Сайт о холестерине. Болезни. Атеросклероз. Ожирение. Препараты. Питание

Аутизм у детей: признаки заболевания и причины возникновения. Признаки аутизма у детей

Проблема аутизма признана на мировом уровне. По данным ВОЗ, это заболевание диагностируется у каждого 68 ребенка. За последнее десятилетие количество аутистов возросло в 10 раз. У «особенных» людей нарушено восприятие зрительных, слуховых, тактильных и других сигналов, которые получает головной мозг. Они иначе реагируют на окружающий мир. Причины аутизма не в полной мере изучены, но ясно одно – это врожденное заболевание, от которого не существует «волшебной таблетки».

Что такое аутизм

Услышав по телевидению слово «аутизм», многие родители не обращают на него внимания, не зная, что это за странная болезнь. Они связывают имеющиеся задержки в речевом развитии, неэмоциональное общение или истерики младенца с особенностями развития, надеясь, что с возрастом все наладится. Но с каждым месяцем ситуация усугубляется, появляются новые проявления психических патологий. К двум-трем годам врач ставит неутешительный диагноз – аутизм.

Информация об аутизме как заболевание впервые появилась в 1943 году. За 76 лет официального существования заболевания изменилось мнение специалистов о причинах его появления, подходах к диагностике и отношении общества к аутистам.

Аутизм нельзя назвать в полной мере заболеванием. Это отсутствие стремления к коммуникациям, нежелание человека жить и общаться в социуме. Основная проблема «особенных» людей связана с их социализацией.

Среди девочек аутизм встречается в четыре раза реже, чем у мальчиков.

Для родителей важно на ранних стадиях диагностировать аутизм, чтобы научиться понимать своего ребенка и адаптировать его к окружающему миру. Ведь в 80% выявленных на начальных этапах случаев заболевания, оно поддается коррекции. Для этого нужны ежедневные многочасовые занятия и постоянное внимание родных.

Причины

Ученые до сир не выявили, почему появляются на свет такие дети. Доподлинно установлен лишь факт врожденности аутизма.

Высказываются несколько гипотез возникновения заболевания:

  • наследственность;
  • структурные и функциональные нарушения работы мозга;
  • перенесенные во время беременности вирусные заболевания;
  • возраст родителей.

Ученые склоняются к мнению, что причина носит комплексный характер и представляет собой совокупность предрасположенности на генном уровне и влияния внешних факторов. Одно доказано точно – прививки не вызывают аутизм.

Наследственная предрасположенность

Среди родственников детей-аутистов встречаются от 3 до 7 % людей с подобным заболеванием. У большего количества родных наблюдаются отдельные симптомы, характерные для аутизма.

Встречающиеся единичные отклонения:

  • эхолалия;
  • замкнутость;
  • повторяемость движений;
  • трудности при восприятии речи.

Если один ребенок в семье болен аутизмом, то велик риск рождения последующих детей с аутистическими отклонениями.

Современная наука пытается определить ген, вызывающий аутизм, но конкретные результаты пока не достигнуты.

Структурные и функциональные нарушения головного мозга

Каждый отдел головного мозга выполняет свой функционал. Исследования показали, что для «особенных» людей характерны изменения одних и тех же частей головного мозга.

У аутистов наблюдаются отклонения:

  • мозжечка, отвечающего за двигательную активность, речь, мышление, внимание;
  • гиппокампа, серединных височных долей и миндалевидного тела, влияющих на эмоциональную саморегуляцию, память и обучаемость;
  • лобных отделов коры головного мозга, контролирующих поведенческие реакции, способность к рассуждению.

С помощью электроэнцефалографии зафиксированы уменьшение либо замедление развития вышеперечисленных отделов мозга.

Вирусные инфекции

Опасность представляют инфекционные болезни, перенесенные мамой во время беременности.

Риск для формирующегося мозга плода представляют:

  • ветряная оспа;
  • герпес;
  • цитомегаловирусная инфекция;
  • краснуха;
  • мононуклеоз;
  • розеола.

Аутоиммунные реакции в организме ребенка происходят в ответ на проникновение инфекции. Негативное влияние на нервную систему и головной мозг вирусы оказывают во внутриутробном периоде, но возможно заражение грудничка через молоко при естественном вскармливании.

Возраст родителей

Исследования по влиянию возраста родителей на появление «особенного» ребенка проводились в США и Израиле. Ученые установили, что у возрастных родителей риск рождения аутиста выше, чем у молодых мам и пап.

Количество родившихся малышей с аутистическими отклонениями в зависимости от возраста отца:

  • до 30 лет – 6 на 10 тысяч детей;
  • от 30 до 39 лет – 9 на 10 тысяч детей;
  • от 40 до 49 лет – 32 на 10 тысяч детей.

У женщин, ставших матерями после сорока лет, риск появления «особенного» малыша возрастает на 15 процентов по сравнению с 30-летними мамами.

Результаты исследований подтвердили наличие мужских биологических часов в отношении продолжения рода.

Аутизм – врожденное заболевание, поэтому первые симптомы и поведенческие признаки у детей замечают именно родители. Некоторые из них можно наблюдать даже у новорожденного.

Основные симптомы:

  • отрицательная реакция на тактильное общение;
  • отсутствие внимания к окружающим вещам и людям;
  • страх перед внешними раздражителями (яркий свет, громкая музыка);
  • непредвиденная реакция на происходящее;
  • уход от контакта глаз;
  • применение странных предметов при игре (кофта, провод);
  • многократное повторение одинаковых движений;
  • жесткая приверженность к режиму дня;
  • странные предпочтения в еде, категоричность выбора.
  • замедленное развитие речи либо регресс речевых навыков (40% аутистов не разговаривают вообще);
  • присутствие в речи неологизмов и эхолалии;
  • длительное использование второго и третьего лица для идентификации себя;
  • отсутствие коммуникативных признаков (ответной улыбки, желания дружить, просьб).

Нельзя самостоятельно диагностировать аутизм по косвенным признакам. Обнаружив странности у своего ребенка, следует рассказать о них на приеме у врача.

Каждый ребенок с аутистическими отклонениями уникален. Перечисленные признаки не являются обязательными для всех, но присутствие в поведении ребенка нескольких из них является поводом для обращения к педиатру.

Как диагностируют аутизм

Отдельные отклонения развития малыша детский психиатр может заметить с 3-месячного возраста. Но диагноз «аутизм» ставится только к 2-3 годам. Половина родителей замечают нарушения развития к 1,5 годам, а в 80% случаев – к 2 годам.

Следует проконсультироваться с детским психиатром, если ребенок:

  • в год не начал лепетать, у него отсутствует жестикуляция;
  • в 1,5 года не произносит отдельные слова;
  • в 2 года не говорит фразы из 2-3 слов неповторяющихся слов.

В США все дети тестируются на возможность диагностирования аутизма в 1,5 и 2 года. Тесты проходят родители, отвечая на предложенные вопросы о своем ребенке утвердительно или отрицательно. Нельзя говорить о 100-процентной точности результатов тестирования, но основные симптомы заболевания он выявить позволяет.

Когда родители замечают ряд отклонений от норм поведения у своего ребенка, специалисты рекомендуют фиксировать наблюдения в дневнике. При постановке диагноза важно не наличие признака заболевания, а системность его проявления. Необходимо записывать реакции малыша на все события и изменяющиеся условия: еду, свет, приход гостей, игрушки, поведение окружающих.

Именно ответы родителей на вопросы психиатра о детском поведении лежат в основе постановки диагноза.

Аппаратная диагностика и лабораторные исследования здесь бесполезны.

При диагностике аутизма используют две системы критериев:

  1. DSM-IV (руководство по диагностике и статистике психических расстройств), предложенное американскими психиатрами.
  2. МКБ 10, разработанная Всемирной организацией здравоохранения.

Различия систем в кодах психических отклонений.

В клинических условиях, для определения степени тяжести расстройств, используют Оценочную шкалу детского аутизма.

Специалисты, консультации которых необходимы для исключения иных заболеваний:

  • логопед;
  • сурдолог;
  • офтальмолог.

Лечение «особенного» ребенка зависит от степени его умственного развития. Схемы коррекции и прогноз существенно отличаются для детей-олигофренов и детей-аутистов. Поэтому на этапе диагностирования следует разграничить нарушения психического и умственного развития.

Как аутичный ребенок воспринимает мир

Особенность аутистов в ином восприятии происходящего вокруг. Их мозговая деятельность настолько активна, что поступающая информация не успевает обрабатываться. Они получают искаженную картинку окружающего мира и избегают общения.

Отличия в восприятии:

  1. Аутисты не выделяют человеческую речь среди других звуков. Окружающим кажется, что у них проблемы со слухом. Часто не реагируют на свое имя. Но звук проезжающего транспорта может вызвать бурную реакцию.
  2. Отсутствие связей в ощущениях приводит к панике от резкого внешнего раздражителя. Например, от хлопков в ладоши «особенный» ребенок может потерять контроль над собой. Чтобы восстановить душевное равновесие, такие дети прибегают к стереотипным движениям. Повторяющиеся взмахи руками, раскачивание, концентрация на вращающейся игрушке – все это успокаивает аутиста.
  3. Ребенок не улавливает эмоции окружающих. Он фокусируется на части лица (носе, щеке, рте) и не в силах различить радость или гнев.
  4. Конкретное мышление не дает возможности понимать метафоры – ребенок все понимает дословно. Фразы «Огнем душа моя полна» или «А вместо сердца – пламенный мотор» напугают ребенка.
  5. Люди, страдающие аутизмом, не принимают установленные правила поведения. Они могут обидеть правдивым замечанием или поблагодарить криком – эмоции для них чужды.

Всю жизнь «особенные» люди пытаются приспособиться к жизни в обществе. Близким родственникам следует научиться понимать аутистов, помочь им с раннего детства адаптироваться в человеческом мире.

Уровень развития интеллекта у людей, страдающих расстройствами аутистического спектра, различен. У 60% аутистов интеллектуальные способности ниже среднего, до 3-5 % «особенных» людей – гении в определенной сфере.

Сильные стороны людей, которым диагностирован аутизм:

  • способности к долгосрочному запоминанию;
  • легкость детального восприятия правил, теорем, последовательностей;
  • раннее овладение письменным языком, зачастую раньше, чем речевыми навыками;
  • математические, музыкальные, художественные таланты;
  • освоение компьютера в детском возрасте;
  • увлечение конструированием.

Основная задача родителей и других взрослых из окружения аутиста – поиск и развитие талантов и полезных навыков ребенка.

Оценка интеллектуальных способностей людей, страдающих аутизмом, затруднена из-за их нежелания или неумения общаться. Нет универсального теста для определения уровня интеллекта. Врачи оценивают его на основе длительных наблюдений.

Лечение детского аутизма

Аутизм – неизлечимое заболевание. Разработаны различные методы коррекции аутистических расстройств. Лечение аутизма происходит в домашних условиях с регулярным посещением реабилитационных учреждений.

Выделяют три группы терапий аутизма, в зависимости от целей и методов:

  • коррекционные методы поведения;
  • биомедицина;
  • фармакология.

Комплексную методику, как лечить аутизм, подберет лечащий врач индивидуально, учитывая особенности конкретного ребенка.

Методы коррекции поведения:

  • речевая терапия;
  • развитие навыков гигиены и трудотерапии;
  • коммуникативные методы;
  • развивающая терапия в игровой форме;
  • обучение альтернативному общению.

Целью этих методов является адаптация аутиста в обществе.

Биомедицина предусматривает коррекцию режима питания.

Направления биомедицинского подхода:

Для облегчения симптомов назначают лекарственные препараты для концентрации внимания, снижения активности, устранения нарушений сна. С этими же целями используют народные средства: валериану, пустырник, мелиссу и другие.

В подростковом возрасте симптоматика аутизма изменяется.

Нюансы заболевания у взрослых:

  • скудность использования языка мимики и жестов;
  • почти полное отсутствие романтических и дружеских отношений;
  • трудности при начале разговора;
  • привязанность к определенным местам и вещам;
  • отсутствие интонации.

Диагноз влечет за собой пожизненную инвалидность.

Прогноз

Прогноз индивидуален для каждого конкретного случая и зависит от своевременного начала проведения коррекции, интенсивности и правильности применяемых методов. В ряде случаев положительные сдвиги заметны уже через 3-4 недели терапии, но есть дети, у которых состояние не улучшается годами. Лечение аутистов проходит на протяжение всей жизни.

При раннем выявлении у ребенка аутистического расстройства в легкой степени, к 20 годам можно надеяться на самостоятельное проживание молодого человека. Частичную независимость от родителей удается получить трети аутистов. В остальных случаях, рядом с «особенным» человеком всю на протяжении всей жизни должен находиться кто-то из родственников или сиделка.

Как жить с ребенком аутистом

Для родителей главное – принять ребенка с особенностями развития. Чтобы постоянно находиться с ребенком, маме придется уволиться с работы или нанять обученного человека.

  • не обращайте внимания на то, что думают окружающие;
  • ищите подход к ребенку;
  • испытывайте благодарность за проявления чувств, на которые способен ребенок;
  • развивайте социальные навыки и самостоятельность – то, от чего зависит его дальнейшая взрослая жизнь;
  • доверьтесь материнским инстинктам;
  • найдите опытного наставника;
  • отмечайте достижения ребенка.

«Особенные» дети требуют повышенного внимания со стороны родителей, комфортной домашней обстановки и проведения специальной терапии. Не надо опускать руки перед аутизмом. Ребенку нужна помощь в адаптации к жизни в реальном мире.

Детский аутизм – страшный диагноз для родителей. Известно, что отсутствует лечение, которое полностью бы могло излечить ребенка от аутизма. Вместе с тем симптомы и признаки данной болезни настолько разнообразны, что порой родители сталкиваются не с классическим аутизмом, а лишь с некоторыми его проявлениями. «Частичный» аутизм возникает по причине условий, в которых ребенок проживает. Если их устранить, то возможно и выздоровление.

Следует отличать детей, действительно , от тех, кто лишь неправильно развивается. В первом случае специалист диагностирует аутизм и лечит его от этой болезни. Во втором случае достаточным становится целенаправленное обучение и развитие малыша, создание благополучных условий жизни, чтобы он стал нормальным.

Согласно статистике, около 8 детей на каждую тысячу являются аутистами. Хотя ранее считалось, что их количество составляет 1-2 ребенка на тысячу. Количество аутистов растет, что делает болезнь проблематичной для современного общества, которое пока не научилось избавлять людей от данного диагноза.

Что такое детский аутизм?

Что это такое – детский аутизм? Данным термином называют расстройство головного мозга, которое приводит к социальной изоляции, повторяющимся, шаблонным действиям, отставанию в развитии речи, мышления и эмоций, отстраненности от окружающих, уходу в себя.

Когда ребенок не разговаривает в 2-3 годика, родители списывают это на то, что ребенок является индивидуальностью. На самом деле специалисты могут поставить диагноз «детский аутизм», «умственная отсталость», « » и пр. Не следует медлить с визитом к врачу, который определит точную причину того, почему ребенок молчит и не идет на контакт с окружающими.

Аутизмом чаще болеют мальчики (в 5 раз), нежели девочки. Однако у девочек симптомы протекают намного тяжелее, чем у мальчиков.


Аутизм определяется по отсутствию контакта ребенка с окружающими, повторяющимся действиям, которые перерастают в ритуал, деструктивности поведения, что проявляется в виде , криках, самоповреждениях и пр. Среди аутистических болезней выделяют такие виды:

  • Детский аутизм (синдром Каннера, инфантильный психоз, инфантильный аутизм, аутистическое расстройство). Проявляется в симптомах:
  1. Задержка развития личности.
  2. Неспособность контактировать с окружающими с рождения.
  3. Страх изменений в окружающей среде.
  4. Отгороженность с игнорированием внешних раздражителей, пока они не доставляют боли.
  5. Эхолалия.
  6. Дефицит речи и ее использования.
  7. Проявления симптомов не позднее 2-3 лет.
  8. Частичное или полное отсутствие зрительного контакта.
  9. Стереотипные игры с неигровыми предметами.
  • Синдром Ретта. Проявляется в 8-30 месяцев на фоне полного благополучия и развития, за исключением двигательной моторики. Симптомами являются:
  1. Регресс – потеря речевых и прочих навыков, которые ребенок уже успел приобрести.
  2. Отрешенность.
  3. Развитие сколиоза, атрофии мышц, кифоза, дистонии, атоксии.
  4. Жевание заменяется сосанием.
  5. Эпилептические приступы в трети случаев.
  6. Сохранение эмоциональной адекватности и привязанности.
  7. Наступают периоды возвращения способности к обучению.
  • Атипичный аутизм, который развивается после 3 лет. Проявляется в симптомах:
  1. Отсутствие социального взаимодействия.
  2. Повторяющееся, стереотипное, ограниченное поведение.
  • Аутистическая психопатия (синдром Аспергера). Проявляется в симптомах:
  1. Отсутствие логики в поведении.
  2. Импульсивность.
  3. Ограниченный круг интересов и отгороженность от реальности.
  4. Коммуникативный дефицит.
  5. Сохранение логического мышления, но неспособность репродуцировать знания.
  6. Пустой взгляд.
  7. Речевые навыки не нарушены.
  8. Движения неритмичные и стереотипные.

Причины детского аутизма

Детский аутизм развивается по непонятным для многих ученых причинам. Поэтому специалисты сайта психиатрической помощи сайт могут лишь выдвинуть предположения по данному вопросу. Выделяют несколько факторов, которые могут способствовать развитию болезни:

  • Аффективная среда и слабость инстинктов.
  • Расстройство восприятия и блокада информации.
  • Расстройство слухового восприятия, что мешает социальным контактам.
  • Ретикулярная формация ствола мозга.
  • Расстройство обмена серотонина и серотонинергических систем.
  • Расстройство лобно-лимбического комплекса, что приводит к нарушению поведения и планирования.
  • Расстройство парного функционирования обоих полушарий.

Провоцирующими аутизм факторами являются:

  1. Генетика. Если в семье есть аутист, то велика вероятность появления аутичного ребенка.
  2. Сложности во время беременности или родов ребенка, например, асфиксия, тяжелые роды, инфекционные болезни во время внутриутробного развития и т. д.
  3. Психотравмирующие ситуации, которые возникли в раннем детском возрасте.
  4. Прививки.
  5. Психические болезни, например, эпилепсия.
  6. Органические изменения в головном мозгу, что может происходить после вирусной инфекции матери в период беременности: краснухи, кори, ветрянки.
  7. Эмоциональная холодность родителей.
  8. Ртутное отравление.
  9. Нарушение обмена веществ и гормональные сбои.
  10. Химическое воздействие, которое оказывалось на организм матери при беременности.
  11. Злоупотребление антибиотиками.

Симптомы и признаки детского аутизма

Примечательным симптомом и признаком детского аутизма становится стереотипное поведение. Ребенок подолгу может махать руками, прыгать, потряхивать, совершать однотипные действия. В разговоре, играх и рисовании он также придерживается однотипных тем. Он не любит изменения. Если в окружении что-то меняется, его это сильно расстраивает. Малыш склонен к наведению порядка и установленным правилам поведения, к которым он уже привык.


Другими характерными особенностями аутизма являются расстройство речи и отсутствие социальной коммуникации. Ребенок предпочитает оставаться наедине с собой. Он не идет на контакт, не реагирует на вопросы. В речи преобладают шаблоны. Некоторые аутисты вообще могут не говорить, другие используют фразы, которые они раз за разом повторяют.

Выявить аутизм можно по следующим симптомам и признакам:

  • Проявление характеристик в 2-3 года.
  • Отсутствие улыбки в ответ.
  • Игнорирование и отторжение объятий.
  • Сонное, задумчивое, отрешенное лицо.
  • Отсутствие контакта глазами с собеседником.
  • Неспособность устанавливать контакты с окружающими, детьми.
  • Сохранение спокойствия в незнакомой обстановке, при разлуке с близкими.
  • Задержка или полное отсутствие речи.
  • Склонность к уединению.
  • Склонность к стереотипному поведению, когда малыш привыкает не только совершать одни и те же действия, но и приспосабливается к определенному порядку вещей (например, ходить по одной и той же дороге в магазин).
  • Причудливая манерность: хлопать в ладоши, кружиться, теребить пальцы и пр.
  • Необычные игры, в которые ребенок предпочитает играть сам, при этом используются неигровые материалы.
  • Чрезмерно слабое или сильное реагирование на внешние стимулы.
  • Атипичная реакция на боль, снижение болевого порога.
  • Обращение внимания на звуки, при этом игнорирование речи окружающих.
  • Внезапный приступ ярости, раздражения, страха без веских причин.
  • Рассеянность и гиперактивность с ударами головой, покусываниями, царапаньем.
  • Судорожные припадки в 25% случаев.

Ранний детский аутизм

Детский аутизм можно выявить еще на ранних стадиях его развития. Проявляется он в эмоциональном безразличии или слабом реагировании на родителей, малой активной подвижности. Постепенно поступки ребенка становятся стереотипными, эмоции притупленными, реакция на окружающий мир ослабленной.

Ранний детский аутизм проявляется такими признаками:

  1. Стереотипность движений, которые совершаются не к месту.
  2. Ощущение, будто ребенок плохо слышит или видит.
  3. Отсутствие контакта с окружающими, игнорирование людей.
  4. Отсутствие обращения малыша за помощью к людям.
  5. Игнорирование и отсутствие отклика на свое имя.
  6. Отсутствие контакта глаза в глаза.

Ребенку трудно установить эмоциональный контакт с другими людьми. Он не способен проявлять свои эмоции, при этом не понимает чувств окружающих. В основном контакт абсолютно отсутствует у ребенка с чужими или малознакомыми людьми.


Ранний детский аутизм делится на 4 степени тяжести:

  1. Первая степень проявляется в отсутствии ответной реакции малыша, его отрешенности от мира. Ребенок избегает объятий, взгляда в глаза, также не реагирует на потребности в еде.
  2. Вторая степень проявляется в полной отрешенности от мира, сужении круга общения до близких людей. Ребенок аффективно реагирует на изменения в обстановке. Избирательно подходит к еде, одежде и внешним проявлениям. Присутствует чувство страха, что вызывает агрессию. Стереотипность наблюдается в действиях и речи.
  3. Третья степень проявляется в ограниченности мира ребенка, который теперь погружен в себя. Его интересы носят мрачный, устрашающий характер. ребенок может говорить на одну и ту же тему, совершать однотипные действия. Игры его монотонные и не носят познавательного характера.
  4. Четвертая степень является самой легкой формой аутизма, при которой отмечается лишь трудности при контакте с окружающим миром. Дети данной группы ранимы, чувствительны к чужой оценке, уязвимы, избегают отношений.

Ранний аутизм у детей объясняется неправильной работой отдела головного мозга, который отвечает за стирание ненужной информации, которая уже была получена. При аутизме информация не стирается. Мозг со временем активизирует функцию невосприятия новой информации из-за загруженности. Это осуществляется путем расфокусировки взгляда и расстройства слуха. Головной мозг просто прекращает воспринимать новую информацию.

Лечение детского аутизма

Практически не существует действенной методики лечения детского аутизма. Все направлено на развитие у ребенка социальных навыков, которые максимально адаптируют его к окружающей среде. Здесь проводится:

  1. Семейная терапия.
  2. Исправление поведения.
  3. Медико-психолого-педагогическая коррекция.


Медикаменты активно используются лишь до 7 лет. После данного возраста можно лишь купировать симптоматику. Используются такие лекарства:

  • Амитриптилин – психотропное средство.
  • Витамин В6.
  • Нейролептик Рисполепт (Рисперидон).
  • Фенфлурамин – антисеротонинергический препарат.
  • Аминалон, Пантогам, Ноотропил, Баклофен, Фенибут, Пирацетам.

Основной упор делается на психоэмоциональную коррекцию ребенка, создание благоприятных условий для его развития:

  1. Строгий распорядок дня.
  2. Прививание жизненно необходимых навыков.
  3. Запрещена резкая смена привычек и обстановки.
  4. Максимальный комфортный телесный контакт с малышом.
  5. Постоянное пребывание с малышом, общение с ним.
  6. Избегание стрессов и совершение различных физических упражнений.
  7. Избегание переутомления.
  8. Отсутствие спешки в обучении ребенка.

Прогноз

Многие прогнозы зависят от того, как вовремя была выявлена болезнь, какие меры предпринимались для ее коррекции, как индивидуально прогрессировал ребенок и пр. Может быть так, что уже к 7 годам ребенок станет полноценным, если заболевание было выявлено в возрасте 1,5 года и прошло полное лечение. Если детский аутизм был выявлен после 5 лет, тогда ребенок, скорее всего, навсегда останется больным.


Хоть 80% аутистов считаются инвалидами, многим со временем снимают данную категорию по мере их прогрессивного развития и приспособления к социальной среде.

– нарушение психического развития, сопровождающееся дефицитом социальных взаимодействий, затруднением взаимного контакта при общении с другими людьми, повторяющимися действиями и ограничением интересов. Причины развития заболевания до конца не выяснены, большинство ученых предполагает связь с врожденной дисфункцией мозга. Аутизм обычно диагностируется в возрасте до 3 лет, первые признаки могут быть заметны уже в младенчестве. Полное выздоровление считается невозможным, однако иногда диагноз с возрастом снимают. Целью лечения является социальная адаптация и развитие навыков самообслуживания.

Общие сведения

Аутизм – заболевание, для которого характерны нарушения движений и речи, а также стереотипность интересов и поведения, сопровождающиеся нарушением социальных взаимодействий пациента с окружающими. Данные о распространенности аутизма существенно разнятся, что обусловлено различными подходами к диагностике и классификации заболевания. По различным данным, аутизмом без учета расстройств аутистического спектра страдает 0,1-0,6% детей, аутизмом с учетом расстройств аутистического спектра – 1,1-2% детей. У девочек аутизм выявляется в четыре раза реже, чем у мальчиков. В последние 25 лет данный диагноз стали выставлять гораздо чаще, однако, пока непонятно, с чем это связано – с изменением диагностических критериев или с реальным увеличением распространенности заболевания.

В литературе термин «аутизм» может трактоваться двояко – как собственно аутизм (детский аутизм , классическое аутистическое расстройство, синдром Каннера) и как все расстройства аутистического спектра , включая синдром Аспергера , атипичный аутизм и т. д. Степень выраженности индивидуальных проявлений аутизма может существенно различаться – от полной неспособности к социальным контактам, сопровождающейся тяжелой умственной отсталостью до некоторых странностей при общении с людьми, педантичности речи и узости интересов. Лечение аутизма длительное, комплексное, осуществляется с участием специалистов в области психиатрии , психологов , психотерапевтов , неврологов , дефектологов и логопедов.

Причины развития аутизма

В настоящее время причины возникновения аутизма окончательно не выяснены, однако установлено, что биологической основой заболевания является нарушение развития определенных структур головного мозга. Подтвержден наследственный характер аутизма, хотя гены, ответственные за развитие болезни, пока только предстоит определить. У детей с аутизмом отмечается большое количество осложнений во время беременности и в родах (внутриутробные вирусные инфекции , токсемия, маточные кровотечения , преждевременные роды). Предполагается, что осложнения во время беременности не могут вызывать аутизм, но могут повышать вероятность его развития при наличии других предрасполагающих факторов.

Наследственность. Среди близких и дальних родственников детей, страдающих аутизмом, выявляется 3-7% больных аутизмом, что многократно превышает распространенность заболевания в среднем по популяции. Вероятность развития аутизма у обоих однояйцевых близнецов составляет 60-90%. У родственников больных часто наблюдаются отдельные нарушения, характерные для аутизма: склонность к навязчивому поведению, низкая потребность в социальных контактах, трудности при понимании речи, речевые расстройства (в том числе эхолалия). В таких семьях чаще выявляется эпилепсия и умственная отсталость, которые не являются обязательными признаками аутизма, но нередко диагностируются при этом заболевании. Все перечисленное является подтверждением наследственного характера аутизма.

В конце 90-х годов прошлого века ученым удалось выявить ген предрасположенности к аутизму. Наличие этого гена не обязательно приводит к возникновению аутизма (по мнению большинства генетиков, заболевание развивается в результате взаимодействия нескольких генов). Однако определение этого гена позволило объективно подтвердить наследственную природу аутизма. Это – серьезный прогресс в области изучения этиологии и патогенеза данного заболевания, поскольку незадолго до этого открытия в качестве возможных причин аутизма некоторые ученые рассматривали недостаток заботы и внимания со стороны родителей (в настоящее время эта версия отвергнута, как не соответствующая действительности).

Структурные нарушения головного мозга. По данным исследований, у больных аутизмом часто выявляются структурные изменения лобных отделов коры головного мозга, гиппокампа, срединной височной доли и мозжечка. Основной функцией мозжечка является обеспечение успешной двигательной активности, однако, этот отдел мозга также оказывает влияние на речь, внимание, мышление, эмоции и способности к обучению. У многих аутистов некоторые отделы мозжечка уменьшены. Предполагается, что этим обстоятельством могут быть обусловлены проблемы больных аутизмом при переключении внимания.

Срединные височные доли, гиппокамп и миндалевидное тело, также часто страдающие при аутизме, оказывают влияние на память, способность к обучению и эмоциональную саморегуляцию, в том числе – появление чувства удовольствия при совершении значимых социальных действий. Исследователи отмечают, что у животных с повреждением перечисленных долей мозга наблюдаются изменения поведения, сходные с аутизмом (снижение потребности в социальных контактах, ухудшение адаптации при попадании в новые условия, трудности при распознавании опасности). Кроме того, у больных аутизмом часто обнаруживается замедление созревания лобных долей.

Функциональные нарушения головного мозга. Примерно у 50% больных на ЭЭГ выявляются изменения, характерные для нарушений памяти , избирательного и направленного внимания, вербального мышления и целенаправленного использования речи. Степень распространенности и выраженности изменений различается, при этом у детей с высокофункциональным аутизмом нарушения на ЭЭГ, как правило, менее выраженные по сравнению с больными, страдающими низкофункциональными формами заболевания.

Симптомы аутизма

Обязательными признаками детского аутизма (типичного аутистического расстройства, синдрома Каннера) являются нехватка социальных взаимодействий, проблемы при построении продуктивного взаимного контакта с окружающими, стереотипность поведения и интересов. Все перечисленные признаки появляются в возрасте до 2-3 лет, при этом отдельные симптомы, свидетельствующие о возможном аутизме, иногда обнаруживаются еще в младенческом возрасте.

Нарушение социальных взаимодействий является наиболее ярким признаком, отличающим аутизм от других нарушений развития. Дети, страдающие аутизмом, не могут полноценно взаимодействовать с другими людьми. Они не чувствуют состояние окружающих, не распознают невербальные сигналы, не понимают подтекста социальных контактов. Данный признак может выявляться уже у младенцев. Такие дети слабо реагируют на взрослых, не смотрят в глаза, охотнее фиксируют взгляд на неодушевленных предметах, а не на окружающих людях. Они не улыбаются, плохо реагируют на собственное имя, не тянутся навстречу взрослому при попытке взять их на руки.

Пациенты позже начинают говорить, меньше и реже лепечут, позже начинают произносить отдельные слова и использовать фразовую речь. Они часто путают местоимения, называют себя «ты», «он» или «она». В последующем высокофункциональные аутисты «набирают» достаточный словарный запас и не уступают здоровым детям при прохождении тестов на знание слов и правописание, однако испытывают затруднения при попытках использовать образы, делать выводы по поводу написанного или прочтенного и т. д. У детей с низкофункциональными формами аутизма речь существенно обеднена.

Для детей с аутизмом характерна необычная жестикуляция и затруднения при попытке использовать жесты в процессе контактов с другими людьми. В младенчестве они редко показывают рукой на предметы или, пытаясь указать на предмет, смотрят не на него, а на свою руку. Став старше, они реже произносят слова во время жестикуляции (здоровые дети склонны жестикулировать и говорить одновременно, например, протягивать руку и говорить «дай»). В последующем им трудно играть в сложные игры, органично сочетать жесты и речь, переходить от более простых форм коммуникации к более сложным.

Еще одним ярким признаком аутизма является ограниченное или повторяющееся поведение. Наблюдаются стереотипии – повторяющиеся раскачивания туловища, качания головой и пр. Больным с аутизмом очень важно, чтобы все всегда происходило одним и тем же образом: предметы были расставлены в нужном порядке, действия совершались в определенной последовательности. Ребенок, страдающий аутизмом, может начать кричать и протестовать, если мама обычно надевает ему сначала правый носок, а затем левый, а сегодня поступила наоборот, если солонка стоит не в центре стола, а сдвинута вправо, если вместо привычной чашки ему поставили похожую, но с другим узором. При этом, в отличие от здоровых детей, он не проявляет желания активно исправить не устраивающее его положение вещей (потянуться к правому носку, переставить солонку, попросить другую чашку), а доступными ему способами сигнализирует о неправильности происходящего.

Внимание аутиста сфокусировано на деталях, на повторяющихся сценариях. Дети с аутизмом часто выбирают для игр не игрушки, а неигровые предметы, их игры лишены сюжетной основы. Они не строят замки, не катают машинки по квартире, а раскладывают предметы в определенной последовательности, бесцельно, с точки зрения постороннего наблюдателя, перемещают их с места на место и обратно. Ребенок, страдающий аутизмом, может быть чрезвычайно сильно привязан к определенной игрушке или неигровому предмету, может ежедневно в одно и то же время смотреть одну и ту же телепередачу, не проявляя интереса к другим программам, и чрезвычайно интенсивно переживать, если эту программу по какой-то причине не удалось посмотреть.

Наряду с другими формами поведения, к повторяющемуся поведению относят аутоагрессию (удары, укусы и другие повреждения, наносимые самому себе). По статистике, примерно треть аутистов в течение жизни проявляют аутоагрессию и столько же – агрессию по отношению к окружающим. Агрессия, как правило, обусловлена приступами гнева из-за нарушения привычных жизненных ритуалов и стереотипов либо из-за невозможности донести свои желания до окружающих.

Мнение об обязательной гениальности аутистов и наличии у них каких-то необычных способностей не подтверждается практикой. Отдельные необычные способности (например, способность к запоминанию деталей) или талантливость в одной узкой сфере при дефицитарности в других областях наблюдаются всего у 0,5-10% пациентов. Уровень интеллекта у детей с высокофункциональным аутизмом может быть средним или несколько выше среднего. При низкофункциональном аутизме нередко выявляется снижение интеллекта вплоть до умственной отсталости. При всех видах аутизма часто наблюдается генерализованная недостаточная обучаемость.

Среди других не обязательных, до достаточно часто встречающихся симптомов аутизма стоит отметить припадки (выявляются у 5-25% детей, чаще впервые возникают в пубертатном возрасте), синдром гиперактивности и недостаточности внимания, различные парадоксальные реакции на внешние стимулы: прикосновения, звуки, изменения освещения. Часто наблюдается потребность в сенсорной самостимуляции (повторяющихся движениях). Более чем у половины аутистов выявляются отклонения в пищевом поведении (отказ от приема пищи или отказ от определенных продуктов, предпочтение определенных продуктов и др.) и нарушения сна (трудности при засыпании, ночные и ранние пробуждения).

Классификация аутизма

Существует несколько классификаций аутизма, однако в клинической практике наиболее широко используется классификация Никольской, составленная с учетом тяжести проявлений болезни, основного психопатологического синдрома и отдаленного прогноза. Несмотря на отсутствие этиопатогенетической составляющей и высокую степень обобщенности, педагоги и другие специалисты считают эту классификацию одной из самых удачных, поскольку она дает возможность составлять дифференцированные планы и определять цели лечения с учетом реальных возможностей ребенка, страдающего аутизмом.

Первая группа. Самые глубокие нарушения. Характерно полевое поведение, мутизм, отсутствие потребности во взаимодействиях с окружающими, отсутствие активного негативизма, аутостимуляция с использованием простых повторяющихся движений и неспособность к самообслуживанию. Ведущим патопсихологическим синдромом является отрешенность. В качестве основной цели лечения рассматривается установление контакта, вовлечение ребенка во взаимодействия с взрослыми и сверстниками, а также развитие навыков самообслуживания.

Вторая группа. Характерны жесткие ограничения в выборе форм поведения, выраженное стремление к неизменности. Любые изменения могут провоцировать срыв, выражающийся в негативизме, агрессии или аутоагрессии. В привычной среде ребенок достаточно открыт, способен к выработке и воспроизведению бытовых навыков. Речь штампованная, построенная на основе эхолалий. Ведущим психопатологическим синдромом является отвержение реальности. В качестве основной цели лечения рассматривается развитие эмоциональных контактов с близкими людьми и расширение возможностей приспособления к среде путем выработки большого количества различных стереотипов поведения.

Третья группа. Наблюдается более сложное поведение при поглощении собственными стереотипными интересами и слабой способности к диалогу. Ребенок стремится к успешности, но, в отличие от здоровых детей, не готов пробовать, рисковать и идти на компромиссы. Часто выявляются развернутые энциклопедические знания в отвлеченной области в сочетании с фрагментарными представлениями о реальном мире. Характерен интерес к опасным асоциальным впечатлениям. Ведущим психопатологическим синдромом является замещение. В качестве основной цели лечения рассматривается обучение диалогу, расширение круга представлений и формирование навыков социального поведения.

Четвертая группа. Дети способны к настоящему произвольному поведению, но быстро утомляются, страдают от затруднений при попытке концентрировать внимание, выполнять инструкции и т. д. В отличие от детей предыдущей группы, производящих впечатление юных интеллектуалов, могут выглядеть робкими, пугливыми и рассеянными, однако при адекватной коррекции демонстрируют лучшие результаты по сравнению с остальными группами. Ведущим психопатологическим синдромом является ранимость. В качестве основной цели лечения рассматривается обучение спонтанности, улучшение социальных навыков и развитие индивидуальных способностей.

Диагностика аутизма

Родителям следует обратиться к врачу и исключить аутизм, если ребенок не отзывается на собственное имя, не улыбается и не смотрит в глаза, не замечает указаний взрослых, проявляет нетипичное игровое поведение (не знает, что делать с игрушками, играет с неигровыми предметами) и не может сообщить взрослым о своих желаниях. В возрасте 1 год ребенок должен гулить, лепетать, показывать рукой на предметы и пытаться их схватить, в возрасте 1,5 лет – произносить отдельные слова, в возрасте 2 лет – использовать фразы из двух слов. Если эти навыки отсутствуют, необходимо пройти обследование у специалиста.

Диагноз аутизм выставляется на основании наблюдений за поведением ребенка и выявлении характерной триады, в которую входят недостаток социальных взаимодействий, недостаток коммуникации и стереотипное поведение. Для исключения расстройств речевого развития назначают консультацию логопеда , для исключения нарушений слуха и зрения – осмотр сурдолога и офтальмолога . Аутизм может сочетаться или не сочетаться с умственной отсталостью, при этом при одинаковом уровне интеллекта прогноз и схемы коррекции для детей-олигофренов и детей-аутистов будут существенно различаться, поэтому в процессе диагностики важно разграничить два этих расстройства, внимательно изучив особенности поведения пациента.

Лечение и прогноз при аутизме

Основной целью лечения является повышение уровня независимости больного в процессе самообслуживания, формирования и поддержания социальных контактов. Используется продолжительная поведенческая терапия, трудотерапия и логопедическая терапия . Коррекционная работа осуществляется на фоне приема психотропных препаратов. Программу обучения выбирают с учетом возможностей ребенка. Низкофункциональных аутистов (первая и вторая группа в классификации Никольской) обучают на дому. Дети с синдромом Аспергера и высокофункциональные аутисты (третья и четвертая группа) посещают вспомогательную или массовую школу.

В настоящее время аутизм считается неизлечимым заболеванием. Однако после грамотной длительной коррекции у некоторых детей (3-25% от общего числа пациентов) наступает ремиссия, и диагноз аутизм со временем снимают. Недостаточное количество исследований не позволяет строить достоверные долгосрочные прогнозы относительно течения аутизма в зрелом возрасте. Специалисты отмечают, что с возрастом у многих пациентов симптомы болезни становятся менее выраженными. Вместе с тем, есть сообщения о возрастном ухудшении коммуникативных навыков и навыков самообслуживания. Благоприятными прогностическими признаками являются коэффициент интеллекта выше 50 и развитие речи в возрасте до 6 лет, однако полной или практически полной независимости удается достичь всего 20 процентам детей из этой группы.

Аутизм — что это за болезнь? Причины развития аутизма, симптомы и ранние признаки

Аутизм у детей – это особое расстройство личности, которое, хоть и характеризуется нарушением социального поведения и приспособления к окружающим условиям, болезнью не является.

Развивается синдром в первые годы жизни ребенка, когда отмечается отсутствие или неадекватная реакция на слуховые или зрительные раздражители, странные страхи, повторяющееся поведение. Если же подобные симптомы отмечаются у подростка, данный диагноз сомнителен.

Уровень интеллектуального развития при этой болезни может быть самым различным: от глубокой умственной отсталости до одаренности в отдельных областях знаний и искусства; в ряде случаев у детей с аутизмом нет речи, отмечаются отклонения в развитии моторики, внимания, восприятия, эмоциональной и других сфер психики. Более 80% детей с аутизмом - инвалиды.

Что это такое?

Аутизм - это психическое расстройство, возникающее из-за различных нарушений в головном мозге и отмечающееся всесторонним, выраженным дефицитом общения, а также ограничением социального взаимодействия, незначительными интересами и повторяющимися действиями.

Данные признаки аутизма обычно возникают с трёх лет. Если возникают похожие состояния, однако с менее выраженными признаками и симптомами, то их относят к заболеваниям аутистического спектра.

Причины аутизма

Чаще всего дети с РДА физически абсолютно здоровы, никак видимых внешних недостатков у них не проявляется. У матерей беременность протекает без особенностей. У больных малышей строение мозга практически не отличается от нормы. Многие замечают даже особую привлекательность лицевой части у малыша-аутиста.

Однако в отдельных случаях другие признаки болезни все же проявляются:

  • инфицирование матери краснухой в период беременности;
  • хромосомные аномалии;
  • туберозный склероз;
  • нарушение обмена жиров – женщины с ожирением имеют высокий риск родить ребенка с врожденным аутизмом.

Все вышеперечисленные состояния отрицательно отражаются на мозге ребенка и способны привести к развитию аутизма. Согласно данным исследований, свою роль играет генетическая предрасположенность: при наличии в семье аутиста риск развития болезни увеличивается. Однако достоверные причины не названы до сих пор.

Как аутичный ребенок воспринимает мир?

Считается, что аутист не может объединять детали в единый образ. То есть человека он видит как несвязанные уши, нос, руки и другие части тела. Неживые предметы от одушевленных больной ребенок практически не отличает. Кроме того, все внешние воздействия (звуки, цвета, свет, прикосновения) причиняют дискомфорт. Малыш пытается уйти от окружающего мира внутрь себя.

Симптомы аутизма у ребенка

У некоторых детей симптомы аутизма можно обнаружить уже в младенчестве. Чаще всего аутизм проявляется к трем годам. Признаки аутизма могут изменяться в зависимости от уровня развития ребенка и его возраста (см. фото).

Поведенческие характеристики, используемые для описания синдрома аутизма:

Нарушено развитие неречевой и речевой коммуникации. Характерно:

  1. Речь нормальная, но беседовать с другими ребенок не может;
  2. Речь ненормальная по содержанию и форме, то есть ребенок повторяет услышанные где-то фразы, которые не относятся к данной ситуации;
  3. Отсутствие мимики и жестов. Может отсутствовать и речь;
  4. Ребенок никогда не улыбается собеседнику, не смотрит ему в глаза;
  5. Речь ненормальная фонетически (проблемы с интонацией, ритмом, монотонность речи).

Нарушено развитие воображения, что приводит к ограниченному кругу интересов. Характерно:

  1. Предпочтение отдает уединению, играм с самим собой;
  2. Отсутствует воображение и интерес к воображаемым событиям;
  3. Тяготит к определенному предмету и испытывает навязчивое желание постоянно держать его в руках;
  4. Неестественное, нервное, отчужденное поведение;
  5. Ребенок-аутист проявляет истерики при изменении окружающей обстановки;
  6. Испытывает требование точно повторять одни и те же действия;
  7. Концентрирует свое внимание на чем-то одном.

Нарушено развитие социальных навыков. Характерно:

  1. Игнорирование чувства и существование других людей (даже родителей);
  2. Не делятся с близкими своими проблемами, так как не видят в этом необходимости;
  3. Дети не желают общаться и дружить с ровесниками;
  4. Никогда не подражают ни мимике, ни жестам других людей или повторяют эти действия неосознанно, никак не связывая их с ситуацией.

Люди, страдающие аутизмом, отличаются неровным развитием, что дает им возможность быть талантливыми в какой-то узкой области (музыка, математика). Для аутизма характерно нарушение развития социальных, мыслительных, речевых умений.

Аутизм у ребенка старше 11 лет

Простые навыки общения освоены, но ребенок предпочитает проводить время в безлюдном помещении. Отмечаются и другие признаки:

  • интерес направлен только на одну область, игрушку, мультфильм, передачу;
  • дефицит внимания;
  • бесцельные сложные движения;
  • соблюдение собственных, часто нелепых со стороны, правил;
  • непонятные страхи также имеют место;
  • гиперактивность;
  • потребность в однообразном расположении мебели и вещей в доме – если ее переместить, у ребенка может быть истерика или паническая атака;
  • ребенку надо соблюдать определенную последовательность при одевании, пробуждении, отходе ко сну;
  • агрессия, направленная на себя.

Обучение детей с аутизмом затруднено, но это не значит, что у всех аутистов имеется низкий IQ – им трудно быстро сменять род деятельности и рассеивать внимание одинаково на несколько предметов. Воспитание требует огромных сил со стороны родителей: ведь если малыш научился ходить на горшок или переодеваться дома, это не значит, что он сможет это сделать в гостях или в детском саду.

Симптомы заболевания в возрасте от 2 до 11 лет

Дети с аутизмом в этом возрасте все также испытывают актуальную для предыдущего периода симптоматику. Ребенок на собственное имя не отзывается, в глаза не смотрит, любит находиться в одиночества, отсутствует интерес к другим детям. Помимо этого отмечаются и другие характерные симптомы заболевания:

  1. Возможно, опять же, повторение однотипных действий (своеобразных ритуалов), при смене привычной для себя обстановки у него возникает сильное беспокойство.
  2. Ребенок знает лишь несколько слов, может вообще не разговаривать.
  3. Возможно постоянное повторение ребенком одного и того же слова, беседу он не поддерживает.
  4. В основном своем большинстве дети с аутизмом с большими усилиями приобретают навыки, для них новые, в школьном возрасте у них отсутствует способность к чтению или к письму.

У некоторых детей развивается интерес к определенному типу деятельности, к примеру, к математике, к музыке, рисованию и т.д.

Признаки раннего детского аутизма до 2 лет

В большинстве случаев проявления заболевания отмечаются у детей в течение уже первого года их жизни. Могут наблюдаться характерные отличия поведения больного ребенка от поведения ровесников. Отмечаются и следующие симптомы:

  1. Ребенок крайне редко улыбается;
  2. Отсутствует привязанность к матери. Так, ребенок не плачет, как другие дети, когда она куда-то уходит, он ей не улыбается и не тянется на ручки;
  3. Ребенок с аутизмом не смотрит на лицо родителей, в их глаза;
  4. Возможно неадекватное реагирование ребенка на раздражители, для других незначительные (свет, приглушенные звуки и пр.), помимо этого он может испытывать страх из-за них.
  5. Отмечается агрессивность ребенка в отношении других детей, он не стремится к общению с ними и к общим играм;
  6. Больной ребенок отдает предпочтение в игре лишь одной игрушке (либо отдельной ее части), интерес к остальным игрушкам отсутствует;
  7. Отмечается задержка в развитии речи. Так, к 12 месяцам ребенок не гулит, не использует простейших слов к возрасту 16 месяцев, к возрасту 24 месяцев не воспроизводит простых фраз.

Между тем важно заметить, что такие симптомы вовсе не являются исключительными показателями актуальности аутизма, хотя и требуют определенного беспокойства. А потому избегание ребенком общества, его молчаливость, погруженность в себя – все эти проявления необходимо обсудить с педиатром.

Уровень интеллекта при аутизме

Большинство детей с аутизмом имеют легкую или умеренную степень умственной отсталости. Это связано с дефектами мозга и трудностями в обучении. Если болезнь сочетается с микроцефалией, эпилепсией и хромосомными аномалиями, то уровень интеллекта соответствует глубокой умственной отсталости. При легких формах болезни и динамичном развитии речи интеллект может быть нормальным или даже выше среднего.

Главной особенностью аутизма является избирательный интеллект. То есть дети могут быть сильны в математике, музыке, рисовании, но при этом намного отставать от сверстников по остальным параметрам. Явление, когда аутист чрезвычайно одарен в какой-либо области,называют савантизмом. Саванты могут сыграть мелодию, услышав ее всего один раз. Или нарисовать картину, увиденную единожды, с точностью до полутонов. Или держать в голове столбики цифр, производя сложнейшие вычислительные операции без дополнительных средств.

Степени тяжести

Выделяют несколько степеней тяжести, по которым еще более понятно, что такое аутизм:

1 степень Дети могут общаться, но в необычной обстановке легко теряются. Движения неловкие и медленные; ребенок не жестикулирует, его речь амимична. Иногда таким малышам ставят диагноз Задержка психического развития.
2 степень Дети не создают впечатление замкнутых или отрешенных. Они много говорят, но при этом ни к кому не обращаются. Особенно они любят повествовать о сфере своих интересов, которую изучили досконально.
3 степень В привычной обстановке ребенок нормально себя ведет, но при посещении новых мест у него случается приступ паники или самоагрессии. Такой больной путает местоимения, отвечает бесполезными штампами.
4 степень Дети не реагируют на обращение, не смотрят в глаза, практически не говорят. Если им комфортно, они часами сидят, глядя перед собой, дискомфорт проявляется в криках и плаче.

Диагностика аутизма

Внешние клинические признаки аутизма у ребенка первого года жизни практически отсутствуют и только опытным родителям, имеющим более 1 малыша в семье, удается заметить какие-либо отклонения в развитии, с которыми они обращаются к врачу.

Если в семье или в роду уже есть случаи аутизма, то крайне важно внимательно наблюдать за ребенком и вовремя обратиться за медицинской помощью при необходимости. Чем раньше будет поставлен диагноз ребенку, тем легче ему будет адаптироваться в окружающем мире и обществе.

Основными методами диагностики аутизма у детей являются:

  • осмотр ребенка отоларингологом и проверка слуха – это необходимо для исключения задержки развития речи ввиду тугоухости;
  • ЭЭГ – проводят с целью выявления эпилепсии, так как иногда аутизм может проявляться эпилептическими припадками;
  • УЗИ головного мозга – позволяет выявить или исключить повреждения и аномалии строения головного мозга, которые могут провоцировать симптомы заболевания;
  • проведение тестов со специальными опросниками.

Сами родители должны правильно расценивать изменения в поведении ребенка, у которого возможно аутизм.

Лечение аутизма

Ответ на главный вопрос: лечится ли аутизм? –Нет. Лекарства от этой болезни не существует. Нет такой таблетки, выпив которую аутичный ребенок выберется из своей «скорлупы» и социализируется. Единственный способ приспособить аутиста к жизни в обществе – упорные ежедневные занятия и создание благоприятной среды. Это большой труд родителей и педагогов, который почти всегда приносит свои плоды.

Принципы воспитания ребенка-аутиста:

  1. Создать благоприятную среду для жизни, развития и обучения ребенка. Пугающая обстановка и неустойчивый распорядок дня тормозят навыки у аутиста и заставляют еще глубже «уходить в себя».
  2. Понять, что аутизм – способ существования. Ребенок с этим заболеванием видит, слышит, думает и чувствует по-другому, отлично от большинства людей.
  3. Подключить к работе с ребенком психолога, психиатра, логопеда и других специалистов при необходимости.

На современном этапе помощь больным детям может оказать только составленная грамотным специалистом коррекционная программа – последовательность действий, которые проводят не для того, чтобы вылечить аутизм (он не лечится), а с целью максимальной адаптации ребенка к условиям окружающей среды.

Для выполнения этой программы очень важна помощь родителей, ведь для малыша весь мир непонятен и враждебен.

Коррекция проводится в особых реабилитационных центрах (например, Наш солнечный мир или Детство). Коррекционная программа зависит от формы и степени тяжести заболевания. В нее входят:

  • медикаментозное лечение;
  • безглютеновая диета;
  • иппотерапия;
  • поведенческая терапия;
  • музыкальная терапия;
  • игротерапия;
  • дельфинотерапия;
  • массаж.

Занятия разными видами терапии могут проводиться в различных центрах. Так, иппотерапия проводится обычно в специально оборудованном манеже, лечение музыкой – в особых кабинетах. Лечебная физкультура и массаж обычно проводятся в условиях одной клиники.

Что делать?

Да, аутизм - это расстройство развития ребенка, сохраняющееся на протяжении всей жизни. Но благодаря своевременной диагностике и ранней коррекционной помощи можно добиться многого: адаптировать ребенка к жизни в обществе; научить его справляться с собственными страхами; контролировать эмоции.

  1. Самое важное - не маскировать диагноз за якобы «более благозвучным» и «социально приемлемым». Не убегать от проблемы и не фиксировать все внимание на негативных аспектах диагноза, таких, как: инвалидность, непонимание окружающих, конфликты в семье и прочее. Гипертрофированное представление о ребенке как о гениальном также вредно, как и подавленное состояние от его неуспешности.
  2. Необходимо без колебаний отказаться от терзающих иллюзий и выстроенных заранее планов на жизнь. Принять ребенка таким, каков он есть на самом деле. Действовать исходя из интересов ребенка, создавая вокруг него атмосферу любви и доброжелательности, организовывая его мир до тех пор, пока он не научится делать это самостоятельно.

Помните, что без вашей поддержки ребенку с аутизмом не выжить.

Обучение ребенка-аутиста

Аутичный ребенок, как правило, в обычной школе учиться не может. Чаще обучением на дому занимаются родители или приходящий специалист. В крупных городах открыты специальные школы. Обучение в них проводится по специальным методикам.

Наиболее распространенные учебные программы:

  • «Время на полу»: методика предлагает лечение и обучение навыкам общения проводить в игровой форме (родитель или педагог по несколько часов играют с ребенком на полу).
  • «Прикладной поведенческий анализ»: поэтапное обучение под руководством психолога от простых навыков до формирования разговорной речи.
  • Методика по программе «Больше, чем слова» обучает родителей пониманию невербального способа общения с ребенком с помощью жестов, мимики, его взгляда и др. Психолог (или родители) помогают ребенку в формировании новых методов для общения с другими людьми, более понятных им.
  • Методика обучения с помощью обмена карточками: используется при тяжелой форме аутизма и при отсутствии речи у ребенка. В процессе обучения ребенку помогают запомнить значение различных карточек и использовать их для общения. Это дает возможность ребенку проявлять инициативу и облегчает общение.
  • «Социальные истории» – это своеобразные сказки, написанные педагогами или родителями. В них следует описывать ситуации, вызывающие страхи и тревогу ребенка, а мысли и эмоции героев историй подсказывают желаемое поведение ребенка в подобной ситуации.
  • Программа ТЕАССН: методика рекомендует индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его особенностей, цели обучения. Эта техника может сочетаться с другими технологиями обучения.

Строгий распорядок дня, постоянные и не всегда успешные занятия с ребенком, страдающим аутизмом, накладывают отпечаток на жизнь всей семьи. Такие условия требуют от членов семьи необыкновенного терпения и толерантности. Но только любовь и терпение помогут достичь хоть малейшего прогресса.

Прогноз при аутизме

Число британских исследований, говорящих о качественных изменениях и посвящённых долгосрочному прогнозу, небольшое. Некоторые повзрослевшие аутисты приобретают незначительные улучшения в коммуникативной сфере, но у большего числа эти навыки только ухудшаются.

Прогнозы развития аутистов такие: 10 % взрослых больных имеют несколько друзей, требуют некоторую поддержку; 19 % имеет относительную степень независимости, однако остаются дома и нуждаются в повседневном наблюдении, а также значительной поддержке; 46 % нуждаются в попечении специалистов по аутистическим расстройствам; а 12 % больным необходим высокоорганизованный больничный уход.

Шведские данные за 2005 год в группе, где было 78 взрослых аутистов, показали результаты еще хуже. Из общего числа только 4 % жило независимой жизнью. С 1990-х, а также с начала 2000-х рост сообщений новых случаев аутизма значительно увеличился. С 2011-2012 года расстройство аутистического спектра наблюдалось у каждого 50-го школьника в США, а также у каждого 38-го школьника Южной Кореи.

«Привет, мой хороший, мама дома! Я так соскучилась по тебе, сынок. Иди обниму! А погляди, что я тебе принесла…». Отрешенный, безразличный взгляд скользнул по мне и остановился на игрушке. Через секунду подарок перекочевал в руки сына, в дверном проеме детской мелькнула его спина, и дверь закрылась. Мои протянутые к ребенку руки повисли бессильными плетьми, и улыбка сползла с лица. Острая боль в который раз пронзила сердце безмолвным криком: «Почему именно он? Почему мой мальчик? Должны же быть внятные причины развития аутизма именно у моего ребенка?»

Причины развития аутизма у детей: много версий без точного ответа

Диагноз аутизм был поставлен сыну в возрасте трех лет. Поиски причин, по которым у ребенка формируется аутизм, привели меня к следующим основным версиям этой болезни, на тот момент известным науке:

    Одной из предположительных причин формирования аутизма у ребенка считались прививки. Приводились доводы, что заболевание аутизмом возникает на почве иммунного дефицита. Пагубное воздействие на ослабленный организм наносят сами вирусы, вызывая заболевание аутизм. Была и другая версия: пагубное воздействие оказывает ртутный консервант, содержащийся в прививке. Отравление мозга солями ртути вызывает нарушения психики, описываемые таким диагнозом, как аутизм. Комплекс мер включал мощное противовирусное лечение, противогрибковые комплексы.

    Другой причиной развития аутизма у ребенка считались множественные нарушения обмена веществ. Организм ребенка, имеющего заболевание аутизм, по этой версии не имеет нужных ферментов, расщепляющих определенные продукты. Также утверждалось, что организм детей с диагнозом аутизм не усваивает в достаточной мере необходимые витамины и минералы. Это породило целые схемы изнурительных диет, при которых ребенку мало что можно было есть. В дополнение к такому лечению полагалось давать детям с заболеванием аутизм огромные дозы витаминных комплексов.

    Изучались генетические причины развития аутизма у ребенка. Ученые искали ген, ответственный за развитие такого заболевания, как аутизм.

    Попадались и другие разномастные попытки объяснить причину, по которой формируется аутизм у ребенка: возраст родителей, общемировые информационные перегрузки, экологический фактор, наличие родственников, больных шизофренией.


Со своим сыном, имеющим диагноз аутизм, мы безрезультатно опробовали диеты и витаминные комплексы, призванные разрешить проблему заболевания аутизмом. Позже, став специальным психологом и посвятив много лет коррекции развития детей, имеющих диагноз или расстройство аутистического спектра, я удостоверилась в том, что ни одна из перечисленных выше гипотез не дает полного объяснения, какие именно дети подвержены риску и как его избежать.

Читателю вовсе не обязательно проходить этот путь разочарований, подобно тысячам родителей, у которых ребенку поставили диагноз аутизм. Просто задайте себе вопрос – хотя бы одна из этих версий способна дать внятное объяснение: «Почему именно такой ребенок? Почему именно у меня?».

Последняя инстанция (психиатры) тоже лишь пожимают плечами по поводу причин возникновения аутизма у ребенка. Здесь помогут оформить инвалидность и пропишут лечение, которое вовсе не устранит болезнь. Максимум – притупит проявления патологических симптомов, характерных для заболевания аутизм.

Вам как родителю этого достаточно? Не думаю.

Системные причины формирования аутизма у ребенка: разгадка загадочной болезни

При всем разнообразии особых признаков и симптомов, которыми изобилует ранний детский аутизм, должно быть нечто общее, объединяющее детей с таким расстройством психики. Что именно? Ответ на этот вопрос раскрывает Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Согласно этому научному знанию, психические заболевания могут развиваться только у обладателей . Он задает человеку особые свойства психики: погруженность в себя (интроверсия), сосредоточенность на своих мыслях и состояниях.

При благоприятном развитии в детстве и реализации во взрослом возрасте обладатель звукового вектора способен реализовать себя как крупный ученый, исследователь, талантливый поэт и музыкант. Но психическая травма в звуковом векторе становится причиной формирования аутизма у ребенка, возникают патологические проявления и признаки его природной интроверсии. Как именно ребенок получает эту травму?


Психотравма в звуковом векторе как основная причина возникновения аутизма у ребенка

Особо чувствительной зоной у маленького звуковичка является ухо. Ребенок с диагнозом аутизм чутко слышит из самой дальней комнаты шелест разворачиваемой конфеты. А на вашу речь или свое имя малыш не реагирует. Почему?

Психическую травму, формирующую такое заболевание, как аутизм, ребенок получает именно через ухо. «Спусковым крючком» могут стать следующие причины развития аутизма: ссоры в семье, разговор на повышенных тонах, громкая музыка, оскорбительные смыслы в речи взрослых, которые малыш улавливает бессознательно.

В результате травмы он отгораживается от окружающего мира и для него становятся мучительны даже бытовые шумы (фен, пылесос). Грохот моющейся посуды на кухне звучит, как обвал в горах. Поначалу ребенок закрывает уши, позже теряет способность к обучению, к восприятию смыслов речи. Это становится причиной формирования аутизма у ребенка.

Большое значение имеет психологическое состояние матери. Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, что до шести лет развитие малыша напрямую зависит от того, насколько мать способна дать ему ощущение защищенности и безопасности. Если мать несет в себе неосознаваемые психотравмы, если ей плохо, то она невольно лишает ребенка чувства защищенности и гораздо легче срывается на крик в момент напряжения. Что становится дополнительной причиной возникновения аутизма у ребенка со звуковым вектором.

Звуковой вектор является доминантным, но не единственным. У каждого из нас от рождения есть свойства нескольких векторов. Звуковая травма и аутизм у ребенка становится причиной искажения в развитии и остальных векторов. Например, искаженное развитие – причина таких симптомов при аутизме у ребенка, как . Искажения в развитии становятся причиной таких признаков аутизма ребенка, как .

Аутизм у ребенка: точные причины, реальный выход

Системно-векторная психология Юрия Бурлана комплексно решает проблему детского аутизма:

    Описывает причины возникновения аутизма у детей, дает рекомендации по воспитанию ребенка со звуковым вектором.

    Раскрывает причины патологических симптомов при аутизме у ребенка (агрессия и аутоагрессия, навязчивые движения, эхолалии), помогает подобрать точные методы коррекции.

    Помогает матери избавиться от любых бессознательных психотравм. Состояние матери играет ключевую роль для снятия с ребенка диагноза аутизм.

Аутизм в детском возрасте – не приговор. Это подтверждают мамы, дети которых избавились от диагноза аутизм навсегда:

Узнать точные причины развития заболевания аутизм и подарить своему ребенку шанс на выздоровление можно, начав с бесплатного онлайн-тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь .

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Вам также будет интересно:

Оперативные сводки донбасса
Share Tweet Share Share Email Comments 18.04.19. Сообщение от военкора Оксаны Шкоды. Пока...
Пышный бисквит красный бархат
Шикарный праздничный торт «Красный бархат» — настоящее украшение застолья! Божественный...
Пикша запеченная в духовке
Рыба является одним из самых низкокалорийных и очень полезных блюд. Особенно - пикша,...
Драники кабачковые: рецепт приготовления с фото Деруны из картошки и кабачков
И я с удовольствием готовлю с ними всевозможные блюда. Этот рецепт из разряда просто,...
Цыпленок в фольге в мультиварке Как приготовить цыпленка табака в мультиварке скороварке
Как ни странно, мультиварка отлично себя проявила и в этом рецепте. В оригинальном варианте...