Сайт о холестерине. Болезни. Атеросклероз. Ожирение. Препараты. Питание

Сонник пальцы, к чему снится пальцы, во сне пальцы

Кабачки как грибы: рецепты заготовок на зиму с пошаговыми фото Как закрыть кабачки со вкусом грибов

Список продуктов питания понижающие артериальное давление

Молитвы при глазных болезнях

Трансферин с низким уровнем гликирования (CDT): лабораторный критерий злоупотребления алкоголем Кровь на сдт в наркологии

Молитва пред иконой всецарица от рака

Опубликован текст новогоднего обращения владимира путина Сценка «Старый год против Нового» с переодеванием

Рожденный 1 апреля знак зодиака

Можно ли попасть на прием к врачу если потерял полис

Публицистический стиль: примеры из книг

На какие вопросы отвечает подлежащее?

Как делается фонетический разбор слова: пример звукового анализа

Гороскоп для мужчины-Девы

Гороскоп козерог на май майл

Отставка Медведева или роспуск Госдумы: Россию ожидают серьезные изменения

Что значит психика. Что такое психика? Объективный критерий психики

Психика -функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.

Изучением мозга занимаются различные науки. Его строение исследует анатомия, а его сложную деятельность с различных сторон изучают нейрофизиология, медицина, биофизика, биохимия, нейрокибернетика.

Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.

Основным понятием психологии является понятие психического образа. Психический образ -целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности; это информационная модель действительности, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности.

Психические образы обеспечивают достижение определенных целей, и их содержание обусловливается этими целями. Наиболее общим свойством психических образов является их адекватность действительности, а всеобщей функцией -регуляция деятельности.

Психическое отражение мира человеком связано с его общественной природой, оно опосредуется общественно выработанными знаниями. Психика, как отражательная способность есть и у животных. Но высшей формой психики является сознание человека, которое возникло в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком, речью. Благодаря сознанию человек произвольно регулирует свое поведение.

Сознание не фотографически отражает явления действительности. Оно вскрывает объективные внутренние связи между явлениями.

Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика -это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.

Итак, психика -это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием “сознание”. Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания (“Сверх‑Я”).

Общее определение категории «психика». Основные характеристики сферы психического. Определение категории «психика» в широком и узком ее понимании.

Основные формы и механизмы адаптивного поведения. Инстинкт, навык (оперантное поведение), «интеллектуальное» поведение животных. Физиологические основы и механизмы, их сущность и особенности. Формы адаптивного поведения и их особенности.

Особенности психики человека. Структура психики человека. Системный признак психики человека, выделяющий его из животного мира. Особая форма адаптивного поведения, ее отличительные особенности.

Общее определение категории «психика».Основные характеристики сферы психического

Рассмотренные в предыдущей главе формы психического отражения позволяют сделать вывод, что психика в том смысле, в котором мы ее понимаем и используем данное понятие, представляет собой одну из базовых психологических категорий.

Рассмотрение этой категории начнем с определений, поскольку в современной психологической литературе существует множество определений, с той или иной стороны вскрывающих природу, сущность и функции психики. Для того чтобы иметь возможность выделить в этой категории наиболее устойчивые характеристики и стороны, в целях методологического анализа рассмотрим некоторые определения психики, данные различными авторами.

1) «Психика - функция мозга, отражение объективного мира» (Гальперин П.Я., 1998. С. 141).

«Психика - свойство высокоорганизованной материи; не всякой, а только высокоорганизованной, следовательно, появляющейся относительно поздно, на высоком уровне развития мира». На языке современного естествознания это разъясняется просто: психика возникает только у живых тел, организмов, и не у всех, а только у животных, и даже не у всех животных, а лишь у тех, что ведут активную, подвижную жизнь в сложнорасчлененной среде . К непрерывным изменениям этой среды и своего положения в ней им приходится активно и постоянно приспосабливать свое поведение, а это требует нового вспомогательного аппарата поведения - психической деятельности» (там же. С. 138).

2) «Психика - это очень тонкий инструмент приспособления к окружающей среде» (Реан А. А., Бордовская И. В., Розум С. И., 2001, С. 12).

«Психика - это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности» (там же. С. 14).

  • 3) «Психика (от греч. psychikos - душевный) - активная и пристрастная форма отражения субъектом свойств и закономерностей объективной реальности и своей собственной жизнедеятельности, возникающая, развивающаяся и функционирующая в различных видах внешней и внутренней деятельности субъекта. Основными функциями психики являются ориентация субъекта в мире и регуляция на этой основе его (субъекта) деятельности (Соколова Е.Е., 1999. С. 7).
  • 4) «Психика (от греч. psychikos - душевный) - форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию» (Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П., 2003. С. 420).
  • 5) «Психика...свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать через свои состояния окружающий объективный мир с его связями и отношениями (Столярен- коЛ.Д.,2006. С. 6).

Психическое отражение...это активное отражение мира, вызванное определенной необходимостью, потребностями; это субъективное избирательное отражение объективного мира... Основные функции психики: отражение, регуляция поведения и деятельности» (там же. С. 9).

Видимо, достаточно приведенных определений, для того чтобы иметь материал для анализа. Выделим наиболее существенные и устойчивые характеристики, отраженные в них. Из определений следует, что психика - это:

  • системное свойство высокоорганизованной материи;
  • активное отражение объективного мира;
  • субъективное отражение окружающего мира в образе;
  • инструмент приспособления к окружающей среде;

Основные функции психики: регуляция (саморегуляция) поведения и деятельности.

Указывается также на принадлежность психики субъекту и построение им неотчуждаемой от него картины мира.

Нельзя не заметить, что явственно проступают два подхода, два рода определений психического: 1) психика - свойство высокоорганизованной материи , живых существ ; и 2) свойство субъекта со способностью саморегуляции и построения им неотчуждаемой от него картины мира.

В первом случае определение психики трактуется расширительно, распространяясь на высших животных и человека. Этот подход представляется и нам более обоснованным. Во втором случае определение распространяется лишь на психику человека, поскольку субъектом со способностью к саморегуляции и построению картины мира может быть только человек. Более подробно и обоснованно по проблеме, кто такой субъект, кто им является, а кто нет, см. Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. энцикл., 1983. 840 с.

Здесь только заметим, что в психологии некоторыми авторами это понятие трактуется слишком широко. Также не совсем корректно говорить о построении картины мира в отношении животных. Какая картина мира, например, существует у лягушки, пусть даже она Царевна- лягушка, или коровы и т. д.? Это не картина мира, а по большей степени бледный или более богатый субъективный образ воспринимаемой действительности.

С учетом высказанных взглядов можно постараться сформулировать и предложить определения психики, которые бы в большей степени нас удовлетворяли, попытаться их раскрыть и обосновать.

Если трактовать психику расширительно, распространяя определение на высших животных и человека, то можно предложить следующую дефиницию.

Психика - высшая форма психического отражения, присущая высокоорганизованным живым организмам, функция мозга, заключающаяся в возникновении системного качества активно отражать объективный мир в субъективных образах этого мира, являющаяся механизмом активного приспособления (адаптации), регуляции поведения и деятельности в окружающей среде.

За основу для определения психики человека можно принять дефиницию А.В. Петровского. В этом случае определение может выглядеть следующим образом:

Психика человека - высшая форма психического отражения, присущая только человеку, функция мозга, заключающаяся в возникновении у субъекта системного качества активно отражать объективный мир в субъективных образах, в построении им неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе процессов адаптации, поведения и деятельности.

В данных определениях раскрываются следующие характеристики психического.

Во-первых, психическое - это свойство не всей и не только живой, а именно высокоорганизованной материи. Психика присуща высокоорганизованным живым существам, она есть функция мозга (центральной нервной системы), т. е. возникает на определенном этапе эволюционного развития природы. Взгляды на развитие психики и сознания человека рассмотрим подробнее далее.

Во-вторых, психика - это высшая форма психического отражения, заключающаяся в способности высокоорганизованных живых организмов активно отражать окружающую действительность. Причем активность психики носит как внутренний , так и внешний характер.

Проявлением внешней активности является адаптивный характер психического отражения, позволяющий живому организму и человеку активно приспосабливаться к окружающей среде посредством изменения функций отдельных органов, поведения и деятельности, а также способность к антиципации, которая обеспечивает возможность не только фиксировать прошлое и настоящее, но и предвосхищать в отдельных моментах результат будущего.

Проявлением внутренней активности является избирательное отношение живого организма к внешнему миру, которое и характеризует его меру субъективности.

Активность и избирательное отношение к внешнему миру лежат в основе психического отражения в форме субъективного образа окружающего мира и выполняют функции регуляции поведения и деятельности. Субъективный образ - это идеальное отражение мира, в этом образе мир удваивается. Поэтому мир в субъективных образах многолик и бесконечно разнообразен. Не будет преувеличением сказать, что сколько животных особей, индивидов, столько и субъективных миров, обусловленных особенностями биологического и психического уровня развития вида, а также индивидуального развития.

У человека психическое тесно связано с сознанием, поэтому его восприятие окружающего мира, его субъективный образ связан с новым системным качеством - идеальным образом, а соответственно, поведение и деятельность в корне отличны от животного мира.

Животное же действует и организует свое поведение в «поле восприятия» . П. Я. Гальперин пишет: образ есть такое начало психики, без которого все остальные компоненты психической жизни теряют свой смысл .

Образ - это явление поля объектов субъекту. Никакая другая вещь этим свойством не обладает. Вещи взаимодействуют друг с другом, но ни одна из них не открывается субъекту. А в отношении образа можно сказать наоборот. В образе вещи (не все, а те, которые попадают в поле данного образа) открываются перед субъектом и характерным образом перестают вызывать со стороны организма непосредственную реакцию. Они открываются как поле возможных действий (возможных, а не строго определенных), которые еще надлежит установить, т. е. определить, какое действие будет выбрано и после этого выполнено. И это своеобразная черта образа, он открывает вещи, но при этом вещи перестают вызывать со стороны организма непосредственную реакцию, а выступают перед организмом, открываются перед ним как поле, в котором он может действовать и даже должен действовать, потому что если бы он не должен был действовать, тогда и не нужно было бы образа. Он должен действовать, но не может прямо, непосредственно действовать. Можно было бы так сказать: он не может действовать автоматически, он должен в этом поле разобраться .

Таким образом, когда возникает субъективный образ, то раскрывается поле вещей и прежняя автоматическая реакция задерживается, потому что нужно еще разобраться, полезным ли будет повторение реакции, которая была в прошлый раз, будет ли эта реакция успешной или неуспешной в связи с изменением условий.

Поэтому образ и нужен для того, чтобы организм, перед тем как действовать, мог разобраться в обстоятельствах, сориентироваться. Так мы приходим к простому и общему заключению, что образ есть один из важнейших компонентов, который делает понятным наличие потребности, который помогает ориентировке, потому что подлинная действительность психической жизни - это ориентировка в ситуации, требующей нешаблонных действий. Это основная жизненная функция психической деятельности .

Поэтому третья особенность и объективная необходимость психического раскрывается в ее функциях и механизмах, обеспечивающих на основе субъективного образа соответствующую форму адаптивного поведения, действий и реакций.

  • См. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во АПН РСФСР,1959. С. 159-176.
  • См. также: Психология: слов. / под ред. А. В. Петровского. М., 1990.
  • См. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: учеб, пособие для студентоввузов. М.: Кн. дом «Университет»: Высш. шк., 2002. 400 с.

Психология (греч. — душа; греч. — знание) — это наука, изучающая поведение и психические процессы людей и животных. Психика — это высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем. Посредством психики человек отражает закономерности окружающего мира.

Мышление, память, восприятие, воображение, ощущение, эмоции, чувства, задатки, темперамент , — все эти моменты изучает психология. Но основной вопрос остаётся, — что движет человеком, его поведением в той или иной ситуации, каковы процессы его внутреннего мира? Спектр вопросов, решаемых психологией достаточно широк. Так, в современной психологии выделяют большое количество разделов:

  • общая психология,
  • возрастная психология,
  • социальная психология,
  • психология религии,
  • патопсихология,
  • нейропсихология,
  • семейная психология,
  • психология спорта
  • и т.д.

В психологию проникают и другие науки и отрасли научного знания (генетика, логопедия, юриспруденция, антропология, психиатрия и др.). Происходит интеграция классической психологии с восточными практиками . Чтобы жить в гармонии с собой и с окружающим миром, современному человеку необходимо овладение основами психологии.

"Психология — это выражение словами того, чего нельзя ими выразить" , — писал Джон Голсуорси.

Психология оперирует следующими методами:

  • Интроспекция — наблюдение собственных психических процессов, познание собственной душевной жизни без использования каких-либо инструментов.
  • Наблюдение — исследование определенных характеристик того или иного процесса без активного вовлечения в сам процесс.
  • Эксперимент — исследование опытным путем определенного процесса. Эксперимент может быть построен на моделировании деятельности в специально заданных условиях или может проводиться в условиях, близких к обычной деятельности.
  • Исследование развития — изучение определенных особенностей одних и тех же детей, за которыми наблюдают в течение нескольких лет.

У истоков современной психологии стояли Аристотель, Ибн Сина, Рудольф Гоклениус , впервые использовавший понятие "психология", Зигмунд Фрейд , о котором, наверняка, слышал даже человек, не имеющий отношения к психологии. Как наука, психология зародилась во второй половине 19 века, отделившись от философии и физиологии. Психология исследует механизмы психики бессознательные и осознаваемые человеком.

Человек обращается к психологии, чтобы познать себя и лучше понимать своих близких . Это знание помогает увидеть и осознать истинные мотивы своих поступков. Психологию ещё называют наукой о душе , которая в определенные моменты жизни начинает задавать вопросы, — "кто я?", "где я?", "зачем я здесь?" Зачем человеку нужно это знание и осознание? Чтобы держаться на дороге жизни и не падать то в одну канаву, то в другую. А упав, найти в себе силы подняться и идти дальше.

Интерес к этой области знаний возрастает. Тренируя тело, спортсмены обязательно приходят к психологическим знаниям и расширяют их. Двигаясь в направлении своих целей, выстраивая отношения с людьми, преодолевая трудные ситуации, мы также обращаемся к психологии. Психология активно вливается в обучение и воспитание, в бизнес, в искусство.

Человек — это не только кладезь определённых знаний, умений и навыков, но и личность со своими эмоциями, чувствами, представлениями об этом мире.

Сегодня без знания психологии не обойтись ни на работе, ни дома. Чтобы продать себя или произведенный продукт, нужны определенные знания. Чтобы иметь благополучие в семье и уметь улаживать конфликты, так же необходимы знания психологии. Понимать мотивы поведения людей, учиться управлять своими эмоциями, уметь налаживать отношения, суметь донести до собеседника свою мысль, — и здесь на помощь придут психологические знания. Психология начинается там, где появляется человек и, зная основы психологии, можно избежать многих ошибок в жизни . "Психология — это умение жить".

2 9 626 0

Древних греков почитают как мудрых мастеров философии. Еще они заметили, что человек «спаян» из двух частей: внешнее проявление умственной деятельности и внутренние психические свойства. Отличий между людьми много, но самыми интересными являются особенности внутреннего мира. Понимание психической деятельности и самого понятия психики, на самом деле, не столь сложно, как кажется.

Функции психики

В современной психологии дается более точное определение, помогающее понять сам феномен.

Психика – это зеркало. Субъективное отражение объективного мира и реакция на него. Основа работы психики – совокупность множества «чувственно» и «реакционно» направленных связей.

За некоторые функции отвечает конкретный участок мозга. Но делегирование тоже свойственно главному «думательному» органу человека, потому за некоторые формы проявления определенных функций отвечает вся кора головного мозга. Психика человека выполняет следующие функции:

    Отражательная

    Эмоциональная

    Порождение эмоциональных реакций на определенные ситуации.

    Волевая

    Возможность «свободного» выбора. Оспаривается большинством современных психологов.

Важность для человека

В конце 19 века ученые считали, что врожденность обуславливает всю дальнейшую жизнь. Л. С. Выготский считал, что психическое развитие человека происходит по историческим законам, а не по биологическим.

Возможности человека напрямую связаны с уровнем его развития.

Уровень развития психики устанавливает качество профессиональной деятельности, проявления и направленность воли и нормы поведения. Биохимия мозга, а вследствие и поведение, регулируется тремя отделами: эпифизом, гипоталамусом и гипофизом. При неправильной работе желез, которые направляются перечисленными отделами, наблюдаются изменения и в психическом состоянии человека.

Процессы

Происходящие действия в сознании человека и выработанная эмоциональная реакция на внешние раздражители. Во многом совпадают с функциями.

    Регуляторные

    Другая сторона восприятия внешнего. Вырабатывают принципы системы поведения. Волеизъявление, мотивация, постановка целей.

    Познавательные

    Осмысление конкретной ситуации со всевозможных сторон и возможность действовать, согласно своим идеалистическим представлениям. Сюда относятся восприятие, память и воображение.

    Коммуникативные

    Необходимость объединения усилий с людьми для достижения определенной цели подтолкнуло первобытного человека к изобретению сознательной коммуникации.

Состояния

Это характеристика индивидуальной картины мира и норм поведений, закрепленная на протяжении относительно долгого периода времени. Характеристики психических состояний можно предугадать.

  1. Эмоциональные . Испытуемые чувства.
  2. Активационные . Показатель активности или пассивности человека.
  3. Временные . Длительность состояния.
  4. Тонические . Схожи с активационными, только здесь имеется ввиду конкретный момент – бодрый ли человек, угнетенный ли.

Свойства психики

Главными отличающими особенностями психики являются гибкость и обучаемость. Известный ученый Татьяна Черниговская говорит, что мозг не умеет одного – не учиться.

Кардинальное отличие людей от животных – это способность и готовность влиять на обстоятельства в некоторых случаях. Это и называют волеизъявлением.

Способность действовать, исходя из накопленного опыта, и возможность выбирать способ своего поведения. Вообще свойства – это относительно стабильные образования, которые обуславливают характер индивида. Делятся на три категории:

  1. Жизненная позиция . Убеждения, идеальный образ себя и т.д.
  2. Характер и темперамент . Врожденные психо-физические свойства личности и избранная манера поведения.
  3. Способности . Развитость воли, интеллекта и предрасположенность к творчеству.

Психические явления

Психология изучает фундамент, состоящий из процессов, свойств и состояний психики. Однако далеко не все процессы осознаются человеком. Как утверждают ученые, самосознание не может существовать отдельно от бессознательного, сверхсознательного, предсознательного и подсознательного. Бессознательные процессы, являющиеся первым уровнем психики, такие как дыхание, размножение, а зачастую даже и автоматическое мышление не «выводятся» на поверхность, дабы не загружать мозг.

Своими индивидуальными бессознательными люди формируют коллективное бессознательное, то есть историю всего человеческого рода. Впервые на него указал Юнг в своей работе «Структура души».

Психика

Высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем. На уровне человека П. приобретает качественно новый характер, в силу того, что его биологическая природа преобразуется социокультурными факторами, благодаря к-рым возникает внутренний план жизнедеятельности - , а становится личностью . Знание о П. менялось на протяжении столетий, отражая достижения в исследованиях функции организма (как его телесного субстрата) и в понимании зависимости человека от социальной среды его активности . Это знание, осмысливаясь в различных идейных контекстах, служило предметом острых дискуссий, поскольку затрагивало коренные философские вопросы о месте человека в мироздании, о материальных и духовных основах его бытия. В течение многих веков П. обозначалось термином «», трактовка которой, в свою очередь, отразила расхождения в объяснении дви жущих сил, внутреннего плана и смысла человеческого поведения . Наряду с восходящим к Аристотелю пониманием души как формы существования живого тела сложилось направление, представляющее ее в образе бесплотной сущности, история и судьба к-рой, согласно различным религиозным вероучениям, зависят от внеземных начал.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Психика

Существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность. Неотъемлемое свойство живого. Взаимодействие живых существ с внешним миром реализуется посредством качественно отличных от физиологических, но неотделимых от них процессов, актов, состояний психических.

Психика - системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на ее основе поведения и деятельности. Психика обеспечивает эффективное приспособление к среде.

Отражение психическое мира всегда совершается в активной деятельности. В психике представлены и упорядочены события прошлого, настоящего и возможного будущего. У человека события прошлого выступают в данных опыта, представлениях памяти; настоящего - в совокупности образов, переживаний, умственных актов; возможного будущего - в побуждениях, намерениях, целях, а также в фантазиях, грезах, сновидениях и пр. Психика человека и осознанна и неосознанна; но и неосознанная - качественно отличается от психики животных. Основное отличие человеческой психики от животной - именно в сознательной целенаправленности психических проявлений. Сознание - ее сущностная характеристика.

Благодаря активному и опережающему отражению органами чувств и мозгом головным внешних объектов в форме психики делается возможным выполнение действий, адекватных свойствам этих объектов, а тем самым - выживание организма, его активность поисковая и надситуативная. Итак, определяющие признаки:

1 ) отражение, дающее образ среды, где действуют живые существа;

2 ) их ориентация в этой среде;

3 ) удовлетворение потребности в контактах с нею.

А эти контакты по принципу связи обратной контролируют правильность отражения.

У человека контрольной инстанцией служит социальная практика. Благодаря связи обратной результат действия сопоставляется с образом, появление коего опережает этот результат, предваряя его как своеобразная модель действительности. Так психика выступает единой цикличной системой, имеющей историю и рефлекторной по типу. Здесь рефлекторность означает первичность объективных условий жизни организма и вторичность их воспроизведения в психике, закономерный переход воспринимающих компонент системы в исполнительные, целесообразность двигательных эффектов и их «обратное» влияние на образ. Активность психики проявляется:

1 ) при отображении реальности, ибо оно предполагает преобразование физико-химических раздражителей, действующих на нервные аппараты, в образы предметов;

2 ) в сфере побуждений, придающих поведению энергию и стремительность;

3 ) при исполнении программы поведения, включающей поиск и выбор вариантов.

Углубление в филогенетическую историю психики подводит к вопросу об ее объективном критерии. То есть такой, который позволяет определить, есть ли у данного организма психика. Современные теории не опускаются в поисках психики ниже животного мира. Но предлагаемые ими критерии приводят к разной локализации «порога» психического. Вот некоторые из них: способность к поведению поисковому, способность к «гибкому» приспособлению к среде, способность к «проигрыванию» действия во внутреннем плане и пр. Само разнообразие теорий говорит о том, что они скорее являются дискуссионными гипотезами, чем разработанными теориями.

Среди этих гипотез одна из самых признанных (в отечественной психологии) принадлежит А.Н. Леонтьеву. В качестве объективного критерия психики она предлагает способность организмов реагировать на воздействия абиотические (нейтральные биологически). Реагировать на них оказывается полезным потому, что они находятся в устойчивой связи с биологически значимыми объектами и, значит, являются их потенциальными сигналами. Отражение абиотических свойств оказывается неразрывно связанным с качественно иной формой активности существ - поведением. До того жизнедеятельность сводилась к усвоению пищи, выделению, росту, размножению и пр. Теперь появляется активность, «вставленная» между актуальной ситуацией и витальным актом - обменом веществ. Смысл этой активности - обеспечить биологический результат там, где условия не позволяют ему реализоваться непосредственно. С предлагаемым критерием связаны два фундаментальных понятия: и . При этом чувствительность предполагает субъективный аспект отражения; предположение, что он впервые появляется вместе с реакцией на раздражители абиотические, - очень важная гипотеза, потребовавшая экспериментальной проверки. Согласно психоанализу З. Фрейда, психика состоит из трех инстанций - сознательного, предсознательного и бессознательного - и системы их взаимодействия. Деление психики на сознательное и бессознательное - основная предпосылка психоанализа, и только оно позволяет понять и исследовать часто наблюдаемые и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Итак, психика шире, чем сознание. Психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из коих - влечение сексуальное.

Согласно Р. Ассаджоли, существуют такие составляющие психики:

1 ) самость высшая - своего рода «внутренний бог»;

2 ) самость сознательная - Я - точка ясного осознания;

3 ) поле сознания - анализируемые чувства, мысли, побуждения;

4 ) бессознательное высшее, или сверхсознание - высшие чувства и способности, интуиция, вдохновение;

5 ) бессознательное среднее-подобие Фрейдовского предсознательного - мысли и чувства, кои могут легко осознаться;

6 ) бессознательное низшее - инстинктивные побуждения, страсти, примитивные желания и пр.

Важную роль играет также понятия субличностей - как бы относительно независимых, более или менее развитых «малых» личностей внутри человека; они могут соответствовать ролям, кои человек играет в жизни.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Психика Этимология.

Происходит от греч. psychikos - душевный.

Категория.

Форма взаимодействия животного организма с окружающей средой, опосредствованная активным отражением признаков объективной реальности.

Специфика.

Активность отражения проявляется прежде всего в поиске и опробовании будущих действий в плане идеальных образов.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ПСИХИКА

(от греч. psychikos - душевный) - форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности ) регулятивную функцию .

Современное понимание сущности психики разработано в трудах Н . А . Бернштейна , Л . С . Выготского , А . Н . Леонтьева , А . Р . Лурия , С . Л . Рубинштейна и др. П. возникла на определенном этапе развития живой природы в связи с формированием у живых существ способности к активному перемещению в пространстве (см. , ). В процессе эволюции животных П. развивалась по биологическим законам от простейших до сложных форм, которые свойственны, напр., обезьянам (см. , , , ). Удовлетворение своих потребностей животное осуществляет посредством активных движений в окружающей среде, совокупности которых характеризуют его поведение. Успешное поведение опирается на предваряющий его поиск.

Задача построения движения в уникальной реальной ситуации является чрезвычайной по своей сложности. Чтобы решить ее, индивид вынужден каким-то путем постичь сложнейшую физику реального пространства и согласовать ее с собственной телесной биомеханикой. Хотя движение осуществляется во внешнем геометрическом пространстве, оно вместе с тем имеет и собственное пространство. Бернштейн на основании изучения свойств моторики в ее взаимоотношениях с внешним пространством ввел понятие «моторное поле» . Моторное поле строится посредством поисковых, пробующих движений, зондирующих пространство во всех направлениях. Сделав небольшое (элементарное) движение, живой организм корректирует его, намечая дальнейший путь. На основе этого движения строится обобщенный ситуации в целом, отображающий связь объективных характеристик реального пространства с характеристиками биомеханики живого организма. Возникнув в ходе опробующих (поисковых) движений, обобщенный образ рабочего пространства, в свою очередь, становится важным регулятором построения движений, определяя траекторию, силу и др. характеристики двигательного акта (см. ).

Основная функция П. заключается, следовательно, в поиске на основе возникшей потребности определенных движений и действий, нацеленных на ее удовлетворение, опробовании этих двигательных актов, приводящем к формированию обобщенного образа реальной ситуации, и, наконец, в контроле за реализацией движений и действий, осуществляемых в плане уже сформировавшегося образа реальности (см. ). Поиск и опробование будущих действий человек осуществляет в плане идеальных образов (см. ), которые строятся на основе речевого общения с помощью таких психических процессов, , , , , . Процессы внимания и воли контролируют адекватное выполнение найденных и опробованных действий, соответствующих определенным условиям.

Как показали работы Леонтьева, в качестве важнейшего элемента П. человека создает представительство в деятельности одного человека общественно-исторического опыта всего человеческого рода. За языковыми значениями скрываются выработанные в процессе исторического развития человеческого общества способы деятельности. В них представлена свернутая в «материи» языка идеальная форма существования свойств , связей и отношений предметного мира, раскрытых общественной практикой.

В основе развития человеческой П. лежит овладение индивидом исторически сформировавшимися общественными потребностями и способностями , необходимыми ему для включения в трудовую и общественную жизнь (см. ). На начальном этапе психического развития (в младенческом возрасте ) ребенок с помощью взрослых активно усваивает потребность и определенный навык общения с ними. След. этап развития П. ребенка ( ) связан с овладением основами предметно-манипулятивной деятельности, позволяющей ему освоить общественно выработанные способы использования простейших предметов (см. , ). При этом у ребенка формируются способности к универсальным движениям рук, к решению простых двигательных задач (начало мышления) и способность занимать собственную позицию внутри отношений со взрослыми и сверстниками (возникновение у ребенка установки «Я сам»). На след. этапе в процессе игровой деятельности у ребенка в возрасте от 3 до 6-7 лет формируются способность к воображению и к употреблению различных символов. В школьном возрасте ребенок на основе учебной деятельности приобщается к таким формам культуры , как наука, искусство, этика, право. Психическое развитие ребенка в этот период связано с формированием у него основ логического мышления, потребности в труде и навыков трудовой деятельности. На всех этапах развитие П. человеческого индивида подчиняется закону, сформулированному Выготским: «Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды: сперва как деятельность коллективная, социальная... второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка».

П. во всех формах является, по выражению А . А . Ухтомского , своеобразным функциональным органом человека и животных, который строит их поведение и деятельность. На относительно ранних эволюционных стадиях развития в теле животных выделился специализированный носитель этого функционального органа - н. с. и .

Основу современных представлений о физиологических механизмах психической деятельности составляют работы И . М . Сеченова , доказавшего, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы ». Сеченов заложил фундамент учения о высшей нервной деятельности , в разработку которого значительный вклад внесли труды И . П . Павлова , В . М . Бехтерева , Н. Е. Введенского (см. ), А. А. Ухтомского и др. физиологов и психологов.

По Павлову, формирование человеческой П. было связано с перестройкой физиологических механизмов деятельности мозга, заключающейся в возникновении второй сигнальной системы . В работах Ухтомского было доказано, что большое значение в реализации функций П. имеет физиологическая . П . К . Анохин интерпретировал динамику нервных процессов торможения и возбуждения в виде сложной иерархической функциональной системы , ввел представление о механизме, обеспечивающей целесообразное поведение организмов на основе опережающего отображения.

Добавление ред.: П. - предмет изучения современной психологии, как, впрочем, и сама психология, практически не имеет отношения к этимологии слова «П.». Стала хрестоматийной фраза, приписываемая историку В. О. Ключевскому: «Раньше психология была наукой о душе , а теперь стала наукой об ее отсутствии». Действительно, психология не может похвастаться успехами в изучении души. Около 150 лет тому назад психологи начали расчленять душу, выделять в ней не столько душевные силы, сколько отдельные функции, процессы, способности, акты, действия и деятельности в целях их объективного изучения. Слово П. стало для них собирательным названием, включающим , , , , , , и т. д. Психологи продолжают это увлекательное занятие до сих пор. Попытки собрать душу из вырванных из жизненного контекста, очищенных от него, изолированных и детально изученных П. функций редки и малоуспешны.

При таком подходе функции П. лишались психологического содержания. Вернее, оно оставалось, но только в смысле терминов, в которых описывается П. Психологи-экспериментаторы как бы неявно (или явочно!) исходили из того, что П. как материал, как объективно существующий предмет, может исследоваться и как непсихологическое. Подобный подход к П. и поиску ее физиологических механизмов был воспроизведен, напр., Павловым и его школой.

Т. о., уже при своем начале рассталась с душой, с ее заданным в античности смыслообразом, включающим познание, чувство, волю, указывающим на формообразующую роль души и духа не только по отношению к телу, но и к жизни .

Приведенные соображения о несовпадении души и П. есть констатация сложившегося положения вещей. Их не следует воспринимать как критику в адрес науки. Психология действительно выполнила поставленную перед собой задачу. Изучая П. (в ее новом понимании) не-психологическими методами, она стала объективной наукой. Сегодня ее методическая вооруженность и изощренность при изучении П. процессов и функций вполне сопоставимы со многими разделами физиологии, биофизики, биомеханики, генетики, информатики и др. наук, с которыми она тесно сотрудничает. Столь же развит и используемый математический аппарат. Психологи давно утратили по поводу субъективности (субъективизма) своей науки. Исчезли и упреки в ее адрес по поводу старинного «душевного водолейства». Несмотря на сравнительно молодой возраст психологии, она накопила солидный багаж, ставший фундаментом для многих своих отраслей и практических приложений.

Усилиями многих замечательных ученых построена онтология П ., за что была заплачена немалая цена. Психологи распредметили или, точнее, «раздушевили» душу, получили и изучили П. Зато сейчас имеется «материя», «физика», которая подлежит опредмечиванию и одушевлению. Если бы не была сделана первая часть работы - работа анализа, не было бы, что одушевлять. Сейчас появились основания для прорыва к онтологии души. Для этого на опыт, накопленный экспериментальной психологией, нужно суметь посмотреть др. глазами, что чрезвычайно трудно. В поисках целостности П. посильный вклад в построение онтологии души (вольно или невольно) вносят (Выготский), , , психологическая физиология (Ухтомский, Бернштейн). (В. П. Зинченко.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Синонимы :

Вам также будет интересно:

Медведев испугался отставки
Сегодня стали известны последние новости о так бурно обсуждаемой возможной отставке Дмитрия...
Отпуск на основной работе и по совместительству: особенности предоставления
Весьма часто на предприятиях работают сотрудники по совместительству. Что означат, что они...
Характеристика мужчин и женщин козерогов в год змеи
Характеристика Козерога, рожденного в год Змеи. Это — очень интересный Козерог. Змея...
К чему снится грязный унитаз
Сон - одна из составляющих человеческой жизни. По статистике, люди проводят во сне от 15 до...
Нашел клад К снится клад во сне
Сон – удивительное явление и уже давно не секрет, что внимательный сновидец может...