Их главная задача – запутать преследователей и не попасться в плен.

«Казаки» начинают погоню через некоторое время. Их задача – переловить всех «разбойников» и вызнать их пароль. Попавшегося противника отводят в штаб, где с ним остаётся один «казак». Таким образом, команды уменьшаются прямо пропорционально. В штабе же допрашивают и «пытают» пленных.

«Разбойники» могут напасть на штаб и вызволить своего, или попытаться захватить тайник. В таком случае игра прекращается – её выигрывают «разбойники». «Казаки» выигрывают, если они переловят всех противников или если им удавалось разгадать пароль. Содержимое тайника обычно делится между обеими командами.


В детстве это была моя любимая игра. Во дворе мы почти каждый день гонялись друг за другом. А во что вы играли в своё время?

Для игры в казаки-разбойники необходимо собрать большую компанию, состоящую из 6 человек и более. Далее необходимо всем участникам игры разделиться на две команды. Сделать это можно при помощи жеребьевки или по договоренности между собой. Каждая команда имеет свое название: одна – «казаки», вторая – «разбойники». При этом «казаков» может быть немного меньше, чем «разбойников».

Детская подвижная игра казаки-разбойники: правила

Участники заранее договариваются друг с другом, в пределах какой территории можно играть, а куда выходить запрещено, например, за территорию школьного двора выходить нельзя.

Участники команды «Разбойники» проводят внутреннее совещание и загадывают секретную фразу, которая будет служить паролем.

Члены команды «Казаки» отходят в сторону таким образом, чтобы не видеть участников другой команды. Для этого можно пойти внутрь подъезда или спрятаться за углом одного из домов.

Разбойники берут мел и рисуют на асфальте большой круг, который знаменует начало движения.

Стрелки можно рисовать абсолютно на любой поверхности: на дереве, бордюре, скамейке, стене дома.

По сигналу команда «разбойников» начинает убегать в соответствии с разметкой стрелок.

Впоследствии можно разбойникам разделиться на мини-группы и рисовать стрелки в разных направлениях, чтобы запутать ищущих их казаков. Как правило, время, в течение которого разбойникам нужно успеть спрятаться, ограничено и составляет в среднем 20 минут.

Основная задача разбойников – как можно лучше спрятаться. Поэтому чем более запутанными будут нарисованные стрелки, тем сложнее казакам будет найти разбойников.

Пока разбойники прячутся, казаки обустраивают у себя «темницу» - место, где они будут впоследствии пытать пойманных разбойников. Для этого очерчивают ее границы, пытаются внешними средствами спрятать ее от посторонних глаз.

Далее, ориентируясь по стрелкам, казакам необходимо найти разбойников и привести к себе в темницу, где их начинают пытать (щекотать, подсовывать маленьких насекомых). Однако заранее всем участникам игры следует обговорить правила пыток, чтобы они не были жестокими или обидными.

Казак, который поймал разбойника, остается сторожить его в темнице в то время как остальные казаки продолжают охоту за разбойниками.

Оставшиеся на свободе разбойники имеют право нападать на темницу и освобождать члена своей команды.

Основная цель игры – выведать казакам секретный пароль у разбойников. В таком случае казаки считаются победителями. Также если в темнице оказались все разбойники, победа присуждается команде казаков.

Казаки-разбойники - детская игра, популярная в XX веке. Много вариаций, много сценариев развития игры, и почти нескончаемое время для игры - порой в один "тур" играли по полдня.

Казаки-разбойники - детская игра, популярная в XX веке.

Много вариаций, много сценариев развития игры, и почти нескончаемое время для игры - порой в один "тур" играли по полдня.

В этой статье вы узнаете правила игры в столь популярную дворовую игру.

Для игры нужно собрать достаточно большую компанию (не меньше 6 человек, лучше гораздо больше).

Все вместе договариваемся, в пределах какой площади можно прятаться и играть (двор, два двора, пара подъездов или вся улица).

"Разбойники" совещаются и загадывают секретное слово (пароль-фразу).

Разбойники в это время рисовали мелом на асфальте круг (обозначая "начало движения") и дальше от него стрелочки по направлению своего движения.

Рисовать стрелочки можно было на асфальте, на стенах дома, на бордюрах, на деревьях, на скамейках и т.д.). Как правило, сначала бежали и рисовали стрелочки все вместе, и в конце разбегались по разным закоулкам. Чем быстрей бежишь и рисуешь - тем больше шансов спрятаться так, чтобы не нашли. Для того чтобы запутать и усложнить игру "казакам", стрелочки ставились сразу в нескольких направлениях, еще "обманные" стрелки, стрелки на достаточно больших расстояниях или мелкие в слабозаметном месте.

Время на прятанье "разбойников" оговаривалось заранее, но обычно было отведено не меньше 15-20 минут ("казаки" в это время развлекали себя другими играми и искали и обустраивали "темницу", куда приводили потом пойманных разбойников).

Темницу также надо было обустроить - начертить или указать палками-камнями четкие границы, попытаться защитить ее максимально от посторонних глаз. При этом нельзя было ее устраивать в совершенно замкнутом укромном помещении - терялся весь "смак" игры.

Далее - самое интересное. "Казаки" искали "разбойников", ориентируясь на нарисованные стрелочки (часть из них заводила в тупик). Когда "разбойника" находили, его нужно было для начала поймать (запятнать) - он имел право убегать от казаков. Если его запятнали, брали за рукав (или руку) - он уже не имел права сопротивляться, и вели к "темнице". Если по дороге по любым причинам казак выпустил руку разбойника - он считался свободным и мог убегать снова. Приведя одного пойманного разбойника в темницу, казак оставался его там сторожить.

Разбойника можно было "пытать" (самый распространенный вид пыток - щекотка).

"Казаки" считались победителями, если они выведывали пароль, либо если отыскивали и доставляли в "тюрьму" всех разбойников.

Разбойники могли выручать друг друга - например, "нападать" на темницу, хватать охранника, и пока они его держат, пленные могли разбегаться.

Когда кого-то из поколения 70-80х просишь назвать самую любимую игру детства, то очень часто ей оказываются казаки-разбойники . Во дворах в то время гуляло много детей, и не было проблемой собрать большую компанию. Бывало даже, что проходили встречи двор-на-двор. Частенько в эту игру играли в пионерских лагерях и на даче.

Правила игры Казаки-разбойники

Разбойники убегают и прячутся, используя для указания направления движения нарисованные стрелки, казаки должны их найти, поймать и отвести в темницу. Играть лучше большой компанией, минимум 4-6 человека, а лучше 10-12. Для рисования стрелок вам понадобится мелки.

С помощью жеребьёвки ребята делятся на две команды. Можно выбрать сначала атаманов (капитанов команд), а затем каждый атаман набирает себе людей. В начале игры разбойники отходят в сторону и загадыват ключевое слово («шифр»), затем берут по мелку и убегают. Казаки отворачиваются или отходят за угол и организовывают место для темницы . Темницу можно отгородить палочками, камнями или очертить мелком.

После оговоренного времени они пускаются в погоню за разбойниками. Разбойники, убегая, рисуют стрелочки каждые 20-30 метров, а также на всех поворотах и перекрестках. Иногда можно рисовать на перекрестках обманные стрелочки, например во все четыре стороны. Тем самым, получается, что казаки иногда бегут по неверному пути и заходят в тупик, им приходится возвращаться на перекрестки и прододжать поиск.

Разбойники сначала бегут большой группой, потом начинают разделяться на более мелкие и ищут себе укрытия . Если казак находит разбойника он может его поймать - осалить . Осаленный разбойник не может убегать и должен послушно пройти с казаком в темницу. Однако, по пути друзья-разбойники могут освободить пленника, осалив казака. После этого пойманный разбойник свободен и игра продолжается.

В темницу приводят пойманных разбойников и начинат выпытывать у них секретный шифр. Обычно самый легкий способ этого добиться - щекотка :-) О том как можно и как нельзя пытать, лучше договориваться в начале игры. Друзья могли осбодить разбойника из темницы, «напав» на казака-караульного и держа его за руки, пока «пленные» разбегаются. Казаки считаются победителями, если узнают секртеный шифр или поймают всю компанию разбойников. После этого команды меняются ролями. Известен вариант игры, когда разбойники пишут на стене первую и последнюю букву загаданного шифра, а остальные буквы пустыми квадратиками (по типу «Поля чудес») и указывают тему (города, животные, профессия и т.д.) После этого разбойники убегают, а казаки вместе отгадывают слово, после этого пускаются в погоню. Это дает разбойникам необходимую фору.

Казаки-разбойники — игра из детства, игра-память истории нашего Отечества.

Давайте поиграем с вами в эту замечательную игру на свежем воздухе. Правила у нас классические, но будет не лишним обговорить детали.

Участники игры

Родители вместе с детьми. Возраст младших детей для участия в игре, наверно, должен быть от 7 лет (от 1 класса).

Формирование команд

Формирование команд начинается в субботу с утра 8:45-9:55 — фойе перед столовой, с 10:00-10:25 — детская площадка (на улице, на заднем дворе здания д/о). Начало игры в 10:35 .

Общие положения

Все участники игры делятся на две команды, каждая из которых по очереди играют то в роли «казаков», то в роли «разбойников». Команды, для распознавания своих среди чужих, получают «погоны» своего казачьего полка, которые отличаются цветом. На погонах обоих полков нанесены знаки отличия казачьих званий. Погоны необходимо иметь на плечах до самого конца игры, всех этапов. После игры погоны достаются на память участникам.

Жеребьевкой или поединком решается, какая из команд первой начинает в роли «казаков». После этого «разбойники» получают свои разбойничьи атрибуты — повязки на головной убор и разбойничьи повязки на один глаз — наглазник. Эти две повязки нельзя снимать до окончания срока исполнения роли «разбойников», причем повязку с головного убора могут сорвать «казаки» во время погони за вами. Об этом по порядку.

Легенда

Потерявшие честь и совесть «разбойники» выкрали у «казаков» ковчег, где хранился завет потомкам «всех казаков», разорвали по буквам его на части, раздали каждому разбойнику по одной букве, что бы уже никто не смог прочитать этот завет

Осерчали «казаки» и порешили переловить всех разбойников как «бешеных псов», собрать все буквы завета и на общем сходе прочитать всем. Как решили так и сделали. И не было такого места, где смогли бы укрыться «разбойники» от лихих казачьих коней, и слетели их буйные головы, в назидание всем тем, кто посягнул на заповеди отцов…

Продолжение правил игры:

После определения, кто первым начинает игру (жребием или поединком), команда «разбойников» получают две повязки (наглазник и ленту на головной убор) и набор пронумерованных букв. В течении 10 минут необходимо облачится (обязательно повязать ленту на головной убор и одеть наглазник на лицо) и спрятать полученную букву в своей верхней одежде(под курткой, в шапке, в брюках, в обуви и пр. — в верхней одежде). Оставшееся время следует посвятить совещанию о разбойничьих планах, о своих действиях в качестве «разбойников».

«Казаки» в это время обсуждают план своих действий по поимке разбойников и возвращения всех букв завета, сложения букв в текст. Получают шифровальный лист.

Начало игры

Начало игре дает красная ракета . С этого момента «разбойники» имеют 10 минут, для того, чтобы спрятаться на уличной территории д/о. Через 10 минут начинается ПОГОНЯ .

Погоня

Время для погони составляет 50 минут .

Правила погони таковы:

Необходимо отыскать спрятавшегося разбойника на территории д/о, догнать и обезвредить, для чего достаточно снять с его головы (головного убора) повязку разбойника (наглазник трогать не следует). «Разбойник» имеет право убегать, мешать «казакам» срывать с его головного убора ленту. Если «казакам» удалось снять ленту с головного убора «разбойника», то с этого момента «разбойник» считается пойманным. Пойманный «разбойник» не имеет право сопротивляться или убегать. Всем! ЗАПРЕЩАЕТСЯ проявлять грубость!

Теперь требуется забрать у разбойника «букву» из завета. Можно предложить добровольно отдать «украденную» букву. Если «разбойник» отказывается добровольно отдать букву, то допускается применить к нему «пытки», ну в смысле обыск с головы до ног.

ВНИМАНИЕ! Обыск пойманного «разбойника» допускается на месте поимки «разбойниками» только в присутствии старшего офицерского чина (не ниже подъесаула) или в тюрьме. В тюрьму, пойманный но отказавшийся отдать букву «разбойник», конвоируется (держа за две руки) двумя младшими чинами (казак, приказный, и пр.)

Собранные таким образом буквы возвращаются на поляну «писарю», и он вместе с «атаманами» восстанавливает текст завета. После окончания времени погони (1 час и зеленая ракета) текст заповеди трижды оглашается всем присутствующим.

ВАЖНОЕ! Если «казакам» не удалось во время обыска отыскать букву у пойманного разбойника, тогда они имеют права отказаться от поиска буквы, и объявить об этом «разбойнику», но при этом потребовать от него предъявить не найденную во время обыска букву, дабы убедиться, что буква была у «разбойника». В этой ситуации если не найденная буква была предъявлена «разбойником», то следует разбойника отпустить, вернуть ему букву, снятую ленту и дать 10 минут, чтобы спрятаться. Если буквы совсем не нашлось, это приравнивается к нарушению правил игры.

Окончание погони

Сигналом для завершения погони и срочному возврату на поляну всем участникам игры («казакам» и «разбойникам») служат: время — ровно 50 минут со времени начала погони (перед началом игры проводится сверка часов); звуковой сигнал трубы; зеленая ракета . На поляне для сбора начинает громко звучать музыка.

Подведение итогов и определение команды победителя

Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков:

Очки начисляются

За голубую ленточку — 5 очков, за синюю ленточку — 20 очков, за бирюзовую — 35 очков, за темно-синюю — 50 очков, за фиолетовую — 75 очков.

За розовую ленточку — 5 очков, за красную ленточку — 20 очков, за оранжевую -35 очков, за малиновую — 50 очков, за бордовую — 75 очков.

За 1 найденную букву — 5 очков

За правильно составленный из найденных букв и троекратное озвучивание завета для всех — 500 очков.

Очки снимаются

За намеренное нарушения правил игры, грубость и неуважение к людям, а именно:

За грубость по отношению к участникам игры — 300 очков или внушение нагайкой 30 раз;

За мелкие нарушения и невыполнения основных правил — 100 очков за 1 фактический эпизод или 10 внушений нагайкой.

Казачьи чины и звания, которые используются в игре

Казак, урядник, хорунжий, сотник, есаул.

Просим всех помнить, особенно старших участников, что это всего лишь игра, забава, и всякий раз, когда вы увидите нарушение правил игры, человеческих отношений, просим вас тактично вмешаться. Если мы с вами будем все вместе приглядывать за детьми во время нашего мероприятия, то ничего плохого не может случиться. Ну и сами конечно не заигрывайтесь.

Сейчас зима, и самое неприятное, что может случиться, это потерять ребенка, который где-нибудь прячется в сугробе от «казаков» и боится, как бы его не нашли, а сам уже весь синий… Вот такая игра нам не нужна . Не спускайте глаз с «мелких» во время игры. Сразу всем объявите, если ребенок потерялся из поля зрения больше чем на 5 минут . Мы сразу всем миром начнем его искать.

Постарайтесь себе и детям перед игрой пришить на верхние брюки «тормоза» — резинки, которые не позволят снегу забиваться в промежуток между обувью и брюками.

Хорошенько вам погулять, братцы!

Вам также будет интересно:

Оперативные сводки донбасса
Share Tweet Share Share Email Comments 18.04.19. Сообщение от военкора Оксаны Шкоды. Пока...
Пышный бисквит красный бархат
Шикарный праздничный торт «Красный бархат» — настоящее украшение застолья! Божественный...
Пикша запеченная в духовке
Рыба является одним из самых низкокалорийных и очень полезных блюд. Особенно - пикша,...
Драники кабачковые: рецепт приготовления с фото Деруны из картошки и кабачков
И я с удовольствием готовлю с ними всевозможные блюда. Этот рецепт из разряда просто,...
Цыпленок в фольге в мультиварке Как приготовить цыпленка табака в мультиварке скороварке
Как ни странно, мультиварка отлично себя проявила и в этом рецепте. В оригинальном варианте...